Научная статья на тему 'Организация системы повышения квалификации'

Организация системы повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
556
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плугина М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация системы повышения квалификации»

ния. Игнорирование этого превратит модернизацию образования в очередную кампанию по его ре-формированию, в лучшем случае - с нулевым результатом.

Литература

1. Шепель В.М. Управленческая гуманитаро-

логия // Высшее образование в России. -1994. - № 1.

2. Вязникова Л.Ф. Психологические основа-

ния профессиональной переподготовки руководителей образования: время перемен. - Хабаровск, 2002.

3. Шадриков В.Д. Духовные способности. -

М., 1996.

4. Пригожин А.И. Социология организации.

- М., 1980.

5. Социальная антропология на пороге XXI

века. - М., 1998.

6. Фрумин И.Д. Демократизация школы как

основное направление её обновления // Инновационное движение в российском школьном образовании. - М., 1997. -С.97-141.

7. Асмолов А.Г. XXI век: психология в век

психологии // Вопр. психологии. - 1999.

- №1.

8. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Вве-

дение в философию образования. - М., 2000.

9. Маслоу А. Новые рубежи человеческой

природы. - СПб., 1999.

М. ПЛУГИНА, доцент Северо-Кавказский государственный технический университет

За последние годы сеть различных видов системы ПК значительно расширилась, обнаружив значительное количество недостатков в своем функционировании.

Так, Н.С. Горностаев обращает внимание на три варианта традиционной организации образовательной деятельности слушателей: 1) изучение всего понемногу,

2) сосредоточение на какой-то одной дисциплине (преподаваемая дисциплина), 3) сочетание двух первых вариантов [1]. Сегодня чаще всего ФПК действуют по первому варианту, оптимальным считается третий вариант, который позволяет не только повысить знания, умения и навыки в области преподаваемой дисциплины, но и расширить информационное пространство личности, обеспечивая ее личностный рост.

В других исследованиях отмечается, что главными недостатками деятельности ФПК являются: 1) «перегруженность» элементами малой познавательной ценности; 2) недооценка места и роли самостоятельной работы слушателей, что сдерживает их ак-

Организация системы повышения квалификации

тивность [2]; 3) отсутствие учета особенностей специальности и контингента слушателей [3]; 4) содержание обучения не всегда носит опережающий характер по отношению к состоянию практики; 5) обучение на ФПК часто является «калькой» вузовского обучения [4].

На мой взгляд, к ним можно добавить в первую очередь следующие ее особенности (и, соответственно, недостатки). Во-первых, трудности обучения тех, кто сам привык учить других. Они обусловливают рождение двух проблем: а) подбор кадров преподавателей для ФПК (они должны пользоваться авторитетом, быть яркими, интересными личностями, уметь работать с такой специфичной аудиторией); б) использование особых методов воздействия, которые позволяют слушателям занимать активную позицию, что в полной мере соотносится с их преподавательским опытом, возрастом и дает им возможность брать на себя ответственность за решение проблемных задач. Во-вторых, неглубокое знание психологии

взрослого теми, кто преподает в системе повышения квалификации, что не позволяет учитывать индивидуальные и возрастные особенности при организации образовательного процесса. Третий недостаток связан с игнорированием потребностей и мотивации образовательной деятельности слушателей (часто приход в систему ПК не является делом добровольным). В-четвертых, необходимо иметь в виду, что процесс учения для взрослых выступает как вспомогательная деятельность по отношению к его основной трудовой деятельности. Поэтому одна из главных задач тех, кто берется их обучать, - раскрыть смысл учебной деятельности, т.е. показать перспективы, которые открываются перед человеком после обучения. При этом важно опираться на жизненный и профессиональный опыт слушателей, одновременно раздвигая его границы, что позволит взрослому более эффективно регулировать процесс своего учения. В-пятых, отсутствие специального психологического сопровождения процесса обучения взрослых, которое могло бы существенно помочь слушателям в организации образовательной и самообразовательной деятельности, в рефлексии своих возможностей, являющихся основой для дальнейшего проектирования профессиональной и жизненной перспективы.

В работе М.П. Сибирской отмечается, что образовательный процесс в системе ПК будет иметь позитивный результат, если не будут нарушаться основополагающие положения повышения квалификации:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) многоуровневость, разнопрофиль-ность, вариативность повышения квалификации; интегративность и индивидуальность (персонификация учебного материала);

2) системный, личностно-ориентированный, деятельностный подход к обучению;

3) проблемность, развитие творческого профессионально-педагогического мышления слушателей и умений их самореализации в деятельности;

4) диалогичность и организация дея-

тельности в процессе обучения на основе гуманистической психологии и человекоцентрического подхода в обучении [5].

В исследованиях Н.М. Ващенко выделяются следующие принципы и условия, создание и соблюдение которых позволит эффективно функционировать системе ПК:

1) мобильность и динамичность образовательного процесса;

2) органическая связь образовательного процесса с отраслью, с тенденциями и перспективами ее развития;

3) непрерывное изменение содержания обучения в соответствии с современными задачами и тенденциями развития науки, техники, производства, общества в целом;

4) ориентация образовательного процесса на методы активного обучения;

5) практическая направленность обучения слушателей;

6) компьютеризация образовательного процесса [6].

Большинство исследователей осуществляют конструктивную критику несовершенства всех подсистем ПК. Рассмотрим некоторые из них.

Во главу угла необходимо поставить предложение о необходимости специальной подготовки [7]. Действительно, для организации образовательной деятельности нужны преподаватели не просто с широким кругозором и знаниями в области преподаваемой дисциплины, но и владеющие современными средствами обучения, знаниями психологии взрослых и т.д.

Система повышения квалификации должна быть ориентирована не только на запросы производства, но в большей мере -на потребности человека, заинтересованного в проявлении и развитии своих способностей, нуждающегося в самоутверждении, самореализации и социальной защищенности [8]. В процессе повышения квалификации необходимо поэтому создавать условия не только для профессионального, но и для личностного роста, общекультурного развития. Иначе говоря, образование должно быть культуросообразным (соответ-

ствовать сложившимся культурным моделям) и персонализированным (ориентированным на интересы и потребности конкретных людей) [9].

Педагогическое мастерство определяется не только знаниями в области преподаваемых дисциплин, но и умением грамотно строить образовательный процесс на основе глубоких знаний в области педагогики и психологии, владением современными педагогическими технологиями и техниками конструктивного общения, аутопсихологической компетентностью и т.д. Отсюда следует важность предложений, связанных с повышением психолого-педагогической компетентности преподавателей в системе ПК за счет увеличения количества часов по психолого-пе-дагогическим дисциплинам [10].

Следующее предложение основывается на одном из принципов функционирования ПК: сознательность и активность обучаемых [11]. Взрослый должен выступать в роли субъекта собственной образовательной деятельности, а образовательный процесс должен строиться на основе субъект -субъектных отношений.

Также необходимо учитывать постоянно повторяющуюся мысль о необходимости сближения теории и практики как дидактической основы повышения квалификации специалистов. Преподаватели, включенные в новый вид деятельности - учебную деятельность, постоянно проецируют получаемые знания на свою профессиональную деятельность и оценивают их с точки зрения возможного применения в дальнейшей педагогической деятельности.

К сформулированным выше предложениям относительно организации системы ПК и ее эффективного функционирования можно добавить следующее.

Во-первых, это вопрос организации психологического сопровождения образовательного процесса в системе ПК, которое может осуществляться психологической службой вуза или преподавателями психо-лого-педагогических дисциплин. Именно преподаватели данных дисциплин могут

оказать существенную помощь в подготовке кадров для работы с взрослой аудиторией, предоставить информацию о современных педагогических технологиях и т.д. В частности, они могут организовывать и проводить краткосрочные курсы по теории и практике обучения взрослых, по использованию активных методов обучения и пр.

Важным, на наш взгляд, является предложение о пересмотре часов психолого-пе-дагогического блока относительно всех остальных дисциплин. И здесь есть один интересный момент. В системе повышения квалификации, в зависимости от вида образовательных программ, предусматриваются педагогические, предметно-профессиональные и специальные курсы. В частности, если речь идет о повышении педагогической квалификации, то здесь предусмотрены в основном дисциплины психолого-пе-дагогического цикла. Во всех других случаях акцент делается на специальных дисциплинах (для математиков это дисциплины математического цикла, в случае преподавателей иностранного языка все дисциплины направлены на совершенствование знаний в этой области и т.д.), которые не могут обеспечить личностного роста самого преподавателя, а позволяют только умножать имеющиеся знания в области своего предмета. При реализации принципов свободы и сознательности выбора направления повышения квалификации остается открытым вопрос: а будут ли преподаватели-предметники выбирать образовательные программы, направленные на совершенствование педагогического мастерства, психологической компетентности? Кто должен мотивировать педагогов на этот выбор? Следовательно, необходима научная психодиагностическая работа, которая позволит выявить потребности преподавателей вуза в психолого-пе-дагогических знаниях. А выполняться она также должна специалистами службы психологического сопровождения. Кроме этого, руководство вузов должно стимулировать преподавателей к совершенствованию не только их профессиональных качеств, но

и личностных характеристик, благодаря которым можно более эффективно решать задачи современного образования и оптимизировать образовательный процесс.

Третье предложение связано с необходимостью расширения сферы оказания услуг со стороны ФПК. Кроме традиционных курсов повышения квалификации, должны действовать системы краткосрочных курсов и семинаров по психолого-педагогическим проблемам. Тем самым будет формироваться потребность и мотивация к изучению психологии человека, психологии и педагогики высшей школы как базовых дисциплин в педагогической деятельности. Включение преподавателей не психологических дисциплин или не имеющих специального педагогического образования к участию в работе проблемных групп по решению современных психолого-педагогических задач может стать существенным стимулом к их дальнейшему обучению в аспирантуре или докторантуре. Кроме того, новые знания в области психологии будут способствовать формированию у преподавателей более высокого уровня личностной рефлексии, на основе которой формируются необходимые профессиональные качества.

Следует максимально использовать профессиональный и социальный опыт слушателей, то есть строить процесс обучения таким образом, чтобы значительная часть времени отводилась на самостоятельную и самообразовательную работу. Самообразование является важнейшей составляющей образовательной деятельности взрослых и требует более глубокого анализа.

Сегодня нарабатывается опыт организации последипломного обучения преподавателей, который позволяет не только повы-

шать профессиональное мастерство педагогов, но и обеспечивать личностный рост профессионала, развитие его творчества, социальной и профессиональной активности, когда он выступает субъектом деятельности, общения и познания.

Литература

1. Горностаев Н.С. Возвратившись с ФПК //

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вестник высшей школы. - 1988. - №12.

2. Гринюк В.Н. Методы активизации обуче-

ния слушателей ИПК // Проблемы совершенствования организации учебного процесса в условиях ИПК. - Рига, 1975.

3. Шапошникова А.П. Непрерывно обновлять

знания преподавателей // Вестник высшей школы. - 1975. - №3.

4. Борисова Н.В. Педагогические особенно-

сти создания и внедрения системы АМО в институте повышения квалификации. Дис. канд. пед. н. - М., 1987.

5. Сибирская М.П. Теоретические основы проектирования педагогических технологий в процессе повышения квалификации специалистов профессионального образования. Дис. д. пед. н. - СПб., 1998.

6. Ващенко Н.М. Педагогические основы по-

вышения квалификации кадров // Советская педагогика. - 1986. - №2. - С.46-49.

7. Проблемы организации непрерывного об-

разования руководящих работников и специалистов народного хозяйства. - М.,1987.

8. Ваграменко Я. Новые ориентиры последипломной подготовки // Альма-матер.

- 1991. - №4.

9. Колесникова И.А. Основы андрогогики. -

М., 2003.

10. Григорьев В.А., Данилов Б.В. Комплексная проблема профориентации, адаптации и по-вышенияквалификациикадров.- Минск,1976.

11. Современный словарь по педагогике. -Минск, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.