ФОРМИРОВАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Н. Н. Азизходжаева
Модернизация образования в Республике Узбекистан предполагает подготовку кадров на основе развития современной экономики, науки, культуры, техники и технологий. В условиях модернизации основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал. Важной целью образования в республике должно стать развитие у будущих специалистов такого качества, как профессиональная компетентность. Компетентность^ подход является объективным требованием современного образования. Реализация компетентностного подхода в высшем образовании обусловливается ускоряющимися мировыми процессами глобализации и информатизации.
Модернизация образования на компетентностной основе является, по сути, ответом системы образования на радикальные изменения, которые происходят в сферах материального и духовного производства, на рынках труда, в профессиональных структурах, в области социальных коммуникаций. В современных социально-экономических условиях востребована модель не узкопрофессиональной подготовки выпускника вуза, жестко ориентированного на конкретные объекты и предметы труда, а модель подготовки выпускника интегрального типа. В новой модели профессионального образования цели, содержание и результаты подготовки выпускника формируются в комплексном и интегрированном виде с учетом изменений в профессиональной деятельности и не ограничивается узкопрофессиональной сферой их применения. Такая модель включает не только профессиональную квалификацию выпускника, определяющуюся системой знаний, умений и навыков, но и базовые личностные качества и системно сформированные универсальные умения и способности, которые в современной международной практике определяются как ключевые компетенции.
Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция и компетентность. Компетентность - это качество научения (обученность), компетенция - компетентность в действии. Компетентность понимается как совокупность знаний, умений, опыта, отражения их в теорико-прикладной подготовленности и реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности. Формирование компетентности в образовательном процессе выдвигает на первое место не информированность обучаемых, а умение решать проблемы в различных сферах. Особенность компетентностного обучения состоит не в усвоении готового знания, а в том, что обучаемый сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. В структуре профессиональной компетентности выделяются профессиональносодержательный, профессионально-деятельностный и профессиональноличностный компоненты. Среди профессиональных компетенций следует выделить семь общеобразовательных ключевых компетенций: (а) ценностносмысловая; (б) общекультурная; (в) учебно-познавательная; (г) информаци-
108
онная; (д) коммуникативная; (е) социально-трудовая; (ж) компетенция личностного самосовершенствования. Формирование профессиональных компетенций воспринимается в настоящее время как социально организованный процесс освоения социального опыта и формирование на этой основе индивидуального опыта обучаемых по решению познавательных личностных проблем.
Результативность сформированных профессиональных компетенций непосредственно связана с проблемой внедрения в учебный процесс интерактивного обучения. Интерактивное обучение - это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности через диалог студентов между собой и преподавателем. Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Формы и методы интерактивного обучения делятся: на дискуссионные, игровые, тренинговые. К интерактивным технологиям обучения относятся такие как коллективная мыслительная деятельность. Это форма взаимодействия педагога - учебной группы. При интерактивном обучении в высшей школе широко применяется дискуссия. Дискуссию рассматривают как метод интерактивного обучения и как особую технологию. В качестве метода дискуссия используется и в других формах обучения: семинарских занятиях, социально-психологических тренингах, деловых играх, кейс-технологии. Будучи своеобразной технологией, дискуссия включает в себя другие методы и приёмы: «мозговой штурм», анализ ситуаций, синектику. Являясь одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, дискуссия имеет разнообразные цели проведения: обучение, тренинг, диагностика, изменение установок, стимулирование творчества.
В профессиональном обучении довольно широко используется и кейсметод. Под ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации. Задача обучающихся - проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможным варианты решения. Кейс-метод является разновидностью исследовательской аналитической технологии, которая включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры. Кейс-метод можно рассматривать как специфическую технологию. Он эффективен в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формирования эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями. Проведённые исследования свидетельствуют о том, что кейс-технология является более успешной по сравнению с традиционной методикой обучения. Кейс-метод способствует развитию технического мышления, умения свободно ориентироваться в современном производстве, готовности к плодотворной профессиональной деятельности.
Технология портфолио является одной из эффективных технологий, направленных на формирование профессиональных компетенций в вузе. Технология портфолио успешно используется в учебном процессе высшей школы и способствует развитию у обучающихся навыков работы с различными видами учебной и профессиональной информации. Эта технология дает возможность систематизировать профессиональные знания, формировать
109
профессиональную рефлексию. В зарубежных системах образования портфолио относят к разряду аутентичных индивидуализированных оценок, ориентированных на новые формы оценивания и самооценивания.
Аутентичное оценивание предусматривает оценивание сформированное™ умений и навыков личности в условиях помещения ее в ситуацию, максимально приближенную к требованиям реальной жизни. В образовательной практике существуют различные типы портфолио: портфолио по образовательной программе; портфолио документации; портфолио учебного процесса; портфолио презентация; электронное портфолио.
Интерактивные технологии организации, проведения и оценки качества подготовки будущих специалистов обеспечивают новую и зачастую большую информационную базу об учебной и исследовательской работе и развитии обучающихся. Таким образом, реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании, формирование компетенций у будущих специалистов способствуют развитию их профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда.
110