_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_
УДК 372.862
Е.К. Васин
к.п.н., учитель МБОУ «Пучежская гимназия» г. Пучеж, Российская Федерация И.В. Смирнова учитель МБОУ «Пучежская гимназия» г. Пучеж, Российская Федерация
УЧЕБНЫЙ КЛАСТЕР КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о формировании естественно-научного мышления школьников в условиях смешанного изучения дисциплин предметных областей «Естественно-научные предметы» и «Технология» общеобразовательной школы в условиях их объединения в естественно-научный кластер. Показано, что синтетическая стадия сформированности естественно-научного мышления школьников достигается смешанным изучением дисциплин естественно-научного кластера на основе дидактических возможностей электронных образовательных ресурсов.
Ключевые слова
Смешанное обучение, учебный кластер, естественно-научное мышление.
В условиях развития техно-информационного общества смешанное обучение на основе использования дидактических возможностей электронных образовательных ресурсов, реализующих двухуровневую структуру «дистанционное изучение теоретического материала - очная практическая деятельность в условиях образовательного учреждения», имеет большие перспективы стать основной формой школьного обучения.
В основу рассматриваемого подхода к формированию естественно-научного мышления школьников закладывается приоритет индивидуальности, самоценности конкретного обучающегося, его развития как индивида, наделенного уникальным субъектным опытом. Встроить такой опыт в учебный процесс предметных областей «Естественно-научные предметы» и «Технология» позволяет опора на самостоятельную учебную деятельность обучающихся, направленную на познание единого окружающего мира во всем многообразии происходящих в нем явлений и процессов.
В связи с этим, изучение дисциплин предметных областей «Естественно-научные предметы» и «Технология» общеобразовательной школы должно претерпеть существенные изменения, которые, по нашему мнению, может обеспечить самостоятельная познавательная деятельность обучающихся, опирающаяся на экспериментально-исследовательские, поисково-конструкторские и творческие формы учебной работы, реализуемые комплексами электронных образовательных ресурсов, разработанных в средах программирования высокого уровня и использующих технологии гипертекста и мультимедиа. В таких условиях знания могут быть усвоены школьниками только в процессе их практического освоения (при реализации принципа движения информации «приобретение - присвоение - применение») [2].
Продуктивность различных действий с учебной информацией значительно повышается, если сходные по области изучения учебные дисциплины интегрируются. В частности, физика, химия и биология, являясь науками о природе, используют однотипную информацию, поэтому могут быть объединены в одну структуру. Вместе с тем, знания этих наук являются информационной базой практико-ориентированного предмета «Технология», поэтому в интеграционную структуру естественно-научного содержания целесообразно включить и техно-технологические знания, что обеспечит формирование естественно-научного мышления школьников, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Для естественно-научного мышления характерны конкретно-действенный (практический), конкретно-образный
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_
и абстрактный его виды, обусловленные особенностями задач (практических и теоретических), на решение которых направлена мыследеятельность обучающихся.
Конкретно-действенное мышление связано с решением производственных, конструктивных, организаторских и иных практических задач, поэтому такое мышление позиционируется как техническое и конструктивное. Конкретно-образное (художественное) мышление характеризуется воплощением обобщенных отвлеченных мыслей в конкретные образы. Абстрактное (словесно-логическое) мышление реализует выявление общих закономерностей происходящих в природе явлений и процессов. Оно, оперируя понятиями и категориями, является отражением общих связей и отношений.
Согласно В.С. Безруковой [1], интеграция позиционируется как всеобъемлющий и многоуровневый процесс выстраивания функциональных связей между науками (а значит и между характерными для них информационными базами знаний) с целью построения определенной дидактически обусловленной системы, а также обеспечения ее единства и структурной целостности, охватывающей все компоненты этой системы. Применительно к теме нашего исследования речь должна идти о системе смешанного обучения, осуществляемого по двухуровневой схеме «дистант - очный практикум», реализация которой обеспечивает формирования естественно-научного мышления школьников.
Поскольку естественно-научное мышление рассматривается как система взглядов индивида на объективный окружающий мир и свое место в этом мире (Г.К. Селевко [3]), отношение человека к окружающей его действительности и самому себе в значительной степени определяется тем, насколько гармонично структурирована учебная информация, которую он усваивает и превращает в свое личное знание. В этом контексте интеграция предметных областей «Естественно-научные предметы» и «Технология» в условиях информатизации образования является совершенно логичной и необходимой. Физика, химия и биология предоставляют обучающемуся необходимую теоретическую информацию, а «Технология» реализует ее практическое использование и наоборот - освоение практической части содержания физики, химии и биологии строится на решении задач, формулируемых в процессе информационно-проектного взаимодействия при изучении предметной области «Технология».
На основании вышеизложенного дисциплины предметных областей «Естественно-научные предметы» и «Технология» были объединены в учебный естественно-научный кластер, под которым мы понимаем совокупность учебных дисциплин предметных областей «Естественно-научные предметы» (физика, химия, биология) и «Технология» (индустриальные технологии, технологии ведения дома, сельскохозяйственные технологии) общеобразовательной школы, идентифицирующий признак которого состоит в том, что усвоение этих дисциплин предполагает осуществление продуктивных практических действий, связанных с преобразование материалов, энергии или информации естественно-научного содержания, что обеспечивает требуемый уровень усвоения физических, химических и биологических знаний и способствует профессиональному самоопределению обучающихся.
Физика, химия и биология, являясь компонентами кластера, взаимодействуют между собой как науки, изучающие различные аспекты единой и неделимой природы. В то же время, они взаимодействуют с практико-ориентированной предметной областью «Технология», опирающейся на физические, химические и биологические научные знания для преобразования материалов и использования различных видов энергии.
Функционирование естественно-научного кластера осуществляется на трех соподчиненных уровнях: уровне получения знаний в отдельных дисциплинах (технология, физика, химия, биология); уровне синтеза естественно-научных знаний; уровне фиксации полученных естественно-научных знаний посредством их переноса в реальные жизненные ситуации.
На первом уровне обучающийся осуществляет учебную деятельность в соответствии со схемой движения информации «приобретение - присвоение - применение». При этом образуются локальные и частно-системные ассоциации, являющиеся началом умственной деятельности. Мыслительная деятельность на ступени таких ассоциаций предполагает использование знаний отдельных дисциплин, а переход на новую ступень умственной деятельности возможен при возникновении межпредметных ассоциаций, охватывающих разные дисциплинарные знания.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070
На втором уровне обучающийся выполняет комплекс учебных действий, направленных на формирование своей личной картины окружающего мира, в которой все полученные на предыдущем уровне знания объединяются в единое знание о природе (реализуется синтез естественно-научного знания). На втором уровне формирование естественно-научного мышления школьников осуществляется в процессе синтетического обобщения дисциплинарных внутрикластерных знаний. Соответствующие операции естественно-научного мышления формируются на уровне дидактического синтеза.
Третий уровень функционирования естественно-научного кластера призван утвердить обучающегося в понимании универсальности, (а значит неделимости) научных знаний. При этом мыслительные операции переводятся на уровень теоретических обобщений посредством их использования при решении практических задач по преобразованию материалов, энергии и информации, в результате чего формируется система знаний об окружающем мире.
Практический опыт авторов показывает, что в условиях классно-урочного подхода сформированность естественно-научного мышления школьников достигает преимущественно эмпирико-научной и дифференциально-синтетической стадий (в терминологии Г.А. Берулавы). Высший уровень сформированности естественно-научного мышления школьников (синтетическая стадия), достигается смешанным изучением дисциплин естественно-научного кластера на основе дидактических возможностей электронных образовательных ресурсов.
Список использованной литературы
1. Безрукова, В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: моногр. - Екатеринбург: Гос. инж.-проект. ин-т, 1994. - 152 с.
2. Васин, Е.К. Смешанное обучение на основе функционирования деятельностного треугольника, реализуемое в естественно-научном кластере дисциплин общеобразовательной школы (педагогический и технологический аспекты): моногр. - Ульяновск: Зебра. 2015. 278 с.
3. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. - Т.1. - М., 2008. 259 с.
© Васин Е.К., 2016
УДК. 378.095
Е.К.Галанов
Д-р техн. наук, профессор Петербургского университета путей сообщения.Кафедра «Физика».
ФИЗИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЧУВСТВ
Galanov Evgeney Konstantenovich
Dr. Sci.(Tech.), professor, Petersburg State University of Means Communication
PHYSICAL NATURE OF THE SENSES.P.1 Аннотация
Статья посвящена обзору цикла лекций. Цикл лекций №1. Физическая природа чувств. Ч.1 Введение. 1.Слух и звук. 2. Зрение и свет. З.Частота, биоритм, событие. 4. Звук, тембр, голос. 5. Осязание. 6. Шестое чувство. Нейронные сети. 7. Синтез чувств. [ 1,11—15 ]. Цикл лекций №2. Нейронные сети. [ 2--11].
Abstract
The cycle of the lectures №1. The physical nature of the senses. 1. The hearing and sound. 2. The vision and light. 3. The frequency, biocycle, event. 4. The sound, timbre, voice. 5. The sense of touch. 6. The sixth sense. The neuronic networks. 7. The synthesis of the senses. [ 1, 11--15 ]. The cycle of the lectures №2. The neuronic