Научная статья на тему 'К вопросу формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов системы здравоохранения'

К вопросу формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов системы здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL EDUCATION / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ORGANIZATIONAL AND MANAGEMENT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлов Владимир Иванович, Камбурова Ирина Николаевна

Цель: разработать и внедрить в учебный процесс медицинского вуза педагогическую технологию по формированию профессиональных компетенций у студентов с применением элементов дистанционного обучения и контроля по направлению подготовки "Сестринское дело" обучающихся по программе организационно-управленческой деятельности. Методом исследования является статистическая обработка показателей анкетирования и тестирования. Результаты: разработаны и внедрены в учебный процесс медицинского вуза педагогическая технология, рабочая программа, система балльно-рейтинговой оценки и контроля теоретической подготовки студентов по учебной дисциплине «Физическая культура». Выводы: апробированная педагогическая технология является объективным средством для формирования профессиональных компетенций у будущих руководителей системы здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлов Владимир Иванович, Камбурова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE HEALTH PROFESSIONALS

To develop and implement in the educational process of the medical school teaching technology for the formation of professional competencies in students with elements of distance learning and controlling the direction of preparation "Nursing" enrolled in the program management and organizational activities. The method of research is the statistical processing of the parameters of questioning and testing. Results: developed and implemented in the educational process of the medical school educational technology, the work program, the system of score-rating assessment and control of theoretical preparation of students for the academic discipline "Physical culture". Conclusions: Proven educational technology is an objective tool for the formation of professional competencies of future health system managers.

Текст научной работы на тему «К вопросу формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов системы здравоохранения»

тив, предполагающие выбор профессии, получение профессионального образования и совершенствование себя в данной профессиональной деятельности. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей знания о себе и о мире профессионального труда с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности. Эти компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии [4].

В психологии развития профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых варьирует в зависимости от организационно - управленческих условий, создаваемых в школе и индивидуальных особенностей развития.

1 этап - детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения.

2 этап - подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.

3 этап, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста - предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются с точки зрения интересов подростка, затем с точки зрения его способностей и, наконец, с точки зрения его системы ценностей.

Интересы, способности и ценности проявляются, хотя бы не явно, на любой стадии выбора. Но ценностные аспекты осознания социальной ценности той или иной профессии, как общественные, так и личные, являются более обобщенными и

обычно созревают и осознаются позже, чем интересы и способности, дифференциация и консолидация которых происходит параллельно и взаимосвязано. Интерес к предмету стимулирует школьников больше заниматься им, это развивает его способности, а выявленные способности, повышая успешность деятельности, в свою очередь, подкрепляют интерес [5].

4 этап - практическое принятие решения, т.е. собственно выбор профессии, включает в себя два главных компонента:

1. Определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности подготовки к нему, условий профильного обучения;

2. Выбор специальности.

Список литературы:

1. Волков Б.С. Психология подростка: Учебное пособие. М./ Академический Про-ект;Гаудеамус,2005 г.-2008 с.

2. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб.пособие для студентов

высш.пед.заведени/Л.М.Митина,Ю.А.Кореляков, Г.В.Шавырина и др.; Под ред. Л.М. Митиной.- М: Издательский центр «Академия»,2005 г. -136 с.

3. Е.А.Климов. Психология профессионального самоопределения-Ростов- на - Дону. Издательство «Феникс»,1996 г. -512с.

4. Психология подростка. полное руководство Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А.Реана- СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК,2003 г. - 432 с. - (серия «Психологическая энциклопедия»)

5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пособие для студ. высших пед.учеб.заведений / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. -М. :Издательский центр «Академия», 2003 г. -368 с.

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СИСТЕМЫ _ЗДРАВООХРАНЕНИЯ_

Павлов Владимир Иванович

к.п.н., доцент, Саратовский Государственный Медицинский Университет

г. Саратов Е- mail: Pavlov-sgmu@rambler.ru Камбурова Ирина Николаевна старший преподаватель Саратовский Государственный Медицинский Университет

Е- mail: ikamburova@mail.ru

ON THE ISSUE OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE HEALTH

PROFESSIONALS

Pavlov Vladimir

Ph.D., Associate Professor, Saratov State Medical University

Saratov Kamburova Irina Senior Lecturer, Saratov State Medical University

Saratov

АННОТАЦИЯ

Цель: разработать и внедрить в учебный процесс медицинского вуза педагогическую технологию по формированию профессиональных компетенций у студентов с применением элементов дистанционного обучения и контроля по направлению подготовки "Сестринское дело" обучающихся по программе орга-

низационно-управленческой деятельности. Методом исследования является статистическая обработка показателей анкетирования и тестирования. Результаты: разработаны и внедрены в учебный процесс медицинского вуза педагогическая технология, рабочая программа, система балльно-рейтинговой оценки и контроля теоретической подготовки студентов по учебной дисциплине «Физическая культура». Выводы: апробированная педагогическая технология является объективным средством для формирования профессиональных компетенций у будущих руководителей системы здравоохранения.

Ключевые слова: педагогическая технология, профессиональные компетенции, физическая культура, организационно-управленческая деятельность.

ABSTRACT

To develop and implement in the educational process of the medical school teaching technology for the formation of professional competencies in students with elements of distance learning and controlling the direction of preparation "Nursing" enrolled in the program management and organizational activities. The method of research is the statistical processing of the parameters of questioning and testing. Results: developed and implemented in the educational process of the medical school educational technology, the work program, the system of score-rating assessment and control of theoretical preparation of students for the academic discipline "Physical culture". Conclusions: Proven educational technology is an objective tool for the formation of professional competencies of future health system managers.

Key words: pedagogical technology, professional competence, physical education, organizational and management activities.

Система подготовки медицинских кадров, включает обязательное освоение студентами профессиональных компетенций, специальных знаний, умений и навыков, и в тоже время требует формирования должного уровня физической культуры личности. Есть необходимость в принятие действенных мер по выявлению причин низкой эффективности действующей системы физического воспитания при многоуровневой и многопрофильной подготовке специалистов в области здравоохранения, а также обоснования новых педагогических подходов к её совершенствованию [2,3,4,5]. Руководители и работники управления различных уровней системы здравоохранения -это представители специфического профессионального сообщества. Успешность исполнения руководящих функций обусловливает необходимость, многих составляющих в совокупности профессиональных компетенций личности как субъекта управленческой деятельности. Эффективные руководители лечебно-профилактических, аптечных, санитарно-эпидемиологических, санаторно-курортных учреждений, научных центров, научно-исследовательских институтов, учреждений среднего и высшего профессионального образования и других организаций и подразделений здравоохранения должны быть профессионалами высокого уровня, владеть прикладными знаниями и умениями по организации трудовых процессов. Многие управленцы сталкиваются с совокупностью задач, к решению которых они не были подготовлены. Руководителю должны быть присущи профессионально-важные личностные качества. У него должны быть сформированы черты лидера коллектива. Вышеизложенное актуализирует проблему поиска эффективных путей по формированию психофизической готовности руководителя к профессиональной деятельности, а также мотивированного отношения к здоровому образу жизни как составной части общей профессиональной компетентности. Нередко переход от клинической деятельности к управленческой может иметь выраженный кризисный характер. Для решения данной

проблемы необходимо внедрять инновационные подходы к обучению будущих специалистов и руководителей системы здравоохранения. В.М. Богданов и другие авторы в качестве главных инструментов в повышение качества образования выделяют современные информационные Интернет-технологии [1]. В свою очередь формирование образовательного процесса невозможно без создания методов оценки его эффективности.

Цель исследования - разработка и внедрение в учебный процесс медицинского вуза педагогической технологии по формированию у студентов профессиональных компетенций с применением элементов дистанционного обучения и контроля по направлению подготовки "Сестринское дело" обучающихся по программе организационно -управленческой деятельности. В задачи исследования входило: разработка и внедрение рабочих программ, электронных технологий обучения и оценки знаний в образовательном процессе вуза. Внедрение дистанционных технологий для освоения теоретического материала студентами медицинского вузу по учебной дисциплине «Физическая культура» обусловлено необходимостью ликвидации существующего противоречия между имеющейся проблемой (слабый уровень физической культуры у будущих специалистов и руководителей системы здравоохранения) и требованием ФГОС ВО - выпускник медицинского вуза должен обладать профессиональными компетенциями: способностью и готовностью к консультированию пациентов и членов их семей по вопросам профилактики заболеваний и их обострений и осложнений, травматизма, организации рационального питания, обеспечения безопасной среды; способностью и готовностью к формированию мотивированного отношения каждого к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих; готовностью к обучению пациентов и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, навыкам самоконтроля основных физиологических показателей, способствующим сохранению и укрепле-

нию здоровья, профилактике заболеваний. То есть речь идет о повышении эффективности учебного процесса по воспитанию профессиональных компетенций у будущих специалистов и руководителей системы здравоохранения.

Методика исследования включала в себя: анализ и обобщение научно-методической литературы и информационных источников по проблеме исследования, анкетирование (авторская анкета -50 вопросов, 244 варианта ответов), разработка и внедрение рабочей программы, информационных технологий, электронных тестов и системы балль-но-рейтинговой оценки. Исследования проводились на базе СГМУ. Объектами исследования были 235 студентов 1 курса института сестринского образования (ИСО) СГМУ. Контрольную группу составили 218 студентов 1 курса лечебного и стоматологического факультетов СГМУ занимающихся по традиционной программе воспитания физической культуры. Для решения поставленной цели на кафедре "Физического воспитания" были разработаны рабочая программа и создан электронный теоретический курс по дисциплине "Физическая культура" для студентов ИСО в пределах объёма учебных часов, определенных учебным планом. В образовательной системе медицинского университета учебная дисциплина «Физическая культура» определялась как основная организационно-содержательная единица, с электронным компьютерным контролем по усвоению теоретического учебного материала. Преподаватель в процессе обучения выступает в качестве консультанта, помощника и эксперта качества работы студентов. В начале обучения каждый студент получает индивидуальный логин и пароль, по которым он может входить в систему дистанционного обучения на курс учебной дисциплины. Работа с учебным материалом ведется студентами самостоятельно. Через электронную почту студенты могут получить информацию организационного плана. На сайте имеется новостной форум, а также календарь наступающих событий, где отображается перечень заданий и сроки их выполнения. Обратная связь между студентами и преподавателем, контроль теоретического блока (в обучающем режиме). Главным методом системы контроля и оценки по освоению учебного материала на всех этапах профессиональной подготовки является компьютерное тестирование, определение уровня знаний у студентов, по всем разделам образовательной программы. Анализ результатов анкетирования показал, что среди неблагоприятных факторов студенты ИСО СГМУ, сочетающие обучение в вузе с работой в учреждениях здравоохранения по своей специальности, назвали определенные обстоятельства, которые, по их мнению, усложняют профессиональную подготовку. Среди них специфика выбранной профессии (32,8% ответов), обязательная самоподготовка (29,0%), семейно-бытовые проблемы (14,3%), недостаточное время для отдыха (22,7%). В свою очередь, стрессовые ситуации в течение первого месяца обучения имеют 91,7% студентов. Нерегулярное питание выяв-

лено у 63,9% студентов. Только 46,7% студентов занимаются физическими упражнениями, из них регулярно занимаются оздоровительной физкультурой от 2 до 5 раз в неделю - 16,8%. Вышеизложенное говорит о том, что студенты недостаточно информированы о здоровом образе жизни, о положительном влияние занятий физическими упражнениями. Для получения информации об эффективности влияния компьютерных технологий на уровень усвоения теоретического материала в процессе физического воспитания студентов было проведено сравнение результатов контрольной группы и группы педагогического эксперимента. Контроль результатов у лиц, группы педагогического эксперимента (1 курс ИСО СГМУ), прошедших обучение с применением элементов компьютерного информационного курса показал более высокие результаты (средний балл 77.14). Тогда как студенты (1 курс лечебный и стоматологический факультеты), изучающие материал самостоятельно, пользуясь лишь лекционным материалом и учебными пособиями, показали результаты существенно ниже (средний балл 51.63). Исходя из проведенных данных, можно констатировать, что занятия в индивидуальном режиме с использованием компьютерных технологий, оказывают достаточно эффективны. К преимуществам данной системы можно отнести четкость в структурном распределении учебного материала, упорядоченность, логичность и возможность отслеживания связей между отдельными модулями дисциплины. К недостаткам рейтинговой системы можно отнести то, что в настоящее время нет общепринятых способов, позволяющих однозначно определить её приоритет в профессиональной подготовке специалистов для системы здравоохранения. Негативные аспекты рейтинговой системы, обусловлены также тем, что возрастает нагрузка на преподавателя, а самосознание студентов недостаточно готово к самостоятельной работе, без педагогического контроля. В свою очередь успешность внедрения элементов дистанционного обучения зависит от квалификации преподавательского состава, содержания материально-технической базы, наличия учебно-методического и программного обеспечения.

Выводы. Регулярный мониторинг показателей освоения учебного материала позволил повысить мотивацию среди студентов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Уровень объективности данной системы оценки знаний выше, чем у традиционной формы контроля, поскольку она базируется на совокупности всех баллов, полученных в результате выполнения разных видов образовательной деятельности за весь период освоения дисциплины "Физическая культура". Педагогическая технология с использованием элементов дистанционного обучения и электронная проверка результатов освоения теоретического материала через способ тестирования позволило совершенствовать учебный процесс по формированию профессиональных компетенций у обуча-

ющихся в медицинском вузе по программе организационно-управленческой деятельности.

Список литературы

1. Богданов, В.М., Пономарев А.В., Соколов А.В. Методы и технологии электронного дистанционного обучения в вузовском курсе физической культуры. Теория и практика физической культуры. 2010; 2: 51-56.

2. Караваева Т.Л. Методический подход к совершенствованию физической подготовки учащихся профильных медицинских классов. Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014; 4: 155-162.

3. Мусина, С.В. Поиск путей повышения эффективности учебного процесса по физической

культуре в вузах: физическая культура и спорт в 21 веке /С.В. Мусина, Е.В. Егорычева: Сб. науч. тр. - Волжский, - 2006. - С. 238 -240.

4. Онищенко, А.Н. Физиологическое обоснование технологии оптимизации функционального состояния организма слушателей военно-медицинских вузов средствами физической подготовки: Автореф. дис. ... докт. мед. наук /А.Н. Онищенко; СарВМедИ. - Саратов, 2005. - 38 с.

5. Павлов В.И. Педагогическая система многоуровневой физической подготовки врача-стоматолога: Автореф. дис. ... канд. пед. наук /В.И..Павлов; СГМУ. - Саратов, 2000. - 20 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В _ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ_

Семенова Наталья Владимировна

к.п.н., доцент кафедры общей биологии, экологии и МОБ, Оренбургский государственный педагогический университет Рябцов Сергей Николаевич к.б.н., доцент кафедры общей биологии, экологии и МОБ, магистрант 2 курса, Оренбургский государственный педагогический университет

Рябцова Юлия Александровна социальный педагог МОАУ «СОШ№69» г. Оренбург, магистрант 2 курса

Ryabtsovs@mail. ru

АННОТАЦИЯ

Системно-деятельностный подход помогает решить важную образова-тельную задачу современности - развитие детей, формирование активных личностей и компетентных профессионалов. В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности.

ABSTRACT

System-activity approach helps to solve an important educational problem of our time - the development of children, formation of active individuals and competent professionals. As a result of this training, the children not only learn the curriculum, but also acquire many useful skills that will help them in life and professional activities.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, динамика успеваемости, уроки биологии.

Keywords: system-active approach, the dynamics of progress, the lessons of biology.

Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили. Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками— писал А . Н . Л е о н т ь е в . Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке.

Мы провели исследования в МБОУ «Красно-коммунарская СОШ» в 201402015 учебном году

на базе 6-го класса и 201502016 - на базе 7-го класса. В ходе исследования применялись следующие методы: педагогический эксперимент, наблюдение, анализ результатов. Во время педагогического эксперимента проводилась диагностика динамики успеваемости обучающихся и качества их обучения. Для проведения диагностики были взяты результаты четырех контрольных срезов знаний обучающихся. Для расчета успеваемости и качества обучения использовались следующие формулы:

i учащихся, обучающихся на "□". "4". "3"

Успеваемость = —;-=-;-X 100%

i общее число учащихся

Педагогический эксперимент заключался в деятельностного подхода на уроках биологии на изучении влияния применения системно- показатели успеваемости и качества обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.