Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональные компетенции / учреждения среднего профессионального образования / обучающиеся / professional competencies / institutions of secondary vocational education / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ланина Светлана Юрьевна, Плащевая Елена Викторовна, Иванчук Ольга Викторовна

Требования, предъявляемые работодателем к потенциальным работникам, постоянно возрастает. Связано это, прежде всего, с постоянно меняющимися нормами, регламентами и законодательством. Для того, чтобы выпускники учреждений среднего профессионального образования были востребованы на рынке труда, необходимо организовывать учебный процесс, таким образом, чтобы в срок и качественно сформировать у ним весь спектр профессиональных компетенций. Целью исследования является выявления и описание профессиональных компетенций необходимых будущему специалисту экономической сферы деятельности. Рассмотрены основные подходы к определению профессиональных компетенций. Профессиональные компетенции разделены на три блока: функциональная, познавательная и мотивационная. Подробно описаны каждый из представленных блоков. Представлены результаты проведенного анкетирования среди студентов, направленные на определение мотивационной компетенции. Практическая значимость исследования состоит в описании основных этапов организации образовательного процесса. Каждый из описанных этапов направлен на формирование определенных профессиональных компетенций обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ланина Светлана Юрьевна, Плащевая Елена Викторовна, Иванчук Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The demands placed by the employer on potential employees are constantly increasing. This is due, first of all, to constantly changing norms, regulations and legislation. In order for graduates of institutions of secondary vocational education to be in demand on the labor market, it is necessary to organize the educational process in such a way as to form the entire range of professional competencies in them on time and with high quality. The purpose of the study is to identify and describe the professional competencies necessary for a future specialist in the economic field of activity. The main approaches to the definition of professional competencies are considered. Professional competencies are divided into three blocks: functional, cognitive and motivational. Each of the presented blocks is described in detail. The results of a survey among students aimed at determining motivational competence are presented. The practical significance of the study lies in the description of the main stages of the organization of the educational process. Each of the described stages is aimed at the formation of certain professional competencies of students.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Обобщая сказанное выше, можно утверждать, что психолого-педагогическое сопровождение, направленное на развитие совладающего поведения позволит: сформировать полные и достоверные представления о специфике совладающего поведения в профессиональной деятельности; расширить проставления о различных стратегиях совладания, достичь осознанного понимания их преимуществ и недостатков, возможных последствиях применения в рамках выполнения служебных обязанностей; развить способности анализа и оценки профессиональных ситуаций, выбора стратегии совладающего поведения в наибольшей степени, отвечающего специфике конкретной ситуации; объективно оценить имеющиеся ресурсы совладания, провести целенаправленную работу по их развитию; сформировать индивидуальный стиль совладания, в наибольшей степени соответствующий осуществляемой профессиональной деятельности; сформировать устойчивую ориентацию на достижение профессиональной успешности и эффективное преодоление профессиональных трудностей.

Выводы. Проведенный анализ показал наибольшую эффективность в развитии совладающего поведения системы психолого-педагогического сопровождения профессиональной подготовки сотрудников МВД России. При этом построение системы психолого-педагогического сопровождения профессиональной подготовки должно строиться на принципе использования стрессогенных факторов профессиональной деятельности как обучающего и развивающего компонента за счет активного внедрения элементов моделирования профессиональной деятельности: моделей профессиональных ситуаций, в том числе и трудных (стрессогенных, экстремальных), изменение и контролируемое усложнение условий выполнения учебно-профессиональных действий.

Литература:

1. Варданян, Ю.В. Профессиональная психологическая подготовка как фактор психологической безопасности / Ю.В. Варданян, О.М. Воробьева // Вестник ЮУрГГПУ. - 2017. - №7. - С. 127-132

2. Коблов, Ф.Ч. Основные аспекты психологической подготовленности сотрудника органа внутренних дел в профессиональной деятельности / Ф.Ч. Коблов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 47. -С. 35-39

3. Манукян, А.Р. Профессиональная подготовка в органах внутренних дел Российской Федерации / А.Р. Манукян // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 5. - С. 60-64

Педагогика

УДК 377.6

кандидат физико-математических наук, доцент Ланина Светлана Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Благовещенский государственный педагогический университет» (г. Благовещенск); кандидат педагогических наук, доцент Плащевая Елена Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Амурская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской федерации (г. Благовещенск); доктор педагогических наук, доцент Иванчук Ольга Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Астраханский государственный медицинский университет» (г. Астрахань)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Требования, предъявляемые работодателем к потенциальным работникам, постоянно возрастает. Связано это, прежде всего, с постоянно меняющимися нормами, регламентами и законодательством. Для того, чтобы выпускники учреждений среднего профессионального образования были востребованы на рынке труда, необходимо организовывать учебный процесс, таким образом, чтобы в срок и качественно сформировать у ним весь спектр профессиональных компетенций. Целью исследования является выявления и описание профессиональных компетенций необходимых будущему специалисту экономической сферы деятельности. Рассмотрены основные подходы к определению профессиональных компетенций. Профессиональные компетенции разделены на три блока: функциональная, познавательная и мотивационная. Подробно описаны каждый из представленных блоков. Представлены результаты проведенного анкетирования среди студентов, направленные на определение мотивационной компетенции. Практическая значимость исследования состоит в описании основных этапов организации образовательного процесса. Каждый из описанных этапов направлен на формирование определенных профессиональных компетенций обучающихся.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, учреждения среднего профессионального образования, обучающиеся.

Annotation. The demands placed by the employer on potential employees are constantly increasing. This is due, first of all, to constantly changing norms, regulations and legislation. In order for graduates of institutions of secondary vocational education to be in demand on the labor market, it is necessary to organize the educational process in such a way as to form the entire range of professional competencies in them on time and with high quality. The purpose of the study is to identify and describe the professional competencies necessary for a future specialist in the economic field of activity. The main approaches to the definition of professional competencies are considered. Professional competencies are divided into three blocks: functional, cognitive and motivational. Each of the presented blocks is described in detail. The results of a survey among students aimed at determining motivational competence are presented. The practical significance of the study lies in the description of the main stages of the organization of the educational process. Each of the described stages is aimed at the formation of certain professional competencies of students.

Key words: professional competencies, institutions of secondary vocational education, students.

Введение. На сегодняшний день, для того чтобы выпускник образовательной организации среднего или высшего образования, был конкурентоспособен на рынке труда, он должен обладать рядом качеств, таких как: умение быстро осваивать новые технологии и методы работы; иметь способности к самоорганизации, саморегуляции; уметь самостоятельно и продуктивно осуществлять определенные виды деятельности; ответственно подходить в выполнению своих профессиональных задач; быть коммуникабельным и способным не только слушать но и слышать собеседника.

Все вышеперечисленные качества должны постепенно формироваться и развиваться в процессе обучения студента в образовательном учреждении.

При определении компетентиостей специалиста определенного вида деятельности, чаще всего в качестве основы рассматривается его профессиональная подготовка, в которую включается не только овладение профессиональными знаниями, такими как: теоретические, методологические, мировозренческие, но и умение применять полученные знания в практической деятельности.

Рассматривая программы подготовки специалиста экономического профиля, можно выделить следующие области знаний, в рамках которых он должен овладеть необходимыми знаниями и умениями при обучении в учреждениях среднего профессионального образования: социально-экономические, гуманитарные, естественнонаучные, общепрофессиональные, специальные экономические дисциплины. Те знания, которыми обучающийся овладеет, изучая дисциплины из перечисленных областей знаний, будут способствовать формированию необходимых, будущему специалисту экономической сферы деятельности, компетенций для решения тех профессиональных задач, которые могут возникнут в его профессиональной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Вопросами формирования профессиональных компетенций в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования изучали многие исследователи. Так по мнению Э.Ф Зеера профессиональные компетенции характеризуют выпускника как специалиста в профессиональной деятельности [1]. В рамках данной работы будем понимать профессиональные компетенции как способность специалиста решать определенные профессиональные задачи. Профессиональная компетентность как понятие, интегрируемое из совокупности профессиональный компетенций, может быть рассмотрена с двух позиций: во-первых, как непосредственная цел профессиональной подготовки обучающихся, то есть, как цель образования; во-вторых, как промежуточный результат, характеризующий специалиста, выполняющего свою профессиональную деятельность [2, 5].

В современной педагогической литературе, описаны несколько вариантов структуры компетенции. Так В. Медведев и Ю. Татур в качестве структурных компонентов компетенции выделяют следующие: когнитивный, функциональный и ценностно-этический. Н.Е. Седова и А.Н. Назаренко описывают когнитивный, процессуальный, оценочный, мотивационно-личностный. Е.В Ялтаева определяет следующие структурные компоненты: когнитивный, операционно-деятельностный, ценностно-смысловой. О.С. Афанасьева выделяет когнитивный, операционный и личностный компоненты компетенции, причем, в состав личностной включены следующие компоненты: мотивационная, ценностно-смысловая, индивидуально-психологическая. Существуют также структуры, представленные K.M. Грабчук и Е.В. Филатова, Н.В. Пахаренко и И.Н. Зольникова [3, 4]

Проведенный анализ теоретического материала позволил выделить следующую структуру профессиональной компетенции, состоящую из трех блоков: функциональная, познавательная и мотивационная. Каждая из которых в свою очередь, также может быть представлена совокупностью других компетенций (рис. 1).

Профессиональные компетенцгш специалиста экономической сферы деятельности

Функциональная компетенция

Правовая компетенция

Техшиеская компетентность

Коммуникативная компетенция

Познавательная компетенция

Эмошвная компетенция

Рефлексивная компетентность

Мошвашюнная компетенция

Рисунок 1. Структурные компоненты профессиональных компетенций специалиста экономической сферы

деятельности

К первому блоку относятся компетенции по видам деятельности:

1) Функциональная компетенция, включает в себя совокупность необходимых компетенций, относящихся к области профессиональных и специальных экономических знаний направленных на решение экономических задач производственного процесса.

2) Правовая компетенция, состоит из совокупности компетенций выпускника, характеризующих владение им нормами права и законодательства Российской Федерации необходимых при организации и осуществления профессиональной экономической деятельности. В виду периодичности вносимых изменений, происходящих в экономической деятельности, от студентов требуется постоянное и самостоятельное изучение правовых документов.

3) Техническая компетентность, в состав которой входят компетенции характеризующее владение выпускником необходимыми навыками работы с комплексом программ (Консультант плюс; 1 С и др.) непосредственно относящихся к профессиональной деятельности специалиста экономической сферы.

4) Коммуникативная компетенция, к ней относятся способность к динамическому обмену информации, умение управлять коммуникативными действиями с учетом социокультурных норм и целесообразностью высказывания.

Во второй блок включены компетенции, включающие в себя совокупность личностных качеств специалиста, необходимых для эффективной работы в профессиональной деятельности.

1) Познавательная компетенция, включает в себя комплекс знаний процесса познания индивида, а также умение осуществлять познавательную, самоуправляемую деятельность, направленную на решение реальных профессиональных задач, проблем, сопровождаемая овладением необходимыми для их решения знаниями, умениями по поиску, анализу и применению информации. Профессиональная деятельность специалиста экономической сферы подразумевает работу с большим объемов информации, что требует от специалистов умение быстро анализировать, обрабатывать, правильно интерпретировать полученную информацию и применять в своей деятельности.

2) Эмотивная компетенция, включает в себя умение выражать свои чувства, умение контролировать свое поведение в обществе, коллективе, умение выражать свои мысли.

3) Рефлексивная компетенция, представляющая собой совокупность умений эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, что позволяет создавать условия развития и саморазвития, а также направлено на включения творчества в профессиональную деятельность.

В третий блок определены мотивационные компетенции. Основополагающим фактором, в процессе обучения, является заинтересованность обучающегося в будущей профессии. Таким образом, мотивационные компетенции играют важную роль в процессе формирования и развития профессиональных компетенций.

Для определения мотивационной компетенции было проведено анкетирование студентов колледжа Сервиса и торговли обучающихся по специальности 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям). В анкетировании приняло 72 обучающихся. Итоги представлены на рисунке 2.

[ЗНАЧЕНИЕ]^

9,7%

5.6%

I

6,90% 6,90%

I I I

/ Л / /

У /

¿У ,е)

/ у

/ / у

Л

/ /

лРС

Рисунок. 2. Итоги анкетирования обучающихся по специальности 38.02.01 - Экономика и бухгалтерский учёт

(по отраслям)

Результаты анкетирования показывают, что у большинства обучающихся преобладает внешние мотивы при выборе будущей профессии, нежели внутренние мотивы.

Так как, весь образовательный процесс в учреждениях среднего профессионального образования направлен на формирование готовности обучающихся к осуществлению будущей профессиональной деятельности, то профессиональные компетенции рассматриваются в контексте готовности и способности применять полученные знания, навыки непосредственно в трудовой деятельности, а также, развиваться их по средствам решения сложных, нестандартных профессиональных ситуаций и задач, рассматриваемых в процессе обучения и в процессе прохождения различных практик.

При организации учебного процесса в учреждения среднего профессионального образования студентов экономической специальности, необходимо учитывать тот факт, что на каждом отдельно рассматриваемом этапе обучения спектр решаемых задач различен.

Так, на первом этапе обучения, деятельность преподавателя и обучающегося направлена на решение базовых задач, к которым можно отнести следующие:

- адаптация (к коллективу, к смене формы организации учебного процесса, к новым видам деятельности и т.д.);

- усвоение базовых знаний;

- планирование, анализ, систематизация учебного материала;

- налаживание коммуникаций между различными субъектами учебного процесса.

На втором этапе, происходит смена вектора решаемых задач в сторону профессиональной подготовке. Формируются умения решать производственные задачи, развиваются личностные и профессиональные качества будущих экономистов. На этом же этапе при организации учебной деятельности обучающихся, особое внимание уделяется процессу их практической подготовке, в том числе и умению самостоятельно работать с необходимой документацией.

Третий этап, характеризуется необходимостью не только решать профессиональные задачи, но и приобретать навыки организации взаимодействия на рабочем месте, в рабочем коллективе, а также, формированием умений преодолевать, возникающие в процессе выполнения профессиональной деятельности, проблемы и трудности.

Выводы. Таким образом можно сказать, что интеграция всех сторон образовательного процесса и наличие взаимосвязей различных сфер деятельности при организации бучения студентов учреждений среднего профессионального образования позволяет сформировать профессиональные компетенции будущих специалистов экономической сферы деятельности. Предложенное поэтапное построение образовательного процесса позволяет развивать профессиональной

компетентности студентов с позиции готовности специалиста использовать свои знания и навыки в профессиональной деятельности.

Литература:

1. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э.Ф. Зеер // Образование и наука: Изв. Урал, отд-ния рос. акад. образования. - 2004. - № 3(27). - С. 42.

2. Мусаева, Б.М. Профессиональные компетенции работников экономических служб компании / Б.М. Мусаева // Деловой вестник предпринимателя. - 2021. - № 6(4). - С. 89-92

3. Пахаренко, Н.В. Модель определения уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций / Н.В. Пахаренко, H.H. Зольникова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. - С. 310.

4. Филатова, Е.В. Компетентность и сложность оценки ее формирования [Электронный ресурс] / Е.В. Филатова, K.M. Грабчук // Интерактивное образование. - 2011,- № 33.

5. Хахонова, H.H. Проблемы формирования профессиональных компетенций студентов экономических специальностей / H.H. Хахонова // Современные проблемы науки и образования. - 2019. -№ 3. - С. 19.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Зайцева Ольга Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматривается проблемность и противоречивость формирования профессиональной мобильности будущих специалистов в вузе. Проанализировано понятие «профессиональная мобильность» в современной психолого-педагогической литературе. Выделены компоненты развития профессиональной мобильности в системе высшего образования. Обозначены специфические особенности развития профессиональной мобильности будущих специалистов в вузе. Разработаны структурированные и последовательные этапы процесса развития профессиональной мобильности. Выделен и обоснован интегрированный и комплексный характер развития профессиональной мобильности студентов-выпускников. Рассмотрены и проанализированы факторы, способствующие высокой эффективности процесса развития профессиональной мобильности. Профессиональная мобильность решает вопросы адаптации личности студента к трудовой деятельности. Обоснована зависимость развития профессиональной мобильности и конкурентоспособности при трудоустройстве на рынке труда. Обозначена важность специальной универсальной подготовки будущих специалистов в

Ключевые слова: высшее образование, студент-выпускник, профессиональная мобильность, личностная мобильность, индивидуально-личностные особенности студента, профилизация.

Annotation. The article deals with the problematic and inconsistent nature of the formation of professional mobility of future specialists in the university. The concept of "professional mobility" in modern psychological and pedagogical literature is analyzed. The components of the development of professional mobility in the system of higher education are highlighted. The specific features of the development of professional mobility of future specialists in the university are outlined. Structured and sequential stages of the professional mobility development process have been developed. The integrated and complex nature of the development of professional mobility of graduate students is singled out and substantiated. The factors contributing to the high efficiency of the professional mobility development process are considered and analyzed. Professional mobility solves the issues of adapting the student's personality to work. The dependence of the development of professional mobility and competitiveness in employment in the labor market is substantiated. The importance of special universal training of future specialists at the university is indicated.

Key words: higher education, graduate student, professional mobility, personal mobility, individual and personal characteristics of a student, profiling.

Введение. Модернизация системы высшего образования диктует новые научно обоснованные условия развития профессиональной мобильности будущих специалистов. Сегодняшние изменения на рынке труда, условия трудоустройства, повышенные потребности общества (социальный статус, развитие духовности и стремление к саморазвитию) требуют от будущего специалиста функционирования в современном быстро меняющемся мире. Профессиональная деятельность студентов-выпускников обеспечивается посредством развития профессиональной мобильности, которая в свою очередь ведет к универсальной профессиональной подготовки студентов вузе.

Актуализация целенаправленной универсальной подготовки будущих специалистов повышает функциональность и эффективность развитие личности студента через формирование профессиональной мобильности.

Понятие «профессиональная мобильность» в современной литературе мало изучен и исследован и развитие этого феномена сейчас является достаточно актуальным вопросом.

Развитие профессиональной мобильности будущих специалистов в системе высшего образования обеспечивается через специализированную организацию учебно-воспитательного процесса. Также влияет специфика вуза или факультета по различным направлениям подготовки.

В результате развитие профессиональной мобильности активно и всесторонне влияет на будущую эффективную профессиональную деятельность выпускников вуза. Важно отметить значимость структурного развития процесса профессиональной мобильности будущих специалистов в вузе как социально-личностного феномена студента: организация, содержание, условия и критерии.

Изложение основного материала статьи. Прогрессивные изменения в сфере профессионального образования определяют изначально развитие личности студента через формирование общекультурных, универсальных и специально-профессиональных способностей. Такой комплект компетенций обеспечивает для будущего специалиста конкурентоспособность при трудоустройстве на рынке труда. Профессиональная подготовка в системе высшего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.