Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, № 2 (18), 2011
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ БАЗЫ ЗНАНИЙ
А. О. Кириенко, Е. В. Клыгина
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Россия
Высшее профессиональное образование специализируется на подготовке специалистов функционального уровня, что предполагает формирование у студентов определенных профессиональных компетенций и как следствие установление требований к их подготовке в рамках образовательной программы.
В связи с этим возникает необходимость в построении состава профессиональных компетенций, удовлетворяющих требованиям работодателей и формируемых на всех этапах получения специальности. Реализация данной необходимости является неоднозначным процессом, что говорит и о неоднозначности направлений ее решения [5].
Компетенции - это содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений [3].
Наиболее важным для студента в его профессиональной деятельности является овладение профессиональными компетенциями. Профессиональные компетенции -общая способность и готовность студента к деятельности, которые основаны на знаниях и опыте, приобретенных благодаря обучению [4]. Формируются и развиваются профессиональные компетенции (аналитическая, научно-исследовательская и проектная деятельность) у студентов в ходе всего срока обучения, при практической или теоретической деятельности. Например, для бакалавров направления подготовки 230700 - Прикладная информатика ряд профессиональных компетенций могут формироваться и развиваться в рамках разработки базы знаний экспертной системы [1, 2]. Рассмотрим этапы разработки базы знаний экспертных систем.
На этапе идентификации определяются задачи, которые подлежат решению, ставятся цели разработки, определяются эксперты и типы пользователей. У студентов в ходе прохождения данного этапа развиваются способность ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
способность осуществлять и обосновывать выбор проектных решений по видам обеспечения информационных систем; способность профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности; способность проводить оценку экономических затрат на проекты по информатизации и автоматизации решения прикладных задач и др.
На этапе концептуализации проводится содержательный анализ предметной области, выявляются используемые понятия и их взаимосвязи, определяются методы решения задач. На этом этапе студенты учатся: применять методы анализа прикладной области на концептуальном, логическом, математическом и алгоритмическом уровнях; применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач; анализировать социальноэкономические проблемы и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования при решении профессиональных задач; готовить обзоры научной литературы и электронной информационно-образовательной деятельности; выбирать необходимые для организации информационные ресурсы и источники знаний в электронной среде и т. д.
На этапе формализации выбираются инструментальные средства и определяются способы представления всех видов знаний, формализуются основные понятия, определяются способы интерпретации знаний, моделируется работа системы, оценивается адекватность целям системы зафиксированных понятий, методов решений, средств представления и манипулирования знаниями. При прохождении этого этапа формируются способность моделировать и проектировать структуры данных и знаний, прикладные и информационные процессы; способность ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационнокоммуникационных технологий.
Прохождение следующих этапов разработки, связанных с наполнением базы знаний
Исследование процессов информатизации системы образования в условиях глобализации
и тестирования прототипа экспертной системы, учит студентов применять к решению прикладных задач базовые алгоритмы обработки информации, выполнять оценку сложности алгоритмов, программировать и тестировать программы; принимать участие во внедрении, адаптации и настройке прикладных ИС; документировать процессы создания информационных систем на всех стадиях жизненного цикла и др.
Таким образом, в процессе разработки базы знаний экспертной системы студент приобретает не только практическое представление о разработке базы знаний, но и получает знания, умения и навыки, способствующие его профессиональному совершенствованию и в дальнейшей научной работе.
Литература
1. Клыгина Е. В. К вопросу информационного моделирования в учебной деятельности сту-
дентов // Научно-теоретический и практический журнал «Вестник ТГУ». Сер.: Естественные и технические науки. Тамбов, 2009. Т. 14. Вып. 5. С. 894-897.
2. Клыгина Е. В., Кириенко А. О. Формирование профессиональных компетенций студентов в микрокластере «Интеллектуальные технологии» // Научно-теоретический и практический журнал «Вестник ТГУ». Сер.: Естественные и технические науки., Тамбов, 2011. Т. 16. Вып. 1. С. 428.
3. Образование для жизни [Электронный ресурс]. URL: http://www.rsvpu.ru/about/obrazovanie-Шуа^Ы7т.
4. Павлова Н. О., Захарова Т. В. Психологопедагогические предпосылки развития компетентности учащихся в сфере познавательной деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/420007.
5. Юрковец О. П. Формирование профессиональной компетенции техников-програм-мистов на основе технологии модульно-компетентностного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тольятти, 2008.