Научная статья на тему 'Формирование психологической готовности студентов к журналистской деятельности на начальном этапе обучения'

Формирование психологической готовности студентов к журналистской деятельности на начальном этапе обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная деятельность / журналистика / готовность к профессиональной деятельности / профориентационная игра / психологическая готовность / компоненты готовности / игровые технологии / professional activity / journalism / readiness for professional activity / career guidance game / psychological readiness / components of readiness / gaming technologies

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вероника Петровна Дзвоник, Ирина Станиславовна Морозова

Введение. В статье рассматривается проблематика психологической готовности к будущей профессиональной деятельности как интегрального образования, динамические трансформации содержательных характеристик которого осуществляются в процессе специально организованного воздействия. Анализ современных исследований позволяет констатировать наличие позитивных изменений изучаемого феномена под влиянием игровых технологий на различных этапах обучения в вузе, которые обеспечивают осознание собственных возможностей студентов и обогащают их опыт адекватного оценивания выбранных способов достижения цели. Материалы и методы. Участниками исследования стали 82 студента первого курса направления «Журналистика» Кемеровского государственного университета (г. Кемерово), Российского государственного гуманитарного университета (г. Москва), Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (г. Калининград). В качестве диагностического инструментария были использованы анкета оценки личностных качеств, необходимых для осуществления журналистской деятельности, методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А. А. Реана, методика на определение уровня эмоционального интеллекта, разработанная Н. Холлом, методика «Профессиональная готовность» А. П. Чернявской. Полученные данные были проанализированы с использованием программы Statistica 10.0. Для проведения формирующего эксперимента разработана настольная профориентационная игра «Игра в зачёт», сочетающая в себе элементы тестовой сдачи зачёта по учебной дисциплине «Техника и технология телевидения» и игровые вставки телепроектов «Слабое звено» и «Кто хочет стать миллионером?». Результаты исследования. Представлен анализ подходов к сущности и структурным компонентам психологической готовности к профессиональной деятельности в психологии: описана специфика, рассмотрены интерпретации исследователями содержательных характеристик компонентов готовности будущих журналистов, определены возможности воздействия профориентационных игр на содержательные характеристики готовности. Приведены обобщённые результаты экспериментального исследования использования игровых технологий в процессе формирования психологической готовности к журналистской деятельности студентов на начальном этапе обучения. Обсуждение и заключение. Обосновано, что формирование психологической готовности студентов-журналистов к будущей профессиональной деятельности обеспечивается посредством использования игровых технологий, вариативность содержания и технологического обеспечения которых определяются этапом овладения профессиональными компетенциями и обогащения опыта практической деятельности студентов на начальный период обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вероника Петровна Дзвоник, Ирина Станиславовна Морозова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Students’ Psychological Readiness for Journalism at the Initial Stage of Training

Introduction. The article examines the problems of psychological readiness for future professional activity as an integral education, the dynamic transformations of the content characteristics of which are carried out in the process of specially organized influence. By analyzing current research, we can conclude that there have been positive changes in the phenomenon under study at different university stages as a result of gaming technologies. These changes have given students a greater sense of self-awareness and have improved their ability to evaluate options carefully and effectively in order to accomplish goals. Materials and Methods. The participants in the study were 82 first-year students of the journalism major at Kemerovo State University (Kemerovo), Russian State University for the Humanities (Moscow), and Immanuel Kant Baltic Federal University (Kaliningrad). As diagnostic tools, the questionnaires assessing the personal qualities required for carrying out journalistic activities were used: the “Motivation for Professional Activity” method by K. Zamfir, modified by A.A. Rean; the method for determining the level of emotional intelligence developed by N. Hall; and the “Professional Readiness” method by A.P. Chernyavskaya. The obtained data were analyzed using Statistica 10.0 software. To conduct the forming experiment, a desktop career guidance game “Game of Scoring” was developed, which incorporates elements of the test on the academic discipline “Television Technique and Technology” and game inserts of TV projects “The Weakest Link” and “Who Wants to Be a Millionaire?”. Results. The analysis of approaches to the essence and structural components of psychological readiness for professional activity in psychology is presented: the specifics are described, the interpretations of researchers regarding the substantive characteristics of the components of readiness of future journalists are considered, and the possibilities of the impact of career guidance games on the substantive characteristics of readiness are determined. The overall findings of an experimental study on the application of gaming technologies to the process of developing students’ psychological readiness for journalism at the initial stage of training are presented. Discussion and Conclusion. It is substantiated that the formation of psychological readiness in student journalists for future professional activities is ensured through the use of gaming technologies, the variability of the content and technological support of which is determined by the stage of mastering professional competencies and enriching the experience of practical activities of students at the initial stage of study at the university.

Текст научной работы на тему «Формирование психологической готовности студентов к журналистской деятельности на начальном этапе обучения»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru УДК 159.9

DOI: 10.32343/2409-5052-2024-18-2-228-240

Научная статья

Формирование психологической готовности студентов к журналистской деятельности на начальном этапе обучения

В. П. Дзвоник1, И. С. Морозова2

1,2Кемеровский государственный университет, г. Кемерово '[email protected], https://orcid.org/0000-0002-4322-2442 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0862-7225

Аннотация

Введение. В статье рассматривается проблематика психологической готовности к будущей профессиональной деятельности как интегрального образования, динамические трансформации содержательных характеристик которого осуществляются в процессе специально организованного воздействия. Анализ современных исследований позволяет констатировать наличие позитивных изменений изучаемого феномена под влиянием игровых технологий на различных этапах обучения в вузе, которые обеспечивают осознание собственных возможностей студентов и обогащают их опыт адекватного оценивания выбранных способов достижения цели.

Материалы и методы. Участниками исследования стали 82 студента первого курса направления «Журналистика» Кемеровского государственного университета (г. Кемерово), Российского государственного гуманитарного университета (г. Москва), Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (г. Калининград). В качестве диагностического инструментария были использованы анкета оценки личностных качеств, необходимых для осуществления журналистской деятельности, методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А. А. Реана, методика на определение уровня эмоционального интеллекта, разработанная Н. Холлом, методика «Профессиональная готовность» А. П. Чернявской. Полученные данные были проанализированы с использованием программы Statistica 10.0. Для проведения формирующего эксперимента разработана настольная профориен-тационная игра «Игра в зачёт», сочетающая в себе элементы тестовой сдачи зачёта по учебной дисциплине «Техника и технология телевидения» и игровые вставки телепроектов «Слабое звено» и «Кто хочет стать миллионером?».

Результаты исследования. Представлен анализ подходов к сущности и структурным компонентам психологической готовности к профессиональной деятельности в психологии: описана специфика, рассмотрены интерпретации исследователями содержательных характеристик компонентов готовности будущих журналистов, определены возможности воздействия профориентационных игр на содержательные характеристики готовности. Приведены обобщённые результаты экспериментального исследования использования игровых технологий в процессе формирования психологической готовности к журналистской деятельности студентов на начальном этапе обучения.

© Дзвоник В. П., Морозова И. С., 2024

Обсуждение и заключение. Обосновано, что формирование психологической готовности студентов-журналистов к будущей профессиональной деятельности обеспечивается посредством использования игровых технологий, вариативность содержания и технологического обеспечения которых определяются этапом овладения профессиональными компетенциями и обогащения опыта практической деятельности студентов на начальный период обучения в вузе.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, журналистика, готовность к профессиональной деятельности, профориентационная игра, психологическая готовность, компоненты готовности, игровые технологии

Для цитирования: Дзвоник В. П., Морозова И. С. Формирование психологической готовности студентов к журналистской деятельности на начальном этапе обучения // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, №№ 2. С. 228-240. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-2-228-240

Formation of Students' Psychological Readiness for Journalism at the Initial Stage of Training

Original article

Veronika P. Dzvonik1, Irina S. Morozova2

1,2Kemerovo State University, Kemerovo '[email protected], https://orcid.org/0000-0002-4322-2442 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0862-7225

Abstract

Introduction. The article examines the problems of psychological readiness for future professional activity as an integral education, the dynamic transformations of the content characteristics of which are carried out in the process of specially organized influence. By analyzing current research, we can conclude that there have been positive changes in the phenomenon under study at different university stages as a result of gaming technologies. These changes have given students a greater sense of self-awareness and have improved their ability to evaluate options carefully and effectively in order to accomplish goals. Materials and Methods. The participants in the study were 82 first-year students of the journalism major at Kemerovo State University (Kemerovo), Russian State University for the Humanities (Moscow), and Immanuel Kant Baltic Federal University (Kaliningrad). As diagnostic tools, the questionnaires assessing the personal qualities required for carrying out journalistic activities were used: the "Motivation for Professional Activity" method by K. Zamfir, modified by A.A. Rean; the methodfor determining the level of emotional intelligence developed by N. Hall; and the "Professional Readiness" method by A.P. Chernyavskaya. The obtained data were analyzed using Statistica 10.0 software. To conduct the forming experiment, a desktop career guidance game "Game of Scoring" was developed, which incorporates elements of the test on the academic discipline "Television Technique and Technology" and game inserts of TV projects "The Weakest Link" and "Who Wants to Be a Millionaire?". Results. The analysis of approaches to the essence and structural components ofpsychological readiness for professional activity in psychology is presented: the specifics are described, the interpretations of researchers regarding the substantive characteristics of the components of readiness offuture journalists are considered, and the possibilities of the impact of career guidance games on the substantive characteristics of readiness are determined. The

overall findings of an experimental study on the application of gaming technologies to the process of developing students 'psychological readiness for journalism at the initial stage of training are presented.

Discussion and Conclusion. It is substantiated that the formation ofpsychological readiness in student journalists for future professional activities is ensured through the use of gaming technologies, the variability of the content and technological support of which is determined by the stage of mastering professional competencies and enriching the experience ofpractical activities of students at the initial stage of study at the university.

Keywords: professional activity, journalism, readiness for professional activity, career guidance game, psychological readiness, components of readiness, gaming technologies

For citation: Dzvonik VP., Morozova I.S. Formation of Students' Psychological Readiness for Journalism at the Initial Stage of Training. Pedagogicheskiy IMIDZH = Pedagogical IMAGE. 2024; 18 (2): pp. 228-240 (In Rus.). DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-2-228-240

Введение

Для поступления на направление «Журналистика» в образовательные организации высшего образования выпускникам общеобразовательных учреждений кроме единого государственного экзамена по русскому языку и литературе необходимо пройти творческое испытание, включающее в себя написание эссе на заданную тему и собеседование, в ходе которого представители экзаменационной комиссии беседуют с абитуриентом на предмет его представлений о профессии журналиста и знакомятся с портфолио выпускника. Проведённое в 2021 г. исследование показало, что больше половины первокурсников направления «Журналистика» поступали в вузы, не имея ранее опубликованных журналистских материалов, что лишало их до 20 баллов в рамках итоговой оценки за творческое испытание [1]. Таким образом, представления о будущей профессии у части первокурсников из-за отсутствия личного опыта складывались на основании оценки чужого журналистского творчества. Для эффективной организации учебной работы и внеучебной деятельности, направленных на формирование психологической готовности студентов-журналистов к профессиональной деятельности, преподавателям необходимо знать, как сами первокурсники оценивают степень сфор-мированности профессиональных качеств, необходимых для осуществления деятельности в сфере журналистики.

В рамках данной работы был проведён анализ представлений студентов вузов Калининграда, Кемерова и Москвы о профессии журналиста. Описана динамика содержательных характеристик психологической готовности к будущей профессиональной деятельности студентов-первокурсников под влиянием игровых технологий.

Обзор литературы

Проблема готовности относится к числу актуальных тем, рассматриваемых в психолого-педагогической литературе. Формирование психологической готовности к профессиональной деятельности у студентов является одним из ключевых запросов, с которыми потенциальные работодатели обращаются в образовательные организации высшего образования. Психологическая готовность необходима для проявления профессиональной компетентности и достижения мастерства в той или иной сфере. А. А. Ухтомский [2] понимает готовность как переход от оперативного покоя к сроч-

ному действию, В. А. Ядов [3] рассматривает изучаемый феномен как определённый уровень ценностных ориентаций, В. Н. Мясищев [4] - как отношение к деятельности. Готовность, по А. Маслоу [5], соотносится с установкой, связанной со стремлением личности к самореализации. К. Н. Белогай, Т. Е. Варакина, И. С. Морозова, Н. А. Бугрова, З. В. Крецан связывают понятие готовности со способностью личности принимать самостоятельные решения, совершать образовательный и профессиональный выбор на основе различных альтернатив [6]. Е. А. Климов под психологической готовностью предлагает рассматривать комплексное психическое образование [7]. A. Hischi в готовности видит способность личности самостоятельно принимать карьерные решения [8]. Д. Н. Узнадзе говорит о готовности как о состоянии, которое предшествует деятельности и определяет её осуществление [9]. Л. С. Нерсесян, В. Н. Пушкин рассматривают готовность как состояние мобилизации организма, необходимое для эффективной деятельности [10]. Р. Д. Санжаева к психологической готовности относит систему убеждений, взглядов, знаний, умений, установок, нацеленных на определённое поведение [11].

Ю. И. Щербаков и В. Ю. Могилевская определяют готовность как интегрально-динамическое личностное образование, все компоненты и структурные единицы которого системно и детерминированно связаны между собой [12]. С точки зрения А. Н. Леонтьева, психологическая готовность является системой качеств и особенностей личности, непосредственно обеспечивающей эффективность деятельности [13]. Психологическая готовность, по мнению М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбовича, соотносится с психическим состоянием, предрасположенностью личности ориентировать деятельность тем или иным образом [14]. А. В. Бойцова и Н. Н. Симонова в понятие «готовность» включают вовлечённость личности в решение задач, которые возникают в ходе осуществления деятельности [15]. Л. П. Шестеркина, Т. Д. Николаева отмечают, что будущий журналист должен быть готов к любому поведению героя материала и уметь сдерживать как свои, так и эмоции собеседника. Для создания качественного журналистского материала специалисту важно быть гибким и находить выход из проблемных ситуаций [16].

Во многих исследованиях психологическая готовность к деятельности определяется как совокупность структурных компонентов. В своём исследовании мы рассматривали следующие компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности. Мотивационный компонент содержит мотивы деятельности, настрой на её успешное выполнение и интерес к ней. Профессионально-деятельностный компонент в качестве содержательных характеристик включает в себя качества личности и особенности психических процессов, умения и навыки, необходимые для успешного выполнения профессиональной деятельности. В эмоциональный компонент входят параметры, описывающие отношение к деятельности: эмпатия, эмоциональная осведомлённость, управление своими эмоциями, воздействие на чужие эмоции.

Формирование психологической готовности обусловлено спецификой профессиональной деятельности, подготовка к которой осуществляется в образовательной организации высшего образования. K. Fowler-Watt и S. Allan говорят о необходимости системного развития профессиональной журналистской культуры, которая требуется для укрепления её объективности. По мнению исследователей, одним из главных качеств, необходимых журналисту, является беспристрастность [17]. Е. П. Прохоров определяет профессию журналиста как род трудовой деятельности, требующей владения общими и специальными знаниями и практическими навыками. Базовым для журналиста качеством, по мнению Прохорова, является гибкость [18]. От специалиста требуется соблюдение баланса: быть одновременно решительным и доброжелательным, настойчивым и терпимым. По мнению В. Л. Цвика, журналист должен обладать природными способностями, мировоззренческой позицией, образовательным уровнем

и соответствовать профессиональным требованиям с учётом специфики СМИ (радио, печать, телевидение, электронное издание) [19].

Н. В. Зверева отмечает, что журналистика требует сложившегося отношения к жизни, которое формируется в результате обретения жизненного и профессионального опыта. Таким образом, она акцентирует внимание на ведущей роли практической составляющей в подготовке специалистов. К основным задачам журналиста Н. В. Зверева относит сбор информации и доведение её до зрителей, к числу важных качеств, необходимых для данной профессии, - умение удивлять и удивляться, искренность, фанатизм, амбициозность, уверенность в себе, эрудицию, коммуникабельность, умение слушать, любознательность [20].

Важную роль в формировании психологической готовности к профессиональной деятельности выполняет игра. Она развивает образное мышление, учит командной работе, самостоятельности и субъектности. А. В. Запорожец обращает внимание на воспитательную роль игры. По его мнению, она способствует развитию воображения и сопереживания [21]. С. В. Устюгова отмечает, что игра учит жить и работать в коллективе, соблюдать правила, учитывать интересы других, а также развивает эмпатию [22]. Г. М. Авилов, А. В. Серый, М. С. Яницкий называют игру «тренажёром» человеческих взаимоотношений, который позволяет выработать навыки рефлексии и межличностного общения, помогает лучше узнать себя и является действенным способом исследования новой социальной роли [23]. В процессе игры участники сотрудничают друг с другом, учатся анализировать действия, прогнозировать последствия, брать ответственность. Одной из причин популярности игр среди юношей и девушек исследователи называют сочетание кризиса идентичности и пролонгирования юности.

Материалы и методы

Участниками исследования стали 82 студента 1-го курса направления «Журналистика» Кемеровского государственного университета (г. Кемерово), Российского государственного гуманитарного университета (г. Москва), Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (г. Калининград). В качестве диагностического инструментария были использованы: анкета оценки личностных качеств, необходимых для осуществления журналистской деятельности, методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А. А. Реана, методика на определение уровня эмоционального интеллекта, разработанная Н. Холлом [24], методика «Профессиональная готовность» А. П. Чернявской [25]. Полученные данные были проанализированы с использованием программы Statistica 10.0.

Для проведения формирующего эксперимента разработана настольная профориен-тационная игра «Игра в зачёт», сочетающая в себе элементы тестовой сдачи зачёта по учебной дисциплине «Техника и технология телевидения» и игровые вставки телепроектов «Слабое звено» и «Кто хочет стать миллионером?». Цель игры - проверка знаний, взаимодействие с командой, профориентация в игровой форме. Обратимся к описанию ролей участников игры. Ведущий модерирует ход игры, следит за соблюдением правил, взаимодействует со всеми участниками для определения тех, кого спасут или исключат из дальнейшей игры, оглашает результаты. Задача декана - спасти кого-то из участников по итогам раунда. Участникам игры необходимо за ограниченное время дать больше правильных ответов на заданную тему. Задача преподавателей в количестве двух человек заключается в выборе того участника, который покинет игру. Это необязательно тот, кто дал меньше всего правильных ответов. Критериев отбора нет - двое должны принять единогласное решение.

В начале игры все участники вытягивают по карте (возможные роли: ведущий, декан, игроки, преподаватель). По итогам каждого раунда ведущий называет лидера и аутсайдера тура. По ходу раунда игроки отвечают на вопросы ведущего, которые

предполагают несколько вариантов ответов (по аналогии с проектом «Кто хочет стать миллионером?»). Нужно назвать верный, по мнению игрока, ответ. После того как время раунда истекает, ведущий просит игроков закрыть глаза. Преподаватели без слов (при помощи взглядов и жестов) принимают решение о том, кто покинет игру - кого отправить на пересдачу. Затем преподаватели закрывают глаза, в игру вступает декан, он указывает на участника, которого желает спасти. По итогам всех туров победителем становится тот игрок, который сумеет справиться с натиском преподавателей и/или получит защиту от декана. Ведущий вручает игрокам следующие карточки: «пересдача» в случае, если игрок покидает проект; «второй шанс», если декан спасает участника; «автомат» - карточка для победителя игры. В качестве вопросов для игры могут выступать темы отдельной дисциплины, изученной за семестр.

Результаты исследования

В табл. 1 приведены результаты оценки студентами-первокурсниками Кемеровского государственного университета, Российского государственного гуманитарного университета, Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта по 10-балльной шкале степени сформированное™ качеств, необходимых для осуществления журналистской деятельности. Данные качества как наиболее значимые для специалиста названы профессиональными журналистами и редакторами Государственной телерадиокомпании «Кузбасс» (г. Кемерово).

Таблица 1

Результаты оценки студентами-первокурсниками вузов Кемерова, Калининграда, Москвы сформированности профессиональных качеств

Профессиональные качества Средние значения Различия

КемГУ (1) БФУ (2) РГГУ (3)

Дисциплинированность 8,04 7,4 7,11 1-2, 1-3

Стрессоустойчивость 7,04 6,9 7,82 1-3, 2-3

Эмпатия 7,92 7,45 7,37 1-3

Анализируя полученные данные, отметим значимые различия в степени сформированности дисциплинированности. Студенты из КемГУ в отличие то студентов БФУ 0: = 1,94 при р < 0,05) и студентов РГГУ ^ = 3,01 при р < 0,01), считают, что данное качество в большей степени востребовано. Значимые различия также выявлены в ходе оценки степени сформированности стрессоустойчивости в представлениях студентов 1-го курса КемГУ и РГГУ ^ = 2,37 при р < 0,01), БФУ и РГГУ ^ = 2,71 при р < 0,01). Это может быть связано с тем, что данное качество приписывают журналистам, деятельность которых связана с освещением различных чрезвычайных происшествий и событий. Существенную роль студенты отводят развитию эмпатии. Студенты регионального вуза придают данному качеству большее значение, чем студенты столичного вуза. Различия зафиксированы в представлениях студентов КемГУ и РГГУ (: = - 1,7 при р < 0,05).

Далее мы продолжили исследование психологической готовности к будущей профессиональной деятельности студентов 1-го курса направления «Журналистика» Кемеровского государственного университета. Полученные результаты позволили отследить, как применение игровых технологий в процессе обучения сказывается на параметрах психологической готовности к профессиональной деятельности. Для анализа данных был использован ^критерий Стьюдента для зависимых выборок. Рассмотрим полученные результаты в соответствии с этапами эксперимента в начале и конце учебного года (табл. 2-4).

Таблица 2

Динамика параметров мотивационного компонента психологической готовности к профессиональной деятельности студентов

Содержательные характеристики мотивационного компонента Средние значения ^критерий Р

Начальный этап Заключительный этап

Внутренняя мотивация 7,96 8,28 -0,58 0,28

Внешняя положительная мотивация 11,48 10,88 1,05 0,15

Внешняя отрицательная мотивация 7,72 8,12 -1,69 0,05

При сравнении данных, полученных на начальном и заключительном этапах исследования (см. табл. 2), были обнаружены статистически значимые отличия содержательных характеристик мотивационного компонента психологической готовности к будущей профессиональной деятельности по методике К. Замфир (в модификации А. А. Реана) по показателю «внешняя отрицательная мотивация» ^ = -1,69, р < 0,05). Требования к студентам со стороны родителей, преподавателей, мнение одногрупп-ников выступают в качестве мотивов выполнения деятельности. Значимые изменения в параметре «внешняя отрицательная мотивация» интерпретируем как стремление первокурсников оперативно выполнять учебные задачи и получать соответствующее одобрение со стороны преподавателя, избегая при этом негативных оценок и высказываний. Незначительный рост внутренней мотивации рассматриваем как определённую тенденцию, которая свидетельствует о проявлении стремления к осознанному отношению к собственному росту и развитию как в личностном, так и в профессиональном плане.

Таблица 3

Динамика параметров эмоционального компонента психологической готовности к профессиональной деятельности

Содержательные характеристики эмоционального компонента Средние значения ^критерий Р

Начальный этап Заключительный этап

Самомотивация 30,72 29,8 0,72 0,24

Эмпатия 28,36 30,76 -1,91 0,03

Управление своими эмоциями 20,8 25,64 -2,4 0,01

Управление чужими эмоциями 28,92 30,68 -1,31 0,1

Эмоциональная осведомлённость 25,16 30,48 -3,15 0,002

Участие во взаимодействии с применением игровых технологий обеспечило позитивные трансформации содержательных характеристик эмоционального компонента психологической готовности студентов (см. табл. 3). Выявленные статистически значимые отличия между показателями «управление своими эмоциями» 0: = -2,4 при р < 0,01), «эмпатия» ^ = -1,91 при р < 0,05), «эмоциональная осведомлённость» ^ = -3,15 при р < 0,01) позволяют описать произошедшие изменения в изучаемых параметрах. Студенты демонстрируют развитие умений управлять своими эмоциями, сдерживать негативные проявления в стрессовых ситуациях. Также отмечаем развитие умения сопереживать другим людям, что является профессионально важной компетенцией для будущих журналистов. Наблюдается повышение уровня осознания

и возможностей регуляции своего состояния, что подтверждается наличием значимых изменений параметра «эмоциональная осведомлённость».

Таблица 4

Динамика параметров профессионально-деятельностного компонента психологической готовности к профессиональной деятельности

Содержательные Средние значения

характеристики профессионально- Начальный Заключительный t-критерий Р

деятельностного этап этап

компонента

Автономность 14,6 17,4 -3,50 0,0009

Информированность 8,92 9,68 -1,09 0,14

Решительность 12,36 15,48 -3,30 0,001

Планирование 14,28 15,08 -1,38 0,09

Эмоциональность 15,2 14,48 0,85 0,20

Позитивные изменения содержательных характеристик профессионально-деятель-ностного компонента определены по таким параметрам, как «автономность» (: = -3,50 при р < 0,01) и «решительность» (: = -3,30 при р < 0,01). Положительная динамика свидетельствует об обогащении опыта студентов в сфере принятия решения и реализации способов достижения в процессе осуществления коллективной творческой деятельности (профориентационной игры). Рост показателя «автономность» рассматривается как повышение уровня осознанности не только в выборе способов, но и в части принятия ответственности за свой выбор. Изменения в параметре «решительность» свидетельствуют об осмысленном участии в деятельности и регуляции своего состояния в процессе достижения поставленной цели.

Обсуждение и заключение

Проведённое теоретическое и экспериментальное исследование позволяет утверждать, что психологическая готовность к профессиональной деятельности - сложное образование с инвариантной структурой, содержательные характеристики компонентов которой имеют специфику, обусловленную этапом обучения. Полученные данные согласуются с результатами исследований Л. М. Попова и коллег, которые актуализируют значение инновационных технологий, обеспечивающих осознание студентами своих субъективных возможностей и способов достижения результатов [26]. По мнению И. А. Ганичевой и А. В. Мирук, процесс развития психологической готовности носит разнонаправленный характер, управление которым становится возможным при использовании системы заданий, обеспечивающих систематизацию личностно-целостных представлений о себе [27]. Наша идея о необходимости обеспечения сопровождения процесса формирования психологической готовности студентов на начальных этапах обучения согласуется с данными, полученными в исследовании Е. А. Захаровой и Ю. М. Ежовой. Авторы отмечают, что формирование готовности к профессиональной деятельности студентов необходимо сопровождать начиная с 1-го курса обучения, в период наибольшей сензитивности, когда они находятся на начальной ступени профессионализма [28].

Осуществляя формирующее воздействие, мы опирались на результаты, приведённые Е. Г. Ожоговой, которая подчёркивает необходимость учёта внешних и внутренних факторов, акцентируя внимание на разработке психологических программ сопровождения [29]. Позитивные трансформации содержательных характеристик психологической готовности студентов-журналистов выступают показателями результативности разработанных и апробированных игровых технологий.

Заявленный вклад авторов

ДзвоникВ. П.: диагностика, количественная и качественная обработка полученных результатов, интерпретация результатов исследования. Морозова И. С.: идея статьи, составление плана исследования.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. All authors have read and approved the final manuscript.

Список источников

1. Дзвоник В. П., Морозова И. С. Роль проектной деятельности в формировании представлений о будущей профессии у студентов-журналистов (на примере спецпроекта КемГУ «Прямая линия с ректором») // Профессиональное образование в России и за рубежом. Кемерово. 2021. № 2 (42). С. 77-86.

2. Ухтомский А. А. Избранные труды. Л. : Наука, Ленинградское отделение, 1978. 369 с.

3. Труд и развитие личности : сб. статей / ред.-сост. А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов Л. : Лениздат, 1965. 192 с.

4. Мясищев В. Н. Психология отношений. Избранные психологические труды /под ред. А. А. Бодалева. Воронеж : изд-во Института практической психологии ; МОД ЭК, 1995. 356 с.

5. Maslow A. Self-actualizing and Beyond // Challenges of Humanistic Psychology. New York, 1967. 300 p.

6. Белогай К. Н., Варакина Т. Е., Морозова И. С., Бугрова Н. А., Крецан З. В. Готовность к образовательному выбору в разных группах студентов вуза: к постановке проблемы // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 11 (103). С. 60-71. DOI: 10.24158/spp.2022.11.9

7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения ; 4-е изд. М. : Академия, 2010. 304 с.

8. Hirschi A., Laege D. The Relation of Secondary Students' Career-Choice Readiness to a Six-Phase Model of Career Decision Making // Journal of Career Development. 2007. № 34(2). Pp. 164-191. DOI: 10.1177/0894845307307473

9. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси : Изд-во АН ГрузССР, 1961. 210 с.

10. Нерсесян Л. С., Пушкин В. Н. Психологическая структура готовности оператора к экстренному действию // Вопросы психологии. 1969. № 5. С. 60-69.

11. Санжаева Р. Д. Готовность и ее психологические механизмы // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2016. № 2. С. 3-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Щербаков Ю. И., Могилевская В. Ю. Теоретический анализ феномена психологической готовности студентов к педагогической деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 5 (60). С. 299-301.

13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Смысл, 2005. 431 с.

14. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск : Изд-во БГУ, 1976. 175 с.

15. Boitzova A.V, Simonova, N. N. "Psychological readiness". Definition and approaches // Proceedings of the II International Scientific-Practical Conference «Psychology of Extreme Professions» (ISPCPEP 2019), 2019. DOI: 10.2991/ispcpep-19.2019.5

16. Шестеркина Л. П., Николаева, Т. Д. Методика телевизионной журналистики : учеб. пособие для студентов вузов. М. : Аспект Пресс, 2012. 224 с.

17. Fowler-Watt K., Allan S. Journalism: New Challenges. Centre for Journalism & Communication Research. Routledge, 2015. 352 с.

18. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики : учебник для студентов вузов : 8-е изд., испр. и доп. М. : Аспект Пресс, 2011. 351 с.

19. Цвик В. Л. Телевизионная журналистика : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» ; 2-е изд. М. : ЮНИТИ-ДА-НА, 2017. 495 с.

20. Зверева Н. В. Школа тележурналиста. Н. Новгород : Изд. дом Минакова, 2009. 270 c.

21. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М. : Педагогика, 1986. 320 с.

22. Устюгова С. В. Игра как средство воспитания: от А. С. Макаренко до наших дней // А. С. Макаренко - человек, педагог, ученый, писатель: СССР, Россия, Урал : мат-лы 10-х Всерос. Макаренковских студенческих педагогических чтений (Екатеринбург, 18 апреля 2013 г.), Екатеринбург : Раритет, 2013. С. 259-263.

23. Авилов Г. М., Серый А. В., Яницкий М. С. Ролевая игра : теория, методология, практика: учебное пособие. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2008. 107 с.

24. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. 490 с.

25. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М. : Владос-Пресс, 2004. 96 с.

26. Попов Л. М., Пучкова И. М., Устин П. Н. Психологическая готовность к профессиональной деятельности и методы ее формирования // Ученые записки Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2015. № 4. С. 215-224.

27. Ганичева И. А., Мирук А. В. Развитие психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности // Russian Journal of Education and Psychology. 2016. № 3-2 (59). С. 325-241. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvi-tie-psihologicheskoy-gotovnosti-studentov-k-buduschey-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 04.16.2024).

28. Захарова Е. А., Ежова Ю. М. Мотивационная готовность как компонент психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-медиков // Медицинский альманах. 2018. № 1 (52). С. 14-18.

29. Ожогова Е. Г. Проблема психологической готовности будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности // Вестник практической психологии образования. 2023. Т. 20. № 1. С. 18-26. DOI: 10.17759/bppe.2023200102

References

1. Dzvonik V.P., Morozova I.S. Rol proektnoy deyatelnosti v formirovanii predstavleniy o budushchey professii u studentov-zhurnalistov (na primere spetsproekta KemGU «Pryama-ya liniya s rektorom») [The role of project activity in the formation of ideas about the future profession among journalism students (on the example of the KemSU special project "Direct line with the rector")]. Professionalnoe obrazovanie vRossii i za rubezhom [Vocational education in Russia and abroad]. Kemerovo, 2021, no. 2 (42), pp. 77-86. (in Russian)

2. Ukhtomsky A.A. Izbrannye trudy [Selected works]. Leningrad, Science, Leningrad branch, 1978. 369 p.

3. Trud i razvitie lichnosti: sb. statey [Labor and personal development]. Red-sost. A. G. Zdravomyslov, V. A. YAdov [Ed. by Zdravomyslov A.G., Yadov V.A.]. Leningrad, Lenizdat, 1965. 192 p.

4. Myasishchev V.N. Psikhologiya otnosheniy. Izbrannye psikhologicheskie trudy [Psychology of relationships. Selected psychological works]. Pod red. A.A. Bulaev [Ed. by Bulaev A.A.] Voronezh, "Institute of Practical Psychology" Publ., NGO "MOD EK", 1995. 356 p.

5. Maslow A. Self-actualizing and Beyond. Challenges of Humanistic Psychology. New York, 1967. 300 p. (in English)

6. Belogay K.N., Varakina, T.E., Morozova, I.S., Bugrova, N.A., Kretsan, Z.V. Gotov-nost k obrazovatelnomu vyboru v raznykh gruppakh studentov vuza: k postanovke problemy [Readiness for educational choice in different groups of university students: to pose a problem]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika [Society: sociology, psychology, pedagogy]. 2022, no.11 (103), pp. 60-71. DOI: 10.24158/spp.2022.11.9. (in Russian)

7. Klimov E.A. Psikhologiya professionalnogo samoopredeleniya; 4-e izd [Psychology of professional self-determination^4 ed.]. Moscow, 2010. 304 p.

8. Hirschi A., Laege D. The Relation of Secondary Students' Career-Choice Readiness to a Six-Phase Model of Career Decision Making. Journal of Career Development. 2007, no. 34(2), pp.164-191. DOI: 10.1177/0894845307307473 (in English)

9. Uznadze D.N. Eksperimentalnye osnovy psikhologii ustanovki [Experimental foundations of the psychology of installation]. Tbilisi, the Academy of Sciences of the Georgian SSR Publ., 1961. 210 p.

10. Nersesyan L.S., Pushkin V.N. Psikhologicheskaya struktura gotovnosti operatora k ekstrennomu deystviyu [The psychological structure of the operator's readiness for emergency action]. Voprosypsikhologii [Issues of Psychology]. 1969, no. 5, pp. 60-69. (in Russian)

11. Sanzhaeva R.D. Gotovnost i ee psikhologicheskie mekhanizmy [Readiness and its psychological mechanisms]. Vestnik buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazo-vanie.Lichnost. Obshchestvo [Bulletin of the Buryat State University. Education. Personality. Society]. 2016, no. 2, pp. 3-12. (in Russian)

12. Shcherbakov Yu.I., Mogilevskaya V.Yu. Teoreticheskiy analiz fenomena psikhologich-eskoy gotovnosti studentov k pedagogicheskoy deyatelnosti [Theoretical analysis of the phenomenon of psychological readiness of students for pedagogical activity]. Mir nauki, kultury, obrazovaniya [The world of science, culture, and education]. 2016, no. 5 (60), pp. 299-301 (in Russian)

13. Leontiev A.N. Deyatelnost. Soznanie. Lichnost. [Activity. Conscience. Personality]. Moscow, 2004. 347p. (in Russian)

14. Dyachenko M.I., Kandybovich L.A. Psikhologicheskie problemy gotovnosti k deyatelnosti [Psychological problems of readiness for activity]. Minsk, BSU Publ., 1976. 175 p.

15. Boitzova A.V, Simonova N. N. "Psychological readiness". Definition and approaches. Proceedings of the II International Scientific-Practical Conference "Psychology of Extreme Professions" (ISPCPEP 2019). 2019. DOI: 10.2991/ispcpep-19.2019.5. (in English)

16. Shesterkina L.P., Nikolaeva T.D. Metodika televizionnoy zhurnalistiki: ucheb posobie dlya studentov vuzov [Methods of television journalism: Textbook for university students]. Moscow, Aspect Press, 2012. 224 p.

17. Fowler-Watt K., Allan S. Journalism: New Challenges. Centre for Journalism & Communication Research. Routledge, 2015. 352 c. (in English)

18. Prokhorov E.P. Vvedenie v teoriyu zhurnalistiki: uchebnik dlya studentov vuzov: 8-e izd ispr. i dop. [Introduction to the theory of journalism. 5th ed., rev. and add]. Moscow, Aspect Press, 2003. 367 p.

19. Tsvik V.L. Televizionnaya zhurnalistika: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po specialnosti 030601 Zhurnalistika; 2-e izd [Television journalism: a textbook for university students studying in the specialty 030601 "Journalism". 2nd ed.]. Moscow, UNITY-DANA, 2017. 495 p.

20. Zvereva N.V. Shkola telezhurnalista [School of television journalism]. Nizhny Novgorod, Minakov Publ., 2009. 320 p. (in Russian)

21. Zaporozhets A.V. Izbrannye psikhologicheskie trudy. V 2t. T1 Psikhicheskoe razvitie rebenka [Selected psychological works. In 2 vol. Vol. 1. Mental development of a child]. Moscow, Pedagogy, 1986. 320 p.

22. Ustyugova S.V. Igra kak sredstvo vospitaniya ot A.S. Makarenko do nashikh dney [Game as a means of education: from A. S. Makarenko to the present day]. A.S. Makarenko - chelovek, pedagog, uchenyy, pisatel: SSSR Rossiya Ural: mat-ly 10kh Vseros. Makaren-kovskikh studencheskikh pedagogicheskikh chteniy (Ekaterinburg, 18 aprelya 2013 g. [A. S. Makarenko is a man, teacher, scientist, writer: USSR, Russia, Urals: proceedings of 10th All-Russian. Makarenko students' pedagogical readings (Yekaterinburg, 18 April, 2013)]. 2013, pp. 259-263. (in Russian)

23. Avilov G.M., Seryy A.V., Yanitskiy M.S. Rolevaya igra: teoriya, metodologiya, praktika: uchebnoeposobie [Role-playing game: theory, methodology, practice: textbook]. Kemerovo, Kuzbassvuzizdat, 2008. 107 p.

24. Fetiskin N.P., Kozlov V.V, Manuylov G.M. Sotsialno-psikhologicheskaya diagnosti-ka razvitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-psychological diagnostics of personality development and small groups]. Moscow, the Institute of Psychotherapy Publ., 2002. 490 p.

25. Chernyavskaya A.P. Psikhologicheskoe konsultirovanie po professionalnoy orientat-sii [Psychological counseling for professional orientation]. Moscow, Vlados-Press, 2004. 96 p.

26. Popov L.M., Puchkova I.M., Ustin P. N. Psikhologicheskaya gotovnost k professionalnoy deyatelnosti i metody ee formirovaniya [Psychological readiness for professional activity and methods of its formation]. Uchenye zapiski Kazan. un-ta. Ser. Gumanit. nauki [Scientific notes of Kazan. un-ta. Ser. Humanit. Science]. 2015, no.4, pp. 215-224. (in Russian)

27. Ganicheva I.A., Miruk A.V. Razvitie psikhologicheskoy gotovnosti studentov k budu-shchey professionalnoy deyatelnosti [Development of students' psychological readiness for future professional activity]. Russian Journal of Education and Psychology. 2016, no. 3-2 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-psihologicheskoy-gotovnosti-studen-tov-k-buduschey-professionalnoy-deyatelnosti (Accessed 16 April 2024). (in Russian)

28. Zakharova E.A., Ezhova Yu.M. Motivatsionnaya gotovnost kak komponent psikho-logicheskoy gotovnosti k professionalnoy deyatelnosti studentov-medikov [Motivational readiness as a component of psychological readiness for professional activity of medical students]. Meditsinskiy almanakh [Medical Almanac]. 2018, no.1 (52), pp. 14-18. (in Russian)

29. Ozhogova E.G. Problema psikhologicheskoy gotovnosti budushchikh uchiteley na-chalnykh klassov k professionalnoy deyatelnosti [The problem of psychological readiness of future primary school teachers for professional activity]. Vestnik prakticheskoy psikhologii obrazovaniya [Bulletin of practical psychology of education]. 2023, V. 20, no. 1, pp. 18-26. DOI: 10.17759/bppe.2023200102. (in Russian)

|ГАУДПО ПРО/

Вероника Петровна Дзвоник Veronica P Dzvonik

аспирант Postgraduate Student

Кемеровский государственный университет Kemerovo State University

650000, Россия, г. Кемерово, ул. Красная, 6 6 Krasnaya St, Kemerovo, Russia, 650000

тел.: +7 (3842) 583885 Tel: +7 (3842) 583885

Ирина Станиславовна Морозова

доктор психологических наук, профессор, директор Института образования, заведующий кафедрой педагогики и психологии

Кемеровский государственный университет

650000, Россия, г. Кемерово, ул. Красная, 6

тел.: +7 (3842) 583885

Irina S. Morozova

Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Director of the Institute of Education, Head of the Department of Pedagogy and Psychology,

Kemerovo State University

6 Krasnaya St, Kemerovo, Russia, 650000

Tel: +7 (3842 583885

Статья поступила в редакцию 17.04.2024, одобрена после рецензирования 06.05.2024, принята к публикации 10.05.2024.

The article was submitted to the editorial office on 17.04.2024, approved after review on 06.05.2024, and accepted for publication on 10.05.2024.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflict of interest: The authors declare no conflict of interest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.