Научная статья на тему 'Формирование профессиональных и личностных качеств студентов-международников как основы профессиональной идентичности'

Формирование профессиональных и личностных качеств студентов-международников как основы профессиональной идентичности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФГОС / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-МЕЖДУНАРОДНИКОВ / ДИПЛОМАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпов Валерий Валерьевич, Воевода Елена Владимировна

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности и качества профессиональной подготовки студентов-международников в ходе формирования профессиональной идентичности на основе профессиональных и личностных качеств. Освещаются основные аспекты и концептуальные основы требований к формированию профессиональных компетенций в процессе обучения в вузе. Акцентируется внимание на требованиях к личностным и деловым качествам будущих дипломатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных и личностных качеств студентов-международников как основы профессиональной идентичности»

Формирование профессиональных и личностных качеств студентов-международников как основы профессиональной идентичности

Карпов Валерий Валерьевич,

аспирант, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, valerian7@yandex.ru

Воевода Елена Владимировна,

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии, профессор кафедры английского языка № 2, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, elenavoevoda@yandex.ru

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности и качества профессиональной подготовки студентов-международников в ходе формирования профессиональной идентичности на основе профессиональных и личностных качеств. Освещаются основные аспекты и концептуальные основы требований к формированию профессиональных компетенций в процессе обучения в вузе. Акцентируется внимание на требованиях к личностным и деловым качествам будущих дипломатов.

Ключевые слова. Профессиональная компетентность, профессиональные и личностные качества, высшее образование, ФГОС, подготовка студентов-международников, дипломат.

Актуальность исследования профессиональной подготовки специалистов-международников обусловлена динамичным процессом развития и модификации системы международных отношений, активизация и расширение международных контактов России в условиях современной политической и социально-экономической ситуации на мировой арене, присоединение России к Болонскому процессу в качестве равноправного партнера. Тема данного исследования обусловлена также тем, что Российская Федерация имеет за рубежом 171 посольство и 35 представительств в различных международных организациях. Именно для этих структур, в первую очередь, и должны готовить специалистов-международников 79 российских вузов в столичных городах и регионах, где имеются соответствующие факультеты по направлению подготовки «Международные отношения».

Цель статьи - проанализировать факторы, способствующие формированию профессиональной идентичности дипломата на основе профессиональных и личностных качеств. Для этого необходимо определить профессиональные требования, предъявляемые к воспитанию дипломата в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом; выявить основные аспекты и концептуальные основы требований к формированию профессиональной компетентности дипломата в процессе обучения в вузе; обосновать взаимосвязь повышения эффективности и качества профессиональной подготовки студентов-международников и формирования профессиональной идентичности. Авторами использованы методы анализа, обобщения и систематизация исследовательского материала в рамках компе-тентностного подхода.

Исследования в области профессиональной подготовки специалистов-международников, традиционно считавшиеся «закрытыми» и долгое время находившиеся за рамками педагогических исследований, в последние 10-15 лет получили новый импульс. Так, теоретико-методологические и прикладные аспекты профессиональной подготовки специалистов-международников (в том числе, специфика профессиональной языковой подготовки) представлены в работах Е.В. Воевода, Н.П. Хомяковой, Е.Б. Ястребовой; дипломатическая специфика межкультурной коммуникации освещается в исследованиях Л.Г. Ведениной, Л.П. Костиковой, А.В. Шестопала; особенностям подготовки и воспитания дипломатов посвящены исследования

А.И. Кузнецова и А.В. Торкунова. Вопросы образования в области международных отношений раскрыты в статьях М.М. Лебедевой; различные аспекты дипломатической службы России и зарубежных стран описаны Т.В. Зоновой, Е.М. Астаховым, О.В. Лебедевой, П.Ф. Лядовым и др. Особенностям дипломатического перевода посвящены работы В.А. Иовенко, М.А. Капитоновой, Н.П. Че-пель. Наиболее характерные черты дипломатической профессии приведены в трудах таких известных зарубежных исследователей как Ж. Камбон, Э. Сатоу, Г. Никольсон. Значительное внимание вопросам становления профессии дипломата уделено в трудах бывших дипломатов - А.Ф. Добрынина, В.А. Зорина, Г. Киссинджера и др.

Вместе с тем, исследователи отмечают, что, несмотря на расширение числа вузов и факультетов, осуществляющих подготовку специалистов международного профиля в столичных городах и в регионах, вопросам разработки теоретического основания учебно-воспитательного процесса этой категории студентов все еще уделяется мало внимания. Ректор МГИМО академик РАН А.В. Торку-нов относит их к недостаточно разработанным областям современной педагогической науки [13, с. 7].

Профессиональной подготовке специалистов в высших учебных заведениях не случайно уделяется особое внимание: это тот человеческий капитал, который является основой и двигателем экономики государства. С.Л. Леньков и Н.Е. Рубцова подчеркивают, что «профессиональное становление молодежи относится к «вечным» проблемам не только науки, культуры, образования, но и широкой практической жизнедеятельности общества, государственного и иного управления, социально-экономической практики развития стран, регионов и отдельных предприятий», при этом «практически все современные отечественные и зарубежные авторы признают неразрывную связь профессионального и личностного становления человека» и необходимость психолого-педагогического сопровождения профессионального становления молодого человека [10, с. 37]. Одной из важнейших задач высшего профессионального образования является формирование у студентов профессиональной идентичности, облегчающей выпускникам вхождение в профессию и профессиональное сообщество. Традиционно феномен идентичности ассоциируется с исследовательским полем психологии, однако вопросами идентичности также занимаются социологи, философы, культурологи, политологи и педагоги. Авторы «Новой философской энциклопедии» считают, что идентичность -это «категория социально-гуманитарных наук (психологии, социальной философии, культурной антропологии, социальной психологии и др.)», отмечая её «множественный характер», при этом первой в списке значится профессиональная идентичность [11, с. 106].

К сожалению, понятия «идентичность» и «профессиональная идентичность» не описаны ни в «Большом психологическом словаре», ни в «Педа-

гогическом энциклопедическом словаре». Рассмотрим различные определения идентичности, способствующие определению рассматриваемого феномена. Словарь по культурологии, приводя определение групповой идентичности (а мы имеем в виду профессиональную группу или общность), отмечает такой признак как «отождествление себя с той или иной общностью, или группой» [7]. Словарь-справочник по политологии трактует идентичность как «осознание индивидами, принадлежащими к определенной общности, своего группового единства и отличия от других» [2]. Расширив и дополнив эти дефиниции, мы предлагаем следующее определение профессиональной идентичности: «осознание индивидом своей принадлежности и отождествления себя с определенным профессиональному сообществу, и своего отличия от других профессиональных групп».

По мнению одного из ведущих исследователей феномена профессиональной идентичности Л.Б. Шнейдер, «проблема идентичности возникает в плане реализации жизненной и профессиональной идеологии человека, в плане становления профессионализма <...> и в плане реализации профессиональной подготовки специалиста» [15]. Профессиональная идентичность, непосредственно связанная с профессиональным самоопределением, профессионализацией и становлением профессионала как в личностном плане, так и в плане овладения профессионально значимыми навыками и компетенциями, становится сферой научных изысканий педагогической науки.

Профессия дипломата обобщает в себе опыт человеческой деятельности за длительный исторический период, являясь квинтэссенцией таких специальных наук как история и международные отношения, экономика и право, страноведение и языкознание. А.В. Торкунов и А.Н. Панов, обладающие как исследовательским, так и дипломатическим опытом, подчеркивают, что «дипломатия как наука требует широкого кругозора и фундаментального, системного подхода. Основой дипломатии является глубокий и всесторонний политико-дипломатический ситуационный и предметный анализ» [5, с. 5]. Рассмотрим, какие профессиональные требования предъявляются к дипломату, и какими личностными качествами он должен обладать.

Основные профессиональные требования к выпускнику вуза (факультета) международного профиля определены Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки «Международные отношения» для бакалавриата и магистратуры. В разработке образовательных стандартов по указанному направлению принимает участие Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России как головной вуз, осуществляющий подготовку специалистов международного профиля. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», в числе других вузов, МГИМО, разрабатывает и ут-

верждает собственные образовательные стандарты по всем уровням высшего образования (ОС ВО МГИМО), содержащие дополнительные требования к профессиональной подготовке специалистов-международников.

В основу требований положен компетентност-ный подход к подготовке, предполагающий формирование у выпускников общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Требования, изложенные во ФГОС ВО и ОС ВО МГИМО по данному направлению подготовки, ориентированы на подготовку компетентного специалиста, обладающего способностью к абстрактному мышлению, анализу ситуаций, обладающего готовностью к саморазвитию, самообразованию в предстоящей профессиональной деятельности, применению приобретенных знаний в практической работе. Требования стандартов неразрывно связаны с применяемой сегодня технологией критического мышления, что оказывает существенное влияние на формированию у студентов способности «системно мыслить, <,,,> логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, <,,,> находить, собирать и обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы» [4, с. 125].

Подготовка будущих международников и «современные исследования в области международных отношений носят во многом междисциплинарный характер и включают в себя, помимо традиционных, экологическую, социологическую, психологическую, культурологическую и информационно-технологическую составляющие» [3, с. 297]. В условиях современной международной и межкультурной коммуникации возрастает роль этнических, культурно-исторических, и социально психологических факторов. При этом акцентируется внимание на приобретении выпускниками вузов таких профессиональных компетенций как умение организовывать международные переговоры, рабочие встречи, подготавливать соответствующие проекты документов, собирать и анализировать информацию в стране пребывания на иностранных языках. Не последнюю роль играет умение «оценивать собственные достоинства и недостатки, а также личные качества своих контрагентов», с которыми осуществляется профессиональное взаимодействие [1, с. 8].

Подготовку современного специалиста международного профиля невозможно осуществлять без целого ряда новых направлений, таких как изучение психологии лидерства, конфликтологии, этики профессионального общения и т.п. Профессиональная подготовка специалиста-международника, особенно будущего дипломата, к продолжительному пребыванию в чужой стране, где он проходит процесс адаптации и ощущает влияние другой культуры, также делает актуальными проблемы аккультурации («процесса взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование <...> принципиально нового культурного синтеза») при выполнении им в будущем определенных профес-

сиональных обязанностей [8]. Однако, учитывая необходимость расширения требований, предъявляемых к современному международнику, не следует забывать о том, что традиционные требования к личностным и деловым качествам специалиста-международника не отменяются, а лишь расширяются в рамках компетентностного подхода, основу которого составляют знания, умения и навыки в практической профессиональной деятельности, формирующие профессионально значимые компетенции. Профессиональное воспитание и формирование личностных качеств студентов-международников осуществляется с опорой на эмотивное восприятие исторических и современных примеров профессиональной деятельности дипломатов. Так, «чрезвычайный и Полномочный Посол, кандидат исторических наук А.И. Кузнецов в сотрудничестве с кафедрой дипломатии разработал на основе своих диссертационных исследований спецкурс по формированию дипломатических кадров в Российской империи», в котором большое внимание уделяется воспитательной функции образования в процессе подготовки дипломатов [6, с. 51].

Среди дополнительных профессиональных компетенций (ПК) собственного ОС ВО МГИМО особое место отведено подготовке студентов к ведению переговоров, поскольку «международные переговоры всегда рассматривались в качестве базиса, главной составляющей дипломатии, а также основного механизма, обеспечивающего ведение международных дел в целом» [9, с. 28]. Будущий международник должен быть «способен участвовать в международных переговорах, в том числе на иностранном языке страны специализации, формулировать убедительные аргументы в поддержку собственной позиции и находить компромиссные решения (ПК-23)».1 Особую роль в организации и эффективности проведения переговоров играют дипломаты, выполняющие работу на предварительном этапе, поэтому подготовка студентов-международников к организации и ведению переговоров рассматривается как одна из важнейших задач. ОС ВО МГИМО предполагает формирование у будущих дипломатов способности «участвовать в международных переговорах, в том числе на иностранном языке, формулировать убедительные аргументы в поддержку собственной позиции и находить компромиссные решения (ПК-43)» и «принимать решения в условиях неопределенности и рисков (ПК-15)», умения «выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения (ПК-13)»; владение «техникой поведения в конфликтных ситуациях и управления дискуссией и переговорным процессом (ПК-44)». Перечисленные компетенции формируются в ходе освоения курсов «Мастерство

1 Образовательные стандарты высшего образования МГИМО МИД России. [Электронный ресурс] и^: http://mgimo.rU/official/5/

международных переговоров», «Переговорные комплексы XXI века» «Ведение переговоров», «Ведение международных переговоров: тренинг», которые читаются на факультетах Международных отношений и Управления и политики, а также в ходе анализа конкретных ситуаций, проведения видеотренингов, игровых ситуаций, ролевых и деловых игр («Представление друг друга», «Смена ролей», «Цена на нефть», «Загрязнение Рейна», «Ядерное нераспространение» и т.п.).

Для достижения успешных и результативных итогов переговоров немаловажное значение имеет психологическая подготовка, формирование способности слушать собеседника и наблюдать за общей ситуацией, овладевать методами делового общения и способностью использовать особенности деловой культуры страны пребывания. Эти требования описаны в стандарте как ПК-18: «умение устанавливать, поддерживать и развивать межличностные отношения, деловые отношения с представителями государственных, политических, коммерческих, общественных структур, СМИ и т.д.». Большое значение для достижения эффективности переговорного процесса имеют личностные особенности и психология участников переговоров. Во многих случаях именно личностный фактор способствует успешному проведению или провалу переговоров. Переговоры часто характеризуется доминированием роли лидеров с преобладанием невербальной коммуникации, выстраиванием неформальных отношений с главным переговорщиком. Примерами этого могут служить переговоры руководителей мировых государств: США и России (президенты Дж. Буш и М.С. Горбачёв, Д. Трамп и В.В. Путин), ФРГ и России (канцлер А. Меркель и президент В.В. Путин), Франции и России (президенты Н. Саркози и В.В. Путин) и т.д. По результатам личных встреч лидеров этих стран с российским руководством были приняты важные и компромиссные решения для обеих стран. Нарушение переговорной концепции может привести к провалу переговоров для одной из сторон. Так, в ходе переговоров с президентом США Дж. Бушем на Мальте, М.С. Горбачевым была нарушена директива на переговоры, предусматривавшая возможность объединения Германии только при условии одновременного роспуска обоих блоков: НАТО и Варшавского договора. В ходе переговоров советский лидер заявил, что СССР больше не считает США своим противником, и предложил американскому президенту стать посредником в преобразованиях в Восточной Европе1. Таким образом, из-за неготовности М.С. Горбачева к выбору оптимального решения в условиях рисков, неумения определить оптимальный вариант решения и оценить его последствия пострадали государственные интересы. Этот пример демонстрирует обоснованность включения в образовательный стандарт высшего образования

1 Предательство Горбачева на Мальте. [Электронный ресурс].

01 Режим доступа: http://www.russiapost.su/archives/39555 (дата

2 обращения: 10.04.2017).

МГИМО требований формирования способности «участвовать в международных переговорах, в том числе на иностранном языке, формулировать убедительные аргументы в поддержку собственной позиции и находить компромиссные решения (ПК-43)», а также владения «техникой поведения в конфликтных ситуациях и управления дискуссией и переговорным процессом (ПК-44)». Не случайно «западные страны с каждым годом придают все большее значение отбору кандидатов на дипломатическую службу <...> и обращают внимание не только на знание абитуриентами тех или иных предметов, но, прежде всего, на умение мыслить, способность разрешить ту или другую проблему, правильно оценить ситуацию, четко и грамотно излагать свою точку зрения» [12, с. 23].

На четвертом году бакалавриата предлагается целевой курс для студентов, планирующих поступление на службу в Министерство иностранных дел - «Профессиональная и личная подготовка к дипломатической службе», - в ходе которого они знакомятся с квалификационными требованиями к профессиональным компетенциям и личностным качествам выпускников, поступающих на дипломатическую службу в МИД России, с характером работы молодых дипломатов, в том числе, спецификой переводческой деятельности. Отдельная тема посвящена трудностям в установлении профессиональных контактов с иностранцами, профессионально-личностным качествам дипломата и дипломатическому протоколу. Последний является важным звеном политического инструмента дипломатии в международной практике: именно в соответствии с правилами дипломатического протокола ведутся переговоры, определяются нормы поведения дипломатов в стране пребывания. Поэтому будущим дипломатам необходимо четко усвоить нормы и правила дипломатического протокола, требования делового этикета и умело применять их на практике. В рамках заключительной темы курса студенты знакомятся с кодексом этики и служебного поведения представителей МИД России в условиях режимных и дисциплинарных требований дипломатической службы, с психологической спецификой жизни и работы в условиях длительного пребывания за рубежом в рамках «закрытого коллектива».

Вышеприведенные и некоторые другие факторы следует принимать во внимание при отборе содержания профессионального образования специалистов международного профиля и составлении рабочих учебных планов и программ. По мнению ректора МГИМО А.В. Торкунова, сегодня нет такого учебного пособия, которое содержало бы слитые воедино регионоведческие, филологические знания, дипломатические компетенции и коммуникативистику, поэтому для более эффективного усвоения знаний по направлению подготовки «Международные отношения» необходимо развивать интегрированное обучение с опорой на междисциплинарные связи [14, с. 9].

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

- Формирование профессиональной идентичности студента-международника не происходит одномоментно - это результат процесса комплексной профессиональной подготовки и формирования профессиональных и личностных качеств, причем основную роль в профессиональной подготовке играют знаниевая и компетентностная составляющие, т.е. овладение знаниями по специальным дисциплинам и формирование профессионально значимых компетенций. В современных условиях, по мнению некоторых западных и российских экспертов, при назначении на определенные дипломатические должности приоритетными являются не только профессиональные, но и личностные качества будущих сотрудников внешнеполитического ведомства.

- Лекции и семинары, анализ профессиональных ситуаций и тренинги, ролевые и деловые игры, беседы с представителями дипломатического сообщества помогают молодым людям решить, смогут ли они эффективно трудиться в дипломатическом ведомстве, и способствуют формированию профессиональных и личностных качеств.

- Профессиональная направленность подготовки будущих специалистов международного профиля обеспечивается на основе полученных интегрированных знаний, практических умений, навыков, профессиональных ценностей и личностных качеств, а они, в свою очередь, способствуют формированию профессиональной идентичности.

Литература

1. Богучарский Е.М. Этнокультура и дипломатия : учеб. пособие / Е.М. Богучарский. Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, кафедра дипломатии. М.: МГИМО-Университет, 2011. 180 с.

2. Василик М.А. Политология: Словарь-справочник / М.А. Василик, М.С. Вершинин и др. М.: Гардарики, 2001. 328 с.

3. Воевода Е.В. Подготовка современных специалистов-международников: осмысление новой парадигмы / Е.В. Воевода // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 1. С. 296-301.

4. Воевода Е.В. Критическое мышление как культурный феномен // Язык и коммуникация в контексте культуры : сборник статей по материалам 7-й Международной научно-практической конференции. 21-22 мая 2012 года / отв. ред. С.В. Лобанов. Рязань, 2012. С. 120-126.

5. Дипломатическая служба: Учебное пособие / Под ред. А.В. Торкунова, А.Н. Панова. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2014. 352 с.

6. Зонова Т.М. Научная школа дипломатии // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 5 (38). С. 44-55.

7. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. М.: Издательство «Вече», 2003. 512 с.

8. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. В 2-х томах. Т. 1 / Гл. ред. С.Я. Левит. СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. 447 с.

9. Лебедева М.М. Технология ведения международных переговоров: Учебник. М., Издательство «Аспект Пресс», 2016. 208 с.

10.Леньков С.Л., Рубцова Н.Е. Теория и практика психолого-педагогического сопровождения профессионального становления молодежи / С.Л. Леньков, Н.Е. Рубцова // С.Л. Леньков и Н.Е. Рубцова // Педагогика. 2017. № 1, с. 31-42.

11. Новая философская энциклопедия: в 4 томах / Институт философии РАН; Национальный общественно-научный фонд; Председатель научно-редакционного совета В.С. Степин. 2-е изд., испр. и допол. М.: Мысль, 2010. 913 с.

12. Попов В.И. Современная дипломатия: теория и практика. Дипломатия - наука и искусство: Курс лекций. 2-е изд., доп. / В.И. Попов // М.: Междунар. отношения, Юрайт-Издат, 2006. 576 с.

13. Торкунов А.В. Педагогика и подготовка специалистов-международников // Вестник МГИМО Университета. 2013. № 1(28). С. 7-8.

14. Торкунов А.В. Создание университетов мирового уровня // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 2 (29). С. 7-11.

15. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления. Автореферат дисс. ... докт. психол. наук. М., 2001. 42 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.dissercat.com/content/professionalnaya-identichnost-struktura-genezis-i-usloviya-stanovleniya

Building Professional and Soft Skills of International Relations

Students as the Basis for Professional Identity Karpov V.V., Voevoda E.V.

Moscow State Institute of International Relations (University) The article considers the issues of enhancing professional training and quality of education of international relations students in the process of building professional identity on the basis of professional and soft skills. The author highlights the major aspects and conceptual framework of requirements for building professional competence soft skills in the process of university education of future diplomats. Keywords: Professional competence, professional and soft skills, university education, Federal State Education Standard, training international relations students, diplomat.

References

Bogucharskij E.M. (2011). Jetnokul'tura i diplomatija : ucheb. poso-bie / E.M. Bogucharskij. Mosk. gos. in-t mezhdunar. otnoshenij (un-t) MID Rossii, kafedra diplomatii. M.: MGIMO-Universitet, 180.

Vasilik M.A. (2001). Politologija: Slovar'-spravochnik / M.A. Vasilik,

M.S. Vershinin i dr. M.: Gardariki, 328. Voevoda E.V. (2014). Podgotovka sovremennyh specialistov-mezhdunarodnikov: osmyslenie novoj paradigmy / E.V. Vo-evoda // Vestnik MGIMO-Universiteta. № 1, 296-301. Voevoda E.V. (2012). Kriticheskoe myshlenie kak kul'turnyj fenomen // Jazyk i kommunikacija v kontekste kul'tury : sbornik statej po materialam 7-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 21-22 maja 2012 goda / otv. red. S.V. Lobanov. Rjazan', 120-126. Diplomaticheskaja sluzhba: Uchebnoe posobie (2014). / Pod red. A.V. Torkunova, A.N. Panova. M.: Izdatel'stvo «Aspekt Press», 352.

Zonova T.M. (2014). Nauchnaja shkola diplomatii // Vestnik

MGIMO-Universiteta. № 5 (38), 44-55. Kononenko B.I. (2003). Bol'shoj tolkovyj slovar' po kul'turologii. M.:

Izdatel'stvo «Veche», 512. Kul'turologija. XX vek. Jenciklopedija. (1998). V 2-h tomah. T. 1 / Gl. red. S.Ja. Levit. SPb.: Universitetskaja kniga; OOO «Aletejja», 447.

Lebedeva M.M. (2016). Tehnologija vedenija mezhdunarodnyh peregovorov: Uchebnik. M., Izdatel'stvo «Aspekt Press», 208.

Len'kov S.L., Rubcova N.E. (2017). Teorija i praktika psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija professional'nogo stanov-lenija molodezhi / S.L. Len'kov, N.E. Rubcova // S.L. Len'kov i N.E. Rubcova // Pedagogika. № 1, 31-42.

Novaja filosofskaja jenciklopedija: v 4 tomah (2010). / Institut filosofii RAN; Nacional'nyj obshhestvenno-nauchnyj fond; Pred-sedatel' nauchno-redakcionnogo soveta V.S. Stepin. 2-e izd., ispr. i dopol. M.: Mysl', 913.

Popov V.I. (2006). Sovremennaja diplomatija: teorija i praktika. Diplomatija - nauka i iskusstvo: Kurs lekcij. 2-e izd., dop. / V.I. Popov // M.: Mezhdunar. otnoshenija, Jurajt-Izdat, 576.

Torkunov A.V. (2013). Pedagogika i podgotovka specialistov-mezhdunarodnikov // Vestnik MGIMO Universiteta. № 1(28), 78.

Torkunov A.V. (2013). Sozdanie universitetov mirovogo urovnja // Vestnik MGIMO-Universiteta. № 2 (29), 7-11.

Shnejder L.B. (2001). Professional'naja identichnost': struktura, genezis i uslovija stanovlenija. Avtoreferat diss. ... dokt. psihol. nauk. M., 42. [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.dissercat.com/content/professionalnaya-identichnost-struktura-genezis-i-usloviya-stanovleniya

CO

o

C4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.