Соколова О.С.
Соколова Е.Д.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА ЮЖНАЯ ДАНИЯ
Аннотация
В статье исследуется специфика организации внешнеэкономической деятельности в регионе Южной Дании. Определяется роль ассоциаций муниципалитетов региона, кластеров в осуществлении управления данной сферой; механизм консалтингового и информационного сопровождения малого и среднего бизнеса в экспортной деятельности; международные программы сотрудничества в сфере экспорта.
Ключевые слова: система управления, внешнеэкономическая деятельность, межмуниципальная интернационализация, кластеры, приоритеты экспортной деятельности, отраслевая специализация региона, программы содействия экспорту, информационное и консалтинговое сопровождение экспорта.
Глобализация мировой экономики диктует новые задачи организации внешнеэкономической деятельности: традиционное государствен-
ное регулирование внешнеэкономических процессов с доминированием административно-правовых методов, ресурсов и средств не может обеспечить потребности ни регионов в целом, ни отдельных хозяйствующих субъектов в реализации их экспортного потенциала. Авторы научных исследова-
105
Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 4
ний в сфере правового регулирования организации внешнеэкономической деятельности на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации, осуществленных за последнее десятилетие, критически оценивают как правовые, так и организационные основы данной сферы: «...средства конституционно-правового регулирования внешних связей субъектов Российской Федерации нельзя считать эффективными.»;1 «.законодательство Российской Федерации в области осуществления международных и внешнеэкономических связей в настоящее время не представляет собой единой, целостной системы нормативно-правового регулирования и не содержит эффективных механизмов реализации законодательных норм, что негативно сказывается на эффективности международных и внешнеэкономических связей.»;2 «.причины неэффективности современного законодательства о валютном регулировании и экспортном контроле заключаются в рассогласовании частной природы отношений, выступающих объектом контроля, и методов их регулирования... их преодоление связано не с дальнейшим наращиванием административного воздействия на субъектов гражданского права, занятых во внешнеэкономической сфере, а с позитивным частноправовым регулированием внешнеторговых отношений.»3.
Несмотря на то, что государством предпринимаются конкретные меры по стимулированию экспортной деятельности, механизм их реализации зачастую становится препятствием в осуществлении такого стимулирования. Так, например, налоговые органы, озабоченные показателями сборов налоговых платежей, используют различные формальные предлоги для того, чтобы не возвращать российским экспортерам НДС в соответствии со ст. 176 Налогового кодекса РФ. При этом налоговые органы предъявляют требования о не предусмотренных законодательством особенностях оформления документов, игнорируют систему написания дат в международных документах и т.д. В таких ситуациях экспортер доказывает свою правоту в суде, однако при этом затрачивает время, ресурсы на квалифицированную юридическую помощь и т.д. Так сводятся на нет преимущества для экспортеров, предусмотренные законом. Сложные ситуации возникают в процессе таможенного оформления, проведения экспертиз и заключений для вывоза товаров и т.д.4.
В связи с этим для нашей страны особый интерес представляет исследование общих подходов к региональной организации внешнеэкономической деятельности стран, успешно реализующих свой экспортный потенциал в течение многих десятилетий. К таковым странам относится и Дания.
Административно-территориальный статус региона Южная Дания, приоритеты внешнеэкономической деятельности
Регион Южная Дания (Syddanmark) является административно-территориальной единицей Дании наряду с другими четырьмя: Столичный регион, Центральная Ютландия, Северная Ютландия и Зеландия. Этот регион включает 22 муниципалитета, крупнейшие из которых - Оденсе, Есбьерг и
106
Соколова О.С., Соколова Е.Д. Организация и информационное обеспечение...
Вайле. Его общая площадь - 12 191 км2, что примерно в 3,8 раза меньше площади Московской области. Главный орган управления - Региональный совет, расположенный в городе Вайле. Население региона - 1,2 млн. человек, что составляет 22% общей численности населения страны.
Показатели роста доходов на занятую душу населения здесь выше среднего по стране. Региональные власти, в отличие от муниципальных, не наделены правом взимать налоги, поэтому финансирование на региональном уровне осуществляется путем прямых дотаций из государственного бюджета, а также за счет частичного финансирования со стороны муниципалитетов региона. Отчисления из госбюджета составляют 75%; целевые отчисления из госбюджета - 5%; фиксированные отчисления из муниципалитетов - 10% из расчета 1000-1500 крон на человека, целевые отчисления из муниципалитетов - 10%.5
Важно отметить, что сейчас региональный бюджет принимается сроком на три года. С инициативой трехлетнего бюджета выступила Комиссия по развитию при Региональном совете Южной Дании 14 декабря 2006 г. Региональный совет 1 октября 2007 г. принял данное предложение и утвердил бюджет на период 2008-2011 гг.
Распределение полномочий региональной власти осуществляется следующим образом.
Региональный совет, состоящий из 41 члена, выбирается по партийным мандатам путем прямого голосования сроком на четыре года. Региональный совет выполняет организационно-административные и нормотворческие функции, принимает бюджет региона, рассматривает инициативы, выдвинутые муниципальными и региональными учреждениями.
Напрямую Региональному совету подчинен председатель Исполнительного комитета. В систему региональной власти входит также Региональный секретариат, который выполняет функции политического характера, оказывает поддержку в решении юридических вопросов и обслуживает работу Исполнительного комитета.
При определении сфер деятельности региональных органов власти датчане используют термин «концерн», поскольку модель организации деятельности напоминает крупное промышленное объединение. Управление ключевыми отраслями возложено на Администрацию региона. В ее состав входят Глава администрации, управляющий по региональному развитию, управляющий по здравоохранению, управляющий по социальным вопросам, управляющий по вопросам психиатрии. Этим управляющим подчинены, в свою очередь, отделения более узкого профиля и аппараты этих отделений. В Совет управляющих входят администрация региона, управляющий связями с муниципалитетами, управляющий по коммуникациям, управляющий по информационным технологиям и управляющий по экономическим вопросам6.
Промышленность региона представлена небольшими и средними предприятиями. Ключевыми образующими экономики являются высокотехнологичная промышленность, строительство, здравоохранение, транспорт. Наиболее высокие показатели занятости в сфере государственного и муниципального управления, здравоохранения и образования7.
107
Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 4
Среди областей специализации региона прежде всего мехатроника, а также туризм, защита окружающей среды и энергетика. Именно в этом регионе Дании наиболее активно развита офшорная промышленность.
К наиболее известным предприятиям региона относятся: «Аграмкоу» (AGRAMKOW A/S8) - производит оборудование: системы эвакуации, питания, системы охлаждения, контроля конвейеров, тестирования оборудования, контроля безопасности, ввода информации; комплектующие для автомобильной промышленности, охлаждающие эмульсии, тормозная жидкость и т.д.; «Данфосс» (Danfoss) A/S - холодильное oборудование, теплоавтоматика, водоснабжение, приводная техника, решения высокого давления на основе воды, промышленная автоматика; «Данит» (Daniit A/S) - занимается IT-технологиями для промышленного производства, оборудованием; «Дамм» (DAMM Cellular Systems) - создает системы мобильной связи, радиокоммуникаций, в том числе TetraFlex; Линак» (Linak A/S) - линейные и встроенные актуаторы (исполнительные механизмы), подъемные колонны, блоки управления, пульты управления, регулирующие устройства и приспособления различных типов; «Серводан» (Servodan) - занимается производством и продажей приборов освещения, беспроводных выключателей и датчиков, систем контроля освещения, энергосберегающих технологий освещения.
Предприятия Южной Дании существенно зависят от экономической ситуации в Германии. Это объясняется тем, что Германия - район экспорта номер один для датских производителей. Последние опросы представителей девятисот мелких и средних датских предприятий региона показывают, что в Германию экспортируют свои товары и услуги 20% опрошенных, а для 14% опрошенных немецкий рынок - главная составляющая их внешнеэкономической деятельности. На втором месте по доле экспорта - Швеция.
В целом же каждое четвертое предприятие региона ориентировано на экспорт. Многочисленные международные проекты реализуют 27% предприятий региона. Эти предприятия можно разделить на 3 группы: экспорт составляет 50% их общего оборота; занимаясь экспортом, они имеют собственных сотрудников за рубежом; внешнеэкономическая деятельность -основная составляющая деятельности предприятия.
Особо ориентированы на внешний рынок предприятия металлургической промышленности. Две трети всех предприятий этой отрасли промышленности осуществляют международную деятельность. Высока доля внешнеэкономической деятельности и на предприятиях, производящих электронику, на транспортных, сельскохозяйственных предприятиях, а также в компаниях, занимающихся телекоммуникациями. Сегодня наблюдается следующая тенденция: самая высокая степень интернационализации деятельности отмечена среди инновационных предприятий9.
В регионе Южная Дания, также как и в других регионах, реализуются общегосударственные программы содействия экспорту Министерства иностранных дел Дании. Отметим среди них такие, как «Корпоративная ответственность перед обществом», «Программа подготовки к выходу на иностранный рынок», «B2B» (BUSINESS-TO-BUSINESS - для стран -
108
Соколова О.С., Соколова Е.Д. Организация и информационное обеспечение...
участниц проекта «Данида»), Программа совместного продвижения товара за границей; «Экспортстарт».
Совет по экспорту МИД Дании (далее - Совет по экспорту) оказывает поддержку предприятиям и компаниям, которые планируют разместить свое производство за границей или открыть представительство в другой стране. Многолетний опыт Совета по экспорту в данной сфере позволяет определить факторы, играющие важную роль в успешном развитии компаний и предприятий. В частности, это касается выбора страны для размещения производства или открытия представительства.
Совет по экспорту располагает подробной информацией по пятидесяти государствам, систематизированной в специальной программе «Умберто» (UMBERTO). Это компьютерная информационно-аналитическая программа, с помощью которой можно сравнить затраты на открытие бизнеса или его ведение в тех или иных странах. Затраты сопоставляются с другими количественными факторами. Информационно-аналитическая база данных позволяет сопоставить информацию о пятидесяти странах по следующим показателям:
- размер заработной платы в 14 различных категориях штатных сотрудников;
- расходы на аренду, покупку или строительство производственных помещений и/или представительства;
- расходы на водоснабжение, электроэнергию, газ, интернет, телефон;
- транспортные расходы, например на доставку продукции;
- показатели экономического роста;
- уровень политической стабильности в стране;
- расходы на содержание выехавших за границу сотрудников;
- уровень образования местного населения;
- уровень бюрократизации.
Сопоставительный анализ позволяет сузить набор стран для бизнесструктуры, планирующей экспортную деятельность. Затем Совет по экспорту может предоставить более подробную информацию по выбранным странам. Информация по каждому направлению берется из одинаковых источников, поэтому ее легко можно сопоставить. База данных формируется на основании информации, предоставленной «Экономист интелидженс Юнит» (Economist Intelligence Unit) и «Ватсон Вайатт» (Watson Wyatt), организаций с мировым именем10.
Общая задача реализации этих программ - информационная, консультационная, частично - финансовая поддержка малого и среднего бизнеса, определение экспортного потенциала хозяйствующих субъектов, развитие инновационных технологий и содействие экономике развивающихся стран-потребителей экспорта. В некоторых программах, например в Программе подготовки к выходу на иностранный рынок, предусматривающей консалтинговые услуги со стороны Совета по экспорту и составление бизнес-плана со всеми необходимыми расчетами, могут участвовать только предприятия со штатом не более пятидесяти человек и годовым оборотом не более пятидесяти млн. крон.
109
Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 4
В рамках реализации Программы совместного продвижения товара за границей Совет по экспорту предоставляет финансовую поддержку в совместном продвижении товара на иностранный рынок. Цель совместного продвижения товара или услуги - обеспечить объединившиеся компании необходимыми знаниями о ситуации на том или ином рынке сбыта, а также установить деловые контакты с новыми партнерами.
В планах на 2010 г. Совета по экспорту - создание новых возможностей для оказания финансовой помощи в совместном продвижении товаров и услуг. Финансовая поддержка может быть получена в следующих направлениях: заключение договоров между государственными и частными предприятиями; организация приезда иностранных делегаций в Данию; продвижение продуктов и технологий в сфере защиты окружающей среды и борьбы с климатическими изменениями; продвижение новых инновационных продуктов и технологий.
Программа финансовой помощи должна содействовать экспорту продукции малых и средних предприятий. Программа заключается в выделении средств на совместное продвижение продукта. Однако необходимо, чтобы финансируемое направление входило в пакет мер по стимулированию производства, принятый Правительством страны. Программа включает несколько модулей.
Модуль 1. Подготовка к совместному продвижению товара или услуги за границу.
Если руководства как минимум пяти предприятий планируют совместное продвижение товара или услуги, то Совет по экспорту может оказать им финансовую поддержку, но прежде он должен:
- предоставить предприятиям информацию о перспективах выбранного экспортного направления, ситуации на рынке сбыта, чтобы подкрепить намерения предприятий совместно выводить свой продукт на этот рынок;
- составить план реализации совместного продвижения производимого ими продукта и представить его предприятиям, подавшим заявку;
- заинтересовать датские предприятия в совместном продвижении продукта.
Модуль 2. Непосредственное совместное продвижение товара за границу. Цель - создание новых бизнес-контактов и установление новых партнерских отношений с иностранными компаниями, расширение имеющихся связей на иностранных рынках сбыта. Формы реализации: совместное участие в выставках, ярмарках, семинарах, личные встречи, посещение предприятий, участвующих в совместном продвижении товара. Финансовая поддержка Совета по экспорту может покрывать, к примеру, следующие мероприятия:
- планирование совместного продвижения продукции; проведение встреч-планерок и брифингов с представителями предприятий, подавших заявку; маркетинговые исследования;
- подготовка общего PR- и маркетингового материала;
- создание общего интернет-сайта по продвижению продукта;
110
Соколова О.С., Соколова Е.Д. Организация и информационное обеспечение...
- проведение встреч с потенциальными партнерами, в том числе выезд на предприятия за границу; проведение совместных конференций по вопросам рынка сбыта;
- подготовка совместного выставочного стенда.
Модуль 3. Дальнейшее продвижение товара.
На данной стадии установленные контакты закрепляются, уточняются формы сотрудничества, представители иностранных компаний посещают датские предприятия и т.д. Финансовая поддержка Совета по экспорту может покрывать, к примеру, следующие мероприятия:
- планирование дальнейшего продвижения; организацию визита представителей иностранных партнеров по сбыту в Данию;
- проведение личных деловых встреч;
- проведение конференций или семинаров, посвященных визиту иностранных партнеров - импортеров датской продукции;
- организацию визитов на производственные площадки датских предприятий11.
Совет по экспорту оплачивает до 50% всех расходов на подготовку к совместному продвижению товара или услуги. Максимальная сумма финансовой поддержки - 200 тыс. крон.
Дотация на непосредственное совместное продвижение продукта на иностранный рынок покрывает до 50% расходов на непосредственное совместное продвижение продукта или до 50% совместных затрат на дальнейшее продвижение установленных в ходе продвижения экспорта контактов. На последнее может быть выделено не более 350 тыс. крон. Дотация, покрывающая расходы на визиты иностранных партнеров в Данию, составляет до 50% от всех расходов. Максимальная сумма - 350 тыс. крон.
В отношении продвижения на экспорт продукции, относящейся к сфере защиты окружающей среды и борьбы с климатическими изменениями, действует специальный дотационный фонд, из которого могут быть выделены средства на непосредственное совместное продвижение продукта, дальнейшее продвижение установленных контактов или визиты иностранных партнеров.
Существует также специальный фонд «Продвижение инноваций», из которого выделяются средства на продвижение датских новых инновационных проектов за границу, поскольку эти проекты не попадают под вышеперечисленные модули. Дотация фонда может покрывать до 50% всех затрат на продвижение экспорта. Максимальная сумма дотации - 250 тыс. крон.
Таким образом, дотационная программа Совета по экспорту позволяет нескольким предприятиям одновременно снизить расходы на продвижение своей продукции за рубежом. Более того, при совместном продвижении товара или услуги ставки на участие в программе ниже, чем при индивидуальной заявке. В целом размер платы за участие в программе варьируется от случая к случаю. При определении размера оплаты исходят, в частности, из того, какой объем информации должен быть подготовлен для конкретного направления экспортной деятельности. Из размера предложенной платы за участие будет ясно, включает ли она дотацию Совета по экспорту12. 111
111
Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 4
Механизм организации внешнеэкономических связей на региональном уровне
Интернационализация муниципалитетов (SDEO)
В рамках общей программы развития региона важное место отводится стратегии интернационализации муниципалитетов региона. Она позволяет сконцентрировать усилия на определенных областях деятельности, выявить сферы международного сотрудничества, оптимизировать подход к решению важных вопросов в области международного сотрудничества и повысить значимость участия муниципальных организаций и учреждений в процессе решения задач, выходящих за пределы муниципальных и даже общегосударственных масштабов.
В привлечении муниципалитетов Южной Дании к международному сотрудничеству активно участвует Представительство Южной Дании в Европе (Det Syddanske Bruxelles-kontor или SDEO - South Denmark European Office)13, которое было открыто в 2007 г., после проведения муниципальной реформы. Ключевыми задачами Представительства Южной Дании в Европе являются:
- разработка стратегии сотрудничества муниципалитетов Южной Дании с ЕС;
- оказание содействия муниципальным учреждениям, неправительственным организациям и предприятиям в области международного сотрудничества и реализации международных проектов;
- поддержка и оптимизация динамичного развития профессиональных навыков и умений населения региона;
- оказание помощи частным предприятиям и компаниям, исследовательским институтам, а также муниципальным управлениям в поиске партнеров в странах Европейского Союза и за его пределами для реализации совместных проектов, отвечающих интересам региона Южная Дания;
- объединение опыта и знаний в области международных механизмов финансирования и использования арсенала средств сотрудничества с крупной сетью предприятий и организаций - партнеров;
- содействие всем акционерам предприятий региона в установлении и развитии международных связей14.
В рамках Представительства Южной Дании в Европе осуществляют деятельность три отделения:
- брюссельское (SDEO) - в его задачи входит содействие предприятиям, государственным учреждениям и организациям в международной деятельности и реализации проектов развития на международном уровне в рамках пяти основных областей: здравоохранение, энергетика, защита окружающей среды, инновации, исследовательская деятельность и технология благосостояния общества;
- азиатское (SDAO) - специализируется на реализации проектов и экспорте научных технологий на азиатский рынок. Работает как с частными, так и с государственными игроками экономики, для которых приоритетными задачами являются защита окружающей среды, экология, образование и энергетика;
112
Соколова О.С., Соколова Е.Д. Организация и информационное обеспечение...
- американское (SDEO in USA) - реализует различные проекты на постоянно растущем американском рынке энергетики, технологий защиты окружающей среды, обеспечения благосостояния общества путем расширения традиционных источников финансовых ресурсов Южной Дании в целях участия в венчурном капитале американских партнеров, используемом для разработки новой продукции, функционирования существующих высокотехнологичных предприятий наукоемких отраслей, а также реализации проектов высокого риска.
Союз по региональному развитию
Вопросы международного, в том числе экономического сотрудничества относятся к сфере регионального развития, и в более частных случаях -собственно к сфере экономики. В области регионального развития особые функции выполняет Союз по региональному развитию (Vxkstforum - v^kst (дат.) - рост, развитие). Это коллегиальный орган в составе двадцати человек, назначаемый Региональным советом по рекомендации руководства крупнейших организаций, учебных заведений и муниципалитетов. Такой коллегиальный орган есть в каждом регионе Дании.
В состав действующего Союза по региональному развитию входят несколько бургомистров (руководители муниципалитетов региона), три члена Регионального совета, крупные предприниматели, председатели совета директоров крупнейших компаний, руководители сельскохозяйственных предприятий, представители консалтинговых компаний, ректоры учебных заведений краткосрочного профессионального и высшего профессионального образования. Таким образом, в Союзе по региональному развитию представлены органы государственного и муниципального управления, бизнес-структуры, представители сферы образования и науки15.
Главная задача Союза - разработка стратегии развития бизнеса и производства в регионе, а также программ сотрудничества предприятий с учебными заведениями как на уровне региона, так и в сфере международных экономических связей.
Стратегия развития региона Южная Дания на период 2007-2012 гг. включает шесть основных направлений:
1. Развитие кластеров.
2. Экономика позитивного опыта (туризм, культура, досуг, спорт, искусство, кино, архитектура, дизайн, реклама и др.).
3. Людские ресурсы.
4. Здоровый образ жизни населения.
5. Исследования, инновации и новые технологии.
6. Содействие бизнесу и стимулирование предпринимательства.
В соответствии с предыдущими стратегиями экономического развития региона Южная Дания, разработанными Союзом по развитию, к 2005 г. в регионе были созданы новые кластеры, в которые вошли как существующие, так и недавно учрежденные предприятия и организации. Регион остается конкурентоспособным на мировой экономической арене. Именно стабильная и прочная позиция региона на мировой арене делает его привлекатель-
113
Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 4
ным для международных партнеров. Стратегия развития предусматривает использование благоприятных возможностей, которые дает глобализация, с выгодой для региона. Это требует целенаправленной международной деятельности во всех секторах, и в первую очередь - в приоритетных. Руководство и бизнес региона будут развивать сотрудничество с теми участниками международных экономических отношений, кто обладает самыми весомыми ресурсами. Особое значение имеет сотрудничество с соседней Германией. Многолетний опыт совместной работы с этим государством должен внести свой вклад в реализацию новых программ.
В плане действий Союза по развитию предусмотрено увеличение числа (до 28%) предпринимателей с ориентацией предпринимательской деятельности на мировой рынок к 2012 г. Отметим, что уже в 2003 г. этот показатель составлял 23%16.
Кластеры как форма организации внешнеэкономической деятельности
Вышеперечисленные позитивные предпосылки должны быть приняты во внимание для формирования приоритетов развития, при этом ключевая роль отводится региональным и производственно-экономическим объединениям, или кластерам. Инфраструктура кластеров помимо производственной базы включает научно-исследовательские институты и фонды, а также образовательные учреждения.
Кластерное развитие является приоритетным в реализации внешнеэкономического потенциала региона и одним из наиболее эффективных механизмов установления внешнеэкономических связей, поскольку объединение производственных, научных, социальных и иных ресурсов может обеспечить более эффективный выход на международный рынок товаров и услуг. Оно затронет такие области, как энергетика, робототехника, разработка и производство холодильных установок, информационных технологий и технологий коммуникаций, экология, иные значимые сферы.
25 декабря 2009 г. Университетом Южной Дании и Институтом предпринимательства и управления была завершена оценка уровня организации и эффективности кластеров региона. Эта оценка была проведена по просьбе Секретариата Союза по развитию в регионе Южная Дания.
В ходе оценки были выделены шесть кластеров региона: «Датский кластер мехатроники», «Датский центр офшорных компаний», «Пласт Сентер Дэнмарк», «АлуКластер», «Кластер хладотехнологий», «Кластер робототехники».
Организация шести вышеперечисленных кластеров была признана наиболее эффективной. Членами этих кластеров являются производственные объединения и организации, образовательные учреждения, иные структуры, где работают высококвалифицированные кадры. Эти кластеры занимают лидирующие позиции по таким параметрам, как обмен профессиональными навыками, новыми знаниями, единые системы стандартизации, подготовка кадров, разработка новых продуктов и услуг. В ходе оценки было подчеркнуто, что членство в кластерах положительно сказалось на показателях деловой активности отдельных предприятий17.
114
Соколова О.С., Соколова Е.Д. Организация и информационное обеспечение...
Крупнейший в регионе кластер - «Датский кластер мехатроники». В его задачи входит увеличение конкурентоспособности входящих в кластер предприятий и организаций путем определения общих целей и возможностей, а также координирование совместной работы его членов. Помимо этого, «Датский кластер мехатроники» стремится к объединению акционеров для получения общей прибыли за счет тесных связей и создания сети предприятий, а также продвигает научный и интеллектуальный потенциал своих членов. В большей степени этот кластер обязан своим существованием самой крупной корпорации Дании - компании «Данфосс». Многие компании, деятельность которых основана на производстве электроники и программного обеспечения, благополучно существуют и развиваются благодаря тому, что являются поставщиками этой компании. Велика роль в создании кластера профессиональной подготовки кадров, специально созданных образовательных программ и эффективного поиска людских ресурсов в районе города Сённеборга. География кластера включает Сеннеборг, Гростен и Норборг.
В настоящее время в Кластер входят семьдесят членов, преимущественно это лидеры мирового рынка в своих областях производства18.
В общей сложности компании кластера в этом районе имеют товарооборот на сумму десять миллиардов крон (€1,34 млрд.), а численность штата сотрудников в районе Сённеборга - 10 тыс. человек, т.е. каждое второе рабочее место в частном секторе района Сённеборга приходится на предприятие или организацию кластера мехатроники.
Внутри кластера можно выделить два вида отношений - горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные - это отношения с другими отраслями промышленности, например предприятиями в области технологий и маркетинга, такими как микроэлектроника, робототехника, производство полупроводников, программного обеспечения, медицинского оборудования, потребительской электроники, телекоммуникаций, а вертикальные - с поставщиками или покупателями в рамках определенной сферы производства. В задачи кластера мехатроники входит развитие навыков и умений мирового класса на всех уровнях производственной цепи.
«Датский кластер мехатроники» - кластер в большей степени горизонтального типа отношений. Компании, входящие в кластер, специализируются на мехатронике в различных сегментах бизнеса. С другой стороны, на деятельность кластера существенное влияние оказывают взаимоотношения между поставщиком и покупателем, что позволяет говорить о прочных вертикальных отношениях внутри кластера.
Сегодня в состав «Датского кластера мехатроники» входят отделения иностранных компаний, такие как Siemens Flow Instruments (концерн Siemens) и Saab Denmark (Saab).
Крупнейший научно-исследовательский институт кластера - Институт им. Мадса Клаусена, входящий в Университет Южной Дании, один из крупнейших университетов страны. Совместно с Институтом предприятия кластера проводят научные семинары, реализуют исследовательские про-
115
Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 4
екты и привлекают наиболее талантливых и высококвалифицированных специалистов, а также студентов, в том числе из России, Китая, Румынии, Индии, Франции, Германии, стран Прибалтийского региона.
В задачи координационной группы кластера входит организация его членов для участия в международных выставках и конференциях. Так, ежегодно в Сённеборге проводится Международный день мехатроники, в феврале 2010 г. в Вашингтоне при поддержке Посольства Королевства Дания в США состоялась международная бизнес-конференция. В ее названии была отражена одна из целей внешнеэкономической деятельности кластера меха-троники: «Экотехнологии и возобновляемые источники энергии - бизнесвозможности и установление бизнес-контактов». Участие в этом мероприятии предоставило возможности расширения существующих связей датских производителей с американскими партнерами и обеспечения выхода на американский рынок экотехнологий датских производителей, еще не представленных в США.
Важно отметить, что финансирование участия в подобных мероприятиях проходит лишь на 50% за счет средств компаний, другие 50% - финансовая поддержка Совета по торговле Дании19.
Сотрудничество с ближайшими соседями и организациями Евросоюза
Регион Южная Дания является активным участником ряда направлений, разработанных совместно с властями соседних регионов, в частности в составлении плана действий и программ развития. Руководство региона развивает международные связи, тем самым продолжая работу, начатую ранее руководителями административных единиц - амтов, упраздненных в ходе муниципальной реформы 2007 г. Глобализация экономики Южной Дании представляет собой такой же интерес, как и развитие международного сотрудничества в Балтийском регионе, одним из главных членов которого является Столичный регион.
Особая задача в сфере международного сотрудничества - реализация потенциала Южной Дании как региона с благоприятным географическим положением. Развитию региона Южная Дания содействует близкое расположение немецкого города-мегаполиса Гамбурга, и реализация этого потенциала имеет значение для обеих сторон, предполагая их активное взаимодействие в различных областях общих интересов.
Регион Южная Дания входит в программу финансирования Европейского фонда регионального развития, старейшего из структурных фондов ЕС.
Одной из программ развития данного Фонда является Программа международного регионального развития, реализуемая с 1991 г. Действующая программа - четвертая по счету («INTERREG 4A Syddanmark-Schleswig K.E.R.N.», далее - «Интеррег 4A»)20. Это программа экономического развития межгосударственной экономической зоны ЕС, охватывающей регион Южная Дания, районы Шлезвиг-Фленсбург, Северную Фризию, район Рендсбург-Экернфёрде, немецкие города Киль, Фленсбург и Ноймюнстер21.
116
Соколова О.С., Соколова Е.Д. Организация и информационное обеспечение...
Программа «Интеррег 4A» была принята Еврокомиссией 20 декабря 2007 г. на период 2007-2013 гг. Финансирование будет осуществляться за счет средств Европейского фонда регионального развития, программа является частью программы ЕС по европейскому территориальному сотрудничеству. Общий бюджет программы около 69 млн. евро, из которых 44 млн. евро выделены ЕС - 0,5% от общей суммы инвестиций ЕС, выделенных на реализацию программы ЕС по европейскому территориальному сотрудничеству на 2007-2013 гг.
Для более эффективной реализации программы была учреждена специальная Комиссия по вопросам «Интеррег 4A», которая рассматривает заявки на реализацию проектов от различных предприятий региона Южная Дания и Шлезвига, а также следит за общим ходом программы.
Программа «Интеррег 4A» призвана поддержать процесс изменений, запланированных в рамках принятия Лиссабонского договора и целей развития ЕС, утвержденных в Гетеборге, а именно: поднять конкурентоспособность экономики ЕС, обеспечить ее динамичное развитие, основанное на достижениях науки и высоких технологиях, а также ее эффективность в социальном плане и в отношении защиты окружающей среды.
Стратегия программы предусматривает дальнейшее строительство и согласованное функционирование системы внешнеэкономических связей между Южной Данией и Шлезвигом. Приоритетные области, которые охватывает программа, - это развитие инноваций и технологий, бизнессотрудничества, обеспечение стабильности экономики и эффективное использование людских ресурсов. Программа «Интеррег 4A» реализуется в соответствии с общенациональной, региональной и местной стратегиями экономического роста и развития, а также призвана обеспечить согласованность различных мероприятий в рамках этих стратегий. Распределение бюджета данной программы осуществляется следующим образом:
46,4% - научные исследования, внешнеэкономическое сотрудничество, образование, туризм, здравоохранение;
23,3% - развитие людских ресурсов, энергетика, транспорт, логистика, жилье;
23,3% - культура, иностранные языки, межнациональное образование, сотрудничество в сфере транспорта и административной работы;
7% - техническая помощь, коммуникации и информационное обеспечение.
Размер финансирования со стороны Германии и Дании составляет 23 млн. евро. В рамках программы «Интеррег 4A» планируется реализовать 100 проектов с участием немецкой и датской сторон с целью укрепления позиций региона Южная Дания и Северная Германия на мировой экономической арене, усовершенствования транспортной системы обоих регионов. Реализация запланированных проектов направлена также на совершенствование транспортной инфраструктуры регионов, создание новых предприятий и видов услуг22.
Среди 100 одобренных Комиссией по «Интеррег 4A» проектов следующие:
117
Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 4
- международный опыт «Оптимальная практика» в технологиях предпринимательства;
- создание немецко-датского Центра по привлечению конечных пользователей продукта к инновациям;
- робототехника для обращения с гибкими предметами;
- возобновляемая энергия будущего;
- виртуальная Академия инноваций в сфере непрерывного образования;
- «Lab-on chip» технологии для систем контроля в пищевой и биопромышленности;
- ROBIN: Робототехника: инновации для системы здравоохранения;
- параллельное обучение в двух регионах;
- города велосипедов в Германии и Дании.
В реализации каждого из ста проектов принимают участие как минимум один представитель датской и один представитель немецкой стороны (частные компании, исследовательские институты, университеты, муниципальные учреждения)23.
Южная Дания сотрудничает помимо ближайших соседей с рядом европейских организаций.
Европейская ассоциация региональных и местных управлений по вопросам непрерывного образования (EARLALL). В эту организацию входят представители 20 регионов. В их задачи входят повышение уровня квалификации кадров в регионах-членах и инновационное развитие образования. Организация тесно сотрудничает с институтами ЕС в решении политических вопросов, ее проекты ориентированы на реализацию конкретных инициатив, выдвинутых регионами. Регион Южная Дания представляет Карстен Уно Петерсен, председатель специальной комиссии по вопросам региональной производственной политики.
Регионы устойчивого развития (Sustainable Regions). Одна из самых перспективных организаций в Европе в области регионального развития. Вносит значительный вклад в эффективное и полноценное развитие регионов-участников.
Комиссия по вопросам сотрудничества в регионах Северного и Балтийского морей (Nords0- og 0sters0kommissionen). В целях реализации проектов программы «Интеррег 4A» и Стратегии экономического развития Южной Дании регион принимает участие в работе Комиссии по вопросам сотрудничества в регионах Северного и Балтийского морей. Регионы Балтийского и Северного морей являются частью Объединения периферийных морских регионов, которые также сотрудничают с Южной Данией.
Скандинавское объединение по вопросам транспортной политики. Это региональная организация, охватывающая 14 регионов в трех скандинавских странах (Дании, Швеции, Норвегии) и три региона Германии. Представители организации тесно сотрудничают с исследовательскими институтами в целях совершенствования транспортной инфраструктуры регионов. Для реализации проектов объединения привлекаются финансовые ресурсы программы «Интеррег 4A»24.
118
Соколова О.С., Соколова Е.Д. Организация и информационное обеспечение...
* * *
Таким образом, в организации внешнеэкономической деятельности региона Южная Дания можно выделить следующие закономерности:
1. Организации внешнеэкономической деятельности свойственно дерегулирование («разгосударствление» госуправления) и многосубъектность управления. Субъекты управления и организации внешнеэкономической деятельности представлены не только региональными органами исполнительной и представительной власти, но и ассоциациями муниципалитетов с их консолидированными интересами в сфере экспорта, научными учреждениями, научно-производственными кластерами, международными организациями.
Налицо практическая реализация «парадокса Нейсбита»: чем выше уровень глобальной экономики, тем сильнее должны быть ее мельчайшие участники; в области государственного управления аналогичная тенденция проявляется в усиливающейся дисперсии властной вертикали и передаче ряда функций местным (муниципальным) и региональным органам25.
2. Общая координирующая функция реализуется синкретичной структурой управления - Союзом по региональному развитию, в котором представлен Региональный совет, крупные предприниматели, председатели совета директоров крупнейших компаний, руководители сельскохозяйственных предприятий, представители консалтинговых компаний, ректоры учебных заведений краткосрочного профессионального и высшего профессионального образования.
3. Программно-целевой метод поддержки экспорта ориентирован в первую очередь на малый и средний бизнес. Ключевую роль в данной поддержке играет предоставление объемной и детальной информации малому и среднему бизнесу об экономических условиях деятельности в предполагаемых странах-потребителях экспортной продукции (товаров, услуг). Современные информационные технологии программы «Умберто» позволяют производить скоринговую оценку экспортного потенциала предприятия, включающую затраты на открытие и ведение бизнеса, при этом учитываются показатели экономического роста и политическая ситуация в стране-потребителе экспорта, степень ее бюрократизации и т.д. Реализуемые программы муниципального, регионального, общегосударственного и международного уровня скоординированы, взаимосвязаны в части организационного, информационного и финансового обеспечения.
4. Основными приоритетами в организации внешнеэкономической деятельности региона Южная Дания следует признать поддержку и продвижение на мировой рынок инновационных технологий и технологий, нацеленных на построение экологически ориентированной экономики не только в Дании и соседних странах, но и в других регионах мира.
5. Кластерный подход в организации отраслевой специализации региона позволяет реализовывать социальный, промышленный, научный потенциал региона Южная Дания и многолетние связи с регионами
119
Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 4
соседних стран; вместе с тем комплексное развитие мехатроники как ключевой отрасли и связанных с ней подотраслей инновационного производства позволяет завоевывать прочные позиции и на мировом рынке.
6. Основным методом организации внешнеэкономической деятельности в регионе является метод координации. Это установление сложных многоуровневых взаимовыгодных связей как внутри структур кластера, так и между кластерами, между регионами соседних стран, а также связей с европейскими организациями. Особую роль во внешнеэкономической деятельности играют муниципалитеты: ассоциации муниципалитетов при решении вопросов организации экспорта консолидируют интересы бизнеса и социальных групп, учитывают вопросы культурной межэтнической интеграции.
Представленные выше материалы позволяют сделать общий вывод о том, что классическое государственное управление внешнеэкономической деятельностью региона трансформировалось в ассоциированное участие в стратегическом планировании и регулировании данной сферы представителей всех групп субъектов внешнеэкономической деятельности региона и международных структур. По аналогии с процессом глобализации экономики можно говорить об активно формирующемся процессе глобализации управления, который сочетает в себе межрегиональные и межгосударственные начала.
120
Соколова О.С., Соколова Е.Д. Организация и информационное обеспечение...
ЛИТЕРАТУРА
1. Арбекова А.В. Административно-правовое регулирование внешнеторговой (экспортной) деятельности в России // Административное право и процесс. -2010. - № 1. - С. 28-30.
2. Бублик В.А. Публично- и частноправовые начала в гражданско-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. - Екатеринбург. - 2000. - С. 53.
3. Вершинин А.П. Внешнеэкономическое право. Введение и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности // М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2001. -С. 256.
4. Колесник А.А. Анализ конституционно-правового регулирования внешнеэкономических связей субъектов РФ // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Челябинск. - 2006. -С. 26.
5. Колпакова Т.П. Правовые основы разграничения полномочий в сфере международных и внешнеэкономических связей между Российской Федерацией и ее субъектами // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Казань, 2001. - С. 24.
6. Мальковская И.А. Трансформация государства и эволюция публичного администрирования в условиях глобализации (актуализация европейского опыта для России) // Вестник Российского университета дружбы народов. - Серия: Политология. - 2006. - № 8. - С. 27-43.
7. Официальный сайт региона Южная Дания. http://www.regionsyddanmark.dk.
8. Сайт Программы международного регионального развития, «INTERREG 4А». http://www.interreg4a.dk/.
9. Структура органов управления региона Южная Дания. Organisering_ Syddanmark_marts06.pdf http://www.regionsyddanmark.dk/dwn44236.
10. Сайт Союза по региональному развитию Южной Дании «Векстфорум». Vskstforum. http://vaekstforum.regionsyddanmark.dk/wm273743.
11. Сайт Министерства иностранных дел Дании. http://www.um.dk/da/menu/ Eksportraadgivning/Vitilbyder/Etablering+i+udlandet/.
12. Сайт Представительства Южной Дании в Европе. http://www.southdenmark.be/.
13. Стратегия развития региона Южнаяй Дания. // Strategien endelig1 (3).pdf, http://www.regionsyddanmark.dk/dwn42652.
121
Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 4
ПРИМЕЧАНИЯ
1
2
3
Колесник А.А. Анализ конституционно-правового регулирования внешнеэкономических связей субъектов РФ // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Челябинск, 2006. - С. 6.
Колпакова Т.П. Правовые основы разграничения полномочий в сфере международных и внешнеэкономических связей между Российской Федерацией и ее субъектами // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Казань, 2001. - С. 8.
Бублик В.А. Публично- и частноправовые начала в гражданско-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. - Екатеринбург, 2000. - С. 34.
См.: Арбекова А.В. Административно-правовое регулирование внешнеторговой (экспортной) деятельности в России // Административное право и процесс. - 2010. - № 1. - С. 28-29.
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Данные официального сайта региона Южная Дания. Budget 2008 - 20111.pdf, http://www.regionsyddanmark.dk/dwn54642.
Структура органов управления региона Южная Дания. Organisering_ Syddanmark_marts06.pdf http://www.regionsyddanmark.dk/dwn44236.
По материалам официального сайта региона Южная Дания. http://www. regionsyddanmark.dk.
A/S - дат., сокр., - акционерное общество.
По материалам сайта http://vaekstforum.regionsyddanmark.dk/wm273743.
По материалам сайта http://www.um.dk/da/menu/Eksportraadgivning/Vitilbyder/ Etablering+i+udlandet/.
По материалам сайта http://www.um.dk/da/menu/Eksportraadgivning/ Vitilbyder/Eksportfremstoed/.
По материалам сайта http://www.um.dk/da/menu/Eksportraadgivning/Vitilbyder/ Eksportfremstoed/.
По материалам официального сайта http://www.southdenmark.be/.
По материалам официального сайта http://www.southdenmark.be/.
По материалам сайта http://vaekstforum.regionsyddanmark.dk/wm220358.
По материалам Стратегии развития региона Южной Дании // Strategien endelig1 (3).pdf, http://www.regionsyddanmark.dk/dwn42652.
По материалам сайта http://vaekstforum.regionsyddanmark.dk.
Со списком компаний и их официальными сайтами можно ознакомиться по ссылке http://www.mechatronicsclusterdenmark.dk/pages/id4.asp.
122
19
20 21
22
23
24
25
Соколова О.С., Соколова Е.Д. Организация и информационное обеспечение...
По материалам сайта http://www.mechatronicsdusterdenmark.dk.
По материалам сайта http://www.interreg4a.dk/.
По материалам официального сайта региона Южная Дания http://www. regionsyddanmark.dk
По материалам сайта http://www.interreg4a.dk/.
По материалам сайта http://www.interreg4a.dk/.
По материалам официального сайта региона Южная Дания http://www. regionsyddanmark.dk.
См.: Мальковская И.А. Трансформация государства и эволюция публичного администрирования в условиях глобализации (актуализация европейского опыта для России) // Вестник Российского университета дружбы народов. -Серия: Политология. - 2006. - № 8. - С. 29.
123