Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА'

ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сапсаева Татьяна Владимировна, Полищук Наталья Валерьевна, Винтовкина Наталья Евгеньевна

Актуальной проблемой современного состояния здоровья молодёжи является то, что более половины молодых людей характеризуются слабой физической подготовленностью и низким уровнем показателей функциональных систем организма. В то же время не подвергается сомнению тот факт, что адекватная и физиологически обоснованная физическая активность способствует не только развитию физических качеств, повышению уровня здоровья и адаптационных резервов занимающихся, но и поддержанию умственной работоспособности. Формирование здорового стиля жизни и укрепление общественного здоровья относится к приоритетным проектам реализации Государственной программы РФ «Развитие здравоохранения на 2018-2025 гг.». Президент России Владимир Путин подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В интервью он, в частности, указал, что до 2024 года планируется увеличить до 55 % долю граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Задачи по формированию здоровья входят в ФГОС всех уровней образования. Следовательно, педагогический процесс физического воспитания молодёжи должен отвечать современным вызовам общества, включать инновационные эффективные, физиологически обоснованные технологии в процессе физкультурных занятий, а также методы управления ими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сапсаева Татьяна Владимировна, Полищук Наталья Валерьевна, Винтовкина Наталья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL PERFORMANCE OF THE MAIN FUNCTIONAL SYSTEMS OF THE BODY IN STUDENTS OF A TECHNICAL UNIVERSITY

The urgent problem of the current state of youth health is that more than half of young people are characterized by poor physical fitness and low level of indicators of functional systems of the body. At the same time, there is no doubt that adequate and physiologically justified physical activity contributes not only to the development of physical qualities, improving the level of health and adaptive reserves of those involved, but also to maintaining mental performance. The formation of a healthy lifestyle and the strengthening of public health is one of the priority projects of the implementation of the State Program of the Russian Federation "Development of healthcare for 2018-2025". Russian President Vladimir Putin signed a decree "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024." In an interview, he, in particular, indicated that by 2024 it is planned to increase to 55% the share of citizens systematically engaged in physical culture and sports. Tasks for the formation of health are included in the FSES of all levels of education. Consequently, the pedagogical process of physical education of young people should meet the modern challenges of society, include innovative effective, physiologically sound technologies in the process of physical education classes, as well as methods of managing them.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА»

2. Рудин М.В. Компетентностный подход к организации спортивно-оздоровительной деятельности студентов в вузе : монография / М.В. Рудин, Н.А. Часова, А.И. Калоша. - Брянск : Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2015. - 188 с.

3. Рудин М.В. Спортивно-оздоровительная деятельность как основная форма сформиро-ванности компетенций у студентов / М.В. Рудин // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2016. - № 4. - С.72-77.

4. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика / К. Ингенкамп. - Москва : Педагогика, 1991. - 238 с.

5. Краевский, В.В. Методология педагогики / В.В. Краевский. - Чебоксары: Чувашский университет, 2001. - 243 с.

REFERENCES

1. State Duma of Russian Federation (2012), "On Education in the Russian Federation", The Federal Law of the Russian Federation of December 29, 2012 No. 273, available at: http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/1:2.

2. Rudin, M.V., Chasova, N.A. and Kalosha, A.I. (2015), Competence-based approach to the organization of sports and recreational activities of students at the university, Bryansk.

3. Rudin, M.V. (2016), "Sports and recreation activity as the main form of competence formation among students", Izvestiya Tula State University. Physical Culture. Sport, No. 4, pp. 72-77.

4. Ingenkamp, K. (1991), Pedagogical diagnostics, Pedagogika, Moscow.

5. Kraevsky, V. V. (2001), Methodology of pedagogy, Chuvash University, Cheboksary.

Контактная информация: fizvoss@bk.ru

Статья поступила в редакцию 31.05.2022

УДК 796. 011.3

ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Татьяна Владимировна Сапсаева, старший преподаватель, Наталья Валерьевна По-лищук, старший преподаватель, Наталья Евгеньевна Винтовкина, преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф.

М.А. Бонч-Бруевича

Аннотация

Актуальной проблемой современного состояния здоровья молодёжи является то, что более половины молодых людей характеризуются слабой физической подготовленностью и низким уровнем показателей функциональных систем организма. В то же время не подвергается сомнению тот факт, что адекватная и физиологически обоснованная физическая активность способствует не только развитию физических качеств, повышению уровня здоровья и адаптационных резервов занимающихся, но и поддержанию умственной работоспособности. Формирование здорового стиля жизни и укрепление общественного здоровья относится к приоритетным проектам реализации Государственной программы РФ «Развитие здравоохранения на 2018-2025 гг.». Президент России Владимир Путин подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В интервью он, в частности, указал, что до 2024 года планируется увеличить до 55 % долю граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Задачи по формированию здоровья входят в ФГОС всех уровней образования. Следовательно, педагогический процесс физического воспитания молодёжи должен отвечать современным вызовам общества, включать инновационные эффективные, физиологически обоснованные технологии в процессе физкультурных занятий, а также методы управления ими.

Ключевые слова: студенты, уровень физической активности, физическая подготовленность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p327-330

PHYSICAL PERFORMANCE OF THE MAIN FUNCTIONAL SYSTEMS OF THE BODY AMONG THE STUDENTS OF THE TECHNICAL UNIVERSITY

Tatiana Vladimirovna Sapsaeva, the senior teacher, Natalia Valeryevna Polishchuk, the senior teacher, Natalia Evgenievna Vintovkina, the teacher, The Bonch-Bruevich Saint Petersburg State University of Telecommunications

Abstract

The urgent problem of the current state of youth health is that more than half of young people are characterized by poor physical fitness and low level of indicators of functional systems of the body. At the same time, there is no doubt that adequate and physiologically justified physical activity contributes not only to the development of physical qualities, improving the level of health and adaptive reserves of those involved, but also to maintaining mental performance. The formation of a healthy lifestyle and the strengthening of public health is one of the priority projects of the implementation of the State Program of the Russian Federation "Development of healthcare for 2018-2025". Russian President Vladimir Putin signed a decree "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024." In an interview, he, in particular, indicated that by 2024 it is planned to increase to 55% the share of citizens systematically engaged in physical culture and sports. Tasks for the formation of health are included in the FSES of all levels of education. Consequently, the pedagogical process of physical education of young people should meet the modern challenges of society, include innovative effective, physiologically sound technologies in the process of physical education classes, as well as methods of managing them.

Keywords: students, level of physical activity, physical fitness.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение работоспособности основных функциональных систем организма у студентов имеет широкое практическое значение. Функциональные резервы организма обеспечивают возможность изменения функциональной активности его структурных элементов, их возможности взаимодействия между собой для адаптации к воздействию на организм факторов внешней среды с целью обеспечения оптимального для данных конкретных условий уровня функционирования организма и эффективности его деятельности для достижения целесообразного результата адаптации. В процессе адаптации может происходить изменение диапазона резервных возможностей организма и способности к их мобилизации [1].

Целью исследования явилась оценка уровня физической активности и работоспособности студентов в образовательном процессе Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича.

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Было опрошено более 100 студентов вуза с применением международного опросника физической активности - IPAQ. Участники заполнили подготовленную нами анкету, которая позволяет собирать информацию о времени и количестве энергии, затраченной на физическую активность высокой, умеренной и низкой (ходьба) интенсивности. В каждом разделе студенты указывали частоту физической активности за последние 7 дней (число дней) и продолжительность (часы, минуты), в последующем переведенные в баллы (0-7 баллов). Для численной оценки уровня интенсивности физической активности использовали показатель МЕТ (метаболический эквивалент - энергозатраты на физическую активность). Величину МЕТ определяли путем умножения времени на количество дней, затраченных на данную активность в неделю и на соответствующий коэффициент физической активности (при физической активности низкой интенсивности - 3,3, умеренной интенсивности - 4,0 и высокой интенсивности - 8,0). Общее количество энергетических затрат находили путем суммирования всех МЕТ для всех видов активности. Для

определения уровня физической активности использовали следующие критерии показателей МЕТ:

1) студенты с высоким уровнем физической активности (3 и более дня в неделю физической активности высокой интенсивности, с достижением уровня метаболических затрат 1500 МЕТ-мин/нед или 7 дней в неделю нагрузок любой интенсивности, с достижением уровня метаболических затрат 3000 МЕТ-мин/нед.);

2) студенты со средним уровнем физической активности (3 и более дня в неделю физической активности высокой интенсивности, продолжительностью не менее 20 минут или 5 и более дней в неделю физической активности умеренной степени или ходьбы, продолжительностью не менее 30 минут или 5 и более дней в неделю нагрузок любой интенсивности, с достижением уровня метаболических затрат 600 МЕТ-мин/нед.);

3) студенты с низким уровнем физической активности (студенты, которые не подходят к критериям других двух категорий).

Статистическую обработку полученных данных осуществляли с помощью пакета статистических программ Statistica. Рассчитывали среднее арифметическое (М), ошибку средней арифметической (т). Для статистической значимости различий между группами использовали критерий ^Стьюдента. Различия считались статистически значимыми при р<0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Установлено, что студентов с средним уровнем физической активности было 38,84% (доля девушек составляла 40,56%, а доля юношей - 34,95%). Одна треть студентов имела низкую физическую активность - 34,23% (при этом девушек - 36,91% и юношей - 28,16%). Меньше всего было обследуемых с физической активностью высокой интенсивности - 26,93% (девушек - 22,53%, а юношей - 36,89%).

Анализ данных, полученных в результате исследований, показывает, что энерготраты у студентов с высоким уровнем физической активности составляют 4353,19±319,83 МЕТ-мин/нед. При этом юноши с высокой физической активностью тратили достоверно больше энергии, чем девушки с физической активностью высокой интенсивности (4861,54±551,89 МЕТ-мин/нед и 3562,44±342,74 МЕТ-мин/нед соответственно, р<0,05). Затраты энергии у студентов с физической активностью средней интенсивности составляли 2431,13±147,36 МЕТ-мин/нед. Сопоставление результатов в зависимости от пола обследуемых показало, что юноши и девушки со средней физической активностью имеют практически одинаковые показатели затрат энергии (2657,38±342,30 МЕТ-мин/нед и 2670,23±190,56 МЕТ-мин/нед). Также было отмечено, что у студентов с низким уровнем физической активности энергозатраты составляли 1940,47±124,61 МЕТ-мин/нед (при этом девушки тратили 1590,35±117,39 МЕТ-мин/нед, а юноши - 1590,35±117,39 МЕТ-мин/нед) (таблица).

Таблица - Показатели затрат энергии на осуществление физической активности студенту_

" ----Урфиз. активности Пол ——— высокий средний низкий

девушки 3562,44±342,74 2670,23±190,56 1590,35±117,39

юноши 4861,54±551,89 2657,38±342,30 2486,17±287,04

всего 4353,19±319,83 2431,13±147,36 1940,47±124,61

Анализ литературы, посвященной физической активности студентов, показал, что данные исследований других авторов в целом согласуются с результатами нашей работы. Оказалось, что 47% студентов Санкт-Петербурга имеют среднюю физическую активность, в то время как доля студентов с средним уровнем физической активности в нашем университете составляет 38,84%. Студентов с высоким уровнем физической активности в Санкт-Петербурге 19%, что меньше, чем у нас (26,93%). Доля студентов с низкой физиче-

ской активностью в Санкт-Петербурге и у нас не отличалась (34% и 34,23% соответственно). Отмечено, что физическая активность высокой интенсивности среди студентов г. Санкт-Петербурга, чаще встречается у юношей, а средняя физическая активность - у девушек.

ВЫВОД

Данные исследования показали, что физическая работоспособность основных функциональных систем организма у студентов возможна при интенсивной физической активности и использовании студентами простейших приемов самотестирования медико-биологического характера. Только правильное планирование и взаимосвязь качественно проводимых занятий по физической культуре в вузе, позволит оптимизировать учебно -тренировочный процесс и формировать физическую культуру личности студентов вуза. В связи с этим, актуальным остаётся изучение функционального состояния систем организма студентов на протяжении всего периода обучения в университете.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ванюшин Ю.С. Инновационные способы оценки функционального состояния и резервных возможностей организма спортсменов и студентов / Ю.С. Ванюшин, Ахметов И.А. // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма : материалы X Международной научно-практической конференции. - Уфа : Изд-во УГАТУ, 2016. - С. 338-341.

2. Токарева А.В. Формирование навыков организации самостоятельных аэробных тренировок у студентов вузов для успешной сдачи экзаменационной / А.В. Токарева // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. - С. 12-15.

REFERENCES

1. Vanyushin, Yu.S., and Akhmetov, I.A. (2016), "Innovative ways of assessing the functional state and reserve capabilities of the body of athletes and students", Actual problems of physical culture, sports and tourism: materials of the X International scientific and practical Conference, UGATU Publishing House, Ufa, pp. 338-341.

2. Tokareva, A.V. (2016), "Formation of skills of organizing independent aerobic training for university students for successful passing of the examination", Theory and practice of physical culture, No. 9. pp. 12-15.

Контактная информация: tsapsaeva@bk.ru

Статья поступила в редакцию 29.05.2022

УДК 796.011.2

СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ЖИЗНЕННО-НЕОБХОДИМЫЕ» И «ЖИЗНЕННО-ВАЖНЫЕ» СПОСОБНОСТИ В ТЕРМИНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКИ

Владимир Владимирович Севастьянов, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, Ирина Александровна Сабирова, доктор педагогических наук, доцент, Воронежский институт МВД России, г. Воронеж, Евгений Андреевич Стеблецов, кандидат педагогических наук, профессор, Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, Иван Владимирович Битюцких, кандидат педагогических наук, Воронежский институт МВД России, г. Воронеж

Аннотация

В статье представлена актуальная и недостаточно разработанная в отечественных педагогических исследованиях проблема формирования жизненно-важных и жизненно-необходимых физических способностей в системе профессиональной физической подготовке. Повышение качества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.