УДК 378.14.036.5: 7.01 П.А. КОВЕШНИКОВ
старший преподаватель, кафедра дизайна, архитектурно-строительный институт, Госуниверситет - УНПК E-mail: [email protected]
UDC 378.14.036.5: 7.01
P.A. KOVESHNIKOV
Senior lecturer, Department of Design, Institute of Architecture and Construction, State University - ESPC
E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ДИЗАЙНА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН
THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF BACHELORS OF DESIGN IN THE STUDY OF SPECIAL ARTISTIC DISCIPLINES
В статье показано, что систематическое использование проблемных ситуаций на лекционных и практических занятиях в ходе изучения специальных художественных дисциплин способствует совершенствованию всего комплекса художественно-дизайнерских способностей, создает оптимальные условия для формирования и развития профессиональных компетенций будущих бакалавров дизайна.
Ключевые слова: профессиональные компетенции бакалавров дизайна, проблемное обучение.
In article it is shown that the systematic use ofproblem situations on lectures and practical training in the course of studying special disciplines contributes to the improvement of the whole complex of artistic and design abilities, creates optimal conditions for the formation and development of professional competence of future bachelors of design.
Keywords: professional competence of bachelors of design, problem training.
В практике изучения художественных дисциплин при подготовке дизайнеров проблемно-поисковые методы обучения не нашли еще широкого применения. Мало внимания уделяется вовлечению студентов в самостоятельную творческую деятельность, развитию у них теоретического осмысления художественного произведения. В преподавании специальных дисциплин часто наблюдается простое объяснение, опирающееся на репродуктивное мышление, не способствующее творческому росту студентов, формированию навыков познавательной самостоятельности и выработке у них потребности к самообразованию как неотъемлемому качеству личности дизайнера. Это может привести к несоответствию между уровнем сформированности профессиональных компетенций и профессиональной деятельностью бакалавра дизайна. В результате обнару-
живаются определенные проблемы в подготовке бакалавра дизайна, одна из которых состоит в низком уровне познавательной направленности и развитости художественного мышления как ведущего профессионального качества дизайнера.
В процессе опытной работы, проводимой под нашим руководством, была составлена таблица (таблица 1), позволяющая достаточно объективно определить уровень развития профессиональных компетенций студентов с акцентированием внимания на специфику дизайнерской деятельности. Это шкала, вмонтированная в систему художественно-дизайнерских и умственных действий, характеризует основные качества профессионального мышления дизайнера. Таблица позволяет оценить не только отдельные параметры, но и в целом сформированность дизайнерского мышления.
Таблица 1.
Параметры художественно-дизайнерских и умственных действий, выраженные в единстве знаний и умений
ДЕЙСТВИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ДИЗАИНЕРСКИЕ УМСТВЕННЫЕ
Мысленно представлять художественный образ изделия и уметь изобразить его в форме набросков Видеть проблему
Определять художественно-дизайнерские задачи Формулировать задачу
Наметить план работы над изделием Выдвигать гипотезу
Осмыслить средства воплощения художественного изделия в проекте и материале Анализировать ситуацию
Добиваться реализации художественно-дизайнерского замысла Принимать решение
Сопоставлять полученный результат с прототипами аналогичных изделий Делать обобщенные выводы
Правильно выбирать путь для устранения затруднений Намечать дальнейший путь действий
© П.А. Ковешников © P.A. Koveshnikov
Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (65), 2015г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 65. 2015
К работе было привлечено свыше 100 студентов кафедры «Дизайн» ФГБОУ ВПО «Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс» (далее - ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК»). Оценка проводилась методом «рейтинга». В результате была получена оценочная характеристика уровня дизайнерского мышления на нескольких этапах работы по изучению художественных дисциплин при выполнении различных умственных действий (анализ, сравнение, целостный охват).
Таблица 1 дала возможность оценивать компоненты дизайнерского мышления по степени их выраженности. В результате подсчета каждый студент мог получить от 14 до 70 баллов. В зависимости от полученных баллов студенты были условно распределены на пять групп. В качестве основных критериев были избраны действия, характеризующие творческую продуктивность мышления: использование теоретического анализа, самостоятельный выбор эффективных методических приемов при проектировании изделия или архитектурного объекта.
I группа - очень высокий уровень (творческое мышление). У студентов, отнесенных к этой группе, хорошо развиты профессиональные компетенции, наблюдается активная поисковая деятельность, умение прогнозировать предполагаемый результат.
II группа - высокий уровень (творческо-репродуктивное мышление). У представителей этой группы сформирована система компетенций, но наблюдается некоторая пассивность в поисках решения поставленной задачи и недостатки в навыках прогнозирования.
III группа - средний уровень (репродуктивное мышление). У отнесенных к этой группе студентов удовлетворительная ориентировка в ситуациях, но имеются трудности в преодолении сложных ситуаций, для них характерна стереотипность поведения.
IV группа - уровень ниже среднего (репродуктивно-интуитивное мышление). Студенты имеют некоторую совокупность знаний и умений, но действия проходят, в основном, неосознанно.
V группа - крайне низкий уровень. Студенты почти не проявляют сформированности как художественно-дизайнерских, так и умственных действий.
Состав групп по уровням развития художественно-дизайнерского мышления представлен в таблице 2.
Анализ оценок отдельных компонентов художественно-дизайнерских представлений и умственных действий также показал различную степень их сформированности. Из умственных действий у
студентов наименее развиты анализ и синтез: им часто недоступна тонкая дифференциация различных дизайнерских характеристик, отсутствие целостного художественного восприятия. Результаты оценок свидетельствуют о том, что формирование профессиональных компетенций бакалавров дизайна и их ключевой составляющей - дизайнерского мышления - одна из важнейших задач специальных художественных дисциплин. Обучение должно носить целостный, развивающийся характер, что обеспечит управление всеми компонентами дизайнерской деятельности и приведет к образованию прочных профессионально важных качеств бакалавра дизайна.
Исходя из предположения, что на дизайнерских факультетах целесообразно осуществлять проблемный подход к содержанию учебного материала по дисциплинам художественного цикла, мы рекомендуем в экспериментальной методике, направленной на развитие дизайнерского мышления, в процессе изучения художественных дисциплин использовать приемы, способствующие выполнению студентами самостоятельных и творческих заданий. В этом случае процесс освоения новых знаний и способов деятельности происходил в результате самостоятельного анализа факторов, их систематизации и обобщения.
Формирование творческого мышления студентов при изучении специальных художественных дисциплин начинается с лекции, стержень которой - осмысление и постижение основных закономерностей дизайнерской деятельности. Именно с лекции должен начинаться познавательный поиск будущего дизайнера, введение его в процесс творческого отношения к изучаемому материалу. Чтобы эти функции занятий могли быть выполнены, необходимы определенные условия.
Для преподавателя очень важно четкое и логичное построение содержания изучаемого курса, выделение узловых проблем, выявление причинно-следственных связей между явлениями дизайнерского искусства и художественными дисциплинами, проблемное изложение материала. Это дает возможность последовательно выдвигать перед слушателями познавательные вопросы, направленные на самостоятельный поиск их решения, свободное оперирование материалом. Новизна выдвигаемых проблем создает атмосферу интереса, эмоционального напряжения. Необходимо также умение устанавливать контакт с аудиторией и осуществлять обратную связь.
Для студентов важна подготовка к лекции на основе предварительного ознакомления с ее планом, перечнем
Таблица 2.
Баллы Уровни развития дизайнерского мышления Численность студентов, %
от 57 до 70 Очень высокий - творческое мышление 14
от 43 до 56 Высокий - творчески репродуктивное мышление 22
от 36 до 42 Средний - репродуктивное мышление 43
от 22 до 35 Ниже среднего - репродуктивное интуитивное мышление. 15
от 14 до 21 Крайне низкий 6
исходных понятий, списком литературы; установка на активное восприятие за счет определенного эмоционального настроя, создание атмосферы «совместного разговора».
На кафедре « Дизайн» ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК» нами проводится работа в двух направлениях: на занятиях по теоретическому курсу художественных дисциплин и практической работе. В работе участвовало свыше 100 студентов под руководством четырех преподавателей. Было выявлено, что основная задача на пути подготовки к проблемному обучению состоит в том, чтобы вывести студентов из рамок стереотипного мышления. Управляющая роль преподавателя заключалась в постановке познавательных задач и формирования у студентов потребности к самостоятельному поиску истины. Достигалось это с помощью анализа ситуации, определения противоречий, когда возникающая проблема служила стимулом самостоятельной познавательной деятельности.
Один из наиболее простых и доступных приемов -введение преподавателем проблемных рассуждений при изложении нового материала. Так, перед лекцией нами предлагались студентам необычные ситуации в виде вопросов, ответы на которые можно получить, только внимательно прослушав лекцию и изучив предложенную литературу. Например, перед лекцией «Художественные способности и их развитие в процессе изучения «Основ композиции костюма» ставились вопросы: «Какую роль в развитии художественных способностей играют природные задатки? Какую роль играет обучение в развитии природных качеств?» Большинство студентов отвечали, что развитие способностей студента во многом зависит от личности педагога, руководства им учебно-воспитательным процессом. Подобное вступление вносило в лекцию элемент проблемности, настраивало на размышление, помогало студентам строить догадки и гипотезы. На лекциях преподаватель не давал готовых рецептов и не излагал собственные выводы, а формулировал лишь исходные положения. Анализируя и синтезируя факты, сравнивая и обобщая, как бы рассуждая вслух, преподаватель побуждал слушателей мысленно повторять эти операции, думая вместе с ними. Как показывает опыт, эффективным приемом является изучение различных, нередко противоположных точек зрения на одно и то же явление, анализ различных концепций на определенную проблему и выявление собственной точки зрения студента, подкрепленной научно обоснованными фактами.
Кроме лекционного курса нас интересовала также возможность использовать проблемно-поисковый метод в процессе практических занятий. Проблемность при работе над проектом изделия проявляется, прежде всего, в подходе к раскрытию его художественно-образного
содержания и осмыслению наиболее рациональных методов работы. Это связано с использованием различных видов анализа, пониманием композиционных закономерностей дизайнерского искусства, нахождением выразительных средств, адекватных художественной задаче. При создании произведений дизайнерского искусства студент сталкивается с множеством трудностей и вынужден решать проблемные ситуации теоретического и практического порядка. Мы определили комплекс трудностей, осознание которых ведет к решению таких ситуаций. Первые связаны со знанием композиционных закономерностей, умением разносторонне и глубоко анализировать прототипы того объекта, над которым предстоит работать; вторые - с умением отобрать все те лучшие компоненты, которые были разработаны ранее в аналогичных изделиях, и, взяв их за основу, с учетом конкретных условий и особенностей эксплуатации объекта, разработать свой индивидуальный проект.
При постановке заданий мы исходили из того, что систематическое использование проблемных ситуаций на практических занятиях будет способствовать совершенствованию всего комплекса художественно-дизайнерских способностей, создаст оптимальные условия для проявления и развития профессионального мышления как в процессе обучения, так и в дальнейшей практической деятельности. Постановка проблемных заданий при работе над проектом должна быть поэтапной. Деление на этапы условно и требует модификации при работе с каждым, что позволяет осуществлять индивидуальный подход, видоизменять последовательность работы и степень обобщенности получаемых студентом знаний. Применение при решении проблемных ситуаций умственных действий, важных для развития профессиональных качеств, для многих обучающихся также является проблемой. На основании определения трудностей и их учета в действие вступал ориентировочно-исследовательский рефлекс, когда студент путем анализа причин собственных неудач и ошибок, поиска способа их устранения приходил к разрешению возникающих затруднений. В этом процессе особенно ценно, что возникающая ориентировочно-познавательная реакция стимулирует самостоятельность мыслительных действий и приводит студента к более высокому уровню проявления умственной активности.
В результате нами установлено, что использование проблемных ситуаций при работе над проектом приводит к последовательному обобщению учебного материала, в результате чего создается содержательная основа для обобщенных способов действий в дальнейшей работе, а также определяются условия для управления процессом формирования профессиональных компетенций бакалавров дизайна.
Библиографический список (References)
1. Krishtal'N.M. The structure and content of key competences of designers // Competence, 2010. № 7. Pp. 4-10.
2. Kudryavtsev V.T. Problematic instruction: the origins, essence and prospects. M., 1991.
3. Tomilin O.B., Britov A.V., Demkina C.I. Education technologies in the system of high professional education, oriented to the formation of competences // University management: practice and analysis, 2005. № 1. Pp. 112-123.