Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональные компетенции / компетентностный подход / психолого-педагогические и музыкально-педагогические дисциплины / педагогическая практика / творческий вуз / professional competencies / competence-based approach / psychological and pedagogical and musical and pedagogical disciplines / pedagogical practice / creative university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крылова Юлия Сергеевна, Анцева Валерия Павловна

Актуальность данного исследования обусловлена повышением требований работодателей к качеству подготовки студентов-музыкантов к педагогической деятельности. Цель данного исследования описать опыт формирования профессиональных (педагогических) компетенций у студентов-музыкантов, обучающихся в консерватории по программам среднего профессионального и высшего образования. Методы исследования. Основные положения и выводы исследования основаны на теории развития музыкальных способностей, компетентностном подходе. Теоретические методы исследования представлены анализом сущностных характеристик профессиональных компетенций, формируемых у обучающихся в процессе теоретической подготовки и педагогической практики, эмпирические анкетированием работодателей, направленным на выявление удовлетворённости качеством подготовки выпускников консерватории. Научная новизна и/или теоретическая и/ или практическая значимость. В исследовании определены проблемы формирования профессиональных компетенций у студентов-музыкантов в процессе подготовки к педагогической деятельности: незнание обучающимися нормативноправовой документации в области музыкального образования, несоотнесённость содержания теоретического обучения и педагогической практики с формируемыми профессиональными компетенциями. Решение данных проблем позволит внести коррективы в процесс подготовки выпускников к педагогической деятельности. Результаты исследования. На первом этапе исследования были разработаны рабочие программы дисциплин (РПД) психолого-педагогического и музыкально-педагогического циклов по программам среднего профессионального и высшего образования в разрезе специальностей подготовки в Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова, ориентированные на актуальные требования современного рынка труда. Затем с помощью анкетирования работодателей выявлены проблемы в профессиональной подготовке студентов-музыкантов к педагогической деятельности. Выводы. В данном исследовании предложен комплекс мер по формированию профессиональных компетенций у студентов-музыкантов в процессе их подготовки к педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крылова Юлия Сергеевна, Анцева Валерия Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF MUSIC STUDENTS IN THE PROCESS OF PREPARATION FOR PEDAGOGICAL ACTIVITY

Abstract Relevance. The increasing requirements of employers to the quality of training of student musicians for pedagogical activity explain the relevance of this research. Aim. To describe the experience of forming professional (pedagogical) competencies among music students studying at the conservatory under the programs of secondary vocational and higher education. Research methods. The main provisions and conclusions of the study are based on the theory of the development of musical abilities, the competence-based approach. Theoretical research methods are presented by the analysis of the essential characteristics of professional competencies formed in students in the process of theoretical training and teaching practice; empirical by a survey of employers which was aimed at identifying satisfaction with the conservatory graduates training quality. Theoretical and practical significance of the research. The study identifies the problems of the professional competencies formation among music students in the process of preparing for pedagogical activity: students' ignorance of regulatory and legal documentation in the field of music education, the lack of correlation between the content of theoretical training, pedagogical practice and the formed professional competencies. The solution of these problems will make it possible to make adjustments in the process of preparing graduates for pedagogical activity. Research results. At the first stage of the study, work programs of disciplines (WPs) of psychological-pedagogical and musical-pedagogical cycles were developed for programs of secondary vocational and higher education in the context of training specialties at the Petrozavodsk State Conservatory named after A.K. Glazunov. Then, with the help of the survey of employers, problems were identified in the professional preparation of student musicians for pedagogical activity. Conclusions. This study proposes a set of measures for the formation of professional competencies in students-musicians in the process of their preparation for pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 78. 01

Б01: 10.18384/2949-4974-2023-3-147-156

формирование профессиональных компетенций у студентов-музыкантов в процессе подготовки к педагогической деятельности

Крылова Ю. С, Анцева В. П.

Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова 185035, г. Петрозаводск, ул. Ленинградская, д. 16, Российская Федерация

Аннотация

Актуальность данного исследования обусловлена повышением требований работодателей к качеству подготовки студентов-музыкантов к педагогической деятельности. Цель данного исследования - описать опыт формирования профессиональных (педагогических) компетенций у студентов-музыкантов, обучающихся в консерватории по программам среднего профессионального и высшего образования.

Методы исследования. Основные положения и выводы исследования основаны на теории развития музыкальных способностей, компетентностном подходе. Теоретические методы исследования представлены анализом сущностных характеристик профессиональных компетенций, формируемых у обучающихся в процессе теоретической подготовки и педагогической практики, эмпирические - анкетированием работодателей, направленным на выявление удовлетворённости качеством подготовки выпускников консерватории. Научная новизна и/или теоретическая и/ или практическая значимость. В исследовании определены проблемы формирования профессиональных компетенций у студентов-музыкантов в процессе подготовки к педагогической деятельности: незнание обучающимися нормативно-правовой документации в области музыкального образования, несоотнесённость содержания теоретического обучения и педагогической практики с формируемыми профессиональными компетенциями. Решение данных проблем позволит внести коррективы в процесс подготовки выпускников к педагогической деятельности.

Результаты исследования. На первом этапе исследования были разработаны рабочие программы дисциплин (РПД) психолого-педагогического и музыкально-педагогического циклов по программам среднего профессионального и высшего образования в разрезе специальностей подготовки в Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова, ориентированные на актуальные требования современного рынка труда. Затем с помощью анкетирования работодателей выявлены проблемы в профессиональной подготовке студентов-музыкантов к педагогической деятельности.

Выводы. В данном исследовании предложен комплекс мер по формированию профессиональных компетенций у студентов-музыкантов в процессе их подготовки к педагогической деятельности.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, компетентностный подход, психолого-педагогические и музыкально-педагогические дисциплины, педагогическая практика, творческий вуз

© CC BY Крылова Ю . С. , Анцева В . П . , 2023 .

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF MUSIC STUDENTS IN THE PROCESS OF PREPARATION FOR PEDAGOGICAL ACTIVITY

Yu. Krylova, V. Antseva

Petrozavodsk State Conservatory named after A. K. Glazunov ul Leningradskaya, 16, Petrozavodsk,185035, Russian Federation

Abstract

Relevance. The increasing requirements of employers to the quality of training of student musicians for pedagogical activity explain the relevance of this research.

Aim. To describe the experience of forming professional (pedagogical) competencies among music students studying at the conservatory under the programs of secondary vocational and higher education. Research methods. The main provisions and conclusions of the study are based on the theory of the development of musical abilities, the competence-based approach. Theoretical research methods are presented by the analysis of the essential characteristics of professional competencies formed in students in the process of theoretical training and teaching practice; empirical - by a survey of employers which was aimed at identifying satisfaction with the conservatory graduates training quality. Theoretical and practical significance of the research. The study identifies the problems of the professional competencies formation among music students in the process of preparing for pedagogical activity: students' ignorance of regulatory and legal documentation in the field of music education, the lack of correlation between the content of theoretical training, pedagogical practice and the formed professional competencies. The solution of these problems will make it possible to make adjustments in the process of preparing graduates for pedagogical activity. Research results. At the first stage of the study, work programs of disciplines (WPs) of psychological-pedagogical and musical-pedagogical cycles were developed for programs of secondary vocational and higher education in the context of training specialties at the Petrozavodsk State Conservatory named after A.K. Glazunov. Then, with the help of the survey of employers, problems were identified in the professional preparation of student musicians for pedagogical activity. Conclusions. This study proposes a set of measures for the formation of professional competencies in students-musicians in the process of their preparation for pedagogical activity. Keywords: professional competencies, competence-based approach, psychological and pedagogical and musical and pedagogical disciplines, pedagogical practice, creative university

ВВЕДЕНИЕ

Современное образование ориентировано на подготовку специалиста, обладающего компетенциями, релевантными запросам социально-экономического сектора экономики нашей страны . Профессиональные компетенции, формируемые у обучающихся в образовательных организациях сферы культуры и искусства, сформулированы в федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального и высшего образования, начиная с 2014 г. и, соответственно, с 2018 г. в поколении стандартов высшего образования 3++. Эти компетенции отражают все виды

деятельности выпускников в областях «Культура и искусство», «Образование» .

Компетентностный подход

(В . Г. Александрова [1], А. А. Вербицкий [3], И. А. Зимняя1, А. В . Хуторской [14], В. Е. Цибульникова [15] и др. ). является одним из основных в подготовке будущих специалистов в творческих ссузах и вузах При этом профессиональные компетенции наравне с комплексом знаний,

1 Зимняя И . А . Педагогическая психология: учебник для вузов: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям. Москва: Издательство Московского психолого-социального университета; Воронеж: МОДЭК, 2010. 447 с .

V14V

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

j 2023 / № 3

умений и навыков (ЗУН), а также с общими и универсальными компетенциями являются составной частью «программы» подготовки музыканта.

Профессиональные компетенции -это набор специальных способностей, «они проявляют себя как возможность совершать действие в особой ситуации, как обобщенный уровень подготовленности к этому действию» [12, с. 187].

Семантика понятия профессиональной компетенции в данном контексте заключается в возможности осуществлять трудовые действия не только в стандартных ситуациях, но и в условиях форс-мажора. Теоретическая база исследований компетентностного подхода достаточно обширна, точки зрения учёных на проблему формирования компетенций у будущих специалистов разнообразны Не раскрывая всего веера компетентных мнений, необходимо упомянуть те, которые коррелируют с проблемой формирования компетенций у студентов-музыкантов.

Профессиональные компетенции, формируемые у студентов-музыкантов, специфичны, они носят интегративный характер и связаны как с развитием специальных музыкальных способностей, позволяющих успешно заниматься профессиональной деятельностью, так и с развитием качеств личности, способствующих успешному выполнению будущими специалистами трудовых действий В связи с этим уместно привести исследования зарубежных и отечественных учёных о музыкальных способностях и их развитии в процессе обучения, проявления в исполнительстве (Л . Л . Бочкарёв [5], Д . К. Кирнарская [6], Р. Н . Слонимская [13] и др . ), о проявлении личностных и профессиональных качеств музыканта (Ю . С. Крылова [18], Е . С . Петенева [10], О . В . Стукалова [4], О. А. Якупова [16] и др ) и формировании отдельных компетенций и компетентностей, позволяющих в дальнейшем эффективно осуществлять профессиональную деятельность [2; 7; 8; 9; 11; 17; 19; 20].

В данной статье мы проанализируем практический опыт формирования профессиональных компетенций у студентов, обучающихся в Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова по программам среднего профессионального и высшего образования в процессе подготовки к педагогической деятельности

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Цель и задачи исследования

Целью исследования является описание опыта формирования профессиональных компетенций у студентов консерватории в процессе их подготовки к педагогической деятельности

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать сущностную характеристику педагогических компетенций, формируемых у обучающихся в рамках психолого-педагогических и музыкально-педагогических дисциплин, преподаваемых в консерватории, соотнести компетенции с требованиями работодателей к педагогической подготовке выпускников, разработать комплекс мер, направленных на формирование профессиональных (педагогических) компетенций у студентов-музыкантов

Методология и методы исследования

Методологической основой исследования стали научные положения теории развития музыкальных способностей, компетентностный подход, лежащий в основе подготовки музыкантов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального и высшего образования Авторы настоящей статьи опираются на труды отечественных исследователей по проблемам развития способностей к осуществлению музыкально-педагогической деятельности, формирования соответствующих компетенций и личностных качеств у будущих преподавателей музы-

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2023 / № 3

ки, создания педагогический условий для практической подготовки обучающихся Теоретические положения и выводы исследования основаны на общенаучных подходах: компетентностном, системно-деятельностном, герменевтическом и др

Методами исследования выступили: анализ профессиональных компетенций, формируемых у обучающихся в процессе теоретической подготовки и педагогической практики, анкетирование работодателей, целью которого было выявление уровня соответствия подготовки выпускников консерватории к практической деятельности

Организация исследования и ход работы

Исследование проходило в несколько этапов . На первом этапе были проанализированы требования Федеральных

государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования по специальностям 53 02 03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов), 53.02.06 Хоровое дирижирование, 53.03.01 Музыкальное искусство эстрады, 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство, 53 03 03 Вокальное искусство, 53 03 05 Дирижирование, 53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, 53 05 01 Искусство концертного исполнительства, 53 05 02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором, 53 05 04 Музыкально-театральное искусство, 53. 05. 05 Музыковедение, 53.05.06 Композиция Выбраны профессиональные компетенции, которые апеллируют к практическому содержанию педагогической деятельности выпускников (табл 1)

Таблица 1 / Table 1

Профессиональные (педагогические) компетенции (ПК) / Professional (pedagogical) competencies (PC)

Образовательные программы среднего профессионального образования1

Компетенция Сущностные характеристики компетенции

ПК 2 .1. Осуществление профессиональной педагогической деятельности в образовательных организациях различного типа и вида в сфере общешкольного и музыкального образования

ПК 2 . 2 . Использование знаний психолого-педагогических, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в педагогической деятельности

ПК 2 . 3 . Проведение анализа учебного занятия на соответствие содержания, методов и средств обучения и воспитания его целям . Умение корректировать свою преподавательскую деятельность на основе полученных результатов

ПК 2 . 7 . Планирование развития способностей обучающихся . Создание педагогических условий для формирования навыков самоконтроля и самооценки собственной деятельности обучающихся по дополнительным образовательным программам

ПК 2 . 9 . Осуществление педагогического взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам обучения и воспитания

Образовательные программы высшего образования2

ОПК-3 Компетенция включает способность: - планировать образовательный процесс; - выполнять методическую работу; - применять в образовательном процессе результативные для решения задач музыкально-педагогические методики; - разрабатывать новые технологии в области музыкальной педагогики

1 Профессиональные компетенции по педагогической деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования по специальностям 53 .02 .03 Инструментальное исполнительство и 53 .02 .06 Хоровое дирижирование идентичны .

2 Содержательный аспект обязательных профессиональных компетенций - ПКО и профессиональных компетенций (рекомендуемых) - ПК соответствует способностям выпускника в рамках общепрофессиональной компетенции - ОПК .

На следующем этапе - проведено анкетирование руководителей ряда общеобразовательных школ, детских школ искусств (по видам искусств) города Петрозаводска. Выбор видов образовательных организаций обусловлен областями деятельности выпускников консерватории . Форма ответов респондентов была свободной мы разделили их на категории и представили ответы в процентном соотношении к числу опрошенных

Как видно из результатов, не все студенты консерватории проходят педагогическую практику в образовательных организациях, часть обучающихся осуществляет практическую деятельность в исполнительских коллективах, что также соответствует профилю подготовки Работодатели в целом удовлетворены сформированными у выпускников профессиональными компетенциями Тем не менее при анкетировании выявлен ряд проблем, что можно проследить в таблице 2 Результаты исследования и их обсуждение. Таким образом, проведя корреляцию содержания РПД с результатами анкетирования работодателей, нами

были выявлены направления, которые необходимо усовершенствовать В связи с этими направлениями мы предлагаем комплекс мер по формированию профессиональных компетенций у студентов-музыкантов в процессе подготовки к педагогической деятельности:

1 Переосмыслить задачи теоретической подготовки обучающихся к педагогической деятельности, основываясь на содержании дисциплин «Основы психологии», «Основы педагогики» (программы среднего профессионального образования), «музыкальная педагогика и психология» (программы высшего образования), а также учитывая запросы работодателей . Среди задач освоения указанных дисциплин указываются только те, которые направлены на организацию, планирование образовательного процесса, реализацию содержания музыкального образования, включая диагностику и развитие музыкальных способностей обучающихся, установление коммуникативных связей с родителями учеников Задачи должны также отражать знание основных нормативных правовых до-

Таблица 2 / Table 2

Результаты анкетирования работодателей / Results of Surveying Employers

Вопрос Варианты ответов Результаты

Удовлетворена ли ваша организация сформированными у выпускников профессиональными компетенциями? В полной мере 62,5%

Частично 37,5%

Проходят ли обучающиеся Консерватории педагогическую практику на базе вашей организации? Да 50%

Нет 50%

Укажите на недостатки в подготовке выпускников Консерватории Свободная форма Категории

Категории Результаты, %

Недостаточный уровень практической подготовки 50

Низкий уровень дисциплинированности 12,5

Низкий уровень общей профессиональной подготовки 12,5

Недостаточное знание нормативной и учебно-методической документации 12,5

Отсутствие взаимосвязи между теоретической подготовкой и практикой студентов 12,5

visy

кументов в области профессиональной деятельности, принципов разработки методических материалов, психолого-возрастных особенностей обучающихся

Отметим, что более комплексное формирование компетентных специалистов происходит в процессе освоения различных дисциплин в течение всего обучения по образовательным программам средне-

го профессионального и высшего образования

2 . Разработать рабочие программы дисциплин «Основы психологии», «Основы педагогики», «Музыкальная педагогика и психология», включив в них темы в соответствии с результатами предварительной аналитической работы в контексте формируемых профессиональных (педагогических) компетенций (табл 3)

Образовательные программы среднего профессионального образования

Квинтэссенция компетенции Пожелание работодателя

Осуществление педагогической деятельности в различных типах образовательных организаций с применением психолого-педагогических знаний Повышение уровня профессиональной подготовки

Проведение обучающимися анализа всех компонентов урока на предмет их эффективности Повышение практико-ориентированного характера образовательного процесса

Проектирование и создание условий для развития обучающихся Повышение уровня профессиональной подготовки

Рабочая программа дисциплины Название темы программы

Основы педагогики Сущность педагогической деятельности Структура целостного педагогического процесса Формы, методы и средства воспитания/обучения Основная нормативная база образовательных учреждений

Основы психологии Человек как субъект деятельности Познавательные и эмоционально-волевые психические процессы Индивидуальные особенности личности (понятие личности; способности и мотивация)

Образовательные программы высшего образования

Квинтэссенция компетенции Пожелание работодателя

Решение педагогических задач и применение в образовательном процессе эффективных методик и технологий Повышение уровня профессиональной подготовки

Планирование учебной и методической работы Изучение нормативной и учебно-методической документации

Рабочая программа дисциплины Название темы программы

Музыкальная педагогика и психология Организация учебного процесса в учреждениях образования различного типа и вида Планирование учебного процесса в образовательных организациях различного типа и вида Учебно-методическое обеспечение деятельности образовательной организации различного типа и вида

V15V

Таблица 3 / Table 3

Содержание РПД в контексте профессиональных (педагогических) компетенций / The content of the WPs in the context of professional (pedagogical) competencies

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

j 2023 / № 3

3. Организовать практическую подготовку студентов в рамках реализации программ педагогической практики в различных образовательных организациях. Традиционный подход: практическая подготовка осуществляется на основании договоров с базами практики При этом содержание практики прописывается в режиме векторного взаимодействия с работодателями, т е определяются лишь общие направления практической подготовки, формируемые компетенции не оцениваются Содержание практики также не находит отражения в договорах. Однако, на наш взгляд, это важный аспект взаимодействия в осуществлении практической подготовки студентов в рамках системного подхода. Алгоритм реализации данного подхода в данном случае: образовательная организация составляет программу практики совместно с потенциальными работодателями, в договоре прописываются характерные особенности и общие направления практической подготовки обучающихся консерватории, контроль над прохождением практики и оценивание сформированных компетенций проводится образовательной организацией совместно с работодателями

4 . Апробировать опыт разработки на Всероссийских музыкально-педагогических чтениях, проводимых кафедрами истории музыки и музыкальной педагогики и гуманитарных дисциплин Петрозаводской государственной консерватории имени А . К . Глазунова . Музыкально-педагогические чтения являются открытой профессиональной площадкой для обсуждения педагогического опыта в системе профессионального музыкального образования, к дискуссии на которой приглашаются преподаватели детских музыкальных школ, школ искусств, преподаватели и студенты образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования Обсуждаются актуальные вопросы методики преподавания учебных предметов и дисциплин

в учреждениях профессионального музыкального образования, вопросы преемственности (школа - колледж - вуз) в практике преподавания в музыкальном образовании, педагогическая практика в творческом вузе: опыт студента и эксперимент преподавателя, профессиональное развитие музыканта в современных условиях, практика профориентацион-ной работы в организациях среднего и высшего профессионального музыкального образования1.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе проведения исследования нами были проанализированы сущностные характеристики педагогических компетенций, формируемых у обучающихся в рамках психолого-педагогических и музыкально-педагогических дисциплин, преподаваемых в консерватории, разработан комплекс мер с учётом мнения работодателей . Результаты исследования позволили прийти к выводу, что формирование профессиональных компетенций может осуществляться на разных ступенях образования: среднего профессионального и высшего в рамках теоретического обучения, а также в период прохождения педагогической практики в образовательных организациях по областям деятельности выпускников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами Важно только при организации теоретического и практического обучения студентов учитывать актуальные положения законодательства Российской Федерации в области образования, меняющиеся социально-экономические условия и требования рынка труда в лице работодателей

1 Петрозаводская государственная консерватория имени А . К. Глазунова: кафедра истории музыки, кафедра музыкальной педагогики и гуманитарных дисциплин . Информационное письмо - VI Всероссийские музыкально-педагогические чтения от 13 апреля 2023 г. [Электронный ресурс]. URL: https:// glazunovcons . ru/images/pictures/science/mpch_inf_ pismo_2023 .pdf (дата обращения: 12.05 .2023).

И, соответственно, быстро и гибко реагировать на эти изменения .

Итак, нельзя не согласиться с мнением Е С Петеневой, пишущей о том, что: «чем больше деятельность отвечает потребностям личности, позволяет ей самореализоваться, чем меньше препятствий (мотивационных, личностных, профессиональных, социокультурных) на пути её осуществления, тем вероятнее всего человек "вписывает" в неё себя»

[10, с . 28]. Успешно сформированные профессиональные компетенции могут облегчить путь «вхождения» выпускника в практическую педагогическую деятельность независимо от того, в какой образовательной организации он её осуществляет: будь то вчерашняя база практики или новая образовательная организация

Дата поступления в редакцию 30.05.2023

литература

I. Александрова В. Г. Аксиологическая направленность компетентностного подхода в гуманно-личностном образовательном пространстве // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2011. № 2 . С. 56-63.

2 . Арановская И . В. , Сибирякова Г. Г. , Двойнина Г. Б . Формирование музыкально-исполнитель-

ской компетентности будущих педагогов-музыкантов в вузе // Современные проблемы развития образования . 2019 . № 3 . С 14-17.

3 . Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интег-

рации . Москва: Логос, 2009. 336 с . 4. Беккерман П . Б. , Стукалова О . В. Поддержка профессионального самоопределения будущих специалистов в сфере культуры и искусства в современных условиях: комплекс факторов и взаимодействия направлений // Наука и школа. 2021. № 4. С. 192-199. 5 . Бочкарёв Л. Л . Психология музыкальной деятельности. Москва: Институт психологии РАН, 2006 350 с

6. Кирнарская Д . К Homo Musicus. О способностях, одарённости и таланте. Москва: Слово, 2021. 462 с.

7 . Крылова Ю . С. Психолого-педагогические условия организации педагогической практики сту-

дентов музыкального колледжа // Школа будущего. 2019 . № 6. С. 122-130.

8 . Крылова Ю . С. Формирование компетенций у будущего музыканта: теоретический аспект //

Петрозаводская государственная консерватория имени А К Глазунова: школы, исследования, персоны (к 50-летнему юбилею): сборник научных статей . Петрозаводск: Версо, 2018 . С. 272-280.

9 . Новикова В . В . Формирование герменевтической компетенции музыканта-исполнителя в

образовательном процессе вуза: дис . ... канд. пед . наук. Воронеж, 2016. 270 с.

10 . Петенева Е. С. «Я-образ» личности студента-музыканта: психолого-педагогические аспек-

ты исследования // Музыкальное искусство и образование. 2022. Т. 10 . № 1. С. 25-41. DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-1-25-41.

II. Птицына М. И . , Рахимбаева И . Э . Культурные практики и их роль в профессиональной подготовке студентов-музыкантов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования . 2022. № 3 . URL: https://science-education .ru/ru/article (дата обращения: 11.05.2023). DOI: 10 ,17513/spno.31745.

12 Симонов Н В Сущность и структура профессиональной компетентности: анализ подходов и определение понятий // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2018 . № 1 (64). С. 186-192.

13 Слонимская Р Н Развитие музыкальных способностей студентов гуманитарных вузов: дис . д-ра пед наук Санкт-Петербург, 2008 607 с

14. Хуторской А . В . Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование 2003 № 2 С 59-64 15 . Цибульникова В. Е. Компетентностный подход в управлении образовательными системам // Педагогическое образование: вызовы XXI в. : материалы III Международной научно-практической конференции, посвящённой памяти выдающегося российского учёного-педагога Виталия Александровича Сластёнина / Курск, 20-21 сентября 2012 г. : в 2 ч . Ч . 1. Курск: Издательство Курского государственного университета, 2012 С 292-298

V15V

16. Якупова О . А. Целостность художественного и технического воспитания - условие интерпре-таторской культуры музыканта // Педагогический процесс как культурная деятельность: материалы III Международной научно-практической конференции / Самара, 4-8 декабря 2000 г. Самара: Институт развития образования, 2000. С. 169-171.

17. Davidova J. Music Teacher's Competences in the 21st Century // Pedagogika. 2019 . № 2 . Vol. 134. Р. 99-108.

18 . Krylova Y. , Bodina E . , Knyazeva G . Modern student value-semantic attitude formation towards cho-

sen occupation in University educational environment [Электронный ресурс] // Humanities and Social Sciences Reviews. 2019 . URL: https://mgesjournals.com (дата обращения: 11.05.2023).

19 . Namozova D. T. , Teshabayeva К. Sh. Competency Approaches to Increasing Students ' Musical Lit-

eracy [Электронный ресурс] // Eurasian Journal of Learning and Academic Teaching. 2023. Vol. 17 . URL. : https://geniusjournals. org (дата обращения: 03.06.2023).

20 Vernia C , Mercedes A Competency-based learning: Music education, the great forgotten // 4th International Conference on Higher Education Advances (HEAd'18) / Valencia, June 2018 . Valencia: Universitat Politecnica de Valencia, 2018 . P. 29-35.

1. Aleksandrova V. G . , Shishova M. I, [Axiological orientation of the competency approach a humane and personal education space]. In: Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obra-zovanie [Lomonosov Pedagogical Education Journal], 2011, no. 2, pp. 56-63.

2 . Aranovskaya I . V. , Sibiryakova G . G . , Dvoynina G . B. [The formation of musical and performing com-

petency of future music teachers at the university]. In: Sovremennyeproblemy razvitiya obrazovaniya [Problems of modern education], 2019, no. 3, pp. 14-17.

3 . Verbickij A . A . Lichnostnyj i kompetentnostnyj podhody v obrazovanii: problemy integracii [Personal

and competence approaches in education: problems of integration]. Moscow, Logos Publ . , 2009. 336 p . 4. Bekkerman P B. , Stukalova O . V. [Support of the professional self-determination of future specialists in the field of culture and art in modern conditions: a complex of factors and interaction of directions]. In: Nauka i shkola [Science and school], 2021, no. 4, pp. 192-199. 5 . Bochkaryov L. L. Psihologiya muzykalnoj deyatelnosti [Psychology of musical activity]. Moscow, Institute of Psychology RAS Publ. , 2006. 350 p . 6. Kirnarskaya D. K. Homo Musicus. O sposobnostyah, odaryonnosti i talante [Homo Musicus. About abilities, giftedness and talent]. Moscow, Slovo Publ. , 2021. 462 p.

7 . Krylova Yu. S . [Psychological and pedagogical conditions the organization of pedagogical music stu-

dents' practices college's]. In: Shkola budushchego [School of the Future], 2019, no . 6, pp. 122-130.

8 . Krylova Yu. S . [Formation of competencies in a future musician: theoretical aspect]. In: Petrozavods-

kaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni A. K. Glazunova: shkoly, issledovaniya, persony (k 50-letne-mu yubileyu): sbornik nauchnyh statej [Petrozavodsk State Conservatory named after A. K. Glazunov: schools, research, persons (for the 50th anniversary): a collection of scientific articles]. Petrozavodsk, Verso Publ. , 2018, pp. 272-280.

9 . Novikova V. V. Formirovanie germenevticheskoj kompetencii muzykanta-ispolnitelya v obrazovatelnom

processe vuza: dis. ... kand. ped. nauk [Formation of hermeneutic competence of a performing musician in the educational process of a university: Cand. Sci. thesis in Pedagogy]. Voronezh, 2016. 270 p.

10 . Peteneva E . S . ["Self-image" of the personality of a student musician: psychological and pedagogical

aspects of the research]. In: Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie [Musical art and education], 2022, vol. 10, no. 1, pp. 25-41. DOI: 10. 31862/2309-1428-2022-10-1-25-41.

11 Ptitsyna M I , Rakhimbaeva I E [Cultural practices and their role in professional training of music students]. In: Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2022, no. 3 . Available at: https://science-education. ru/ru/article (accessed: 11.05.2023) . DOI: 10 .17513/spno .31745.

12 . Simonov N . V. [The essence and structure of professional competence: approaches and definitions]. In:

Vestnik Severo-Kavkazskogo federalnogo universiteta [Newsletter of North-Caucasus Federal University], 2018, no. 1 (64), pp. 186-192.

13 . Slonimskaya R . N . Razvitie muzykalnyh sposobnostej studentovgumanitarnyh vuzov: dis. ... d-ra ped.

nauk [Development of musical abilities of students of humanitarian universities: Dr. Sci. thesis in Pedagogy] St Peterburg, 2008 607 p

references

14. Hutorskoy A . V. [Key competencies as a component of the personality-oriented paradigm of education]. In: Narodnoe obrazovanie [People's education], 2003, no . 2, pp . 59-64.

15 . Tsibulnikova V. E . [Competence-based approach in the management of educational systems]. In: Ped-

agogicheskoe obrazovanie: vyzovy XXI v.: materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii, posvyashchyonnoj pamyati vydayushchegosya rossijskogo uchyonogo-pedagoga Vitaliya Aleksan-drovicha Slastyonina / Kursk, 20-21 sentyabrya 2012 g. Ch. 1 [Pedagogical education: challenges of the 21st century: materials of the III International scientific and practical conference dedicated to the memory of the outstanding Russian scientist-teacher Vitaly Aleksandrovich Slastenin / Kursk, September 20-21, 2012. Pt. 1]. Kursk, Kursk State University Publishing House, 2012, pp. 292-298.

16 . Yakupova O . A . [The integrity of artistic and technical education is a condition for the interpretive

culture of a musician]. In: Pedagogicheskij process kak kul'turnaya deyatel'nost': materialy IIIMezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Samara, 4-8 dekabrya 2000 g. [Pedagogical process as cultural activity: materials of the III International Scientific and Practical Conference / Samara, December 4-8, 2000]. Samara, Institute for Educational Development, 2000, pp. 169-171. 17. Davidova J. Music Teacher's Competences in the 21st Century. In: Pedagogika, 2019, no. 2, vol. 134, pp 99-108

18 . Krylova Y. , Bodina E. , Knyazeva G . Modern student value-semantic attitude formation towards cho-

sen occupation in University educational environment . In: Humanities and Social Sciences Reviews, 2019 . Available at: https://mgesjournals. com (accessed: 11.05.2023).

19 . Namozova D. T. , Teshabayeva K. Sh. Competency Approaches to Increasing Students ' Musical Lit-

eracy. In: Eurasian Journal of Learning and Academic Teaching, 2023, vol. 17. Available at: https://geni-usjournals . org (accessed at: 03.06.2023).

20 . Vernia C. , Mercedes A. Competency-based learning: Music education, the great forgotten . In: 4th In-

ternational Conference on Higher Education Advances (HEAd'18) / Valencia, June 2018. Valencia, Uni-versitat Politecnica de Valencia, 2018, pp . 29-35.

сведения об авторах

Крылова Юлия Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкальной педагогики и гуманитарных дисциплин Петрозаводской государственной консерватории имени А . К. Глазунова; e-mail: yulia. krylova@glazunovcons . ru;

Анцева Валерия Павловна - преподаватель кафедры музыкальной педагогики и гуманитарных дисциплин Петрозаводской государственной консерватории имени А . К Глазунова; e-mail: valeriya . antseva@glazunovcons . ru

information about the authors

Yulia S. Krylova - Сand. Sci. (Ped. ), Assoc . Prof. , Department of Music Pedagogy and Humanities, Petrozavodsk State Conservatory named after A . K . Glazunov; e-mail: yulia. krylova@glazunovcons . ru;

Valeria P. Antseva - Lecturer, Department of Music Pedagogy and Humanitarian Disciplines, Petrozavodsk State Conservatory named after A . K. Glazunov; e-mail: valeriya . antseva@glazunovcons . ru

правильная ссылка на статью

Крылова Ю . С. , Анцева В. П . Формирование профессиональных компетенций у студентов-музыкантов в процессе подготовки к педагогической деятельности // Московский педагогический журнал. Серия: Педагогика. 2023. № 3 . С. 147-156. DOI: 10.18384/2949-4974-2023-3-147-156

for citation

Krylova Yu. S . , Antseva V. P Formation of professional competences of music students in the process of preparation for pedagogical activity. In: Moscow Pedagogical Journal, 2023, no . 3, рр . 147-156. DOI: 10.18384/2949-4974-2023-3-147-156

V15V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.