Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швецов Михаил Юрьевич, Хаертдинов Ильгизар Миннисламович, Гарднер Валерия Валерьевна, Яцевич Любовь Павловна

Данная статья посвящена определению значимости управленческих компетенций для будущей профессиональной деятельности студентов. Результаты опроса педагогов показали, что в вузах не уделяется достаточно внимания формированию управленческих компетенций, в результате чего выпускники демонстрируют недостаточный уровень подготовки к профессиональной управленческой деятельности, отсутствие сформированного видения перспективы карьерного роста, пассивность в реализации себя в качестве управленцев в сфере образования. Основными причинами сложившейся ситуации выступили отсутствие понимания педагогами сущности управленческих компетенций, недостаточная подготовка в системе вузовской подготовки, потребность в дополнительной подготовке к осуществлению управленческой деятельности. Формирование управленческих компетенций признается необходимым условием подготовки педагога как конкурентноспособного профессионала, успешно реализующего свои навыки в педагогической деятельности. Управленческие компетенции не являются одновекторными для педагога как специалиста в сфере образования. Это многогранное качество, дающее возможность объективно оценивать собственное профессиональное пространство и видеть перспективу его развития и, как следствие, корректировать его развитие. В статье представлена структурно-функциональная модель формирования управленческих компетенций студентов вузов педагогических специальностей, которая может быть успешно внедрена в образовательный процесс подготовки будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Швецов Михаил Юрьевич, Хаертдинов Ильгизар Миннисламович, Гарднер Валерия Валерьевна, Яцевич Любовь Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL MANAGERIAL COMPETENCIES OF FUTURE SPECIALISTS IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

This article is devoted to determining the importance of managerial competencies for the future professional activity of students of pedagogical specialties. The results of the survey of teachers showed that universities do not pay enough attention to the formation of managerial competencies, as a result of which graduates demonstrate an insufficient level of preparation for professional managerial activity, lack of a formed vision of career prospects, passivity in realizing themselves as managers in the field of education. The main reasons for the current situation were the lack of understanding by teachers of the essence of managerial competencies, insufficient training in the system of university training, the need for additional training for the implementation of managerial activities. The formation of managerial competencies is recognized as a necessary condition for the training of a teacher as a competitive professional who successfully implements his skills in pedagogical activity. Managerial competencies are not single-vector for a teacher as a specialist in the field of education. This is a multifaceted quality that makes it possible to objectively evaluate your own professional space and see the prospect of its development and, as a result, adjust its development. The article presents a structural and functional model of the formation of managerial competencies of university students of pedagogical specialties, which can be successfully implemented in the educational process of training future specialists.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Формирование профессиональных управленческих компетенций будущих специалистов в системе высшего образования

Швецов Михаил Юрьевич,

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики, Институт развития образования Забайкальского края

E-mail: shvecov_m_u@mail.ru

Хаертдинов Ильгизар Миннисламович,

кандидат педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации Email: him073@mail.ru

Гарднер Валерия Валерьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, ректор Института развития образования Забайкальского края Email: gardner.13@mail.ru

Яцевич Любовь Павловна,

кандидат педагогических наук, доцент, Амурский государственный университет Email: jatsewitsch@mail.ru

Данная статья посвящена определению значимости управленческих компетенций для будущей профессиональной деятельности студентов. Результаты опроса педагогов показали, что в вузах не уделяется достаточно внимания формированию управленческих компетенций, в результате чего выпускники демонстрируют недостаточный уровень подготовки к профессиональной управленческой деятельности, отсутствие сформированного видения перспективы карьерного роста, пассивность в реализации себя в качестве управленцев в сфере образования. Основными причинами сложившейся ситуации выступили отсутствие понимания педагогами сущности управленческих компетенций, недостаточная подготовка в системе вузовской подготовки, потребность в дополнительной подготовке к осуществлению управленческой деятельности. Формирование управленческих компетенций признается необходимым условием подготовки педагога как конкурентноспо-собного профессионала, успешно реализующего свои навыки в педагогической деятельности. Управленческие компетенции не являются одновекторными для педагога как специалиста в сфере образования. Это многогранное качество, дающее возможность объективно оценивать собственное профессиональное пространство и видеть перспективу его развития и, как следствие, корректировать его развитие. В статье представлена структурно-функциональная модель формирования управленческих компетенций студентов вузов педагогических специальностей, которая может быть успешно внедрена в образовательный процесс подготовки будущих специалистов.

Ключевые слова: управленческие компетенции, компетент-ностный подход, студенты педагогических специальностей, управленческая деятельность, педагогическая модель.

о с

CJ

см со

Подготовка специалистов с высшим образованием подразумевает наличие у выпускника управленческих компетенций, что позволит им успешно реализовать себя в практико-управленческой деятельности. В контексте данного исследования будем исходить из того, что специалист с высшим образованием любого направления подготовки априори готов к управленческой деятельности или может выступить экспертом качества работы управленческого аппарата.

Ведущей особенностью Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования [7] признается его ориентация, прежде всего, на компетенции специалистов как результат обучения. В соответствии с этим требованием, в настоящее время ведущим подходом, реализуемым в системе высшего образования, признается компетентностный подход, при котором акцент делается на столько на знаниевую подготовку будущего специалиста и формирование у него умений решать профессиональные задачи по заданному алгоритму, сколько на его умение определить проблему, формулировать задачи и разработать собственный «алгоритм построения алгоритмов». Данный подход обуславливает практико-ориентированную направленность образовательного процесса, вывода на первый план операциональную, навыковую стороны результата подготовки.

Анализ работ по теме исследований [2; 3; 5] позволил определить основные противоречия в аспекте формирования управленческих компетенций студентов как будущих специалистов в сфере образования:

- между необходимостью включения управленческих компетенций в перечень обязательных компетенций, формируемых в процессе профессиональной подготовки студентов вузов педагогических вузов в аспекте реализации ком-петентностного подхода и отсутствием разработанной модели формирования данного типа компетенций с учетом специфики данного процесса;

- между необходимостью определения научно-методических основ построения модели формирования у студентов управленческих компетенций и отсутствием комплексных исследований в этом направлении.

Выделенные выше противоречия обусловили актуальность выбранной темы исследования.

Целью данного исследования выступает рассмотрение особенностей формирования управленческих компетенций студентов вузов педагогических специальностей.

Вопросы формирования управленских компетенций поднимались в работах отечественных ученых, посвященные проблемам формирования и внедрения образовательных стандартов (В.М. Данильченко, А.Н. Джуринский, А.Ш. Ходжа-ев и др.); в исследованиях по теории профессионального образования (Н.Ф. Талызина, И.Я. Лер-нер, В.А. Сластенин, М.Ю. Швецов и др.); технологиям обучения (В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, М.В. Кларин, М.М. Левина и др.); компетентност-ному подходу (И.А. Зимняя, С.Т. Осипова, А. В. Хуторской и др.).

При написании статьи был использован комплекс общенаучных методов: системный анализ, анализ научной, учебной литературы, метод синтеза, наблюдения, моделирования, экспертного опроса и ряд других. В качестве базы исследования были взяты: педагогические факультеты университетов, региональные институты развития образования, школы, колледжи в основном Дальневосточного региона РФ (Забайкальский государственный университет (ЗабГУ), Амурский государственный университет (АмГУ), Дальневосточный федеральный государственный университет (ДВФУ), Сахалинский государственный университет (СахГУ), Северовосточный федеральный университет (СВФУ), а также общеобразовательные школы в различных регионах и Институты развития образования).

Вопросы формирования управленческих компетенций привлекают все большее внимание исследователей. Компетенция трактуется Т.Ю. Базаровым, А.К. Ерофеевым, А.Г. Шмелевым как «комбинация знаний, умений и навыков, мотива-ционных факторов, личностных качеств и ситуационных намерений», владение которой позволяют человеку эффективно решать профессиональные задачи [1, с. 89]. Данная трактовка видится нам очень широкой и требующей определенного уточнения. Н.Н. Опарина понимает под компетенцией «совокупность знаний, умений и навыков, ценностных установок и мотивации, способностей и потенциала сотрудника, необходимых как для самореализации и саморазвития, так и для достижения стратегических целей организации» [5, с. 213]. Это определение принимается в работе в качестве основного.

Управленческие компетенции были выделены из совокупности общих компетенций и включают в себя, по мнению А.Б. Камалетдиновой, широту кругозора, остроту анализа и восприятия, адаптивность, организованность, уверенность в себе, ориентацию на результат, чувствительность, сотрудничество и терпение [4]. Этот перечень, на наш взгляд, в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к специалистам-управленцам в сфере образования.

Опыт формирования управленческих компетенций представлен в работе А.Е. Гуткевич и С.Л. Ереминой, предложившие модель формирования компетенций, в основе которой лежит сочетание аудиторных и практических занятий. Ав-

торы считают, что системный подход к реализации модели позволит реализовать самое главное требование к специалисту: способность на основе полученных им знаний, опыта принимать решения, действовать согласно им и нести ответственность за результат [2].

В диссертационном исследовании О.В. Поповой определены основные критерии сформиро-ванности управленческих компетенций студентов: личностно-деятельностные (сформированность готовности студентов к управленческой и организаторской деятельности, коммуникативных и педагогических компетенций), индивидуально-психологические [6].

Для педагогов данных учреждений в количестве 100 человек был проведен экспертный опрос, целью которого выступило определение уровня владения педагогами управленческими компетенциями.

Результаты ответов на вопрос «Рассматриваете ли Вы возможности перехода на руководящие должности?» представлены на рис. 1.

■ не думал(а) о возможности выдвижения на руководящую должность

■ не хочу работать на руководящей должности

■ да, хотел(а) перейти на руководящую должность, но не имеют достаточных умений / опыта

■ да, хотел(а) перейти на руководящую должность и чувствую в себе силы работать на такой должности

Рис. 1. Ответы на вопрос «Рассматриваете ли Вы возможности перехода на руководящие должности?»

Как следует из полученных ответов, лишь незначительная часть респондентов (13%) демонстрирует желание и готовность реализовать себя, свои знания и умения на руководящей должности, т.е. применить на практике управленческие компетенции.

низкая подготовка в аспекте управленческих навыков в вузе

■ не готов(а) брать на себя ответственность

■ не представляю, какие компетенции нужны для работы на руководящей деятельности

■ имею достаточную подготовку / опыт для работы на руководящей должности

■ нужна дополнительная подготовка

Рис. 2. Ответы на вопрос «Что останавливает Вас в переходе на руководящую должность?»

25% участников опроса не рассматривали возможности построения карьеры путем выдвижения на руководящую должность, 30% респондентов не желают работать на руководящей должно-

о О 00 "О

А

о ^

о т

О

оп

З

со о 00 А

о с

о

со сч о сч

сти. Важно отметить, что нежелание обусловлено разными причинами. Знаковой в аспекте данного исследования оказалась наиболее репрезентативная группа опрошенных: 32% заявили о своем желании перейти на руководящую должность, но не чувствуют готовности к этому. Полученные результаты обусловили необходимость определить причины нежелание или неготовности педагогов к переходу на руководящие должности. В связи с этим был задан следующий вопрос: «Что останавливает Вас в переходе на руководящую должность?». Результаты ответов на этот вопрос представлены на рис. 2.

Согласно полученным результатам, большинство опрошенных (26%) не имеют представления о том, какими именно компетенциями должен обладать специалист в области образования, осуществляющий управленческую деятельность; 24% респондентов в качестве основной причины назвали недостаточную подготовку, предлагаемую вузами в рассматриваемом направлении; 20% опрошенных заявили о необходимости дополнительной подготовки. Полученные результаты опроса позволяют сделать вывод о недостаточном владении педагогами управленческими компетенциями, что обусловило актуальность еще одного вопроса: «Какие пути решения проблемы низкой подготовленности педагогов к управленческой деятельности Вы считаете эффективными?». Результаты ответов на этот вопрос представлены на рис. 3.

■ повысить качество подготовки в аспекте управленческих навыков в вузе

■ организовывать тематические курсы подготовки и повышения квалификации на регулярной основе

■ организовавыть тематические мероприятия (встречи, круглые столы, семинары, вебинары)

Рис. 3. Ответы на вопрос «Какие пути решения проблемы низкой подготовленности педагогов к управленческой деятельности Вы считаете эффективными?»

Как следует из полученных ответов, большинство респондентов (45%) считает необходимым повысить качество и уровень подготовки будущих специалистов в вузе. Опрошенные также считают, что решению проблемы низкой подготовленности педагогов к управленческой деятельности будут способствовать тематические курсы подготовки и повышения квалификации, проводимые на регулярной основе (38%), а также тематические мероприятия типа встреч, круглых столов, семинаров, вебинаров (17%).

В целом, полученные результаты опроса позволяют сделать вывод о том, что нынешняя система подготовки будущих специалистов педагогической области не уделяет достаточного внимания

формированию управленческих компетенций, результатом чего выступает недостаточный уровень подготовки выпускников к профессиональной управленческой деятельности, а также отсутствие сформированного видения перспективы дальнейшего карьерного роста. В связи с этим представляется необходимым остановиться более подробно на путях формирования управленческих компетенций студентов в условиях педагогических вузов.

т

Цель: формирование управленческих компетенций студентов

Целевой блок

постановка цели и задач образовательной деятельности по формированию управленческих компетенций

Методологический блок

подходы: копетентностный, деятельностный, личностно-ориентированный

принципы: самостоятельности, последовательности, рефлексии

Содержательный блок

структура уравленческих компетенций

Организационно-технологический блок

технологии: проектная, сотрудничества, кейс

методы: дискуссия, диспут, ролевая игра, деловая игра

Оценочно-результативный блок

1

Результат: сформированные управленческие компетенции

Рис. 4. Структурно-функциональная модель формирования управленческих компетенций студентов вузов педагогических специальностей

Конкуренция в образовательной сфере на международном уровне очень высока и требует определенного теоретического сопровождения, в отличии от производственной сферы, экономическая эффективность образовательной системы проявляется не мгновенно, не сиюминутно, а в некоторой перспективе после реализации потенциала новых специалистов - новых профессионалов. В этом есть особенность значимости конкурентной системы образования в общей как мировой, так и региональной производственно-экономической системе. Следует признать, что наличие у выпускников вузов педагогических специальностей сформированных управленческих компетенций обеспечат их конкурентность в образовательной

сфере. Анализ существующих управленческих компетенций выпускника вуза выявил их некоторую неточность и потребовал внесение определенных дополнений, корректировки. Также представляется необходимым разработать модель развития управленческих компетенций студентов вузов педагогической специальности.

В результате обобщения выводов исследователей по вопросам формирования управленческих компетенций [2; 3; 4; 5; 6; 8] была предложена структурно-функциональная модель формирования управленческих компетенций студентов педагогического профиля. Данную модель можно представить в виде структуры взаимодействующих между собой относительно самостоятельных блоков (рис. 4).

Эффективная реализация целей и задач каждого из блоков предложенной модели на практике будет иметь своим результатом сформированные управленческие компетенции студентов вузов педагогической специальности как основу эффективной управленческой деятельности в будущем.

При реализации предложенной модели исходим из тезиса, что выпускник вуза должен выйти на уровень самообучения, саморазвития в теоретическом плане и самореализации в прикладном аспекте. Именно это положение выступает отправной точкой для организации процесса формирования профессиональных управленческих компетенций в образовательной сфере. Эффективное наполнение всех блоков предложенной модели, на наш взгляд, сформирует у студентов готовность и желание продвигаться по карьерной лестнице в будущем, а также обеспечит наличие у них четкого видения перспективы собственной самореализации в профессиональной деятельности.

В результате проведенного исследования представляется возможным сформулировать следующие выводы:

1. Успешное формирование управленческих компетенций у студентов педагогических специальностей вузов предопределяет их карьерный рост в будущем и видение перспективы собственной самореализации в профессиональной деятельности.

2. Управленческие компетенции у выпускников педагогических специальностей являются необходимым условием конкурентноспособного специалиста образовательной сферы.

3. Наличие сформированных управленческих компетенций у педагогов даст возможность более объективно оценивать свое профессиональное пространство и корректировать его развитие с целью повышения эффективности собственной работы.

4. Внедрение в образовательный процесс предложенной модели позволит обеспечить успешное формирование управленческих компетенций у студентов педагогических специальностей как будущих специалистов в образовательной сфере.

Литература

1. Базаров Т.Ю., Ерофеев А.К., Шмелев А.Г. Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2014. № 1. С. 87-102.

2. Гуткевич А.Е., Еремина С.Л. Опыт формирования управленческий компетенций // Известия Томского политехнического университета. 2011. Т. 319. № 6. С. 24-28.

3. Загуменнов Ю.Л. Развитие управленческих компетенций студентов на основе демократизации и информатизации учебного процесса в вузе // Открытое образование. 2020. № 24(2). С.55-64.

4. Камалетдинова А.Б. Управленческие компетенции руководителя как фактор создания конкурентного преимущества организации // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2010. № 5. С. 199-207.

5. Опарина Н.Н. Модель компетенций управленческих кадров современных российских организаций // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. Вып. № 75. С. 209-224.

6. Попова О.В. Формирование организационно-управленческих компетенций у студентов вуза в процессе внеучебной деятельности: дис... канд. филолог. наук: 13.00.08. М., 2013. 198 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. URL: https://fgosvo.ru/ (дата доступа: 12.03.2023).

8. Хмызова Н.Г., Губарева Л.И., Лидин-фа Е.П. Технологии развития управленческих компетенций в процессе обучения бакалавров с использованием профессиональных модулей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № 10. С. 1-16.

FORMATION OF PROFESSIONAL MANAGERIAL COMPETENCIES OF FUTURE SPECIALISTS IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

Shvetsov M. Yu., Haertdinov I.M., Gardner V.V., Yatsevich L.P.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Institute of Education Development of the Trans-Baikal Territory, St. Petersburg State University of Civil Aviation, Amur State University

This article is devoted to determining the importance of managerial competencies for the future professional activity of students of pedagogical specialties. The results of the survey of teachers showed that universities do not pay enough attention to the formation of managerial competencies, as a result of which graduates demonstrate an insufficient level of preparation for professional managerial activity, lack of a formed vision of career prospects, passivity in realizing themselves as managers in the field of education. The main reasons for the current situation were the lack of understanding by teachers of the essence of managerial competencies, insufficient training in the system of university training, the need for additional training for the implementation of managerial activities. The formation of managerial competencies is recognized as a necessary condition for the training of a teacher as a competitive professional who successfully implements his skills in pedagogical activity. Managerial competencies are not single-vector for a teacher as a specialist in the field of education. This is a multifaceted quality that makes it possible to objectively evaluate your own professional space and see the prospect of its development and, as a result, adjust its de-

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

velopment. The article presents a structural and functional model of the formation of managerial competencies of university students of pedagogical specialties, which can be successfully implemented in the educational process of training future specialists.

Keywords: managerial competencies, competence approach, students of pedagogical specialties, managerial activity, pedagogical model.

References

1. Bazarov T. Yu., Erofeev A.K., Shmelev A.G. Collective definition of the concept of "competence": an attempt to extract semantic trends from blurred expert knowledge // Bulletin of the Moscow University. Ser. 14. Psychology. 2014. No. 1. pp. 87-102.

2. Gutkevich A.E., Eremina S.L. Experience in the formation of managerial competencies // Proceedings of Tomsk Polytechnic University. 2011. Vol. 319. No. 6. pp. 24-28.

3. Zagumennov Yu.L. Development of managerial competencies of students on the basis of democratization and informatization

of the educational process at the university // Open education. 2020. No. 24(2). pp. 55-64.

4. Kamaletdinova A.B. Managerial competencies of the head as a factor of creating a competitive advantage of the organization // Electronic journal "Psychological Science and Education". 2010. No. 5. pp. 199-207.

5. Oparina N.N. Model of competencies of managerial personnel of modern Russian organizations // Public administration. Electronic bulletin. 2019. Issue No. 75. pp. 209-224.

6. Popova O.V. Formation of organizational and managerial competencies among university students in the process of extracurricular activities: dis... Candidate of Philology: 13.00.08. M., 2013. 198 p.

7. Federal State educational standard of higher professional education. URL: https://fgosvo.ru / (access date: 12.03.2023).

8. Khmyzova N.G., Gubareva L.I., Lidinfa E.P. Technologies for the development of managerial competencies in the process of training bachelors using professional modules // Scientific and methodological electronic journal "Concept". 2017. No. 10. pp. 1-16.

o d

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.