Научная статья на тему 'Изучение сформированности произвольной регуляции общей и речевой деятельности дошкольников с заиканием'

Изучение сформированности произвольной регуляции общей и речевой деятельности дошкольников с заиканием Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1725
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ОБЩЕЙ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ / RANDOM REGULATION OF GENERAL ACTIVITIES AND LANGUAGE BEHAVIOR OF STAMMERING PRESCHOOLERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карасёва Елена Геннадьевна

Статья посвящена изучению произвольной регуляции общей и речевой деятельности дошкольников с заиканием. Представленные результаты исследования указывают на важность логопедической работы по развитию данных навыков в процессе коррекции заикания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of development of random regulation of general activities and language behavior of stammering preschoolers

The article is devoted to the research of random regulation of general activities and language behavior of stammering preschoolers. The introduced research results indicate the significance of speech therapy to develop these skills in the process of stammering correction.

Текст научной работы на тему «Изучение сформированности произвольной регуляции общей и речевой деятельности дошкольников с заиканием»

УДК 376.37 ББК 4437

ГСНТИ 14.29.29 Е. Г. Карасёва

Тюмень, Россия

Код ВАК 13.00.03

Е. G. Karasyeva

Tyumen, Russia

ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ОБЩЕЙ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ Аннотация. Статья посвящена изучению произвольной регуляции общей и речевой деятельности дошкольников с заиканием. Представленные результаты исследования указытают на важность логопедической работы по развитию даннык навыков в процессе коррекции заикания.

Ключевые слова: произвольная регуляция общей и речевой деятельности дошкольников с заиканием.

Сведения об авторе: Карасёва Елена Геннадьевна., аспирант кафедры психопатологии и дизонтогенеза ИСО, Уральский государственный педагогический университет.

Место работы: доцент кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья ТОГИРРО.

RESEARCH OF DEVELOPMENT

OF RANDOM REGULATION

OF GENERAL ACTIVITIES AND LANGUAGE BEHAVIOR OF STAMMERING PRESCHOOLERS

Annotation. The article is devoted to the research of random regulation of general activities and language behavior of stammering preschoolers. The introduced research results indicate the significance of speech therapy to develop these skills in the process of stammering correction.

Key words: random regulation of general activities and language behavior of stammering preschoolers.

About the author: Karasyeva Elena Gennadievna, Post-graduate Student of the Chair of Psychopathology and Dysonto-genesis, Ural State Pedagogical University.

Place of work: Assistant Professor of the Chair of Psychological and Pedagogical Technologies of Health Protection and Promotion.

Контактная информация: Gennadwn@rambler.ru.

Увеличение количества детей с нарушениями речи, усложнение структуры речевого дефекта побуждает педагогов к поиску инновационных методов коррекции речевых нарушений.

Важными предпосылками формирования личности ребёнка являются развитие способностей владеть собственным поведением, умением его регулировать и преодолевать трудности в разных видах деятельности.

Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Р. Е. Левина, В. И. Лубов-ский, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др. указывают на то, что становление произвольных форм регуляции деятельности и поведения связано с развитием регулирующей функции речи, которая способствует формированию полноценной произвольной речевой деятельности [1, 3, 5, 6, 7, 9].

© Карасёва Е. Г., 2012

Исследования В. И. Лубовско-го показали, что недоразвитие регулирующей функции речи является общим показателем аномального психического развития. Недостаточная готовность к речевой регуляции усугубляется в дальнейшем снижением готовности к использованию речи как средства саморегуляции [6].

Несформированность регулирующей функции речи наблюдается у детей с заиканием. В исследованиях О. С. Бот, М. И. Герки-ной, Э. М. Кулиева, Р. Е. Левиной, С. А. Мироновой, Н. А. Чевеле-вой, А. В. Ястребовой и других указывалось на то, что задержка формирования речевой регуляции отрицательно влияет на неречевую и речевую деятельность. Недоразвитие словесной регуляции у дошкольников с заиканием проявляется в том, что их действия отличаются импульсивностью, сумбурностью, неорганизованностью, словесная инструкция педагога не всегда организует их деятельность, при этом затруднения проявляются в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций. Для детей характерны неустойчивое внимание к речи, недостаточная речевая активность и инициативность, неумение принимать и удерживать словесную инструкцию, планировать высказывания, снижение контроля за смысловой стороной высказывания, что вызывает в дальнейшем коммуникативные затруднения и, как следствие, проявления заикания [2, 4, 5,

8, 10, 11].

В связи с этим актуальность исследования определяется необходимостью изучения произвольной регуляции речевой деятельности у дошкольников с заиканием и недостаточной разработанностью педагогической технологии формирования произвольной регуляции речевой деятельности дошкольников с заиканием.

Нами было проведено исследование 105 дошкольников с заиканием. Исследование дошкольников с заиканием начиналось с предварительной беседы с родителями, детьми, педагогами, проводилось в знакомой обстановке, в условиях логопедического кабинета и логопедической группы в течение 30-35 минут в форме индивидуального собеседования. С родителями, воспитывающими детей, страдающих заиканием, проведены беседы о целях и методах исследования и получено согласие на участие детей в эксперименте.

Результаты экспериментальной работы фиксировались в протоколе, отбирались и анализировались материалы, имеющие непосредственное отношение к педагогическому процессу формирования компонентов произвольной регуляции речевой деятельности, осуществлялся сравнительный анализ полученных результатов.

Диагностический этап предусматривал комплексное обследование детей дошкольного возраста с заиканием и включал в себя следующие блоки: 1) изучение анамнестических данных; 2) исследование сформированности произволь-

ной сенсомоторной активности; 3) оценка уровня сформированно-сти произвольной регуляции общей деятельности; 4) оценка уровня

сформированности произвольной регуляции речевой деятельности.

При проведении диагностического обследования мы опирались на основные методологические принципы анализа речевой патологии, сформулированные Р. Е. Левиной (принцип выявления первичного звена нарушений и вторичных проявлений в структуре речевого дефекта, принцип системного анализа структуры речевого дефекта, принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития), на традиционные логопедические и психологические методы исследования, предложенные И. Ю. Левченко, В. И. Лубовским, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой и др.[5, 6, 7].

Анализ изучения анамнестических данных 105 детей (100 %) показал, что их состояние объясняется влиянием патологических факторов, которые являются существенными предпосылками возникновения заикания в пренатальный (острые вирусные инфекции, хронические соматические заболевания, токсикоз I и II половины беременности), натальный и постна-тальный периоды. Так, например, родились в асфиксии 45 детей (43 %), стремительные роды наблюдались в 38 случаях (43 %), затяжные роды — в 32 случаях (30 %), внутриутробное обвитие пуповиной — в 5 случаях (5 %), наложение щипцов — в 16 случаях

(15,2 %). В ходе бесед с родителями и педагогами у 26 детей (25 %) были отмечены нарушения сна и бодрствования. Раннее психомоторное и речевое развитие характеризовалось замедленным формированием (задержка формирования статических и локомоторных функций, слабость голосовых реакций, позднее гуление, лепет, появление первых слов).

Исследование сформирован-ности произвольной сенсомоторной активности выявило, что все дети (100%) имеют разнообразные нарушения произвольной моторики общих движений, пальцев рук, артикуляционного аппарата (замедленное и напряженное выполнение движений, неполный объем, синки-незии).

С целью выявления особенностей произвольной регуляции общей деятельности у дошкольников с заиканием были использованы методики:

«Круги» А. Карстен, Пьера-на — Рузера(«Корректурная проба»); методика У. В. Ульенковой по исследованию особенностей саморегуляции на различных этапах интеллектуальной деятельности, методика В. М. Когана по выявлению индивидуального темпа психической деятельности и возможности его индивидуального произвольного изменения.

Нами была осуществлена систематизация полученных данных и определён уровень сформирован-ности произвольной регуляции общей деятельности каждого дошкольника с заиканием. К критериям

определения уровня сформированное™ были отнесены следующие: понимание инструкции, наличие и стойкость интересов к заданиям, применение волевых усилий для преодоления возникших затруднений, особенности программирования предстоящей деятельности, характер деятельности (активность и целенаправленность), темп дея-

тельности, самостоятельность выполнения заданий, особенности саморегуляции, речевой регуляции, особенности внимания.

Анализ экспериментальных данных, демонстрирующих распределение детей дошкольного возраста с заиканием по направлениям исследования, представлен в таблице.

Таблица

Результаты изучения уровней сформированности произвольной регуляции общей деятельности и сформированности произвольной регуляции речевой деятельности у детей

Уровни Сформированность произвольной регуляции общей деятельности Сформированность произвольной регуляции речевой деятельности

Кол-во детей

абс. % абс. %

Высокий — — — —

Средний 28 26, 7 36 34, 6

Низкий 77 73, 3 69 65, 4

Обработка результатов производилась с использованием расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена, который подтвердил статистическую значимость корреляции между значениями уровней сформированности произвольной регуляции общей и речевой деятельности (^ = 0,964). Это позволяет утверждать, что низкий уровень сформированности произвольной регуляции общей деятельности сказывается на качестве произвольной регуляции речевой деятельности.

С целью выявления особенностей произвольной регуляции речевой деятельности у дошкольников с заиканием нами было предпринято наблюдение за умением регулировать речевую деятельность в различных коммуникативных ситуа-

циях; изучение уровня развития словесной регуляции в процессе рисования, уровня владения свободной от заикания речью.

Изучение умения регулировать речевую деятельность у дошкольников с заиканием предполагалось в различных коммуникативных ситуациях (общение с родителями, общение с воспитателем вне занятий на режимных моментах, общение со сверстниками в игре, общение с незнакомым взрослым по его инициативе).

Нами была осуществлена систематизация полученных данных и определён уровень сформирован-ности умения регулировать речевую деятельность у дошкольников с заиканием в различных коммуникативных ситуациях. К критериям определения уровня сформирован-

ности были отнесены следующие: особенности контакта ребёнка; самостоятельность ведения диалога; речевая активность и инициативность; умение формулировать и задавать вопросы; выбор и использование вербальных средств в соответствии с коммуникативной ситуацией; определение колебаний интенсивности заикания в зависимости от коммуникативных ситуаций.

При изучении уровня развития словесной регуляции в процессе рисования предполагалось нарисовать рисунок «Ветка рябины в вазе». Сформированность умений определялась по следующим показателям: принятие задания; особенность речевых высказываний в процессе ориентировочной, исполнительной, контрольной фаз деятельности (словесный отчет).

40 % дошкольников с заиканием продемонстрировали средний уровень развития словесной регуляции в процессе рисования. Дошкольники принимали задание с выраженным интересом, осознова-ли его значимость, были заинтересованы в результате своей деятельности. Дети могли организовать своё рабочее место. В процессе ориентировочного этапа деятельности дошкольникам требовалась внешняя организация и стимуляция деятельности.

По ходу выполнения работы дошкольники отвечали на вопросы, в случаях затруднений обращались к логопеду с вопросами: «А что дальше?», «Я правильно сделал?», при этом речевые высказывания были направлены на собственные

действия, носили сопровождающий характер. В ходе выполнения заданий дошкольники обращались к педагогу за подтверждением правильности своих действий, отвечали на вопросы по поводу выполняемых действий, фиксировали в словах результат.

Последовательность пред-

стоящих действий осознавалась нечётко, до начала работы дошкольники не могли самостоятельно представить отчёт о последовательности предстоящих действий в развёрнутой речевой форме. Дошкольники самостоятельно затруднялись сравнить качество выполненных действий с образцом, замыслом, заданием, оценку результата в развёрнутой речевой форме сделать не могли, необходимы были наводящие вопросы педагога.

60 % дошкольников продемонстрировали низкий уровень развития словесной регуляции в процессе рисования. Дошкольники принимали задание, но быстро теряли цель деятельности, интерес к выполнению задания, не могли правильно организовать рабочее место.

На этапе ориентировочной фазы деятельности дошкольники не уделяли должного внимания образцу, самостоятельно его не анализировали, затруднялись в анализе даже после наводящих вопросов педагога. Анализ рисунка выполняли с помощью педагога, которая предлагалась в виде вопросов, организующих поэтапное обследование предмета. Дошкольники не осознавали, как надо выполнять работу и

не имели достаточных представлений о способах и средствах достижения заданной цели, не могли в вербальной форме дать отчёт о предстоящих действиях даже по наводящим вопросам. Отбор необходимых практических действий производился только при стимулирующей и организующей помощи педагога. В ходе исполнительской фазы деятельности дошкольники проявляли неуверенность в своих действиях, нуждались в одобрении педагога. Дошкольники затруднялись ответить на вопросы: «Что ты делаешь? Что сделал? Что ты будешь делать?», при этом высказывания носили номинативный характер, ответы были односложными, не содержали элементы планирующей речи. По окончании работы дети не стремились критически оценить её качество, либо вовсе её не оценивали. Дети часто отвлекались, уточняли задание, действовали хаотично.

Для определения возможности дошкольников с заиканием пользоваться свободной от заикания речью была изучена зависимость проявления пароксизмов заикания в различных видах речевой деятельности (сопряженная форма речи; отраженная форма речи; вопросноответная форма речи; описание сюжетной картинки; развернутая вопросно-ответная форма речи; ритмизованная речь; пересказ; спонтанная монологическая речь), а также форма и локализация судорог.

В ходе экспериментального исследования было выявлено, что в

зависимости от степени речевой самостоятельности у 63,8 % дошкольников заикание проявлялось уже на уровне сопряжено-отра-жённой речи, в вопросно-ответной форме речи, у 36,2 % детей заикание проявлялось в произнесении заученного, отрепетированного речевого материала, причём проявления заикания зависели от сложности вопроса и предполагаемого ответа.

По форме у 12,4 % дошкольников с заиканием наблюдались артикуляторные судороги, у 6,6 % дошкольников — голосовые судороги, у 2 % дошкольников — дыхательные судороги, смешанные судороги — у 79% детей. По типу речевых судорог: клонические судороги наблюдались у 12,4 % детей, смешанные судороги — у 77,1 % дошкольников, тонические судороги — у 10,5 % дошкольников. У 17,1 % детей наблюдался нормальный темп речи, ускоренный темп речи — у 59 % детей, замедленный темп речи — у 23,9 % детей.

Лёгкая степень заикания наблюдалась у 36,2 % детей, средняя степень заикания — у 53,3 % дошкольников, тяжёлая степень заикания — у 10,5 % детей. Нулевая степень фиксации на своём речевом недостатке наблюдалась у 66,7 % дошкольников, умеренная степень-у 20 % дошкольников, выраженная степень — у 13,3 % дошкольников.

У большинства детей с заиканием в процессе речи наблюдались сопутствующие движения: сжимание кулаков, пожимание ладоней,

перебирание пальцев, сморщивание носа, движения бровями, тики глаз, раскачивание, накручивание волос, перебирание пуговиц, потирание ладоней рук и т. п., также наблюдались вегетативные реакции в виде покраснения или побледнения, увлажнения кожи.

Обработка результатов производилась с использованием расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена, который подтвердил статистическую значимость корреляции между значениями уровней сформированности произвольной регуляции общей и речевой деятельности (^ = 0,964). Это позволяет утверждать, что низкий уровень сформированности произвольной регуляции общей деятельности сказывается на качестве произвольной регуляции речевой деятельности.

На основе качественного и количественного анализа экспериментальных данных нами были выделены две группы дошкольников с заиканием с учетом уровней сфор-мированности произвольной регуляции общей и речевой деятельности, требующие дифференцированного подхода при организации логопедической работы. Остановимся подробнее на их характеристике.

В 1-ю группу вошли 32 ребенка (30,5 %) со средним уровнем сформированности произвольной регуляции общей и речевой деятельности. Дети принимали задания с выраженным интересом, проявляли заинтересованность в их правильном выполнении, однако при возникновении трудностей были не

совсем настойчивы, при этом обращались за поддержкой к педагогу. При выполнении заданий речь детей носила сопровождающий характер. Последовательность предстоящих действий осознавалась ими нечетко, поэтому они не могли самостоятельно до начала работы в речевой форме представить отчет о последовательности предстоящих действий. По завершении работы дошкольники могли представить вербальный отчет о проделанной работе только с помощью педагога. Характер деятельности был неустойчив, при усложнении заданий активность и целенаправленность снижались. Темп выполнения был равномерный, к концу выполнения некоторых заданий отмечалось пресыщение деятельностью. При выполнении работы допускались неточности, ошибки на те или иные правила задания. Для достижения высокого качества работы дети не всегда были достаточно аккуратны, не хватало усердия, настойчивости, внимания. Саморегуляция и контроль по ходу выполнения заданий и при оценке результатов снижены за счёт недостаточной речевой регуляции.

В коммуникативных ситуациях дошкольники легко и быстро устанавливали контакт, проявляли достаточную речевую активность, инициативность, но не всегда устойчивое внимание к речи собеседников. Для осуществления полноценного акта общения требовалась стимулирующая помощь педагога, при этом дошкольники составляли адекватную программу высказыва-

ний, ориентируясь на цель и правила выполнения задания. При продуцировании эмоционально и лич-ностно значимых высказываний в коммуникативных ситуациях эмоционального дискомфорта наблюдалось усиление пароксизмов заикания. В данной группе присутствовали дети с клоническим и клонотоническим заиканием легкой и средней степеней, которое проявлялось в спонтанных формах речи в виде артикуляционных судорог. У части детей этой группы обнаруживалась умеренная степень фик-сированности на дефекте. Дошкольники проявляли осознанное отношение к своим речевым запинкам, не испытывали тяжелых длительных отрицательных эмоций, страха речи, напряженности, не чувствовали себя ущемленными, неполноценными. У некоторых детей данной группы степень фикси-рованности внимания на своем речевом недостатке характеризовалась как нулевая. Дошкольники данной группы не испытывали особых переживаний в связи с речевым продуцированием, поэтому психологически не затруднялись в его осуществлении.

Во 2-ю группу вошли 73 ребенка (69,5 %) с низким уровнем сформированности произвольной регуляции общей и речевой деятельности. Дошкольники проявляли неустойчивый интерес, низкую мотивацию к выполнению заданий. В процессе работы часто испытывали затруднения, но самостоятельные попытки преодолеть трудности отсутствовали, волевых про-

явлений, направленных на достижение результата, не наблюдалось. Дети не осознавали, как надо выполнять работу, не имели достаточных представлений о способах и средствах достижения заданной цели, не могли в вербальной форме дать отчет о предстоящих действиях даже по наводящим вопросам взрослого, их речь носила сопровождающий характер. Темп и характер деятельности были неустойчивы, колебания активности и целенаправленности отмечались в случае неудач из-за низкой концентрации внимания, общей неорганизованности, быстрой утомляемости. Трудности концентрации, устойчивости, переключения внимания наблюдались вследствие импульсивности, двигательной расторможен-ности либо ригидности, вязкости. Дети демонстрировали несамостоятельность и неуверенность в процессе деятельности, зависимость от организующей и стимулирующей помощи взрослого. В результате частичного принятия или потери инструкции допускалось много ошибок, которые не замечались и не исправлялись. Саморегуляция и контроль по ходу выполнения и при оценке результатов резко снижены за счёт низкой речевой регуляции.

В коммуникативных ситуациях при установлении контакта дошкольники проявляли затруднения. Во время беседы наблюдались неустойчивое проявление речевой активности и инициативности, импульсивность, замедленность высказываний, в некоторых случаях

дошкольники отказывались вести диалог. В коммуникативных ситуациях использовались элементарные, неполные фразы, отмечалось снижение скорости отбора языковых средств, наблюдалось усиление заикания. В данной группе были дети с преимущественно клонотоническим и тоническим заиканием средней и тяжелой степеней. Судорожные запинки проявлялись в вопросно-ответной форме речи, монологической, спонтанной речи в виде вокально-артикуляционных, дыхательно-артикуляционных, вокально-дыхательных судорог. У некоторых детей степень фиксиро-ванности внимания на своем речевом недостатке характеризовалась как нулевая.

У части детей наблюдалась выраженная степень фиксирован-ности на дефекте, они постоянно концентрировали внимание на своих речевых неудачах, глубоко и длительно переживали их, устойчивое осознанное внимание к запинкам порождало эмоциональные переживания, при этом отмечались мнительность, обидчивость, страх речи.

Полученные данные ещё раз подтверждают, что изучение произвольной регуляции общей и речевой деятельности дошкольников с заиканием является актуальным. Анализ результатов изучения произвольной регуляции общей и речевой деятельности у детей данной категории показал, что для эффективного осуществления коррекционной работы следует учитывать индивидуально-типологические

особенности дошкольников с заиканием. Это позволит выбрать адекватную стратегию коррекционной работы и определить приоритетные направления дифференцированного подхода у дошкольников с заиканием.

Литература

1. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. — М. : Лаби-ринт,1999. — 352с.

2. Г еркина, М. И. Речь заикающихся дошкольников в различных условиях общения / М. И. Геркина // Дефектология. — 1972. — № 3. — С. 48—53.

3. Запорожец, А. В. Роль эмоциональной регуляции действий у ребёнка / А. В. Запорожец // Избран. психолог. труды. — М. : Педагогика, 1986. — С. 258—260.

4. Кулиев, Э. М. Изучение особенности произвольного внимания заикающихся детей / Э.М. Кулиев // Специальная школа. — 1966. — Вып. 5 (125). — С. 119—126.

5. Левина, Р. Е. Пути изучения и преодоления заикания у детей / Р. Е. Левина // Нарушения речи и письма у детей: избр. тр. / ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. — М. : АРКТИ, 2005. — 224 с.

6. Левченко, И. Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии / И. Ю. Левченко, Н. А. Киселёва. — М. : Образование Плюс, 2006. — 120 с.

7. Лубовский, В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии) / В. И. Лубов-ский. — М. : Педагогика, 1978. — 224 с.

8. Программа обучения правильной речи старшего дошкольного возраста / сост. С. А. Миронова. — М. : Просвещение, 1978. — 65 с.

9. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : в 2т. / С. Л. Рубинштейн. — М. : Педагогика, 1989. — 488 с.

10. Чевелёва, Н. А. Преодоление заикания у детей / Н. А. Чевелёва. — М. : ГНОМ и Д, 2001. — 128 с.

11. Ястребова, А. В. Коррекция заикания детей младшего школьного возраста / А. В. Ястребова. — М. : АРК-ТИ, 2000. — С. 12—13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.