УДК 316.47
Мозговая Елена Ивановна
кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы Белгородского государственного национального исследовательского университета
Горяинов Андрей Александрович
соискатель кафедры социальной работы Белгородского государственного национального исследовательского университета
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН
Mozgovaya Elena Ivanovna
PhD in Philosophy, Assistant Professor, Social Work Department, Belgorod State National Research University
Goryainov Andrey Aleksandrovich
PhD applicant, Social Work Department, Belgorod State National Research University
COMPETENCE-BASED APPROACH IN THE SYSTEM OF PERSONNEL TRAINING FOR ORGANIZATIONS RENDERING SOCIAL SERVICE TO CITIZENS
Аннотация:
В статье представлены результаты исследования проблем внедрения компетентностного подхода в систему подготовки кадров для организаций социального обслуживания граждан. В ходе исследования были проведены структурированное интервью преподавателей, задействованных в реализации образовательных программ по направлению подготовки «Социальная работа», и анкетный опрос студентов, обучающихся по данному направлению. Выделены наиболее значимые направления работы, связанные с внедрением компетентностного подхода в процесс подготовки будущих специалистов организаций социального обслуживания граждан.
Ключевые слова:
компетентностный подход, система подготовки кадров, организации социального обслуживания граждан.
Summary:
The article presents results of studying the problems of implementation of competence-based approach in the system of personnel training for organizations rendering social services to citizens. In the course of study, the authors have carried out a structured interview with the teachers involved in the implementation of "Social Work" educational program, questionnaire of students majoring in this program. The paper considers the most promising areas of activities related to the implementation of the competence-based approach in training of future specialists of organizations rendering social services to citizens.
Keywords:
competence-based approach, system of personnel training, organizations rendering social services to citizens.
Для социальных наук и практики социального обслуживания населения все более важными становятся вопросы разработки и реализации компетентностного подхода в системе подготовки кадров для организаций социального обслуживания граждан.
В современных исследованиях активно обсуждаются вопросы, связанные с анализом результатов обучения при реализации компетентностного подхода (В.И. Байденко) [1, с. 238-250]; системным проектированием и обоснованием компетентностно-ориентированных общих образовательных профессиональных программ, в которых реализуются требования ФГОС ВО (Н.А. Селезнева, Р.Н. Азарова, Н.М. Золотарева, В.Г. Казанович) [2, с. 6-10]; рисками профессиональной маргинализации в условиях глобального экономического кризиса (О.А. Волкова) [3].
Исследование проблем внедрения компетентностного подхода в систему подготовки кадров для организаций социального обслуживания граждан было проведено в 2015 г. в городе Белгороде. Были применены следующие методы исследования: структурированное интервью преподавателей, задействованных в реализации образовательных программ по направлению подготовки «Социальная работа», анкетный опрос студентов, обучающихся по данному направлению. Всего было опрошено 19 преподавателей и 278 студентов. В первом случае выборка целевая, во втором - гнездовая.
Обратимся к результатам анкетирования студентов. Так, на вопрос, знают ли респонденты о том, что сейчас активно разрабатываются и внедряются новые образовательные стандарты, положительно ответили 26 % студентов, остальные выбрали вариант «Достаточно слабо представляю себе систему образовательных стандартов». На вопрос: «Знакомы ли Вы с сущностью компетентностного подхода в системе высшего образования» - 34 % ответили, что представляют его принципы в общих чертах, 18 % указали, что в некоторой степени осведомлены о нем, но нуждаются в дополнительной информации.
Обучающимся было предложено оценить, насколько переход на двухуровневую систему образования способствует повышению качества подготовки и конкурентоспособности кадров. В результате 56 % опрошенных указали на то, что получение уровня бакалавра является для них достаточным, так как наличие академической степени магистра не является гарантией трудоустройства в организациях социального обслуживания граждан. Еще 38 % готовы использовать возможность поступления в магистратуру в случае, если им не удастся трудоустроиться.
Для выявления мнения обучающихся о том, какими компетенциями для осуществления профессиональной деятельности должен обладать специалист социальной работы, студентам был предложен список компетенций, важность которых необходимо было оценить в баллах (от 1 до 5). Наибольшее количество баллов набрали компетенции практико-технологического блока: способность к разработке стратегии реализации долго-, средне- и краткосрочных социальных программ (5 баллов), способность использовать современные информационные технологии в социальном обслуживании (5), способность осуществлять психолого-педагогическую деятельность (5).
При этом компетенции научно-исследовательского блока оказались оценены не столь высоко: готовность к проведению научных исследований в области организации работы по социальному обслуживанию населения (3 балла), способность к созданию экспериментальной модели учреждений социального обслуживания населения (3), готовность к проведению учебных занятий в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (3).
Данные результаты указывают на восприятие студентами своей будущей профессии как узконаправленной деятельности, не требующей от работника навыков анализа не только индивидуальной ситуации клиента, но и детерминирующих ее социальных условий. Согласно мнению О.А. Волковой, подобная узкая направленность чревата потерей профессиональной идентичности, которая и так уязвима в условиях глобального экономического кризиса [4].
Эту проблему призван решить компетентностный подход, предполагающий использование данные фундаментальных и прикладных исследований для совершенствования деятельности организаций социального обслуживания граждан.
Сложившаяся система подготовки специалистов включает в себя применение инновационных образовательных, личностно-развивающих и информационно-коммуникационных технологий.
Для комплексного анализа проблем внедрения компетентностного подхода в практику подготовки кадров для организаций социального обслуживания граждан, кроме анкетирования студентов, был проведен опрос профессорско-преподавательского состава. На вопрос о том, каковы основные проблемы реализации образовательных программ при использовании компетентностного подхода, получены следующие ответы: разработка содержательной части, создание учебных модулей, научно-методическое обеспечение образовательного процесса, привлечение основных работодателей к разработке и реализации общих профессиональных образовательных программ.
Наиболее значимыми проблемами, связанными с реализацией компетентностного подхода, названы: отсутствие единого понимания сущности компетентностного подхода; отсутствие перечня образовательных компетенций, согласованных с профессиональными (разночтения между образовательными и профессиональными стандартами); низкая мотивация студентов. Среди положительных результатов реализации нового подхода отмечены: повышение профессионально-технологической культуры, развитие творчества, практикоориентированность. Основными условиями, способствующими успешной реализации компетентностного подхода, определены: расширение возможностей для практической деятельности, обеспечение интегрированно-сти знаний, повышение мотивации.
Для успешного усвоения новых программ обучения студенты, по мнению опрошенных педагогов, должны обладать технологическими умениями, профессиональными знаниями, способностями к анализу и рефлексии, развитой мотивацией. Преподаватели большое значение придают «профессионализму», который раскрывает операциональную особенность профессиональной деятельности, являясь одновременно ее результатом, характеристикой и основным фактором формирования профессиональной культуры [5].
По результатам исследования, 90 % опрошенных преподавателей положительно оценивают перспективы внедрения компетентностного подхода в систему подготовки кадров для организаций социального обслуживания граждан. По мнению респондентов, данный подход будет способствовать усилению практической направленности подготовки специалистов, развитию творческого потенциала и профессионально значимых личностных качеств будущих работников, повышению уровня их профессиональной мотивации. Однако преподавателями отмечается необходимость проведения регулярных консультаций, в ходе которых будет осуществляться обучение преподавательского состава специфике разработки необходимых учебно-методических материалов, обеспечивающих учебный процесс (в частности электронных учебно-методических комплексов).
Практическая значимость представленного исследования состоит в возможности использования его результатов при реализации компетентностного подхода в системе подготовки кадров для организаций социального обслуживания граждан. Применение данного подхода будет способствовать усилению практико-ориентированной составляющей образовательного процесса.
В заключение выделим наиболее значимые направления работы, связанные с внедрением компетентностного подхода: консультирование студентов по вопросам инновационных принципов организации образовательного процесса; повышение мотивации студентов к получаемой профессии как основы для развития личностного потенциала; усиление практической направленности подготовки и активное привлечение основных работодателей к разработке и реализации образовательных программ на базе как университетов, так и профильных организаций и учреждений; активизация и индивидуализация профориентационной работы; повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда.
Ссылки:
1. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход / под ред. В.И. Байденко. М., 2009. 536 с.
2. Системное проектирование и обоснование компетентностно-ориентированных ООП ВПО, реализующих требования ФГОС ВПО : установоч. организац.-метод. материалы темат. семинар. цикла / авт.-сост. Н.А. Селезнева, Р.Н. Азарова, Н.М. Золотарева, В.Г. Казанович. М., 2010. 54 с.
3. Волкова О.А. Профессиональная маргинализация в условиях глобального экономического кризиса // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2010. № 3. С. 86-94.
4. Там же.
5. Волкова О.А. Проблемы трансформации профессиональной культуры в монографии Л.Н. Максимовой // Труд и социальные отношения. 2013. № 12. С. 138-143.
References:
Baydenko, VI (ed.) 2009, The Bologna process: learning outcomes and competence-based approach, Moscow, 536 p., Selezneva, ON, Azarova, RN, Zolotareva, NM & Kazanovich, VG 2010, System design and justification of the competence-oriented OOP VPO implementing the requirements of the GEF VPO, Moscow, 54 p.,
Volkova, OA 2010, 'Professional marginalization in the global economic crisis', ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika, no. 3, pp. 86-94,
Volkova, OA 2013, 'Problems of professional culture transformation in the monograph of LN Maximova', Trud i sotsial'nyye otnosheniya, no. 12, pp. 138-143,