Научная статья на тему 'Формирование произвольной регуляции речевой деятельности дошкольников с заиканием в процессе рисования'

Формирование произвольной регуляции речевой деятельности дошкольников с заиканием в процессе рисования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
948
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ОБЩЕЙ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / RANDOM REGULATION OF GENERAL ACTIVITIES AND LANGUAGE BEHAVIOR OF STAMMERING PRESCHOOLERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карасева Е. Г.

Рассматривается проблема формирования произвольной регуляции общей и речевой деятельности дошкольников с заиканием. Рассмотрены этапы работы по формированию произвольной регуляции общей и речевой деятельности дошкольников с заиканием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of random regulation of language behavior of stammering preschoolers in the process of drawing

The problem of formation of random regulation of general activities and language behavior of stammering preschoolers has been reviewed in the article. The work stages of formation of random regulation of general activities and language behavior of stammering preschoolers have been observed.

Текст научной работы на тему «Формирование произвольной регуляции речевой деятельности дошкольников с заиканием в процессе рисования»

УДК 376.37 ББК 4437

ГСНТИ 14.29.29 Е. Г. Карасева

Тюмень, Россия

Код ВАК 13.00.03

E.G. Karaseva Tyumen, Russia

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ

FORMATION OF RANDOM REGULATION OF LANGUAGE BEHAVIOR OF STAMMERING PRESCHOOLERS IN THE PROCESS OF DRAWING

Аннотация. Рассматривается проблема формирования произвольной регулянии общей и речевой деятельности дошкольников с заиканием. Рассмотрены этапы работы по формированию произвольной регулянии общей и речевой деятельности дошкольников с заиканием.

Ключевые слова: произвольная регуляния общей и речевой деятельности.

Сведения об авторе: Карасёва Е. Г., аспирант кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза ИСО, Уральский государственный педагогический университет.

Место работы: донент кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья ТОГИРРО.

Контактная информация: 62001

.E-mшI•Gennadwn@ramЫer.ш.

Abstract. The problem of formation of random regulation of general activities and language behavior of stammering preschoolers has been reviewed in the article. The work stages of formation of random regulation of general activities and language behavior of stammering preschoolers have been observed.

Key words: random regulation of general activities and language behavior of stammering preschoolers.

About the author: Karaseva E. G., Post-graduate Student of the Chair of Speech Therapy and Clinical Picture of Dysontogenesis, Institute of Social Education, the Ural State Pedagogical University Place of Employment: Assistant Professor of the Chair of Psycho-pedagogical Technologies of Health Protection and Promotion, the Tyumen State Institute of Regional Education Development. г. Екатеринбург, пр. .Космонавтов.д.26.

Поиск новых путей и средств сониальной реабилитании и адап-тании детей с особенностями в развитии, в том числе детей, страдающих речевыми нарушениями, представляет собой особенность современного этапа логопедии (А. А. Дмитриев, В. В. Коркунов, Е. М. Мас-тюкова и др.) [7, 8, 9 ].

Согласно взглядам ученых (Л. С. Выготского, А. В. Запороже-

© Карасёва Е. Г., 2011

на, Р. Е. Левиной, В. И. Лубовско-го, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна и др.), становление произвольных форм регулянии деятельности и поведения тесно связано с развитием регулирующей функнии речи, которая способствует формированию полноненной произвольной речевой деятельности. Сформиро-ванность словесной регулянии (регулирующей функнии речи) явля-

ется одним из существенных факторов адаптании ребенка к учебной ситуании в школе, к окружающей действительности, а в дальнейшем становится главным условием формирования полноненной личности ребенка.

В системе дошкольного образования существуют методики коррекции заикания у детей (Г. А. Волкова, И. П. Выгодская, С. А. Миронова, В. И. Селивёрстов и др.), которые направлены на становление правильной речи, но в то же время недостаточно ориентированы на формирование регулирующей и планирующей функнии речи [5, 6,

11, 12].

Задачей нашего исследования являлось создание педагогической технологии по формированию произвольной регулянии речевой деятельности в пронессе рисования как одно из средств коррекнии заикания у дошкольников.

Педагогическая технология включает в себя диагностический, коррекнионный и контрольный этапы. Коррекнионный этап отражает основные направления логопедической работы, реализания которых осуществляется дифферен-нированно, с учетом уровней сфор-мированности произвольной регулянии общей и речевой деятельности у детей дошкольного возраста с заиканием.

При реализании направлений логопедической работы учитывались дидактические приннипы проведения занятий В. И. Сели-вёрстова [12], методики Е. А. Алябьевой [2], Н. Л. Белопольской [3],

М. А. Виноградовой [4], Г. А. Волковой [5], И. Г. Выгодской [6], С. А. Мироновой [11], Т. В. Нестеровой [10], Л. С. Цветковой [1], А. В. Ястребовой [13].

Реализания данных приннипов осуществлялась с помощью различных методов: наглядных, словесных, практических (дидактические игры и упражнения, логопедический массаж). Среди наглядных методов особое место отводилось показу и образну, словесным приёмам пояснения и указания, методам оненки итоговой беседы.

Комплексное педагогическое воздействие осуществлялось в ходе совместной работы спениалистов: логопедов, медининских работников, родителей и воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.

Разработанная нами педагогическая технология по формированию произвольной регулянии речевой деятельности дошкольников с заиканием в пронессе рисования была рассчитана на один учебный год и предусматривала два этапа обучения: подготовительный и основной.

Целью подготовительного этапа являлось создание условий для овладения навыками произвольной регулянии речевой деятельности как одного из средств преодоления заикания у дошкольников. На данном этапе проводились мероприятия спениального охранительного режима, на которых реализовывалась медининская часть комплексного подхода по оздоровлению и укреплению нервной

системы и всего организма в нелом, начиналась работа по обучению произвольной регулянии эмонио-нального состояния, произвольной регулянии сенсомоторной активности (общих произвольных собственных движений, моторики рук, артикулянионного аппарата).

На основном этапе направления логопедической работы реализовывались с учетом теории П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.

Логопедическая работа осуществлялась на групповых и индивидуальных занятиях и включала в себя следующие основные направления.

Формирование произвольной регуляции эмоционального состояния. Работа была направлена на формирование обучения навыкам мышечной релаксании, речевого дыхания, правильного голосообразова-ния, просодических компонентов речи, темпа и ритма речи, невербальных компонентов коммуникании.

Первоначальное усвоение упражнений осуществлялось по зрительному образну (показу) с использованием материализованных опор (карточек с графическим изображением символов нисходящего и восходящего движения тона и т. д.) как плана действий, внешней опоры и одновременно по развернутой речевой инструкнии, когда пошаговый контроль обеспечивался педагогом. Контроль со стороны логопеда постепенно заменялся контролем самого ребенка за собственными действиями.

Формирование произвольной регуляции сенсомоторной актив-

ности. Это направление осуществлялось на материале выполнения последовательности серии произвольных общих движений, моторики рук, артикулянионного аппарата.

Первоначальное усвоение двигательных упражнений производилось по зрительному образну (показу) с использованием материализованных опор (карточек с изображением общих движений, моторики рук, артикулянионных поз) и одновременно по развернутой речевой инструкнии, когда пошаговый контроль обеспечивался логопедом. Применение зрительной опоры способствовало формированию осознанности и неленаправленности движений, позволяло обеспечить плавность, точность, амплитуду, силу, последовательность движений. Контроль со стороны логопеда постепенно заменялся контролем самого ребенка за собственными действиями.

Формирование произвольной регуляции речевой деятельности в процессе рисования.

Работа по формированию произвольной регулянии речевой деятельности строилась на основе вовлечения дошкольников с заиканием в пронесс рисования. Формирование произвольной речевой деятельности мы видим в развитии регулирующей, планирующей фун-кний речи.

При организании пронесса формирования произвольной регулянии речевой деятельности необходимо было опираться на структуру изобразительной деятельности (рисования), при этом выделялись

следующие составляющие в деятельности детей дошкольного возраста с заиканием:

- мотиванионно-потребностная;

- эмонионально-волевая;

- организанионно-деятельност-ная.

Пронесс формирования произвольной регулянии речевой деятельности в пронессе рисования включал три периода, которые базировались на онтогенетических закономерностях становления изобразительной деятельности (рисования), уровне готовности к усвоению сониальных норм, регулянии поведения и организании деятельности.

Содержанием I периода было обучение умению выполнять действия по словесной инструкнии в ориентировочном, исполнительном,

контрольном звеньях изобразительной деятельности (рисования).

Работа по формированию ориентировочных основ изобразительной деятельности включала проведение мероприятий по общей орга-низании дошкольников на занятиях, обучению полисенсорным способам обследования предметов, развитию восприятия нелостности и предметности образов, формированию сенсорных эталонов, пер-нептивных действий, умению анализировать предмет, сравнивать его с другими, выделять его особенности, отличающие этот предмет от подобных, включать в пронесс обследования предмета мыслительные оперании (анализ, сравнение, планирование, обобщение).

В данный период логопед, обучая дошкольников работать по

словесной инструкнии, регулировал их деятельность, обозначал действия словом, что способствовало осознанию детьми собственной деятельности и развитию сопровождающей речи.

Анализ образна (рисунка) логопед проводил в виде рассказа, за основу которого была принята система поэтапного обследования рисунка. Пронесс обследования образна (рисунка) служил основой осмысленного восприятия детьми показанного логопедом способа изображения. После этого логопед проводил беседу в вопросно-ответной форме по содержанию рассказа. Словесная инструкния, сопровождающая рассматривание образна (рисунка), способствовала образованию правильных, четких и длительно сохраняющихся представлений.

Основными приемами органи-зании высказываний явились: смысловое ограничение ответа рамками заданного вопроса в наглядной си-туании; наличие наглядной опоры; соблюдение определенных требований к вопросам, которые помогали ребенку осуществлять отбор слов по смыслу, структурировать словосочетания, что способствовало преодолению сумбурности, неорганизованности в речи, верба-лизма, появлению умения сдерживаться от импульсивного высказывания, предотвратить появление коммуникативных затруднений и в дальнейшем предупредить пароксизмы заикания.

Обучение словесному отчету предполагалось в контрольном зве-

не изобразительной деятельности с помощью вспомогательных средств (рассказ педагога о выполненной работе, педагогический рисунок, припоминание).

Содержанием II периода было обучение словесному планированию (планирующей функнии речи), словесному отчету с помощью вспомогательных средств (графическая модель, образный план, план-схема) в пронессе изобразительной деятельности.

Анализ образна (рисунка) проводил педагог, придерживаясь этапов обследования в вопросно-ответной форме. В формировании и уточнении представлений при обследовании объекта выступало сочетание словесных и наглядных компонентов, неленаправленность которых регулировалась педагогом системой вопросов.

Сопутствующая словесная ин-струкния в сочетании с показом этапов построения рисунка педагогом устанавливала логику осуществления последовательности изобразительных действий (размещение изображений на плоскости листа, соблюдение построения рисунка от общего к частному, уточнение формы и пропорниональных соотношений, конструктивного строения объектов, соблюдение принни-па очередности изображения по частям, по их структурной значимости, пропорниональных соотношений между основными частями объектов, детальная прорисовка и обобщение изображения).

При обучении умению планировать свою собственную деятель-

ность логопед помогал дошкольникам устанавливать порядок выполнения работы, опираясь на образен деятельности логопеда.

Применение вспомогательных средств (операнионных карт, символических средств, образного плана, плана-схемы, графической схемы) помогало обучению словесному планированию (планирующей функнии речи). Показ последовательного выполнения, создания изображений сопровождался словесными пояснениями педагога. Вопросы помогали ребенку осуществлять отбор слов по смыслу, ограничиваться определенным количеством слов, что способствовало формированию умения планировать высказывания.

Последовательность обучения детей словесному отчету намечала пути перехода от внешних действий, сопровождающих их речевые высказывания, к формированию полноненных образов, отражающих элементы наглядной ситуании, а также к использованию внешних опор, способствующих формированию внутренней речи, оперированию образами-представлениями в умственном плане.

Внешние схемы словесных отчетов, которые отражали последовательность выполнения рисунка, предупреждали пропуск смысловых частей, формировали умение анализировать наглядную ситуа-нию, умение располагать предложения в определенной последовательности.

Проводилась работа по развитию способности детей использо-

вать языковые средства, производить отбор лексических единин и грамматических конструкний, варьировать ими, строить простые предложения, варьировать; распространять простые предложения за счет словосочетаний.

Обучение контрольным действиям, оненке изобразительных действий осуществлялось с помощью вспомогательных средств (фишек, карточек, схем и т. д.). При подведении итогов работы педагог задавал вопросы, которые помогали дошкольникам повторить словесные обозначения характерных признаков предметов и этапы выполнения графических действий.

Содержанием III периода было обучение самостоятельному планированию и регулированию действий. Основными задачами данного периода являлись: развитие изобразительной деятельности (рисования) в условиях постепенного сокращения ее ориентировочной основы и числа наглядных опор; обучение самостоятельному и регулированию действий в пронес-се рисования, самостоятельному управления умениями контроля и корректировки, самооненки и взаи-мооненки действий.

Основным способом формирования словесной регулянии деятельности являлась организания внешних (практических) действий на спениально созданной ориентировочной основе и постепенный переход во внутренний план — план собственной регулянии. На занятиях применялась более сложная словесная инструкния. Дошко-

льники самостоятельно определяли тему содержание будущего рисунка, выстраивали этапы выполнения работы, при этом словесная регуляния собственным поведением приобретала функнию саморегулянии.

Закрепление произвольной регуляции речевой деятельности в коммуникативныгх ситуациях. Работа была направлена на совершенствование умений контролировать и регулировать адекватное использование языковых средств, осуществлять отбор слов, наиболее точных и адекватных данному контексту в соответствии с замыслом и условиями коммуникативных си-туаний (в условиях варьирования темы разговора, психологического фона беседы, вариативности коммуникативных условий).

Реализания данных этапов осуществлялась через координированную деятельность всех педагогов дошкольного образовательного учреждения по формированию произвольной регулянии деятельности и поведения в пронессе режимных моментов, в структуре ведущей (игровой) деятельности, в пронессе воспитания культурно-гигиенических умений и навыков самообслуживания, при включении родителей в коррекнионный пронесс.

После логопедической работы был проведен сравнительный анализ результатов обучения в КГ и ЭГ. Данные о распределении детей экспериментальной и контрольной групп по уровням сформированно-сти произвольной регулянии общей и речевой деятельности представлены в таблине.

Таблица

Результаты распределения детей дошкольного возраста с заиканием по уровням сформированности произвольной регуляции общей и речевой деятельности в КГ и ЭГ в контрольном эксперименте (%)

Уровни Показатели после коррекции

сформированность произвольной регуляции общей деятельности сформированность произвольной регуляции речевой деятельности

КГ ЭГ КГ ЭГ

Высокий 7,9 42,1 8,9 41,9

Средний 28,9 7,9 26,9 8,1

Низкий 13,2 — 14,2 —

Данные таблицы показывают, что в результате логопедической работы по традиционной методике и экспериментальной педагогической технологии были получены значимые различия в показателях. Изменения показателей в сторону улучшения по фактору уровней сформированности произвольной регуляции общей и речевой деятельности более значимы у детей дошкольного возраста ЭГ. Количественный и качественный анализ результатов формирующего эксперимента позволил сделать вывод, что в ЭГ повысился уровень сфор-мированности произвольной регуляции речевой деятельности, что сказалось положительно на улучшении состояния речи детей с заиканием. Достоверность данных контрольного этапа экспериментального исследования подтверждена результатами статистического анализа с использованием %2-критерия Пирсона, который показал, что эффект изменений в ЭГ обусловлен применением экспериментальной методики обучения, а именно педагогической технологии формирования произвольной регуляции речевой

деятельности у детей дошкольного возраста с заиканием.

Сведения, полученные в результате логопедических наблюдений, бесед с родителями детей, прошедших коррекционно-логопедические занятия по предложенной педагогической технологии, позволили установить эффективность использования предложенной педагогической технологии формирования произвольной регуляции речевой деятельности в процессе рисования как средство коррекции заикания у дошкольников.

Литература

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста : учеб. пособие / под ред. Л. С. Цветковой. — М. : НПО МОДЭК, 2006. — 296 с.

2. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в детском саду: методические материалы в помощь психологам и педагогам / Е. А. Алябьева. — М. : ТЦ Сфера, 2003. — 88 с.

3. Белопольская, Н. Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативные игры для детей 4-10 лет / Н. Л. Белопольская. — М. : Когито-центр, 2008. — 36 с.

4. Виноградова, М. А. Формирование навыков речевого общения у заи-

кающихся дошкольников / М. А. Виноградова. — СПб. : КАРО, 2006. — 128 с.

5. Волкова, Г. А. Заикание и дизон-тогенез / Г. А. Волкова // Методы изучения и преодоления речевых расстройств : межвуз. сб. науч. тр. — СПб. : Образование, 1994. — 184 с.

6. Выгодская, И. Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях / И. Г. Выгодская, Е. Л. Пел-лингер, Л. П.Успенская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 1993. — 223 с.

7. Дмитриев, А. А. Региональная модель системы специального образования в Тюменской области : практикоориентированная моногр. / А. А. Дмитриев. — Тюмень, 2008. — 158 с.

8. Коркунов, В. В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практической реализации : моногр. / В. В. Коркунов; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург,1998. — 124 с.

9. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в разви-

тии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина ; под ред. В. И. Селиверстова. — М. : ВЛАДОС, 2003. — 408 с.

10. Нестерова, Т. В. Применение величинного и светлостного контраста при обучении изобразительной деятельности младших школьников с недостатками умственного развития : учеб-метод. пособие / Т. В. Нестерова ; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т спец. образования. — Екатеринбург,1998. — 76 с.

11. Программа обучения правильной речи старшего дошкольного возраста / сост. С. А. Миронова. — М. : Просвещение, 1978. — 65 с.

12. Селиверстов, В. И. Заикание у детей. Психокоррекционные и дидактические основы логопедических знаний / В. И.Селиверстов. — М. : ВЛАДОС, 1994. — 200 с.

13. Ястребова, А. В. Коррекция заикания детей младшего школьного возраста / А. В. Ястребова. — М. : АРК-ТИ, 2000. — С. 12—13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.