Научная статья на тему 'Формирование программы ликвидации прошлого ущерба в регионе'

Формирование программы ликвидации прошлого ущерба в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прошлый ущерб / экономическая оценка / абсорбция / дисконтирование / целевая программа / упущенная выгода / NPV. / past damage / economic valuation / absorption / discounting / target program / lost profit / NPV

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. Л. Новоселов, И. Ю. Новоселова, В. А. Лобковский

В России и других странах имеются значительные площади, подвергнутые загрязнению в процессе хозяйственной деятельности. Загрязнение территорий в прошлые периоды приводит к образованию накопленного ущерба. Для ликвидации накопленного ущерба требуется реализация целевых программ. Авторами ранее был предложен метод оценки накопленного ущерба, который в настоящей статье получил развитие и позволил определить результаты реализации программных мероприятий по ликвидации прошлого ущерба. Приведенный инновационный показатель предотвращенного ущерба от ликвидации накопленного загрязнения позволил сформировать специальную модель определения оптимального порядка реализации программных мероприятий, направленных на ликвидацию прошлого ущерба в регионе. Для решения задачи формирования оптимального расписания реализации программных мероприятий предложен показатель упущенной выгоды от задержки их реализации. На основе разработанных показателей предложена модификация формулы расчета чистого дисконтированного дохода целевой программы ликвидации накопленного ущерба в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE PROGRAM FOR LIQUIDATION OF THE PAST DAMAGE IN A REGION

In Russia and other countries, there are significant areas exposed to pollution in the process of economic activity. Contamination of territories in the past periods leads to the formation of accumulated damage. To eliminate accumulated damage, the implementation of targeted programs is required. The authors previously proposed a method for assessing accumulated damage, which was developed in this article and allowed to determine the results of the implementation of program measures to eliminate past damage. The given innovative indicator of the prevented damage from the elimination of accumulated pollution allowed us to create a special model for determining the optimal procedure for implementing program measures aimed at eliminating the past damage in the region. To solve the problem of creating an optimal program implementation schedule, an indicator of lost profit from the delay in the implementation of program activities is proposed. Due to the developed indicators, a modification of the formula for calculating the net present value of the target program for the elimination of accumulated damage in the region is proposed.

Текст научной работы на тему «Формирование программы ликвидации прошлого ущерба в регионе»

УДК 504

DOI: 10.24411/1728-323X-2019-17119

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ЛИКВИДАЦИИ ПРОШЛОГО УЩЕРБА В РЕГИОНЕ

A. Л. Новоселов, доктор экономических наук, профессор Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова,

36, Стремянный пер., Москва, Россия,

alnov2004@yandexru,

И. Ю. Новоселова, д. э. н, профессор

МГИМО (Университет) МИД России,

профессор РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина,

iunov2010@yandex.ru,

B. А. Лобковский, к. г. н., с. н. с.,

зав. отделом физической географии и проблем природопользования Института географии РАН, v.a.lobkovskiy@igras.ru

В России и других странах имеются значительные площади, подвергнутые загрязнению в процессе хозяйственной деятельности. Загрязнение территорий в прошлые периоды приводит к образованию накопленного ущерба. Для ликвидации накопленного ущерба требуется реализация целевых программ. Авторами ранее был предложен метод оценки накопленного ущерба, который в настоящей статье получил развитие и позволил определить результаты реализации программных мероприятий по ликвидации прошлого ущерба. Приведенный инновационный показатель предотвращенного ущерба от ликвидации накопленного загрязнения позволил сформировать специальную модель определения оптимального порядка реализации программных мероприятий, направленных на ликвидацию прошлого ущерба в регионе. Для решения задачи формирования оптимального расписания реализации программных мероприятий предложен показатель упущенной выгоды от задержки их реализации. На основе разработанных показателей предложена модификация формулы расчета чистого дисконтированного дохода целевой программы ликвидации накопленного ущерба в регионе.

In Russia and other countries, there are significant areas exposed to pollution in the process of economic activity. Contamination of territories in the past periods leads to the formation of accumulated damage. To eliminate accumulated damage, the implementation of targeted programs is required. The authors previously proposed a method for assessing accumulated damage, which was developed in this article and allowed to determine the results of the implementation of program measures to eliminate past damage. The given innovative indicator of the prevented damage from the elimination of accumulated pollution allowed us to create a special model for determining the optimal procedure for implementing program measures aimed at eliminating the past damage in the region. To solve the problem of creating an optimal program implementation schedule, an indicator of lost profit from the delay in the implementation of program activities is proposed. Due to the developed indicators, a modification of the formula for calculating the net present value of the target program for the elimination of accumulated damage in the region is proposed.

Ключевые слова: прошлый ущерб, экономическая оценка, абсорбция, дисконтирование, целевая программа, упущенная выгода, NPV.

Keywords: past damage, economic valuation, absorption, discounting, target program, lost profit, NPV.

Введение. Территории, на которых осуществлялась добыча и транспортировка полезных ископаемых, проводились строительные работы и другая деятельность, зачастую были загрязнены на протяжении значительного периода времени. Эти загрязнения, накопившись в почвах, донных отложениях, постоянно оказывают негативное влияние на окружающую среду [1, 2]. Вопросы оценки прошлого (накопленного) ущерба от загрязнения окружающей среды обычно вызывают значительные затруднения в практической деятельности [3]. При экономической оценке накопленного ущерба от загрязнения окружающей среды в прошлые периоды учитываются ассимиляционный потенциал загрязненной территории и дисконтирование стоимостной оценки годовой величины ущерба от загрязнения окружающей среды. Ассимиляционный потенциал загрязненной территории дает возможность исследовать динамику изменения загрязнения окружающей среды в год t для последующие года t = 1, t + 2 и т.д. Дисконтирование стоимостной оценки годовой величины ущерба от загрязнения окружающей среды необходимо для приведения в сопоставимый вид найденных для различные периодов t этих стоимостных оценок и последующего суммирования. С учетом указанных факторов в [4] приведена формула экономической оценки накопленного ущерба для загрязнения, причиненного в год t: Т

Yf°c = Z (7, s 0s - 0(1 + r)

T - s

(1)

s = t

где — причиненный в год t ущерб, приведенный с учетом влияния на его величину абсорбции и инфляции к конечному году Т; а — коэффициент абсорбции; г — коэффициент дисконтирования; t — год, в который было причинено загрязнение окружающей среды; s — текущий год периода, в который осуществляется расчет накопленного ущерба от t до Т; Т — год, для которого рассчитывается величина прошлого ущерба.

Для сокращения убытков от накопленного ущерба на практике формируются и реализуются целевые программы [5], например Федеральная целевая программа «Ликвидация накопленного экологического ущерба» на 2014—2025 годы». При формировании целевых экологических программ ре-

комендуется [6] для поиска сроков начала Т1н и

к г

окончания Т1 каждого из мероприятий г = 1,

2, ..., п использовать экономико-математическую

модель следующего вида:

max {Tj

i = 1,2,..., n

min.

(2)

TК = 7f + tj, i = 1, 2,

Искомые сроки начала и завершения связаны зависимостью, которая предполагает выполнение программных мероприятий без прерывания:

п, (3)

Ц — продолжительность выполнения г-го мероприятия.

Ограничение по объему затрат на реализацию программных мероприятий для периодов времени т = 1, 2, ..., Т имеют следующий вид:

X < B, т = 1, 2, ..., T,

i е G

(4)

лизации мероприятий ц елевой программы, направленной на ликвидацию прошлого ущерба.

Эколого-экономическая оценка результатов мероприятий, направленных на ликвидацию прошлого ущерба в регионе

При реализации г-го программного мероприятия, направленного на ликвидацию прошлого ущерба, в год Т^ + 1 (год, следующий после завершения рассматриваемого мероприятия) величина ущерба снижается на величину Ау. В силу того, что при не реализации г-го программного мероприятия величина А У была бы причиненной в год Т^ + 1, то результат от выполнения данного У г на период от Т + 1 до г ода Т можно определить с учетом ассимиляционного потенциала территории и дисконтирования денежного потока по формуле:

где Т — горизонт расчета; 2] — затраты для выполнения г-го мероприятия; (?х — множество мероприятий, которые выполняются в год т, т = 1, 2, ..., Т; = { г: Т^ < т < Т^}; В — объем годового финансирования, выделяемого на выполнение программных мероприятий.

К сожалению, при разработке целевых программ, таких как Федеральная целевая программа социально-экологической реабилитации г. Ча-паевска Самарской области и Федеральная целевая программа экологической реабилитации островов архипелага Франца-Иосифа (выполненных авторами) и подобных, использование формулы (1) для оценки достигаемых эколого-экономических результатов от реализации программных мероприятий и оценки эколого-эконо-мической эффективности целевой программы в целом не представляется возможным. Действительно, результат реализации программных мероприятий — сокращение ущербов, убытков после выполнения мероприятия, а формула (1) дает возможность оценить уже причиненный ущерб за прошлые периоды.

Модель (2—4) является слишком общей — в ней не отражается специфика накопленного загрязнения, эта модель может быть использована, например, для формирования программы социально-экономического развития региона или сокращения загрязнения окружающей среды в регионе за счет снижения негативного воздействия различных источников загрязнения.

Поэтому представляется необходимым:

• разработать метод эколого-экономической оценки результатов мероприятий, направленных на ликвидацию прошлого (накопленного) ущерба;

• разработать экономико-математическую модель формирования оптимальных сроков реа-

д У

Sum

= I

ду X a

т - (T + 1)

(1 + r)T- т. (5)

Полученная формула расчета дает возможность найти экономическую оценку предотвращаемого загрязнения с учетом эффекта накопления на период от Tj + 1 до года T. В качестве года T целесообразно задать для всех программных мероприятий год, больший или равный году завершения всех программных мероприятий плюс

один, т.е. max {T;K} + 1. В этом случае при за-i = 1, n

вершении последних программных мероприятий в

год 7"°к = max {Tf} будут учтены получаемые от

i = 1, n

них результаты в течение последующего года.

Экономико-математическая модель формирования оптимальных сроков реализации мероприятий целевой программы, направленной на ликвидацию прошлого ущерба в регионе

На результативность программных мероприятий влияют сроки их реализации. Рассмотрим наиболее благоприятную ситуацию, когда все программные мероприятия выполняются одновременно с первого года. Тогда результаты от реализации любого i-го программного мероприятия будут получены на следующий г од после завершения этого мероприятия, т.е. с года ti + 1. В этом случае, следуя формуле (5), будет получен максимальный результат от программных мероприятий, равный:

д ymax = I

т = t, + 1

ду X a

т - (ti + 1 )-

(1 + r)

T -

TK + 1

т

Однако для выполнения всех программных мероприятий начиная с первого года требуется

п

ежегодное финансирование в размере В = ^ 2',

i = 1

что невозможно. Поскольку на практике выпол-

п

няется условие В < ^ 2}, необходимо распарал-I = 1

лелить выполнение программных мероприятий, что даст возможность учитывать условие (4). Это приведет к переносу сроков выполнения части программных мероприятий на более поздние периоды времени, а получаемые результаты от реализации программных мероприятий уменьшатся,

. Лт8иш „ . „шах

т.е. А у < А у .

Разница между указанными величинами будет тем больше, чем позднее будет завершено рассматриваемое программное мероприятие. Получаемая величина является упущенной выгодой от отсрочки реализации программного мероприятия и может быть найдена по следующей формуле:

т8иш

LPj = А Y - A Y-

Т

= I

т = tt + 1 T

- I

т = тК + 1

A у х a

т - (tf + 1)

(1 + r)

т - •

AYi х a

т - (ТК + 1)

(1 + r)

Т - т _

Ti I

т = t, + 1

AYi х a

т - (t, + 1 h

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(1 + r)

T - •

и

max (LP)

i = 1,2,..., n

min.

(7)

включения его в календарное расписание в текущий год ттек:

max (A YSum ; LP,),

j /ттек

(8)

^хтек — множество программных мероприятий, которые не включены в расписание до года ттек.

Значение предотвращаемого ущерба от реализации ¿-го программного мероприятия начиная с года ттек определяется по формуле:

A Y;

Sum

= I

+1

AY, х a

т - (ттек + 1 )■

(1 + r)

T -

Значение упущенной выгоды при реализации ¿-го программного мероприятия начиная с года ттек определяется по формуле:

ттек

LP, = I |ду

т = t, + 1 L

т - (t, + 1)

х a

'] (1 + r)

T -

(6) =

Развитие экономико-математической модели формирования оптимальных сроков реализации мероприятий целевой программы, направленной на ликвидацию прошлого ущерба в регионе на случай финансирования в рамках государственно-частного партнерства

Программные мероприятия по ликвидации накопленного ущерба могут относиться к разным заинтересованным сторонам — предприятиям-загрязнителям окружающей среды и к руководству региона. В первом случае предприятия реализуют программные мероприятия (?т = = {/: i е 11 V Т^ < т < Т^} в зоне своей ответст-

При разработке критерия оптимальности для построения экономико-математической модели формирования оптимальных сроков реализации мероприятий целевой программы, направленной на ликвидацию прошлого ущерба в регионе, следует учитывать одновременно показатель предотвращаемого ущерба на период от Tf + 1 до года Т и показатель упущенной выгоды:

Sum

min (A Yj ) ^ max

i = 1,2,..., n

венности (например, в зоне воздействия добывающих скважин или прохождения нефтепровода); во втором случае программные мероприятия б1 = {/: i е 12 V Т^ < т < Т^} носят характер реабилитационных и их реализация возлагается на руководство региона. Тогда ограничение (4) следует заменить на ограничения (9, 10), учитывающие источники финансирования и разграничение мероприятий:

I Z * B1, т = 1, 2, ..., Т;

i е G.

I Zi < B2, т = 1, 2, ..., Т.

(9)

(10)

В качестве ограничений новой модели следует учитывать ранее приведенные ограничения (3, 4). Полученная модель (7, 3, 4) является моделью теории расписаний. В качестве эффективного метода, проверенного на практике, можно рекомендовать метод последовательного назначения. Однако специфика целевой функции (7) позволяет сформировать специфическое правило оценки программных мероприятий для выбора и

i е G,

Полученная экономико-математическая модель (7, 3, 9, 10), учитывающая различные источники финансирования, также является моделью теории расписаний, и для отыскания сроков реализации программных м ероприятий можно воспользоваться правилом (8) для выбора мероприятий в календарный план с использованием метода последовательного назначения.

Заключение. Использование правила выбора (8) программного мероприятия позволяет включать в более ранние сроки календарного расписания те мероприятия, у которых наибольшее значение предотвращаемого ущерба или упущенной выгоды. Для оценки эколого-экономической эффективности разработанной целевой программы ликвидации накопленного ущерба в регионе следует воспользоваться такими показателями, как чистый дисконтированный доход и срок окупаемости. Чистый дисконтированный доход (ИРУ) программы в данном случае будет определяться по формуле:

NPV = £ £

i = 1 т = тК + 1

AY¡ х a

т - (T¡ + 1)

(1 + r)

T - т

n Ti

- £ £ Z (i + r)T - ■

(ii)

i = 1 т = т н

Расчеты показывают, что разработанная экономико-математическая модель дает возможность сформировать порядок реализации программных мероприятий, при котором обеспечивается максимальное снижение накопленного загрязнения при заданном объеме финансирования. Следует отметить, что предложенные показатели и правила формирования календарного расписания реализации программных мероприятий учитывают специфику программ ликвидации накопленного ущерба на федеральном и региональном уровнях. Простота выполнения расчетов позволила авторам проводить многовариантные расчеты при построении программ большой размерности.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Разработка экономического механизма согласования интересов государства и бизнеса для реализации региональных природоохранных проектов и программ» № 17-02-00010а ОГОН.

Библиографический список

1. Тулупов А. С. Особенности оценки эколого-экономической эффективности инвестиционных проектов в АПК // Экономика и социум: современные модели развития. 2018. Т. 8. № 4 (22). С. 31—40.

2. Донской С. Е. О механизмах ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой деятельностью // Экология производства. 2013. № 3. С. 287—294.

3. Харитонова Г. Н. Проблема ликвидации экологического ущерба, причиненного прошлой хозяйственной деятельностью, в районах европейского севера России // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2012. № 1 (29). С. 83—87.

4. Новоселов А. Л., Лобковский В. А. Экономическая оценка прошлого ущерба на уровне региона в условиях неопределенности // Проблемы региональной экологии, 2, 2019, с. 87—92.

5. Владимиров С. А. О научном обосновании механизма эффективным управлением государственными инвестиционными программами и проектами // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2016. № 12. С. 4—13.

6. Новоселов А. Л., Новоселова И. Ю. Финансирование природоохранной программы: обоснование и оптимизация // Проблемы региональной экологии, 3, 2019, с. 87—90.

FORMATION OF THE PROGRAM FOR LIQUIDATION OF THE PAST DAMAGE IN A REGION

A. L. Novoselov, Ph. D. (Economics), Dr. Habil., Professor, Plekhanov Russian University of Economics, alnov2004@yandex.ru;

I. Yu. Novosyolova, Ph. D. (Economics), Dr. Habil., Professor, Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University);

Professor Gubkin University;iunov2010@yandex.ru,

V. A. Lobkovskiy, Ph. D. (Geography), senior research, Head of Department of Physical Geography and Environmental

Management Problems, Institute of Geography Russian Academy of Sciences, v.a.lobkovskiy@igras.ru

References

1. Tulupov A. S. Osobennosti ocenki jekologo-jekonomicheskoj jeffektivnosti investicionnyh proektov v APK. [Peculiarities of assessment of ecological-economic efficiency of investment projects in agro-industrial complex]. Jekonomika i socium: sovre-mennye modeli razvitija. 2018. T. 8. No. 4 (22). P. 31—40 [in Russian].

2. Donskoj S. E. O mehanizmah likvidacii jekologicheskogo ushherba, svjazannogo s proshloj dejatel'nost'ju. [On Mechanisms for the Elimination of Environmental Damage Related to Past Activities]. Jekologijaproizvodstva. 2013. No. 3. P. 287—294 [in Russian].

3. Haritonova G. N. Problema likvidacii jekologicheskogo ushherba, prichinennogo proshloj hozjajstvennoj dejatel'nost'ju, v rajonah evropejskogo severa Rossii. [The problem of elimination of environmental damage caused by past economic activity in the regions of the European north of Russia]. Sever i rynok: formirovanie jekonomicheskogoporjadka. 2012. No. 1 (29). P. 83—87 [in Russian].

4. Novoselov A. L., Lobkovskiy V. A. Jekonomicheskaja ocenka proshlogo ushherba na urovne regiona v uslovijah neoprede-lennosti. [Economic assessment of past damage at the level of the region in conditions of uncertainty]. Problemy regional'noj ekologii, 2, 2019, P. 87—92 [in Russian].

5. Vladimirov S. A. O nauchnom obosnovanii mehanizma jeffektivnym upravleniem gosudarstvennymi investicionnymi programmami i proektami. [On Scientific Justification of the Mechanism for Effective Management of State Investment Programs and Projects]. Problemy jekonomiki i upravlenija neftegazovym kompleksom. 2016. No. 12. P. 4—13 [in Russian].

6. Novoselov A. L., Novoselova I. Ju. Finansirovanie prirodoohrannoj programmy: obosnovanie i optimizacija. [Financing of the environmental program: justification and optimization]. Problemy regional'noj ekologii, 3, 2019, P. 87—90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.