Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ КОММУНИКАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ'

АСПЕКТЫ КОММУНИКАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / КОММУНИКАЦИИ / ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ / КОММУНИКАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорова Светлана Николаевна, Губанова Маргарита Ивановна

Введение. В представленной статье авторами проводится анализ содержания профессиональной деятельности будущих инженеров и его влияния на процесс подготовки студентов технических специальностей в вузе. В образовательном процессе уделяется недостаточное внимание формированию готовности будущих инженеров к коммуникативно-управленческой деятельности. Разработка и реализация качественного информационно-методического обеспечения именно этих аспектов профессиональной подготовки студентов существенно поможет в решении этой проблемы. Методология. В ходе научного исследования были использованы теоретические (анализ психолого-педагогической, методической литературы, обобщение и систематизация) и эмпирические (беседы, наблюдения, анкетирование) методы исследования. Базу исследования составил компетентностно-ориентированный подход, используемый в работах таких отечественных педагогов и психологов, как Н. В. Андронова, Ю. В. Варданян, Ю. Н. Емельянов, Н. В. Кузьмина, О. Е. Лебедев, М. И. Лукьянова, А. К. Маркова, В. В. Соколова, Г. С. Трофимова, И. Д. Фрумин, А. В. Хуторской, М. А. Чошанов, В. А. Якунин, и коммуникативно-деятельностный подход (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин и др.). Результатом научно-экспериментального исследования стало теоретически обоснованное и экспериментально апробированное информационно-методическое обеспечение формирования готовности будущих инженеров к коммуникативно-управленческой деятельности. Заключение. Разработано содержание информационно-методического обеспечения формирования готовности будущих инженеров к коммуникативно-управленческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидорова Светлана Николаевна, Губанова Маргарита Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF COMMUNICATION AND MANAGEMENTIN PROFESSIONAL TRAINING FUTURE ENGINEERS

Introduction. In the presented article the authors analyze the content of the professional activity of future engineers and its influence on the training process of students of technical specialties in higher education institution. In the educational process, insufficient attention is paid to the formation of future engineers’ readiness for communicative and managerial activity. The development and implementation of high-quality information-methodological support for these very aspects of students’ professional training will significantly help in solving this problem. Methodology. In the course of the scientific research, theoretical (analysis of psychological, pedagogical, methodological literature) and empirical (interviews, observations, questionnaires) research methods were used. The research was based on the competence-oriented approach used in the works of such domestic teachers and psychologists as N. V. Andronova, Yu. V. Vardanyan, Yu. N. Emelyanov, N. V. Kuzmina, O. E. Lebedev, M. I. Lukyanova, A. K. Markova, V. V. Sokolova, G. S. Trofimova, I. D. Frumin, A. V. Khutorskoy, M. A. Choshanov, V. A. Yakunin and a communicative-activity approach (P. Ya. Galperin, V. V. Davydov, L. V. Zankov, D. B. Elkonin and others). Results. The result of the scientific research is a theoretically substantiated and experimentally tested information and methodological support for the formation of the readiness of future engineers for communicative and managerial activities. Conclusion. The content of information and methodological support for the readiness of future engineers for communicative and managerial activities has been developed.

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ КОММУНИКАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ»

[Features of teaching law disciplines to students of non-legal directions of high]. Values and Meanings, 2017, no. 6 (52), pp. 60-66. (In Russian).

4. Kazanchev Yu. D. Osobennosti metodiki prepodavanija pravovyh disciplin studentam jekonomicheskih special'nostej[Features of the methodology of teaching legal disciplines to students of economic specialties]. Law and business: convergence of private and public law in the regulation of entrepreneurial activity. Collection of articles by the participants of the IV Annual International Scientific and Practical Conference dedicated to the memory of Honored Lawyer of the Russian Federation, Doctor of Law, Professor N. M. Korshunov. Ed. Yu. S. Kharitonova. Moscow, 2015, pp. 846-852. (In Russian).

5. Kim E. V. Osobennosti prepodavanija pravovyh disciplin studentam jekonomicheskih special'nostej [Features of teaching legal disciplines to students of economic specialties]. Bulletin of the Khabarovsk State Academy of Economics and Law, 2011, no. 4-5, pp. 87-94. (In Russian).

6. Kovalenko L. V. Uslovija sovershenstvovanija prepodavatelja vuza kak organizatora dejatel'nosti obuchajushhegosja [Conditions of perfection of the teacher of high school as organizer activity of the trained]. Professional Education in Russia and Abroad, 2020, no. 4 (40), pp. 82-88. (In Russian).

7. Kosarenko N. N., Nazarov V. N. Osobennosti prepodavanija nalogovo-pravovyh disciplin studentam jekonomicheskih special'nostej [Features of teaching tax and legal disciplines to students of economic specialties]. Education and Law, 2016, no. 2, pp. 195-201. (In Russian).

8. Matveev V. V. Sistema vysshego obrazovanija v Rossii kak faktor obespechenija sovremennogo jekonomicheskogo rosta [The system of higher education in russia as the factor of ensuring modern economic growth]. Bulletin of Udmurt University.

Series Economics and Law, 2018, vol. 28, no. 3, pp. 355-365. (In Russian).

9. Petrova E. V. K voprosu o metodike prepodavanija juridicheskih disciplin [On the question of the methodology of teaching legal disciplines]. Bulletin of Science and Education, 2015, no. 3 (5), pp. 154-158. (In Russian).

10. Sakharova V. I., Trubina I. I. Vektor razvitija professional'nyh kompetencij pedagogov v uslovijah cifrovizacii obrazovanija [Development vector of professional competencies of teachers in the context of digitalization of education]. Professional Education in Russia and Abroad, 2021, no. 2 (42), pp. 61-66. (In Russian).

11. Sorokina A. I. Osobennosti prepodavanija discipliny «Finansovoe pravo» obuchajushhimsja po napravleniju podgotovki bakalavriata «ekonomika» [Features of teaching the discipline "Financial Law" students in training bachelor in "Economics"]. Bulletin of the Angarsk State Technical University, 2017, no. 11, pp. 280-282. (In Russian).

12. Tunyova N. V., Resenchuk A. A. Organizacija i provedenie promezhutochnoj attestacii v uslovijah distancionnogo obuchenija [Organizing and conducting midterm assessment during distant learning]. Professional Education in Russia and Abroad, 2020, no. 4 (40), pp. 223-228. (In Russian).

13. Khachaturova S. S. Rol' spravochno-pravovyh sistem v processe osvoenija jekonomiko-pravovyh disciplin [The role of legal-reference systems in the process of development of economic-legal disciplines]. International Journal of Applied and Fundamental Research, 2016, no. 4-6, pp. 1208-1210. (In Russian).

14. Shutova V. N. Opyt primenenija interaktivnyh form i metodov v juridicheskom obrazovanii [Experience of application of interactive forms and methods in jurisprudence]. Modern Problems of Science and Education, 2016, no. 4, pp. 171. (In Russian).

УДК/UDC 378 С. Н. Сидорова, М. И. Губанова

DOI 10.54509/22203036_2021_4_109

S. Sidorova, M. Gubanova

АСПЕКТЫ КОММУНИКАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ

ASPECTS OF COMMUNICATION AND MANAGEMENT IN PROFESSIONAL TRAINING FUTURE ENGINEERS

Введение. В представленной статье авторами проводится анализ содержания профессиональной деятельности будущих инженеров и его влияния на процесс подготовки студентов технических специальностей в вузе. В образовательном процессе уделяется недостаточное внимание формированию готовности будущих инженеров к коммуникативно-управленческой деятельности. Разработка и реализация качественного информационно-методического обеспечения именно этих аспектов профессиональной подготовки студентов существенно поможет в решении этой проблемы.

Методология. В ходе научного исследования были использованы теоретические (анализ психолого-педагогической, методической литературы, обобщение и систематизация) и эмпирические (беседы, наблюдения, анкетирование) методы исследования. Базу исследования составил компетентностно-ори-ентированный подход, используемый в работах таких отечественных педагогов и психологов, как Н. В. Андронова, Ю. В. Варданян, Ю. Н. Емельянов, Н. В. Кузьмина, О. Е. Лебедев, М. И. Лукьянова, А. К. Маркова, В. В. Соколова, Г. С. Трофимова, И. Д. Фрумин, А. В. Хуторской, М. А. Чошанов, В. А. Якунин, и комму-

никативно-деятельностный подход (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин и др.).

Результатом научно-экспериментального исследования стало теоретически обоснованное и экспериментально апробированное информационно-методическое обеспечение формирования готовности будущих инженеров к коммуникативно-управленческой деятельности.

Заключение. Разработано содержание информационно-методического обеспечения формирования готовности будущих инженеров к коммуникативно-управленческой деятельности.

Introduction. In the presented article the authors analyze the content of the professional activity of future engineers and its influence on the training process of students of technical specialties in higher education institution. In the educational process, insufficient attention is paid to the formation of future engineers' readiness for communicative and managerial activity. The development and implementation of high-quality information-methodological support for these very aspects of students' professional training will significantly help in solving this problem.

Methodology. In the course of the scientific research, theoretical (analysis of psychological, pedagogical, methodological literature) and empirical (interviews, observations, questionnaires) research methods were used. The research was based on the competence-oriented approach used in the works of such domestic teachers and psychologists as N. V. Andronova, Yu. V. Vardanyan, Yu. N. Emelyanov, N. V. Kuzmina, O. E. Lebedev, M. I. Lukya-nova, A. K. Markova, V. V. Sokolova, G. S. Trofimova, I. D. Frumin, A. V. Khutorskoy, M. A. Choshanov, V. A. Yaku-nin and a communicative-activity approach (P. Ya. Galperin, V. V. Davydov, L. V. Zankov, D. B. Elkonin and others).

Results. The result of the scientific research is a theoretically substantiated and experimentally tested information and methodological support for the formation of the readiness of future engineers for communicative and managerial activities.

Conclusion. The content of information and methodological support for the readiness of future engineers for communicative and managerial activities has been developed.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, управление, коммуникации, подготовка инженеров, коммуникативно-управленческая деятельность, методическое обеспечение.

Keywords: professional activity, management, communications, training of engineers, communication and management activities, methodological support.

Введение

Профессиональная деятельность современного инженера - это, с одной стороны, сложная интеллектуальная деятельность, требующая специальных знаний и опыта. С другой стороны, работа инженера как руководителя связана с организацией совместной деятельности других людей (подчиненных).

При анализе содержания деятельности будущего инженера необходимо отметить, что в современном обществе профессия инженера становится одной из самых массовых. Как известно, инженерная деятельность заключается в решении возникающих производственных задач, состоит из действий и взаимодействий специалистов.

В число требований к инженеру XXI века, разработанных ЮНЕСКО совместно с международными организациями FEANI (Европейская федерация национальных инженерных ассоциаций) и ABET (Совет по аккредитации в области техники и технологий), входят: высокая профессиональная компетентность; стремление к постоянному личностному и профессиональному росту; владение методами проектирования, прогнозирования, моделирования; способность развивать производственные отношения в обществе; умение работать в коллективе и эффективно общаться [3].

Исследования,проведенные Национальным исследовательским университетов «Высшей школой экономики», показали, что в перечне изучаемых дисциплин большинства технических университетов отсутствуют предметы, обучающие студентов инженерных специальностей основным умениям инновационного инженера. В первую очередь это касается недостаточной подготовленности будущих специалистов технического профиля к организации коммуникативно-управленческой деятельности. От уровня сформированно-сти именно коммуникативно-управленческих умений и навыков зависит правильность принимаемых решений и качество выполнения профессиональных задач.

Для овладения коммуникативно-управленческими умениями и навыками в структуре образовательного процесса должна быть как теоретическая, так и практическая составляющая.

Теоретическая - включение в программы специальных дисциплин (связанных с будущей профессиональной деятельностью), предусмотренных учебным планом, дополнительных вопросов, раскрывающих основы формирования готовности студентов к коммуникативно-управленческой деятельности.

Практическая - прохождение студентами технологических, организационно-управленческих практик непосредственно на производственных предпри-

ятиях в реальных условиях; организация самостоятельной, самообразовательной и проектной деятельности студентов.

В последние десятилетия российское образование, в том числе и высшее инженерное образование, испытало множество существенных изменений. Результатом модернизации высшего образования в России на основе подписания Болонской декларации стал переход на двухуровневую систему обучения. Такое глобальное изменение кардинально трансформировало цели и содержание учебных программ высшего технического образования в России.

Новые условия определили главную задачу высшего технического образования - повышение качества подготовки инженерных кадров, способных выполнять новые функции в профессиональной деятельности. Получая в рамках вуза квалификацию соответствующего уровня, будущие инженеры становятся конкурентоспособными и востребованными на отечественном и международном рынках труда.

Для повышения уровня подготовленности будущих специалистов технического профиля к коммуникативно-управленческой деятельности необходимо усилить организацию образовательного процесса в вузе комплексом информационно-методического обеспечения, наполненного задачами коммуникативно-управленческого характера.

Методология

Научное исследование проводилось на базе Кузбасского государственного технического университета им. Т. Ф. Горбачева. В педагогическом эксперименте принимали участие 392 студента университета. Исследование проводилось посредством совокупности теоретических и эмпирических исследовательских методов.

Теоретические методы - анализ психолого-педагогической, методической литературы, материалов педагогической печати по теме исследования.

Эмпирические методы - беседы и наблюдения за обучающимися в вузе, анкетирование, опрос, педагогический эксперимент.

В ходе работы нами использовались компетент-ностно-ориентированный и коммуникативно-дея-тельностный подходы.

Компетентностно-ориентированный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях [1].

Коммуникативно-деятельностный подход базируется на принципах развивающего обучения и психологических основах коммуникации. Учебный процесс строится на сотрудничестве преподавателя и обучающегося и направлен на формирование коллективной поисковой деятельности [2].

Результат

Профессиональная подготовка будущих инженеров в рамках вузовского обучения определила наличие противоречий между стабильностью процесса подготовки как залога качества, успешности и необходимой мобильностью как актуальной потребностью в подготовке специалистов, стремящихся опережать жизнь современного общества в решении возникающих проблем и непредвиденных ситуаций. Во время обучения в вузе у студентов формируется теоретическая основа профессиональной деятельности, а именно теоретическая, практическая и психологическая готовность к ней. Сформированная готовность будущих специалистов технического профиля к их профессиональной деятельности и, в том числе, к ее коммуникативно-управленческой составляющей - это результат существующего процесса подготовки. Изучение, анализ проводимых ранее научных работ российских ученых (И. А. Ганичев, А. В. Мирук) и личный педагогический опыт показали, что использование традиционных технологий и дидактических средств обучения не обеспечивает подготовки квалифицированных специалистов для современных производственных предприятий.

Для определения направления и содержания подготовки студентов технических специальностей необходимо учитывать потребности рынка труда и пожелания работодателей. Как показал анализ отзывов работодателей, они остро ощущают отсутствие у молодых специалистов коммуникативно-управленческих умений. Прежде всего работодателями отмечается низкая сформированность у выпускников вуза следующих умений [4]:

- производительная (плодотворная) работа в команде для достижения поставленных целей;

- способность сделать свое высказывание понятным для коллег;

- способность принимать точку зрения своих партнеров;

- умение работать с информацией;

- стремление строить профессиональную деятельность с использованием информационных технологий;

- умение представлять результаты своей деятельности публично.

Для решения выявленного аспекта проблемы наиболее результативным будет усиление существующего образовательного процесса вуза специально разработанным информационно-методическим обеспечением по формированию готовности студентов технических специальностей к коммуникативно-управленческой деятельности [4].

В содержание информационно-методического обеспечения мы считаем целесообразным включить инновационные методы обучения (проблемные и интерактивные лекции, эвристические беседы, деловые, ролевые организационно-деятельностные и имитационные игры, анализ и моделирование конкретных ситуаций, подготовка научных заметок и статей с учетом целевой аудитории). Эти методы обучения способствуют преодолению стереотипов в преподавании различных дисциплин, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей обучающихся. Комплекс подобранных авторами методических материалов, входящих в разработанный пакет информационно-методического обеспечения, позволит существенно активизировать деятельность студентов в области освоения коммуникативно-управленческих умений.

В результате организованной и проведенной нами учебно-методической работы были достигнуты следующие уровни готовности студентов выпускных курсов к коммуникативно-управленческой деятельности (рис. 1).

Критичный уровень - отсутствие способности выполнять даже те работы, которые не требуют теоретической и практической подготовки.

Достаточный уровень - выполнение работ, не требующих теоретической подготовки, необходимы лишь некоторые практические навыки.

Допустимый уровень - выполнение стандартных работ, требующих наличие базового уровня теоретической и практической подготовки.

Необходимый уровень - наличие хорошего уровня теоретической и практической подготовки, но присутствует сложность в принятии нестандартных решений.

Оптимальный уровень - наличие достаточно высокого уровня теоретической и практической подготовки, а также способности оперативного решения сложных и нестандартных задач.

Результаты проведенного эксперимента показали, что у большей половины студентов старших курсов сформировался достаточно высокий уровень готовности к профессиональной деятельности в результате применения в учебном процессе информационно-методического обеспечения. А именно: допустимый уровень готовности - 35 %, необходимый -25 %, самый высокий, оптимальный уровень - 20 %. Незначительное число участвующих в эксперименте студентов (5 %) показали низкий уровень своей подготовленности к профессиональной деятельности коммуникативно-управленческого содержания.

Для получения объективной картины, сложившейся в результате проведенного нами научного исследования, был сделан сравнительный анализ результатов на начальном и конечном этапах экспериментальной работы (рис. 2).

Анализируя результаты диагностики, мы отметили положительную динамику сразу по всем основным показателям, характеризующим уровень подготовленности будущих инженеров к коммуникативно-управленческой деятельности. Так, показатели на оптимальном и допустимом уровнях выросли на 5 %, на критичном уменьшился на 5 %; показатели на необходимом и достаточном уровнях остались прежними.

5%

20%

20%

25%

■ Критичный уровень

□ Достаточный уровень

□ Допустимый уровень

□ Необходимый уровень

□ Оптимальный уровень

Рис. 1. Уровень готовности студентов-выпускников к профессиональной деятельности как результат применения в учебном процессе информационно-методического обеспечения

40 35 30 25 20 15

10 -5

□ Начало эксперимента ■ Конец эксперимента

Оптимальный Необходимый Допустимый Достаточный Критичный

Рис. 2. Диаграмма уровня подготовленности студентов технических специальностей к коммуникативно-управленческой деятельности на начало и конец эксперимента

Отсюда можно сделать вывод, что применение качественного информационно-методического обеспечения поможет существенно повысить уровень готовности специалистов технического профиля к коммуникативно-управленческой деятельности.

Заключение

Теоретический анализ и опытно-экспериментальная работа, проведенная авторами по вопросу необходимости и возможности информационно-методического обеспечения формирования готовности будущих инженеров к коммуникативно-управленческой деятельности, выявили объективную потребность в практическом решении обозначенной проблемы.

Результаты проведенного исследования рекомендуется использовать в практической деятельности учреждений высшего образования, допускается возможность их адаптации к работе со студентами старших курсов. Полученные в работе данные могут быть использованы для разработки рабочих программ, предусмотренных учебным планом вузов с техническим профилем.

Литература

1. Андриенко А. С. Компетентностно-ориентированный подход в системе высшего образования: история, современное состояние и перспективы развития. Чебоксары, 2018. 92 с.

2. Вискова И. В. Коммуникативно-деятельностный подход и системно-деятельностный подход как современные методические направления в обучении русскому языку в школе [Электронный ресурс] // Евразийский Союз Ученых. 2015. № 4-6 (13), С. 169-171. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/kommumkativno-deyatelnostnyy-podhod-i-sistemno-deyatelnostnyy-podhod-kak-sovremennye-metodicheskie-napravleniya-v-obuchenii-russkomu/viewer (дата обращения: 27.08.2021).

3. Галимзянова И. И., Шарафутдинова Р. И. Профессиональная деятельность современного инженера // Вестник Казанского технологического университета. 2012. № 6. С. 255-257.

4. Губанова, М. И., Сидорова С. Н. Коммуникативно-управленческие умения студентов: формирование и сопровождение [Электронный ресурс] // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 53. С. 324-331. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=44553043 (дата обращения: 29.08.2021).

5. Глухих В. К. Авторская статья «О проблемах инженерных кадров и путях их решения» [Электронный ресурс]. URL: https:// www.ic-ie.com/face/v-k-gluhih-avtorskaya-statya-o-problemah-inzhenernyh-kadrov-i-putyah-ih-resheniya/ (дата обращения: 07.08.2021).

6. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. 188 с.

7. Непомняща Т. В. Спещальш комушкативш конструкцп у вивченн математичних дисциплш як заЫб розвитку особистост студента техшчного вишу // Педагопка i психолопя. 2011. № 2. С. 70-79.

8. Сидорова С. Н. Анализ уровня профессиональной подготовленности студентов Университета с техническим профилем обучающихся по направлению «Технология транспортных процессов» [Электронный ресурс] // Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири. Сибресурс 2018: сб. материалов XVII Междунар. науч.-практ. конф. Кемерово, 2018. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37071136 (дата обращения: 29.08.2021).

9. Федулов Ю. П. Организация учебной деятельности в вузе и методика преподавания в высшей школе. Краснодар, 2019. 155 с.

10. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. Челябинск, 2010. 317 с.

References

1. Andrienko A. S. Kompetentnostno-orientirovanny'jpodxod v sisteme vy'sshego obrazovaniya: istoriya, sovremennoe sostoyanie i perspektivy' razvitiya [Competency-Based Approach in Higher Education: History, Current State and Prospects for Development]. Cheboksary, 2018, 92 p. (In Russian).

2. Viskova I. V. Kommunikativno-deyatel'nostny'j podxod i sistemno-deyatel'nostny'jpodxod kak sovremenny'e metodicheskie napravleniya v obuchenii russkomu yazy'ku v shkole [The Communicative Activity-Based Approach and the Systemic Activity-Based Approach as Modern Methodological Directions in Teaching Russian Language at School]. Eurasian Union of Scientists, 2015, no. 4-6 (13), pp. 169-171. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/kommunikativno-deyatelnostnyy-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

podhod-i-sistemno-deyatelnostnyy-podhod-kak-sovremennye-metodicheskie-napravleniya-v-obuchenii-russkomu/viewer (accessed 27.08.2021). (In Russian).

3. Galimzyanova I. I., Sharafutdinova R. I. Professional'naya deyatel'-nost' sovremennogo inzhenera [Professional activity of the modern engineer]. Bulletin of Kazan University of Technology, 2012, no. 6, pp. 255-257. (In Russian).

4. Gubanova M. I., Sidorova S. N. Kommunikativno-upravlencheskie umeniya studentov: formirovanie i soprovozhdenie [Students' communication managerial skills: forming and accompaniment]. Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts, 2020, no. 53, pp. 324-331. Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=44553043 (accessed 29.08.2021). (In Russian).

5. Gluhih V. K. Avtorskaya stat'ya «O problemah inzhenernyh kadrov i putyah ih resheniya» [Author's article "On the problems of engineering personnel and ways to solve them"]. Available at: https://www.ic-ie.com/face/v-k-gluhih-avtorskaya-statya-o-problemah-inzhenernyh-kadrov-i-putyah-ih-resheniya/ (accessed 07.08.2021). (In Russian).

6. Markova A. K. Psixologiya professionalizma [Psychology of Professionalism]. Moscow, 1996, 188 p. (In Russian).

7. Nepomnyashha T. V. Speczial'ni komunikativni konstrukczii u vivchenni matematichnix disciplin yak zasib rozvitku

osobistosti studenta texnichnogo vishu [Special communicative constructions in the study of mathematical disciplines as a means of developing the personality of a student of a technical university]. Pedagogy and Psychology, 2011, no. 2, pp. 70-79. (In Ukrainian).

8. Sidorova S. N. Analiz urovnya professional'noj podgotovlennosti studentov Universiteta s tekhnicheskim profilem obuchayushchihsya po napravleniyu «Tekhnologiya transportnyh processov» [Analysis of the level of professional preparedness of the University students with a technical profile studying in the field of "Technology of transport processes"]. Natural and intellectual resources of Siberia. Sibresurs 2018. Proceedings of the XVII International Scientific and Practical Conference. Kemerovo, 2018. Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=37071136 (accessed 29.08.2021). (In Russian).

9. Fedulov Yu. P. Organizaciya uchebnoj deyatel'nosti v vuze i metodika prepodavaniya v vysshej shkole [Organization of Educational Activities in Higher Education and Teaching Methods in Higher Education]. Krasnodar, 2019, 155 p. (In Russian).

10. Yakovlev E. V., Yakovleva N. O. Pedagogicheskoe issledovanie: soderzhanie i predstavlenie rezul'tatov [Pedagogical research: content and presentation of results]. Chelyabinsk, 2010, 317 p. (In Russian).

УДК/UDC 378:620.9

DOI 10.54509/22203036_2021_4_114

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ TRAINING MODEL FOR THE

Введение. Статья посвящена модели непрерывной подготовки квалифицированных инженерно-технических кадров в области энергетики. Анализируется понятие «непрерывное образование», рассматриваются возможности и условия реализации системы непрерывного образования в техническом вузе. Авторами разработана модель непрерывной профессиональной подготовки инженеров-энергетиков и определены условия ее реализации. В качестве площадки для наблюдения и сбора экспериментальных данных использовалась техническая база филиала НИУ «МЭИ» в г. Волжском при тесном сотрудничестве со школами города и компаниями-партнерами.

Методология. Исследовательские задачи были достигнуты с использованием системно-структурного анализа, синтеза, моделирования, анализа научно-педагогической литературы.

Результаты. Определена структура модели (целевой, содержательный, технологический и результа-

Н. Г. Ходырева, Ж. А. Лысакова, С. А. Агринская N. Khodyreva, Z. Lysakova, S. Agrinskaya

ДЛЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ ENERGY SECTOR PERSONNEL

тивный блоки), названы условия реализации модели на трех взаимосвязанных ступенях подготовки специалиста-энергетика (предпрофессиональное обучение в старших классах средней школы, освоение программы бакалавриата, стажировки в компаниях-партнерах), запущен процесс апробации модели на базе филиала МЭИ в г. Волжском.

Заключение. Представленная модель направлена на подготовку инициативного и мотивированного выпускника, обладающего высоким уровнем развития профессиональных компетенций в области энергетики, готового к достижению значимых результатов и саморазвитию.

Introduction. The article is devoted to the issues of building a model of continuous training of qualified engineering and technical personnel in the field of power engineering. The concept of "lifelong learning" is analysed, the possibilities and conditions for the implementation of the system of lifelong learning in a technical university are con-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.