Научная статья на тему 'Субъективные ожидания преподавателей от повышения квалификации в области педагогики и психологии высшей школы'

Субъективные ожидания преподавателей от повышения квалификации в области педагогики и психологии высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2311
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЖИДАНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Елена Юрьевна

В статье обсуждается значение изучения субъективных ожиданий преподавателей вузов от повышения квалификации в области педагогики и психологии высшей школы для совершенствования методики преподавания курса «Педагогика и психология высшей школы». Приведена структура и характеристика субъективных ожиданий, включающая когнитивный, аффективный и конативный компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHERS SUBJECTIVE EXPECTATIONS FROM FURTHER TRAINING IN THE FIELD OF HIGHER SCHOOL PEDAGOGICS AND PSYCHOLOGY

The article considers the significance of studying subjective expectations of university teachers from further training in the field of higher school pedagogics and psychology for improving the teaching techniques of the course Higher School Pedagogics and Psychology. The structure and characteristic of the subjective expectations are given, including cognitive, affective and connative components.

Текст научной работы на тему «Субъективные ожидания преподавателей от повышения квалификации в области педагогики и психологии высшей школы»

УДК 378.018.46:378.661(470.11): 159

ВАСИЛЬЕВА Елена Юрьевна, доктор педагогических наук, доцент, проректор по качеству, заведующая кафедрой педагогики и психологии Северного государственного медицинского университета. Автор более 130 научных публикаций, в т.ч. 5 монографий, 5 учебно-методических пособий

СУБЪЕКТИВНЫЕ ОЖИДАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В статье обсуждается значение изучения субъективных ожиданий преподавателей вузов от повышения квалификации в области педагогики и психологии высшей школы для совершенствования методики преподавания курса «Педагогика и психология высшей школы». Приведена структура и характеристика субъективных ожиданий, включающая когнитивный, аффективный и конативный компоненты.

Ожидание, преподаватель, педагогика и психология высшей школы, повышение квалификации

Исследования субъективных ожиданий преподавателей вузов от повышения квалификации в области педагогики и психологии высшей школы занимают скромное положение на периферии педагогического знания и практики. В лучшем случае результаты исследований обсуждаются на конференциях, но в основном наблюдается затишье, прерываемое изредка выходящими статьями по отдельным вопросам1 . Между тем существует потребность в методических знаниях для организаторов и преподавателей курсов, которые в вузах РФ реализуют разнообразные программы повышения квалификации в области педагогики и психологии высшей школы. Полагаем, что на первый план должны быть выдвинуты не столько проблемы преподавания и учения, сколько пробле-

© Васильева Е.Ю., 2011

мы психологии преподавания и психологии учения, и в первую очередь проблемы психологии субъекта учебной деятельности, приступающего к изучению курса педагогики и психологии высшей школы. В этом и состоит, с нашей точки зрения, главное направление в работе по совершенствованию методики преподавания педагогики и психологии высшей школы.

Так как усвоение новых знаний осуществляется на основе их соотнесения с прошлым опытом субъекта учебной деятельности и имеющимся опытом педагогической деятельности в вузе, прежде всего в рамках указанного направления необходимо изучать ожидания слушателя, приступающего к повышению квалификации в области педагогики и психологии высшей школы. Ожидания - это одновременно

и эмоциональное состояние, и структурно-операциональное образование2. Система ожиданий субъекта учебной деятельности состоит из когнитивного, аффективного и конативного компонентов.

Когнитивный компонент включает знания, связанные с содержанием образовательной программы, и знания, полученные до ее изучения из разных источников. Их можно назвать фоновыми, поскольку новая информация воспринимается и оценивается по отношению к этим знаниям. Известно, что на основе фоновых знаний формируется предварительное представление об образовательной программе, ее образ.

Аффективный компонент в системе субъективных ожиданий преподавателя есть не что иное, как эмоционально-оценочное отношение к образовательной программе, ее привлекательность для субъекта учебной деятельности.

Конативный компонент характеризуется потребностью в углублении, расширении, систематизации накопленных прежде знаний и в овладении новыми знаниями, мотивами изучения, самостоятельно продуцированными целями изучения образовательной программы.

Все три основных компонента системы ожиданий тесно взаимосвязаны, ведущим является когнитивный компонент. При восприятии нового учебного содержания непосредственно воспринимаемое содержание программы соотносится со сложившимся до ее изучения образом предмета. Результат соотнесения выступает как регулятор познавательной деятельности субъекта. Система ожиданий перестраивается, реорганизуется.

Изучение системы ожиданий слушателя, приступающего к изучению педагогики и психологии высшей школы, имеет большое значение для разработки проблем методики преподавания этой учебной дисциплины еще и потому, что специфика усвоения слушателем курса определяется не только и не столько его содержанием, а тем, как относится слушатель к этому содержанию, тем, как воспринимает субъект учебной деятельности психолого-педагогические знания.

С целью исследования системы ожиданий слушателей, приступающих к изучению педаго-

гики и психологии высшей школы, проводились письменные опросы, в которых приняли участие 90 преподавателей Северного государственного медицинского университета. Основной методический прием исследования состоял в проведении опроса перед первым занятием по указанной образовательной программе.

На первом этапе изучалась потребность слушателей в знаниях в области педагогики и психологии высшей школы, а также проблемы в сфере образования, которые их интересуют в наибольшей степени (когнитивный компонент).

На втором - причины прохождения курсов повышения квалификации и отношение слушателей к содержанию курсов по педагогике и психологии высшей школы с точки зрения ожидаемой пользы для кафедры, где они работают (аффективный компонент).

На третьем - смыслы повышения психоло-го-педагогической квалификации, цели обучения через прогнозируемые результаты работы на курсах (конативный компонент).

Далее в статье приводятся результаты исследования субъективных ожиданий слушателей с учетом занимаемой должности на кафедре (ассистенты, доценты и заведующие кафедрами, профессора) по когнитивному, конативно-му и аффективному компоненту системы субъективных ожиданий.

Характеристика когнитивного компонента в системе ожиданий слушателей курсов по педагогике и психологии высшей школы приводится на основе проведенного контент-анализа смысловых единиц, выделенных из открытых ответов респондентов на 3 вопроса:

- потребность в каких знаниях Вы ощущаете наиболее остро?

- проблема в сфере образования, которая Вас лично интересует в наибольшей степени;

- в чем вы испытываете наибольшие затруднения в своей работе?

Все ответы проранжированы с учетом частоты встречаемости и представлены по трем группам: ассистентов, доцентов и заведующих кафедрами, профессоров.

Вопрос 1: Потребность в каких знаниях Вы ощущаете наиболее остро?

Ассистенты:

1-е место - Вопросы по методике преподавания дисциплины: «.. .планирование занятий, формы и методы представления учебного материала, методика построения лекций, принципы организации учебного процесса, организация самостоятельной работы студентов, удержание внимания студентов и др.»);

2-е место - Современные образовательные технологии: «.инновационные методы, современные методики преподавания, повышение эффективности преподавания, дистанционное обучение.»);

3-е место - Нормативно-правовое регулирование постдипломного образования в медицинском вузе «Права и обязанности преподавателя вуза»;

4-е место - Психология преподавательской деятельности: «.общение между преподавателями, психология личности преподавателя»;

5-е место - Болонский процесс; переход на новые образовательные стандарты.

Доценты:

1-е место - Новые образовательные технологии: «.интерактивное, дистанционное, модульное обучение, инновационные методы обучения, компьютерные технологии.»;

2-е место - Вопросы педагогической психологии: «.работа с аудиторией, методы повышения мотивации студентов, взаимоотношения “студент-преподаватель”, психологическая адаптация студентов .»;

3-е место - Разработка и совершенствование учебно-методического комплекса по дисциплине.

Заведующие кафедрами, профессора:

1-е место - Вопросы организации учебнометодической работы и управления кафедрой: «.рейтинговая система оценки знаний студентов и деятельности ППС, коррекция проблем в коллективе преподавателей, взаимоотношения “преподаватель-студент”, мотивация студентов, методики проведения лекций и занятий, система менеджмента качества.»;

2-е место - Новые образовательные технологии: «.новые программы, дистанционное обучение.».

Таким образом, независимо от занимаемой должности, а значит, и уровня квалификации, преподаватели испытывают потребность в знаниях по следующим вопросам: современные образовательные технологии, психология педагогического общения, тенденция развития и проблемы модернизации высшего профессионального образования.

Вопрос 2: Проблема в сфере образования, которая Вас лично интересует в наибольшей степени.

Ассистенты:

1-е место - Проблема снижения качества (эффективности) образования: «.снижение уровня базовой подготовки студентов, слушателей, выпускников; низкая мотивация студентов к обучению, разрыв между теоретическими и клиническими дисциплинами, отсутствие единых подходов к оценке знаний, недостаточное внедрение современных технологий в образовательный процесс...»;

2-е место - Реформа высшей школы, изменение ГОС, перспективы развития высшей школы;

3-е место - Роль и место преподавателя в учебном процессе: «.психология преподавателя, профессиональная деформация личности, повышение учебной нагрузки, совмещение лечебной и педагогической работы».

Доценты:

1-е место - Снижение уровня подготовленности студентов: «.низкий уровень знаний абитуриентов, студентов, интернов; снижение успеваемости, снижение мотивации студентов к обучению, научной работе, самостоятельной работе.»;

2-е место - Модернизация высшего образования: «.новый ГОС, система накопительных кредитов, новые технологии, зарубежный опыт высшего образования, нормативно-правовое обеспечение учебного процесса.»;

3-е место - Проблема оценки знаний студентов: «. несовершенство тестов, увеличение количества тестовых заданий, оценка самостоятельной работы студентов, освоение практических навыков.».

Заведующие кафедрой, профессора:

1-е место - организация работы со студентами: «.синтез методик обучения, организация НИРС, СРС, приемы мотивирования студентов на учебную деятельность. »;

2-е место - очно-заочная форма обучения, дистанционные методы.

Анализ ответов преподавателей на данный вопрос позволяет структурировать проблемы, которые интересуют преподавателей в большей степени в следующие две группы: 1) проблема мотивации учебной деятельности обучающихся и причины снижения их успеваемости и 2) проблемы подготовки преподавателей к переходу на новый ФГОС.

Вопрос 3: «В чем вы испытываете наибольшие затруднения в своей работе?»

Ассистенты:

1-е место - Недостаточный педагогический опыт.

А. Недостаточный практический опыт: «.трудности при поиске современной информации по теме, неумение распределять время, страх перед аудиторией и публичными выступлениями, недостаточность умений мотивировать студентов к обучению, удержать внимание.»;

Б. Недостаток теоретических знаний по педагогике: «.недостаточная теоретическая подготовка; нет знаний об организации учебного процесса, методиках преподавания, психологических особенностях студентов.»;

2-е место - Затруднения, связанные с дефицитом времени: «.большая нагрузка, не хватает времени на методическую работу, совмещение лечебной, научной и педагогической деятельности.».

Доценты:

1-е место - Затруднения, связанные с дефицитом времени: «.большая нагрузка, не хватает времени на методическую работу, совмещение лечебной, научной и педагогической деятельности.»;

2-е место - Недостаточная материальнотехническая база: «.дефицит учебных помещений, компьютеров, наглядных пособий, учебной литературы, оборудования.»;

3-е место - Вопросы организации учебного процесса: «.оценка качества знаний студентов, совмещение лечебной и педагогической работы, избыточность документации, перегруженность учебных групп.».

Заведующие кафедрой, профессора:

1-е место - Недостаточное материальнотехническое оснащение учебного процесса: «.дефицит муляжей, симуляторов, лабораторного и демонстрационного оборудования, современных учебных пособий.»;

2-е место - Дефицит времени.

Анализ ответов на этот вопрос позволил уточнить группы затруднений в работе преподавателей вуза. Они связаны в основном с дефицитом времени, независимо от занимаемой должности, слабой материально-технической, лабораторной и методической базой образовательного процесса, а у ассистентов еще и с недостаточной педагогической подготовкой и небольшим опытом работы в вузе.

Характеристика конативного компонента в системе ожиданий преподавателей выполнена на основе изучения смыслов повышения квалификации преподавателей в области педагогики и психологии высшей школы, а также прогнозируемых ими результатов обучения.

Анализ смыслов повышения психолого-пе-дагогической квалификации показал, что они неоднозначны у разных групп преподавателей. Это можно объяснить не только разным уровнем научно-педагогической квалификации респондентов, но и особенностями личностных смыслов, которые сугубо индивидуальны и обусловлены как ситуативными факторами, так и контекстом их личной и профессиональной жизни.

В целом смысловое поле представим как смыслы, связанные с совершенствованием профессиональной деятельности и рефлексивным осмыслением себя в ней (табл. 1).

Таким образом, для 68,9% преподавателей смысл повышения психолого-педагогической квалификации заключается в освоении новых образовательных технологий, 62,2% респондентов выбирают в качестве смысла повышения квалификации ответ «не отставать от време-

Таблица 1

СМЫСЛ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Варианты ответов Зав. кафедрой, профессора, % (п=20) Доценты, % (п=42) Ассистенты, % (п=28)

Освоить новые технологии 65 78,6 57,1

Не отставать от времени 50 73,8 53,6

Изучить проблемы модернизации высшего образования 50 54,8 53,6

Расширить свой кругозор 45 42,9 50

Получить новые теоретические знания 40 38,1 46,4

Осознать свои профессиональные потребности и возможности 35 35,7 42,9

Осмыслить профессиональные проблемы 40 33,3 39,3

Подготовиться к аттестации 30 21,4 35,7

Освоить основы научно-методической работы 25 11,9 14,3

Повысить культуру общения 20 9,5 14,3

Получить консультации по созданию своей методики преподавание 15 9,5 14,3

Выйти на время из текучки вузовской жизни 0 0 0

Другое 0 4,8 3,6

ни», 53,3% - изучить пути развития и модернизации высшего профессионального образования, 45,6% - расширить свой кругозор и, наконец, 37,8 и 36,7% - осознать свои профессиональные потребности и возможности и осмыслить профессиональные проблемы.

Ожидаемые результаты работы в рамках курсов повышения психолого-педагогической квалификации изучались на основе анализа ответов слушателей, полученных на следующий вопрос «В чем, на Ваш взгляд, может заключаться результат работы в рамках данного курса лично для Вас?». 82,1% ассистентов кафедр видят результат в получении прикладных знаний для решения конкретных проблем, в то время как только около 60% доцентов и заведующих кафедрами ориентируются на прикладной результат работы на курсах. Свыше 50% всех групп слушателей главный результат видят в приобретении новых теоретических знаний и получении нового педагогического опыта. Около 30% преподавателей надеются, что на курсах они получат помощь в реализации соб-

ственных педагогических идей. Меньшая часть респондентов (от 15 до 23,8%) настроена на выполнение самостоятельного творческого проекта, который они рассматривали бы как основной результат работы на курсах (табл. 2).

Характеристика аффективного компонента в системе ожиданий преподавателей построена на основе анализа ответов респондентов на три вопроса:

- Назовите причину прохождения курсов повышения квалификации.

- Какие формы организации учебной деятельности на курсах повышения квалификации Вы предпочитаете?

- В чем заключается ожидаемая польза данных курсов для Вашей кафедры?

Анализ ответов респондентов показал, что 71,4% ассистентов записываются на курсы по собственному желанию. Это связано, видимо, с их реальной потребностью в психолого-педаго-гическом знании для решения затруднений в практической деятельности, поскольку профессиональной педагогической подготовки у абсо-

Таблица 2

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ В РАМКАХ КУРСА ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Варианты ответов Зав. кафедрой, профессора, % (п=20) Доценты, % (п=42) Ассистенты, % (п=28)

Получение прикладных знаний для решения конкретных проблем 60 66,7 82,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Получение теоретических знаний 55 57,1 53,6

Получение нового педагогического опыта 55 52,4 42,9

Расширение кругозора 35 47,6 42,9

Помощь в реализации собственных идей 30 26,2 28,6

Получение свидетельства о повышении квалификации 30 23,8 25

Выполнение самостоятельного творческого проекта 15 23,8 17,9

Другое 5 0 0

лютного большинства ассистентов нет. У 50% доцентов и 30% заведующих кафедрами причины появления на курсах повышения квалификации более прагматичные: по распоряжению администрации в связи с прохождением аттестации. В целом, обобщая результаты ответов на этот вопрос, следует сказать, что 57,8% слушателей оказались на курсах повышения квалификации по собственному желанию, а в результате распоряжения администрации - 37,8%.

Выбор предпочитаемых форм обучения на курсах повышения квалификации - это своеобразное отражение ожидаемой позиции обучающегося. Какой она будет: пассивно-созерцательной или активно-созидательной? Какими факторами обусловлена эта позиция? Вопрос непростой и требует дополнительного исследования. Полученные данные свидетельствуют о том, что около 60% слушателей отдают предпочтение лекциям, хотя каждый второй стал бы участником тренинга, круглого стола, деловой игры. На выступление с самостоятельно подготовленным докладом ориентируются от 5 до 12% слушателей. Занятия, предполагающие активную деятельность самих слушателей (проектирование педагогической деятельности, исследование и др.), выбирают от 10 до 20% респондентов (табл. 3).

Важным нам показался тот факт, что ожидаемую пользу от собственного психолого-пе-дагогического повышения квалификации абсолютное большинство ассистентов не связывают с практической пользой для кафедры. Только 3 ассистента из 28 понимают, что результат их повышения квалификации является общественно полезным для кафедры в целом. Доценты ожидаемую пользу видят прежде всего в овладении и внедрении современных технологий, что приведет к улучшению качества преподавания. Заведующие кафедрой определяют пользу от курсов в обновлении и систематизации психолого-педагогических знаний, что позволит им более уверенно чувствовать себя в академическом сообществе и принимать обоснованные управленческие решения.

Итак, полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о наличии у слушателей, приступающих к повышению квалификации в области педагогики и психологии высшей школы, ожиданий, влияющих на восприятие ими психолого-педагогических знаний. Выявленные ожидания определенны и в то же самое время многозначны: в системе ожиданий одного и того же респондента могут сосуществовать несколько различных вариантов понимания предмета педагогики и психологии высшей

Таблица 3

ПРЕДПОЧИТАЕМЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Варианты ответов Зав. кафедрой, профессора, % (п=20) Доценты, % (п=42) Ассистенты, % (п=28)

Лекции 60 64,3 57,1

Тренинговые задания 50 57,1 57,1

«Круглый стол», дискуссии 55 45,2 50

Деловые игры 35 40,5 46,4

Посещение лекций и практических занятий 30 33,3 42,9

Практические занятия 20 26,2 35,7

Занятия с элементами исследования 25 19 28,6

Стажировка 25 14,3 14,3

Проведение открытого занятия 20 14,3 10,7

Занятия по проектированию педагогической деятельности, индивидуальное консультирование 20 14,3 10,7

Выступление с самостоятельным докладом 5 11,9 7,1

Написание реферата 5 4,8 0

Другое 5 0 0

школы, смыслов повышения квалификации, затруднений в педагогической деятельности и пр. Ожидания значительной части респондентов соответствуют реальному содержанию курса педагогики и психологии высшей школы: они ожидают, что будут слушать курс, который позволит им изучить проблемы и тенденции развития современной высшей школы, познакомиться с современными педагогическими технологиями, освоить умения и навыки методической деятельности преподавателя, познать закономерности, принципы и правила педагогического общения и др.

Таким образом, педагог, в очередной раз начинающий преподавание курса педагогики и психологии высшей школы, всегда стоит перед выбором (независимо от того, осознает он эту альтернативу или нет): игнорировать сложившиеся до начала обучения ожидания и мотивы или опираться на них. Можно предположить, что в реальной практике преобладает первая стратегия. Для реализации второй стратегии необхо-

димо предложить слушателям систему целей изучения педагогики и психологии высшей школы, а также систему действий, которые могут обеспечить достижение целей. Оптимальное соотношение внешних целей с ожиданиями достигается за счет выбора субъектом учебной деятельности того или иного варианта иерархи-зации целей, выбора действий из числа предложенных, а также за счет возможности искать новые действия, обеспечивающие достижение целей в соответствии с их индивидуально своеобразной иерархией.

Исследование системы ожиданий преподавателей, повышающих психолого-педагоги-ческую квалификацию - лишь первый шаг в обосновании методики преподавания педагогики и психологии высшей школы, в основе которой индивидуально-личностный подход к каждому слушателю и построение разнообразных образовательных траекторий, предполагающих развитие психолого-педагогической компетентности.

Примечания

1 Образование взрослых для новой России: материалы междунар. конф., г. Москва, 21-22 мая 2004 г. / сост. О.В. Агапова, ГР Лобанова. СПб., 2004.

2 Мотивация познавательной деятельности: сб. науч. тр. / под общ. ред. Ю.Н. Кулюткина и Г.С. Сухобской. Л., 1972; ЯрошевскийМ.Г. Психология // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

Vasilyeva Elena

TEACHERS’ SUBJECTIVE EXPECTATIONS FROM FURTHER TRAINING IN THE FIELD OF HIGHER SCHOOL PEDAGOGICS AND PSYCHOLOGY

The article considers the significance of studying subjective expectations of university teachers from further training in the field of higher school pedagogics and psychology for improving the teaching techniques of the course “Higher School Pedagogics and Psychology”. The structure and characteristic of the subjective expectations are given, including cognitive, affective and connative components.

Контактная информация: e-mail: doc_vas@rambler.ru

Рецензент - Флотская Н.Ю., доктор психологических наук, профессор, декан факультета коррекционной педагогики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.