Научная статья на тему 'Управление внешнеэкономической деятельностью в рамках структурной модернизации экономики региона (на примере Пермского края)'

Управление внешнеэкономической деятельностью в рамках структурной модернизации экономики региона (на примере Пермского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
369
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРУКТУРА ЭКСПОРТА / СТРУКТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мингалева Жанна Аркадьевна, Оборина Екатерина Дмитриевна

Рассмотрены вопросы влияния структуры внешнеэкономической деятельности региона на формирование структуры региональной экономики и ее модернизацию. Особое внимание уделено внешнеэкономической деятельности Пермского края

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The aim of the paper is to reveal the main problems of correlation between the foreign-economic activity and structural modernization of regional economy. The special attention is given the foreign-economic activity of the Perm region

Текст научной работы на тему «Управление внешнеэкономической деятельностью в рамках структурной модернизации экономики региона (на примере Пермского края)»

^ЖаучнО-Технические^едомости^ПбГПу^'^О^О.ЭКОНОМиЧеСКие^аУКи

ничений при работе с большим комплексом меняющейся во времени информации. По этой причине как экономисты-исследователи, так и предприниматели-практики сохраняют высокий интерес к развивающимся интеллектуальным технологиям поддержки принятия управленческих решений. На этом пути ведущая роль принадлежит прогнозным моделям и методам про-

гнозирования. При этом методы и модели не могут оставаться для исследователей такой предметной области, как предпринимательство, «вещью в себе» или «черным ящиком», используемым по правилу «тут ввел, нажал, а там выскочило». Эффективность их применения напрямую зависит от глубины понимания принципов, на которых они основаны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 1989.

2. Перепелица В.А., Тебуева Ф.Б., Темирова Л.Г.

Структурирование данных методами нелинейной динамики для двухуровневого моделирования. Ставрополь.: Ставроп. кн. изд-во, 2006. 283 с.

3. Ярушкина Н.Г. Основы теории нечетких и гибридных систем: Учеб. пособие. М.: Финансы

и статистика, 2004. 320 с.

4. Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г., Потапов А.Б. Нестационарные структуры, динамический хаос, клеточные автоматы // Новое в синергетике. Загадки мира неравновесных структур. М.: Наука, 1966. С. 95-164. (Сер. Кибернетика. Неограниченные возможности и возможные ограничения).

УДК 339.564

Мингалева Ж.А., Оборина Е.Д.

Управление внешнеэкономической деятельностью

в рамках структурной модернизации экономики региона

(на примере Пермского края)

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) в современных условиях является приоритетным направлением политики всех государств, поскольку создает основы для формирования выгодной торговли и благоприятного инвестиционного климата в стране. В то же время структура ВЭД, направления и состав международной торговли страны, структура ее экспорта и импорта существенно влияют на отраслевую и товарную структуры экономики хозяйствующего субъекта, а также в значительной степени формируют перспективы ее развития. Это обусловлено тем, что осуществление различных форм ВЭД способствует интеграции региональной и глобальных экономик, которая позволяет контрагентам выгодно осуществлять обмен информацией, товарами, рабочей силой, капиталом.

Однако расширение внешнеэкономических связей необходимо проводить взвешенно и продуманно. Следует четко отслеживать направления и формы возможного взаимодействия с зарубежными контрагентами, т. е. необходимо управлять процессом развития ВЭД таким образом, чтобы она не наносила ущерба экономике и населению региона. Не секрет, что в настоящее время многие отечественные региональные программы ВЭД предусматривают расширение экспорта регионов, но, к сожалению, в первую очередь за счет увеличения вывоза сырьевых товаров, истощая тем самым природные ресурсы региона и обедняя его население [4]. Таким образом, необходимо создание эффективного регионального механизма управления ВЭД, особенно с точки зрения формирования общей региональной специализации ВЭД, которая, в свою оче-

^егиональная^и^отраслевая^экономика^^

редь, складывается из результатов деятельности отдельных предприятий.

В то же время усиление глобализации и расширение возможностей для самостоятельной деятельности регионов во внешнеэкономических связях усложняют на данном этапе развития отечественной экономики процесс регулирования ВЭД, что обусловлено несколькими причинами [1].

Во-первых, не во всех регионах до сих пор налажена система комплексного управления ВЭД, в том числе в структуре управления регионом отсутствуют органы, занимающиеся региональной политикой в сфере ВЭД.

Во-вторых, не все регионы обладают экономическим потенциалом, позволяющим им обеспечить конкурентоспособность товаров (прежде всего высокой степени переработки, а не сырья) на мировом рынке.

В-третьих, естественная конкуренция между регионами осложняет процесс координации ВЭД со стороны федерального центра.

В-четвертых, часто в регионах отсутствует необходимая информация о потенциальных направлениях ВЭД и возможных внешнеэкономических связях, не разработана (или плохо скоординирована) региональная нормативная база на основе федеральных законов, слабо развита региональная инфраструктура для осуществления ВЭД.

Реализуя внешнеэкономические связи, государство, а также регионы находятся под воздействием постоянно изменяющихся экономических процессов, которые вынуждают участников рынка быстро реагировать на вновь возникшие ситуации [3]. К сожалению, как на уровне государства, так и на уровне регионов это достигается не всегда. В основе данной проблемы лежит отсутствие хорошо продуманных программ развития ВЭД на основе региональных конкурентных преимуществ.

Особенно остро эти вопросы стоят в экономически развитых российских регионах, обладающих как мощным производственным потенциалом, так и богатой сырьевой базой. Многих из них до сих пор не могут преодолеть структурные диспропорции в экономике, сложившиеся еще в 1991-1999 годах и сформировавшие преимущественно сырьевую направленность отечественного экспорта. На устранение именно этих

негативных тенденций должны быть направлены усилия как федеральных, так и региональных властей.

Рассмотрим, как реализуются задачи эффективного управления ВЭД в регионе на примере одного из крупнейших промышленных районов нашей страны - Пермского края.

Пермский край является быстроразвиваю-щимся индустриальным районом. Несмотря на некоторые проблемы, с которыми в последнее время столкнулись многие регионы, Пермский край имеет хорошие возможности для дальнейшего развития. Наличие богатых и разнообразных запасов полезных ископаемых, высокая степень обеспеченности энергетическими ресурсами, выгодное географическое расположение региона, наличие высокого научно-исследовательского и инженерно-технического потенциала - это и многое другое является основой для эффективного социально-экономического развития Прикамья. Сегодня ВЭД региона направлена на преобразование всех имеющихся у Пермского края возможностей в стабильные конкурентные преимущества региона по сравнению с другими субъектами Российской Федерации.

Основой ВЭД края выступает экспорт, а отраслями специализации региона в международной торговле являются добыча и переработка нефти, машиностроение, химическое и металлургическое производство, лесопромышленный комплекс (структура товарного экспорта Пермского края в 2007-2008 годах приведена в таблице) [2].

Как видно из таблицы, основной удельный вес экспорта Пермского края (более 70 %) приходится на предприятия химической и нефтехимической промышленности. Поддержка региональными органами власти предприятий, производящих и экспортирующих товары, осуществляется в Пермском крае по пяти направлениям:

1) возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам;

2) помощь в учете и выполнении обязательных требований законодательства РФ и законодательства страны-импортера;

3) помощь по организации и участию в вы-ставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом;

^Жаучно»техниче£кие«ведомо£ти.СПбГПУ.1..2210.Экономиче£кие«науки

Товарная структура экспорта Пермского края в 2007-2008 годах

(в фактически действовавших ценах)

Показатели 2007 2008

млн долл. США % к итогу млн долл. США % к итогу

Всего 3599,5 100 6936,4 100

Продовольственные 10,1 0,3 14,3 0,2

товары и сырье

Минеральные продукты 238,0 6,6 385,7 5,6

Топливно-энергетиче- 235,7 6,5 374,9 5,4

ские товары

Продукция химиче- 2274,1 63,2 5332,1 76,9

ской промышленности,

каучук

Древесина и целлюлоз- 358,1 9,9 357,6 5,2

но-бумажные изделия

Текстиль, текстильные 7,5 0,2 11,2 0,2

изделия и обувь

Драгоценные камни 28,5 0,8 44,6 0,6

и металлы, изделия из

них

Металлы и изделия из 381,4 10,6 454,2 6,5

них

Машиностроительная 230,9 6,4 288,5 4,1

продукция

Прочее 70,9 2,0 48,2 0,7

Млн 7 -

6 -

5 -

4 -

3 2 1 4-

а

4) помощь в разработке фирменного наименования, товарного знака, создании промышленного образца для товаров, предназначенных для экспорта;

5) регистрация и правовая охрана за рубежом изобретений и других результатов интеллектуальной деятельности.

Анализ показал, что все эти направления весьма действенны и важны местным производителям, поскольку помогают им адаптироваться в незнакомой правовой, институциональной и культурной среде (см. рисунок).

Как видно из рисунка, экспорт пермских предприятий практически на 90 % осуществляется за пределы стран СНГ (в 2000 году экспорт в страны СНГ составлял всего 4 %, в 2008 году -13 %). При этом объемы экспорта по всем направлениям из года в год существенно возрастают [2].

2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Географическая структура экспорта Пермского края в 2000-2008 годах Д) - со странами дальнего зарубежья;

Д) - со странами СНГ

Важной новацией в поддержке пермских производителей стала реализация проекта «4П» («Продвижение продукции пермских производителей»), в рамках которого краевые власти пытаются расширить сеть торговых представителей Пермского края, в том числе в странах СНГ, развитых странах Европы и в стремительно развивающихся странах Азии. Главная цель проекта «4П» состоит в том, чтобы увеличить внешний товарооборот пермских товаров конечного производства, что должно привести к увеличению экспорта товаров высокой степени переработки и укреплению производственного сегмента. В рамках проекта «4П» региональные производители обращаются в министерство развития торговли и предпринимательства Пермского края за поддержкой по всем интересующим их вопросам.

Интересным и весьма активно поддерживаемым направлением развития внешнеэкономических связей является, по мнению региональных властей, широкая выставочная деятельность, что дает возможность пермским организациям рекламировать свою продукцию, а инвесторам наглядно представить, в какие отрасли и виды бизнеса можно эффективно вложить имеющиеся средства. Кроме того, в крае существует инвестиционный портал, который позволяет предприятиям решать проблемы, связанные с отсутствием необходимой инвестиционной информации.

0

^егиона^ьна^^^ОТР^СЛеВ^Я^КОНОМИК^^^

Обеспеченность региона ресурсами, а также его мощный научно-технический потенциал обусловили формирование имиджа Пермского края как региона с высоким уровнем инвестиционной привлекательности. Это позволяет Прикамью активно расширять и развивать внешнеэкономические связи. Однако, как показывает практика, не всегда эти связи приносят региону положительный результат. Достаточно часто самостоятельные разовые попытки пермских предприятий наладить контакты с зарубежными странами заканчиваются для них разочарованием и убытками в силу незнания и непонимания правил внешнеполитической и внешнеэкономической игры. Поэтому для успешной реализации ВЭД необходимо пересмотреть некоторые аспекты организации и управления данным процессом, а также расширить институциональные основы ВЭД региона.

Пермский край, будучи субъектом Российской Федерации, имеет свою собственную стратегию социально-экономического развития на 2009-2012 годы и на период до 2017 года. Однако ВЭД в данной программе не уделено должного внимания. Также отсутствует официальный документ, касающийся внешнеэкономических связей Пермского края. В 2008 году ООО Агентство «Бизнес Интернэшнл» были проведены работы по разработке стратегии внешнеэкономической и ВЭД Пермского края [5]. На данный момент проект стратегии развития внешнеэкономической деятельности Пермского региона находится на стадии рассмотрения.

На наш взгляд, в этом документе при формировании основных принципов экспортной политики края особое внимание следует уделить более активному продвижению на зарубежные рынки производителей конечной продукции с высокой степенью добавленной стоимости за счет стимулирования экспорта товаров перерабатывающей промышленности - продвигать на международные рынки не ресурсы, а готовый продукт.

Также особое внимание следует уделить совершенствованию законодательной базы региона, касающейся внешнеэкономических связей. Эта задача может быть решена как при помощи совершенствования региональными органами федерального законодательства, так и путем реализация своих полномочий в рамках данного вопроса, обусловленных Договором о разграни-

чении предметов ведения между центром и субъектами федерации. Сегодня функции по управлению внешнеэкономическими и международными связями лежат на губернаторе края, на Департаменте экономического развития региона, а также на Министерстве развития предпринимательства и торговли, т. е. в крае отсутствует единый орган управления внешнеэкономическими отношениями.

Для того чтобы региональные предприятия могли более эффективно осуществлять в будущем внешнеэкономические связи, предполагается создание в 2010 году специального структурного звена в правительстве Пермского края, отвечающего за внешнеэкономическую политику региона. Как видится, данное структурное подразделение должно выполнять следующие функции:

определение приоритетных направлений и разработка программ развития международных связей и ВЭД Пермского края;

координация деятельности областных государственных органов, кредитно-финансовых учреждений, организаций и предприятий, занимающихся международной и внешнеэкономической деятельностью, оказание им консультационных услуг;

планирование и подготовка визитов губернатора области и правительственных делегаций за рубеж и организация приема официальных иностранных делегаций;

участие в работе по привлечению иностранных инвестиций в экономику области и содействие развитию деятельности совместных предприятий;

анализ ВЭД, экспортного потенциала области и создание системы информационного обеспечения международной и внешнеэкономической деятельности;

организация подготовки кадров и повышение их квалификации в сфере внешнеэкономических связей и международных отношений.

Внешнеэкономическая деятельность в регионе характеризуется не только осуществлением экспортных и импортных операций между региональными предприятиями и контрагентами на международном рынке, но и присутствием в крае совместных предприятий. Как показывает практика, совместные предприятия как форма бизнеса в России не прижилась. Существующие в нашей стране совместные предприятия до сих пор не

^Жаучно-техиические^едомости^ПбГПУ^'^О^О.Экономические^ауки

обеспечивают иностранным инвесторам надежных гарантий по защите их прав собственности. В этих условиях наиболее эффективной формой сотрудничества, которую можно применить и в практике Пермского региона, являются договоры о разделе продукции, позволяющие инвестору действовать в условиях твердых законов. Помимо применения договоров о разделе продукции, возможно также создание стратегических альянсов -долгосрочных соглашений между двумя или большим числом самостоятельных компаний из разных государств по сотрудничеству в области сбыта продукции, научных исследований и опытно-конструкторских разработок, производства продукции, технологического развития. Это позволит не только эффективно реализовывать ВЭД, но и может способствовать развитию научно-технического, инновационного потенциала региона, а также привлечению международных специалистов и управленческих кадров.

Эффективность любого вида деятельности в значительной степени зависит от наличия/отсутствия необходимой информации. Для того чтобы успешно реализовывать ВЭД, необходимо совершенствовать информационную базу. Приоритетом в рамках данного процесса должно явиться создание региональной информационно-консультационной службы для участников ВЭД. С этими целями в регионе может быть создан доступный для экспортеров и инвесторов банк данных, содержащий информацию относительно предприятий, реализующих внеш-

неэкономические связи. Помимо этого имеет смысл издание регионального внешнеэкономического журнала, что позволило бы предприятиям не только быть в курсе последних событий, касающихся внешнеэкономических связей региона и новаций в законодательстве, но и обмениваться друг с другом опытом по выходу на международные рынки.

В социально-экономической программе региона представлен ряд целей, которых Пермский край стремится достигнуть в ближайшее время. Среди них можно выделять следующие наиболее значимые ориентиры:

рост доходов населения, повышение инвестиционной привлекательности края,

развитие инноваций,

продвижение продукции пермских предприятий.

Все эти цели можно реализовать посредством грамотной организации ВЭД пермских предприятий, что позволит Пермскому краю выйти на более высокий уровень социально-экономического развития. А для этого необходимо поощрять те направления ВЭД, которые соответствуют прогрессивным направлениям мирового развития и будут способствовать созданию прогрессивной структуры региональной экономики.

Работа выполнена в рамках Темплана-2010 ГОУ ВПО ПГУ по заказу Федерального агентства по образованию (тема № 1.5.10).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Блудова С.Н. Региональные кластеры как способ управления внешнеэкономическим комплексом региона // Сб. науч. тр. СевкавГТУ. Сер. Экономические науки. 2004. № 13.

2. Данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. URL: http://permstat. gks.ru/digital/region7/default. aspx

3. Ларионова Н.А. Оценка факторов интенсивности внешнеэкономической деятельности региона // Сб.

науч. тр. СевкавГТУ. Сер. Экономические науки. 2003. № 2(10).

4. Мингалева Ж.А. Механизм инвестирования прогрессивных структурных сдвигов в экономике: проблемы и решения. Екатеринбург: Изд-во Ин-та экономики Урал отд-ния РАН, 2006.

5. Сайт ООО Агентство «Бизнес Интернэшнл». URL: http://www.businessinter. u/reviews/projects/go-vemment5/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.