Научная статья на тему 'Методические основы развития навыков чтения хоровых партитур у студентов-музыкантов'

Методические основы развития навыков чтения хоровых партитур у студентов-музыкантов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
503
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРОВАЯ ПАРТИТУРА / CHORAL SCORE / ХОРОВОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ / CHORAL PRESENTATION / РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ ХОРОВЫХ ПАРТИТУР / DEVELOPMENT OF READING SKILLS OF CHORAL SCORES / ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПАРТИТУРЫ / INTEGRAL PERCEPTION OF SCORE / ПРАВИЛЬНАЯ АППЛИКАТУРЫ / CORRECT FINGERING / ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ЧТЕНИЯ ХОРОВОЙ ПАРТИТУРЫ / TECHNICAL METHODS OF READING CHORAL SCORE / СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ / WAYS OF CHORAL MUSIC STUDY / ДИРИЖЕР-ХОРМЕЙСТЕР / CONDUCTOR-CHOIRMASTER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алиева З.А.

Статья посвящена вопросам формирования механизмов освоения хоровой партитуры, заложенного в партитуре элементов нотного текста и закодированного в нём смысла для достоверного его воспроизведения. Описываются особенности хорового изложения, представляющего важность для развития навыков чтения хоровых партитур у студентов в процессе профессиональной подготовки. Автор делает вывод о том, что сущность чтения хоровой партитуры состоит не только из уровня знаний, умений и навыков, позволяющих освоить хоровую партитуру, но и в её художественном исполнении. Преподавателю необходимо вызывать творческую деятельность студента при помощи формирования у него умений мысленно представлять содержание хоровой партитуры. Такая работа над партитурой, при которой игра на инструменте сочетается с работой внутреннего слуха, является основным методом обучения чтению хоровых партитур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL BASES OF THE DEVELOPMENT OF READING SKILLS CHORAL SCORES AMONG STUDENTS-MUSICIANS

The article studies questions of mechanisms of choral scores mastering formation embedded in the score of the elements of the music text and the meaning coded in it for reliable reproduction. The features of choral presentation important for the development of reading skills of choral parts for students in the process of professional training are described. The author concludes that the basics of reading choral scores are not only the level of knowledge, abilities and skills to master the choral score, but are also in its artistic design. The teacher must call the creative activity of the student by means of the formation of his abilities to mentally represent the contents of the choral score. This work on the score at which the game tool is combined with the work of the internal ear, is the primary method of learning to read choral scores.

Текст научной работы на тему «Методические основы развития навыков чтения хоровых партитур у студентов-музыкантов»

ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 1 (68) 2018

УДК 378.978

Aliyeva Z.A., senior lecturer, State educational institution higher education of the Republic of Crimea "Crimean Engineering

and Pedagogical University" (Simferopol), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

METHODICAL BASES OF THE DEVELOPMENT OF READING SKILLS CHORAL SCORES AMONG STUDENTS-MUSICIANS. The article studies questions of mechanisms of choral scores mastering formation embedded in the score of the elements of the music text and the meaning coded in it for reliable reproduction. The features of choral presentation important for the development of reading skills of choral parts for students in the process of professional training are described. The author concludes that the basics of reading choral scores are not only the level of knowledge, abilities and skills to master the choral score, but are also in its artistic design. The teacher must call the creative activity of the student by means of the formation of his abilities to mentally represent the contents of the choral score. This work on the score at which the game tool is combined with the work of the internal ear, is the primary method of learning to read choral scores.

Key words: choral score, choral presentation, development of reading skills of choral scores, integral perception of score, correct fingering, technical methods of reading choral score, ways of choral music study, conductor-choirmaster.

З.А. Алиева, доц., ГБОУ ВО Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет», г. Симферополь,

E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ ХОРОВЫХ ПАРТИТУР У СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ

Статья посвящена вопросам формирования механизмов освоения хоровой партитуры, заложенного в партитуре элементов нотного текста и закодированного в нём смысла для достоверного его воспроизведения. Описываются особенности хорового изложения, представляющего важность для развития навыков чтения хоровых партитур у студентов в процессе профессиональной подготовки. Автор делает вывод о том, что сущность чтения хоровой партитуры состоит не только из уровня знаний, умений и навыков, позволяющих освоить хоровую партитуру, но и в её художественном исполнении. Преподавателю необходимо вызывать творческую деятельность студента при помощи формирования у него умений мысленно представлять содержание хоровой партитуры. Такая работа над партитурой, при которой игра на инструменте сочетается с работой внутреннего слуха, является основным методом обучения чтению хоровых партитур.

Ключевые слова: хоровая партитура, хоровое изложение, развитие навыков чтения хоровых партитур, целостное восприятие партитуры, правильная аппликатуры, технические приемы чтения хоровой партитуры, способы изучения хоровой музыки, дирижер-хормейстер.

Чтение хоровой партитуры являет собой многокомпонентный процесс, включающий в себя освоение элементов нотного текста и смысла, закодированного в нём. Умение мысленно представлять содержание хоровой партитуры, понимать особенности хорового письма представляет важность для достижения художественно-исполнительского замысла хорового произведения. Художественное исполнение хоровой партитуры создает фундамент работы дирижера-хормейстера над произведением. Чтение хоровой партитуры имеет первостепенное значение в профессиональной подготовке дирижеров-хормейстеров. Однако многие студенты считают, что чтение партитуры - это простое воспроизведение нотного текста. Поэтому, для них музыкальная образность остается недостаточно раскрытой, и нет целостного восприятия хорового произведения. А целостность восприятия является одним из первостепенных профессиональных качеств будущего дирижера-хормейстера [1, с. 12]. Одной из причин недостаточной работы над чтением хоровых партитур является неверное представление о способах изучения хоровой музыки. Следует подчеркнуть, что можно знать все правила чтения хоровой партитуры, но не уметь исполнить её на фортепиано. Потому что, умение читать хоровую партитуру - это специфический навык осознанного исполнения хорового произведения на фортепиано. В связи с этим возникает вопрос о правилах чтения хоровой партитуры.

Практика показывает, что выбор удобной аппликатуры не только упрощает исполнение партитуры с технической стороны, но и существенным образом влияет на характер звучания. Правильная аппликатура необходима для достижения полноценного легато и создания законченной, связной и широкой музыкальной фразы.

Следующий путь основан на принципе преодоления трудностей, возникающих при распределении голосов партитуры между руками. При чтении с листа сначала следует зрительно ознакомиться с партитурой, определить состав хора, основную тональность, размер, темп, характер ритмического рисунка. Из этого следует, что читая с листа, следует как можно меньше смотреть на клавиатуру, сосредоточившись на зрительном чтении незнакомого текста. Этот тезис подтверждается, в частности, следующим фактом: смотреть вперед, то есть зрительно читать партитуру несколько вперед её фактического исполнения. Весь процесс упрощается, если учащийся владеет навыком одновременного чтения партитуры, как по вертикали, так и по горизонтали [2, с. 8].

Как известно, основным способом звуковедения в хоре является легато. Освоение этого труднейшего навыка может быть достигнуто в результате постепенного усложнения музыкального материала. Применять педаль следует как вспомогательный технический прием, облегчая исполнение трудных мест произведения, например, придерживать педалью далеко отстоящий от других голосов басовый голос, большие скачки мелодического голоса, повторяющиеся гармонии. Для достижения плавного ведения нижнего голоса левой рукой или верхнего голоса правой рукой часто обращаются к приему подкладывания первого пальца. Чтобы достигнуть слитного ведения мелодии в верхнем голосе правой руки или в нижнем голосе левой руки, в случаях, когда подкладывание пальцев становится неудобным, можно рекомендовать другой технический прием - перекладывания пальцев, то есть перенесения одного пальца через другой сверху. Однако такие аппликатурные приемы не всегда могут обеспечить полное легато. Значительную помощь в этих случаях можно дать прием подмены пальцев. Этот прием заключается в том, что исполнитель, подменивший пальцы на нажатой клавише, должен ставить руку в более удобное положение для дальнейшей игры [3, с. 11].

Иногда мы встречаемся с такими хоровыми произведениями, в которых независимо от сложности аппликатуры точное отображение музыкального текста на фортепиано невозможно. Для того, чтобы прочитать такие произведения, приходится упрощать нотный текст. Однако при этом ни в коем случае нельзя менять мелодическую линию, нарушать гармонию или исключать какой-то важный голос [4].

Исполняя хоровую партитуру на фортепиано, необходимо помнить несколько правил:

1. Очень важно выделять мелодическую линию каждого голоса в произведениях какого-либо склада.

2. Партитуру следует играть «по-хоровому». Это означает, что нужно не только исполнять все общие музыкальные требования (фразирование, подчеркивание мелодии, четкое голосоведение, динамические оттенки и темповые изменения), а и передавать на фортепиано особенности хорового пения: цезуры, определённые вокально-хоровым дыханием и фразой текст; вокально-речевое проговаривание текста (логические ударения в группах слов); некоторую подчеркнутость басовой партии как фундамента хоровой звучности [5, с. 8].

3. В тех случаях, когда многоголосная партитура слишком сложная для исполнения на фортепиано, возможны упрощения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.