Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, № 2 (18), 2011
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «ИНФОРМАТИКА»
С. Н. Дроков, А. В. Самохвалов
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Россия
Учебно-методический комплекс - система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебного плана. УМК учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности по очной, заочной и очно-заочной формам обучения. УМК должен разрабатываться для студентов по всем учебным дисциплинам с учетом необходимости повышения качества усвоения содержания учебного материала на уровне требований ГОС ВПО [3].
УМК для учебной дисциплины предназначен для использования дистанционных образовательных технологий в очной, заочной и очно-заочной формах обучения [2].
Основная цель создания УМК - предоставить студенту полный комплект учебнометодических материалов для самостоятельного изучения дисциплины [1]. При этом задачами преподавателя являются: оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка знаний. Текущая оценка знаний проводится с использованием тестов, а также по результатам выполнения заданий, если это предусмотрено программой обучения.
Учебно-методический комплекс «Информатика» предназначен для бакалавров направлений подготовки 230700 - Прикладная информатика и 090900 - Информационная безопасность. Его основными задачами являются формирование у студентов знаний о целостной информационной картине мира и информационных процессах; выработка практических навыков использования аппаратных и программных средств реализации информационных технологий в профессиональной деятельности. Студент должен знать основные теоретические положения информатики; иметь представления об информационных ресурсах общества; знать основы реализации информационных технологий; знать современное состояние уровня и направлений развития вычислительной техники и программного обеспечения ПК; уметь рабо-
тать с программными средствами общего назначения; иметь навыки работы в локальных и глобальных компьютерных сетях; владеть приемами антивирусной защиты.
Учебно-методический комплекс «Информатика» имеет сложную иерархическую структуру. УМК содержит рабочую программу, лекционный материал, практические задания, систему оценки знаний и список использованной литературы. Лекционный материал делится на 7 основных блоков: «Информационное общество», «Семантика и формализация в информатизации», «Программное обеспечение ЭВМ. Технологии программирования», «Служебное программное обеспечение», «Компьютерные сети», «Технические средства реализации информационных процессов», «Информационные системы». Лабораторные работы включают задания по системам счисления, текстовому процессору Microsoft Word, электронным таблицам Microsoft Excel, компьютерным сетям.
Нами разработан уникальный шаблон УМК, информация в котором отображается в виде блочной структуры. Страница разделена на ряд основных блоков. Это шапка -Header, главное навигационное меню сайта -Main Menu и тело сайта - Content Block, содержащее основную текстовую информацию. УМК имеет двухуровневую систему навигации: главное меню и меню разделов.
Достоинствами учебно-методического комплекса «Информатика» являются:
- удобный интерфейс;
- четко структурированный материал;
- понятная система навигации;
- наличие системы контроля знаний.
Учебно-методический комплекс «Информатика» может быть рекомендован к внедрению в учебный процесс Института математики, физики и информатики ТГУ имени Г. Р. Державина при подготовке бакалавров по направлениям 230700 - Прикладная информатика и 090900 - Информационная безопасность.
Литература
Исследование процессов информатизации системы образования в условиях глобализации
1. Лыскова В. Ю. , Клыгина Е. В. , Самохвалов А. В., Головин Д. Ю. Избранные вопросы сетевых технологий и методов программирования: учеб. пособие / под общ. ред. В. Ю. Лыско-вой. Тамбов: Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2010.
2. Технологии дистанционного обучения в системе подготовки специалистов социальной
сферы: монография / М. С. Чванова, В. В. Само-хвалова, М. В. Храмова [и др.]. М.; Тамбов:
Издательство ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002.
3. Учебно-методический комплекс [Электронный ресурс]. URL: http://www.bti.secna.
шЛеасИег/ишк/.