ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНОВ НА ОСНОВЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ МИРОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВ
а. я. уварова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственное управление и финансы» орловский государственный технический университет
Регулирование процессов внешнеэкономической деятельности в регионах с целью создания высокотехнологичных производств требует создания и использования информационной системы мониторинга развития научно-технической сферы внешнего рынка. В статье представлены механизмы формирования программ развития внешнеэкономической деятельности промышленности регионов на основе создания информационного поля инновационного процесса и предложены методологические основы прогнозирования высокотехнологичных производств в регионе.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, информационная система, мониторинг, база данных, программа развития, регион, эвристическое моделирование.
Повышение инновационной активности предприятий региона как на внутреннем, так и на внешнем рынках неразрывно связано с информационной мобильностью организации, т. е. возможностью получения полной, достоверной и своевременной внутренней информации для принятия управленческих решений развития бизнеса.
Но как показал проведенный анализ, большинство предприятий ориентируется на внутреннюю информацию, причем получение ее нередко занимает длительный промежуток времени, что влияет на эффективность принятия решений. Ведущие отечественные компании, такие как «РусАл»,
ОАО «Уралкалий», ОАО «ВимБильДам», ЗАО «ГО-ТЭК» и другие автоматизировали свои бизнес-процессы, что эффективно сказалось на деятельности предприятия: улучшилась управляемость по всем показателям — от производства до финансов, повысилась качество управленческого учета, а также отчетности, повысилась прозрачность бизнеса, что способствует привлечению инвестиций.
В то же время важнейшей задачей остается получение и внешней информации, которая так же, как и внутренняя, важна для принятия грамотных управленческих решений и прогнозирования развития своей организации.
Перечень, содержание и основные связи между базами данных, которые должны войти в информационную систему мониторинга оперативной информации, необходимой для выхода предприятия на внешний рынок, представлены в табл. 1.
Предлагаемая автоматизированная информационная система может быть использована в качестве оперативной информационно-справочной службы для широкого круга пользователей. Пользователями информационной базы могут быть как эксперты-прогнозисты, так и непосредственно потенциальные производители, руководители организаций и подразделений, в компетенцию которых входит ведение научно-технической политики предприятия. Удобство в использовании такой базы заключается в том, что она является единым для
Таблица 1
Содержание баз данных информационной системы
База данных Содержание Использование при прогнозировании
Фундаментальные исследования: • проведенные; • проводимые; • могут быть проведены (заделы НИИ, вузов и других научно-исследовательских организаций) • Исполнитель; • новое знание, получаемое в ходе исследования; • возможные направления использования знаний в бизнесе; • объем финансовых ресурсов, необходимый для реализации проекта; • сроки проведения исследования; • заказчик Конвергенция знаний, анализ существующих фундаментальных знаний с целью определения недостающего знания для разработки и внедрения инновации
Мировые открытия и достижения Открытия, изобретения (описание патентов, лицензий, ноу-хау), область исследований, автор, страна, актуальные научные направления, междисциплинарные и межотраслевые исследования (со ссылкой на научно-исследовательские организации) Выбор приоритетных направлений, сбор идей, новшеств, отбор проектов, оценка научно-технического уровня, интенсивность научных исследований по направлениям. Оценка возможностей приобретения лицензий на производство или использование инновационной технологии
Перечень ведущих предприятий по отраслям промышленности: • зарубежные; • отечественные Предоставление информации о модели бизнеса компании: • виды продукции (ассортимент); • конкурентная среда; • бизнес-риски; • планы развития компании; • оценка основных средств компании; • конкурентные преимущества компании; • инвестиционный портфель. Сравнение результатов деятельности представленных предприятий по отраслевым показателям и показателям конкурентов: • EBITDA; • рентабельность предприятия по EBITDA; • выручка по МСФО; • ТР-индекс; • средняя заработная плата; • индексы социальной ответственности • Привлечение финансовых ресурсов для развития представленного в базе предприятия; • определение возможности вхождения в рынок; • сравнение показателей деятельности с мировыми лидерами; • определение свободной ниши на основе конкурентных преимуществ и планов развития предприятий-лидеров; • оценка возможности и формирование предложения для слияния, поглощения, аутсорсинга, франчайзинга
Бенчмаркетинг • Реструктуризация и автоматизация бизнес-процессов; • формирование кадровой политики; • формирование брэнда компании; • внедрение современных принципов управления бизнесом; • реструктуризация и диверсификация бизнеса; • использование финансовых инструментов для повышения капитализации предприятия и выхода на мировой рынок Возможность тиражирования отечественного и зарубежного передового опыта управлением компании с адаптацией на свой бизнес
Маркетинговые исследования рынков: внутреннего и мирового Аналитические записки проведенных маркетинговых исследований. Формирование портфеля заявок на проведение маркетинговых исследований Оперативное получение информации о развитии рынка с минимальными финансовыми и трудовыми затратами
пользователя каналом получения своевременной и полной информации.
В то же время предлагаемая информационная система необходима и для формирования программ развития внешнеэкономической деятельности
промышленности регионов, так как она невозможна без прогнозирования мировых тенденций развития высокотехнологичных производств на основе внедрения стратегии социоэкологической инновационной модернизации деятельности про-
РЕгиомьнАя экономика: теория и практика
35
мышленных предприятий. Анализ существующих систем прогнозирования показал, что в основном прогнозирование ведется по разрозненным группам показателей; применяются, как правило, изыскательские (статистические, экстраполяци-онные) методы прогнозирования; используемая статистическая информация неполна и непоследовательна. В условиях инновационного развития использование изыскательских методов является неэффективным, так как внедрение на рынок инноваций приводит к появлению кумулятивных эффектов и наличию точек бифуркаций.
В экономически развитых странах прогнозы разрабатываются на основе проведения специальных исследований, сочетающих в себе множество разнообразных методов и подходов, которые образуют комплексные системы прогнозирования (КСП).
Анализ этих систем прогнозирования показал, что на этапе предпрогнозной ориентации и количественной оценки структуры целесообразно выбрать методы экспертной оценки, на этапе ресурсного обеспечения — методы оптимального или эвристического распределения ресурсов. Методы построения «дерева целей» или матрицы влияния используются на этапе прогнозирования приоритетных направлений отраслей и видов продукции. Это связано с тем, что прогнозирование наукоемкой инновационной продукции, которая будет востребована на внешнем рынке, невозможно сделать без декомпозиции системы по иерархическим уровням.
В основе предлагаемой методики прогнозирования прорывных производств региона лежат методики, использующие эвристические методы. Методика многоэтапного эвристического моделирования формирования программ развития внешнеэкономической деятельности промышленности регионов включает несколько этапов (рис. 1):
1) подготовка информационной базы;
2) формирование групп экспертов с объявлением конкурса;
3) выявление приоритетных направлений развития отраслей промышленности с учетом прогнозирования потребностей мирового рынка посредством экспертизы;
4) оценка специализации региона и приоритетных направлений его развития;
5) сбор идей, отбор и анализ проектов;
6) изучение состояния рынков наукоемкой продукции, анализ аналогов, оценка возможных модификаций;
7) выявление ресурсной и научно-технологической обеспеченности производства;
8) разработка и утверждение программ развития внешнеэкономической деятельности промышленности региона.
Результативность прогнозов будет зависеть от уровня компетенции задействованных в прогнозе экспертов, применения современных технологий прогнозирования, полной, систематизированной и достоверной информации, на основе которой строится прогноз.
Для формирования информационной поддержки участников внешнеэкономической деятельности необходима соответствующая инфраструктура. В настоящее время координирующим органом, формирующим и осуществляющим научно-инновационную политику Орловской области, является Координационный совет Орловской области по научно-технической и инновационной политике. При нем необходимо создание Регионального инновационно-прогностического центра и ресурсного центра с целью проведения конкурсного отбора, проведения экспертиз и интеграции деятельности вузов, НИИ, КБ, Центра научно-технической информации, Орловской торгово-промышленной палаты и других структур (рис. 2).
Работа региональных центров должна строиться не только на основе прогнозирования мировых тенденций развития высокотехнологичных производств, но и возможности предоставления консультаций по подготовке и внедрению таких производств на предприятиях регионов.
Формирование стратегии внешнеэкономической деятельности связано с детализированным анализом мирового рынка, который позволяет определить конкурентное преимущество компании и позицию на рынке. Сбор внешней информации — это трудоемкий и капиталоемкий процесс, который чаще всего отсутствует на предприятии из-за невозможности выделить необходимые кадровые и финансовые ресурсы. Анализ показал, что возможность проведения международных маркетинговых исследований имеется только у транснациональных компаний. В то же время развитие малого и среднего бизнеса и увеличение их роли во внешнеэкономической деятельности регионов определили необходимость предоставления информационных услуг на основе аутсорсинга. Необходимо отметить, что предприятие самостоятельно должно принять решение о целесообразности передачи функций сбора и анализа информации на аутсорсинг. Про-
действия, выполняемые аналитиками-организаторами; действия, выполняемые экспертами-прогнозистами; действия операторов, обработчиков; входные или выходные данные.
Рис. 1. Методика многоэтапного эвристического моделирования формирования программ развития внешнеэкономической деятельности промышленности регионов (ПИ и ФЭГ — подбор информации, формирование экспертной группы)
со 00
5
СП ■§
§
■ё СО
I
Со
и
о «
и
<и а х в
и
■о а
и
■о И
¡Г В и
о ч л и <С
Координационный совет Орловской области по инновационной политике
Региональный ресурсный центр Основные функции:
• совершенствование управления в организациях региона;
• содействие формированию эффективной кадровой политики на региональном уровне;
• реализация Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации;
• внедрение профессиональных требований (стандартов) к управленческой компетенции менеджеров и наиболее успешной управленческой практике;
• реализация инновационных проектов, разработанных участниками Президентской программы;
• содействие процессам международной экономической интеграции и установлению взаимовыгодных контактов;
• оказание услуг по повышению квалификации и профессиональной переподготовки кадров с учетом потребностей региона;
• организация консультирования региональных предприятий посредством привлечения российских и иностранных консультантов
Региональный инновационно-прогностический центр
Патенты, нормативные акты
Отдел правового обеспечения
Патентно-лицензионный отдел
Рынки, конкуренты промышленный потенциал
Отдел изучения научного и технологического потенциала региона
цнти
Информационно-техническая служба
Орловская ТПП
Федеральный и территориаль-
е
. ные органы государственной статистики
Л
Отдел прогнозирования. Экспертный совет
Аналитический сводно-организационный отдел
Отдел разработки целевых программ
Информационно-консультационная ' служба
Проекты,технология производственный потенциал, заказы
Инновацион-но-активные предприятия
Идеи, проекты, цнвестиции _
Прочие участники инновационной деятельности
Высшие учебные заведения
Хозяйствующие субъекты
- существующие структуры;
- несуществующие структуры
Рис 2. Инфраструктура информационного обеспечения региона
• заказы на производство высокотехнологичной продукции:
• аналитические записки о потребностях мирового рынка в кратко-, средне-, долгосрочной перспективе;
• профессиональная переподготовка кадров с учетом современных требовании мирового рынка
С^З
в
=1
=
=1 35
Ь
СО =
=
со
м
СО
3
I
М О
о
(О
цесс принятия решения можно представить в виде следующих этапов.
1 этап. Оценка компетенций персонала по самостоятельному выполнению работ, услуг. Прогнозирование качества, стоимости, сроков выполнения работ:
С = С + З + Т/1,
сам р ' '
где Ср — стоимость работ (заработная плата персоналу за выполнение работ, расходы на прием квалифицированных работников для выполнения работ); З — расходы на сбор первичной и вторичной информации; Т — расходы на приобретение программных продуктов сбора и обработки информации; I — период использования программных продуктов.
2 этап. Анализ ситуации на рынке информационных услуг. Этап включает оценку возможностей компаний аутсорсеров, определение динамики цен на работы и услуги, которые планируется передать на аутсорсинг, оценка рисков передачи работ, услуг на аутсорсинг:
С = С К К + Т,
аут р д р
где Ср — средняя стоимость предоставления работ, услуг на аутсорсинг; Кд — темп роста стоимости предоставления работ, услуг на аутсорсинг за год; Кр — коэффициент риска передачи работ, услуг на аутсорсинг; Т — транзакционные издержки на заключение договора по аутсорсингу.
3 этап. Сравнение внутренних возможностей и внешних условий передачиработ, услуг на аутсорсинг. Построение финансовой модели.
4 этап. Оценка экономической эффективности передачи выполненных работ, услуг сторонними организациями, сопоставление преимуществ и потенциальных рисков. Оценка производится с использованием формулы:
С — Q > С + Я,
сам аут
где Q — минимальная величина экономической эффективности от использования аутсорсинга (5—10 %); Я — издержки предприятия, связанные с увольнением и приемом работников, выполняющие функции, передаваемые на аутсорсинг.
5 этап. Принятие решения о передачи работ, услуг на аутсорсинг. Информационные услуги по выходу на внешний рынок малым и средним предприятиям необходимо предоставлять при поддержке администрации регионов в рамках разработанных региональных программ развития внешнеэкономической деятельности.
Анализ состояния и тенденций развития глобального и отраслевого рынков позволил определить
приоритетное направление развития внешнеэкономической деятельности Орловской области — производство сельскохозяйственных продуктов.
Данное приоритетное направление должно реализоваться на основе формирования взаимосвязанных конкурентоспособных производств:
1) строительство деревень нового поколения с целью привлечения молодежи в фермерское хозяйство. Формирование имиджа: «Первый дом для молодой семьи», с предоставлением строительства дома для молодежи с минимальными затратами и с последующей возможностью в перспективе достройки дома;
2) продажа сельскохозяйственной, коммунальной минитехники с отсрочкой платежа или передача в лизинг с целью завоевания низкоплатежеспособного сегмента рынка жилищно-коммунальных организаций, сельскохозяйственных производителей и их увеличения на основе повышения производительности труда и уровня жизни;
3) развитие потенциала для использования генно-модифицированных семян и развития биотехнологий. Но здесь существует сильная корреляционная зависимость: чем больше используются генно-модифицированные семена, следовательно, повышается урожайность, тем активнее реализуются проекты создания биотоплива. В этой связи предлагается сотрудничество с немецкими партнерами по программам переработки рапса для получения биодизеля и кормовых добавок для скота из рапсового масла и переработка отходов — например соломы — в электричество и тепло с помощью пиролизной установки;
4) формирование маркетингово-логистичес-кого центра для хранения, сортировки и упаковки сельскохозяйственной продукции и дальнейшее распределение ее по потребителям.
Сегодня к сельскому хозяйству необходимо относиться не как к уделу отсталых стран с малообразованным населением, а наоборот — как к прибыльному высокотехнологичному бизнесу. Например, Голландия — это промышленно высокоразвитая страна, но и сельское хозяйство в ней является одной из основных отраслей. Сегодня Голландия — третий в мире экспортер сельскохозяйственной продукции. Таких результатов голландцам удается достигать за счет того, что они воспринимают сельское хозяйство как синтез технологий и блестящей логистики, над которой они постоянно работают.
Таким образом, развитие сельского хозяйства в регионе активизирует деятельность машинострои-
тельных, строительных и научно-образовательных предприятий, которые существуют в регионе. Внедрение инновационных технологий в формировании сельскохозяйственного кластера в регионе будет иметь мультипликативный эффект, выраженный в создании в перспективе следующих высокотехнологичных производств:
1) продуктов питания, обладающих профилактическими и лечащими свойствами;
2) фармацевтической промышленности, использующей для производства лекарств природно-ресурсные компоненты;
3) приборов и оборудования для комплексного мониторинга окружающей среды, очистки воды и воздуха;
4) удобрений с учетом оценки потребностей конкретных сельскохозяйственных угодий и состояния почв.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рабочая книга по прогнозированию/ под ред. И. В. Бестужева-Лады. — М.: Мысль, 1982.
2. Садков В. Г., Самостроенко Г. М. Концептуально-методические основы стратегического планирования и их воплощение в федеральном законодательстве// Управление общими и экономическими системами, 2004, №2.
3. Уварова А. Я., Еремеева Н. П. Совершенствование системы управления инновационным развитием промышленности региона. — М.: Ма-шиностроение-1. 2008. — 185 с.