Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций у бакалавров-юристов в вузе'

Формирование профессиональных компетенций у бакалавров-юристов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / РROFESSIONAL COMPETENCES / COMPETENCE / COMPETENCE-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щебляков Е. С.

В статье рассматриваются особенности формирования профессиональных компетенций у студентов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES AT BACHELORS-LAWYERS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In article features of forming of professional competences at students of higher education institution are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций у бакалавров-юристов в вузе»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-263-267

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БАКАЛАВРОВ-ЮРИСТОВ В ВУЗЕ

Щебляков Е. С.

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, Российская Федерация

В статье рассматриваются особенности формирования профессиональных компетенций у студентов в вузе.

Ключевые слова: профессиональные компетенции; компетентность; компетенция; компетентностный подход.

FEATURES OF PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES AT BACHELORS-LAWYERS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Shcheblyakov E.S.

Siberian State Aerospace University named after M.F. Reshetnev, Krasnoyarsk, Russian Federation

In article features of forming ofprofessional competences at students of higher education institution are considered.

Keywords: professional competences; competence; competence; competence-based approach.

В настоящее время мы в своей жизни все больше сталкиваемся с проблемой недостаточной компетентности юристов, которая обусловливает закономерную потребность в тщательной подготовке высококвалифицированных специалистов соответствующего уровня

и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных областях деятельности. В связи с этим вопрос подготовки высококвалифицированных кадров, в частности, юристов, становится одними из центральных направлений российской системы образования.

Формирование профессиональных компетенций в процессе профессиональной подготовки юристов на юридическом факультете высшего учебного заведения базируется на Федеральном Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования для квалификации (степени) - бакалавр, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 № 337.

В процессе обучения студенты в соответствии с новым Стандартом нацелены на овладение компетенциями (общекультурными и профессиональными), необходимыми для подготовки квалифицированного юриста.

Овладение бакалаврами - юристами компетенциями, как указывала в своих трудах Р.Р. Хайрутдинова, происходит в процессе решения учебно-профессиональных задач за время обучения студентов в вузе. Придерживаясь позиции автора, мы полагаем формировать профессиональную компетентность бакалавров - юристов посредством решения учебно-профессиональных задач в образовательном пространстве вуза.

В связи с обозначенной проблемой мы выделили для себя следующие учебно-профессиональные задачи, направленные на формирование профессиональных компетенций у бакалавров - юристов в вузе:

1. Создание образовательной среды вуза и использование ее возможностей.

Данная задача предполагает умение у студентов в процессе обучения в вузе в учебно-профессиональной деятельности:

А) использовать информационные ресурсы:

В формировании профессиональных компетенций в процессе подготовки бакалавров - юристов широко используются программы информационной поддержки Российской науки и образования. Сре-

ди таких программ можно выделить: «Консультант Плюс: Высшая Школа», «Гарант», «Кодекс», «Информационно-правовая библиотека «Эксперт-юрист. Федерация» (Законодательство Российской Федерации)», доступные для студентов при работе в сети Интернет, а также на CD - и DVD - дисках. Пользуясь данными электронными системами, студенты приобретают навыки грамотного применения нормативно-правовых актов при проведении деловых игр, круглых столов и др., что обеспечивает формирование профессиональных компетенций.

Б) использовать информационно-предметную среду, предусматривающую активное использование информационных технологий.

Включение мультимидийных образовательных материалов, информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс позволяет: представить обучающий материал не только в печатном виде, но и графическом, звуковом виде, что дает реальную возможность студентам усвоить учебный материал на более высоком уровне; автоматизировать систему контроля, оценки и коррекции знаний студента и др.

В) организовать и использовать различные образовательные среды внутри образовательного учреждения для решения конкретной педагогической задачи.

Так, например, для формирования навыка консультирования студенты привлекаются к работе в юридической клинике, в которой приобретают практические навыки применения приобретенных теоретических знаний.

2. Организация образовательного процесса, направленного на достижение студентами целей образования:

А) В формировании компонентов компетентности большую роль играют виды деятельности, распространенные в высшей школе. К таким видам деятельности относят:

— традиционную учебную деятельность (лекции, семинары и др.);

- квазипрофессиональную деятельность (имитационные упражнения - набор специально подобранных заданий, которые моделируют реальные задачи профессиональной деятельности).

Согласно данной модели, на практических занятиях будущие юристы учатся работать с нормативными актами, процессуальными документами, решают ситуационные задачи. Это все позволяет бакалавру - юристу воспользоваться полученными навыками в дальнейшей профессиональной деятельности;

— учебно-профессиональную деятельность (специально организованная учебно-профессиональная деятельность или практика под руководством преподавателя).

Б) Для формирования профессиональных компетенций бакалавров - юристов целесообразно использовать технологии обучения, требующие самостоятельности студентов и изменения характера взаимодействия преподавателя и студентов.

В соответствии с требованиями к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата реализация компе-тентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков бакалавров.

3. Задача установления взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса в нашем случае предполагает организацию взаимодействия вуза с работодателями.

4. Задача, в результате которой педагог должен видеть студента в образовательном процессе вуза. Задача педагога - формировать профессиональные компетенции бакалавра путем организации учебно-воспитательной деятельности, учитывая уровень имеющихся представлений о праве. При этом, освоение профессиональных компетенций студентами происходит в образовательном процессе вуза в учебной и во вне учебной деятельности.

Подводя итог выше сказанному, следует отметить, что в ходе обучения студентов в вузе, компетенции формируются посредством решения выше обозначенных задач. Решение задач возможно лишь посредством организации образовательного процесса вуза, в частности, реализации педагогических условий, позволяющих формировать профессиональные компетенции у бакалавров - юристов.

Список литературы

1. Бондарева О.А. Педагогика. Образование. 2013.

2. Введение в юридическую профессию: учебник для бакалавров / отв. ред. Т.Н. Радько, Москва: Проспект, 2014. С. 35.

3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы // Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/3409

4. Мединцева И.П. Компетентностный подход в образовании [Текст] / И.П. Мединцева//Педагогическое мастерство: материалы II между-нар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012.

5. Хайрутдинова Р.Р. Сущность и методическая система профессионального обучения юристов II Вестник Восточно-Сибирского института МВД России, №2, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.