© Робустова, Л.П., 2023 УДК 784.3
DOI: 10.24412/2308-1031-2023-2-199-210
СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НОВОСИБИРСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Л.П. Робустова1
1 Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, Новосибирск, 630099, Российская Федерация
Аннотация. Деятельность Новосибирской консерватории имеет важный культуросозидаю-щий смысл, выходящий за границы региона, что еще раз подтверждает мысль о фундаментальной роли музыкального образования не только в обществе, но и в процессе подготовки молодого специалиста. Статья отражает опыт деятельности кафедры музыкального образования и просвещения Новосибирской консерватории, первоначально именовавшейся кафедрой музыкальной педагогики (методики), истории и теории исполнительского искусства, в процессе формирования и развития системы педагогической подготовки студентов вуза, раскрываются изучаемые дисциплины, делается акцент на видах, формах и методах работы студентов по педагогической практике, а также о Секторе педагогической практики. Показывается, как постепенно выстраивался алгоритм целостной системы педагогической подготовки в вузе. К середине 1990-х гг. эта система уже представляла собой завершенный цикл, который идет от теоретических знаний к практическим и завершается научно-исследовательской квалификационной работой студента. В ней выпускник реализует опыт предшествующей деятельности в области педагогики, психологии, методики и практики преподавания и в специальном классе. Работа защищается на государственном экзамене. Успешность этого процесса изначально была обусловлена активным ростом научного потенциала всех педагогов кафедры, подавляющее большинство которых в 80-е гг. XX в. успешно защитили кандидатские диссертации. Активная профессиональная деятельность кафедры всегда была связана с организацией крупных конференций, масштабными научно-исследовательскими проектами в разных областях, вовлечением студентов в экспериментальную работу по линии педагогической практики. В последнее десятилетие сложившаяся система испытывает некоторые изменения, связанные с утратой кафедрой контроля качества занятий по педагогической практике на некоторых факультетах вуза. Явление частичной децентрализации деятельности пока не нарушает функционирование целостной системы, однако требует дополнительного изучения и / или новых альтернативных решений. Ключевые слова: Новосибирская консерватория, кафедра, профессиональное музыкальное образование, система педагогической подготовки, педагогическая практика, педагогика, психология, методика, научно-исследовательская работа Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Робустова Л.П. Система педагогической подготовки студентов Новосибирской консерватории: история и современность // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 2. С. 199-210. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-2-199-210.
THE SYSTEM OF PEDAGOGICAL TRAINING OF THE NOVOSIBIRSK CONSERVATORY STUDENTS: HISTORY AND MODERNITY
L.P. Robustova1
1 M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory, Novosibirsk, 630099, Russian Federation
Abstract. The activities of the Novosibirsk Conservatory have an important cultural-creating meaning that goes beyond the borders of the region, which confirms the idea of the fundamental role of music education not only in society, but also in the process of young specialists' training. The article reflects the experience of the Department of Music Education and Enlightenment of the Novosibirsk Conservatory, which used to be called the Department of Music Pedagogics (Methods), History and Theory of Performing Arts, in the process of formation and development of Conservatory students' pedagogical training integrated system. The article says about the disciplines studied, it focuses on the types, forms and methods of students' work in teaching practice and it also says about the Sector of Teaching Practice. It shows how the integrated system of pedagogical training algorithm was gradually developed at the Conservatory. By the mid-90s, this system was already a complete cycle, which goes from theoretical knowledge to practice and it finishes with a student's research qualification work. In it, the graduate student implements the experience of previous activities not only in the field of pedagogics, psychology, teaching methods and practice, but also in a special class. The work is defended at the state exam. The success of this process was initially due to the active growth of the scientific potential of all teachers of the Department, the vast majority of whom successfully defended their Cand. Sc. Thesis in the 80s of the XX century. The active professional activities of the Department has always been associated with the organization of large conferences, large-scale research projects in various fields, and the involvement of students in experimental work through the teaching practice. In the last decade, the existing system is experiencing some changes connected with the loss of Department control of classes quality in teaching practice at some Conservatory faculties. The phenomenon of partial decentralization of activities does not disrupt the integrated system functioning yet, but it requires additional study and / or new alternative solutions.
Keywords: Novosibirsk Conservatory, Department, professional music education, pedagogical training system, pedagogical practice, pedagogics, psychology, methodology, research work Conflict of interest. The author declares the absence of conflict of interests. For citation: Robustova, L.P. (2023), "The system of pedagogical training of the Novosibirsk conservatory students: history and modernity", Journal of Musical Science, Vol. 11, no. 2, pp. 199-210. DOI: 10.24412/2308- 1031-2023-2-199-210.
Новосибирская консерватория -первый сибирский музыкальный вуз, который начал выпускать специалистов высшей профессиональной квалификации, тем самым выполняя несколько важных социально-культурных задач. Явление крупного исторического масштаба было подготовлено предыдущим ходом развития региона.
Открытие в 1956 г. Новосибирской консерватории пришлось на период ярких культуросозидатель-ных преобразований по всей стране. «Это было время, когда наряду с другими важнейшими экономическими и социально-политическими задачами, была выдвинута программа интенсивного освоения богатых ресурсов восточных районов стра-
ны. И создание консерватории в Новосибирске явилось частью общего плана развития производительных и духовных ресурсов Сибири, так как задача экономического освоения Востока страны должна была решаться в комплексе с задачами бытового и культурного строительства» (Гуренко Е., 2008, с. 29). Так образно характеризовал ситуацию того времени профессор, заслуженный деятель искусств РФ, воспитанник Новосибирской консерватории Евгений Георгиевич Гуренко, ректором которой он был на протяжении более тридцати лет.
Дух новаторских инициатив, активного творческого поиска и жиз-неустроительных тенденций - вот, пожалуй, основные приметы того
периода времени для многих регионов страны. Наука, культура, искусство, образование делали успехи синхронно и повсеместно воздействовали на многие сферы человеческой деятельности. Поэтому внешние связи Новосибирской консерватории не замыкались на уровне отраслевых новаций и инициатив, а всегда выходили за их пределы, имели межпредметный научно-творческий, педагогический и просветительский характер. В такой познавательной и образовательной среде с момента основания росли и воспитывались студенты музыкального вуза, традиции которого продолжают жить и развиваться. Сила новаторских инициатив прошлого в их вариантном множестве развития создает незыблемую основу, которая является надежным фундаментом и гарантом успешности дела воспитания и образования новых поколений. Поэтому понимание и изучение исторически сложившихся научно-методологических и методических особенностей их формирования, а также принципов, подходов, концептов и прочих установок на организацию учебной деятельности имеет трансвременной смысл для оценки ее результативности на современном этапе.
Поставленные в статье цели и задачи должны показать необходимость исторически обусловленного процесса и структурно-системную логику его развития в интересующем нас направлении. Она выявляет научную парадигму педагогической подготовки студентов Новосибирской консерватории и связана с изучением необходимых дисциплин и с центрированным идейно-смысловым, научно-методическим и организационным управ-
лением образовательно-воспитательным процессом в масштабах вуза. Знание и понимание логической целесообразности внутренних процессов педагогической подготовки и ее содержательно-смысловых единиц (компетенций) связано с изучением определенных предметов и с нахождением между ними системных связей (внутри- и междисциплинарных, межфакультетских, внутри-и межотраслевых). Все сказанное способствует созданию теории педагогической подготовки и особенностей деятельности студентов консерваторий и музыкальных вузов, которая отличается разнообразием видов, форм и спецификой структурно-системной организации как процессов познания, так и управления. Исторически сложилось так, что музыкантов в наибольшей степени привлекали вопросы художественно-исполнительской практики и методики преподавания какого-либо отдельного предмета.
В то же время вопросы целостной подготовки музыканта-профессионала, обусловленные развитием целостного мышления в контексте социально-психологической адаптации к воспитательно-образовательным ситуациям, - явление относительно новое, но с дидактической точки зрения крайне необходимое. Оно окончательно утвердило свои значимые для подготовки молодых специалистов позиции в XX в., которые во многом может решать педагогическая практика - учебная дисциплина, являющаяся чрезвычайно важной в подготовке музыкантов всех специальностей и направлений деятельности (и не только их!). Однако методика преподавания этого предмета в музыкальных вузах
все еще недостаточно изучена с научно-методологической, психолого-педагогической и дидактической точек зрения, хотя программные требования и конкретные установки имеются.
Наиболее крупным и разносторонним является учебно-методическое пособие Б.С. Рачиной (2015), которая системно и подробно рассматривает процесс подготовки учителей музыки. Работа содержит ряд обязательных требований. Они соотносятся с современными установками, отраженными в Федеральном государственном образовательном стандарте для педагогов средних общеобразовательных школ. В области же педагогики музыкального искусства для обучающихся в консерваториях наработок пока не так много. Поэтому системные наблюдения и теоретические обобщения, сделанные на основе опыта деятельности педагогов Новосибирской консерватории, в которой традиционно педагогической подготовке уделялось самое серьезное внимание, имеют важное значение.
Сформулируем основные качества профессионального и личностного роста и развития, которые должны приобретать дипломированные специалисты вуза по окончании курса педагогической практики.
1. Навыки коммуникативного общения.
2. Умение планировать и осуществлять учебный процесс, ставить и решать различного уровня задачи -методические, психолого-педагогические, исследовательские, творческие, коммуникативные, социально-культурные.
3. Совершенствование ранее полученных профессиональных умений и навыков в предметных областях.
4. Обобщение полученных в процессе прохождения педагогической практики знаний, умений и навыков, рефлексия своей работы и работы ученика.
5. Прогнозирование перспектив деятельности для себя и учеников.
6. Понимание механизмов формирования и развития умений и навыков.
7. Развитие у подрастающего поколения любви к музыке, занятие просветительством и пропагандой музыкального искусства, прежде всего, среди детей и молодежи.
8. Работа с документацией по планированию учебного процесса и отчетности.
Процессы взаимодействия студента с педагогом - руководителем практики - представляют собой новую воспитательно-образовательную реальность (или модель деятельности) трех функционально значимых полюсов - субъектов педагогического взаимодействия. В отличие от привычного биполярного контакта (учитель - ученик / ученики) возникает новая дидактическая ситуация, когда студент является одновременно и учащимся и учителем. Ученик же сектора педпрактики имеет одновременно двух педагогов - студента и педагога-консультанта вуза.
Указанная ситуация требует определенной психологической гибкости в построении общения с установкой на диалог (а в некоторых случаях полилог) как в процессе планирования и обсуждения уроков со студентом, так и в процессе их проведения уже в присутствии ученика.
Сами уроки по педпрактике могут быть разными по форме. Моделей уроков может быть несколько:
• урок проводит студент-практикант под наблюдением педагога;
• студент-практикант самостоятельно;
• педагог-консультант в присутствии студента;
• совместное проведение урока педагогом-консультантом и студентом (по заранее определенным фрагментам - тематическим / структурным блокам или в процессе свободно развивающегося полилога).
Подобные модели уроков использовались в процессе прохождения педагогической практики студентами всех факультетов на базе сектора педагогической практики Новосибирской консерватории. Модели успешно «работали» как при индивидуальной, так и при групповой формах деятельности с учащимися по специальности, а также по музыкально-теоретическим и музыкально-историческим дисциплинам.
Отметим, что на базе Новосибирской консерватории в основном осуществлялась учебная (или учебно-производственная) практика, специфика которой была связана с тем, что студент имеет для самостоятельной работы группу или ученика и полностью отвечает за успешность своей учебно-педагогической деятельности по многим параметрам. В частности, за интерес и любовь детей к музыке, качества развития музыкального слуха и мышления учащихся, результативность их работы на уроке и дома, и другие формы деятельности. Данная форма педагогической практики сохранила свои приоритеты и является наиболее востребованной студентами, поскольку в ней очень силен момент самостоятельности деятельности в работе с учеником и простор для поисково-творческой активности.
Учебно-производственная практика могла осуществляться на базе
как Сектора педагогической практики Новосибирской консерватории с учащимися специально созданной школы-студии, так и образовательного учреждения начального или среднего звена. В последнем случае практиканты наблюдают и дают пробные уроки с учеником / учениками в присутствии педагога-консультанта и / или куратора, что определяется конкретными целями и задачами в подготовке практиканта.
Такая модель учебно-производственной практики существовала уже в первые годы работы консерватории. Тогда единственной базой практики было Новосибирское музыкальное училище (в настоящее время Новосибирский музыкальный колледж им. А.Ф. Мурова (НМК)). Вот так вспоминает это время выпускница первого набора Новосибирской консерватории, преподаватель и заведующая отделением НМК, профессор Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования и доцент кафедры музыкального образования и просвещения Новосибирской консерватории, кандидат искусствоведения Валентина Михайловна Никифорова. Она под руководством Лии Яковлевны Хинчин тщательно разрабатывала лекции по истории зарубежной музыки, которые по согласованию с преподавателем музыкального училища Светланой Владимировной Епифановой и в ее присутствии читала студентам музыкального училища.
В 1960-х гг. в Новосибирской консерватории уже существовали музыкальные классы, в которых учащиеся занимались по программам детской музыкальной школы и музыкального училища. В разные годы
прохождения педагогической практики автору пришлось преподавать у старшеклассников сольфеджио, элементарную теорию музыки и гармонию. Педагогом-консультантом был известный в городе сольфеджист и методист Петр Федорович Рубцов, он преподавал музыкально-теоретические дисциплины в музыкальном училище и консерватории.
Обязательным для каждого студента требованием было представление педагогу-консультанту раз в семестр календарно-тематического плана и еженедельно поурочных планов с их последующим обсуждением. Данные требования сохранились как необходимые условия прохождения педагогической практики студентами теоретико-композиторского факультета (ТКФ) консерватории.
Для исполнителей было предусмотрено ведение Индивидуального плана ученика, в котором отражался весь процесс его учебной деятельности: характеристика на начало обучения и по окончании каждого полугодия, составленная педагогом-практикантом, посещение учеником занятий и оценки, программа, отзыв педагога-консультанта о работе студента и его оценка по педагогической практике.
Существовала и продолжает существовать практика ассистентского типа, связанная с работой студента с учащимися специального класса. Обязательна для всех и практика наблюдения, содержание деятельности которой обусловлено самим названием. Все виды практик очень часто совмещаются и / или взаимодополняют друг друга, хотя могут существовать и самостоятельно. Все зависит от конкретной учебной ситуации и различного
уровня требований к студенту-практиканту, обусловленных его индивидуально-личностными особенностями.
Как правило, ассистировать педагогу могут только незаурядные талантливые студенты, которым можно поручить работу вместо педагога и вместе с педагогом с учащимися и студентами Новосибирской специальной музыкальной школы, студентами младших курсов консерватории и т.п. В данном случае педагог специального класса выступает в роли педагога-консультанта. Так поступали и поступают выдающиеся педагоги Новосибирской консерватории З.Н. Брон, М.С. Ле-бензон, Д.Л. Шевчук, Т.М. Игноян и мн. др.
Производственная педагогическая практика осуществляется по месту работы студента под руководством педагога-консультанта от учебного заведения и куратора со стороны работодателя. Обычно такой вид практики проходят студенты, которые после окончания консерватории остаются работать в данном учебном заведении. Основным документом отчетности по производственной педагогической практике, практике наблюдения и практикам ассистентского типа являлся Педагогический дневник, в котором подробно отражались все виды и формы занятий с учащимся или студентом, характеристика учебного процесса, формы и виды деятельности, их результативность, а также прогнозы и перспективы.
Педагогическая практика как учебный предмет появилась в Новосибирской консерватории со дня ее основания, поскольку в тот исторический период развития отече-
ственного профессионального музыкального образования уже входила в образовательный стандарт подготовки специалиста. Указанные разновидности организации педагогической практики также существовали в российском образовании давно и с середины 50-х гг. XX в. лишь были адаптированы в Новосибирской консерватории к условиям и потребностям собственной деятельности. Безусловно, формы и методы работы ежегодно совершенствовались и конкретизировались, в частности, в отношении баз практики, а также уровня профессионализма педагогов-консультантов.
Период становления педагогической практики фактически совпал с процессом развития вуза, которому предстояло пройти сложный путь становления учебного процесса как такового, обрести идейную опору, прежде всего, в штатных специалистах высокого профессионального мастерства. Кроме того, необходимо было собрать и сплотить коллектив в едином понимании целей и задач воспитательно-образовательного процесса. Естественно, что молодая консерватория приглашала в свои ряды лучших специалистов данной отрасли из столиц и крупных городов Советского Союза не только выпускников, но и зрелых мастеров своего дела. Им предстояло во вновь созданной консерватории совершенствовать учебный процесс и методические связи по линии преемственности всех звеньев музыкального образования. Необходимо было наладить систему качественной педагогической подготовки молодых кадров, что было особенно важно для Сибирского региона.
Системообразующие процессы педагогической подготовки студен-
тов как целостное явление в Новосибирской консерватории начались с педагогической практики, которая в первые годы существования вуза представляла собой не единственное, но главное в количественном и качественном отношениях звено цепочки связи «методика - педпрактика». Уже в то время это был комплексный процесс, в реализации которого можно отметить логическую целесообразность деятельности, а также этапы преобразовательных тенденций на пути создания и совершенствования системы педагогической подготовки студентов Новосибирской консерватории. Рассмотрим этот процесс более подробно.
Первый этап начался с претворения в жизнь и апробирования на специальных кафедрах вуза различных форм и видов практической деятельности студентов. Шел также процесс предварительного методологического, педагогического и методического осмысления их роли и значения в подготовке молодых выпускников музыкального вуза. Параллельно этому процессу пришло понимание наибольшей ценности для основной массы студенческого контингента учебной практики на базе специально организованных музыкальных классов. Обусловлено это тем, что при такой работе мера самостоятельности студента гораздо больше, чем во всех других. Отсюда появляются возможности и для проявления творческих инициатив и ответственности за результаты своего труда, а значит более интенсивно проходит процесс социализации студента. В этот же период возникла идея создания сектора педагогической практики как основной базы
для прохождения педагогической практики студентов вуза.
Второй этап - осознание необходимости разработки в вузе единых и универсальных требований к прохождению педагогической практики студентов всех факультетов, а также создания объединений педагогов-методистов и руководителей педагогической практики по секциям с целью совершенствования профессиональной подготовки студентов Новосибирской консерватории. Параллельно шел процесс поэтапного создания при консерватории музыкальных классов и подготовка к созданию сектора педагогической практики. Происходило также «созревание» идеи интегративного объединения профильных специалистов вуза в единую кафедру, занимающуюся научно-методическими и теоретико-практическими вопросами педагогической квалификации студентов консерватории, которая будет осуществлять деятельность по координации, централизации и интеграции всех процессов педагогической подготовки студентов вуза.
Третий этап- организация в 1969 г. межфакультетской кафедры музыкальной педагогики (методики), истории исполнительского искусства и концертмейстерской практики (Робустова Л., 2017, с. 24), а в 1971 г. стала именоваться кафедрой музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства. К этому же периоду относится создание сектора педагогической практики как ее структурного подразделения. Этот этап связан с воплощением в жизнь основополагающих идей целостной и одновременно универсальной педагогической подготовки студентов вуза
на уровне изучения дисциплин и системно-структурной организации деятельности педагогов и студентов всего вуза. Это стало возможно благодаря средоточию всех профильных дисциплин и всех ведущих их специалистов на одной кафедре, а также управление и / или контроль процессов педагогической подготовки студентов всех факультетов консерватории.
Педагогическая подготовка в этот период помимо методики и педагогической практики включала педагогику и психологию, музыкальную психологию, а успешное развитие самого процесса опиралось на инициативную научно-творческую деятельность всего коллектива, его интенсивный профессиональный рост, адаптацию и внедрение передовых методик, апробацию собственных наработок и расширение научно-методических связей и контактов. Со временем устоялся следующий алгоритм учебной деятельности студентов как оптимально значимый: «психология / педагогика (общая и музыкальная) - методика - практика». Процесс педагогической подготовки начинался на первом-втором курсах и оканчивался на пятом. Завершалась педагогическая подготовка открытым уроком студента с учеником (учениками) в присутствии комиссии. Представлялась отчетная документация по педагогической практике, характеристика ученика, по завершении урока члены комиссии задавали вопросы.
Профильная кафедра объединила ведущих педагогов и методистов всех специальностей, ее основное ядро состояло из музыкантов-исполнителей разных специальностей и музыковедов. Первым ее заведую-
щим стал известный музыкант-пианист, представитель ленинградской фортепианной школы Евсей Михайлович Зингер1, а первыми руководителями сектора педагогической практики были выпускники консерватории - пианист Г.М. Виттерман (с 1971 г.) и музыковед Л.П. Робустова (с 1972 г.)2.
Большое значение для совершенствования педагогической подготовки студентов Новосибирской консерватории имела деятельность следующего заведующего кафедрой -Марка Моисеевича Берлянчика, выпускника Одесской консерватории по классу скрипки. Он начал работать в вузе в 1964 г., с 1970 по 1984 гг. возглавлял эту кафедру3. Благодаря его инициативе, энергии, методической компетентности и пониманию приоритетности многих важных педагогических задач окрепла педагогическая подготовка студентов Новосибирской консерватории и выросла в профессиональном отношении сама кафедра. Более того, этому профилю деятельности Новосибирской консерватории он постарался придать всероссийский и даже всесоюзный масштаб, что было связано:
• с проведением крупных конференций и участием в них педагогов;
• оснащением учебного процесса большим количеством научно-методических разработок и рекомендаций;
• стимулированием научно-исследовательской и научно-методической деятельности педагогов;
• началом осуществления социально значимых проектов в области музыкального воспитания и образования4.
Практически все педагоги кафедры работали над диссертационными исследованиями. В результате
в 1980-е гг. защитили кандидатские диссертации М.М. Берлянчик, Л.П. Робустова, Л.А. Москаленко, Г.И. Сушон, В.М. Никифорова5. Научная проблематика работ была тесно связана с их педагогической деятельностью и / или обусловлена ей. Однако педагогическая проблематика в качестве диссертационной темы разрабатывалась только в исследовании В.М. Никифоровой и отражена во многих ее публикациях (1984; 1985). Преемственность музыкального образования в то время была одной из самых актуальных проблем не только в теории, но и в практике преподавания. В настоящее время эта проблема с неожиданной силой вновь стоит на повестке дня, делая научные разработки и статьи автора актуальными и востребованными на новом витке развития истории.
Отметим также значительную роль Марка Моисеевича Берлянчи-ка в научном росте многих педагогов вуза, которые тесно сотрудничали с кафедрой в области методики и / или педагогической практики. Большое значение для укоренения педагогических идей в вузе, оказавших непосредственное влияние на деятельность студентов, имел Музыкальный лицей Новосибирской консерватории, в организации которого значительную роль сыграла кафедра музыкальной педагогики, прежде всего, в лице Л.П. Робустовой на посту заведующего. Она же явилась организатором двух конференций, составителем и ответственным редактором двух сборников статей, посвященных этому крупному подразделению вуза6.
Четвертый этап изначально обусловлен несколькими качественны-
ми изменениями. Они проходили на фоне укрупнения деятельности кафедры, которая в 1992 г. стала именоваться кафедра музыкального образования и просвещения, поскольку в ее поле зрения стали входить дисциплины, связанные с критикой и журналистикой. На этом этапе произошло усложнение модели педагогической подготовки. Завершающей весь педагогический цикл дисциплиной стала «Специальная педагогическая подготовка». В Новосибирской консерватории она характеризовалась написанием и защитой на государственном экзамене реферата.
Со временем дисциплина изменила название. В настоящий период студенты бакалавриата и специ-алитета всех факультетов ведут научно-исследовательскую работу и защищают дипломные рефераты на государственном экзамене (музыковеды по Музыкальному исполнительству и педагогике). Все рефераты педагогической направленности, кроме музыковедческих, в последние пять лет имеют статус выпускной квалификационной работы.
В последнее время требования к написанию усложнились, что обусловлено проверкой работ на системе Антиплагиат. Однако общие принципы и подходы не изменились. Они связаны с самостоятельной разработкой оригинальной проблематики со значительной долей авторского текста, а также творческого и научно-исследовательского подходов. Все работы выполняются под руководством педагогов кафедры музыкального образования и просвещения, а на факультетах духовых, народных инструментов, вокальном и оркестровом дополнительно при кон-
сультационной поддержке педагогов специальных кафедр.
Следует отметить, что синхронно написанию рефератов появился и внутривузовский конкурс студенческих работ по музыкальной педагогике, который призван активизировать научно-исследовательскую и методическую деятельность студентов. Он проводится по результатам государственного экзамена, работы выдвигаются на конкурс членами госкомиссий. Победители поддерживаются премиями в виде дипломов лауреатов, что имеет значение в процессе сертификации молодых специалистов по месту их педагогической работы.
Еще одной новацией указанного периода стала активизация научно-исследовательской деятельности студентов и выпускников исполнительских факультетов вуза, которая связана с участием во внешних конкурсах и конференциях с публикацией статей. Эта работа, как и написание дипломных рефератов, выявляет исследовательский потенциал студентов всех факультетов.
Из укоренившихся в данный период тенденций по-прежнему актуально участие студентов ТКФ в апробации научно-исследовательских наработок их руководителей в занятиях по педагогической практике. Можно отметить следующие направления деятельности:
• развитие синестезии музыкально-художественного сознания и межчувственных ассоциаций (под руководством Н.П. Коляденко);
• применение развивающих методов и подходов к обучению (под руководством В.М. Никифоровой);
• компьютеризация музыкального образования на сольфеджио (под руководством Л.П. Робустовой).
К инновационным процессам деятельности кафедры последнего десятилетия, влияющим на образовательно-воспитательный статус в вузе, необходимо отнести всероссийские научно-практические конференции педагогической направленности, которые собирают большое количество участников и слушателей и активизируют деятельность студентов, способствуют их профессиональному росту и развитию. Это ежегодная конференция «Взаимодействие учреждений культуры и образования в музыкальном развитии детей и молодежи» и «Профессиональное музыкальное образование: история, теория, практика», которая проводится раз в два года.
Подводя итоги, необходимо отметить:
• за периоды своего развития система педагогической подготовки студентов консерватории подтвердила высокий качественный уровень выпускников, что обусловлено наличием в вузе межфакультетской кафедры, универсализм деятельности которой очевиден, оправдан и необходим;
• в соответствии с тенденциями разных периодов времени система педагогической подготовки претерпевала некоторые модификации, но сохранила базовые принципы цент-
рализации, системности, межпредметности и интегративности в работе студентов и педагогов, приумножила все фундаментальные основы профессионального обучения в области педагогики музыкального искусства;
• наметившиеся в последнее время случаи децентрализации деятельности студентов некоторых факультетов в процессе прохождения педагогической практики не меняют в целом укрепившейся за период существования профильной кафедры основ и особенностей ее деятельности, а частные негативные проявления могут быть скорректированы в рабочем порядке;
• система педагогической подготовки студентов в последнее десятилетие наполняется новыми профессиональными смыслами и задачами, связанными с подготовкой в консерватории специалистов по профилю «музыкальная педагогика», который пока не имеет четко устоявшихся традиций и носит ярко выраженный поисково-творческий характер.
Естественно, что время видоизменяет цели и задачи кафедры, однако не меняет базовые ценности системы педагогической подготовки студентов консерватории, давно утвердившейся в своих фундаментально значимых основах.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Новосибирская консерватория - 50 лет. Энциклопедический словарь. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (акад.) им. М.И. Глинки, 2006. С. 91.
2 Там же.
3 Там же. С. 20.
4 Там же. С. 92.
5 Москаленко Л.А. Драматургические функции танцевальности в произведениях Шопена: К проблеме интерпретации: Дис. ... канд. искусствоведения. Л., 1982. 143 с.;
Берлянчик М.М. Культура мелодического интонирования и воспитание скрипача: Вопросы методологии и теории: Дис. ... канд. искусствоведения. М., 1983. 319 с.; Робустова Л.П. Взаимодействие музыки и речи в детском фольклоре: Дис. ... канд. искусствоведения. М., 1987. 205 с.; Сушон Г.И. Вариационные циклы в фортепианном творчестве советских композиторов (к проблеме эволюции жанра в XX веке): Автореф. дис. ...
канд. искусствоведения. Вильнюс, 1987. 24 с.; Никифорова В.М. Методология преемственности музыкально-исторических дисциплин при подготовке музыковеда в системе «школа - училище - вуз»: Дис. ... канд. искусствоведения. Вильнюс, 1987. 143 с.
ЛИТЕРАТУРА
Гуренко Е.Г. Консерватория: Как я ее видел. Новосибирск, 2008. 618 с.
Никифорова В.М. Преемственность музыкально-исторического образования в системе профессиональной подготовки исполнителя // Проблемы комплексного творческого воспитания исполнителя (школа -училище - вуз): Межвуз. сб. тр. Вып. 2. Новосибирск, 1984. С. 79-85.
Никифорова В.М. О преемственности в преподавании музыкально-исторических дисциплин при обучении музыковеда (методологический аспект) // Вопросы преподавания музыкально-исторических дисциплин: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 81. М., 1985. С. 34-50.
Рачина Б.С. Педагогическая практика: Подготовка педагога-музыканта: Учеб.-ме-тод. пособие. СПб.: Лань, Планета музыки, 2015. 512 с.
Робустова Л.П. Кафедра музыкального образования и просвещения: История, традиции, тенденции нового времени // Вестник музыкальной науки. 2017. № 1. С. 23-33.
6 Музыкальный лицей: Задачи, проблемы, перспективы / сост. и отв. ред. Л.П. Робустова. Новосибирск, 1989. 143 с.; Музыкальный лицей: Развитие творческих способностей детей на раннем этапе обучения / сост. и отв. ред. Л.П. Робустова. Новосибирск, 1998. 82 с.
REFERENCES
Gurenko, E.G. (2008), Konservatoriya: Kak ya ee videl [Conservatory: as I saw it], Novosibirsk, 618 p. (in Russ.)
Nikiforova, V.M. (1984), "Continuity of musical-historical education in the system of professional training of the performer", Problemy kompleksnogo tvorcheskogo vospitaniya ispolnitelya (shkola - uchilishche -vuz) [Problems of complex creative education of the performer (school - college -university)], Issue 2, Novosibirsk, pp. 79-85. (in Russ.)
Nikiforova, V.M. (1985), "On continuity in the teaching of music history disciplines in teaching a musicologist (methodological aspect)", Voprosy prepodavaniya muzykal'no-istoricheskikh distsiplin [Issues of teaching music history disciplines], Issue 81, Moscow, pp. 34-50. (in Russ.)
Rachina, B.S. (2015), Pedagogicheskaya praktika: Podgotovka pedagoga-muzykanta [Pedagogical practice: training of a teacher-musician], Lan', Planeta muzyki, Saint Petersburg: Lan, Planet of Music, 512 p. (in Russ.)
Robustova, L.P. (2017), "Department of Music Education and Enlightenment: history, traditions, trends of the new time", Journal of Musical Science, no. 1, pp. 23-33. (in Russ.)
Сведения об авторе
Робустова Людмила Павловна, кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой музыкального образования и просвещения Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки E-mail: [email protected]
Author Information
Ludmila P. Robustova, Cand. Sc. (Art Criticism), Professor, Head of the Department of Music Education and Enlightenment at the M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 31.03.2023 Received 31.03.2023
После доработки 29.05.2023 Revised 29.05.2023
Принята к публикации 30.05.2023 Accepted for publication 30.05.2023