Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций студентов в микрокластере «Интеллектуальные технологии»'

Формирование профессиональных компетенций студентов в микрокластере «Интеллектуальные технологии» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР КАФЕДРЫ / МИКРОКЛАСТЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / CLUSTER OF CHAIR / MICRO-CLUSTER / PROFESSIONAL COMPETENCIES / INTELLECTUAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клыгина Елена Владимировна, Кириенко Александр Олегович

РАССМАТРИВАЕТСЯ ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клыгина Елена Владимировна, Кириенко Александр Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENT PROFESSIONAL COMPETENCIES IN MICRO-CLUSTER "INTELLECTUAL TECHNOLOGY

The formation of professional competencies in the process of studying and use of intellectual technologies are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций студентов в микрокластере «Интеллектуальные технологии»»

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В МИКРОКЛАСТЕРЕ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

© Е.В. Клыгина, А.О. Кириенко

Ключевые слова: кластер кафедры; микрокластер; профессиональные компетенции; интеллектуальные технологии.

Рассматривается формирование профессиональных компетенций в процессе изучения и применения интеллектуальных технологий.

Каждая профессиональная деятельность требует, чтобы специалист обладал определенным набором личностных и профессиональных качеств. Так, необходимо наличие профессиональных знаний, что включает в себя умение анализировать проблемные ситуации, умение принимать профессиональные решения, владение навыками правильного выбора метода решения задачи, умение оценивать качество полученного решения. Целью процесса обучения и является максимальное приближение выпускника к модели специалиста.

Кластер кафедры - это способ организации согласованных взаимодействий в сфере подготовки специалистов, научных исследований и коммерциализации результатов работы между микрокластерами внутри кафедры; кафедрой и директоратом; кафедрой и университетом (центрами инновационного развития и др); внешними партнерами [1]. На базе структурных подразделений Института математики, физики и информатики ТГУ им. Г.Р. Державина образован кластер «Информатика и информационные технологии» (ИИТ), который объединяет микрокластеры кафедры. Одной из задач микрокластера «Интеллектуальные технологии» является подготовка квалифицированных специалистов в области информационных технологий посред-ствам изучения и применения интеллектуальных технологий.

В рамках учебного процесса интеллектуальные технологии нами рассматриваются как средства изучения и как средства обучения. Так, в рамках учебных дисциплин «Интеллектуальные информационные системы» и «Базы знаний интеллектуальных систем» изучаются понятие, классификация, этапы разработки интеллектуальных информационных систем, экспертные системы, их структура, базы знаний, этапы разработки баз знаний, теоретические аспекты инженерии знаний, методы извлечения и структурирования знаний, модели представления знаний, основы логического программирования на языке Пролог и ряд других тем. Как средство обучения интеллектуальные технологии выступают, когда студенты используют приобретенные теоретические знания на практике [2].

Например, для реализации проектирования и разработки базы знаний экспертной системы изучаются темы, связанные с типологией знаний, их формализации; использование инженерии знаний; теоретические аспекты получения знаний; практические методы извлечения знаний и др. Использование приобретенных знаний студентами на практике при разработке базы знаний экспертной системы направлено на формирование ряда профессиональных компетенций, связанных, например, с проектной и научно-исследовательской деятельностью.

Изучение и применение баз знаний экспертных систем в учебном процессе выступают в роли инструмента построения знаний по предметным областям, а также средством обучения. На рис. 1 представлены направления использования баз знаний в учебном процессе и профессиональные компетенции, которые развиваются в процессе использования баз знаний как средств обучения.

Построение базы знаний начинается с этапов извлечения и структурирования знаний. Выполняя эти этапы, студентам необходимо извлекать знания по выбранной теме из доступных источников информации: учебников, справочников, монографий, материалов исследований в рассматриваемой предметной области и других источников.

При работе с учебной, научной литературой и различными электронными информационно-образовательными ресурсами студенты выделяют основные понятия и категории рассматриваемой темы с соответствующими определениями; классифицируют понятия по их содержанию; устанавливают логические связи и отношения между понятиями; представляют содержание основных научных понятий в соответствии с их взаимосвязями, взаимоотношениями и соподчиненно-стями; четко структурируют рассмотренный объем собранного материала. Такая работа способствует формированию и развитию приемов и способов работы с информацией (поиск нужного материала, его обработка), а также активизации умственных и практических действий (анализ, синтез, обобщение, структурирование и т. д.), что необходимо для выполнения научно-исследовательской и проектной деятельности.

Рис. 1. Использование баз знаний экспертных систем в учебном процессе

ЛИТЕРАТУРА

Лыскова В.Ю., Королева Н.Л. Внедрение кластерного подхода на кафедре информатики и информационных технологий ТГУ имени Г.Р.Державина // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. 2010. Т. 15. Вып. 6. С. 1966-1968. Клыгина Е.В. К вопросу информационного моделирования в учебной деятельности студентов // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. 2009. Т. 14. Вып. 5. С. 894-897.

Klygina E.V., Kiriyenko A.O. Formation of student professional competencies in micro-cluster “Intellectual technology"

The formation of professional competencies in the process of studying and use of intellectual technologies are considered.

Key words: cluster of chair; micro-cluster; professional competencies; intellectual technologies.

Поступила в редакцию 12 ноября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.