УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В МИКРОКЛАСТЕРЕ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
© Е.В. Клыгина, А.О. Кириенко
Ключевые слова: кластер кафедры; микрокластер; профессиональные компетенции; интеллектуальные технологии.
Рассматривается формирование профессиональных компетенций в процессе изучения и применения интеллектуальных технологий.
Каждая профессиональная деятельность требует, чтобы специалист обладал определенным набором личностных и профессиональных качеств. Так, необходимо наличие профессиональных знаний, что включает в себя умение анализировать проблемные ситуации, умение принимать профессиональные решения, владение навыками правильного выбора метода решения задачи, умение оценивать качество полученного решения. Целью процесса обучения и является максимальное приближение выпускника к модели специалиста.
Кластер кафедры - это способ организации согласованных взаимодействий в сфере подготовки специалистов, научных исследований и коммерциализации результатов работы между микрокластерами внутри кафедры; кафедрой и директоратом; кафедрой и университетом (центрами инновационного развития и др); внешними партнерами [1]. На базе структурных подразделений Института математики, физики и информатики ТГУ им. Г.Р. Державина образован кластер «Информатика и информационные технологии» (ИИТ), который объединяет микрокластеры кафедры. Одной из задач микрокластера «Интеллектуальные технологии» является подготовка квалифицированных специалистов в области информационных технологий посред-ствам изучения и применения интеллектуальных технологий.
В рамках учебного процесса интеллектуальные технологии нами рассматриваются как средства изучения и как средства обучения. Так, в рамках учебных дисциплин «Интеллектуальные информационные системы» и «Базы знаний интеллектуальных систем» изучаются понятие, классификация, этапы разработки интеллектуальных информационных систем, экспертные системы, их структура, базы знаний, этапы разработки баз знаний, теоретические аспекты инженерии знаний, методы извлечения и структурирования знаний, модели представления знаний, основы логического программирования на языке Пролог и ряд других тем. Как средство обучения интеллектуальные технологии выступают, когда студенты используют приобретенные теоретические знания на практике [2].
Например, для реализации проектирования и разработки базы знаний экспертной системы изучаются темы, связанные с типологией знаний, их формализации; использование инженерии знаний; теоретические аспекты получения знаний; практические методы извлечения знаний и др. Использование приобретенных знаний студентами на практике при разработке базы знаний экспертной системы направлено на формирование ряда профессиональных компетенций, связанных, например, с проектной и научно-исследовательской деятельностью.
Изучение и применение баз знаний экспертных систем в учебном процессе выступают в роли инструмента построения знаний по предметным областям, а также средством обучения. На рис. 1 представлены направления использования баз знаний в учебном процессе и профессиональные компетенции, которые развиваются в процессе использования баз знаний как средств обучения.
Построение базы знаний начинается с этапов извлечения и структурирования знаний. Выполняя эти этапы, студентам необходимо извлекать знания по выбранной теме из доступных источников информации: учебников, справочников, монографий, материалов исследований в рассматриваемой предметной области и других источников.
При работе с учебной, научной литературой и различными электронными информационно-образовательными ресурсами студенты выделяют основные понятия и категории рассматриваемой темы с соответствующими определениями; классифицируют понятия по их содержанию; устанавливают логические связи и отношения между понятиями; представляют содержание основных научных понятий в соответствии с их взаимосвязями, взаимоотношениями и соподчиненно-стями; четко структурируют рассмотренный объем собранного материала. Такая работа способствует формированию и развитию приемов и способов работы с информацией (поиск нужного материала, его обработка), а также активизации умственных и практических действий (анализ, синтез, обобщение, структурирование и т. д.), что необходимо для выполнения научно-исследовательской и проектной деятельности.
Рис. 1. Использование баз знаний экспертных систем в учебном процессе
ЛИТЕРАТУРА
Лыскова В.Ю., Королева Н.Л. Внедрение кластерного подхода на кафедре информатики и информационных технологий ТГУ имени Г.Р.Державина // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. 2010. Т. 15. Вып. 6. С. 1966-1968. Клыгина Е.В. К вопросу информационного моделирования в учебной деятельности студентов // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. 2009. Т. 14. Вып. 5. С. 894-897.
Klygina E.V., Kiriyenko A.O. Formation of student professional competencies in micro-cluster “Intellectual technology"
The formation of professional competencies in the process of studying and use of intellectual technologies are considered.
Key words: cluster of chair; micro-cluster; professional competencies; intellectual technologies.
Поступила в редакцию 12 ноября 2010 г.