_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
статей Междунар. науч.-практ. конф. «Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире» (30 июня 2015 г., Уфа). - Уфа : АЭТЕРНА, 2015. - С. 280-282.
© Бучумова О.И., 2017
УДК 372, 377, 378
Д.Д. Бычкова
к.п.н., МГОУ г. Москва, Российская Федерация
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
Возникающее противоречие между формированием у обучающихся конкурентоспособных профессиональных качеств в процессе обучения и все еще преобладающей сегодня тенденцией формирования у них в основном фундаментальных знаний обуславливает необходимость поиска новых методических подходов в образовательном процессе, а так же средств обучения. Одним из вариантов устранения данного противоречия является повышение роли практико-ориентированного обучения. Оно должно представлять собой не только совокупность различных видов практик, но и обязательное включение практико-ориентированных задач в процесс обучения различным дисциплинам в вузе.
Ключевые слова
Практико-ориентированные задачи, практико-ориентированное обучение, электронные образовательные ресурсы, информационные технологии, математическое образование.
Развитие современного общества происходит непрерывно и обусловлено различными факторами. В связи с этим претерпевают определенные и своевременные изменения практически все сферы человеческой деятельности. Сфера образования, безусловно, находится в их числе, как одна из наиболее значимых, ведь именно она обеспечивает рынок труда и занятости конкурентоспособными специалистами.
На сегодняшний день реалии таковы, что специалист должен не просто обладать совокупностью фундаментальных знаний, а еще и умением применять их в своей профессиональной области и смежными с ней областями. В то же время он должен быть способен к самообразованию и саморазвитию, интересоваться новыми тенденциями в сфере своих профессиональных интересов, уметь осваивать современные информационные технологии и применять их на практике.
Несмотря на вышеперечисленные требования, в системе высшего профессионального образования пока еще сохраняется тенденция формирования у обучающихся в основном фундаментальных знаний.
В связи с этим появляется противоречие между необходимостью формирования у обучающихся профессиональных конкурентоспособных качеств и традиционным подходом к подготовке специалистов.
Одним из способов разрешения этого противоречия является повышение роли практико-ориентированного обучения, которое должно представлять собой не только совокупность различных видов практик, но и обязательное включение практико-ориентированных задач в процесс обучения различным дисциплинам в вузе. Особенно это касается разделов математики, язык которой является универсальным для всех остальных наук, а ее изучение достаточно трудным для большинства обучающихся. Трудность заключается не только в непосредственном постижении математических теорем, формул, аксиом, лемм и т.п., и решении различных задач, но и в том, что многие обучающиеся просто не видят их прикладного
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
значения, а значит, и смысла в их изучении.
Практико-ориентированные задачи, в отличие от абстрактных задач, познакомят обучающихся с практическими возможностями применения математического аппарата в различных областях человеческой деятельности, раскроют перед ними его неограниченные возможности.
В тоже время преподавание многих дисциплин уже давно претерпевает серьезные изменения с технологической точки зрения, и с каждым годом этот процесс не только не ослабевает, а скорее усиливается, обусловленный постоянным развитием и усовершенствованием современных технических средств обучения и их программным обеспечением. Один из наиболее распространенных способов использования информационных и коммуникационных технологий, обладающих огромными дидактическими возможностями, в образовательном процессе является применение электронных образовательных ресурсов. На сегодняшний день существует обширная и разнообразная коллекция таких ресурсов, но, несмотря на это, она практически регулярно пополняется новыми, исходя из насущных потребностей процесса обучения.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод, что для эффективной и полной реализации практико-ориентированного обучения на базе информационных технологий необходимы специализированные электронные образовательные ресурсы, которые позволят обучающимся познакомиться с широким спектром возможностей применения математического аппарата в любой сфере человеческой деятельности.
Такие ресурсы естественно должны соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего (среднего) профессионального образования, рабочей программе дисциплины, а также требованиям, предъявляемым к электронным образовательным ресурсам, быть представлены различным контентом и стабильно работать на любом устройстве в любом месте и в любое время.
Структура практико-ориентированных электронных образовательных ресурсов должна представлять собой совокупность трех взаимодополняющих друг друга блоков: демонстрационного (подробный разбор задачи с применением математического аппарата, сопровождающийся необходимой визуализацией), практического (выполнение подобных задач непосредственно обучающимся) и технического (необходимый инструментарий для решения задачи) [1].
Применение подобных практико-ориентированных электронных образовательных ресурсов по математике на лекционных и практических занятиях в вузе, наряду с другими (информационными, практическими, контрольными) делает свой вклад в процесс обучения и развития каждого обучающегося. Они позволяют повысить их уровень знаний и умений, сформировать те результаты освоения образовательных программ, которые указаны в стандартах, и, в первую очередь, умения «учиться», развиваться, самосовершенствоваться, самообразовываться, самообучаться [2]. При самостоятельной подготовке к занятиям практико-ориентированные электронные образовательные ресурсы способствуют лучшему пониманию сути дисциплин математического цикла, возможности применения их научного аппарата в различных сферах человеческой деятельности. Обучающиеся приобретают опыт использования своих фундаментальных знаний на практике, что усиливает мотивацию к изучению данной дисциплины, и, как следствие, способствует в целом повышению качества образовательного процесса.
Список использованной литературы:
1. Бычкова Д.Д. Практико - ориентированные электронные образовательные ресурсы по математике / Д.Д. Бычкова // Материалы Международной научно - практической конференции «Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности». - Тамбов, 2014.- Часть 5. - С. 24-27.
2. Бычкова Д.Д. Практико-ориентированные электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества математического образования / Д.Д. Бычкова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 02(56). - Часть I. - С. 112-113. - URL: http://research-journal.org/wp-content/uploads/2017/02/02-1-56.pdf (дата обращения: 26.03.2017 г.)
© Бычкова Д.Д., 2017
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
УДК 372.862
Е.К. Васин
к.п.н. учитель МБОУ Пучежская гимназия г. Пучеж, Российская Федерация И.В. Смирнова аспирант, учитель МБОУ Пучежская гимназия г. Пучеж, Российская Федерация
ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ НА ИНФОРМАЦИОННОЙ ОСНОВЕ
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о необходимости разработки методической системы изучения предмета «Технология» в сельской школе в условиях информационного общества. Показано, что основу такой системы должно составить смешанное обучение по схеме «дистант - очный практикум», в котором реализуется идея деятельностного треугольника «обучающийся - учитель - электронный образовательный ресурс», предполагающая передачу электронным образовательным ресурсам части функций обучающего.
Ключевые слова
Смешанное обучение, электронный образовательный ресурс, деятельностный треугольник.
ФГОС ООО предполагает, что изучение предметной области «Технология» должно, в частности, обеспечить обучающимся: развитие инновационной творческой деятельности; активное использование знаний и сформированных универсальных учебных действий; совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование и демонстрирование креативного мышления в разных видах практической преобразовательной деятельности. В информационном обществе профессиональная деятельность неразрывно связывается с использованием виртуальных систем, имеющих реальный выход в практику общественной жизни и производства. В связи с этим при изучении предмета «Технология» в сельской школе взаимодействие обучаемого, обучающего и средства обучения, функционирующего на основе дидактических возможностей информационных технологий (ИТ), приобретает особую важность.
В ходе проведенной нами оценки результативности возможного изучения предмета «Технология» в сельской школе на информационной основе было выявлено:
• отсутствие разработанной методической системы этого изучения, опирающегося на дидактические возможности информационных технологий;
• низкая мотивация обучающихся к изучению предмета «Технология»;
• недостаточный уровень использования современных образовательных технологий;
• отсутствие специализированных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для изучения предмета «Технология» в сельской школе;
• низкая социализационная результативность технологического обучения.
Возникает потребность в методической системе изучения предмета «Технология» в сельской школе, опирающейся на дидактические возможности информационных технологий и обеспечивающей выпускникам успешную социализацию в условиях информационного общества. Специфика сельской школы предполагает в 5-8 классах интегративное изучение направлений «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» предметной области «Технология» как для мальчиков, так и для девочек, поэтому важно найти ответ на вопрос: «Как преобразовать и объединить на информационной основе технико-технологические и естественнонаучные знания, чтобы они вызывали интерес и становились личностно значимыми для каждого обучающегося, обеспечивая, в конечном итоге,