Научная статья на тему 'Модели информационного обеспечения субъектов внешнеэкономической деятельности: анализ зарубежного опыта'

Модели информационного обеспечения субъектов внешнеэкономической деятельности: анализ зарубежного опыта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
670
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СУБЪЕКТЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ / РЕГИОНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митрофанова И.В., Батманова В.В., Митрофанова И.А.

В статье рассматривается зарубежный опыт информационного обеспечения субъектов внешнеэкономической деятельности, который мог бы стать полезным при создании эффективного механизма стимулирования внешнеэкономической деятельности предприятий и регионов России. Проанализированы модели США, Франции и Великобритании, выделены характерные особенности каждой из них. Выявлены также общие черты всех рассмотренных моделей информационной поддержки субъектов внешнеэкономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели информационного обеспечения субъектов внешнеэкономической деятельности: анализ зарубежного опыта»

3 (96) - 2011

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

УДК 339.9: 007

модели информационного обеспечения субъектов внешнеэкономической деятельности анализ зарубежного опыта

И. В. МИТРОФАНОВА,

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории социальных и экономических исследований Южного научного центра РАН,

профессор кафедры мировой и региональной экономики Волгоградского государственного университета E-mail: mitrofanova@volsu. ш В. В. БАТМАНОВА,

кандидат экономических наук, старший преподаватель

кафедры мировой и региональной экономики

E-mail: vbatmanova@volsu. ш

И. А. МИТРОФАНОВА,

старший преподаватель

кафедры экономики и управления

E-mail: mitrоfanovaia@rambler. ш

Волгоградский государственный университет

В статье рассматривается зарубежный опыт информационного обеспечения субъектов внешнеэкономической деятельности, который мог бы стать полезным при создании эффективного механизма стимулирования внешнеэкономической деятельности предприятий и регионов России. Проанализированы модели США, Франции и Великобритании, выделены характерные особенности каждой из них. Выявлены также общие черты всех рассмотренных моделей информационной поддержки субъектов внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, информационное обеспечение, субъекты внешнеэкономической деятельности, экономические модели, регионы.

Зарубежная практика располагает богатым опытом информационной поддержки национальных субъектов внешнеэкономической деятель-

ности (ВЭД), особенности которой обусловлены спецификой инфраструктуры в данной сфере. Одной из стран, имеющихразвитую информационную систему поддержки национальных компаний, являются США, где стимулирование развития внешней торговли является одним из приоритетных направлений политики администрации американского государства.

Субъектам внешнеэкономической деятельности — как действующим, так и потенциальным экспортерам в рамках реализации «Национальной экспортной стратегии» [10, с. 4—5] оказывается финансовая, организационно-техническая и другие формы поддержки. В практике государственного стимулирования в последние годы большое значение придается укреплению информационных звеньев системы содействия ВЭД субъектов за счет централизации всей поступающей информации,

- 69

а также использованию технических новеиших средств.

Согласно комплексному плану о торговле и конкурентоспособности США в 1990 г. начал работу Национальный банк торговой информации, охвативший международную экономическую статистику и информационный массив по продвижению экспорта: коммерческие предложения, рыночные и страновые обзоры, методические материалы по финансированию, справки по наличию услуг по экспорту и др.

Компании США могут получить информацию обо всех государственных программах стимулирования экспорта. Так, американский центр информации о торговле (US Trade Information Center) [11] регулярно выпускает справочник (Export Program Guide. A Business Guide to Federal Export Assistance) [5, с. 1], в котором представлены основные направления государственной поддержки содействия экспортерам, а также отражена деятельность федеральных ведомств, оказывающих помощь за пределами США. В качестве одного из главных направлений государственной поддержки на национальном уровне субъектов ВЭД является предоставление им общих консалтинговых услуг. Этим занимаются Министерство торговли США [12], Администрация международной торговли (International Trade Administration — ITA) [1], Центр информации торговой информации, Американская и иностранная коммерческая служба (US and Foreign Commercial Service — US and FCS) [13], центры содействия экспорту (Export Assistance Centers — USEACs), Американский торговый центр (USA Trade Center — UTCs), окружные экспортные советы (District Export Councils — DECs) [35], Администрация малого бизнеса (Small Business Administration — SBAs) [2], центры развития малого бизнеса (Small Business Development Centers — SBDCs) [2].

Субъектам ВЭД предоставляются консультации по следующим вопросам: как получить доступ к государственным программам стимулирования экспорта, к информации по отдельным странам и регионам, включая сведения о стандартах, налогах и таможенных процедурах, действующих в этих государствах, определяются возможности развития деятельности американских компаний на выбранных рынках.

В соответствии с Законом о расширении экспорта, принятым в США в 1992 г. («Export Enhancement Act 1992»), целью которого являлось повышение деятельности государственных ведомств по стимулированию экспорта, Координационный комитет по содействию торговле США

70 -

создал центры содействия экспорту «US Export Assistant Centers» — «USEACs» в разных городах страны. Уже к середине 1999 г. в США насчитывалось 19 таких центров и 84 связанных с ними офиса [38, с. 1].

Центры содействия экспорту оказывают помощь американским компаниям, прежде всего малым и средним предприятиям, планирующим начать внешнеэкономическую деятельность. Данные структуры тесно сотрудничают с федеральными ведомствами, местными органами, ведомствами, местными органами власти и негосударственными организациями. Через них государственные агентства, участвующие в ВЭД, предоставляют американским фирмам, осуществляющим несельскохозяйственный экспорт, разные виды помощи, в том числе информационно-консультационную, в подготовке начинающих экспортеров и др. Центры содействия ВЭД координируют свою деятельность с другими федеральными ведомствами, а также негосударственными организациями.

Администрация малого бизнеса (Small Business Administration), центры содействия экспорту, окружные экспортные советы, центры развития малого бизнеса помогают небольшим фирмам определить наиболее выгодные рынки сбыта, разработать эффективную стратегию проникновения на эти рынки, проводят специальные обучающие семинары, выпускает электронный бюллетень «SBA Online ВВС».

Агрегированно в деятельности государственных структур по содействию субъектам ВЭД можно выделить три основных направления информационной обеспеченности субъектов ВЭД:

1) товарно-сервисное, направленное на продвижением конкретных товаров и услуг;

2) страновое, осуществляющее помощь в продвижении деятельности национальных компаний на рынки конкретных стран и регионов;

3) собственно информационное, связанное с предоставлением информации о существующих программах поддержки для субъектов ВЭД.

Так, в рамках первого направления эксперты в области внешней торговли работают с отдельными фирмами и промышленными ассоциациями с целью определения возможностей экспорта конкретных товаров или услуг на тот или иной рынок, выявления препятствий экспортной деятельности. Американским компаниям оказывается поддержка в конкурентной борьбе за право участия в зарубежных инфраструктурных проектах.

В рамках второго направления компаниям предоставляется помощь в проникновении на

рынки отдельных регионов и стран и расширении деятельности на них. Эксперты организации «Trade Information Center» обеспечивают субъектов ВЭД сведениями об особенностях деятельности в государствах Азии, Западной Европы, Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока. Данные об условиях торговли с республиками бывшего СССР (так называемыми новыми независимыми государствами) можно получить через Службу деловой информации о новых независимых государствах (Business Information Service for the Newly Independent States — BISNIS) [14], действующую при Министерстве торговли США. Американские компании, заинтересованные в расширении деятельности в странах Восточной и Центральной Европы, обращаются в Центр деловой информации по странам Центральной и Восточной Европы (Central and Eastern Europe Business Information Center — CEEBIC) [15].

Посольства, консульства и торговые центры США в 70 странах, являющихся крупнейшими рынками сбыта американских товаров и услуг, предоставляют субъектам ВЭД информацию об особенностях экономической и политической ситуации, торговых барьерах в соответствующих странах, определяют особенности торговой и инвестиционной деятельности на этих рынках.

В рамках третьего направления субъектам ВЭД предоставляется информация о внешней торговле товарами или услугами их профиля. Так, компьютерная база данных «Экспортные преимущества» (Export Advantage) обеспечивает американские фирмы, производящие текстиль и одежду, сведениями о торговой политике, а также торговой статистике по экспорту товаров этой группы. «Export Advantage» включает в себя данные о более 4 тыс. зарубежных покупателей текстиля и одежды производства США и свыше 1,5 тыс. американских поставщиков этой продукции. При посольствах США в более чем 60 государствах действуют зарубежные сельскохозяйственные службы (Foreign Agricultural Service — FAS) [16], представляющие интересы американских экспортеров сельскохозяйственной продукции.

Согласно опросам, большинство компаний-экспортеров в качестве источника информации чаще всего используют Интернет, который, по их мнению, является идеальным источником получения текущей информации об изменении экономических условий, законодательства и т. п. на интересующих их рынках. Так, в 2002 г. 97 % экспортеров, использовавших Интернет для получения информации, обращались к государственным сайтам [10, с. 5].

Справочник, подготовленный Центром информации о торговле, содержит не только информацию об основных направлениях стимулирования экспорта США и государственных ведомствах, занимающихся вопросами внешней торговли, но и сведения о том, как любая американская компания-экспортер может получить интересующие ее данные, а также контактные адреса и телефоны организаций, оказывающих поддержку экспортерам.

В США 50 % компаний — начинающих экспортеров обращается за поддержкой к государственным организациям, занимающимся стимулированием экспорта. Важную роль играют обучающие программы типа «Export Trade Assistance Partnership», которая разработана Администрацией малого бизнеса (Small Business Administration — SBA).

Национальная служба морского рыболовства (National Marine Fisheries Service — NMFS) [17] оказывает помощь американским экспортерам рыбы и рыбопродуктов: проводит инспекцию и сертификацию товаров, направляемых на экспорт, обеспечивает информацией об особенностях регулирования и контроля за торговлей данной продукцией в других странах [5, с. 1].

Министерство сельского хозяйства США, Иностранная сельскохозяйственная служба (Foreign Agricultural Service — FAS) [16] предоставляют американским компаниям первичную информацию об условиях и возможностях экспорта сельхозпродукции на тот или иной рынок. Так, Foreign Agricultural Service» издает газету для иностранных потребителей «Foreign Buyer Lists», содержащую подробную контактную информацию о более чем 20 тыс. импортеров сельскохозяйственных товаров в 25 странах; выпускает газету американских поставщиков «US Supplier Lists», которая содержит данные примерно о 4 тыс. американских экспортеров сельскохозяйственной продукции. Американские компании могут получить информацию о торговле сельхозтоварами через сельскохозяйственные и маркетинговые торговые центры (Agricultural Trade and Marketing Information Center) [18], являющиеся частью Национальной сельскохозяйственной библиотеки (National Agricultural Library) [19], которая действует при Службе исследований в области сельского хозяйства (Agricultural Research Service), и Службу экономических исследований (Economic Research Service) Министерства сельского хозяйства.

Одним из направлений государственной информационной поддержки субъектов ВЭД в США является оказание маркетинговых услуг американским экспортерам, а также помощь в решении

- 71

технических вопросов. Так, адвокатский центр (Advocacy Center) [20], координирующий деятельность 20 государственных ведомств США, занимающихся вопросами внешней торговли, помогает американским компаниям в конкурентной борьбе за право участия в конкретных международных проектах. Данная структура оказывает поддержку через своих представителей в отдельных странах, организует поездки высокопоставленных официальных лиц США в те государства, в которых американские компании столкнулись со сложностями в продвижении своей продукции.

Сотрудники службы облегчения доступа на рынки (Market Access and Compliance Officers) помогают получить доступ на интересующие рынки и преодолеть препятствия, с которыми они сталкиваются, посредством предоставления американским компаниям информации, необходимой для ведения переговоров с потенциальными партнерами, а также обеспечения контроля за соблюдением другими странами условий торговых соглашений, подписанных с США.

Широко используемыми средствами поддержки субъектов ВЭД в США являются торговые выставки, ярмарки, семинары и конференции по вопросам внешней торговли, а также торговые миссии официальных представителей США и американских бизнесменов в другие страны. Министерство торговли и Агентство международного развития США (US Agency for International Development) [21] разработали программу зарубежных продаж (International Buyer Program). Эта система призвана помочь компаниям получить доступ на зарубежные рынки посредством участия в торговых выставках, проводимых в США, на которые приглашаются потенциальные покупатели американских товаров и услуг из разных стран. На каждой такой выставке работает центр международного бизнеса, оказывающий информационно-консультационную помощь фирмам, планирующим развернуть свою деятельность за рубежом. Ежегодно в США проводится свыше 20 подобных выставок. Активное содействие американским фирмам, участвующим в зарубежных выставках, оказывают посольства США в соответствующих странах.

Агентство торговли и развития США является спонсором деловых семинаров и конференций, на которых американские фирмы могут узнать о возможностях участия в крупных проектах, осуществляемых в развивающихся государствах. Распространению американских товаров и услуг за рубежом во многом способствуют рекламные мероприятия.

72 -

Интересен опыт Министерства торговли и Агентства международного развития США по организации торговых миссий, цель которых — содействие расширению в краткосрочной перспективе экспорта американских товаров и услуг на рынки крупных развивающихся стран или государств, являющихся потенциально выгодными торговыми партнерами США, а также создание условий, необходимых для облегчения доступа американских фирм на важные для них рынки. Торговые делегации по поиску партнеров (Matchmaker Trade Delegations), являющиеся одним из вариантов торговых миссий, помогают малым и средним фирмам США, которые недавно вышли на внешний рынок, установить деловые контакты с зарубежными партнерами.

К числу наиболее распространенных программ, призванных содействовать американским компаниям в поиске иностранных партнеров, относятся дистрибьюторская служба (Agent Distributor Service), Служба «Золотой ключ» (Gold Key Service), «Анализ рынков по требованиям заказчика» (Customized Market Analysis) [22]. Действует структура «Справочная служба о зарубежных компаниях» (International Company Profile) [23], охватывающая почти 40 стран, через которую субъекты ВЭД могут получить сведения о деловой репутации и финансовом положении потенциального торгового партнера.

В США создан электронный банк данных о торговле (National Trade Data Bank — NTDB) [24], содержащий информацию, предоставляемую более 40 государственными ведомствами США, данные о более чем 200 тыс. документов, связанных с ВЭД, статистику по экспорту и импорту, сведения из основных печатных изданий, освещающих вопросы внешней торговли, доступ к которой субъекты ВЭД могут получить через Интернет.

Эксимбанк США, занимающийся финансированием американского экспорта, предоставляет информацию о своих программах через электронную почту, факс и телефон. Эксимбанк совместно с другими государственными ведомствами и властями на местах разработал программы оказания консалтинговых и финансовых услуг субъектам ВЭД, действующие более чем в 30 штатах США [37, с. 24—25].

Особенностью США как федеративного государства является развитая система информационной поддержки на региональном уровне (в штатах). На рубеже 1980—1990-х гг. большинство из них имели развитую структуру информационного содействия субъектам ВЭД. В 41 штате осуществлялись

программы профессиональной подготовки и переподготовки кадров; в 36 штатах функционировали службы технологического развития, состоящие из представителей и академических кругов, местных органов власти; помощь и консультации в управлении наукоемким производством предоставлялись в 30 штатах [39, с. 42].

Другая модель информационной поддержки субъектов ВЭД действует во Франции. В соответствии с планом развития экспорта во Франции предполагалось преобразовать Французский центр внешней торговли в головную организацию по сбору и распространению всей внешнеэкономической информации, что способствовало бы повышению ее качественных критериев и сделало бы ее более доступной [36, с. 58]. Основной задачей Дирекции внешнеэкономических отношений (DREE), организованной при Министерстве экономики, финансов и промышленности, является разработка коммерческой политики, а также сбор и распространение информации для субъектов ВЭД [34, с. 14].

Информационное содействие включает в себя предоставление предприятиям сведений экономического и коммерческого характера, собираемых в различных странах Постами экономического развития (РЕЕ). Поддержка осуществляется финансовыми и экономическими миссиями (MEF) [25], которые с 1 января 2002 г. были объединены и переименованы в экономические миссии [8, с. 12—13]. Эти организации выполняют анализ и оценку рынка, экономического, коммерческого и правового окружения, собирают информацию о конкурентах [1, с. 4].

В рамках дирекции внешнеэкономических отношений (DREE) [26] существует консультационная служба экономического развития за рубежом. При намерении предприятия организовать свое представительство, коммерческий филиал либо совместное предприятие к его услугам в рамках региональной дирекции ВЭД (DRCE) [27] работают специалисты, которые занимаются подобными вопросами. Они связываются с экономическими миссиями в стране и за рубежом, которые представляют информацию о регулировании соответствующих вопросов в интересующей их стране, а также организуют встречи с потенциальными партнерами.

Другой государственной структурой, осуществляющей информационную поддержку субъектов ВЭД, является французский центр внешней торговли (CFCE), государственное учреждение, организованное при дирекции внешнеэкономических отношений (DREE). Он специализируется

на поиске любой информации, которая может способствовать развитию ВЭД французских фирм. Центр публикует различные информационные бюллетени по отдельным секторам экономики, предлагает разнообразные услуги по представлению данных, в том числе и такие, которыми предприятия могут воспользоваться напрямую (тендерные конкурсы, предложения и т. д.). CFCE, не располагая финансовыми средствами для кредитования или страхования, выполняет в основном задачи информационного характера, осуществляя роль связующего звена между субъектами ВЭД и государственными органами, ставя последних в известность о трудностях, с которыми наиболее часто сталкиваются предприятия при продаже своей продукции за рубежом. Для французской модели информационного содействия субъектам ВЭД характерным является безвозмездное предоставление информации (за счет государственного субсидирования соответствующих ресурсов) [28].

Интернет-сайт «Экспорт планеты» (Pl@net-Export) [7] предлагает своим абонентам комплекс услуг по передаче посредством сети экономических документов сведений по секторам экономики и научных разработок. В рамках данной службы существует обширная библиотека. Данный ресурс предоставляет как платные, так и бесплатные услуги. Сделав запрос в данной системе, за 48 часов на Интернет-адрес пересылается информация о сфере интересов предпринимателя с использованием соответствующих баз данных.

Агентство по международному развитию технологий и французских предприятий (CFCME — ACTIM) возникло при слиянии двух организаций, CFME и ACTIM, а в 2002 г. было реорганизовано в Убифранс (Ubifrance) [1]. Оно призвано способствовать развитию деятельности французских предприятий на мировом рынке путем организации мероприятий рекламного характера, участия в международных выставках, салонах, ярмарках, а также конкретных акций в области технического, промышленного и коммерческого сотрудничества.

Компания «Убифранс» (Ubifrance) находится под покровительством дирекции внешнеэкономических отношений (DREE) и имеет целью координировать действия французских предприятий по их продвижению на внешний рынок. Данная организация распространяет информацию о французских технологиях посредством пресс-бюро, расположенных в 10 странах, а также принимает участие в программах по промышленному сотрудничеству, что упрощает доступ французских производителей к европейским программам поддержки.

- 73

Промышленные и торговые палаты Франции, в отличие от России, являются государственными учреждениями, имеющими договоры со всеми торгово-промышленными палатами за рубежом (CCIFE), представляющими своим членам сведения об экономическом, административном и финансовом состоянии иностранных рынков. Их банки данных Телеэкспорт/Фирмэкспорт (Telexport/Firmexport) (картотека французских экспортеров) и Дельф (DELF) (библиография экономического характера) доступны субъектам ВЭД [29].

Торгово-промышленные палаты предоставляют ряд консалтинговых услуг и оказывают организационное содействие при выходе предприятий на зарубежные рынки: составление экспортных планов и стратегий, отбор и анализ зарубежных рынков, оценка производимой продукции и ее конкурентоспособности и др.

Наряду с ТПП, работает Национальный совет французских предпринимателей (CNPF), который опирается на сеть из 48 региональных комитетов, поддерживающих активную связь со своими зарубежными коллегами. Совет организует контакты на высшем уровне между ответственными государственными лицами и представителями деловых кругов, производит оценку потенциальных возможностей по запросу французских производителей и выявляет их возможных партнеров.

Интересным опытом развития ВЭД во Франции является Институт советников по внешней торговле, которые выбираются из числа ответственных работников предприятий-экспортеров, чьи кандидатуры утверждаются на государственном уровне. В их задачу входит оказание информационной поддержки при проведении внешнеторговой политики, а также содействие развитию французского экспорта. Советники оказывают услуги различным субъектам ВЭД: предприятиям-экспортерам, а также органам государственного управления при ее регулировании. Их помощь включает предоставление необходимой информации, участие в проекте, ориентированном на экспорт.

Французский банк внешней торговли (BFCE) предоставляет экспортные кредиты под экспортные сделки. Данная структура имеет штат консультантов и систему информации о возможностях и условиях кредитования.

Характерной чертой французской модели ВЭД является развитая система страхования сделок, реализуемая специализированными организациями во внешнеэкономической сфере. Так, французская компания страхования внешней торговли (КО-

74 -

ФАС) является государственной, создана в форме акционерного общества и специализируется на страховании кредитов для внешней торговли [30]. Она упрощает процесс проникновения на внешний рынок всем типам фирм, сопровождая их на всех этапах, что упрощает доступ к информации о рынках, условиях страхования, финансированию и частично возмещает ущерб при неудачном вложении средств. Данная организация производит оценку платежеспособности клиентов за рубежом и дает рекомендации по их выбору, страхует внешнеэкономическую деятельность.

Наряду с «КОФАС», на рынке страховых услуг работает структура «ФАСЕП — ГАРАНТИЯ» («FASEP — Garantie»), страхующая политические риски предприятий при инвестировании за рубежом. Целью данной компании является поддержка малых предприятий посредством страхования политических рисков [31]. В ее рамках действует служба информационного обеспечения субъектов ВЭД данными об условиях сотрудничества.

Во Франции оказывается активная поддержка производителям аграрной продукции. Так, по инициативе Министерства сельского хозяйства было создано акционерное общество «СОПЕКСА», участвующее в разработке коммерческой стратегии и планов развития внешнеэкономической деятельности посредством информирования и консультирования субъектов ВЭД [32].

Для привлечения малого бизнеса на внешние рынки французское правительство приняло в 1989 г. целевую долгосрочную программу повышения экспортного потенциала страны, которая значительно расширила виды услуг, предоставляемых правительством малым экспортирующим компаниям. Для усиления взаимодействия государства, предпринимательских и консультативных союзов в стимулировании экспорта была принята «Национальная хартия развития экспорта», берущая на себя часть расходов по продвижению и реализации товаров, включая затраты на организацию и содержание справочно-информационной службы, а также на содержание торговых центров, организацию выставочных работ и рекламы покрывает государство.

В 1996 г. была создана ассоциация «Партнерство — Франция — Предприятие» для поддержки экспортной деятельности малых и средних фирм за счет их объединения с крупными компаниями. В эту ассоциацию вошло 30 крупнейших предприятий страны, среди которых Эйр Франс (Air France), Алкатель (Alcatel), Газ де Франс (Gaz de France), Рено (Renault), Санофи (Sanofi-Synthelabo). Любое

малое предприятие, имеющее желание и средства экспортировать свою продукцию, может проконсультироваться с представителями ассоциации и затем получить конкретную помощь со стороны крупной компании. Предприятие-патрон и сеть его дочерних фирм могут организовать для малого предприятия ряд встреч, презентаций, с тем чтобы о нем узнало как можно больше людей за самое короткое время (обычно за неделю) и тем самым подготовить почву для будущих контактов [33].

В Великобритании функционирует большое количество организаций, ассоциаций, объединений, содействующих развитию и расширению ВЭД. В их числе — Конфедерация британской промышленности, Ассоциация торговых палат Великобритании, Британская ассоциация экспортеров, Британская конфедерация импортеров.

В целях содействия субъектам ВЭД в 1999 г. решением Правительства Великобритании на базе подразделений Министерства торговли и промышленности (МТП) и МИД Великобритании была создана Британская служба международной торговли — «British Trade International» (BTI), а Британский совет по внешней торговле и Объединенный директорат МТП и МИДа по координации правительственной политики в области развития внешней торговли и содействия экспорту были упразднены [9, с. 13].

Деятельность Британской службы международной торговли (БСМТ) автономна от подразделений МТП и МИДа. Внутри страны она оказывает поддержку субъектам ВЭД посредством предоставления достоверной и всесторонней информации, а также консультирования, в первую очередь малых и средних предприятий, в графствах через уже существующие правительственные региональные отделы по содействию местным предприятиям, которые испытывают трудности с реализацией своей продукции на внешнем рынке. Эта работа проводится в тесном взаимодействии с Генеральным управлением МТП по вопросам развития регионов и оказания поддержки малым и средним фирмам.

На Британскую службу международной торговли (БСМТ — BTI) возложены функции по разработке и представлению в Правительство Великобритании предложений по следующим направлениям: выработка государственной стратегии в области развития внешней торговли и продвижения экспорта для британских правительственных структур всех уровней; формирование единой государственной структуры управления торговлей как внутри страны, так и за рубежом; создание условий для реального использования возможностей, в том числе и инфор-

мационных BTI по оказанию содействия компаниям Великобритании при их выходе на внешний рынок. За рубежом BTI ведет работу через коммерческие отделы британских посольств в более чем 20 странах, которые занимаются продвижением британского экспорта на рынки стран пребывания [9, с. 13].

Ассоциация Британских торговых палат выполняет исследования экспортного рынка для Министерства торговли и промышленности. Эта программа доступна для любого предприятия, желающего знать перспективы своего продукта за рубежом. Консультанты в сфере внешнеэкономической деятельности предлагают бесплатные рекомендации по проведению исследований. Если же субъект ВЭД хочет привлечь профессиональных консультантов или своих собственных специалистов, то для этого программой предусматривается финансовая помощь.

По плану Министерства торговли и промышленности (DTI) «Активное экспортирование», помогающему оценить экспортный потенциал своей продукции, работают 12 торговых палат и центров экспортного предпринимательства. Помощь оказывается либо бесплатно, либо по сниженной ставке, чтобы помочь составить первоначальный план работы с использованием информационной поддержки в рамках данной программы.

Характерной чертой английской модели информационного содействия субъектам ВЭД является наличие различных организаций по исследованию зарубежных рынков, которые выполняют специальные исследования за плату, однако по линии DTI выделяются специальные субсидии для этих целей.

Отличительной чертой информационного содействия в Великобритании выступает наличие большого количества публикуемых справочных материалов. Ассоциация Британских экспортеров издает специальный справочник, где можно найти сведения о членах ассоциации, о рынках, на которых они работают, а также о товарах и услугах, которые они предлагают.

Правительственные департаменты, крупные банки и центральные публичные библиотеки бесплатно представляют информацию о международной торговле, правилах работы, рынках и т. д. в виде справочников и брошюр.

Отдел Министерства торговли и промышленности по координации деятельности ярмарок и выставок (DTI Fairs and Promotions Branch) предлагает информацию о проводимых конференциях и выставках, издает специализированные справочники, сообщающие о крупных ярмарках и экспозициях.

- 75

В Великобритании большое внимание уделяется подготовке предпринимателей в области страноведения. Информация о культурной специфике стран содержится в отделениях DTI, как в столице (Лондоне), так и в региональных офисах [4]. Государство субсидирует языковую подготовку через центры обучения экспортированию (Learning Exporting).

Одним из направлений повешения эффективности экспортной деятельности выступает обучение различным видам ВЭД. Обучением экспорту (Learning Exporting) занимается консорциум колледжей, политехнических институтов и университетов, работающих в партнерстве с торговыми палатами и другими организациями.

Программа «Предпринимательская инициатива» DTI предусматривает 15 дневные консультации по маркетингу, дизайну, качеству и оформлению финансовой информации. Консультативные встречи и сообщения завершаются получением компанией данных, рекомендаций и планов, необходимых для их конкретных нужд.

Сфера образования Великобритании во многом содействует информационной подготовке кадров малого бизнеса для внешней торговли. Существует достаточно много образовательных центров, которые за небольшую плату организуют обучение предпринимателей. Торговые палаты и отраслевые институты, а также коммерческие организации проводят различные семинары, имеющие целью информирование потенциальных и реальных субъектов ВЭД.

Обучение сотрудников работе с документацией, с аккредитивами и т. п. организуют торговые палаты, Британский институт менеджмента, Государственный институт маркетинга, которые проводят семинары и курсы общего направления и по специальным темам. Все эти организации предлагают курсы без отрыва от производства или заочно для повышения квалификации, что особо эффективно для малых предприятий. Специальные информационные семинары в своих секторах международной торговли предлагают: институт экспортеров, государственный институт транспорта, институт логистики и управления распределением (дистрибъютерного менеджмента) по различным системам обучения.

В целях преодоления языковых и культурных барьеров для малых предприятий работают представители экспортных домов, поскольку они помогают решать проблемы, специфические для данного типа фирм.

В некоторых отраслях малые компании занимаются косвенным экспортом, выступая посредни-

76 -

ками в поставках оборудования главным подрядчикам и крупным производителям для торговли за рубежом и внутри страны.

Поскольку малые предприятия не в состоянии разработать плана продвижения продукта на внешние рынки, то в филиале Британского института стандартов (BSI) была создана программа «Техническая помощь экспортерам», в рамках которой можно получить информационную поддержку. По требованиям к оформлению патентов и проектов, предъявляемым в различных странах, можно получить рекомендации в Британском совете по конструкциям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важной программой развития внешней торговли для малых предприятий является система «Продвижение международной торговли» (ICI — International Commerce Initiative), развиваемая транснациональными компаниями. Система «Tradeway» дает возможность компаниям, выпускающим товары, которые неконкурентоспособны по сравнению с другими товарами, использовать торговые компании данной структуры за рубежом в качестве своих агентов. Эти организации помогут обеспечить подробной информацией об условиях рынка и финансирования; быстро узнать о продукции и оценить ее потенциальные возможности; установить тесный контакт с потенциальными заказчиками. Сотрудники знают законы, язык, требования к документации; традиции другой страны; наблюдают за прогрессивными изменениями на рынке, определяют новые ниши рынка и информируют о продукции предприятия.

Многие средние и малые фирмы имеют возможность создать совместное предприятие за рубежом. Для проведения подобных операций у британских субъектов ВЭД есть возможность обратиться за консультацией в свое посольство в той стране, где планируется создание дочерних предприятий. Информационную поддержку можно получить и в торговых палатах, банках и у профессиональных внешнеторговых консультантов.

Местные агентства по развитию предпринимательства являются источником информации о программах для малых фирм. Например, Лондонское агентство предпринимательства (LENTA) проводит курсы для экспортеров, составленные с учетом специфики данного типа предприятий.

Считается, что требования для подготовки к экспортной деятельности выше и сложнее, чем при подготовке к импортной. Для экспорта требуются люди, обладающие определенными знаниями, в частности: владение иностранными языками, знание основной документации, умение проводить

анализ рынков сбыта и т. п. Государство посредством обеспечения информационного и организационного содействия субъектам ВЭД стремится всячески повысить эффективность их работы на внешних рынках.

Ассоциация британских торгово-промышленных палат совместно с центрами экспортного предпринимательства в Челмсфорде, Ессексе, Чет-хеме и Кенте проводят программу «Активное экспортирование». Это спонсируемая правительством программа помощи малым и средним предприятиям для развития их экспортного потенциала. Каждая из вышеперечисленных организаций имеет в штате небольшое количество консультантов по развитию экспорта. Сначала консультант проводит экспортную проверку, которая включает оценку необходимости обучения экспортной деятельности. Затем следуют консультативные сессии с номинальной оплатой. Такие программы, как Консультации по предпринимательской инициативе Министерства торговли и промышленности (DTI), хорошо субсидируются.

Британский совет по невидимому экспорту отвечает за стимулирование международной торговли услугами и издает ежегодник, содержащий много полезной информации. Основными услугами, оказываемыми субъектам ВЭД в Великобритании, являются: банковские операции, страхование, туризм, транспортные услуги, профессиональные услуги (юристов, архитекторов, бухгалтеров, таможенников), аренда (роялти), консультационные услуги. Малые фирмы в этих областях экономики имеют особую профессиональную подготовку, навыки и определили свой рынок, потребности которого они могут удовлетворить.

При Министерстве торговли и промышленности существует специальный отдел, занимающийся проблемами развития ВЭД в ЕС, где имеется ряд программ содействия малым предприятиям в масштабе всего рынка. Европейские информационные центры (EIC) предоставляют информацию о государственных закупочных контрактах и процедуре участия в торгах, обеспечивают малые и средние предприятия информацией об особенностях рынка, о программах исследования и развития, финансирования и обучения.

Компания «Small Business Task Force» в Брюсселе снабжает европейские информационные центры современной документацией по ЕС. Центры дают возможность малым и средним предприятиям установить контакты в ЕС и обратиться к ним для участия в различных программах, которые предусматривают помощь при оформлении документации.

Подробную информацию о разных методах доставки товаров можно найти вместе с другой полезной информацией в профессиональных руководствах института грузовых экспедиторов «Экспортер и экспедитор», которые публикуются каждый год для малых и средних предприятий. В Великобритании для субъектов ВЭД издаются справочники Корпера, а также специализированные периодические издания — научно-технические иллюстрированные журналы по международной торговле, спонсируемые Министерством торговли и промышленности.

Поскольку государства Объединенной Европы являются ближайшими и основными внешнеторговыми партнерами, DTI издает для субъектов ВЭД ряд буклетов и проспектов о внешней торговле в ЕС. Структура «Сеть Экспорта» («Export Network Ltd») публикует путеводитель-справочник «Tate's Export guide» с требованиями к документации для 150 стран.

Центр делового сотрудничества (ВСС) в Брюсселе обеспечивает контактной информацией в Великобритании компании, ищущие партнеров. В 1988 г. Центром была создана структура «Сеть делового сотрудничества» (Business Cooperation Network — BC-Neb), которая ориентирована на малые и средние предприятия. Сегодня это — компьютерная сеть для более чем 40 бизнес-консультантов по всему единому рынку.

Таким образом, при наличии специфических особенностей, характерных для рассмотренных моделей информационного обеспечения субъектов ВЭД, действующих в странах-акторах глобализирующейся экономики, в этих субъектах ВЭД есть и много общего:

• активное участие государства (финансовое, организационное) в развитии систем информационной поддержки участников ВЭД;

• создание эффективной институциональной системы поддержки субъектов ВЭД;

• в числе приоритетов — развитие малого бизнеса, организация его взаимодействия с крупным, повышение его роли в ВЭД посредством информационного содействия;

• создание действенной и результативной системы обучения и повышения квалификации субъектов ВЭД.

В заключение следует отметить, что рассмотренные модели информационной поддержки субъектов ВЭД могут оказаться весьма полезными при создании эффективного механизма стимулирования экспортной деятельности предприятий и регионов в России.

- 77

Список литературы

1. Агентство по развитию внешнеэкономических связей предприятий Франции. Agence francaise pour le developpement international des entreprises. 09.08.2010. URL: http://www. ubifrance. fr.

2. Администрация малого бизнеса США. Small Business Administration. 09.11.2010. URL: http://www. sba. gov.

3. Администрация международной торговли США. International Trade Administration. 01.11.2010. URL: http:// trade. gov/index. asp.

4. Бернар И., Колли Ж. -К. Толковый экономический и финансовый словарь: французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология / пер. с фр., в 2 т.. Т 2. М.: Международные отношения, 1997.

5. Государственное стимулирование экспорта в США // БИКИ. 2000. № 98.

6. Жорж М. Время получать прибыль // Label France. 1997. № 29.

7. Информационная система «Экспорт планеты». Planet Export. 19.12.2009. URL: www. insert-export. com/ intermdp/actu/internet/planetexport. htm.

8. Комбон П. Экономическая дипломатия: «дух покорения» // Label France. 1997. № 29.

9. Махров А. В. Государственная поддержка национальных производителей и экспортеров по законодательству Великобритании // Внешнеэкономический бюллетень. 2001. № 1.

10. О национальной экспортной стратегии США // БИКИ. 2002. № 113.

11. Официальный сайт торгового информационного центра. Trade Information Center. 07.11.2010. URL: http:// www. ita. doc. gov/td/tic.

12. Официальный сайт министерства торговли США. US Department of Commerce. 03.11.2010. URL: http://www. commerce. gov.

13. Официальный сайт торговой службы США. US Commercial Service. 11.11.2009. URL: http://trade. gov/cs/ index. asp.

14. Официальный сайт делового информационного центра СНГ. Business Information Service for the Newly Independent States. 02.10.2010. URL: http://www. bisnis. doc. gov/bisnis/bisnis. cfm.

15. Официальный сайт информационного центра Центральной и Восточной Европы. Central and Eastern Europe Business Information Center. 12.09.2010. URL: www. mac. doc. gov/ceebic.

16. Официальный сайт международной сельскохозяйственной службы США. Foreign Agricultural Service. 09.09.2010. URL: www. fas. usda. gov.

17. Официальный сайт национальной службы морского рыболовства США. National Marine Fisheries Service. 09.11.2010. URL: http://www. nmfs. noaa. gov.

18. Официальный сайт сельскохозяйственного торгового и маркетингового информационного центра США. Agricultural Trade and Marketing Information Service.

11.12.2009. URL: www. fas. usda. gov/data. asp.

19. Официальный сайт национальной сельскохозяйственной библиотеки США. National Agricultural Library.

04.11.2010. URL: http://www. nal. usda. gov.

20. Официальный сайт адвокатского центра. The Advocacy Center. 08.12.2009. URL: www. advocacycenter. com.

21. Официальный сайт американского агентства по международному развитию. US Agency for International Development. 11.11.2009. URL: www. usaid. gov.

22. Официальный сайт службы анализа рынков. Customized Market Analysis. 21.01.2010. URL: www. buyusa. gov.

23. Официальный сайт базы данных о компаниях. International Company Profile. 11.07.2010. URL: http://www. icpcredit. com.

24. Официальный сайт банка данных национальной торговли США. National Trade Data Bank. 10.08.2010. URL: www. stat-usa. gov/tradtest. nsf.

25. Официальный сайт министерства экономики, финансов и промышленности Франции. Ministare de №conomie, des finances et de l'industrie. Missions economiques. 08.09.2010. URL: http://www. missioneco. org/me.

26. Официальный государственный сайт о внешней торговле Франции. Le site gouvernemental du commerce exterieur. 09.05.2010. URL: http://www. exporter. gouv. fr/ exporter.

27. Официальный сайт региональных управлений внешней торговли. Les directions ragionales du commerce extrnieur (DRCE) 29.03.2010. URL: http://www. missioneco. org/drce.

28. Официальный сайт агентства по развитию внешнеэкономических связей предприятий Франции. Agence francaise pour le developpement international des entreprises.

30.12.2009. URL: http://www. ubifrance. fr.

29. Официальный сайт Торгово-промышленной палаты Франции. Chambre de Commerce et d'Industrie Francaise a l'etranger. 23.10.2010. URL: http://www. uccife. org/infos/ ccifxv2/implanter/inter/commerce. htm.

30. Официальный сайт компании «Кофас». 29.09.2010. URL: www. coface. fr.

31. Официальный сайт компании «Фасеп — гарантия».

13.02.2010. URL: www. facep-garantie. fr.

32. Официальный сайт компании «Сопекса». SOPEXA — specialised in marketing and communications for the French food and drink industry. 24.10.2010. URL: www. sopexa. com.

33. Официальный сайт организации «Партнерство — Франция — Предприятие». Organisme de développement international, appui export, réseaux d'entreprises françaises qui aident PME et PMI а l'exportation. 12.08.2010. URL: www. partenariat-france. org.

34. Перская В. В. Внешнеэкономическая деятельность: специфика, государственное регулирование. М.: Петровский Двор, 1998.

35. Районный экспортный совет США US District Export Council. 07.10.2010. URL: http://www. us-dec. com/ html/home. html.

36. Рогов В. В. Политика и практика зарубежных стран в области государственной поддержки экспорта // Внешнеэкономический бюллетень. 2002. № 1.

37. Смирнова Е. В. Национальная экспортная стратегия США // Внешнеэкономический бюллетень. 2002. № 12.

38. США: Деятельность центров содействия экспорту // БИКИ. 2000. № 24.

39. Юсупов И. В. Российская практика и зарубежный опыт стимулирования внешнеэкономической деятельности на региональном уровне // Внешнеэкономический бюллетень. 2000. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.