Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудин Максим Владимирович, Сысоев Владимир Валерьевич, Пешкова Надежда Вячеславовна, Стратиенко Елена Николаевна, Шкуричева Елена Викторовна

Ведение. Содержание статьи посвящено проблеме формирования компетенций у студентов посредством физкультурно-оздоровительной деятельности. Целью исследования является конкретизация эмпирических и теоретических принципов и положений, показывающих применение и результат компетентностного подхода в процессе спортивно-оздоровительной деятельности студентов. Методы исследования: эмпирические; теоретические. Методика. Опытно'-экспериментальная работа по изучению трудности воспроизведения компетентностного подхода в организации спортивно-оздоровительной работы студентов базировалась на результатах и статистике разработанного теоретического анализа и выведенной теоретической модели. Результаты. Полученные эмпирические данные подтверждают, что правильно созданная педагогическая обстановка в процессе спортивно-оздоровительной деятельности и применение новых методов как в обучении, так и во внеаудиторной работе, позволяют успешно сформировать у студентов профессионально-значимые компетенции, положительно влиять на их мотивацию к развитию. Выводы. По всему вышесказанному можно заключить, что разработка проблемы формирования профессионально значимых компетенций у студентов, показывает возможность ее эффективного решения через спортивнооздоровительную работу в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рудин Максим Владимирович, Сысоев Владимир Валерьевич, Пешкова Надежда Вячеславовна, Стратиенко Елена Николаевна, Шкуричева Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES AMONG STUDENTS THROUGH SPORTS AND RECREATIONAL ACTIVITIES

Conduction. The content of the article is devoted to the problem of the formation of competencies among students through physical culture and recreational activities. The purpose of the study is to concretize empirical and theoretical principles and provisions showing the application and result of the competence approach in the process of sports and recreational activities of students. Research methods: empirical; theoretical. Methodology. Experimental work on the study of the difficulty of reproducing the competence approach in the organization of sports and recreation work of students was based on the results and statistics of the developed theoretical analysis and the derived theoretical model. Results. The empirical data obtained confirm that the properly created pedagogical environment in the process of sports and recreation activities and the use of new methods both in teaching and in extracurricular work, allow students to successfully form professionally significant competencies, positively influence their motivation for development. Conclusions. Based on all of the above, it can be concluded that the development of the problem of the formation of professionally significant competencies among students shows the possibility of its effective solution through sports and recreation work at the university.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

381.

Контактная информация: self-test@internet.ru

Статья поступила в редакцию 29.05.2022

УДК 796.011

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Максим Владимирович Рудин, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Валерьевич Сысоев, кандидат педагогических наук, доцент, Надежда Вячеславовна Пешкова, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Николаевна Стратиенко, доктор медицинских наук, профессор, Елена Викторовна Шкуричева, старший преподаватель, Юрий Васильевич Поддубный, старший преподаватель, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск

Аннотация

Ведение. Содержание статьи посвящено проблеме формирования компетенций у студентов посредством физкультурно-оздоровительной деятельности. Целью исследования является конкретизация эмпирических и теоретических принципов и положений, показывающих применение и результат компетентностного подхода в процессе спортивно-оздоровительной деятельности студентов. Методы исследования: эмпирические; теоретические. Методика. Опытно--экспериментальная работа по изучению трудности воспроизведения компетентностного подхода в организации спортивно-оздоровительной работы студентов базировалась на результатах и статистике разработанного теоретического анализа и выведенной теоретической модели. Результаты. Полученные эмпирические данные подтверждают, что правильно созданная педагогическая обстановка в процессе спортивно-оздоровительной деятельности и применение новых методов как в обучении, так и во внеаудиторной работе, позволяют успешно сформировать у студентов профессионально-значимые компетенции, положительно влиять на их мотивацию к развитию. Выводы. По всему вышесказанному можно заключить, что разработка проблемы формирования профессионально значимых компетенций у студентов, показывает возможность ее эффективного решения через спортивно-оздоровительную работу в вузе.

Ключевые слова: компетенция, компетентность студентов, спортивно-оздоровительная-деятельность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p323-327

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES AMONG STUDENTS THROUGH SPORTS AND RECREATIONAL ACTIVITIES

Maxim Vladimirovich Rudin, the candidate of pedagogical sciences, docent, Vladimir Va-lerievich Sysoev, the candidate of pedagogical sciences, docent, Nadezhda Vyacheslavovna Peshkova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Elena Nikolaevna Stratienko, the doctor of medical sciences, professor, Elena Viktorovna Shkuricheva, the senior teacher, Yuri Vasilevich Poddubny, the senior teacher, Bryansk State Academician I.G. Petrovski University,

Bryansk

Abstract

Conduction. The content of the article is devoted to the problem of the formation of competencies among students through physical culture and recreational activities. The purpose of the study is to concretize empirical and theoretical principles and provisions showing the application and result of the competence approach in the process of sports and recreational activities of students. Research methods: empirical; theoretical. Methodology. Experimental work on the study of the difficulty of reproducing the competence approach in the organization of sports and recreation work of students was based on the results and statistics of the developed theoretical analysis and the derived theoretical model. Results. The

empirical data obtained confirm that the properly created pedagogical environment in the process of sports and recreation activities and the use of new methods both in teaching and in extracurricular work, allow students to successfully form professionally significant competencies, positively influence their motivation for development. Conclusions. Based on all of the above, it can be concluded that the development of the problem of the formation of professionally significant competencies among students shows the possibility of its effective solution through sports and recreation work at the university.

Keywords: competence, competence of students, sports and health-improving activity.

ВВЕДЕНИЕ

В начале XXI века произошли значительные перемены в процессе образования нашей страны, а если говорить более конкретно, то трансформировалась его направленность, цели, задачи, содержание и конечные результаты. Процесс образования стал более направлен на творчество, свободный выбор и развитие человека, появилась возможность конкуренции и самостоятельности среди обучающихся, больше внимания начало уделяться знаниям и опыту будущих профессионалов. Это явилось следствием того, что мир и наша страна всё больше нуждались в людях, которые вели бы себя уверенно и автономно в любой ситуации. Такие люди должны заранее знать возможный исход событий и последствий какой-либо ситуации, уметь договариваться с другим человеком, быть патриотом своей страны и понимать, что они участвуют в дальнейшей судьбе своего государства. Ответственный, образованный и предприимчивый человек всегда имел огромную ценность в обществе. Такие реформы в образовании были закреплены в Федеральном законе «Об Образовании» [1].

Все корректировки в сфере образования, возникающие не только в нашей стране, но и во всём мире, вели за собой необходимость их объединения в единый вывод, который бы показывал личностный и целостный результат. В качестве свойства оценки успехов образования выделена компетентность. Это подчёркивает проблему проведения ком-петентностного подхода во время обучения [2].

Так, на формирование и становление человека как личности очень сильное влияние оказывает высшее образование. Оно также может менять и образ жизни человека. Студенты, которые на данный момент обучаются в университете, в ближайшем будущем начнут формировать потребности у подрастающего поколения к спортивно-оздоровительной деятельности [3]. Например, они могут работать в школе или другом учебном заведении. Но чтобы научить детей, привить у них любовь к физической культуре, будущий учитель должен сам проанализировать и понять, что такое для него физическая культура, как он к ней относится, готов ли он быть наставником в этом деле для других. Подобное понимание индивидом хорошо сказывается на его дальнейшем профессиональном росте. Ведь, после осмысления и сознания, человек не просто получает знания, он интерпретирует их под себя, выделяет нужное и придумывает что-то новое, ищет всевозможные пути совершенствования своей личной физической культуры.

Целью исследования является конкретизация эмпирических и теоретических принципов и положений, показывающих применение и результат компетентностного подхода в процессе спортивно-оздоровительной деятельности студентов, определение педагогических правил его исполнения, получение результата образования, который будет обоснован по критериям или характеристикам, проявившимся с позиции профессионального становления специалиста на 4-х уровнях: «знать», «уметь», «владеть» и «применять в профессиональной деятельности» актуальные методы спортивной и оздоровительной деятельности, проявляющие себя в составе компетенций сбережения здоровья, улучшения самочувствия, самосовершенствования, укрепления своего здоровья для того, чтобы в нужной степени освоить уровень физической подготовки к совершенной социальной и профессиональной активности. Личная и персональная физическая культура более сложно поддаётся изучению и исследованию. Она влечёт за собой значительный интерес, потому что конкретно индивид воздействует на будущее развитие и

изучение явления физической культуры. Он же (индивид) представляет физическую культуру в социуме.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Ключевыми методами исследования стали:

- эмпирические (наблюдение, эксперимент, опыт, анкетирование, тестирование, опрос, интервьюирование, анализ продуктов деятельности);

- теоретические (анализ литературы и интернет-ресурсов, сравнение, изучение и обобщение опыта педагогов и специалистов, моделирование, проектирование).

Для оценки и анализа вероятной важности итогов и результатов нашего эксперимента применялись: экспертная оценка, ^критерий Стьюдента.

МЕТОДИКА

Опытно-экспериментальная работа по изучению трудности воспроизведения ком-петентностного подхода в организации спортивно-оздоровительной работы студентов базировалась на результатах и статистике разработанного теоретического анализа и выведенной теоретической модели. Процесс разработки, обоснования и внедрения программы исследования основывались на научных принципах и положениях проведения педагогического исследования и педагогической диагностики (К. Ингекамп [4], В.В. Краевский [5]). К таким принципам, в частности, относят: точность, достоверность, системность, доказательность, целесообразность, экономичность, комплексность, обоснованность, объективность и субъективность, непрерывность, дополнительность и многие другие. Данные принципы соблюдались на всех ступенях экспериментальной работы и являлись ее методологическим фундаментом. Опытно-экспериментальная работа также базировалась на этих принципах. Метод наблюдения и анализ продуктов деятельности были использованы для того, чтобы полноценно оценить и проанализировать начальную базу профессиональных компетенций студентов.

При оценивании мы пользовались следующими методами: сравнение результатов с контрольными нормативами, система баллов и сравнений, игровые способы и методы, анкетирование и опрос, тестирование на компьютерах и т. д.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Данные нашего исследования представлены в таблице. На ней можно увидеть связь ЭГ и КГ при формировании компетенций в процессе спортивно-оздоровительной работы.

Таблица - Общая таблица уровней сформированности компетенций у студентов в ЭГ и КГ в ходе эксперимента в %_

Группы компетенций Группы Высокий Средний Низкий

До эксп. После эксп. До эксп. После эксп. До эксп. После эксп.

Личностно-рефлексивный КГ 18 42 11 19 72 36

ЭГ 12 60 14 21 70 10

Операционально-практический КГ 14 51 22 32 62 14

ЭГ 12 63 24 25 61 10

Когнитивный КГ 17 62 27 29 54 11

ЭГ 15 65 24 23 61 12

По табличным значениям мы можем увидеть, что в обеих группах в начале эксперимента доминируют средние и низкие уровни сформированности профессионально значимых компетенций. К концу экспериментального опыта студенты из ЭГ значительно повысили свою ступень сформированности компетенций, а у доли студентов из КГ не было замечено никаких изменений.

При изучении анализа уровней сформированности компетенций у студентов подтвердилось, что все обучающиеся продвинулись в своём развитии. Стоит отметить ЭГ -

она лидирует в сравнении с КГ.

Показали данных таблицы обосновывают продуктивность экспериментальных методов. Это показывает коэффициент конкордации - W = 0,79, значение ZW = 23,76, значение Zo,95 = 0,103 . Так как zW > Zo,95 , согласие экспертов подтверждено, а также

обобщенный показатель t - критерия Стьюдента для числа степеней свободы v = (Nj + N2) - 2 =323-2=321, который отражает общее количество студентов, представляющих КГ и ЭГ, участвующие в эксперименте, равен 323 студентам. Настоящее значение коэффициента больше табличного, а именно 3, 769> 2,5923 при уровне значимости Р=0,01 и при Р=0,05 значение t также больше t=1.9679, поэтому, мы имеем право сказать, что разница в средних показателях сформированности профессионально значимых компетенций у участников КГ и ЭГ считается достоверной.

Следовательно, представленные нами опытные данные в таблице отражают в себе положительные изменения в формировании профессионально значимых компетенций, которые появляются в результате правильно созданной педагогической обстановки. Для КГ нами были разработаны теоретические знания о предмете, с помощью неё навыки и умения студентов немного изменились в лучшую сторону. Однако, наиболее значительные изменения произошли у испытуемых ЭГ. Можем отметить факт, что за опытный период в ЭГ также увеличилась мотивация для познания спортивно-оздоровительной деятельности. При обработке экспериментальных данных были выявлены статистически достоверные различия (р<0,05) между КГ и ЭГ за время научного опыта.

Отметим, что все исследуемые показатели улучшились, особенно у студентов ЭГ. Задания, направленные на изучение теории, помогли студентам ЭГ продвинуть свои знания на новый уровень. Практика показала положительные изменения при установлении контрольных нормативов. Как видим, итоги исследования позволяют привести выводы о важности спортивно-оздоровительной деятельности в процессе формирования профессионально значимых компетенций. Такая деятельность помогает студентам добиться наилучших результатов в своей будущей профессиональной деятельности. Гипотеза, которую мы поставили в самом начале нашего исследования, подтвердилась с помощью анализа контрольных нормативов. Выдвинутые задачи успешно решены.

ВЫВОДЫ

Полученные эмпирические данные подтверждают, что правильно созданная педагогическая обстановка в процессе спортивно-оздоровительной деятельности и применение новых методов как в обучении, так и во внеаудиторной работе, позволяют успешно сформировать у студентов профессионально-значимые компетенции, положительно влиять на их мотивацию к развитию. В итоге проделанной опытно-экспериментальной работы нам удалось повысить качество усвоения материала студентами по сравнению с исходным состоянием дел. Буквально все участники эксперимента поняли для себя значимость спортивно-оздоровительной деятельности в своей грядущей работе. Множество студентов заметили тягу к саморазвитию, становлению профессиональных компетенций, специализации. Всему этому поспособствовало умение студентов правильно оценить свои возможности и сопоставить свой уровень с рекомендуемыми стандартами.

Итак, можно заключить, что разработка проблемы формирования профессионально значимых компетенций у студентов, показывает возможность ее эффективного решения через спортивно-оздоровительную работу в вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ: // Гарант : [сайт].. - URL: http://ivo.garantru/#/document/70291362/paragraph/1:2 (дата обращения: 10.04.2022).

2. Рудин М.В. Компетентностный подход к организации спортивно-оздоровительной деятельности студентов в вузе : монография / М.В. Рудин, Н.А. Часова, А.И. Калоша. - Брянск : Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2015. - 188 с.

3. Рудин М.В. Спортивно-оздоровительная деятельность как основная форма сформиро-ванности компетенций у студентов / М.В. Рудин // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2016. - № 4. - С.72-77.

4. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика / К. Ингенкамп. - Москва : Педагогика, 1991. - 238 с.

5. Краевский, В.В. Методология педагогики / В.В. Краевский. - Чебоксары: Чувашский университет, 2001. - 243 с.

REFERENCES

1. State Duma of Russian Federation (2012), "On Education in the Russian Federation", The Federal Law of the Russian Federation of December 29, 2012 No. 273, available at: http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/1:2.

2. Rudin, M.V., Chasova, N.A. and Kalosha, A.I. (2015), Competence-based approach to the organization of sports and recreational activities of students at the university, Bryansk.

3. Rudin, M.V. (2016), "Sports and recreation activity as the main form of competence formation among students", Izvestiya Tula State University. Physical Culture. Sport, No. 4, pp. 72-77.

4. Ingenkamp, K. (1991), Pedagogical diagnostics, Pedagogika, Moscow.

5. Kraevsky, V. V. (2001), Methodology of pedagogy, Chuvash University, Cheboksary.

Контактная информация: fizvoss@bk.ru

Статья поступила в редакцию 31.05.2022

УДК 796. 011.3

ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Татьяна Владимировна Сапсаева, старший преподаватель, Наталья Валерьевна По-лищук, старший преподаватель, Наталья Евгеньевна Винтовкина, преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф.

М.А. Бонч-Бруевича

Аннотация

Актуальной проблемой современного состояния здоровья молодёжи является то, что более половины молодых людей характеризуются слабой физической подготовленностью и низким уровнем показателей функциональных систем организма. В то же время не подвергается сомнению тот факт, что адекватная и физиологически обоснованная физическая активность способствует не только развитию физических качеств, повышению уровня здоровья и адаптационных резервов занимающихся, но и поддержанию умственной работоспособности. Формирование здорового стиля жизни и укрепление общественного здоровья относится к приоритетным проектам реализации Государственной программы РФ «Развитие здравоохранения на 2018-2025 гг.». Президент России Владимир Путин подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В интервью он, в частности, указал, что до 2024 года планируется увеличить до 55 % долю граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Задачи по формированию здоровья входят в ФГОС всех уровней образования. Следовательно, педагогический процесс физического воспитания молодёжи должен отвечать современным вызовам общества, включать инновационные эффективные, физиологически обоснованные технологии в процессе физкультурных занятий, а также методы управления ими.

Ключевые слова: студенты, уровень физической активности, физическая подготовленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.