УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ХОДЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
FORMING PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS OF BUILDING PROFESSIONS DURING PRACTICE-ORIENTED EDUCATION
И. В. Петрова
I. V. Petrova
Чебоксарский политехнический институт (филиал)
ГОУ ВПО «Московский государственный открытый университет», г. Чебоксары
Аннотация. В статье анализируется опытно-экспериментальная работа по формированию профессиональных компетенций у студента технического вуза на примере студентов строительных специальностей Чебоксарского политехнического института (филиала) ГОУ ВПО «Московский государственный открытый университет» в ходе практико-ориентированного обучения.
Abstract. Experimental work on formation of professional competence of the students of technical colleges by the example of the student of building professions of Cheboksary Polytechnical Institute (branch) of Moscow State Open University is analyzed during practice-oriented education.
Ключевые слова: студенты, профессиональные компетенции, компетенция, практикоориентированное обучение, анкетирование.
Keywords: students, professional competence, competence, practice-oriented training, questioning.
Актуальность исследуемой проблемы. Модернизация высшего образования, переход на двухуровневое образование, требования работодателей, для которых проводится подготовка специалистов, результаты маркетинговых исследований в области компетенции персонала строительных специальностей в реальных сферах профессиональной деятельности определили актуальность проблемы выявления и формирования профессиональных компетенций студентов строительных специальностей.
Материал и методика исследований. Профессиональные компетенции являются приоритетным направлением при разработке государственного образовательного стандарта третьего поколения. Наряду с теоретической разработкой была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию профессиональных компетенций студентов строительных специальностей на базе Чебоксарского политехнического института (филиала) ГОУ ВПО «Московский государственный открытый университет».
Как показывает практика, далеко не все преподаватели понимают и принимают новую образовательную модель. В целях разъяснения компетентностного подхода в обучении студентов высшего профессионального образования были организованы и
успешно проведены курсы повышения квалификации «Новые образовательные стандарты третьего поколения», на которых были обозначены основные общепрофессиональные, научные и социально-личностные компетенции специалистов нового поколения.
На основе полученных знаний нам нужно было сформулировать и доработать общие компетенции применительно к специальности «Промышленное и гражданское строительство» и сопоставить основные направления практико-ориентированного обучения с компетентностным подходом в образовании. Для решения этих задач было проведено анкетирование. Отбор респондентов производился из числа студентов 3, 4, 5 курсов строительного факультета, работодателей и профессорско-преподаватель-ского состава.
Результаты исследований и их обсуждение. В анкетировании участвовали 95 студентов, которым нужно было ответить на следующие вопросы:
1. Что Вы понимаете под словом компетенция?
40 % опрошенных согласились с тем, что компетенция - область знаний, которую человек определенной профессии должен освоить для успешной деятельности по данной специальности, 60 % дали свой вариант ответа: компетенция - характеристика, выражающая готовность выпускника самостоятельно применять знания, умения и личностные качества в изменяющихся условиях профессиональной деятельности;
2. Насколько важны следующие знания, навыки, способности, компетенции для Вашей профессиональной деятельности в будущем?
Широкие базовые навыки: 50 % ответили «очень важны», 50 % - «в большей мере»; иностранные языки: 30 % ответили «в малой мере», 60 % - «в большей мере», 10 % - «очень важны»; организационные способности: 65 % - «очень важны», 35 % -«в большей мере»; способность к адаптации: 45 % - «в малой мере», 35 % - «в большей мере», 20 % - «очень важны»; компетенции гражданского поведения: 35 % - «в малой мере», 65 % - «в большей мере»; следующие три: компетенции самообразования, компетенции профессиональной мобильности, способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии, - все 100 % ответили «очень важны».
3. Как Вы оцениваете ваши профессиональные перспективы в будущем?
В части надежности трудоустройства: 15 % ответили «очень хорошо», 85 % -«затрудняюсь ответить». В части возможностей профессионального перепрофилирования: 100 % - «очень хорошо».
4. Считаете ли Вы, что практико-ориентированное обучение способствует более раннему трудоустройству?
Все 100 % опрошенных ответили «да».
Подводя итоги по анкетированию студентов 3-4 курсов, можно сделать вывод, что практико-ориентированное обучение, внедренное в вузе, способствует формированию профессиональных компетенций и позволяет в конечном итоге сделать шаг вперед в подготовке специалистов, способных включиться в развитие инновационных процессов. Целью практико-ориентированного обучения является улучшение практической подготовки студентов строительных специальностей, трудоустройства и быстрой адаптации выпускников на производстве.
При отборе респондентов из числа работодателей принималось во внимание то, что работодатели должны представлять те предприятия, с которыми вуз традиционно взаимодействует (базовые кафедры), которые принимают на работу молодых специалистов или предоставляют рабочие места для прохождения практико-ориентированного обучения и производственных практик. Уверены, что работодателей необходимо было заинтересовать в проведении исследования, подчеркнув искреннее намерение вуза сделать подготовку специалистов более качественной с точки зрения запросов тех или иных секторов экономики и конкретных предприятий.
Поэтому для выявления основных компетенций, необходимых в отрасли строительного производства на современном этапе, были привлечены представители ООО «Домостроительный комбинат» (базовая кафедра), ОАО «Стройтрест № 2», ООО «Строительная фирма "Комплекс"», ОАО «Чувашагропромстрой», ООО «Чувашпро-ект», ООО «Старко», ОАО «Волгостройгрупп», ГУП «Чувашгражданпроект».
Им были предложены следующие вопросы:
1. Определите виды профессиональной деятельности выпускника (бакалавра, специалиста, магистра) специальности «Промышленное и гражданское строительство».
По мнению работодателей, к изыскательской и проектно-конструкторской, а также экспериментально-исследовательской деятельности должны быть подготовлены магистры; производственно-технологической и производственно-управленческой, а также монтажно-наладочной и сервисно-эксплуатационной деятельностью должны заниматься специалисты.
2. Выпускникам с какими дипломами Вы отдаете предпочтение при устройстве на работу?
При устройстве на работу мы отдаем предпочтение выпускникам с дипломами «специалиста» - 100 % опрошенных.
3. Проранжируйте цифрами от 1 до 12 наиболее востребованные компетенции из предложенных.
Мы высоко ценим в молодых специалистах их готовность к работе, способности, компетенции - отметили работодатели. Большинство опрошенных расположили предложенные варианты компетенций в таком порядке:
1) владеет общепрофессиональными и специально-профильными компетенциями;
2) умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
3) стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
4) готов к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявляет уважение к людям, толерантность к другой культуре, готов нести ответственность за поддержание партнерских доверительных отношений;
5) умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную
речь;
6) владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
7) способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность;
8) умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков;
9) готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
10) осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
11) способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы;
12) владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного.
4. Какие слабые стороны в подготовке специалистов Вас не устраивают?
Все опрошенные работодатели из десяти предложенных вариантов выбрали четыре основных:
- невысокий уровень профессиональной подготовки;
- невысокий уровень теоретической подготовки;
- слабая практическая подготовка (оторванность знаний от практики);
- низкая мотивация к труду.
Преподаватели подключились к анкетированию на основе полученных результатов письменного опроса студентов и работодателей. В связи с этим в их анкеты были включены две части: в первой помещены вопросы относительно тех общих компетенций, которые получили высокую степень согласия студентов и работодателей (преподавателям нужно было провести ранжирование этих компетенций со своей точки зрения); вторая часть анкеты была отведена для идентификации профессиональных (предметно-специализированных компетенций), а также их соотнесения с уровнями высшего образования (бакалавр - специалист - магистр). В анкетировании на выявление компетентностного подхода в обучении студентов участвовали 14 штатных преподавателей кафедры строительного производства. Формулирование профессиональных компетенций производилось в той их классификации, которая предложена выше. Все опрошенные огласились с таким ранжированием профессиональных компетенций и отметили важность той или иной компетенции для первой ступени (бакалавра) и для второй ступени (специалиста/магистра) отметками: 1) никакая, 2) слабая, 3) значительная, 4) большая.
В ходе проведенных изысканий отмечена высокая степень корреляции между мнениями студентов и работодателей относительно важности и рангов тех или иных компетенций.
Признание всех уровней высшего образования, включая его краткий курс в рамках бакалавриата, представляет собой предельную абстракцию, базирующуюся на пяти дескрипторах (определителях): знании и понимании; применении знаний и понимания; способности к логически обоснованным суждениям; коммуникативных навыках; готовности к самостоятельному обучению. Это родовые признаки любого уровня (ступени) высшего образования.
Профессиональные компетенции важны для описания квалификаций (степеней) и построения учебных планов и программ для обоих уровней высшего образования. Что же касается общих (универсальных) компетенций, то их назначение, прежде всего, состоит в том, чтобы дать профессиональным профилям, сколь бы четко они ни были определены, возможность к изменениям и адаптации.
Применение компетентностного подхода составляет ключевой элемент новизны будущих ГОС ВПО, один из главных принципов их проектирования. Именно этим обстоятельством определяется обязательность этапа выявления «портфеля» компетенций, которые в дальнейшем войдут в компетентностную модель выпускников всех ступеней (уровней) высшего образования. Компетенции выступят «ядром» нового поколения го-
сударственных образовательных стандартов, смещаемых в сторону «результатов образования» [1].
Анкетирование позволяет выявить с учетом отечественного и зарубежного опыта актуальные «ряды» компетенций. Это требует обязательного вовлечения работодателей, выпускников и преподавателей. Сам процесс выявления компетенций должен стать еще одним фактором утверждения в российской высшей школе принципа ее открытости внешнему воздействию.
Резюме. Повышение качества подготовки специалистов строительного профиля, приведение в соответствие структуры подготовки кадров с реальными потребностями строительной отрасли, развитие материально-технической базы образовательной и научной деятельности учебных заведений в настоящее время невозможны без создания системы участия работодателей в процессе подготовки кадров, без привлечения материальных и финансовых ресурсов бизнес-структур в образовательную сферу. В этой связи требует серьезной проработки и создания правовой базы зарождающаяся система корпоративного обучения и подготовки профильных специалистов для строительных компаний и бизнес-структур. Развитие системы подготовки кадров для строительного комплекса потребует отраслевой интеграции образовательных учреждений, направленной на обеспечение непрерывного профессионального образования, где важную роль будет играть практико-ориентированное обучение, так как оно способствует социальной и трудовой адаптации молодежи, определению работодателями потенциала будущих сотрудников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байденко, В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы) : методическое пособие / В. И. Байденко. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.
2. www.bologna.dk.