Научная статья на тему 'Формирование профессиональных качеств у будущих учителей в области разработки и оценки практико-ориентированных электронных образовательных ресурсов'

Формирование профессиональных качеств у будущих учителей в области разработки и оценки практико-ориентированных электронных образовательных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА / ОЦЕНКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бычкова Д. Д.

В работе приводятся методические рекомендации по организации занятий для студентов вузов, осуществляющих подготовку педагогических работников, на которых формируются профессиональные умения в области разработки и оценки практико-ориентированных электронных образовательных ресурсов для обучающихся средних школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных качеств у будущих учителей в области разработки и оценки практико-ориентированных электронных образовательных ресурсов»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4/2019

Ташкент, 24 октября 2002 г., № УП-3154

3. http ://betakrorbuxoro.uz/ru/2017/04/18/sportivnye-dostizheniya-uzbekistana-za-gody-nezavisimosti/

© Базарбаев П.А., Хожаметов А.А., 2019

УДК 378

Д.Д. Бычкова

канд. пед. наук, доцент каф. ВМ и МПИ ФМФ МГОУ

г.Москва, РФ e-mail: [email protected].

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ РАЗРАБОТКИ И ОЦЕНКИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Аннотация

В работе приводятся методические рекомендации по организации занятий для студентов вузов, осуществляющих подготовку педагогических работников, на которых формируются профессиональные умения в области разработки и оценки практико-ориентированных электронных образовательных ресурсов для обучающихся средних школ.

Ключевые слова:

практико-ориентированные задачи, информационные и коммуникационные технологии, подготовка учителей, формирование профессиональных качеств, электронные образовательные ресурсы, разработка электронного образовательного ресурса, оценка электронного образовательного ресурса.

Развитие всех сфер человеческой деятельности осуществляется под воздействием различных факторов практически постоянно, а это в свою очередь должно своевременно отражаться на требованиях, предъявляемых к специалистам в этих областях.

Поэтому сегодня конкурентоспособность специалиста как на российском, так и на мировом рынке труда и занятости зависит не только от наличия определенной совокупности фундаментальных знаний и практических умений, но и от способности гибко эволюционировать в соответствии с нынешними реалиями и современными требованиями, то есть от способности выстраивать траекторию своего профессионального роста и личностного развития.

Таким образом, появляется необходимость в формировании именно профессионально значимых и конкурентоспособных качеств у будущих специалистов в любой области человеческой деятельности.

Основой для формирования вышеупомянутых качеств и способностей являются знания, умения и навыки, полученные обучающимися в школе. Однако положение на сегодняшний день таково, что многие обучающиеся испытывают трудности при получении необходимых им знаний и умений по многим школьным дисциплинам. Эта проблема проявляется особенно остро, если они не понимают связи изучаемых вопросов с их практическим применением в повседневной жизни.

А значит, возникает не только необходимость сформировать те самые необходимые знания, умения и навыки, которые будут являться основополагающими для формирования будущих профессиональных качеств, но и заинтересовать обучающихся этой дисциплиной, что явилось бы стимулом к дальнейшему совершенствованию в данной предметной области.

Одним из возможных решений данной проблемы является включение практически значимых задач в процесс обучения, которые демонстрируют применение теоретических аспектов в различных областях деятельности человека.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4/2019

Сегодня успешное включение практически значимых задач в образовательный процесс может быть осуществлено с помощью специализированных электронных образовательных ресурсов.

Разработка таких ресурсов и их эффективное использование в образовательном процессе возможны при планомерной подготовке будущих учителей в этом вопросе. Такого обучения должны стать профессиональные качества в области отбора, использования и разработки электронных образовательных ресурсов.

Рассматривать вопросы, связанные с электронными ресурсами, можно в рамках обучения следующим дисциплинам: теория и методика обучения того или иного предмета, в зависимости от направления подготовки; специальные дисциплины, включенные в учебные планы вузов, осуществляющих подготовку педагогических работников. Например, «Информационные технологии в педагогической деятельности», которая относится к базовой части, является обязательной дисциплиной и преподается бакалаврам (направление подготовки «Педагогическое образование», профили подготовки «Математика», «Физика»); «Информационные технологии в профессиональной деятельности», которая относится к базовой части профессионального цикла и преподается магистрантам (направление подготовки «Педагогическое образование», профиль подготовки «Профессиональное образование», профиль подготовки «Математическое образование») [6, 7, 8, 9].

Данные дисциплины играют важную роль в системе подготовки специалистов в области образования, интегрируя элементы таких дисциплин как информационные системы, теория и методика обучения того или иного предмета, программирование, программное обеспечение компьютера, информационные сети.

На лекционных занятиях по этим дисциплинам используются презентации или инфографика, что позволяет с одной стороны наглядно представить изучаемый материал, а с другой - продемонстрировать особенности использования таких ресурсов, возможности программных продуктов и технологий.

Практические занятия знакомят обучающихся с существующими электронными образовательными ресурсами, с различными программными продуктами известных российских фирм-производителей, ориентированных на сферу образования, электронными образовательными ресурсами ведущих российских издательств и другими ресурсами; позволяют научиться определять их место на том или ином этапе урока, искать и выбирать среди такого колоссального количества те, которые наиболее важны в данный момент, опираясь на психолого-педагогические, эргономические, эстетические и другие критерии; создавать электронные образовательные ресурсы самостоятельно.

Одним из обучающих и развивающих заданий в серии других заданий, предлагаемых в рамках обучения таким дисциплинам, может стать разработка каждым студентом (или группой из двух человек) практико-ориентированного электронного образовательного ресурса для школьников с последующей его оценкой.

Реализацию данного задания целесообразно разбить на несколько этапов.

I этап. Определение структуры практико-ориентированного электронного образовательного ресурса и требований, которые должны предъявляться к готовому продукту.

Структура практико-ориентированных электронных образовательных ресурсов должна состоять из трех взаимодополняющих друг друга блоков: демонстрационного, практического и технического:

• Демонстрационный блок - это алгоритмы, приемы и принципы решения задач прикладного характера из различных областей человеческой деятельности, реализованные с помощью математического аппарата и наглядной визуализацией тех или иных процессов;

• практический блок - это применение знаний и умений в процессе реализации практико-ориентированной задачи, похожей по контексту на задачу из демонстрационного блока, здесь же осуществляется ввод ответа и автоматизированная проверка, сопровождаемая комментариями;

• технический блок - это различный инструментарий для решения задач.

Объединение вышеперечисленных блоков в один ресурс обеспечивает обучающемуся возможность не только познакомиться с формулировкой практико-ориентированной задачи и быть сторонним наблюдателем механизмов ее реализацией, но и самому с известной долей активности непосредственно включиться в процесс решения подобных задач, т.е. стать на короткое время «специалистом» в

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4/2019

определенной области, которому в решении его узконаправленной проблемы помогает та или иная предметная область [2, С.114].

Каждый подобный ресурс должен соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего (среднего) профессионального образования, рабочей программе дисциплины, а также требованиям, предъявляемым к электронным образовательным ресурсам, и быть представлен различным контентом (гипертекстовым, мультимедийным, интерактивным и др.) [1, С.59, 5, 6,7,8,9].

Непрерывное развитие рынка мобильных электронных устройств так же диктует свои требования к современным электронным образовательным ресурсам. Они должны быть доступны каждому обучающемуся, независимо от того, каким устройством он пользуется сейчас или будет пользоваться в будущем, т.е. доступ к данным ресурсам и работа с ними должны быть стабильны в любом месте, в любое время.

II этап. Определение цели разработки практико-ориентированного электронного образовательного ресурса, его целесообразности, формулирование основных характеристик и требований.

III этап. Выбор практико-ориентированной задачи (проблемы).

Данный этап может быть реализован по-разному. Например:

1. Преподаватель подбирает обучающимся практико-ориентированные задачи.

2. Обучающиеся самостоятельно подбирают практико-ориентированную задачу (проблему) из любой предметной области.

3. Обучающиеся самостоятельно подбирают практико-ориентированную задачу (проблему) из конкретной предметной области (при этом задачи должны быть различными).

4. Определяется предметная область, класс и несколько тем, следующих в тематическом плане друг за другом. Между обучающимися распределяются темы, и уже в соответствии с ними они подбирают практико-ориентированные задачи. После того, как ресурсы будут разработаны, их можно объединить и получиться серия практико-ориентированных электронных образовательных ресурсов.

IV этап. Выбор программных продуктов для непосредственной реализации практико-ориентированного электронного образовательного ресурса.

Возможные варианты реализации данного этапа:

1. Преподаватель выбирает программные продукты, с которыми по его плану должны познакомиться обучающиеся (не менее трех - четырех).

2. Обучающиеся сами выбирают программные продукты (не менее трех - четырех).

В обоих случаях: программные продукты должны быть или лицензионными, или ими можно пользоваться онлайн, но они должны располагаться на проверенных сайтах.

V этап. Разработка практико-ориентированного электронного образовательного ресурса.

Разработка практико-ориентированного электронного образовательного ресурса осуществляется в

соответствии с определенными выше требованиями и может проходить в несколько этапов, которые выделяют для себя обучающиеся. Преподаватель здесь выступает в роли тьютора, помощника или советника.

VI этап. Тестирование и отладка практико-ориентированного электронного образовательного ресурса.

Тестирование и отладка практико-ориентированного электронного образовательного ресурса осуществляется обучающимися. Преподаватель может давать советы технического характера.

VII этап. Составление пояснительной записки с методическими рекомендациями по применению практико-ориентированного электронного образовательного ресурса в процессе обучения.

Созданный электронный образовательный ресурс в обязательном порядке должен сопровождаться пояснительной запиской с подробными методическими рекомендациями по его использованию.

VIII этап. Демонстрация и оценка практико-ориентированного электронного образовательного ресурса.

После завершения разработки каждый обучающийся должен продемонстрировать свой ресурс

-( )-

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4/2019

преподавателю и сокурсникам, которые выступают в роли «экспертов». Каждому обучающемуся - эксперту выдается лист с критериями оценивания ресурса по 10-ти бальной шкале, который заполняется в ходе презентации ресурса. Эксперты вправе задавать вопросы, уточнять различные детали по разработанному ресурсу, затем они выставляют общую оценку и дают краткое заключение. После этого «эксперт-председатель» собирает листы, сравнивает баллы по всем критериям, делает общее заключение и оглашает его. Если имеются объективно низкие показатели по некоторым критериям, ресурс отправляется на доработку в течение недели, после чего происходит обсуждение внесенных изменений. Преподаватель следит за объективностью оценки. За одно занятие можно выслушать не более 2-3 обучающихся, представляющих свои разработки.

IX этап. Внесение изменений в соответствии с рекомендациями.

На основании «экспертной оценки» в практико-ориентированный электронный образовательный ресурс вносятся изменения в соответствии с замечаниями. После этого ресурс демонстрируется еще раз.

Выполнение задания может осуществляться обучающимися как на аудиторных практических занятиях, так и самостоятельно.

Минусами выполнения задания на практических занятиях становятся: регламентация по времени, определенный набор программных продуктов, установленных в аудитории, шаблонность в разработке ресурса.

При самостоятельном выполнении задания в рамках тех часов, которые предусмотрены в учебном плане на самостоятельную работу по дисциплине, обучающиеся не ограничены в выборе программных продуктов и временем на выполнение отдельных составляющих ресурса. В этом случае подход к реализации ресурса становится более творческим.

Список использованной литературы:

1. Босова Л.Л. Типовая модель электронного учебника / Л.Л. Босова, Д.И. Мамонтов, А.Г. Козленко, В.В. Теренин // Открытое и дистанционное образование. - 2012. - № 2 (46). - C. 58-65.

2. Бычкова Д.Д. Практико-ориентированные электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества математического образования / Д.Д. Бычкова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 02(56). - Часть I. - С.112-113.

3. Бычкова Д.Д. Формирование профессиональных качеств у будущих учителей информатики в области разработки и оценки электронных образовательных ресурсов/ Д.Д. Бычкова// Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - №5 (59). С. 112-114.

4. Радина Л.А. Конспект лекций «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе. Информатика» /Л.А. Радина. - М: Академия Ай-Ти, 2011 г.

5. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании / И.В. Роберт. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 205 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) (приказ № 1505 от 21.11.2014). - URL: http://txts.mgou.ru/10.07.2015/fgos/44.04.01.pdf (дата обращения: 01.11.2018).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) (приказ № 126 от 22.02.2018). - URL: http://txts.mgou.ru/16.08.2018/126.pdf (дата обращения: 01.11.2018).

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) (приказ № 1426 от 04.12.2015). - URL: http://txts.mgou.ru/08.02.2016/bakalavr/44.03.01.pdf (дата обращения: 01.11.2018).

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) (приказ № 121 от 22.02.2018). - URL: http://txts.mgou.ru/24.08.18/st2.pdf (дата обращения: 01.11.2018).

© Бычкова Д.Д., 2019

{ ■■ }

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.