Institution «Secondary School № 189», PhD in Novosibirsk Historical Sciences, Associate Professor,
УДК 37.047
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ФИЗИКИ
Т.А. Гегер
В статье описаны основные направления профориентационной работы и методы, используемые для формирования профессиональных предпочтений и компетенций обучающихся на уроках физики в основной школе.
Ключевые слова: профориентационная работа, профессиональные предпочтения, профессиональные компетенции, личностно ориентированный подход, учебная деятельность, внеучебная деятельность, профессиональное самоопределение, метапредметный результат.
Современный мир предъявляет новые профессиональные требования к молодому поколению. Такая тенденция обусловлена социально-экономическими изменениями в обществе, научно-техническим прогрессом, потребностью в высококвалифицированных специалистах, появлением новых профессий на рынке труда [5].
Выбор профессии - одна из сложных и ответственных задач для подрастающего поколения. Путь к выбору той или иной профессии проходит во многих случаях через развитие у школьников интереса к учебным предметам уже в стенах школы. В формировании профессиональных компетенций и предпочтений важную роль играет мотивационная готовность обучающихся.
Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. прямо связывает внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий с повышением мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс [7].
И в Федеральном государственном стандарт основного общего образования (далее - ФГОС) нового поколения мотивация рассматривается как один из личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы.
В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» под общим образованием понимается «вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования» [6].
ФГОС основного общего образования нового поколения определяет необходимость профориентации среди школьников, которые должны уметь ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы [8].
Поэтому так важна и актуальна организация всесторонней профориентационной работы среди обучающихся основной школы, так как после окончания многие обучающиеся покидают её, поступая либо на производство, либо в профессиональные учебные заведения, либо продолжают обучение в профильных классах.
Профессиональное становление человека охватывает длительный период. На начальном этапе ещё в школе закладываются профессиональные предпочтения и компетенции, которые являются составляющими профессионального самоопределения обучающихся.
Под профессиональным самоопределением понимают процесс формирования индивидом личного отношения к трудовой сфере, а также способ его самореализации через согласование профессиональных и внутриличностных потребностей.
Развитие профессиональных компетенций (совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности) и предпочтений (интенсивность влияния ценностей профессии на формирование ее привлекательного образа) ориентировано на развитие личности, на выявление мотивационно - потребностных и когнитивных ее качеств и осуществляется на основе личностно ориентированного подхода в условиях развития субъективного опыта учащихся [2].
Одним из возможных вариантов решения проблемы профессионального самоопределения обучающихся и развития профессиональных предпочтений является политехническая направленность предметов естественнонаучного цикла (физика, химия, биология и др.).
В содержании курса физики рассматриваются вопросы, тесно связанные с технологическими процессами различных промышленных подразделений (механические, термические и электрические способы обработки металлов, обработка металлов давлением и с использованием различного рода излучений и др.) [4].
Курс физики предусматривает изучение физических процессов, закономерностей, лежащих в основе многих технологических процессов и соответственно предоставляет возможность знакомства с профессиями технической направленности.
Для организации профориентационной работы при изучении физики выделяют учебную и внеучебную деятельности. В рамках учебной деятельности осуществляется предметная профориентация через изучение физических процессов и закономерностей лежащих в основе технологических процессов; решение и составление задач производственного содержания; выполнение лабораторных и практических работ производственно-технического содержания;
решение исследовательских и конструкторских задач.
Большим подспорьем в профориентации обучающихся является организация и проведение учебных экскурсий на предприятия; проведение учебных конференций, семинаров.
В требованиях ФГОС прописана обязательная часть образовательного процесса в школе -внеучебная деятельность, которая может быть организована в различных формах: кружки, факультативы; вечера; декады, недели «Физика в моей профессии», выставки; викторины; конкурсы; научные общества учащихся; диспуты; ролевые игры; встречи со специалистами; экскурсии и др.
Комбинирование различных форм организации образовательного процесса способствует повышению интереса к техническим, инженерным профессиям, а также формирует внутреннюю мотивацию обучающихся.
Не меньшим мотивационным потенциалом обладает самостоятельная работа обучающихся при знакомстве с видами профессий, востребованных в микрорайоне школы. Обучающиеся составляют описание производственно-технических сведений о профессиях, включающих в себя следующее: название, основные технические устройства и технологические процессы, обслуживаемые рабочими этих профессий; теоретические и практические сведения, необходимые рабочим этих профессий (рисунок 1).
Профессия - ТОКАРЬ
Что должен знать
Что должен уметь
Законы и явления физики, лежащие в основе технических устройств II
технологических процессов
Устройство и
принцип
действия,
работу машин,
агрегатов.
механизмов,
технологию
производств
Пользоваться
механизмами,
выбирать
необходимые
контрольно-
измерительные
приборы
использовать их
п
Вычислять,
снимать
показания.
Разбираться
схемах
чертежах
Управлять
механизмами.
машинами,
регулировать
работу
агрегатов.
аппаратов
Востребованность на предприятиях города Челябинска:
ООО ЧЗМК. ООО «Челябинский машиностроительный завод», АО «Сигнал», НПО «Электромашина», ООО «Ур ал Тру бо Деталь»
Рисунок 1 - Профессии, востребованные на предприятиях города
Для успешного решения задач по формированию мотивации, профессиональных предпочтений в рабочей программе по физике для 7-9 классов отражены следующие моменты: ознакомление учащихся с профессиями в процессе прохождения программного материала; изучение и развитие интересов, склонностей, и способностей учащихся в процессе обучения на уроке; в ходе выполнения лабораторно-практических
работ способствовать выявлению интересов учащихся в данной области деятельности; включение профориентационной тематики в оформление кабинета [3].
В таблице 1 представлено извлечение из календарно-тематического планирования, в котором заложены возможности формирования профессионального самоопределения обучающихся на примере профессий.
Таблица 1
Календарно-тематическое планирование. Физика 7 класс
п/п Тема Демонстрации, лабораторные и практические работы Производственные процессы. Виды профессий
1. Физика и физические методы изучения природы Видеофрагменты, слайды о техническом применении физики. Обзор технического обеспечения города, района: значение знаний основ наук для профессиональной подготовки и овладение мастерством.
2. Первоначальные сведения о строении вещества Расширение тел при нагревании. Диффузия жидкостей. Литейное производство. Модельщик, стеклодув, оператор диффузионных процессов.
3. Движение и силы Лабораторные работы: Измерение массы на рычажных весах. Продавец. Лаборант. Фасовщик. Менеджер.
4. Давление жидкостей и газов Устройство и действие гидравлического пресса. Устройство и действие насосов и ареометров. Лаборант по механическим испытаниям. Газосварщик. Машинист компрессорных и насосных станций. Аппаратчик по кристаллизации.
Роль учителя в поддержании мотивации у обучающихся высока. Поэтому при подготовке к обобщающему уроку по теме, разделу необходимо продумать комплекс творческих домашних заданий, развивающих профессиональные предпочтения обучающихся. Это могут быть минисообщения, доклады по теме: «В основе каких технических устройств (процессов) лежат изученные физические закономерности»; презентации, представляющие физические законы и явления, знания которых необходимо для тех или иных профессий, например «Механика и мир профессий»; видеоролики об использовании физических закономерностей в производстве; фотовыставки технических устройств, работающих на основе физических закономерностей, например, «Этот универсальный электродвигатель»; практическая задача по теме, с которой может столкнуться специалист той или иной профессии [4].
Организованная профориентационная работа
должна осуществляться в неразрывном единстве с общим физическим образованием, трудовым и нравственным воспитанием на основе реализации политехнического принципа в обучении физики.
При обучении физике важное значение приобретает формирование у учащихся экспериментальных умений и навыков. Практические занятия и лабораторные опыты способствуют как усвоению учебного курса, так и воспитанию общей культуры труда, также формируют умение планировать работу, содержать в чистоте рабочее место, соблюдать правила техники безопасности, аккуратно проводить трудовые операции, осуществлять контроль результатов выполняемого трудового процесса [1].
Не случаен интерес обучающихся к элективному курсу по физике «Вечные вопросы» для учащихся 7-8 классов. Количество участников курса увеличивается год от года (рисунок 2).
2018 2019
2019-2020
10
15
23
Рисунок 2 - Динамика изменения количества участников курса «Вечные вопросы»
Для отслеживания необходимых результатов ка и химия», «Физика и информатика», «Физика и сформированности профессиональных предпоч- биология», «Физика и математика», «Физика и тений широко использую в профориентационной астрономия», «Самые важные технические работе метод краткосрочных проектов по физике. про фессии» и другие. На диаграмме показан
Решение дидактических задач через самостоя- выбор наиболее часто встречающихся тем у тельную разработку проблемы учащимися - в обучающихся 8 классов в 2018-2019 учебном этом заключается суть метода проектов в основ- году (рисунок 3). ной школе. Виды проектов бывают различными, но всегда предполагают оформление результатов в виде конечного продукта. Обучающимися 8 классов были созданы презентации, буклеты по описанию различных профессий, стенгазета «Мир профессий», а также разработаны проекты.
Так, например, обучающимся были предложены темы проектов: «Физика в медицине», «Физи-
1«
20
40
10
20
20
15
10
8А
Фнзнка п мл том лпгкл
»Б 8В
I Фотыкл н лгтронолтя
8Г
Фшикл в мел
Рисунок 3 - Выбор тем проектов обучающимися 8 классов
Представленный на диаграмме выбор тем проектов обусловлен, прежде всего, наличием в 8А, 8Б, 8В классах обучающихся с хорошими базовыми знаниями по математике и высокой мотивацией к изучению предметов естественнонаучной направленности. У данной группы ребят преобладает математический склад ума и выбор темы проекта «Физика и математика» был не случайным.
Всегда достаточно интересной и необычной является тема проекта «Физика и астрономия». Связь между этими предметами очевидна, она способствует получению новых знаний в области профессий, связанных с изучением и освоением космического пространства.
Вопросы, которые рассматривают обучающиеся при выборе проекта «Физика и медицина» позволяют понять необходимость знаний многих физических процессов и приборов, используемых в медицине. Практическое значение данной темы понятно обучающимся, так как многие имеют первоначальные и общие представления о медицине.
Проектная деятельность повышает общую учебную мотивацию, интерес к физике. А это в свою очередь способствует активизации самостоятельности, усилению вовлеченности в образовательный процесс, формированию профессиональных предпочтений.
Одним из результатов профориентационной работы выступают метапредметные компетентности, которые, согласно новым стандартам, должны освоить обучающиеся. В данном случае обучение физике ориентировано не только на осознание и осмысление учебной информации, но и на формирование профессиональных
компетенций и предпочтений.
Метапредметный результат позволит детям в дальнейшем самостоятельно расширять и изменять собственную квалификацию, а, следовательно, сохранять свою ценность в мире стремительного изменения содержания профессий.
Профориентационная работа по физике дала свои первые результаты:
- значительно увеличилось число учащихся 7 классов, которые на региональном исследование качества образования (РИКО) выбирают индивидуальные исследовательские проекты, связанные с описанием различных технических процессов, профессий и специальностей;
- увеличилось количество обучающихся -участников ежегодных экскурсий в астрономическую обсерваторию педагогического университета города Челябинска и выезда на базу отдыха «Чебаркуль» для наблюдения звездного неба в телескоп;
- ежегодно увеличивается число выпускников, которые выбирают ОГЭ по физике для дальнейшего поступления в техникумы и колледжи на технические специальности: два выпускника 2019 года поступили в ГБПОУ «ЧТПиГХ им. Я.П. Осадчего» по специальностям токарь и электрик;
- из года в год растёт количество участников школьных этапов всероссийской олимпиады школьников по физике, астрономии, технологии. По результатам этого учебного года в олимпиаде по технологии ученик 7 класса стал призером муниципального этапа.
С 2019-2020 учебного года обучающиеся 7-8 классов вовлечены во Всероссийский проект по ранней профориентации «Билет в будущее»,
который поможет учащимся лучше понять себя и определиться со своими интересами и предпочтениями в будущем.
Итак, выбирая профессию, человек в первую очередь занимается реализацией своего потенциала, способностей и достижением личных желаний. А задача школы помочь обучающимся с профессиональным самоопределением, учитывая их предпочтения, уровень развития и возможности.
Список литературы
1. Азаров Ю. Ускоренное выявление и развитие детских дарований / Ю. Азаров // Воспитание школьников. - 2009. - № 1. - С. 25-30.
2. Антонова Е. Е. Педагогическая креативность как ведущий компонент структуры педагогической одарённости / Е.Е. Антонова // Завуч. Управление современной школой. - 2009, № 5 -С. 117-124.
3. Барбитова А.Д. Проблема одаренности: от теории к практике / А.Д. Барбитова // Управление современной школой. Завуч. - 2009 - № 8 -С. 9-20.
4. Генералова Н.С. Методы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы / Н.С. Генералова // Управление современной школой. Завуч. - 2009. - № 8. - С.78-81.
5. Королькова О.В. Исследование профессиональных предпочтений у учащихся девятых классов / О.В. Королькова, И.В. Чернов // Молодой ученый. - 2016 - № 17. - С. 297-300. -https://moluch.ru/archive/121/33421/ (дата обращения: 26.09.2019).
6. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ -ШЬ: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/
7. Российская школа: начало XXI века / С. Г. Косарецкий, К. А. Баранников, А. А. Беликов [и др.] ; под ред. С. Г. Косарецкого, И.Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 432 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070 507/ (дата обращения 09.10.2019 г.)
References
1. Azarov Yu. Uskorennoe vyyavlenie i razvitie detskih darovaniy / YU. Azarov // Vospitanie Shkolnikov. - 2009. - № 1. - S. 25-30.
2. Antonova E. E. Pedagogicheskaya kreativnost' kak vedushchiy komponent struktury pedagogicheskoy odaryonnosti / E.E.Antonova // Zavuch. Upravlenie sovremennoy shkoloy. - 2009, № 5 - S. 117-124.
3. Barbitova A.D. Problema odarennosti: ot teorii k praktike / A.D. Barbitova // Upravlenie sovremennoy shkoloy. Zavuch. - 2009 - № 8 -S. 9-20.
4. Generalova N.S. Metody raboty s odarennymi det'mi v usloviyah obshcheobrazovatel'noy shkoly / N.S. Generalova // Upravlenie sovremennoy shkoloy. Zavuch. - 2009. -№ 8 . - S.78-81.
5. Korol'kova O.V. Issledovanie professional'nyh predpochteniy u uchashchihsya devyatyh klassov / O.V. Korol'kova, I.V. Chernov // Molodoy uchenyy. - 2016 - № 17. - S. 297-300. -URL: https://moluch.ru/archive/121/33421/ (data obrashcheniya: 26.09.2019).
6. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ - URL: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW _140174/
7. Rossiyskaya shkola: nachalo XXI veka / S.G. Kosaretskiy, K. A. Barannikov, A. A. Belikov [i dr.] ; pod red. S.G. Kosaretskogo, I.D. Frumina ; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki», In-t obrazovaniya. - M. : Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2019. - 432 s.
8. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897) - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/55070507/ (data obrashcheniya 09.10.2019 g.)
Сведения об авторе Information about author
Гегер Татьяна Александровна - учитель Geger T.A. - a Teacher of Physics in Municipal
физики МБОУ «СОШ № 32 г. Челябинска», Budget Educational Institution «Secondary school
г. Челябинск № 32», Chelyabinsk
УДК 371
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА И ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ
Н.В. Сатаева
В статье рассмотрены вопросы деятельности педагогов-наставников по сопровождению индивидуальных проектов учащихся 7-х классов в рамках диагностики уровня достижения метапредметных результатов обучающихся. Выделены проблемы при организации проектной деятельности в общеобразовательной организации, представлена дорожная карта взаимодействия педагога-наставника и обучающего как один из способов организации совместной работы.
Ключевые слова: индивидуальный проект, метапредметные планируемые результаты, дорожная карта взаимодействия наставников и обучающихся, этапы выполнения проекта, проектно-исследовательская компетентность, универсальные учебные действия (УУД).
Формирование проектно-исследовательской компетентности учащихся при освоении образовательных программ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее -ФГОС ООО) является одной из ключевых задач современного образования [5].Оценка уровня сформированности проектно-исследовательской компетентности рассматривается как оценка уровня сформированности соответствующих универсальных учебных действий обучающихся. В целевом разделе примерной основной образовательной программы основного общего образования говорится о том, что «наиболее адекватными формами оценки сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных
учебных действий служит наблюдение за ходом выполнения групповых и индивидуальных учебных исследований, и проектов» [6].
Возможности индивидуального проекта, как формы диагностики сформированное™ метап-редметных планируемых результатов обучающихся основного общего образования смогли по достоинству оценить все образовательные организации Челябинской области. Сведения, полученные в результате диагностики, помогают школе корректировать работу в направлении формирования метапредметных результатов обучающихся, в том числе универсальных учебных действий, отражающих проектно-исследовательскую компетентность обучающихся.
Региональное исследование качества образования на уровне основного общего образования в форме индивидуального проекта проводилось в образовательных учреждениях Челябинской области в 2017/2018 и 2018/2019 учебных годах на основании приказов Министерства образования и науки Челябинской области [4]. Исследование в 7-х классах представляет собой выполнение обучающимися индивидуального проекта в рамках одного или нескольких учебных предметов. Структура и содержание контрольных измерительных материалов соответствуют требованиям ФГОС ООО и требованиям основной образовательной программы основного общего образования к результатам реализации проектной деятельности на уровне основного общего образования.
В МБОУ «СОШ № 32 г. Челябинска» выполнение обучающимися 7-х классов индивидуаль-