Научная статья на тему 'Формирование профессиональных умений у студентов-хормейстеров в процессе обучения в вузе'

Формирование профессиональных умений у студентов-хормейстеров в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
515
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМЕНИЯ / SKILLS / НАВЫКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / PROFESSIONAL SKILLS / ДИРИЖЁР / ХОРМЕЙСТЕР / ПАРТИТУРА / SCORE / ВНУТРЕННИЙ СЛУХ / INNER EAR / ИНТОНИРОВАНИЕ / INTONATION / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / COMPARATIVE ANALYSIS / РЕПЕТИЦИЯ / REHEARSAL / CONDUCTOR AND CHORUS MASTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олонцева Татьяна Андреевна

Основой нашего исследования профессиональных умений студентов-хормейстеров в процессе вузовской подготовки явилось понимание того, что процесс овладения определёнными умениями происходит на базе усвоения знаний, определяющих соответствующие умения. Для музыкальной, в частности хоровой, педагогики особенно важно соотношение между понятиями «умения» и «навыки», поскольку в процессе освоения студентами исполнительской техники многие «умения» переходят в профессиональные действия, определяемые понятием «навыки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL SKILLS OF STUDENTS-CHOIRMASTER IN THE PROCESS OF STUDY AT THE UNIVERSITY

The basis of our research of the professional skills of students-choirmaster in the process of University education was the understanding that the process of mastering certain skills takes place on the basis of mastering of knowledge, determine the appropriate skills. For music, in particular, choral pedagogy, especially important relationship between the concepts of “skills” and “skills”, because in the process of development of student-performing technology many skills are transferred in the manner defined by the concept of “skills”.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных умений у студентов-хормейстеров в процессе обучения в вузе»

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^

(Ф^ОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ

У СТУДЕНТОВ-ХОРМЕЙСТЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

УДК 378.978

Т. А. Олонцева

Московский государственный университет культуры и искусств

Основой нашего исследования профессиональных умений студентов-хормейстеров в процессе вузовской подготовки явилось понимание того, что процесс овладения определёнными умениями происходит на базе усвоения знаний, определяющих соответствующие умения. Для музыкальной, в частности хоровой, педагогики особенно важно соотношение между понятиями «умения» и «навыки», поскольку в процессе освоения студентами исполнительской техники многие «умения» переходят в профессиональные действия, определяемые понятием «навыки».

Ключевые слова: умения, навыки, профессиональные умения, дирижёр, хормейстер, партитура, внутренний слух, интонирование, сравнительный анализ, репетиция.

$ Ф

T. A. Olontseva

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

FORMATION OF PROFESSIONAL SKILLS OF STUDENTS-CHOIRMASTER IN THE PROCESS OF STUDY AT THE UNIVERSITY

The basis of our research of the professional skills of students-choirmaster in the process of University education was the understanding that the process of mastering certain skills takes place on the basis of mastering of knowledge, determine the appropriate skills. For music, in particular, choral pedagogy, especially important relationship between the concepts of "skills" and "skills", because in the process of development of student-performing technology many skills are transferred in the manner defined by the concept of "skills".

Keywords: skills, professional skills, conductor and chorus master, the score, the inner ear, the intonation, the comparative analysis, the rehearsal.

ОЛОНЦЕВА ТАТЬЯНА АНДРЕЕВНА — старший преподаватель кафедры русского народно-певческого искусства Института музыки Московского университета культуры и искусств

OLONTSEVA TAT'IANA ANDREEVNA — senior lecturer of Department of Russian folk singing art, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail: [email protected] © Олонцева Т. А., 2014

0

^ Образование в сфере культуры

Ф

Профессиональные умения будущего специалиста формируются в процессе систематической учебной деятельности студентов. Профессионально-исполнительские умения делятся на общие (для всех музыкантов), конкретные (для дирижёров) и специальные (для хоровых дирижёров). Одной из проблем в сфере музыкального образования является формирование профессиональных умений и навыков у студентов-хормейстеров. Современные тре-бо ва ния к про фессиональным уме ни ям и навыкам хормейстеров определены Государственным стандартом высшего профессионального образования, в котором перечислены основные компетенции, включающие умения, обязательные для выпускника вуза по данной специальности. В соответствии с Госстандартом, педагогическая модель будущего хормейстера должна включать следующие умения: дирижировать, вести репетиционную работу, обладать умением подобрать и разработать режис-су ру для кон церт ных программ, долж ны быть популяризаторами и пропагандистами музыкального искусства, в связи с чем в Госстандарте прописано ещё одно умение, которым необходимо овладеть будущим хормейстерам: осуществлять связь со средствами информации и различными слоями населения с целью популяризации и пропаганды хоровой культуры, исполнительского искусства, участвовать в прове де нии науч ных и пресс-кон фе рен ций, в других РИ-акциях. Данное умение основывается на освоении общекультурных ком-пе тен ций, тре бу ет уме ния яс но, логич но и убедительно излагать свои мысли, хорошо знать об щую ис торию и ис торию музы каль-ной культу ры.

Для музыкальной педагогики валено соотношение между понятиями «умения» и «навыки», поскольку в процессе освоения студен тами исполни тель ской техни ки многие «умения» переходят в профессиональные действия, определяемые понятием «навыки». В психолого-педагогической

литературе мы встречаем две основные трактовки взаимодействия понятий «навыки» и «умения». Е. П. Ильин дал следующие определения: «Умение — это способность к дейст вию, не дос тиг шему наи высшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно. Навык — это способность к дейст вию, дос тиг шему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов» [3, с. 138—147].

Несколько иные определения находим у С. Л. Рубинштейна: «Умения — это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Уме ния обыч но вклю чают в се бя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно кон тролируемые час ти деятель но сти, по край ней мере, в ос нов ных промежуточных пунктах и конечной цели» [6, с. 15], и далее: «Умения в отличие от навыков образуются в результате координации навыков, их объединения в системы при помощи действий, которые находятся под сознательным контролем» [6, с. 29]. Из приведённых определений молено сделать вывод, что гра ни ца меж ду умения ми и навыками подвижна. В отношении специфических уме ний ди ри жё ров-хор мей сте ров попробуем дать своё определение: сущность профессиональных умений и навыков дирижёров-хормейстеров определяется элементами профессиональной деятельности, выполняемыми на высоком качественном уровне; интерпретаторской и исполнительской культурой,, художественно-профессиональными требованиями к себе и к сво ему кол лек ти ву.

Изучение умений, прописанных в Госстандарте ВПО, и поиск путей формирования указанных умений привели нас к убеждению, что эти умения имеют обобщающий характер, поэтому нам необходимо выяснить, из каких составляющих образуются

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^

Ф

данные умения. Исследуя данную тему, мы не могли ставить задачу полного рассмотрения всех умений, которые необходимо сформировать у студентов-хормейстеров ввиду большого объёма. Мы исследовали ключевые, наиболее важные, с нашей точки зрения, профессионально-исполнительские умения дирижёров-хормейстеров. Поэтому первым умением мы определили умение правильного вокально-хорового интонирования. По определению Б. В. Асафьева, интонация — один из самых глубоких слоёв музыки, наиболее полно выражающий её «качество осмысленного произношения» в музыке [1]. Исполнители своими средствами (динамическими, агогическими, ко-лори сти че ски ми, а в пе нии пу тём варьи ро-вания высоты в пределах зоны) выявляют авторскую интонацию. Выявление исполнителями авторской композиторской интонации, то есть «интонирование» (термин Б. В. Асафьева), и является реальным бытием музы ки.

Под ход к пев че ско му ин то ни рова нию является творческим процессом, который опирается на зонный характер высоты звука. Профессор Н.А. Гарбузов, изучая музыкальный слух, экспериментально подтвердил зонную природу слухового восприятия и раскрыл сущность зонного строя [2]. В частности, было доказано, что каждая сту пень музыкального строя представлена целой полосой частот — зоной. В вокально-хоровой практике опора на зонную концепцию естественна и даёт возможность гибкого интонирования в зависимости от связей меж ду зву ка ми, ладовых тяготений, динамики и других моментов. П. Г. Чесноков в книге «Хор и управление им», опи ра ясь на свой прак ти че ский опыт, показал, какие отклонения от темперированного строя следует использовать для «выстраивания» хорового аккорда; предложены и спе цифи че ские стрел ки, уточ няющие ин то ни ро ва ние сту пе ней в мажо ре и ми норе [9, с. 66—87].

В работах его последователей Г. А. Дмит-

ревского, К. К. Пигрова, И. И. Пономарь-кова, В. Г. Соколова. Н. В. Романовского, В. И. Краснощекова певческое интонирование также рассматривается как средство выравнивания, «выстраивания» хоровой звучности. Умение чисто интонировать — сложный навык, который связан с формированием и развитием музыкально-слуховых представлений звуковысотности и тембровой окрашенности.

Второе умение — умение читать хоровые партитуры. Отсутствие такого умения ос-лож няет деятельность музыканта-хормейстера, а часто приводит к необходимости в процессе работы самостоятельно учиться. Назовём факторы, способствующие развитию навыка чтения с листа: быстрота реакции; состояние собранности и сосредоточенности; развитие навыка заблаговременного чтения, то есть умение видеть нотный текст на полтакта, такт вперёд; хорошее владение инст румен том; сенсомо торные дан ные; основательные теоре тические знания; правильное ощущение тональностей; потребность в свободном музицировании; ощу ще ние сти ля и жан ра; ис пол ни тель ская воля и спо соб ность к вы ра зи тель ной передаче музыкального содержания.

Умение внутренним слухом слышать хоровые партитуры мы определили как третье умение. Высокоразвитый внутренний слух имеет большое значение для хормейстеров. На зван ное уме ние рас ши ря ет воз мож но-сти для чтения с листа, ускоряет процесс выучивания, углубляет восприятие партитуры, повышает самоконтроль исполнения произведений. Внутренний слух позволяет представить структуру музыкальной ткани: её фактуру, ладофункциональное строение, динамические оттенки, количество голосов, темп и агогику, метроритмическую организацию, форму произведения. Главная на ша мысль — про смат ри вая пар ти туру, научиться слышать музыку. Развитый внутренний слух справедливо ассоциируется с высокой степенью профессионального музыкального слуха, поскольку открывает

Ф

^ Образование в сфере культуры

Ф

ши рокие воз мож но сти к ис пол ни тель ской деятельности [5].

Четвёртое умение определено нами как умение анализировать хоровые партитуры, разбираться в форме, тематическом материале, гармонической и полифонической структуре исполняемого произведения. Изучение хоровых произведений представ ляет со бой му зы каль ный ана лиз, и как исследовательский труд, имеющий определённую задачу (для дирижёра хора это ещё и практическая задача), предполагает глубокий анализ содержания и формы. Это служит основой для выработки верного авторскому замыслу плана художественного исполнения и плана репетиционной ра-бо ты.

Пятое умение (комплексное) — умение дирижировать — включает целый комплекс умений и является основным и наиболее сложным исполнительским умением. Сложность техники дирижирования обусловлена тем, что дирижёр передаёт заложенные в произведении музыкального ис-кусст ва эмо ции, харак тер формы, стиль, мыс ли через чле нов ис пол ни тель ско го коллектива: ансамбля, оркестра, хора.

Шестое умение (комплексное) — умение вести репетиционную работу с хором всецело — связано с дирижированием и заключается в умении дирижёра, минимально затрачивая время и силы исполнителей, наиболее полно перевести художествен-но-образ ную сущ ность про изве де ния, за-фик си рован ную в нот ном тек сте, в жи вое акустическое звучание. Многое в методике ведения репетиционной работы зависит от степени подготовки хора. В профессиональных хорах, как правило, все или большинство певцов имеют определённое музыкальное образование, умеют читать ноты с листа. Репетиционный период в таких хорах проходит быстрее, по сравнению с хорами, состоящими из теоретически малоподготовленных певцов. Следует оговорить ся, что да же при хорошей музы каль-

но-теоретической подготовке хора, особую сложность в репетиционной работе представляет необходимость настройки певчих на уравновешенное, чистое воспроизведение хоровой звучности. В связи со специ-фи кой стоя щей перед ди ри жёром за дачи необходимо обратить внимание на то, что ди ри жёр всегда рабо тает с людь ми, по этому на репетиции валено установить эмоциональное взаимодействие дирилсёра-хор-мейстера и членов хорового коллектива [4]. Результатом такого взаимодействия доллс-но стать ис пол не ние, рас кры ваю щее пе ред слушателями красоту хорового искусства, выразительность и бесконечное разнообразие музыкальных образов.

Безусловно, постановка творческих задач и всемерная поддержка инициативы студентов преподавателем являются условиями раз ви тия про фессиональных уме ний будущих дирилсёров-хормейстеров. Подчёркивая определяющую роль мастерства преподавателя в профессиональном обучении, Н. Ф. Спинлсар пишет: «...преподаватель выступает как главный инициатор поиска эф фек тивного решения за дач формирования и разви тия лич но сти спе циа листа в условиях учебно-творческой деятельности» [7, с. 256]. Необходимо также соответствие ин ди ви дуальных программ по про фессио-нальным дис цип ли нам ре альному уровню под го тов лен ности студен тов, разработка и применение новейших методов и технологий обучения студентов с целью интенсификации процесса обучения студентов и формирования у них соответствующих профессиональных качеств.

Таким образом, формирование профес-сио нальных умений и на вы ков на эта пе обучения в вузе происходит в результате ов ла де ния це лым ком плек сом средств ди-рилсёрско-хормейстерской выразительности, что обеспечивает наилучшее управление хором, продуктивное проведение репетиций и большую творческую свободу в процессе концертного исполнения.

Ф

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^

Примечания

1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. 2-е изд. Москва ; Ленинград : Музгиз, 1971. [Кн. 2] : Интонация. 376 с.

2. Гарбузов Н. А. Зонная природа звуковысотного слуха // Н. А. Гарбузов — музыкант, исследователь, педагог : сборник статей / сост. О. Сахалтуева, О. Соколова ; ред. Ю. Рагс. Москва : Музыка, 1980. С. 80—145.

3. Ильин Е. П. Умения и навыки: нерешённые вопросы // Вопросы психологии. 1986. № 2. С. 138—147.

4. Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика : [учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений]. Москва : ВЛАДОС, 2003. 272 с.

5. Олонцева Т. А. Методические рекомендации по развитию внутреннего слуха у студентов-хормейстеров в условиях самостоятельной работы // Материалы международной научно-практической конференции (18 декабря 2012 г.). Москва : МГУКИ, 2012. С. 196—203.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. Москва : Педагогика, 1989. Т. II. 328 с.

7. Спинжар Н. Ф. Инновационная деятельность преподавателя вуза как фактор эффективного управления образовательным процессом // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2007. № 3.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 073500 Дирижирование (квалификация (степень) «бакалавр»).

9. Чесноков П. Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижёров. Москва : Гос. муз. изд., 1961. 241 с.

References

1. Asaf'ev B. V. Intonacija [Intonation]. MuzykaPnaja forma kak process [The musical form as a process], 2nd edition. Moscow, 1971. Vol. 2. 376 p.

2. Garbuzov N. A. Zonnaja priroda zvukovysotnogo sluha [Zone nature звуковысотного hearing]. N. A. Garbuzov — muzykant, issledovatel\ pedagog [N. A. Garbuzov is a musician, a researcher, a teacher], compiler

Ф by O. Sahaltueva, O. Sokolova, ed. by Ju. Rags. Moscow, Muzyka Publ. [Music Publ.], 1980. pp. 80—145.

3. Il'in E. P. Umenija i navyki: nereshennye voprosy [Skills: outstanding issues]. Voprosy psihologii [Questions of psychology], 1986, № 2, pp. 138—147.

4. Olontseva T. A. Metodicheskie rekomendacii po razvitiju vnutrennego sluha u studentov-hormejsterov v uslovijah samostojatel'noj raboty [Guidance on the development of an internal hearing students-choirmaster in the conditions of independent work]. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 18 dekabrja 2012 g. [Materials of the international scientifically-practical conference, on December 18, 2012]. Moscow, 2012, pp. 196—203.

5. Zhivov V. L. Horovoe ispolnitePstvo: Teorija. Metodika. Praktika [Choral performance: Theory. The methodology. Practice]. Moscow, Vlados Publ., 2003. 272 p.

6. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshchey psikhologii [Basics of General psychology]. Moscow, Pedagogika Publ., 1989. Vol. 2. 328 p.

7. Spinzhar N. F. Innovacionnaja dejatel'nost' prepodavatelja vuza kak faktor jeffektivnogo upravlenija obrazovatel'nym processom [Innovative activities of a University teacher as a factor of effective management of the educational process]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kuPtury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2007, № 3.

8. Federal state educational standard of higher professional education for the training 073500 Conducting (degree «bachelor»). (Registered in Ministry of justice of the Russian Federation 30.05.2011 N 20892) (in Russian).

9. Chesnokov P. Hor i upravlenie im. Posobie dlja horovyh dirizhjorov [Choir and management. Allowance for choral conductors]. Moscow, 1961. 241 p.

0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.