Научная статья на тему 'Образовательная база данных для анализа профессиональных компетенций студентов-информатиков'

Образовательная база данных для анализа профессиональных компетенций студентов-информатиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗА ДАННЫХ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТУДЕНТЫ-ИНФОРМАТИКИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DATABASE / PROFESSIONAL COMPETENCES / COMPUTATIONAL STUDENTS / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лыскова Вероника Юрьевна

В статье обсуждаются вопросы формирования профессиональных компетенций студентов-информатиков, приводятся основные принципы базы данных, интерфейс базы данных для анализа профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лыскова Вероника Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL DATABASE FOR ANALYSIS OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF COMPUTATIONAL STUDENTS

In article the questions of formation of professional competences of computational students are discussed, main principles of database, interface of database for competence analysis are given

Текст научной работы на тему «Образовательная база данных для анализа профессиональных компетенций студентов-информатиков»

УДК 378

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ БАЗА ДАННЫХ ДЛЯ АНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ИНФОРМАТИКОВ

© Вероника Юрьевна ЛЫСКОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры, зав. кафедрой информатики и информационных технологий, e-mail: veronikalyskova@yandex.ru

В статье обсуждаются вопросы формирования профессиональных компетенций студен-тов-информатиков, приводятся основные принципы базы данных, интерфейс базы данных для анализа профессиональных компетенций.

Ключевые слова: база данных; профессиональные компетенции; студенты-информатики; высшее образование.

Для успешной реализации образовательного процесса, направленного на формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов-информатиков в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения, важное значение приобретает анализ заведующим кафедрой программ учебных дисциплин, учебной и производственной практик, подготовки выпускной работы и других видов деятельности студентов-инфор-матиков.

Проблемы формирования компетенций и основные направления их решения. Согласно реализованному в ФГОС ВПО компетентно-стному подходу, представлены 2 группы компетенций.

1. Общекультурные компетенции (ОК): способен использовать, обобщать и анализи-

ровать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества (ОК-1); способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками ведения дискуссии и полемики (ОК-2); способен работать в коллективе, нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-3); способен применять основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, технику безопасности на производстве (ОК- 14).

2. Профессиональные компетенции (ПК). Общепрофессиональные: способен использовать нормативные правовые документы в

профессиональной деятельности (ПК-1); способен при решении профессиональных задач анализировать социально-экономические

проблемы и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования (ПК-2); способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в современное профессиональной деятельности и электронное оборудование и эксплуатировать информационно программы бакалавра (ПК-3). Проектная деятельность: способен ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-4); способен осуществлять и обосновывать выбор проектных решений по видам обеспечения информационных систем (ПК-5); способен документировать процессы создания информационных систем на всех стадиях жизненного цикла (ПК-6); способен использовать технологические и функциональные стандарты, современные модели и методы оценки качества и надежности при проектировании, конструировании и отладке программных средств (ПК-7); способен проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе, участвовать в реинжиниринге прикладных и информационных процессов (ПК-8); способен моделировать и проектировать структуры данных и знаний, прикладные и информационные процессы (ПК-9); способен применять к решению прикладных задач базовые алгоритмы обработки информации, выполнять оценку сложности алгоритмов, программировать и тестировать программы (ПК-10). Организационно-управленческая и производственно-технологическая деятельность: способен принимать участие в создании и управлении ИС на всех этапах жизненного цикла (ПК-11); способен эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы (ПК-12); способен принимать участие во внедрении, адаптации и настройке прикладных ИС (ПК-13); способен принимать участие в реализации профессиональных коммуникаций в рамках проектных групп, презентовать результаты проектов и обучать пользователей ИС (ПК-14). Аналитическая деятельность: способен

проводить оценку экономических затрат на проекты по информатизации и автоматиза-

ции решения прикладных задач (ПК-15); способен оценивать и выбирать современные операционные среды и информационнокоммуникационные технологии для информатизации и автоматизации решения прикладных задач и создания ИС (ПК-16); способен применять методы анализа прикладной области на концептуальном, логическом, математическом и алгоритмическом уровнях (ПК-17); способен анализировать и выбирать методы и средства обеспечения информационной безопасности (ПК-18); способен анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для решения прикладных задач и создания информационных систем (ПК-19); способен выбирать необходимые для организации информационные ресурсы и источники знаний в электронной среде (ПК-20). Научно-исследовательская деятельность: способен применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач (ПК-21); способен готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных деятельности (ПК-22).

Таким образом, профессиональные компетенции должны обеспечить конкурентоспособность выпускника на рынке труда, тогда как общекультурные компетенции призваны работать на формирование личностных качеств.

Содержание профессиональных компетенций формируется под влиянием внешних и внутренних факторов:

- социального заказа регионального рынка труда;

- требований государственного образовательного стандарта;

- требований работодателей к профессиональной квалификации;

- технологий обучения через компоненты: технологической, методической, организационной;

- деятельности преподавателя и студента;

- бурного развития информационных технологий (ИТ);

Роль информационных технологий в формировании профессиональных компетенций студентов-информатиков. Развитие информационных технологий на кафедре информатики и информационных технологий

бб

Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина осуществляется в двух основных направлениях: научно-образова-

тельное направление, связанное с использованием информационных технологий в рамках реализации образовательного процесса и научной деятельности; инновационно-образовательное направление на основе кластерного подхода [1, с. 7-12], ориентированное на применение информационных технологий для потребностей региона.

ИТ предоставляют новые возможности для формирования профессиональных компетенций студентов-информатиков за счет:

- использования инновационных образовательных технологий на основе ИТ в процессе основного и дополнительного обучения (усовершенствованные методики проведения очных занятий, wiki-систем, контроля знаний, способы организации практик и самостоятельной работы, дистанционное взаимодействие eleaming, moodle и т. п.);

- освоения студентами-информатиками актуальных в сфере будущей профессиональной деятельности предметно-ориентированных ИТ;

- создания и применения электронных обучающих ресурсов, обеспечивающих поддержку инновационного образовательного процесса;

- предоставления инструментов, позволяющих значительно усовершенствовать технологии научного поиска в организации научно-исследовательской деятельности;

- возможности приобретения студентами опыта участия в реальных малых инновационных предприятиях и участия в ИТ-проектах для потребностей региона.

Модель подготовки студентов-информа-тиков, основанная на кластерном подходе, позволяет формировать компетенции через такие механизмы, как производственные практики, выполнение курсовых и дипломных проектов по заказам предприятий, успешное освоение дополнительных образовательных программ (включая сертификацию); участие в научно-исследовательской деятельности; приобретение опыта работы в малых инновационных предприятиях [2, с. 5963], реальных ИТ-проектах; участие в инновационных конкурсах и олимпиадах.

Заведующему кафедрой для анализа учебных программ дисциплин, видов практик на предмет формирования компетенций, необходимо иметь базу данных дисциплин и компетенций. База данных должна отвечать принципам: имеет простую структуру; навигация по разделам базы данных осуществляется с помощью меню и гиперссылок; структура базы данных позволяет, не нарушая связей, изменять и дополнять все имеющиеся материалы; доступ к базе данных возможен как из локальной сети так и глобальной сети интернет; база данных позволяет осуществлять поиск по всем компетенциям стандарта ГОС ВПО и осуществлять просмотр отобранных документов. По результатам поисковых запросов строятся диаграммы.

На кафедре информатики и информационных технологий ТГУ им. Г.Р. Державина разработана база данных, интерфейс которой представлен на рис. 1.

База данных по направлению подготовки бакалавров 230700 «прикладная информатика» содержит 46 рабочих программ дисциплин, материалы Итоговой государственной аттестации (ИГА), методические рекомендации к выпускной работе, программы практик. Рабочая программа по дисциплине включает разделы: цель освоения дисциплины; место дисциплины в структуре ООП; компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины; объем дисциплины и виды учебной работы; содержание дисциплины; учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов; образовательные технологии; оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины; учебнометодическое и информационное обеспечение дисциплины; материально-техническое обеспечение дисциплины.

По результатам поиска формируемых профессиональных компетенций получена диаграмма (рис. 2).

Диаграмма показывает экспертную оценку профессиональных компетенций, которую заведующий кафедрой извлекает из базы данных на основе рабочих программ преподавателей. Максимальное количество программ, для приведенной базы данных, 46.

Рис. 1. Интерфейс базы данных

Рис. 2. Профессиональные компетенции

Так, ПК-15 (способен проводить оценку экономических затрат на проекты по информатизации и автоматизации решения прикладных задач) формируется при изучении курсов «проектирование информационных систем» и «программная инженерия».

Участие студентов в инновационной и научно-исследовательской деятельности

обеспечивает развитие компетенций, наиболее полно соответствующих их личностным качествам.

Образовательная база данных «Дисциплины и компетенции по направлению подготовки бакалавров 230700 «прикладная информатика» предназначена для специалистов

в области профессионального обучения, педагогам, студентам и аспирантам.

1. Юрьев В.М., Чванова М.С., Передков В.М. Университет как центр инновационно-образовательного кластера // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 5 (49).

2. Лыскова В.Ю. Практика кластерного подхода: активизация познавательной деятельности студентов-информатиков на основе малого инновационного предприятия «ИТ-Мери-диан» // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2011. № 18. Т. 2.

Поступила в редакцию 14.11.2011 г.

б8

UDC 378

EDUCATIONAL DATABASE FOR ANALYSIS OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF COMPUTATIONAL STUDENTS

Veronika Yuryevna LYSKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor, Professor of Department, Head of Informatics and Informational Technologies Department, e-mail: veronikalyskova@yandex.ru

In article the questions of formation of professional competences of computational students are discussed, main principles of database, interface of database for competence analysis are given

Key words: database; professional competences; computational students; higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.