мочий; малые горизонты планирования экономического эффекта.
Таким образом, эффективность реструктуризации зависит от большого количества самых различных факторов, в том числе от правильного выбора пути и методов ее осуществления. У любого метода реструктуризации существуют положительные стороны и недостатки, однако выбор метода реструктуризации предприятия должен быть обоснован с точки зрения объективных свойств организационных структур, критериев, пространства определения целей и установок.
Список литературы
1. Кузнецов, В.П. Совершенствование механизма управления корпорацией: монография / В.П. Кузнецов, Д.Н. Ла-паев. - Н. Новгород, 2010.
2. Мазур, И.И. Реструктуризация предприятий и компаний: справочное пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро и др. - М., 2000.
3. Реинжиниринг бизнес-процессов: механизмы реализации: метод. пособие / под ред. А.И. Гаврилова. - Н. Новгород, 2006.
УДК 332.146.2
В.И. Лутченков
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
На основе анализа системы экономических интересов агентов региона в статье предложено комплексное понимание процесса формирования региональной промышленной политики, предусматривающей обеспечение как активной, так и пассивной конкурентоспособности региона с целью создания условий для устойчивого экономического развития.
Механизм комплексной промышленной политики региона, экономический интерес, конкурентоспособность региона.
On the basis of the analysis of regional actors' economic interests, the paper presents a complex comprehension of the process of designing a regional industrial policy providing both active and passive regional competitiveness aimed at creating conditions for a sustainable economic development.
Mechanism of a complex industrial policy of a region, economic interest, competitiveness of a region.
Устойчивое развитие страны предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики государства при соблюдении интересов всех субъектов РФ [7]. Соответственно, на уровне региона данное положение может быть трансформировано в необходимость выполнения указанного требования, но с учетом как общегосударственных (федеральных) задач, так и местных особенностей.
Устойчивость социально-экономического развития региона можно определить как неубывающую возможность обеспечивать положительную динамику уровня и качества жизни населения, используя в этих целях новые факторы и условия, в том числе сбалансированное воспроизводство экономического, социального, природно-ресурсного и экологического потенциалов, локализованных на его территории [13]. Исходя из этого, можно утверждать, что устойчивость предполагает сбалансированность и пропорциональность основных макроэкономических показателей региона, таких как межотраслевые, внутриотраслевые и территориальные. Направленное на обеспечение высокого качества жизни населения управление устойчивым развитием должно быть основано на производстве знаний без увеличения объема потребляемых ресурсов [8].
Производство знаний обеспечивает более полное удовлетворение потребностей населения (в частности, населения региона) только в том случае, если
эти знания и новации приобретут материальную форму, т.е. станут реальным товаром. Это возможно только при наличии высокотехнологичной промышленности, максимально использующей местные ресурсы (основные факторы производства - трудовые ресурсы, предпринимательский потенциал, специфические производственные знания) и формирующей базу для эндогенного развития, адаптивного к изменениям внешних условий.
Комплексную промышленную политику региона, по нашему мнению, следует рассматривать как систему управленческих воздействий, направленных на обеспечение полноты и взаимосвязи решений и мер по регулированию промышленного сектора экономики региона в целях сбалансированного воспроизводства экономического, социального и природно-ресурсного потенциалов, локализованных на его территории. Процессный подход к определению промышленной политики предполагает деятельностный характер ее осуществления в направлении достижения стратегических целей развития региона. Комплексная промышленная политика является целесообразным процессом и осуществляется ее субъектами по отношению к ее объектам. В рамках исследования субъекты и объекты комплексной промышленной политики были выявлены на основе разработки системы экономических интересов агентов региона в разрезе промышленной деятельности.
Экономический интерес в разрезе промышленной деятельности - это желаемое состояние производственных и связанных с ними распределительных отношений на территории с определенной направленностью экономического развития. Однако в механизм взаимодействия интересов региональных подсистем - экономических агентов - объективно заложены противоречия.
В укрупненном плане основные группы региональных интересов представлены населением, бизнесом (хозяйствующими субъектами промышленности) и региональными органами власти (рис. 1). При этом определенное воздействие оказывают общенациональные интересы федеральных органов государственной власти.
Рис. 1. Укрупненная система региональных интересов в разрезе промышленной деятельности
Интерес «население ^ бизнес» реализуется в обеспечении соответствующей оплатой труда, социальными гарантиями и условиями труда. Интерес «население ^ бизнес» проявляется на рынке труда в виде требований к качеству и объему трудовых ресурсов. Интерес «население ^ региональные органы власти» представляет собой требования по обеспечению защиты базовых прав и свобод, по обеспечению минимального гарантированного уровня и качества жизни объектам социальной инфраструктуры. Противоположно направленный интерес «население ^ региональные органы власти» образует механизм обеспечения социальной стабильности. Интерес «региональные органы власти ^ бизнес» реализуется, в первую очередь, через объем налоговых отчислений в бюджет региона, через формирование расширенной (или как минимум неубывающей) базы роста валового регионального продукта, через повышение уровня жизни, а также через социальную ответственность бизнеса за территорию. В современных условиях региональные органы власти также заинтересованы в инвестициях бизнеса в экологию и безопасное производство, в росте оплаты труда, участии в региональных проектах [12]. Интерес «региональные органы власти ^ бизнес» требует стабильности среды, четких перспектив условий ведения хозяйственной деятельности, соответствующей инфраструктуры (как физической, так и обеспечивающей, финансовой и т. п.), а также стратегического партнерства с властью.
Интересы по линии «федеральные органы власти - регион» формируют общие контуры и условия ведения любого вида деятельности, а также систему общегосударственных целей в задачах государственного управления.
Группы региональных интересов, конечно, могут быть расширены и декомпозированы посредством выделения интересов крупного, среднего и малого бизнеса, национальных и региональных меньшинств, интеллектуальных элит, проактивных групп [8], финансово-кредитных учреждений и т.д. Однако в контексте поставленных задач это не является обоснованным.
Достижение цели регионального интереса происходит во взаимосвязи его с частными, коллективными, отраслевыми интересами, интересами других территорий и интересами всего общества в целом, т.е. взаимодействия со всей системой интересов [9]. При этом методология стратегического целеполага-ния как учения о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности основана на концепции и алгоритме этого процесса, определяется свойствами региона как системы и организации, а также зрелостью самого региона как субъекта целе-полагания [14].
По нашему мнению, стратегическая цель развития региона - это повышение уровня и качества жизни населения региона. Все другие являются лишь производными от стратегической цели и должны быть направлены на ее реализацию. К таким целям могут относиться:
- повышение конкурентоспособности региона;
- улучшение социально-демографических показателей (уровня бедности, безработицы и т.п.);
- формирование и совершенствование стратегических институтов инфраструктуры;
- охрана природы и т. д.
Структура задач должна быть адекватной современному состоянию социально-экономического развития региона и обеспеченной конкретными формами и методами их реализации. При этом важно учитывать, что главным фактором устойчивости, безопасности и конкурентоспособности региона должен стать характер отношений между элементами треугольника «экономика - государство - общество». В разрезе промышленной политики целью государственного воздействия должно стать обеспечение устойчивого, конкурентоспособного и безопасного функционирования и развития региональной экономики [11].
Ведущим субъектом промышленной политики региона являются региональные органы власти. Кроме того, адекватное влияние на процесс выработки и реализации промышленной политики должны оказывать представители промышленного комплекса региона, общественные профессиональные организации и союзы, другие проактивные группы интересов. Это вызвано тем, что формирование и реализация региональной промышленной политики требует наличия на региональном уровне власти концептуального осмысления проблем и соответствующего финансового, кадрового и организационного потен-
циалов [1], что возможно только при наличии скоор-динированности и сбалансированности систем интересов.
Объектом промышленной политики является промышленный комплекс региона. Однако, на наш взгляд, необходимо рассматривать промышленный комплекс не как единую систему элементов, а как совокупность различных элементов, требующих соответствующих подходов. Региону нецелесообразно оказывать поддержку всем функционирующим в регионе предприятиям [10]. Например, предприятия-лидеры в поддержке не нуждаются. Убыточные предприятия могут быть объектами лишь региональных программ сокращения числа убыточных предприятий. Целевым объектом промышленной политики должны стать стабильно функционирующие предприятия, поскольку именно они формируют промышленную базу экономического роста в регионе, создавая значительную долю добавленной стоимости.
Эффективная промышленная политика должна не только четко определять степень государственного воздействия на объекты регулирования экономики, но и оптимально сочетать экономические, организационные и правовые методы, стимулирующие или ограничивающие развитие отдельных отраслей, производств, предприятий [3]. Поэтому возникает острая необходимость в разработке организационно-экономического механизма комплексной промышленной политики региона.
Организационно-экономический механизм комплексной промышленной политики региона представляет собой инструмент трансформации стратегических целей и задач региональной промышленной политики в систему последовательных и взаимосвязанных инструментов и мер в сфере промышленной деятельности, опирающихся на комплекс институтов, экономическую, организационную и правовую инфраструктуру регионального управления. Организационно-экономический механизм формируется исходя из конкретных задач стратегического развития региона и ограничен сферой компетенции региональных органов власти. Многообразие форм и методов промышленной политики зависит от уровня развития государственного регулирования, его роли (активной или пассивной), а также временного горизонта государственных мер (кратко- и долгосрочных), специфических факторов, связанных с природной, исторической, культурной уникальностью социально-экономической системы региона [11].
Конкурентные преимущества отдельных территорий заключаются в качестве среды, которую она (территория) обеспечивает для достижения высокой и неуклонно возрастающей производительности в конкретной сфере [12]. В условиях нарастающей конкуренции юрисдикций конкурентоспособность территории обеспечивается как условиями среды ведения промышленной деятельности, так и наличием развитой инфраструктуры. В связи с этим нами предлагается разделить комплексную промышленную политику на регулирующую и структурно-территориальную.
Регулирующая промышленная политика на основе процедур мобилизации внутренних ресурсов и выявления резервов должна быть направлена на расширение методами государственного регулирования потенциала промышленной базы экономического роста, обеспечивающего удовлетворение интересов всех субъектов. Очевидно, что увеличение темпов экономического роста - эффективный способ достижения стратегических целей региона.
В рамках исследования был выполнен анализ закономерностей экономического роста в регионе на основе авторской методики. Рост валового регионального продукта (ВРП) был рассмотрен как функция от роста производительности труда и изменения численности экономически активного населения:
ДВРП = ДПТ • АН,
где АВРП - изменение валового регионального продукта; ДПТ - изменение производительности труда; АН - изменение численности экономически активного населения.
В ходе исследования, результаты которого представлены на рис. 2, было выявлено, что рост ВРП в Московской области в 2007 г. обеспечивался ростом производительности труда на 82,5 %, а по прогнозам на 2010 г. - уже на 97,5 %. Аналогичные результаты были получены и для обрабатывающих производств.
95,9 97,5
36 90,4 - « ----Ш
77 » 93,86 94,6
73 > / 82,56
' 73,7 66 3
63
2004 2005 200В 2007 2000 2009 2010*
В целом по экономике - -"--По обрабатывающим производствам
Рис. 2. Факторы экономического роста в Московской области в 2004 - 2010 гг. (доля прироста производительности труда в приросте ВРП, %)
В условиях сложной демографической ситуации в регионе производительность труда является ведущим фактором интенсивного развития экономики региона. В то же время главным фактором роста производительности труда является производительная сила труда, характеризующая эффективность полезной формы труда и составляющая качественные характеристики труда [2]. Повышение производительной силы труда обеспечивается путем применения новых технологий, более производительного оборудования, более совершенных систем управления, прогрессивных материалов и т. п.
Однако следует отметить, что серьезнейшим фактором, сдерживающим повышение производительной силы труда, является изношенность основных фондов, составляющая в среднем 37,5 %, а в машиностроении и металлургии - более 55 %.
В настоящее время основной задачей регулирующей промышленной политики в Московской области можно определить обеспечение устойчивых темпов и качественных изменений характера экономического роста за счет создания условий для инвестиций в основной капитал в целях повышения производительности труда. Обеспечение адекватности и соответствия объема инвестиционных ресурсов масштабам и потребностям экономической системы формирует ее экономический рост, в том числе за счет механизма самоподдержания роста [6].
Можно выделить ряд основных, относящихся к компетенции Московской области механизмов привлечения инвестиционных потоков к развитию и реформированию предприятий:
- софинансирование целевых программ технологической модернизации;
- применение методов косвенного стимулирования инвестиций в основной капитал (льготное налогообложение, залоговый фонд и др.);
- активизация рыночных механизмов, в том числе контрактной системы и конкурсного отбора инвестиционных проектов;
- расширение и стимулирование лизинговых операций.
Вторая составляющая комплексной промышленной политики региона - структурно-территориальная политика, задача которой - обеспечение пассивной конкурентоспособности региона, т.е. формирование инфраструктуры и конкурентной среды как инструмента пассивной защиты хозяйства региона, способной обеспечить его функционирование в различных экономических условиях [8]. В основе же регулирующей промышленной политики лежит формирование активной конкурентоспособности, т. е. конкурентоспособности, обеспеченной методами государственного регулирования в течение ограниченного периода времени.
Особо подчеркнем, что инфраструктура является основой регионального развития. Значительные положительные экстерналии (например, эффект «круговой причинности») возникают в регионах и агломерациях совместного использования дорогой капиталоемкой инфраструктуры, в частности транспортной, телекоммуникационной, энергетической и остальными ее видами, которые носят сетевой характер. Наличие удобной и современной инфраструктуры часто играет решающую роль для принятия решения о размещении производства на территории региона [4].
По нашему мнению, основу инфраструктуры Московской области должен составить промышленно-транспортный комплекс (ПТК) региона, объединяющий промышленные кластеры, транспортный кластер и систему логистических центров (рис. 3). Транспортно-логистические организации должны стать определенным механизмом, опосредующим взаимодействие промышленных предприятий с потребителями и поставщиками. Снижение удельной доли транспортных издержек в себестоимости продукции повысит конкурентоспособность предприятий и позволит им проводить более гибкую ценовую политику.
ПТК позволяет развивать инновационный потенциал промышленности с ее самостоятельной инфраструктурой и транспортный кластер, оптимизирующий использование транспортных путей. Управление в ПТК должно быть ориентировано на формирование и развитие интеграционных процессов, которые позволяют обеспечить комплексность удовлетворения растущих потребностей экономических субъектов региона [5].
Рис. 3. Концептуальная структура промышленно-транспортного комплекса региона
Промышленно-транспортный комплекс, построенный по указанной на рис. 3 схеме, обеспечит оптимизацию объема производства различных отраслей промышленности, надежность поставок внутри региона и взаимодействия с внешней средой, а также оптимизацию характера взаимодействия различных экономических субъектов региона.
Предлагаемый организационно-экономический механизм комплексной промышленной политики региона направлен на обеспечение повышения уровня и качества жизни его населения посредством достижения устойчивых темпов экономического роста. Интеграция в рамках единого подхода механизмов формирования как активной, так и пассивной конкурентоспособности на основе регулирующей и структурно-территориальной промышленной политики позволит обеспечивать адаптивный характер развития региона, устойчивого к изменениям внешней среды. В результате преобразования и согласования разноуровневых интересов, целей и задач развития промышленной сферы и региона в целом формируется скоординированный комплекс мер по реализации промышленной политики, обеспеченный экономическими, организационными и правовыми условиями и компетенциями регионального уровня власти.
Список литературы
1. Анисимов, В. Российские регионы как субъекты промышленной политики (опыт и проблемы субфедерального управления индустриальным развитием) / В. Анисимов // Российский экономический журнал. - 2006. - № 7 -8.
2. Афанасьев, В.С. Как создается научная новизна? / В.С. Афанасьев // Вестник Московского университета. -2007. - № 4.
3. Быждаева, Э.Е. Государственное регулирование регионального промышленного развития / Э.Е. Быждаева // Региональная экономика и управление. - 2005. - № 3.
4. Григорьев, Л. Сцилла и Харибда региональной политики. / Л. Григорьев, Н. Зубаревич, Ю. Урожаева // Вопросы экономики. - 2008. - № 3.
5. Дриго, М. Ф. Формирование территориально-промышленных комплексов в условиях экономической стабилизации региона / М.Ф. Дриго // Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. - № 3.
6. Егорова, Н.Е. Стратегии экономического роста предприятий в контуре регионального управления: реструктуризация, источники финансирования и механизмы привлечения инвестиций / Н.Е. Егорова, Э.А. Котляр // Экономическая наука современной России. - 2006. - № 3 (34).
7. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденная указом Президента Российской Федерации от 01.04.1996. № 440.
8. Кузнецова, Н.В. Рейтинговая оценка регионов России с позиции концепции устойчивого развития экономики / Н.В. Кузнецова, М.А. Перун // Менеджмент в
России и за рубежом. - 2006. - № 6.
9. Пономарева, Е.С. Парадигма интересов региона в условиях совершенствования региональных отношений / Е.С. Пономарева // Региональная экономика и управление. - 2005. - № 4.
10. Титов, К. Региональная промышленная политика: цели, задачи, приоритеты / К. Титов // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - № 5.
11. Точеная, Т.И. Контуры современной российской государственной промышленной политики / Т.И. Точеная // Экономическая наука современной России. - 2006. - № 4 (35).
12. Фридман, Ю.А. Согласование промышленной и региональной политики на уровне субъекта федерации при формировании модели его развития (постановка проблемы) / Ю.А. Фридман, Г.Н. Речко, О.А. Бияков // Региональная экономика и управление. - 2007. - № 2.
13. Черная, И.П. Региональная политика устойчивого развития: проблемы и особенности формирования и реализации в Российской Федерации / И.П. Черная // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - № 2.
14. Шеховцева, Л.С. Методология формирования стратегических целей региона / Л.С. Шеховцева // Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. - № 3.
УДК 332.142.2
О.А. Чернова
МЕХАНИЗМЫ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРАТЕГИИ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
В статье рассматриваются механизмы, обеспечивающие вовлечение экономического потенциала отсталых территорий в стратегии инновационного роста с целью сглаживания диспропорций внутрирегионального развития. Особое внимание уделяется возможности сочетания рыночных механизмов саморегулирования ресурсного обеспечения с активным государственным воздействием на данный процесс.
Сбалансированное развитие, региональная экономика, механизмы, отсталые территории, инвестиционный проект.
The paper consideres some mechanisms providing involvement of the backward territories economic potential in the strategy of innovative growth for the purpose of smoothing disproportions in intraregional development. A special attention is paid to the possibility of combining market mechanisms of resource self-regulation with an active state influence on the given process.
Balanced development, regional economy, mechanisms, backward territories, investment project.
Наличие высокой деформации внутрирегиональных воспроизводственных пропорций и нарушение сбалансированности развития региональной экономики вызывает необходимость совершенствования механизмов управления ресурсами территории, в частности снижения уровня сверхконцентрации ресурсов в отдельных крупных городах и «региональных столицах» и создания условий для более равно -мерного их распределения по территории, а также вовлечения в устойчиво функционирующую сеть инновационных сегментов экономики потенциала отсталых (депрессивных) территорий. При этом очевидно, что инновационно-ориентированное развитие территории обеспечивается не только и не столько наличием ресурсов, сколько эффективностью механизмов управления ими и синхронизации с целевыми установками регионального развития. Как справедливо отмечает О.Ю. Мамедов, проблема формирования иннова-
ционной экономики состоит не столько в технологических изменениях, сколько в изменении принципов ее экономической организации [4].
Учитывая, что механизм должен создавать не только возможность для проявления действия, но и условия для формирования внутренних импульсов использования данного механизма, определим механизм ресурсного обеспечения стратегии сбалансированного развития экономики региона как совокупность структурированных отношений, регулирующих взаимодействие участников регионального воспроизводственного процесса по поводу формирования и использования ресурсов и создающих условия для осуществления данного взаимодействия. Такое определение пересекается с разработками Дж. Берлинера, Л. Косалса, В.А. Колоколова. Например, В. А. Колоколов определяет инновационный механизм как организационно-экономическую