Научная статья на тему 'Концептуальные подходы к развитию внешнеэкономической деятельности региона'

Концептуальные подходы к развитию внешнеэкономической деятельности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
783
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭКСПОРТНЫЙ МАРКЕТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миролюбова Т. В.

В статье проведен анализ внешней торговли и международного инвестирования региона, определены основные проблемы в этой сфере. Предложены основные концептуальные подходы, создающие основу для формирования новой, прогрессивной региональной модели внешнеэкономической деятельности, создаваемой как совокупность элементов экспортно-ориентированной и импортозамещающей моделей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Миролюбова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы к развитию внешнеэкономической деятельности региона»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2010 ЭКОНОМИКА Вып. 3(6)

УДК 339.9.012.23:332.142

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА

Т.В. Миролюбова, д.э.н., проф., зав. кафедрой мировой и региональной экономики

ГОУ ВПО «Пермский государственный университет», 614990, г. Пермь, ул.Букирева, 15

Электронный адрес: miroliibov@list.ru

В статье проведен анализ внешней торговли и международного инвестирования региона, определены основные проблемы в этой сфере. Предложены основные концептуальные подходы, создающие основу для формирования новой, прогрессивной региональной модели внешнеэкономической деятельности, создаваемой как совокупность элементов экспортно-ориентированной и импортозамещающей моделей.

Ключевые слова: экспорт; внешнеэкономическая деятельность; международная специализация; экспортный маркетинг.

В настоящее время внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) стала органическим элементом общего хозяйственного механизма стран, а экспорт выступает в качестве одного из важнейших источников экономического роста стран и регионов. Активное включение России в процессы международной торговли предопределило необходимость эффективного развития ВЭД на уровне отдельных регионов. В этой связи дальнейшее развитие ВЭД российских регионов невозможно без формирования модернизированной модели ВЭД на региональном уровне.

Особенностью экономического развития Пермского края является наличие конкурентоспособных на мировом рынке отраслей, обеспечивающих значительные доходы от экспорта. В связи с этим отмечается высокая доля экспорта в ВРП (около 25%).

В промышленности Пермского края можно выделить два структурообразующих сектора -экспортно-ориентированный и внутренне ориентированный, между которыми существует значительное неравновесие. Экспортноориентированные отрасли характеризуются более высокой рентабельностью, обеспеченностью капиталом, более качественными трудовыми ресурсами по сравнению с внутренне ориентированным сектором. В силу этих особенностей экспортно-ориентированные отрасли начинают все больше концентрировать у себя региональные ресурсы - капитал привлекается сюда более высокой нормой прибыли, а качественные трудовые ресурсы - более высокой заработной платой. В результате остальные отрасли испытывают относительный недостаток этих ресурсов.

Экспортно-ориентированный сектор -наиболее успешно функционирующий сектор экономики Пермского края. В 2009 г. при чис-

ленности занятых 10,9% от общего числа занятых во всех секторах экономики края на данный сектор приходилось 25,4% всего оборота, 34,4% поступивших иностранных инвестиций и 81,2% от полученной прибыли в регионе.

В состав экспортно-ориентированного сектора в Пермском крае входят следующие виды экономической деятельности:

- химическое производство;

- добыча топливно-энергетических полезных ископаемых;

- производство кокса и нефтепродуктов;

- целлюлозно-бумажное производство;

- металлургическое производство;

- производство древесины и изделий из

дерева.

Соответственно другие виды деятельности отнесены к внутренне ориентированному сектору.

Сложившаяся в Пермском крае экспортноориентированная модель экономического роста свидетельствует о большой зависимости экономики от внешнего рынка. Это означает, что импульс роста в регионе - в повышении мировых цен на экспортируемые товары. Возникающий вследствие этого поток доходов от экспорта стимулирует развитие спроса, что приводит к расширению внутренних рынков, росту торговли и росту производства во внутренне ориентированном секторе. Соответственно падение мировых цен на экспортируемые товары вызывает резкое падение доходов от экспорта, спад в производстве (как в экспортно-ориентированных отраслях, так и во внутренне ориентированных отраслях экономики), сокращение ВРП и доходов населения. Именно это и произошло в период глобального экономического кризиса 20082010 гг. Зависимость экономики Пермского края

© Миролюбова Т.В., 2010

от колебаний цен на мировых рынках повышает риски экономического развития Пермского края и провоцирует большую глубину падения в период понижательной фазы экономического цикла.

Формирование экспортно -ориентированной модели экономического роста является положительной особенностью края, однако качественный характер этой модели - преобладание в экспорте низкотехнологичной продукции, мировые цены на которую значительно колеблются - делает ее нерациональной и неэффективной.

Все это предопределяет необходимость поиска новых концептуальных подходов к развитию ВЭД Пермского края.

В настоящее время основными формами ВЭД в Пермском крае являются внешняя торговля и международное инвестирование. Проведем анализ этих форм ВЭД за период 2005-2009 гг. на основе официальных статистических данных Пермьстата [1].

За анализируемый период объем экспорта достигал максимального значения в 2008 г. (6

936 410,1 тыс. долл.), минимального - в 2005 г. (2 903 604 тыс. долл.). Объем импорта за этот же период достигал своего максимума в 2008 г. (780 642,6 тыс. долл. США), минимума в 2005 г. (278 071,3 тыс. долл.). Ускорение роста экспорта с 2005 по 2008 г. было связано с повышением цен на ключевых для регионального экспорта мировых товарных рынках, особенно - с резким увеличением цен на нефть. В 2009 г. стоимостные объемы экспорта и импорта снизились по сравнению с предыдущим годом, причем объем экспорта снизился быстрее импорта (экспорт упал на 55,4%, импорт - на 12,1%). Данные показатели в Пермском крае несколько выше, чем в целом по стране за этот же период (снижение экспорта на 35,5%, снижение импорта на 37,4%). Одной из основных причин сокращения стоимостного объема экспорта Пермского края в 2009 г. является падение уровня цен экспортируемых товаров. Динамика объемов экспорта и импорта Пермского края за период 2005-2009 гг. представлена на рис. 1.

Рис.1. Экспорт и импорт Пермского края в 2005 - 2009 гг.

В 2005-2009 гг. в структуре экспорта Пермского края преобладала продукция нефтехимического комплекса, продукция химической промышленности, каучук. В товарной структуре экспорта Пермского края в 2009 г. преобладали продукция нефтехимического комплекса, химической промышленности, каучук - 68,8%, древесина и целлюлозно-бумажные изделия -11,4%.

В 2005 - 2009 гг. в товарной структуре импорта Пермского края преобладала продукция машиностроения. В 2009 г. ведущее место в то-

варной структуре импорта Пермского края занимали: продукция машиностроительной отрасли - 71,6%; продукция химической промышленности, каучук - 14,1% от общего объема импорта.

Основными внешнеторговыми партнерами Пермского края являются страны дальнего зарубежья. Доля стран дальнего зарубежья в общем экспорте Пермского края в 2009 г. составляла 83,3% (доля стран СНГ соответственно 16,7%), доля стран дальнего зарубежья в общем импорте Пермского края в 2009 г. составляла

90,5% (доля стран СНГ соответственно 9,5%). Динамика экспорта и импорта со странами дальнего зарубежья и странами СНГ представлена на рис. 2, 3.

В 2009 г. экспорт в страны дальнего зарубежья по сравнению с 2005 г. увеличился на 3,4% и составил 2 575 453,2 тыс. долл.; импорт увеличился на 202,6% и составил 620661,9 тыс. долл.

Рис. 2. Динамика экспорта Пермского края со странами дальнего зарубежья и странами СНГ в 2005 - 2009 гг.

Рис. 3. Динамика импорта Пермского края со странами дальнего зарубежья и странами СНГ в 2005 - 2009 гг.

В товарной структуре экспорта Пермского края со странами дальнего зарубежья в 20052009 гг. наибольшая доля принадлежит удобрениям. Доля экспорта удобрений в 2009 г. в общем экспорте края составила 68,6%, что на 15,8% больше, чем в 2005 г. В данный период

также снизилась доля минерального топлива в общей структуре экспорта края. Товарная структура экспорта со странами дальнего зарубежья в 2005 и 2009 гг. представлена на рис. 4, 5.

□ удобрения

11,50%

□ топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки

□ черные металлы

□ органические химические соединения

□ бумага и картон; изделия из бумажной массы, бумаги

□ прочие недрагоценные металлы, металлокерамика

прочие

Рис. 4. Основные структурообразующие группы товаров при экспорте Пермского края в страны дальнего зарубежья, 2005 г.

Рис. 5. Основные структурообразующие группы товаров при экспорте Пермского края в страны дальнего зарубежья, 2009 г.

В товарной структуре импорта Пермского края со странами дальнего зарубежья за 20052009 гг. наибольшая доля принадлежит ядерным реакторам, котлам, оборудованию. Импорт данной группы товаров в 2009 г. составил 43,40% общего импорта, что на 0,9% меньше доли в

2005 г. Следует отметить значительное увеличение импортной доли электрических машин и оборудования, их частей в общей структуре импорта края в 2009 г. Товарная структура импорта Пермского края из стран дальнего зарубежья в 2005 и 2009 гг. представлена на рис. 6, 7.

□ Основные структурообразующие товары при импорте

□ реакторы ядерные, котлы, оборудование

□ экстракты дубильные или красильные

□ инструменты и аппараты оптические, фотографические

□ полимерные материалы, пластмассы и изделия из них

□ средства наземного транспорта, кроме железнодорожного

□ игрушки, игры и спортивный инвентарь

□ изделия из черных металлов

□ органические химические соединения

Рис. 6. Основные структурообразующие группы товаров при экспорте Пермского края в страны дальнего зарубежья, 2005 г.

□ Основные структурообразующие товары при импорте

□ рееакторы ядерные, котлы, оборудование

□ экстракты дубильные или красильные

□ инструменты и аппараты оптические, фотографические

□ полимерные материалы, пластмассы и изделия из них

□ средства наземного транспорта, кроме железнодорожного

□ изделия из черных металлов

□ органические химические соединения

□ электрические машины и оборудование, их части

□ мыло, поверхностно-активные органические вещества, моющие средства

□ прочие химические продукты

□ прочие

Рис. 7. Основные структурообразующие группы товаров при импорте Пермского края в страны дальнего зарубежья, 2009 г.

Экспорт в страны СНГ в 2009 г. по сравне- г. по сравнению с 2005 г. уменьшился на 11,1%,

нию с 2005 г. увеличился на 25,4% и составил составил 64845,6 тыс. долл. Максимального

517878,8 тыс. долл. Импорт из стран СНГ в 2009 значения по объему экспорта в страны СНГ

край достигал в анализируемом периоде в 2008 г. (903 794,1 тыс. долл.), по объему импорта -также в 2008 г. (127 245,8 тыс. долл.); минимального значения по экспорту - в 2005 г. (413 071,9 тыс. долл.), по импорту - в 2009 г. (64 845,6 тыс. долл.).

В рассматриваемый период в товарной структуре экспорта Пермского края со странами СНГ произошли изменения. Если с 2005 по 2007 г. наибольшая доля принадлежала минеральному топливу, нефти и продуктам их перегонки (соответственно 15,4%, 20,1%, 17,1% от общего объема экспорта), то в 2008 и 2009 гг. наиболь-

шая доля стала принадлежать удобрениям (соответственно 33,7% и 28,4%). Доля экспорта удобрений в страны СНГ в общем объеме экспорта в 2009 г. составила 28,4%, что на 22,5% больше доли в 2005 г. Необходимо отметить значительное снижение доли в экспорте минерального топлива, нефти и продуктов их перегонки в общей структуре экспорта края в страны СНГ и увеличение доли экспорта древесины и изделий из нее. Товарная структура экспорта Пермского края в страны СНГ в 2005 и 2009 гг. представлена на рис. 8, 9.

□ Основные структурообразующие товары при экспорте

□ удобрения

□ топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки

□ черные металлы

□ органические химические соединения

□ бумага и картон; изделия из бумажной массы, бумаги

□ древесина и изделия из нее

□ реакторы ядерные, котлы, оборудование

□ электрические машины и оборудование, их части

□ изделия из черных металлов

□ прочие

Рис. 8. Основные структурообразующие группы экспорта Пермского края со странами СНГ в 2005 г.

25,

2,20%-3,20%-3,60%-2,70% 8,40%

10,90%

28,40%

4,60%

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ Основные структурообразующие товары при экспорте

□ удобрения

□ топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки

□ черные металлы

□ органические химические соединения

□ бумага и картон; изделия из бумажной массы, бумаги

□ древесина и изделия из нее

□ реакторы ядерные, котлы, оборудование

□ электрические машины и оборудование, их части

2 70% * изделия из черных металлов

5,00% □ продукты неорганической химии

□ оружие и боеприпасы; их части и принадлежности

□ средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного

------□ прочие-------------------------------

Рис. 9. Основные структурообразующие группы экспорта Пермского края со странами СНГ в 2009 г. в 2009 г.

0

На основе результатов анализа внешней торговли Пермского края были выявлены основные проблемы, существующие в данной сфере в настоящее время:

- преимущественно сырьевой и низкотехнологичный характер экспорта Пермского края, что порождает зависимость от конъюнктуры мировых рынков и снижает возможности получения добавленной стоимости и свидетельствует о нерациональной структуре экспорта Пермского края;

- низкая доля в экспорте продукции машиностроения, связанная, с одной стороны, с недостаточной международной конкурентоспособностью региональной продукции с высокой степенью переработки, а с другой стороны, с недостатками в использовании приемов маркетинга для продвижения продукции с высокой степенью переработки на мировые рынки;

- преобладание в экспорте региона стран дальнего зарубежья, предъявляющих спрос на указанные сырьевые и низкотехнологичные товары, и незначительный удельный вес стран СНГ, предъявляющих спрос не только на данные товары, но и на продукцию регионального машиностроения;

- существующая товарная структура импорта Пермского края отражает неудовлетворенный спрос со стороны региональных предприятий на

продукцию машиностроения и свидетельствует о низкой конкурентоспособности отечественной продукции. В товарной структуре импорта Пермского края помимо импорта машиностроительной продукции (средняя доля 50%) высока доля и продукции химической промышленности. Вместе с тем химическая промышленность является одной из ведущих экспортных отраслей региона. Следовательно, регион является и экспортером, и импортером химической продукции, при этом экспортируется преимущественно низкотехнологичная, а импортируется высокотехнологичная продукция. Это свидетельствует о неполном использовании потенциала края в развитии химической промышленности, являющейся одной из отраслей специализации региона;

- региональный импорт играет несущественную роль в удовлетворении спроса населения и бизнеса края, а основная масса импортной продукции завозится в Пермский край из других регионов России, прежде всего из Москвы.

Проведенный анализ показал, что в целом можно отметить нерациональный характер участия Пермского края в международном разделении труда, в то же время ситуация во внешней торговле региона схожа с общероссийскими тенденциями.

В товарной структуре экспорта России преобладают низкотехнологичная продукция и сырье. Основной объем российского экспорта приходится на продукцию топливноэнергетического комплекса, черной и цветной металлургии, химическую. В то же время доля в российском экспорте продукции машиностроения незначительна.

Тенденции развития внешней торговли Пермского края противоречат сложившимся мировым тенденциям. Основными мировыми тенденциями в последние десятилетия можно назвать:

- снижение значения добывающих и возрастание роли обрабатывающих отраслей в мировой торговле;

- основу товарной структуры современной мировой торговли промышленными товарами составляют машины, оборудование и транспортные средства, удельный вес которых порядка 41%. Среди сырьевых товаров основная доля мировой торговли приходится на топливо и продовольственные товары (10% и 9% соответственно);

- опережающий рост мировой торговли продукцией наукоемких высокотехнологичных отраслей. Наиболее высокими темпами роста характеризуется торговля продукцией высокотехнологичных производств химической промышленности и машиностроения;

- интенсивный рост мировой торговли наукоемких отраслей сферы услуг, в основном за счет этих отраслей - сферы услуг в целом. Первое место в сфере услуг мира занимают бизнес-услуги (38% общего дохода). Далее следуют финансовые услуги - 25%, за ними - услуги связи (телекоммуникаций и трансляций) - около 21%, а замыкают пятерку услуги частного здравоохранения (частные клиники, врачи, сестры и пр.) и частного образования (частные школы, вузы и библиотеки), доля последнего - порядка 5-6%;

- увеличение доли развивающихся стран, прежде всего Китая и Индии, на мировых товарных рынках. Международная торговля стала основным двигателем экономического роста Китая. Влияние китайского экспорта на международные товарные рынки и глобальные торговые потоки существует уже сегодня и является значительным;

- согласно оценкам Всемирного банка двигателем мировой экономики в ближайшие 25 лет станут развивающиеся страны. По прогнозам именно благодаря им к 2030 г. мировой ВВП удвоится.

Изучение процессов международного инвестирования в Пермском крае позволило определить следующие основные тенденции.

В регионе сложилась в целом неудовлетворительная структура поступавших иностранных

инвестиций: доля прямых иностранных инвестиций (ПИИ) не достигала даже половины общего притока иностранного капитала, в 2008 г. доля ПИИ составила 27,5%, из них взносы в капитал - 21%.

Незначительная доля ПИИ свидетельствует о слабом интересе иностранных инвесторов к долгосрочным вложениям капитала в регион. Наибольший удельный вес занимают кредиты, привлекаемые пермскими предприятиями за рубежом (в 2008 г. их доля составила 42,9% общего притока иностранного капитала в регион).

Это крайне негативное явление, поскольку именно ПИИ являются долгосрочными вложениями производительного капитала и их приток означает появление новых производств, новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в бюджет края, способствует экономическому росту в регионе. ПИИ являются не только финансовыми средствами, но и означают возможность поступления в Пермский край передовой технологии и техники, интеллектуального потенциала, опыта современного менеджмента и маркетинга.

То обстоятельство, что иностранные инвесторы предпочитают инвестиции в форме кредита, свидетельствует о невысокой инвестиционной привлекательности для них Пермского края на фоне его довольно высоких официальных инвестиционных рейтингов. Причиной такого поведения инвесторов можно считать слабую прогнозируемость исполнения долгосрочных проектов. Кредиты предоставляются на краткосрочной основе и означают большие гарантии для инвесторов. Кроме того, можно отметить и информационную непрозрачность региона для иностранных инвесторов.

Иностранные инвестиции в целом не играют значительной роли в экономике Пермского края: доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций составляет около 10%. Приток иностранного капитала в 2008 г. составил 475 194,8 тыс. долл.

В то же время продолжается отток капитала из Пермского края за рубеж: в 2007 г. отток капитала составил 836 114,5 тыс. долл., в 2008 г. -2 630 991,1 тыс. долл. (+ 214%). При этом в 2008 г. отток капитала за рубеж превысил приток иностранного капитала в край на 2 155 796,3 тыс. долл.

Таким образом, можно говорить о крайне неблагоприятной ситуации с иностранными инвестициями в регионе. Участие Пермского края в процессах международного инвестирования недостаточно и не соответствует экономическому потенциалу региона.

Для успешного развития ВЭД на территории региона немаловажное значение имеет инфраструктура ВЭД. В настоящее время на территории Пермского края созданы элементы ин-

фраструктуры внешнеэкономической деятельности.

Пермская торгово-промышленная палата способствует расширению контактов своих членов и других предприятий края с зарубежными партнерами.

В Пермском крае действует Приволжское таможенное управление Федеральной таможенной службы РФ. В регионе работают 7 таможенных постов: Свердловский, Дзержинский, «Аэропорт Пермь», Соликамский, Березниковский, Лысьвенский и Чайковский.

В регионе функционирует Представительство Министерства промышленности и торговли РФ, обеспечивающее лицензирование и сертификацию экспортной продукции предприятий края.

Для развития внешнеэкономической деятельности в крае имеется разветвленная банковская инфраструктура. По состоянию на 1.01.2010 г. действуют 72 кредитных учреждения, в том числе пермских банков - 6, остальные - филиалы иногородних банков. Банки осуществляют обслуживание ВЭД предприятий и организаций, выполняют функции валютного контроля. Банки имеют валютную лицензию, позволяющую устанавливать прямые корреспондентские отношения с зарубежными банками, а также имеют разрешения ЦБ РФ на проведение операций с драгоценными металлами.

В Пермском крае функционируют страховые компании, предоставляющие необходимые услуги региональным участникам ВЭД.

Высшие учебные заведения края готовят специалистов для внешнеэкономической сферы. Так, на экономическом факультете Пермского государственного университета уже более 10 лет ведется подготовка специалистов для работы во внешнеэкономической сфере, существует специализация «Международный бизнес».

Организацией международных выставок занимается Выставочный центр «Пермская ярмарка». В течение года «Пермская ярмарка» проводит около 30 межрегиональных специализированных выставок, часть из которых проходит с международным участием. За 18 лет работы этого центра в выставках приняли участие представители более 60 стран мира, в том числе страны Европы, Великобритания, США, Канада, скандинавские страны, Китай, другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Ежегодно «Пермская ярмарка» принимает свыше 200 тысяч посетителей.

Охрану государственной границы в Перми в авиационном пункте пропуска осуществляет отделение пограничного контроля «Пермь-аэропорт» отряда пограничного контроля «Поволжье» ПУ ФСБ.

Вместе с тем в регионе отсутствуют важные элементы инфраструктуры ВЭД. Так, в испол-

нительных органах государственной власти (ИОГВ) Пермского края нет специализированных функциональных подразделений, за которыми законодательно были бы закреплены полномочия и функции по координации и управлению ВЭД.

В Пермском крае отсутствуют консульские службы и торговые представительства зарубежных государств.

Транспортно-логистическая инфраструктура в регионе характеризуется недостаточным уровнем развития.

Таким образом, следует отметить, что развитие инфраструктуры ВЭД в Пермском крае существенно отстает от потребностей региона и является явно недостаточным.

Развитие ВЭД Пермского края на длительную перспективу должно опираться на новую модель ВЭД, создаваемую как совокупность элементов прогрессивной экспортноориентированной и импортозамещающей моделей.

Целью развития ВЭД Пермского края в долгосрочной перспективе необходимо рассматривать обеспечение устойчивости экономического роста края и повышение международной конкурентоспособности региональной экономики.

Данная цель может быть обеспечена реализацией системы целей:

- увеличение экспорта готовой продукции и услуг с высокой долей добавленной стоимости;

- увеличение производства конкурентоспособной импортозамещающей продукции;

- рост притока иностранного капитала в региональную экономику.

Главным принципом развития ВЭД Пермского края является кластерный подход, предусматривающий развитие конкурентоспособных на мировом рынке кластеров, которые способны осуществлять экспорт готовой продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью.

Для выбора перспективной международной специализации региона ключевым является критерий международной конкурентоспособности. Исходя из этого, можно сгруппировать основные отрасли края в следующие основные группы:

1) экспортно-ориентированные отрасли: химическое производство; добыча топливноэнергетических полезных ископаемых; производство кокса и нефтепродуктов; целлюлознобумажное производство; металлургическое производство; производство древесины и изделий из дерева;

2) отрасли, имеющие научно-технический потенциал для создания конкурентоспособных на мировом рынке изделий и технологий: химическое производство, альтернативная энергетика, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и приборостроение, производство

новых материалов, фармацевтика и биотехнологии, аэрокосмическая сфера;

3) отрасли, не экспортирующие продукцию за рубеж, но имеющие потенциал импортоза-мещения на внутреннем рынке как региона, так и России: пищевая промышленность, фармацевтика, промышленность строительных материалов, мебельная промышленность, отдельные подотрасли сельского хозяйства, отдельные подотрасли машиностроения и др.

Первая группа отраслей способна развиваться на основе самофинансирования, что относится, прежде всего, к нефтегазовому сектору и производству минеральных удобрений.

Вторая группа отраслей - это высокотехнологичные отрасли, которые пока не экспортируют продукцию за рубеж и могут быть конкурентоспособны на мировом рынке только при условии создания на региональном уровне действенных стимулов к их развитию, применяемых в мировой практике.

Третья группа отраслей имеет перспективы для импортозамещения. С точки зрения им-портозамещения наиболее привлекательным в регионе выглядит потребительский рынок непродовольственных товаров и рынок продовольственных товаров. Региональные рынки услуг имеют потенциал для роста, увеличение спроса дает возможность расширения предложения. При этом следует подчеркнуть, что около 80% потребительских товаров в России являются импортными.

Предприятия, входящие во вторую и третью группы отраслей, могут получить дополнительные возможности развития за счет кластерного взаимодействия.

Для кластеров второй и третьей группы отраслей необходимы меры по стимулированию экспорта, по привлечению прямых иностранных инвестиций, внерегиональных инвестиций, которые будут способствовать их форсированному росту, а также дополнительные формы поддержки.

Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие региональные приоритеты:

1. Для экспорта: химическое производство

(на первоначальном этапе промежуточная продукция, впоследствии - готовая продукция с высокой добавленной стоимостью), альтернативная энергетика, информационно-

коммуникационные технологии (ИКТ) и приборостроение, производство новых материалов (в т.ч. произведенных с использованием нанотехнологий), фармацевтика и биотехнологии, аэрокосмический комплекс.

2. Для импортозамещения: фармацевтика, высокотехнологичная медицина, промышленность строительных материалов, мебельное

производство, пищевая промышленность, сельское хозяйство.

Условием успешного развития регионального экспорта будет высокая конкурентоспособность предназначенных для внешних рынков товаров и услуг по ценовым и неценовым (качественным) характеристикам.

Пермские экспортеры, которым предстоит конкурировать на внешнем рынке, попадут в результате этого в жесткие конкурентные условия, заставляющие их поддерживать высокую эффективность производства. Завоевание даже небольшой доли зарубежного рынка уже само по себе означает достижение высокой международной конкурентоспособности. Кроме того, благодаря экспорту у предприятий появляется возможность снижать издержки за счет эффекта масштаба.

В отношении экспорта на региональном уровне необходимо решение следующих задач:

-диверсификация экспорта на основе расширения перечня экспортируемых готовых товаров;

- расширение номенклатуры экспортируемой продукции за счет высокотехнологичной и инновационной продукции;

- развитие экспорта программного обеспечения;

- активизация процессов международного научного сотрудничества вузов, академических и научно-исследовательских институтов с высоким потенциалом экспорта услуг научного характера;

- продвижение пермских вузов на мировом рынке образовательных услуг;

- диверсификация географии экспортных поставок в направлении увеличения доли развивающихся стран и стран СНГ.

Целью импортозамещения является в конечном итоге диверсификация структуры региональной экономики. Благодаря импортозаме-щению может быть создан ряд новых и эффективных производств, повышен уровень самообеспеченности региона по многим ключевым позициям.

В то же время дальнейшее развитие импортозамещающих производств со временем может быть связано с постепенным переходом к экспорту продукции, в случае успешной конкуренции - с импортом на внутрирегиональном рынке.

В отношении импортозамещения на региональном уровне могут быть поставлены следующие задачи:

- создание условий для развития кластера инновационной медицины и фармацевтики;

- создание механизмов доступа пермских предприятий к импорту лицензий и организации на этой основе конкурентоспособных импортозамещающих производств готовой продукции;

- развитие производства импортозамещающей продукции, конкурентоспособной по сравнению с импортной на региональном рынке;

- повышение региональной инвестиционной и инновационной активности, направленной на импортозамещение;

- последующий переход от импортозамещения к экспортной ориентации.

Наибольшее значение для экономики края имеют прямые иностранные инвестиции (ПИИ), с привлечением которых в крае появляются передовые зарубежные технологии, заимствуется опыт маркетинга и менеджмента, развиваются экспорт и импортозамещение. Это требует повышения инвестиционной привлекательности Пермского края для иностранных инвесторов.

Зарубежное инвестирование пермских предприятий и организаций необходимо в целях создания сети зарубежных посредников для продвижения продукции с высокой степенью переработки на международные рынки и развития инфраструктуры зарубежной поддержки экспорта. Кроме того, зарубежное инвестирование позволяет наиболее оптимально организовать бизнес-процессы с использованием аутсорсинга. Во многих случаях экономически более выгодно использовать преимущества производственной специализации, выносить отдельные бизнес-процессы за пределы Пермского края и России.

В отношении международного инвестирования на региональном уровне могут быть поставлены следующие задачи:

- создание максимально благоприятного инвестиционного климата, поддержание стабильных и прозрачных условий для инвестирования и ведения бизнеса в крае;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- снижение инвестиционных рисков иностранных инвесторов в крае;

- развитие сотрудничества с международными организациями, финансирующими инвестиционные проекты в России;

- создание условий, способствующих размещению производства конкурентоспособной импортозамещающей продукции на основе прямых иностранных инвестиций на территории региона;

- обеспечение активного продвижения региона на российском и международном уровнях;

- повышение информационной прозрачности региона для потенциальных иностранных инвесторов;

- организационно-консультационная поддержка зарубежного инвестирования пермских предприятий и организаций.

Важнейшим элементом механизма реализации сформулированных целей и задач развития ВЭД является государственная поддержка экспорта, прежде всего за счет федеральных ресурсов.

Государственная поддержка экспорта призвана разными способами компенсировать значительные расходы экспортеров (на поиск надежных партнеров в других странах, заключение сложных международных контрактов, доставку и страхование товаров на большие расстояния, на уплату пошлин и сборов за границей и пр.), которые не несут поставщики тех же товаров и услуг внутри стран.

Возможны два направления использования федеральных ресурсов для стимулирования регионального экспорта:

1. Реализация федеральных целевых программ (ФЦП) на территории Пермского края. В России в настоящее время действует множество ФЦП: в автомобильной и лесной промышленности, в металлургии, станкостроении и других отраслях. Каждая такая программа через бюджетные дотации и налоговые льготы приносит в отрасль около 2 млрд. рублей в год. Это может обеспечить определенную финансовую поддержку модернизации производства и выпуска более конкурентоспособной продукции. В силу своего системного потенциала ФЦП (как комплексы взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий) могут стать важным инструментом поддержки региональных экспортеров.

2. Реализация мер государственной поддержки экспорта, предусмотренных федеральным законодательством. В настоящее время в России предусмотрены следующие механизмы государственной поддержки экспорта за счет федерального бюджета:

- гарантийная поддержка экспорта промышленной продукции;

- возмещение из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции с высокой степенью переработки части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях;

- субсидирование затрат субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары/работы/услуги, предназначенные для экспорта.

С целью развития конкурентоспособных импортозамещающих производств на территории Пермского края возможно использование федеральных ресурсов за счет ФЦП.

Федеральными ресурсами, способными оказать положительное влияние на привлечение в Пермский край прямых иностранных инвестиций, можно считать имеющиеся соглашения о сотрудничестве РФ с зарубежными странами и международными финансовыми организациями.

Важнейшим элементом регионального механизма развития ВЭД является заключение и реализация двусторонних соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и куль-

турном сотрудничестве с регионами - зарубежными партнерами Пермского края.

Также одним из важнейших элементов регионального механизма стимулирования ВЭД является наличие развитых элементов инфраструктуры ВЭД. В связи с этим на территории Пермского края должна быть создана система организаций, занимающихся вопросами координации внешней торговли.

Прежде всего требуется определение в Правительстве Пермского края центра ответственности за развитие ВЭД, для чего необходимо проведение следующих преобразований в организационной структуре ИОГВ Пермского края:

1. Преобразование Министерства развития торговли и предпринимательства в Министерство экономического развития Пермского края с наделением его соответствующими функциями.

2. Организация в составе Министерства экономического развития Пермского края Департамента по международным экономическим отношениям. Департамент по международным экономическим отношениям создается для координации усилий по стимулированию ВЭД региона. Основной задачей Департамента будет являться увеличение количества рабочих мест и экспортной выручки путем разработки программ стимулирования экспорта и иностранных инвестиций Пермского края. Департамент будет сотрудничать с федеральными структурами, которые занимаются вопросами международной торговли: ЗАО «Росэксимбанк», Минпромторг, МЭР и др. Важной задачей Департамента также будет организация обмена информацией между региональными предприятиями и органами государственной власти в части государственной поддержки экспорта.

Вторым важнейшим элементом инфраструктуры ВЭД является сеть зарубежных представительств Пермского края, развитие которой представляется крайне необходимой. Сеть зарубежных представительств может быть создана на основе торговых представительств России за рубежом в ключевых для пермского бизнеса странах, а также на основе зарубежных представительств пермских компаний (например на основе представительств ЗАО «ПРОГНОЗ»).

Следующим направлением развития инфраструктуры ВЭД может быть расширение деятельности Пермской ТПП. Для этого требуется организация на базе Пермской торговопромышленной палаты регионального центра UNCTAD - Trade Point и обеспечение к нему доступа всех предприятий: и крупных, и малых, и средних. Помимо того, Пермская ТПП может расширить перечень своих консультативных и информационных услуг экспортерам.

Также возможно создание (по заказу или инициативе Департамента по международным экономическим отношениям Правительства

края) нескольких консалтинговых фирм, которые будут предоставлять консультативные и информационные услуги экспортерам, необходимые им для поиска новых рынков сбыта, а также организовывать семинары и прочие необходимые мероприятия. Такие фирмы могут участвовать в конкурсах на получение целевой грантовой поддержки за счет бюджета региона.

Важным направлением развития инфраструктуры ВЭД будет использование возможностей виртуального пространства региона. Здесь требуется создание специальных сайтов, специальных страниц на существующих сайтах России и Пермского края по внешнеэкономической проблематике.

Значительный резерв развития ВЭД в регионе кроется в проведении активного диалога между бизнесом и властью. С этой целью представляется необходимым создание Консультативного совета по ВЭД при Правительстве Пермского края. Консультативный совет по внешнеэкономической деятельности будет являться экспертно-совещательным органом при Правительстве Пермского края. Целью Консультативного совета будет обеспечение эффективной координации и взаимодействия Правительства Пермского края с региональными участниками ВЭД, а также выработка эффективных механизмов развития внешнеэкономического потенциала Пермского края.

Основными направлениями государственного содействия экспортерам на уровне Пермского края могут стать:

1. Экспортный маркетинг.

2. Образовательные программы и информационное обеспечение.

3. Стимулирование совместного предпринимательства.

Региональный механизм стимулирования экспорта предполагает также решение следующих задач:

- активное внедрение международной системы сертификации производимых в регионе товаров и услуг;

- коммерциализация научных достижений и международная защита интеллектуальной собственности;

- организация переговорных площадок для общения представителей деловых и научных кругов зарубежных стран и Пермского края;

- взаимодействие с федеральными органами государственной власти, посольствами, консульскими учреждениями, торговыми и иными представительствами РФ за рубежом.

Региональные механизмы развития им-портозамещения состоят в следующем:

- разработка и реализация краевой инвестиционной программы, учитывающей необходимость развития конкурентоспособных импортозамещающих производств;

- развитие механизмов государственночастного партнерства при реализации импортозамещающих инвестиционных проектов.

Региональные механизмы поддержки международного инвестирования заключаются в следующем:

- развитие механизмов государственночастного партнерства при реализации инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов;

- реализация инвестиционных проектов в рамках подписанных ИОГВ Пермского края документов о сотрудничестве с зарубежными регионами;

- разработка региональных инвестиционных предложений в формате, соответствующем требованиям иностранных инвесторов;

- заключение с международными организациями - потенциальными иностранными инвесторами - соглашений о сотрудничестве с ИОГВ Пермского края;

- организационное сопровождение представителями ИОГВ Пермского края иностранных инвесторов, осуществляющих инвестиции в форме ПИИ, при реализации ими инвестиционных проектов.

Общим механизмом, обеспечивающем развитие ВЭД Пермского края, является использование инструментария индикативного стратегического планирования (Закон Пермского края «О стратегическом планировании социально-

экономического развития Пермского края» от 18 марта 2010 г.). Это означает необходимость формирования и реализации системы планов развития ВЭД:

- требуется разработка долгосрочной целевой программы развития ВЭД Пермского края (далее - ДЦП ВЭД);

- в дальнейшем на основе ДЦП необходима разработка годового плана деятельности ИОГВ региона по выполнению мероприятий ДЦП ВЭД.

При разработке годового плана деятельности ИОГВ региона определяются необходимые затраты и возможные источники финансирования, а также формируется перечень требующихся для реализации ДЦП ВЭД региональных законодательных актов и изменений в действующие региональные законодательные акты.

Таким образом, представленные концептуальные подходы к развитию ВЭД Пермского края позволят сформировать новую экспортноориентированную модель ВЭД, соответствующую передовым мировым тенденциям и потенциалу Пермского края.

Официальный сайт Территориального органа государственной службы государственной статистики по Пермскому краю. URL:

www.permstat.gks.ru (дата обращения:

20.06.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.