Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ'

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / студент-выпускник / профессиональная мобильность / личностная мобильность / индивидуально-личностные особенности студента / профилизация / higher education / graduate student / professional mobility / personal mobility / individual and personal characteristics of a student / profiling

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Зиновьева Светлана Анатольевна, Зайцева Ольга Юрьевна

В статье рассматривается проблемность и противоречивость формирования профессиональной мобильности будущих специалистов в вузе. Проанализировано понятие «профессиональная мобильность» в современной психолого-педагогической литературе. Выделены компоненты развития профессиональной мобильности в системе высшего образования. Обозначены специфические особенности развития профессиональной мобильности будущих специалистов в вузе. Разработаны структурированные и последовательные этапы процесса развития профессиональной мобильности. Выделен и обоснован интегрированный и комплексный характер развития профессиональной мобильности студентов-выпускников. Рассмотрены и проанализированы факторы, способствующие высокой эффективности процесса развития профессиональной мобильности. Профессиональная мобильность решает вопросы адаптации личности студента к трудовой деятельности. Обоснована зависимость развития профессиональной мобильности и конкурентоспособности при трудоустройстве на рынке труда. Обозначена важность специальной универсальной подготовки будущих специалистов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Зиновьева Светлана Анатольевна, Зайцева Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problematic and inconsistent nature of the formation of professional mobility of future specialists in the university. The concept of "professional mobility" in modern psychological and pedagogical literature is analyzed. The components of the development of professional mobility in the system of higher education are highlighted. The specific features of the development of professional mobility of future specialists in the university are outlined. Structured and sequential stages of the professional mobility development process have been developed. The integrated and complex nature of the development of professional mobility of graduate students is singled out and substantiated. The factors contributing to the high efficiency of the professional mobility development process are considered and analyzed. Professional mobility solves the issues of adapting the student's personality to work. The dependence of the development of professional mobility and competitiveness in employment in the labor market is substantiated. The importance of special universal training of future specialists at the university is indicated.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ»

компетентности студентов с позиции готовности специалиста использовать свои знания и навыки в профессиональной деятельности.

Литература:

1. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э.Ф. Зеер // Образование и наука: Изв. Урал, отд-ния рос. акад. образования. - 2004. - № 3(27). - С. 42.

2. Мусаева, Б.М. Профессиональные компетенции работников экономических служб компании / Б.М. Мусаева // Деловой вестник предпринимателя. - 2021. - № 6(4). - С. 89-92

3. Пахаренко, Н.В. Модель определения уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций / Н.В. Пахаренко, И.Н. Зольникова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. - С. 310.

4. Филатова, Е.В. Компетентность и сложность оценки ее формирования [Электронный ресурс] / Е.В. Филатова, K.M. Грабчук // Интерактивное образование. - 2011,- № 33.

5. Хахонова, H.H. Проблемы формирования профессиональных компетенций студентов экономических специальностей / H.H. Хахонова // Современные проблемы науки и образования. - 2019. -№ 3. - С. 19.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Зайцева Ольга Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматривается проблемность и противоречивость формирования профессиональной мобильности будущих специалистов в вузе. Проанализировано понятие «профессиональная мобильность» в современной психолого-педагогической литературе. Выделены компоненты развития профессиональной мобильности в системе высшего образования. Обозначены специфические особенности развития профессиональной мобильности будущих специалистов в вузе. Разработаны структурированные и последовательные этапы процесса развития профессиональной мобильности. Выделен и обоснован интегрированный и комплексный характер развития профессиональной мобильности студентов-выпускников. Рассмотрены и проанализированы факторы, способствующие высокой эффективности процесса развития профессиональной мобильности. Профессиональная мобильность решает вопросы адаптации личности студента к трудовой деятельности. Обоснована зависимость развития профессиональной мобильности и конкурентоспособности при трудоустройстве на рынке труда. Обозначена важность специальной универсальной подготовки будущих специалистов в

Ключевые слова: высшее образование, студент-выпускник, профессиональная мобильность, личностная мобильность, индивидуально-личностные особенности студента, профилизация.

Annotation. The article deals with the problematic and inconsistent nature of the formation of professional mobility of future specialists in the university. The concept of "professional mobility" in modern psychological and pedagogical literature is analyzed. The components of the development of professional mobility in the system of higher education are highlighted. The specific features of the development of professional mobility of future specialists in the university are outlined. Structured and sequential stages of the professional mobility development process have been developed. The integrated and complex nature of the development of professional mobility of graduate students is singled out and substantiated. The factors contributing to the high efficiency of the professional mobility development process are considered and analyzed. Professional mobility solves the issues of adapting the student's personality to work. The dependence of the development of professional mobility and competitiveness in employment in the labor market is substantiated. The importance of special universal training of future specialists at the university is indicated.

Key words: higher education, graduate student, professional mobility, personal mobility, individual and personal characteristics of a student, profiling.

Введение. Модернизация системы высшего образования диктует новые научно обоснованные условия развития профессиональной мобильности будущих специалистов. Сегодняшние изменения на рынке труда, условия трудоустройства, повышенные потребности общества (социальный статус, развитие духовности и стремление к саморазвитию) требуют от будущего специалиста функционирования в современном быстро меняющемся мире. Профессиональная деятельность студентов-выпускников обеспечивается посредством развития профессиональной мобильности, которая в свою очередь ведет к универсальной профессиональной подготовки студентов вузе.

Актуализация целенаправленной универсальной подготовки будущих специалистов повышает функциональность и эффективность развитие личности студента через формирование профессиональной мобильности.

Понятие «профессиональная мобильность» в современной литературе мало изучен и исследован и развитие этого феномена сейчас является достаточно актуальным вопросом.

Развитие профессиональной мобильности будущих специалистов в системе высшего образования обеспечивается через специализированную организацию учебно-воспитательного процесса. Также влияет специфика вуза или факультета по различным направлениям подготовки.

В результате развитие профессиональной мобильности активно и всесторонне влияет на будущую эффективную профессиональную деятельность выпускников вуза. Важно отметить значимость структурного развития процесса профессиональной мобильности будущих специалистов в вузе как социально-личностного феномена студента: организация, содержание, условия и критерии.

Изложение основного материала статьи. Прогрессивные изменения в сфере профессионального образования определяют изначально развитие личности студента через формирование общекультурных, универсальных и специально-профессиональных способностей. Такой комплект компетенций обеспечивает для будущего специалиста конкурентоспособность при трудоустройстве на рынке труда. Профессиональная подготовка в системе высшего

образования предполагает формирование квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля. Однако, специалист-профессионал должен ориентироваться еще в смежных областях профессиональной деятельности, т.е. обладать профессиональной мобильностью: быстрота, качество, эффективность, оптимальность личностных реакций студента.

Анализируя различные значения понятия «профессиональная мобильность» в современной литературе можно предположить многогранность характеристик этого термина. Большинство авторов (Л.В. Горюнова, Б.М. Игошев, Ю.И. Калиновский, И.Г. Шапкина, С.Л. Новолодская и др.) отмечают личностно-поведенческую, социально-профессиональную и субъектно-практическую составляющие процесса развития профессиональной мобильности в системе образования [2].

По мнению А. Любимовой, к структурным компонентам профессиональной мобильности относятся мотивационно-ценностный, который проявляется в потребности повышения своего профессионального уровня, карьерного роста и изменения места профессиональной деятельности; когнитивный, который выражается в личностном смысле профессиональных знаний, и деятельно-практический, что выражается в наличии базовых и ключевых профессиональных компетенций будущего специалиста [3,4].

При рассмотрении различных подходов к определению понятия «профессиональная мобильность» можно выделить особенности:

- успешная адаптированность личности к постоянно изменяющимся условиям трудовой среды;

- мера реализации возможностей личности специалиста, которая отражает результат его профессиональной детальности;

- оптимальная и быстрая перестройка действий в новых нестандартных условиях;

- практическая готовность будущего специалиста к эффективному выполнению профессиональных функций.

Современное развитие профессиональной мобильности студентов-выпускников в вузе предполагает развитие личности

обучающегося: активность, позитивность, мотивированность, адаптивность, самостоятельность. Поэтому профессиональная подготовка в вузе должна учитывать не только формирование профессиональных компетенций, но и профессиональное становление личности, включающее учет личностно-индивидуальных особенностей в условиях применения к профессии.

Анализ работ по психолого-педагогической литературе позволяет нам сказать о структурности процесса развития профессиональной мобильности будущего специалиста [6].

Нами были выделены следующие компоненты развития профессиональной мобильности в системе высшего образования:

субъектно-целевой компонент предполагает направленность личности студента на готовность в выборе профессии, к ее требованиям, к мотивации выполнять основные профессионально-трудовые функции. Будущий специалист осваивает качественно новые способности к профессиональной деятельности; личностно-профессиональные особенности поведения на рабочем месте;

содержательно-технологический компонент предполагает формирование профессиональной мобильности выпускника, включающее структурно-функциональные обязанности, этапность развития профессиональной мобильности, средства, формы и различные мероприятия организационного и воспитательного характера;

оценочно-результативный компонент предполагает определение уровня и границ развития профессиональной мобильности. Компонент осуществляет прогноз и диагностику процесса формирования профессиональной мобильности, реализацию целей, отслеживание содержания этого процесса и удовлетворённость личностью будущего специалиста в овладении профессиональной мобильности.

Высокая эффективность процесса развития профессиональной мобильности будущих специалистов зависит от некоторых факторов, основывающихся на методологических подходах:

• комплексность интегрированной универсальной профессиональной подготовки студентов к различным видам профессиональной деятельности;

• индивидуально-личностные особенности будущих специалистов, обеспечивающие вектор формирования профессионально важных качеств личности студента и проявления их непосредственно в практико-трудовой деятельности по избранной профессии;

• профессионализм деятельности и профессионализм личности, основывающиеся на потенциале будущих специалистов и их компетенциях, определяющих трудовое предназначение работника.

Необходимо отметить, что процесс развития профессиональной мобильности будущих специалистов в вузе имеет комплексный характер и основывается на методологических принципах: целесообразности, вариативности, универсализации, компетентности и профилизации.

Процесс развития профессиональной мобильности включает в себя три последовательных и структурированных этапа:

Пропедевтический этап включает в себя подготовку к развитию профессиональной мобильности через способность быстро принимать серьезные верные решения в нестандартных учебно-практических и профессионально-трудовых ситуациях.

Формирующий этап - собственно этап развития профессиональной мобильности, включающей в себя все структурные элементы, содержательные характеристики, условия и рефлексивный компонент.

Интегративный этап включает в себя влияние и воздействие на личность и поведение будущих специалистов. Развитие профессиональной мобильности на этом этапе реализуется через содействие в повышение активности студентов, мотивацию и познавательный интерес к занятиям и обеспечение творческого подхода к решению профессионально-практических задач. Происходит внедрение в учебный процесс различных активных форм обучения.

Каждый этап развития профессиональной мобильности будущих специалистов в вузе предусматривает поступательной воздействие на этот процесс.

Для оценки уровня развития профессиональной мобильности нами был представлен комплекс контрольных мероприятий, обеспечивающий формирование основных показателей: точность, быстрота, активность, креативность принимаемых решений и выполняемых действий.

Профессиональная мобильность в нашем исследовании выступает как неотъемлемая характеристика для успешной личности выпускника-конкурентоспособного специалиста. Проявления профессиональной мобильности отражается через успешность адаптации личности к различным нестандартным и постоянно изменяющимся условиям профессионально-трудовой среды.

Следует отметить, что существует некоторая закономерность в стихийном формировании профессиональной мобильности студентов. Как показывает профессионально-трудовая практика не у всех обучающихся-будущих специалистов вырабатываются соответствующие профессиональные качества. Поэтому важное значение имеет целенаправленная профессиональная подготовка к развитию специальных способностей для повышения профессиональных компетенций и успешной профориентации.

Системность развития профессиональной мобильности будущих специалистов в вузе зачастую зависит от готовности и самосознания студентов создавать благоприятную социально-профессиональную среду по выбранному профилю обучения, а также повышать свой коммуникативный и мотивирующий уровень взаимодействия. Поэтому всегда при формировании профессионально-специальных способностей будущих специалистов в учебном процессе необходимо учитывать индивидуальность студента, т.е. личностную мобильность.

Выводы. Проблема развития профессиональной мобильности будущих специалистов в системе высшего образования в настоящее время рассматривается не только педагогами-исследователями, но и психологами, социологами, философами. С учетом преобразований в высшем образовании профессиональная мобильность характеризуется изменениями профессиональной позиции между управлением, профессиональной деятельностью и карьерой.

В нашем исследовании, мы определили ключевые составляющие процесса развития профессиональной мобильности будущих специалистов, которые опираются исключительно на компетентностный подход. Кроме того, необходимо отметить важное значение материально-технического оснащения учебного заведения, его программное обеспечение, систему учебно-воспитательного процесса и уровень профессионализма преподавателей.

Становление профессиональной мобильности будущих специалистов в вузе - это прежде всего готовность личности студента-выпускника достаточно успешно овладевать новыми различными компетенциями, технологиями в процессе реализации деятельности.

Литература:

1. Амирова, Л.А. Развитие профессиональной мобильности педагога в пространстве его личностной самореализации / Л.А. Амирова. - Уфа: Восточный университет - 2006. - 460 с.

2. Дунаева, Н.П. Проблема конкурентоспособности личности студента в условиях образовательной среды вуза в отечественных и зарубежных исследованиях / Н.П. Дунаева, О.В. Суворова // Вестник Мининского университета. - 2020. -Том 8.-№1. -https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-l-8

3. Мищенко, В.А. Мобильность как основное профессионально значимое качество при становлении траектории профессионального развития студентов педагогического вуза / В.А. Мищенко, И.А. Тенюнина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Вып. 2-2. - Том 16. -2014. - С. 319-321

4. Мустафаева, Е.А. К вопросу о профессиональной мобильности педагогов / Е.А. Мустафаева // Молодой ученый. -2017. -№ 17 (151). - С. 263-266. - URL: https://moluch.ru/archive/151/42786/ (дата обращения: 01.06.2023)

5. Перевощикова, E.H. Образовательные результаты в подготовке будущего педагога и средства оценки их достижения / E.H. Перевощикова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Том 10. - №1. -https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3

6. Фугелова, Т.А. Социально-педагогические предпосылки становления и развития профессиональной мобильности будущего специалиста / Т.А. Фугелова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3,- URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13270 (дата обращения: 31.05.2023)

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Петровский Александр Михайлович

Дзержинский политехнический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного высшего образования «Нижегородский государственный технический университет имени P.E. Алексеева» (г. Дзержинск)

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГА В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема исследования процесса профессиональной самоакутализации личности педагога в системе высшего образования. Проанализировано понятие «профессиональная самоакутализация» с точки зрения гуманной психологической науки. Выделены особенности формирования профессиональной зрелости педагога в условиях процесса профессиональной самоактуализации. Разработаны основные этапы профессиональной самоактуализации личности педагога в вузе. Обоснована значимость профессиональной самоактуализации личности педагога как специально организованной педагогической деятельности. Выделены структурные компоненты профессиональной самоакутализации определяющие имманентность этого процесса. Рассматриваются внешние и внутренние факторы, создающие препятствия для успешного процесса профессиональной самоактуализации. Обозначается многогранность процесса профессиональной самоактуализации личности педагога в вузе. Следует отметить, что профессиональная самоактуализация носит творческо-организационный характер, предполагающий проявление субъективно-профессиональных качеств личности педагога. Особое значение в исследовании процесса профессиональной самоактуализации играют ценностные ориентации, выступающие регулятором в структуре познавательной деятельности.

Ключевые слова: высшее образование, самоактуализация, профессиональная самоактуализация, профессиональная зрелость, личность педагога.

Annotation. The article deals with the actual problem of studying the process of professional self-actualization of the teacher's personality in the system of higher education. The concept of "professional self-actualization" is analyzed from the point of view of humane psychological science. The features of the formation of professional maturity of a teacher in the process of professional self-actualization are highlighted. The main stages of professional self-actualization of the teacher's personality in the university have been developed. The significance of the professional self-actualization of the teacher's personality as a specially organized pedagogical activity is substantiated. Structural components of professional self-actualization that determine the immanence of this process are singled out. External and internal factors that create obstacles for the successful process of professional self-actualization are considered. The versatility of the process of professional self-actualization of the teacher's personality at the university is indicated. It should be noted that professional self-actualization is of a creative and organizational nature, which implies the manifestation of the subjective and professional qualities of the teacher's personality. Of particular importance in the study of the process of professional self-actualization are value orientations, which act as a regulator in the structure of cognitive activity.

Key words: higher education, self-actualization, professional self-actualization, professional maturity, teacher's personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.