Научная статья на тему 'Электронные образовательные ресурсы как средство подготовки будущих педагогов к поливариативному решению профессиональных задач с учетом требований профессионального стандарта'

Электронные образовательные ресурсы как средство подготовки будущих педагогов к поливариативному решению профессиональных задач с учетом требований профессионального стандарта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ (ФГОС) / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (ЭОР) / ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС / ИНФОРМАТИКА / ПОЛИВАРИАТИВНЫЙ ПОХОД / FEDERAL STATE EDUCATION STANDARDS (FSES) / PROFESSIONAL STANDARD OF THE TEACHER / PROFESSIONAL TASKS / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES (EER) / OPTIONAL COURSE / INFORMATICS / PREPARATIVELY CAMPAIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумакова Александра Викторовна, Аванесян Гоар Арменовна

В статье освещается вопрос подготовки студентов к работе в изменяющихся условиях с учетом переноса полученных знаний и навыков практической деятельности из своей профессиональной области в любую другую предметную область. С целью решения данной проблемы рассматривается возможность применения электронных образовательных ресурсов в процессе подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач на основе поливариативного подхода с учетом требований профессионального стандарта. В работе представлены результаты экспериментального исследования по повышению качества формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шумакова Александра Викторовна, Аванесян Гоар Арменовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic educational resources as a means of preparing future teachers for a polyvariant solution of professional tasks taking into account the requirements of a professional standard

The article highlights the issue of preparing students for work in changing conditions, taking into account the transfer of acquired knowledge and practical skills from their professional field to any other subject area. With the aim of solving this problem, the possibility of using electronic educational resources in the process of preparing future teachers for solving professional problems on the basis of a polivariate approach is considered, taking into account the requirements of the professional standard. The paper presents the results of an experimental study in improving the quality of the formation of professional competencies of future educators.

Текст научной работы на тему «Электронные образовательные ресурсы как средство подготовки будущих педагогов к поливариативному решению профессиональных задач с учетом требований профессионального стандарта»

5. Hovey A.K., Ferguson L.A.Teacher perspectives and experiences. Using project-based learning with exceptional and diverse students // Curriculum Teaching Dialogue // 2014. Vol. 16(1), pp. 77-90.

6. Hung C-M., Hwang G-J., Huang I. A project-based digital storytelling approach for improving students' learning motivation, problem-solving competence and learning achievement// Education Technology Society. 2012, Vol. 15(4), pp. 368-379.

7. Juuti K., Lavonen J. Design of a primary school physics web-based learning environment: the teacher's role in the educational design research project. In T. Plomp, & N. Nieveen (Eds.), Educational design research - Part B: Illustrative cases, 2013 (pp. 49-69).

8. Le Fevre D.M. Barriers to implementing pedagogical change: the role of teachers' perceptions of risk//Teaching and Teach Education. 2014. Vol.38, pp. 56-64.

9. Lockrey S., Johnson B.K. Designing pedagogy with emerging sustainable technologies // Journal of Cleaner Production. 2013. Vol. 61 (0), pp 70-79.

10.Markham T., Larmer J., Ravitz J. Project based learning handbook: a guide to standards-focused project based learning for middle and high school teachers. Novato: Buck Institute for Education, 2003.

11.Rogers M.A.P. First year implementations of a project-based learning approach: The need for addressing teachers orientations in the era of reform // International Journal of Science and Mathematical Education. 2010. Vol. 9(4), pp. 893-917.

12.Snyder L.G., Snyder M.J. Teaching critical thinking and problem solving skills // Delta Pi Epsilon Journal. 2008. Vol. 50(2), pp. 90-99.

13.Thomas J.W., MergendollerJ. R. Managing Project-Based Learning: Principles from the Field. Paper Presented at the Annual Meeting of the American Educational Research Association, New Orleans, 2000.

14.Watters J. J., Ginns I. S. Developing motivation to teach elementary science: Effect of collaborative and authentic learning practices in preservice education // Journal of Science Teacher Education. 2000. Vol. 11 (4), pp. 277-313.

ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES AS A MEANS OF PREPARING FUTURE TEACHERS FOR A POLYVARIANT SOLUTION OF PROFESSIONAL TASKS TAKING INTO ACCOUNTTHE REQUIREMENTS OF A PROFESSIONAL STANDARD Shumakova Alexandra Viktorovna, DCs of Pedagogical science, Professor A vanesyan Goar Armenovna, Postgraduate student Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol

The article highlights the issue of preparing students for work in changing conditions, taking into account the transfer of acquired knowledge and practical skills from their professional field to any other subject area. With the aim of solving this problem, the possibility of using electronic educational resources in the process of preparing future teachers for solving professional problems on the basis of a poiivariate approach is considered, taking into account the requirements of the professional standard. The paper presents the results of an experimental study in improving the quality of the formation of professional competencies of future educators.

Keywords: Federal State Education Standards (FSES); professional standard of the teacher; professional tasks; electronic educational resources (EER); optional course, Informatics; preparativeiy campaign.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВ А ТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КПОЛИВАРИА ТИВНОМУРЕШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДА Ч С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

В статье освещается вопрос подготовки студентов к работе в изменяющихся условиях с учетом переноса полученных знаний и навыков практической деятельности из своей профессиональной области в любую другую предметную область. С целью решения данной проблемы рассматривается возможность применения электронных образовательных ресурсов в процессе подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач на основе поливариативного подхода с учетом требований профессионального стандарта. В работе представлены результаты экспериментального исследования по повышению качества формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов.

Ключевые слова: Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС); профессиональный стандар т педагога; профессиональные зада чи; электронные образовательные ресурсы (ЭОР); факультативный курс; информатика; поливариативный поход.

УДК 37.013.32 ВАК РФ 13.00.08

© Шумакова A.B., 2018 © Аванесян Г.А., 2018

ШУМАКОВА Александра Викторовна, доктор педагогических наук, профессор alex-2a@ya.ru

АВАНЕСЯН Гоар Арменовна, аспирант goar.armeno vna@gmaii. com

Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

ьс £

UJ S ъс о

LU

< а

LU

106

Новая парадигма отечественного образования в условиях реформирования сфер жизнедеятельности человека отдает приоритеты формированию целостной личности обучающегося, обладающего определенным набором субъективных свойств, независимого, самостоятельного, способного к саморегуляции и дальнейшему развитию. Подобные качества в совокупности позволяют выпускнику успешно адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях, другими словами быть конкурентноспособным.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандарты высшего образования (ФГОС ВО) в результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, определяющие высокую практическую ориентированность процесса обучения [9]. В контексте требований профессионального стандарта, педагог должен быть конкурентоспособным, мобильным, проявлять творческий подход и стремление к саморазвитию в условиях динамично развивающегося социума, владеть способами поливариативного решения профессиональных задач в педагогической деятельности [8].

Согласно характеристике профессиональной деятельности выпускников, представленной в ФГОС ВО по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) уровня бакалавриата, по окончанию обучения выпускник образовательной организации должен адаптироваться в образовательной, социальной и культурной сферах жизни. Впоследствии видами его деятельности являются педагогическая, проектная, исследовательская и культурно-просветительская [10,11 ]. Такое многообразие направлений говорит о том, что неизбежно одним из главных требований к выпускнику образовательной организации является конкурентоспособность, что подразумевает поливариативный стиль работы (от греч. polys -многочисленный - обширный) с учетом изменяющихся условий современности [5,7]. Формирование ряда подобных умений и качеств выпускников осуществляется в процессе использования электронных образовательных ресурсов, отражающихтехнологические, прак-тико-ориентированныеаспекты процесса профессиональной области.

Под электронным образовательным ресурсом, согласно ГОСТ Р 55750 -2013, понимается

образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них [3].

Дидактические возможности применения электронных образовательных ресурсов (ЭОР) отмечаются во многих работах (Г.А. Бордовс-кий, И.Б. Готская, С.П. Ильина, В.И. Снегурова, Т.А. Бороненко, В.Ю. Коровкин, Ю.А. Каверин и др.). Рассматриваются и отдельные аспекты использования электронных образовательных ресурсов (ИЭОР): в информационно-образовательной среде (Ю.В. Корнилов), в мультимедийных обучающих системах лекционных курсов (Б.Б. Буховцев, Г.А. Бендриков, В.В. Кержинцев, Г.Я. Мякишев, П.А. Рымкевич и др.) при интерактивном взаимодействии студентов и преподавателей ( С.М.Козела), в Интернет-обучении (Л.А. Пескова), в системах дистанционного обучения (С.В. Потемкина, В.А. Куклев) и др.

Однако вопросы подготовки студентов к работе в изменяющихся условиях, т.е. переноса полученных знаний и навыков практической деятельности из своей профессиональной области в любую другую предметную область в сложившихся новых для него условиях, пока освещены недостаточно.

С целью подготовки студентов педагогического вуза к поливариативному решению профессиональных задач был разработан электронный образовательный ресурс в качестве факультативного курса "Компьютерное моделирование".

В чем же преимущество компьютерного моделирования? Прежде всего, компьютерное моделирование позволяет получать наглядные динамические иллюстрации, воспроизводить их тонкие детали, которые часто с трудом усваиваются при словесном объяснении с демонстрацией статичных рисунков. При использовании моделей компьютер предоставляет уникальную, не достижимую в реальном уроке, возможность визуализации упрощённой модели [2].

Для проверки эффективности использования электронных образовательных ресурсов в подготовке студентов педагогических вузов к поливариативному решению профессиональных задач было проведено опытно-экспериментальное исследование.

В связи с необходимостью реализации требования стандарта по овладению системой углубленных знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, факультативный курс "Компьютерное моделирование" предназна-

чен для реализации следующихосновныхпредмет ых образовател ьн ых компетен ци й: учебно-познавательных, информационных и компетенций личностного самосовершенствования.

Цель данного курса направлена на формирование у будущих педагогов умений оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; навыков построения и использования компьютерно-математических моделей; умений применять навыки одной предметной области к другим областям и сферам жизни.

В процессе изучения студентами программы факультативного курса "Компьютерное моделирование" используется как теоретический материал с наглядной демонстрацией возможностей электронного учебного пособия, так и практические задания, направленные на формирование компетенций и развитие поливариативных способностей решения профессиональных задач, а, в частности, на формирование навыков разработки программ в выбранной среде.

Результатом эффективного изучения программы факультативного курса "Компьютерное моделирование" является повышение степени сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов с учетом требований ФГОС ВО. Оценочные средства, педагогические технологии и процедуры оценивания служат инструментом доказательства достижения заявленных результатов.

В настоящий момент преподаватели должны осуществлять оценку сформированности компетенций на дисциплинарном уровне. Для этого необходимо создать оценочные средства, позволяющие определить уровень сформированности конкретного элемента компетенции. Оценочные средства, направленные на установление различного уровня обученное™, целесообразно проектировать на основе таксономии Б. Блума [1].

Для оценки сформированности компетенций по итогам пройденного курса "Компьютерное моделирование" были использованы уровни обученности Б. Блума. Инструментом оценивания послужил конструктор задач на развитие и оценку компетенций, которым можно воспользоваться при проектировании оценочных заданий. На основе данного конструктора преподаватель формирует фонд оценочных средств по конкретной дисциплине и тем самым может определить результаты обученности учащихся. Это позволит сделать оценку компетенций более прозрачной и понятной как для преподавателя, так и для студентов.

С целью повышения качества формирования компетенций у обучающихся и развития поливариативных способностей решения профессиональных задач на формирующем этапе работы при углубленном изучении курса "Информатики" применялся факультативный курс "Компьютерное моделирование", включающий в себя несколько взаимосвязанных разделов, способных обеспечить развитие и повысить качество сформированности компетенций у обучающихся с различным уровнем подготовки в сфере информатики [6].

Разработка учебного пособия для факультативного курса "Компьютерное моделирование" осуществлялась в образовательной платформе Apple с использованием бесплатной программной оболочки для создания электронных книг в форматах pdf, ¡books- ¡BooksAuthor. Работа с учебником осуществляется в стандартной программе ¡Books в операционной системе MACOS. Эксплуатация электронного пособия возможна на компьютерах с операционной системой MAC OS X и планшетах с операционной системой ¡OS.

Содержание, представленное в программе факультативного курса "Компьютерное моделирование", позволяет вести обучение студентов в режиме актуального познания. Практическая реализация факультативного курса направлена на создание внешних образовательных продуктов - блок-схем, алгоритмов, информационных и математических моделей, а также различных типов компьютерных моделей. Помимо необходимых знаний, умений и способов деятельности, которые получают обучающиеся по итогам изучения разработанного курса, они приобретают навыки работы над проектами, что способствует не только систематизации ранее полученных знаний, но и подталкивает студентов на самостоятельную деятельность в процессе обучения.

По итогам изучения программы учебного пособия факультативного курса "Компьютерное моделирование" осуществлялось применение компетентностно-ориентированных тестовых заданий для определения качества полученных знаний и понимания в области компьютерного моделирования абстрактных и информационных моделей, построения описаний объектов и процессов в технологических и социальных системах; выявления умений применять полученные знания в практической деятельности в сфере компьютерного моделирования для разработки программ в выбранной среде на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию, а

ЪС

ш

ъс о ш

<

С1 ш

*

108

также для определения качества сформированное™ умений проведения оценки и анализа в проектной деятельности для создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов в различных сферах, востребованных на рынке труда.

Таким образом, одним из направлений разрешения проблемы подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач в современных условиях является использование электронных образовательных ресурсов, направленных на формирование и представление технологических решений с помощью современных компьютерных средств. Учет дидактических возможностей и качественных характеристик ЭОР может позволить осуществить подготовку будущих педагогов, способных решать те или иные проблемы в своей профессиональной области, принимать решения в нестандартных ситуациях, пополнять и обновлять профессиональные знания в силу большого объема информации и использовать приобретенныеумения и навыки для решения конкретной задачи.

В целях повышения качества формирования компетенций у студентов и развития поливариативных способностей решения профессиональных задач был проведен итоговый эксперимент в форме тестовых заданий, который позволил обнаружить позитивные изменения в усвоении курса "Компьютерное моделирование" с применением учебного электронного пособия (табл. 1).

Таблица 1 - Качество знаний учащихся двух подгрупп четвертых курсов по разделу "Моделирование и формализация" после проведения экспериментального исследования

Группа Кол-во «5» Кол-во «4» Кол-во «3» Средний балл Качество знаний Уровень обученно-сти

(1 подгруппа) 4 4 0 4,5 100% 100%

(II подгруппа) 1 5 2 3,88 75% 100%

Сравнительный анализ качества знаний студентов двух подгрупп четвертых курсов указывает на то, что изучение материала с использованием факультативного курса "Компьютерное моделирование" посредством применения электронного образовательного ресурса дало более высокий уровень усвоения учебного материала.

Изучив методы решения подобных задач, для анализа результатов проверочных работ

констатирующего и контрольного этапов эксперимента был выбран статистический критерий, который позволил на основании данных, полученных в результате исследования, принять обоснованное решение о совпадениях или различиях. В силу того, что стояла задача обнаружения различий характеристик выборок, объем которых был не большим (Ы < 50) и данные были получены в результате шкалы отношений, целесообразно было выбрать критерий Вилкоксона-Манна-Уитни (ВМУ), а также использовать компьютерную программу "Педагогическая статистика" [4].

Результаты проведенного исследования показали, что при первом сравнении - до начала педагогического эксперимента, характеристики экспериментальной и контрольной группы совпадают (если эмпирическое значение критерия оказывается меньше или равно критическому, то можно утверждать, что "характеристики экспериментальной и контрольной групп совпадают с уровнем значимости 0,05 по статистическому критерию Вилкоксона-Манна-Уитни"), а при втором -после окончания эксперимента - различаются (если эмпирическоезначение критерия оказывается строго больше критического,™ можно утверждать, что "достоверность различий характеристик экспериментальной и контрольной групп по статистическому критерию Вилкоксона-Манна-Уитни равна 95%").

Следовательно, если характеристики экспериментальной и контрольной групп до начала эксперимента совпадают с уровнем значимости 0,05, и, одновременно с этим, достоверность различий характеристик экспериментальной и контрольной групп после эксперимента равна 95%, то можно сделать вывод, что применение предлагаемого педагогического воздействия - использование факультативного курса "Компьютерное моделирование" с целью подготовки студентов педагогических вузов к поливариативному решению профессиональных задач в изменяющихся условиях, приводит к статистически значимым (на уровне 95% по критерию Вилкоксона-Манна-Уитни) отличиям результатов.

Таким образом, проведенное исследование позволило установить, что применение в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов позволяет формировать у будущих педагогов способы поливариативного решения педагогических задач, что соответствует требованиям ФГОС ВО и профессионального стандарта педагога.

Литература:

1. Блум Б. С. Таксономия образовательных целей: классификация образовательных целей. Справочник я, когнитивной сферы. - Нью-Йорк : Лонгман, 1956.

2. Бородин М.Н. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 576 с.

3. ГОСТ Р 55750-2013 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Метаданные электронных образовательных ресурсов. Общие положения // Изд-в: ФГУП "СТАНДАРТИН-ФОРМ", 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standartgost.rU/g/rOCT_P_55750-2013

4. Новиков Д.Д. Статистические методы в педагогических исследованиях. - М. : МЗ-Пресс, 2012. -67 с.

5. Общий толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// tolkslovar.ru/pl 2604.html

6. Основы разработки электронных образовательных ресурсов: Информация // Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.intuit.rU/studies/courses/4103/1165/ lecture/19307

7. Поливариативные задачи. Студопедия (2013 - 2017 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// studopedia.su/13_161613_variativnie-zadachi.html

8. Профессиональный стандарт педагога // Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 1"|Ир:/Лллллл/.минобрнауки. рф/документы/3071

9. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования //Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 1"|Ир:/Лллллл/.минобрнауки.рф/ документы?диегу=фгос+во

10.Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) //Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 1"|Ир:/Лллллл/.минобрнауки.рф/доку-менты/7995

11.Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) // Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.минoбpнayки. рф/документы/ 8073

SOME OF THE PROBLEMS OF PROVIDING PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE IN THE FORMATION OF POSITIVE GENDER IDENTITY AMONG ADOLESCENT BOYS

Yaroshenko Evgeniya Valerievna, Senior Lecturer, Institute of Service, Tourism and Design, North-Caucasian Federal University (branch), Postgraduate student, Karachay-Cherkess State University named after U. D. Aiiev, Pyatigorsk

The article discusses the formation of positive gender identity of teenage boys in the educational process, contribute to their further socialisation. The authors conducted a pilot study to identify motivational orientation of the personality of teenage boys in physical activity. The authors sistematizirovat the results of a study interpretiruya the data obtained and suggest possible ways of their application in sports practice.

Keywords: physical culture; physical development; motivation; gender identity; personality; adolescent boys.

К НЕКОТОРЫМ ПРОБЛЕМАМ ОКАЗАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ УЧИТЕЛЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬ ТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОЙ ТЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МАЛЬ ЧИКОВ-ПОДРОСТКОВ

В статье рассматривается формирование позитивной ген дерн ой идентичности мальчиков подросткового возраста в учебно-образовательном процессе, способствующем дальнейшей их социализации. Авторами проводится экспериментальное исследование по выявлению мотивационной направленности личности мальчиков подросткового возраста на физкультурную деятельность. Авторы систематизируют результаты исследования, интерпретируют полученные данные и предлагают возможные способы применения их в физкультурной практике.

Ключевые слова: физическая культура; уровень физического развития; формирование мотивации; тендерная идентичность; личностные качества; мальчики подросткового возраста.

В XXI веке в период роста информационных потоков, расширения номенклатуры учебных программ школьное образование вы-

УДК 37.012.3 ВАК РФ 13.00.04

©Ярошенко Е.В., 2018

ЯРОШЕНКО Евгения Валерьевна, старший преподаватель, кафедра Физической культуры, Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал), СевероКавказский федеральный университет, аспирант, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, Пятигорск beregnov2005@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.