Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
77
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / ГОТОВНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ / ОБУЧЕНИЕ / СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дзвоник Вероника Петровна

Рассматривается понятие эмоциональной готовности в структуре психологической готовности к профессиональной деятельности. Теоретически обосновано, что эмоциональная готовность входит в структуру компонентов психологической готовности. Выявлены содержательные характеристики эмоциональной готовности к профессиональной деятельности: эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, управление чужими эмоциями, эмпатия, самомотивация. Описаны особенности проявления содержательных характеристик эмоционального компонента психологической готовности студентов-журналистов к профессиональной деятельности на разных этапах обучения в вузе. Экспериментально доказано, что участие журналистов в создании учебных и внеучебных медиапроектов и погружение на практике в телевизионную среду позволяют повысить их эмоциональную готовность к профессиональной деятельности. Выпускники отличаются эмоциональной осведомленностью и эмпатией, способностью управлять своими эмоциями, однако испытывают сложности с самомотивацией и воздействием на эмоции других людей, что связано с недостаточным жизненным и профессиональным опытом. Результаты исследования свидетельствуют о том, что эмоциональный компонент психологической готовности будущих журналистов требует внедрения на разных этапах вузовской подготовки комплексной программы психолого-педагогического сопровождения, которая позволит обучающимся определять и контролировать эмоциональное состояние, выстраивать коммуникативные стратегии для межличностного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дзвоник Вероника Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL EMOTIONAL READINESS IN FUTURE JOURNALISTS AT DIFFERENT STAGES OF UNIVERSITY EDUCATION

Emotional readiness plays an important role in the general structure of psychological readiness for professional activity. This article provides a theoretical substantiation of the place that emotional readiness occupies in the structure of psychological readiness. Professional emotional readiness includes emotional awareness, coping with one’s own emotions and with those of others, empathy, and self-motivation. The research revealed various emotional manifestations of psychological readiness in university students that majored in journalism at different years of study. The study included an experiment that proved the beneficial impact of student journalism as part of academic and extracurricular media projects, especially those connected with filming. The undergraduates that participated in such activities proved able to cope with emotions and demonstrated a better emotional awareness and empathy. However, they proved unable to cope with other people’s emotions and had a low self-motivation. These problems might be associated with insufficient life and professional experience. Therefore, the emotional development of future journalists requires a comprehensive program of psychological and pedagogical support at different stages of university education. Such an approach may help students to interpret and control their own emotional state, as well as to build effective communicative strategies for interpersonal communication.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

Dzvonik V. P. BULLETIN

Professional Emotional Readiness kemerovo state university

оригинальная статья

Эмоциональная готовность студентов-журналистов к профессиональной деятельности на разных этапах обучения в вузе

Дзвоник Вероника Петровна

Кемеровский государственный университет, Россия, Кемерово veronika_dzv0nik@mail.ru

Поступила в редакцию 25.08.2022. Принята после рецензирования 29.11.2022. Принята в печать 30.11.2022.

Аннотация: Рассматривается понятие эмоциональной готовности в структуре психологической готовности к профессиональной деятельности. Теоретически обосновано, что эмоциональная готовность входит в структуру компонентов психологической готовности. Выявлены содержательные характеристики эмоциональной готовности к профессиональной деятельности: эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, управление чужими эмоциями, эмпатия, самомотивация. Описаны особенности проявления содержательных характеристик эмоционального компонента психологической готовности студентов-журналистов к профессиональной деятельности на разных этапах обучения в вузе. Экспериментально доказано, что участие журналистов в создании учебных и внеучебных медиапроектов и погружение на практике в телевизионную среду позволяют повысить их эмоциональную готовность к профессиональной деятельности. Выпускники отличаются эмоциональной осведомленностью и эмпатией, способностью управлять своими эмоциями, однако испытывают сложности с самомотивацией и воздействием на эмоции других людей, что связано с недостаточным жизненным и профессиональным опытом. Результаты исследования свидетельствуют о том, что эмоциональный компонент психологической готовности будущих журналистов требует внедрения на разных этапах вузовской подготовки комплексной программы психолого-педагогического сопровождения, которая позволит обучающимся определять и контролировать эмоциональное состояние, выстраивать коммуникативные стратегии для межличностного общения. Ключевые слова: журналистика, готовность, психологическая готовность, студенты, содержательные характеристики эмоциональной готовности, обучение, специально организованные условия

Цитирование: Дзвоник В. П. Эмоциональная готовность студентов-журналистов к профессиональной деятельности на разных этапах обучения в вузе. Вестник Кемеровского государственного университета. 2022. Т. 24. № 6. С. 772-777. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-6-772-777

full article

Professional Emotional Readiness in Future Journalists at Different Stages of University Education

Veronika P. Dzvonik

Kemerovo State University, Russia, Kemerovo veronika_dzv0nik@mail.ru

Received 25 Aug 2022. Accepted after peer review 29 Nov 2022. Accepted for publication 30 Nov 2022.

z Abstract: Emotional readiness plays an important role in the general structure of psychological readiness for professional activity.

2 This article provides a theoretical substantiation of the place that emotional readiness occupies in the structure of psychological

§ readiness. Professional emotional readiness includes emotional awareness, coping with one's own emotions and with those

w of others, empathy, and self-motivation. The research revealed various emotional manifestations of psychological readiness

J in university students that majored in journalism at different years of study. The study included an experiment that proved

° the beneficial impact of student journalism as part of academic and extracurricular media projects, especially those connected

o with filming. The undergraduates that participated in such activities proved able to cope with emotions and demonstrated

g a better emotional awareness and empathy. However, they proved unable to cope with other people's emotions and had a low

t£ self-motivation. These problems might be associated with insufficient life and professional experience. Therefore, the emotional

< development of future journalists requires a comprehensive program of psychological and pedagogical support at different

g stages of university education. Such an approach may help students to interpret and control their own emotional state, as well

o* as to build effective communicative strategies for interpersonal communication.

772 © 2022. The Author(s). This article is distributed under the terms of the CC BY 4.0 International License

ВЕСТНИК

кемеровского государственного университета

Дзвоник В. П.

Эмоциональная готовность студентов-журналистов

Keywords: journalism, readiness, psychological readiness, students, meaningful characteristics of emotional readiness, training, specially organized conditions

Citation: Dzvonik V. P. Professional Emotional Readiness in Future Journalists at Different Stages of University Education. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2022, 24(6): 772-777. (In Russ.) https://doi. org/10.21603/2078-8975-2022-24-6-772-777

Введение

Трудоустройство выпускников является одним из показателей качества высшего образования, его соответствия запросам к потенциальным сотрудникам, предъявляемым работодателями, и их экспертной оценки готовности выпускника университета к профессиональной деятельности за пределами вуза. В числе качеств, которыми в обязательном порядке должен обладать журналист, редакторы СМИ называют стрессоустойчивость. По данным Росстата, в 2021 г. 24 % выпускников вузов пошли работать по профессии: к окончанию обучения старшекурсники осознают, что работа, на которую они могут трудоустроиться, не соответствует их ожиданиям1. В числе причин отмечаются ненормированный график, повышенная ответственность, постоянный стресс, не отвечающая запросам заработная плата. В то же время не менее 40 % работодателей страны испытывают дефицит кадров, который является индикатором необходимости формирования в рамках вуза психологической готовности студентов к профессиональной деятельности. В настоящее время недостаточно изученной остается эмоциональная готовность как компонент в структуре психологической готовности студентов-журналистов к профессиональной деятельности.

И. А. Зимняя определяет период студенчества как центральный в жизни человека, обращая внимание на закономерность: чем четче представление обучающегося о будущей профессии, тем больше он заинтересован, нацелен на учебный процесс и включен в него [1].

Э. Г. Эриксон одним из основополагающих для студенческого периода называет понятие психосоциального моратория, под которым подразумевается этап, когда учащиеся вузов могут экспериментировать, чтобы найти свое место в социуме. Причем данные поиски и смены интересов оцениваются обществом с пониманием в связи с переходным статусом периода - от зависимого детства к самостоятельной взрослости. По Э. Г. Эриксону, юность, к которой относится период студенчества, характеризуется кризисом идентичности, появлением чувства собственной неповторимости, проявлением самостоятельности и инициативности [2]. В этот период человек поступает в университет, где начинается поэтапная подготовка к дальнейшей профессиональной деятельности. Важное значение на данном жизненном этапе имеет психологическая готовность личности к осуществлению деятельности.

А. В. Качалко определяет психологическую готовность как совокупность стабильных психологических особенностей, под которыми понимаются личностные свойства и ситуативные психологические характеристики [3, с. 98]. С точки зрения Л. В. Лежниной, психологическая готовность к профессиональной деятельности отражает уровень готовности человека к профессии [4].

Концептуальную основу нашего понимания готовности составили исследования [5-7]. В. А. Сластенин и Л. С. Подымова включают в структуру готовности моти-вационный, креативный, технологический и рефлексивный (эмоциональный) компоненты [5, с. 44]. По мнению А. А. Деркача, готовность представляет проявление личностных свойств и включает когнитивный, эмоциональный и мотивационный компоненты. В контексте исследований А. А. Деркача развитие готовности- это организация накапливаемой общественной информации в систему, которая впоследствии позволяет индивиду эффективно выполнять различные функции [6]. М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович выделяют мотивационный, операционный, ориентацион-ный, волевой и оценочный компоненты готовности и подразумевают под ней единство устойчивых и ситуативных установок на активные и целесообразные действия [7].

В отличие от А. А. Деркача, определившего три компонента психологической готовности, И. С. Морозова и Е. В. Воронина выделяют сразу пять: ценностно-мотивационный, синергетический, личностный, предметно-функциональный и учебно-компетентност-ный. Исследователи полагают, что процесс становления и формирования психологической готовности к профессиональной деятельности в вузе целесообразно рассматривать как важный, но не заключительный этап: формирование готовности продолжается в условиях деятельности в трудовом коллективе [8]. В. Ф. Жукова предлагает рассматривать следующие компоненты психологической готовности: мотивационный, эмоционально-волевой, ориентировочно-мобилизационный, познавательно-оценивающий, операционно-деятельный, когнитивный [9, с. 121].

На основе теоретического анализа исследований и последующего обобщения результатов нами предложены следующие структурные компоненты психологической готовности студентов к профессиональной деятельности: мотивационный, личностный, компетентностный и эмоциональный.

i=i s

1 Только 24 % выпускников вузов в 2021 году пошли работать по специальности. ТАСС. 19.05.2022. URL: https://tass.ru/obschestvo/14669939 (дата обращения: 15.11.2022).

Dzvonik V. P.

BULLETIN

Professional Emotional Readiness

kemerovo state university

S

Эмоциональная готовность рассматривается как отношение к деятельности с точки зрения эмоций [10]; готовность к распознаванию эмоций и управлению эмоциями других людей [11, с. 223]. На наш взгляд, эмоциональная готовность представляет собой комплексное образование, связанное с переживанием субъектом процессов, происходящих внутри человека и во внешней среде, включающее способность распознавать личные и чужие эмоции, эмоциональную гибкость, эмпатию. Данный компонент в составе психологической готовности является гибким как по причине социальной детерминированности, так и ввиду самой структуры личности.

Опираясь на точку зрения Е. П. Ильина, к наиболее значимым показателям эмоциональной готовности отнесены эмпатические способности и эмоциональная устойчивость [12]. Н. Л. Кряжева понимает под эмоциональной готовностью способность к сопереживанию, умение различать и понимать свои и чужие эмоции [13]. Е. В. Гараева определяет эмоциональную готовность как совокупность высокого уровня контроля импульсивности, умения преодолевать ситуативные эмоции и произвольно управлять чувствами [14]. По мысли Л. С. Выготского, эмоции представляют собой субъективные реакции личности на внешние и внутренние стимулы, отражающие их личностный смысл для субъекта и проявляющиеся в различных формах переживаний [15]. Эмоции развиваются по единому для функций психики пути: от социально обусловленных внешних форм к внутренним психическим процессам.

В рамках изучения эмоционального компонента готовности к профессиональной деятельности центральное место занимает понятие эмоционального интеллекта. Данное понятие вошло в научный дискурс благодаря Дж. Д. Майеру и П. Саловею, которые определяют его как способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, а также управлять своими эмоциями на основе интеллектуальных процессов [16]. По мнению С. Н. Ковшиловой, эмоциональный интеллект является воплощением системы умений, позволяющей выбрать эффективный способ построения отношений с людьми и дающей студенту возможность выстраивать вектор личностного и профессионального развития: сохранять стойкость в стрессовых ситуациях, развивать гибкость, критическое мышление, коммуникабельность, эмпатию [17, с. 47-48]. В. Н. Гордиенко и Т. И. Гордиенко определяют эмоциональный интеллект как «психологический фактор, обеспечивающий эффективные варианты социально-психологической адаптации к академической и социальной среде высшего учебного заведения» [18]. Д. В. Люсин включает в структуру эмоционального интеллекта внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект. В первом случае речь идет о понимании собственных эмоций и управлении ими, во втором - о понимании и управлении эмоциями окружающих [19, с. 29].

По результатам теоретического анализа сформулирована цель исследования - выявить особенности проявления содержательных характеристик эмоционального компонента психологической готовности студентов-журналистов к профессиональной деятельности на разных этапах обучения в вузе. Гипотеза исследования: участие журналистов в создании учебных и внеучебных медиапроектов и погружение на практике в телевизионную среду позволяют повысить их эмоциональную готовность к профессиональной деятельности.

Методы и материалы

Исследование содержательных характеристик эмоциональной готовности к профессиональной деятельности проводилось на базе Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникаций Кемеровского государственного университета (КемГУ) в период 2019-2022 гг. Выборку составили 75 студентов первого, второго и третьего курсов направления Журналистика. Журналисты на разных этапах обучения вовлекались в проектную деятельность в рамках учебных дисциплин (Техника и технология телевидения, Выпуск учебной телепрограммы, Основы тележурналистики) и внеучебной деятельности (проекты «Прямая линия с ректором», «Слабое звено», «Под вопросом», «Игра в зачетку», «Не жди меня», «Паранормальные»). Проект «Прямая линия с ректором» направлен на знакомство с профессией и социализацию студентов первого курса, которые в первый месяц обучения на добровольной основе принимают участие в проектной деятельности, организованной в рамках внеучебной работы.

По итогам двух месяцев работы журналисты получают опыт реализации крупного проекта в команде, навыки принятия решений в условиях многозадачности, эмоциональной устойчивости в стрессовых ситуациях (прямой эфир, агрессия пользователей социальных сетей, сжатые временные рамки), умение оперативного знакомства с различными службами и структурными подразделениями вуза. Практическая дисциплина Выпуск учебной телепрограммы направлена на производство учебного медиа-продукта под руководством преподавателя-модератора, в рамках занятий моделируются условия, приближенные к производству видеоконтента в профессиональных редакциях: студенты пробуют себя в роли ведущих, корреспондентов, операторов, главных редакторов [20]. В рамках практической дисциплины Техника и технология телевидения студенты принимают участие в съемках учебного проекта «Слабое звено», который в игровой форме позволяет проверить теоретические знания, полученные в течение семестра, а также стать участниками телевизионного шоу и от первого лица познакомиться с принципами создания развлекательных шоу на телевидении. В ходе изучения дисциплины Основы тележурналистики студенты ведут работу над созданием командного телевизионного проекта: студентами от идеи до итоговой презентации

ВЕСТНИК

кемеровского государственного университета

Дзвоник В. П.

Эмоциональная готовность студентов-журналистов

экспертам реализуются в форме пародий взятые за основу программы, существующие на российском или зарубежном телевидении. К их числу относятся следующие проекты: «Паранормальные» (пародия на шоу «Битва экстрасенсов»), «Под вопросом» (аналог программы «Что, где, когда»), «Игра в зачетку» (отсылка к сериалу «Игра в кальмара»), «Не жди меня» (пародия на программу «Жди меня»). Формат пародии позволяет студентам в игровой форме получить на съемочной площадке навыки создания телевизионного продукта и научиться работать в команде.

Для диагностики уровня содержательных характеристик эмоционального компонента психологической готовности у студентов-журналистов разных курсов направления Журналистика выбрана методика «Эмоциональный интеллект» Н. Холла [21, с. 41-42], шкалы которой позволяют описать содержательные характеристики эмоционального компонента психологической готовности:

• эмоциональная осведомленность - уровень осознания и понимания собственных эмоций;

• управление своими эмоциями - уровень произвольности в процессе управления эмоциями;

• управление чужими эмоциями - уровень сформиро-ванности умения воздействовать на эмоциональное состояние других людей;

• эмпатия - уровень понимания эмоций других людей по характерным жестам, мимике, оттенкам речи, сформированности умения сопереживать эмоциональному состоянию другого человека, готовность оказать поддержку;

• самомотивация - уровень управления собственным поведением за счет управления эмоциями и стимулирования интенций.

При проведении исследования использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение за студентами в процессе работы над медиапроектами, статистический метод (^критерий Стьюдента для независимых выборок).

Результаты

Проведенные диагностические процедуры с использованием методики «Эмоциональный интеллект» Н. Холла позволили отследить, как в процессе обучения меняются содержательные характеристики эмоциональной готовности к профессиональной деятельности у студентов-журналистов (табл.).

Анализ данных, полученных в ходе диагностики эмоциональной готовности студентов первого и второго курсов, не выявил статистически значимых отличий между показателями управление своими эмоциями (1 = 0,82; р = 0,207), управление чужими эмоциями (1 = 0,39; р = 0,35), эмпатия (1 = 0,46; р = 0,32), самомотивация (1 = 0,14; р = 0,45). Если студентам первого курса свойственен кризис, связанный с адаптацией к новому месту обучения, людям и условиям, то студенты второго курса сталкиваются с кризисом

Табл. Средние значения содержательных характеристик эмоционального компонента психологической готовности студентов-журналистов на различных этапах обучения в вузе Tab. Mean values of the emotional component of the psychological readiness in students of journalism at various stages of university studies

Содержательные характеристики 1 курс 2 курс 3 курс Значимые различия

Эмоциональная осведомленность 25,16 27,64 30,48 1-2, 1-3, 2-3

Управление своими эмоциями 20,88 22,80 25,64 1-3

Управление чужими эмоциями 28,92 29,44 30,68 -

Эмпатия 28,36 29,00 30,76 1-3

Самомотивация 30,72 30,56 29,80 -

профессионального развития, обусловленным выбором будущей специализации, страхом перед применением теоретических знаний в рамках практик в пресс-службах и средствах массовой информации.

Статистически значимые различия в степени выраженности параметра эмоциональная осведомленность у студентов первого и второго курсов (1 = 1,44; р = 0,008) свидетельствуют о положительной динамике в области осознания и понимания будущими журналистами собственных эмоций. Кроме того, выявлены статистически значимые отличия между студентами первого и третьего курсов на уровне р < 0,05 по параметрам эмоциональная осведомленность (1 = 4,14; р = 0,00007), управление своими эмоциями (1 = 2,34; р = 0,011), эмпатия (1 = 1,72; р = 0,045). В ходе сравнения показателей управление чужими эмоциями (1 = 1,28; р = 0,103) и самомотивация (1 = 0,79; р = 0,217) значимых отличий у данной группы не выявлено. Низкие показатели эмоциональной готовности у студентов первого курса обусловлены периодом адаптации к учебной среде. Рост показателей у обучающихся на третьем курсе обусловлен прохождением производственных практик: студенты получают опыт взаимодействия с коллегами, преподавателями, героями журналистских материалов, ими пройден этап социализации в ходе внеучебной проектной деятельности и практикоориентированных учебных дисциплин. С осознанием важности реализации журналистами функции социального контроля у студентов растет уровень эмпатии.

В ходе анализа показателей эмоционального интеллекта студентов второго и третьего курсов выявлены статистически значимые отличия по критерию эмоциональная осведомленность (1 = 1,79; р = 0,04), свидетельствующие о формировании к окончанию третьего курса у студентов-журналистов общего представления об устройстве собственного эмоционального интеллекта и интеллекта

i=i s

Dzvonik V. P. BULLETIN

Professional Emotional Readiness kemerovo state university

респондентов. По показателям управление своими эмоциями (1 = 1,20; р = 0,12), управление чужими эмоциями (1 = 0,9; р = 0,19), эмпатия (1 = 1,22; р = 0,12), самомотивация (1 = 0,63; р = 0,27) статистически значимые отличия не выявлены. Это позволяет констатировать, что студенты третьего курса отличаются способностью понимать причины возникновения отрицательных эмоций, распознавать эмоций других людей, но в то же время им сложно проявлять эмоциональную отходчивость, гибкость, произвольно управлять своими эмоциями. К заключительному году обучения в вузе старшекурсники отличаются эмоциональной осведомленностью и эмпатией, способны управлять своими эмоциями, однако испытывают сложности с воздействием на эмоции других людей и самомотивацией, что может быть связано с недостаточным жизненным и профессиональным опытом. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости внедрения комплексной программы психолого-педагогического сопровождения на разных этапах обучения в вузе.

Заключение

Журналистика относится к профессии типа человек - человек, где эмоциональная составляющая оказывает значительное влияние на качество итогового контента и коммуникацию в профессиональной среде. Эмоциональный компонент психологической готовности к профессиональной деятельности у студентов-журналистов включает ряд содержательных характеристик: эмоциональную осведомленность, управление своими эмоциями, управление чужими эмоциями, эмпатию и самомотивацию.

В ходе исследования эмоционального компонента психологической готовности к профессиональной деятельности студентов направления Журналистика выявлено чередование кризисных этапов, возникающих в процессе обучения. Так, студентам первого курса присущ кризис адаптации, второго курса - кризис профессионального развития, обусловленный выбором будущей специализации, необходимостью применения на практике полученных в вузе умений. Рост содержательных характеристик эмоциональной готовности на третьем курсе связан с непосредственной реализацией полученных теоретических знаний на практике. К концу третьего курса студенты способны контролировать эмоции, сопереживать окружающим и интерпретировать эмоциональное состояние других людей.

Участие журналистов в создании учебных и внеучебных медиапроектов и погружение на практике в телевизионную среду содействуют повышению эмоциональной готовности к профессиональной деятельности. Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения на разных этапах обучения в вузе позволит обучающимся определять и контролировать эмоциональное состояние, а также выстраивать межличностное общение на основании коммуникативных стратегий.

Конфликт интересов: Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи. Conflict of interests: The author declared no potential conflict of interests regarding the research, authorship, and / or publication of this article.

Литература / References

1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. 2-е изд., доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2005. 384 с. [Zimniaia I. A. Pedagogical psychology, 2nd ed. Moscow: Logos, 2005, 384. (In Russ.)] EDN: QXLRIJ

2. Эриксон Э. Г. Детство и общество. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Ленато; АСТ; Фонд «Университетская книга», 1996. 592 с. [Erikson E. H. Childhood and society, 2nd ed. St. Petersburg: Lenato; AST; Fond "Universitetskaia kniga", 1996, 592. (In Russ.)] EDN: RUUYWV

3. Качалко А. В. Научное обоснование модели формирования психологической готовности к профессиональной деятельности. Весшк МДПУ iмя I. П. Шамякна. 2009. № 2. С. 97-102. [Kachalko A. V. Scientific substantiation of the model of formation of psychological readiness for professional activity. Vesnik MDPU imia I. P. Shamiakina, 2009, (2): 97-102. (In Russ.)]

4. Лежнина Л. В. Результат современного профессионального обучения: компетентность, компетенции или готовность к дея-z тельности. Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2015. № 3. С. 30-33. [Lezhnina L. V. Results 2 of modern vocational education: competence, competencies or aptness for activity. The Humanities and Social Studies § in the Far East, 2015, (3): 30-33. (In Russ.)] EDN: VBBQUF

и 5. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Готовность педагога к инновационной деятельности. Сибирский педагогический жур-J нал. 2007. № 1. С. 42-49. [Slastenin V. A., Podymova L. S. Teacher's readiness for innovative activity. Siberian Pedagogical

о Journal, 2007, (1): 42-49. (In Russ.)] EDN:JVTMSF

о 6. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. 752 с.

0 [Derkach A. A. Acmeological foundations of professional development. Moscow: MPSI; Voronezh: SPA MODEK, 2004,

1 752. (In Russ.)] EDN: QXHJPT

g 7. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Мн.: БГУ 1976. 175 с. § [Dyachenko M. I., Kandybovich L. A. Psychological problems of readiness for activity. Minsk: BSU, 1976, 175. (In Russ.)]

ВЕСТНИК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дзвоник В. П.

кемеровского государственного университета Эмоциональная готовность студентов-журналистов

8. Морозова И. С., Воронова Е. В. Динамика содержательных характеристик компонентов психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности на различных этапах обучения в вузе. Теория и практика общественного развития. 2015. № 18. С. 340-344. [Morozova I. S., Voronova E. V. Content dynamics of the psychological readiness of psychology department students to professional activities at various stages of study at the university. Theory and Practice of Social Development, 2015, (18): 340-344. (In Russ.)] EDN: UMSFOF

9. Жукова В. Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность». Известия Томского политехнического университета. 2012. Т. 320. № 6. С. 117-121. [Zhukova V. F. Psychological and pedagogical analysis of the category "psychological readiness". Bulletin of the Tomsk Polytechnic University, 2012, (6):117-121. (In Russ.)] EDN: OZQTRN

10. Тихомирова Ю. М. Теоретический анализ структурных компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности. Психологические науки: теория и практика: мат-лы II Междунар. науч. конф. (Москва, 20-23 марта 2014 г. ) М.: Бук и-Веди, 2014. С. 6-9. [Tikhomirova Iu. M. Theoretical analysis of structural components of psychological readiness for professional activity. Psychological sciences: theory and practice: Proc. II Intern. Sci. Conf., Moscow, 20-23 Mar 2014. Moscow: Buki-Vedi, 2014, 6-9. (In Russ.)] EDN: SWLKUD

11. Яковлева Ю. В. Критерии и показатели развития эмоциональной устойчивости будущих педагогов. Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 2. № 1. С. 220-224. [Yakovleva Yu. V. Criteria and indicators of development of future teachers' emotional stability. Yaroslavl pedagogical bulletin, 2014, 2(1): 220-224. (In Russ.)] EDN: RZLXNZ

12. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с. [Ilyin E. P. Emotions and feelings. St. Petersburg: PIter, 2001, 752. (In Russ.)] EDN: UANZFL

13. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 185 с. [Kryazheva N. L. Development of the emotional world of children. Ekaterinburg: U-Faktoriia, 2004, 185. (In Russ.)] EDN: QXIIVD

14. Гараева Е. В. Эмоционально-волевая готовность как интегративный компонент готовности детей к школьному обучению. Педагогическое образование в России. 2019. № 6. С. 125-130. [Garaeva E. V. Emotional-volitional readiness as integrative component of readiness children to school training. Pedagogical Education in Russia, 2019, (6): 125-130. (In Russ.)] https://doi.org/10.26170/po19-06-17

15. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с. [Vygotsky L. S. Collected works. Vol. 2. Problems of general psychology. Moscow: Pedagogika, 1982, 504. (In Russ.)]

16. Mayer J. D., Salovey P. What is emotional intelligence? Emotional development and emotional intelligence: educational implications, eds. Salovey P., Sluyter D. J. NY: Basic Books, 1997, 3-31.

17. Ковшилова С. Н. Особенности эмоционального интеллекта студентов. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 11-1. С. 45-48. [Kovshilova S. N. Features of emotional intelligence of students. Psikhologiia ipedagogika: metodika iproblemy prakticheskogo primeneniia, 2010, (11-1): 45-48. (In Russ.)] EDN: RUPZZR

18. Гордиенко В. Н., Гордиенко Т. И. Уровень эмоционального интеллекта как психологический фактор адаптированно-сти студентов к вузу. Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 2. [Gordienko V. N., Gordienko T. I. A level of emotional intelligence as a psychological factor of students' adaptability to educational environment. World of Science. Pedagogy and psychology, 2019, 7(2). (In Russ.)] URL: https://mir-nauki.com/PDF/23PSMN219.pdf (accessed 14 Dec 2022). EDN: ANDLPJ

19. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования, под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: ИП РАН, 2004. С. 29-36. [Lyusin D. V. Modern ideas about emotional intelligence. Social intelligence: theory, measurement, research, eds. Lyusin D. V., Ushakov D. V. Moscow: IP RAS, 2004, 29-36. (In Russ.)] EDN: UVGYGB

20. Дзвоник В. П., Ткачева О. Н., Скалон Н. В. Формирование представлений о будущей профессии у студентов-журналистов ч посредством технологии карнавализации. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные с и общественные науки. 2022. Т. 6. № 1. С. 1-6. [Dzvonik V. P., Tkacheva O. N., Skalon N. V. Carnivalization as a means н of developing ideas about the future profession in students of journalism. Vestnik Kemerovskogogosudarstvennogo universiteta. р Seriia: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki, 2022, 6(1): 1-6. (In Russ.)] https://doi.org/10.21603/2542-1840-2022-6-1-1-6

21. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых ы групп. М.: Ин-т Психотерапии, 2002. 490 с. [Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuilov G. M. Socio-psychological diagnostics и of personality development and small groups. Moscow: Institute of Psychotherapy, 2002, 490. (In Russ.)]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.