Научная статья на тему 'Психологическая компетентность в профессиональных стандартах на должность учитель'

Психологическая компетентность в профессиональных стандартах на должность учитель Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
484
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕДИНИЦА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА НА ДОЛЖНОСТЬ "УЧИТЕЛЬ" / ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ТРЕБОВАНИЕ К ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КОМПЕТЕНТНОСТЯМ УЧИТЕЛЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилова Тамара Алексеевна, Харитонова Галина Вячеславовна

В статье приводится описание проекта профессионального стандарта и подходов к исследованию психологической компетентности, раскрываются взаимосвязи психологической компетентности с другими видами компетентности в новых образовательных стандартах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCE IN PSYCHOLOGICAL STANDARDS FOR THE POST OF TEACHER

Abstrac. The article describes the project and the professional standard approaches to the study of psychological competence, psychological competence disclosed relationship with other types of expertise in the new educational standards.

Текст научной работы на тему «Психологическая компетентность в профессиональных стандартах на должность учитель»

ботки. К таким разработкам относится электронный учебно-методический материал (ЭУММ) «Традиционная культура народов Дагестана» [3].

Автор статьи является разработчиком модуля «Дагестанские национальные музыкальные инструменты». В модуле представлены основные музыкальные инструменты, бытующие в Дагестане, их фотоиллюстрация, а также возможность воспроизведения звучания при помощи гиперссылки. На практических занятиях по данной дисциплине, а также в организации самостоятельной работы студентами применяется авторская мультимедийная презентация по теме «Творчество Роберта Шумана», разработанная в программной среде "Power Point". Презентация содержит 15 слайдов, которые содержат библиографический материал, а также звучание основных фортепианных произведений Р. Шумана.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что применение информационных технологий в подготовке бакалавров по профилю «Музыка и мировая художественная культура» позволяет существенно повысить качество образовательного процесса, повышает у студентов интерес, способствует лучшему запоминанию учебного материала, позволяет осуществить подготовку с учетом современного уровня развития науки и культуры.

Библиографический список

1. Галкина Л.С. Современные информационные технологии в контексте реализации требований ФГОС ВПО / Л. С. Галкина // Информатика и образование. - 2013. - № 7 (246). - С. 90-94.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр». Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. - № 747.

3. Шахназарова П.Т., Везиров Т.Г. Некоторые аспекты профессиональной подготовки бакалавров по профилю «Музыка и мировая художественная культура» с использованием интерактивных средств обучения / П.Т. Шахназарова, Т.Г. Везиров // Мир науки, культуры и образования. - 2013. - № 3 (36). - С. 102-104.

ТА. Шилова ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

г.в. Харитонова В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ

НА ДОЛЖНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Аннотация. В статье приводится описание проекта профессионального стандарта и подходов к исследованию психологической компетентности, раскрываются взаимосвязи психологической компетентности с другими видами компетентности в новых образовательных стандартах.

Ключевые слова: единица профессионального стандарта на должность «учитель», определяющих требование к психологическим компетентностям учителя, компетентность, психологическая компетентность, образовательный стандарт.

Tamara Shilova PROFESSIONAL COMPETENCE IN PSYCHOLOGICAL

Galina Kharitonova STANDARDS FOR THE POST OF TEACHER

Abstrac. The article describes the project and the professional standard approaches to the study of psychological competence, psychological competence disclosed relationship with other types of expertise in the new educational standards.

Keywords: unit of the professional standard for the position "teacher", defines the requirements for psychological competence of teachers, competence, psychological competence, educational standard.

Проблема психологической компетентности в профессиональных стандартах на должность учитель является одной из самых актуальных в образовании. Она неразрывно связана с наукой.

© Шилова Т.А., Харитонова Г.В., 2014

В своем большинстве эта проблема носит характер обсуждения, нежели изучения. Это объясняется тем, что объект исследования представляет определенные сложности. Трудности практического изучения данной проблемы обусловлены тем, что неясны многие стороны и закономерности внедрения профессиональных стандартов. В работе ставилась цель проанализировать концепции психологической компетентности, соединив их с существующими требованиями к профессии учителя.

Внедрение стандартов нового поколения требует от педагогических коллективов общеобразовательных учреждений слаженной командной работы, отработанной модели взаимодействия на всех уровнях. Без высокой психологической компетентности всех участников образовательного процесса, и в первую очередь педагогов, добиться желаемого результата невозможно. В связи с этим возникла необходимость в качественно иной подготовке преподавателя, позволяющей сочетать фундаментальность профессионально-базовых знаний с инновационностью мышления и практикой образовательных проблем.

Концепции компетентностей профессиональных стандартов

Как показывает обзор специальной литературы, исследования ведутся в различных направлениях состояния и формирования компетентности учителя. Так, требования к профессии учителя, в том числе будущего педагога, рассматриваются у ряда авторов (Е.С. Романов, Е.Н. Геворкян, Б.М. Абушкин [1, с. 21], В.Н. Введенский). Много внимания уделяется изучению содержания профессионально-педагогической деятельности преподавателя в нашей стране (Л.М. Абдулина, М.А. Аксенова, В.А. Антипова, Е.В. Бережнова, З.В. Есарева, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.Я. Петровская, Ю.К. Янковский) и за рубежом (Е.Д. Вознесенская, Б.Л. Вульфсон, Л.В. Кузнецова), а также оценке профессионально-педагогического мастерства преподавателя высшей квалификации (Н. Асеев, Н. Дудкина, Л. Куприянова, А. Федоров).

Методологическая компетентность, как пишет М.А. Аксенова, у преподавателя высшей школы осуществляется в условиях развития [2, с. 101-104]. Цели работ этих ученых в основном направлены на выяснение условий, факторов, критериев педагогического мастерства, разработку путей совершенствования. Личностная и профессиональная компетентность педагога, по мнению В.И. Каза-ренкова, осуществляется посредством вариативного взаимодействия со всеми участниками совместной деятельности на основе сотрудничества взаимодоверия творческой деятельности [4, с. 109-114].

В российской науке исследуемая проблема обычно рассматривается в ключе формирования профессиональных требований к специалисту (А.Г. Бермус, Н.Ф. Ефремова, И.А. Зимняя, Д.С. Цоди-кова), а также нового подхода к конструированию образовательных стандартов (А.В. Хуторской).

Все исследователи, изучавшие природу компетентности, обращают внимание на ее многосторонний, разноплановый и системный характер. Анализ научной литературы показывает, что ученые, изучавшие проблему компетентности, в своих исследованиях используют как термин «профессиональная компетентность» (Б.С. Гершунский, Т.В. Добудбко, А.К. Маркова), так и «педагогическая компетентность» (Л.М. Митина), либо оба термина (Н.Н. Лобанова), а иногда объединяют их по аналогии с профессионально-педагогической деятельностью: профессионально-педагогическая компетентность (Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская), психологическая компетентность (А.К. Маркова, Л.М. Митина). Н.В. Кузьмина определяет компетентность так: «Способность педагога превращать специальность, носителем которой он является, в средство формирования личности учащегося с учетом ограничений и предписаний, накладываемых на учебно-воспитательный процесс требованиями педагогической нормы, в которой он осуществляется», и выделяет следующие виды компетентности: специальную и профессиональную, методическую, социально-психологическую, дифференциально-психологическую, аутопсихологическую. По мнению Л.М. Митиной, понятие «педагогическая компетентность» включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. Л.М. Митина выделяет деятельностную, комму-

никативную и социальную составляющие компетентности [7]. По мнению выдающегося теоретика и ученого В.Н. Введенского, профессиональная компетентность педагога «...не сводится к набору знаний, умений, а определяет необходимость и эффективность их применения в реальной образовательной практике» [2]. Профессиональную компетентность Т.Г. Браже определяет как многофакторное явление, включающее в себя систему знаний и умений учителя, его ценностные ориентации, мотивы деятельности, интегрированные показатели культуры (речь, стиль, общение, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знаний). Роль психологической компетентности в становлении профессионализма учителя неоспорима. Компетентность как особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности, определяется М.А.Холодной. Психологическая компетентность может быть охарактеризована через эффективность, конструктивность деятельности (внешней и внутренний) на основе психологической грамотности, т.е. означает эффективное применение знаний, умений для решения стоящих перед человеком задач, проблем.

В работах психологов Ю.И. Емельянова, Л.С. Колмогоровой, Л.А. Петровской, Л.Д. Столя-ренко, М.А. Холодной и др. рассматривается структура психолого-педагогической компетентности:

- компетентность в общении как способность общаться, обмениваться информацией и на этой основе устанавливать и поддерживать педагогически целесообразные отношения с участниками педагогического процесса;

- интеллектуальная компетентность как особый тип организации знаний,

- обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности, знания о психологическом развитии учащихся, их возрастных особенностях и умение это реализовать в педагогической практике;

- социально-психологическая компетентность, проявляющаяся в умении строить перспективные и организаторские планы самостоятельной и совместной деятельности (учебной, образовательной, воспитательной, исследовательской, экспериментальной и т.д.); разрабатывать технологию; выбирать оптимальные методы и средства их реализации. Организовывать эффективную систему контроля, самоконтроля, обратной связи субъектами образования.

Как считают некоторые авторы (А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина), психологическая компетентность зависит от личности учителя, его личностных качеств. Личностно-деловые качества учителя сливаются в единую психолого-педагогическую компетентность. Практика показывает, что наиболее значимым компонентом психологической компетентности оказываются профессионально значимые качества личности педагога.

Как определяет М.И. Лукьянова [5], важными, необходимыми в педагогической деятельности являются следующие личностные качества: рефлективность, эмпатичность, коммуникативность, гибкость личности, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность [5]. А.К. Маркова дополняет их профессионально важными качествами личности: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, практическое педагогическое мышление, педагогическая наблюдательность, зоркость, педагогический слух, педагогическая ситуация, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение, прогнозирование, педагогическая рефлексия [6].

В модели профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования четко определена сущность психолого-педагогической компетентности педагога, которая включает осведомленность учителя в ключевых моментах, а именно:

- об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;

- в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми учитель работает, процессов происходящих внутри групп как между учащимися, так и между учителем и группами, учителем и учащимися, знание того, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;

- об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.

Существует педагогическая диагностика - процесс распознавания различных педагогических явлений и определения их состояния в определенный момент на основе использования необходимых для этого параметров. Показатели и параметры психолого-педагогической компетентности также можно измерить с помощью методик диагностики деятельности учителя. Основными объектами педагогической диагностики следует назвать:

- педагогическую деятельность учителя;

- активность как показатель профессионализма учителя;

- мотивационные побуждения учителя;

- деформации личности учителя в процессе педагогической деятельности;

- социально-психологическую компетентность учителя;

- коммуникативную компетентность педагога;

- природные предпосылки педагогической профессии и др.

Социально-психологическая компетентность складывается из коммуникативной, перцептивной, когнитивной компетентности и знаний в области взаимодействия, поведения.

Коммуникативная компетентность, по мнению Л.А. Петровской, имеет двоякий смысл - это и эмпатическое свойство (сопереживание), и знание о способах ориентации в различных ситуациях, свободном владении вербальными и невербальными средствами общения [8].

Социально-психологические и профессиональные компетенции, как указано в стандартах выпускников-бакалавров «Совокупные ожидаемые результаты образования» [4], включают готовность решать проблемы учащихся путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизацию собственных сил, психологических и социальных ресурсов. Психолого-педагогическое образование магистров включает следующие компетенции, а именно:

общекультурные:

- владеть методологией культурно-исторического и деятельностного подходов;

- способностью выстраивать социальные взаимодействия на принципах толерантности и безоценочности;

- способность разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях;

профессиональные:

- способность выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся,

- уметь организовывать межличностные контакты, общение и совместную

- деятельность детей и взрослых,

- способность организовывать междисциплинарное и межведомственное

- взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений,

- способность проектировать и осуществлять диагностическую работу,

- необходимую для профессиональной деятельности,

- способность применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого педагогического просвещения участников образовательного процесса,

- готовность применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности;

психолого-педагогические:

- способность проводить диагностику психического развития детей и подростков;

- способность проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы;

- способность проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы;

- способность консультировать педагогов, администрацию;

- воспитанников / обучающихся по вопросам оптимизации учебного процесса;

педагогические:

- способность с учетом возрастных особенностей детей разрабатывать последовательность образовательных задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья, психическое развитие и становление личности ребенка;

- способность использовать и разрабатывать методы психолого-педагогической диагностики для выявления возможностей, интересов, способностей освоения образовательных программ;

- способность разрабатывать и реализовывать индивидуально-ориентировачные программы, направленные на устранение трудностей обучения и адаптации к образовательной среде;

- готовность использовать активные методы привлечения семьи к решению проблем ребенка в образовании;

- способность к конструктивному взаимодействию с родителями и специалистами, участвующими в образовательном процессе, для решения проблем воспитания, обучения и развития детей;

научно-исследовательские:

- способность критически оценивать адекватность методов решения исследуемой проблемы;

- готовность использовать современные научные методы для решения исследовательских проблем;

научно-педагогические:

- способность обеспечивать трансляцию передового профессионального опыта в коллективе;

- готовность осуществлять эффективное профессиональное взаимодействие, способствующее решению широкого круга задач психолого-педагогического и социального сопровождения;

- способность ориентироваться в современных технологиях и программах с учетом потребностей образовательной среды;

- готовность к содержательному взаимодействию с педагогическими кадрами по вопросам обучения и воспитания;

- способность восполнить дефициты информационного и методического оснащения образовательного процесса;

- уметь организовывать рефлексию профессионального опыта (собственного и других специалистов);

- способность организовать межпрофессиональное взаимодействие специалистов образовательного учреждения.

Экспериментальное исследование предусматривало проведение системной диагностики психологической компетентности.

Материалы и методы исследования психологической компетентности

В данном исследовании ставились следующие задачи:

1) выделить виды психологической компетентности;

2) определить влияние психологической компетентности на эффективность педагогической деятельности учителей начальных классов.

Эмпирическое исследование проводилось в два этапа. На первом этапе обследовались учителя начальных классов московских школ. На втором этапе обследовались учителя начальных классов других городов: Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону. Испытуемыми являлись учителя начальных классов, которые находились на базе Института инновационных исследований станицы Вешенская и учреждений средней общеобразовательной школы № 491, 672 г. Москвы. В исследовании приняли участи педагоги, проживающие в разных регионах РФ в количестве 190 человек.

Для исследования психологической компетентности учителя использовались следующие методики: шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттелла; анкета «Выявление факторов, стимулирующих и препятствующих обучению, развитию и саморазвитию педагогов» В.И. Зверевой; опросник «Общий уровень общительности» Е.Ф. Ряховского; анкета профессиональной направленности личности Е.И. Рогова. Методика «Шестнадцатифакторный личностный опросник» Р. Кеттелла предназначена для измерения 16 факторов личности и является реализацией подхода к ее исследованию на основе теории черт личности. В целях изучения профессиональной направленности личности учителя нами была использована методика «Оценка профессиональной направленности личности учителя» Е.И. Рогова.

Результаты и их обсуждение

Результаты исследования факторов, стимулирующих и препятствующих обучению (методика В.И. Зверевой) позволили получить представление о главных препятствующих факторах для обучения, саморазвития педагога и стимулирующих факторах обучения и саморазвития педагога. Предусмотрена пятибалльная оценочная шкала. В результате обработки данных получено представление о ведущих факторах к саморазвитию педагога, об иерархии этих факторов. Опросник «Общий уровень общительности» В.Ф. Ряховского позволил выявить склонности, необходимые для специалистов профессий типа человек-человек.

На основе полученных результатов при исследовании общей выборки был составлен исходный профиль средних значений по шкалам 16 ФЛО Р. Кеттелла. Анализ результатов исследования индивидуально- психологических особенностей с помощью методики «Шестнадцатифакторный личностный опросник» позволил охарактеризовать группу испытуемых-педагогов. Им свойственны такие личностные параметры, как эмоциональная открытость (А+), уверенность в себе и социальная смелость Н+), добросовестность и стойкость моральных принципов нетерпимость к грубости (1+).

Охарактеризуем пути повышения психологической компетентности учителя: использование методов социального психологического тренинга профессиональной компетентности учителя с целью совершенствования профессиональной позиции учителя, развития психических явлений (педагогического мышления, педагогической рефлексии и качеств личности), совершенствования педагогических умений по развитию приемов психологической релаксации, расширения профессиональных знаний, анализ конкретных педагогических ситуаций с целью совместного решения общих профессиональных задач (низкая успеваемость, конфликтные ситуации в классе, в коллективе и др.), формирование умений учителя оценивать и совершенствовать свой индивидуальный стиль, профессиональные позиции и установки с целью повышения профессионализма. Совершенствование качеств учителя, необходимых для его педагогической деятельности и профессиональной самореализации с целью развития профессионально важных характеристик личности (анализ и самоанализ педагогической деятельности учителя, приемы умственного тренинга, синектики, приемы дискуссий и приемы мозгового штурма и др.).

Таким образом, в развитии психологической компетентности главная роль отведена самосовершенствованию, профессиональному и личностному самосознанию, выделению своих профессиональных позиций. Психологическая компетентность формируется у педагога неравномерно в течение профессиональной жизни. Видеть эту внутреннюю динамику, значит оценить ее, дать прогноз его профессионального и личностного роста. Профессиональные позиции, установки, педагогические умения, личностные качества как структурные элементы профессиональной компетентности могут быть предметом становления профессионализма педагога.

Библиографический список

1. Аксенова М.А. Методологическая компетентность преподавателя высшей школы: условия развития // Адаптация и саморегуляция личности (Российский университет дружбы народов). - 2011. - С. 101-104.

2. Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В.Н. // Педагогика. -2003. - № 10. - С. 51-55.

3. Геворкян Е.Н., Романова Е.С., Абушкин Б.М. Проект профессионального стандарта на должность учитель // Системная психология и социология (Московский городской педагогический университет). - 2012. № 6 (II). - С. 1-24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Казаренков В.И. Творчество педагога как система // Системная психология и социология (Московский городской педагогический университет). - 2011. - № 3. - С. 109-114.

5. Компетенции выпускника вуза как совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения ООП ВПО // Основная образовательная программа высшего профессионального образования: утв. Федеральным законом Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года № 3266-1). - М., 2013.

6. Лукьянова Н.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. Диагностика развития / Н.И. Лукьянова. - М., 2004.

7. Маркова А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. - М., 1993.

8. Митина Л.М. Психология профессионального развития: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1985.

9. Шилова Т.А., Харитонова Г.В. Мотивация коммуникативной компетентности педагога // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - № 14. - С. 152-155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.