Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов-международников'

Организационно-педагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов-международников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СТУДЕНТЫ-МЕЖДУНАРОДНИКИ / АНКЕТИРОВАНИЕ / РОЛЕВЫЕ И ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпов В.В.

Цель статьи выявить роль организационно-педагогических условий в формировании профессиональной идентичности студентов-международников. На основании результатов анкетирования студентов-первокурсников Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России автор определяет степень удовлетворенности студентов возможностями, предоставляемыми университетом, выявляет проблемные места в организации учебного процесса и его педагогическом сопровождении. Анализ показал востребованность применения активных педагогических технологий и практически ориентированных заданий, а также педагогического сопровождения внеаудиторной деятельности в формировании профессиональной идентичности студентов-международников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов-международников»

Организационно-педагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов-международников

Карпов Валерий Валерьевич,

аспирант, кафедра педагогики и психологии, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, valerian7@yandex.ru

Цель статьи - выявить роль организационно-педагогических условий в формировании профессиональной идентичности студентов-международников. На основании результатов анкетирования студентов-первокурсников Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России автор определяет степень удовлетворенности студентов возможностями, предоставляемыми университетом, выявляет проблемные места в организации учебного процесса и его педагогическом сопровождении. Анализ показал востребованность применения активных педагогических технологий и практически ориентированных заданий, а также педагогического сопровождения внеаудиторной деятельности в формировании профессиональной идентичности студентов-международников.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, студенты-международники, анкетирование, ролевые и деловые игры, практико-ориентированные задания, педагогическое сопровождение

о

Е

£

СП

0

ео

01 г

Формирование профессиональной идентичности студентов, т.е. отождествление себя с определенным профессиональным сообществом, происходит в условиях образовательной среды вуза, организованного учебного процесса и внеаудиторной деятельности при педагогическом сопровождении образовательного процесса. Е.Б. Матузина отмечает, что «главная цель педагогического сопровождения студента связана с перспективным направлением его деятельности, ориентированной на максимальное содействие личностному и профессиональному развитию» [1, с. 110]. Российские и зарубежные исследователи также указывают на то, что активное формирование профессиональной идентичности студентов в рамках университетской деятельности «способствует подготовке более подготовленных, мотивированных и креативных профессионалов и довольных обучением студентов» [2, с. 1609]. Студент, обладающий сформированной профессиональной идентичностью, уверен в значимости избранной профессии и с оптимизмом относится к своей будущей профессиональной карьере [3, с. 374].

Эмпирическое исследование, направленное на выявление факторов, оказывающих влияние на формирование профессиональной идентичности, показало, что одним из таких факторов является реализация учебно-организационной работы: отбор дисциплин для рабочих учебных планов, распределение часов, отводимых на каждую дисциплину, наличие практически ориентированных занятий и д.п. В ходе констатирующего эксперимента были проанкетированы студенты трех факультетов Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России - факультета Международных отношений (N=102), студенты которого традиционно ориентированы на работу в МИД, факультета Международных экономических отношений (N=47) и факультета Международного бизнеса и делового администрирования (N=78), студенты которого ориентированы на работу в международном бизнес-сообществе. Для выявления проблем учебно-организационного характера мы попросили студентов ответить на вопрос: «Какие проблемы Вы видите в организации учебного процесса?». Оценивая степень удовлетворенности студентов возможностями, предоставляемыми университетом, мы получили следующие результаты (табл. 1).

Таблица 1

----------Факультет Проблемы I-МО I-МЭО I-МБДА

Недостаточное количество выделяемых часов для наиболее значимых дисциплин 40,2% 29,8% 24,3%

Недостаточное количество практических занятий 41,1% 36,2% 35,9%

Несоответствие некоторых изучаемых дисциплин получаемой специальности / профессии 32,4% 32% 51,3%

Привели конкретные примеры 38,2% 23% 17,9%

Результаты демонстрируют одинаковую озабоченность студентов трех факультетов недостаточным количеством практических занятий. На факультете МБДА наблюдается ярко выраженная неудовлетворенность несоответствием некоторых изучаемых дисциплин получаемой специальности / профессии, при этом количество примеров такого несоответствия незначительно. А ведь именно «включение в конкретную профессиональную деятельность <...> позволяет студентам корректировать собственный профессиональный образ, подкрепляя его соответтвующими профессиональными знаниями, умениями и навыками» [4, с. 228].

Студенты факультета МО, по сравнению со студентами факультетов МЭО и МБДА, отмечают недостаточное количество выделяемых часов для наиболее значимых дисциплин, в том числе, иностранных языков. Здесь необходимо отметить, что на основной иностранный язык в МГИМО отводится 8 часов (на редкие языки - 10 часов), а на второй язык - 6 часов. При этом наполняемость языковых групп - 8-10 человек, а в группах, изучающих редкие (восточные) языки - 5-6 человек. Хотя желание студентов больше времени уделять иностранным языкам демонстрирует большую роль языковой подготовки в формировании профессиональной идентичности студентов-международников, увеличивать количество часов не представляется возможным.

Наибольшее количество проблемных примеров, связанных с организацией учебного процесса, привели студенты факультета Международных отношений. В частности, они считают, что программа по курсу «Информатика и математический анализ» не адаптирована к профессиональным потребностям будущих специалистов-

международников, хотя в эпоху цифровизации, знания в этой области чрезвычайно необходимы им как в практической деятельности, так и в понимании возможностей и рисков. В качестве «проблемных» дисциплин студенты также выделили «Философию», «Безопасность жизнедеятельности», «Экономическую теорию», «Теорию государства и права» и «Физическое воспитание». Это свидетельствует о том, что программный материал не оказывает должного влияния на студентов и не ассоциируется для студентов с будущей профессиональной деятельностью. Это связано с тем, что преподаватели, как правило, не знакомят студентов с требованиями Образовательного стандарта высшего образования МГИМО (или действовавшего до недавнего времени ФГОС ВО), и,

как результат, студенты не осознают, что вышеуказанные дисциплины призваны формировать пять общекультурных компетенций по направлению подготовки «Международные отношения»: ОК-1 («Философия»), ОК-3 («Экономическая теория»), ОК-6 («Теория государства и права»), ОК-10 («Физическое воспитание»), ОК-11 («Безопасность жизнедеятельности»). В частности, никто не будет отрицать необходимость формирования способности «использовать философские знания для формирования мировоззренческой позиции» [5] и готовность в дальнейшей профессиональной деятельности находить обоснованные и логически выверенные аргументы в переговорах. А готовность к физическим нагрузкам, которую в ответах декларировало большинство студентов напрямую зависит от физической подготовленности будущего специалиста-международника.

Анализ ответов на вопросы о проблемах в организации учебного процесса показывает, что студенты-первокурсники хотят изучать дисциплины практической направленности, в особенности, связанные с дипломатической работой, однако не осознают важности получения знаний, получаемых в процессе освоения теоретических дисциплин и дальнейшего применения их на практике. Студенты также отмечают необходимость увеличения часов для эффективного освоения материала по регионалистике, желательность более активного использования деловых и ролевых игр, проектов, круглых столов при изучении специальных дисциплин. Таким образом, подтверждается, с одной стороны, запрос на формирование профессиональной идентичности студентов, а с другой стороны, востребованность использования современных педагогических технологий.

Практическая направленность занятий достигается посредством применения в учебном процессе современных педагогических технологий, позволяющих студентам почувствовать себя членами профессионального сообщества - это ролевые и деловые игры, практические задания, проекты, конференции и т.д. Основное преимущество использования игровых технологий состоит в том, что они создают учебный профессиональный дискурс и позволяют студентам отождествить себя с будущей профессией. Таким образом, использование игровых технологий способствует формированию профессиональной идентичности.

Ролевые игры используются, преимущественно, на языковых занятиях как эффективная технология, позволяющая студентам не только использовать профессионально окрашенные речевые образцы, но и формировать профессионально значимые компетенции, в первую очередь - иноязычную коммуникативную компетенцию.

Деловые игры, с присущим им сложным сценарием и предварительной подготовкой участников, в еще большей степени создают имитацию профессиональной среды. В последнее десятилетие в МГИМО активно используется такая форма деловой игры как «Модель международной организации». Под руководством преподавателей студенты

о о и и m 5 m

О m э m й А

X £ m О

х О m

О DI и А ы о и А X X m

0

ео

01 г

проводят «Модель ООН» (международная игра), «Парламентскую модель», «Модель ОПЕК», «Модель ШОС», «Модель Совета Европы», «Московская молодежная международная модель Арктического совета». Деловые игры часто проводятся с использованием нескольких иностранных языков. Это характерно для «Модели ООН», перед началом которой объявляются рабочие языки Генеральной ассамблеи, Совета безопасности и комитетов. Показательно, что подавляющее большинство участников выбирает иноязычные подразделения, при этом иностранные участники выбирают подразделения с русским языком в качестве рабочего. Это подтверждает, что иноязычная профессиональная коммуникация является одной из важнейших составляющих формирования профессиональной идентичности студентов-международников. На открытии «Модели ООН» достаточно часто зачитывается приветствие Генерального секретаря ООН. Предварительно перевод письма на русский язык осуществляют студенты, участвующие в Модели.

Тематика модели объявляется заранее. Работа в рамках «Модели ООН» предусматривает, что каждый из участников представляет не себя лично, а определенную страну. Это предполагает не только соблюдение процедурных норм и правил составления документов, но и знание внутренней и внешней политики представляемой страны, ее приоритетов на международной арене. В некоторых случаях модель проводится в учебное время в качестве завершающего этапа работы над изученным материалом. Прошедшая в апреле 2018 г. «Модель ШОС» была посвящена борьбе с терроризмом в Центральной Азии. На заседании глав делегаций государств-членов Шанхайской организации сотрудничества студенты изложили позиции участников и представили к обсуждению проект итогового документа. После оживленных дебатов, в ходе которых в документ были внесены изменения и дополнения, состоялось голосование и была принята Совместная декларация о противодействии терроризму в Центральной Азии.

Подобного рода деловые игры моделируют работу реально существующих международных организаций и дают возможность будущим специалистам-международникам почувствовать себя представителями профессионального сообщества, решающими серьезные международные проблемы, оценить свои силы и соотнести уровень готовности работать в команде, использовать, при необходимости, лидерские качества, принимать решения, осуществлять межкультурную коммуникацию с требованиями конкретной профессиональной ситуации.

При подготовке к приему делегации или к зарубежной командировке может возникнуть необходимость составления политического портрета. А. В. Торкунов отмечает, что в работе дипломатических представительств регулярно возникает необходимость составления характеристики на того или иного политического или общественного деятеля (политического портрета) или на главу деле-

гации - особенно при подготовке визитов и/или встречи делегаций. Для сотрудников центрального аппарата этот вид работы также является неотъемлемой составляющей повседневной работы в связи со сменой политических лидеров и членов их команд в результате выборов, отставкой членов кабинета министров, советников руководителей государства и т.п. «Кроме биографических сведений на интересующее лицо в политической характеристике должны присутствовать в первую очередь мировоззренческие позиции, политические взгляды и ценностные ориентации фигуранта, роль, место и влияние в политическом истэблишменте страны, сильные и уязвимые стороны его как политического или государственного деятеля, особенности характера» [6, с. 247-248]. Развивая эту мысль, В. И. Попов отмечает важность внесения в политический портрет дополнительных сведений об описываемом лице, отличающем его от прочих лиц, например, вегетарианство, принадлежность к той или иной конфессии и т.д. [7, с. 449-450].

Идея использования задания «составление политического портрета» в рамках курса «Информационно-аналитическая работа в загранпредстави-тельстве» принадлежит профессору Ю.В. Дубинину (советскому и российскому дипломату, Чрезвычайному и полномочному Послу, постоянному представителю СССР при ООН, послу СССР и России в Испании, Франции, США, Украине). Экспериментальное обучение подтвердило возможность применения задания в смежной области, в рамках дисциплин «Деловые культуры» (факультет МО) и основы межкультурной коммуникации (факультет Международной журналистики) с расширением диапазона личностных характеристик за счет регионально-страновой специфики и культурно-поведенческих императивов представителей разных типов культур.

Рассмотрим виды внеаудиторной деятельности, требующие педагогического сопровождения и способствующие формированию профессиональной идентичности студентов-международников. Одной из наиболее эффективных форм вовлечения студентов в научно-проектную деятельность является студенческая научно-практическая конференция. Конференция дает возможность студентам почувствовать причастность к избранной профессии через подготовку собственных аналитических материалов по темам, непосредственно связанным с деятельностью специалистов международного профиля. Курирующие подготовку конференции преподаватели помогают студентам, особенно первокурсникам, преодолеть неуверенность в своих силах, сформулировать тему выступления, подобрать источники для подготовки доклада, структурировать его. Работа по подготовке, проведению и участию в конференциях формирует следующие профессионально значимые компетенции:

> в соответствии с ФГОС ВО (3++)

• «командная работа и лидерство»: УК-3 - способность «осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде» [8];

• «межкультурное взаимодействие» [8]: УК-5 -способность «воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах»;

• «профессиональная коммуникация на государственном языке Российской Федерации и ино-странном(ых) языке(ах)» [8]: ОПК-1 - способность «осуществлять эффективную коммуникацию в мультикультурной профессиональной среде на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) на основе применения понятийного аппарата по профилю деятельности» [8];

• «применение информационно-коммуникационных технологий»: ОПК-2 - способность «применять информационно-коммуникационные технологии и программные средства для решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры и требований информационной безопасности» [8].

> в соответствии с ОС ВО МГИМО МИД России

• ОК-4 - способность «к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия» [9];

• ОК-5 - способность «работать в коллективе, в том числе, с международным составом участников, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия» [9];

• ПК-10 - способность «использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии» [9].

Таким образом, можно сделать вывод, что организационно-педагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов-международников зависят от продуманного отбора дисциплин, профессионализма преподавателей, эффективного использования активных педагогических технологий и педагогического сопровождения внеаудиторной деятельности.

Литература

1. Манузина Е.Б. Педагогическое сопровождение студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования // Вестник ТГПУ. - 2011. - Выпуск № 1 (103). - С. 109112.

2. Molinero A. D. & Pereira R. C. Professional Identity Construction in Higher Education: A Conceptual Framework of the Influencing Factors and Research Agenda // International Journal of Social, Behavioral, Educational, Economic, Business and Industrial Engineering. Vol: 7. No: 6, 2013. URL: http://waet.org/publications/1261/professional-identity-construction-in-higher-education-a-conceptual-framework-of-the-influencing-factors-and-research-agenda (дата обращения: 03.05.2019).

3. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг / Л.Б. Шнейдер. - Москва - Воронеж, 2003. - 600 с.

4. Родичкина И.И. Условия развития профессиональной идентичности в вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 88. - С. 226-229.

5. Образовательный стандарт высшего образования МГИМО МИД России. Направление подготовки 45.03.05. «Международные отношения». Уровень «Бакалавриат». URL: https://mgimo.ru/sveden/eduStandarts/sos-MO-barchelor.pdf (дата обращения: 03.05.2019).

6. Дипломатическая служба: Учебное пособие / Под ред. А. В. Торкунова, А. Н. Панова. - М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2014. - 352 с.

7. Попов В. И. Современная дипломатия. Теория и практика. Курс лекций. Часть 1. Дипломатия - наука и искусство / ДА МИД РФ. - М.: Научная книга, 2000. - 576 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 июня 2017 года № 555. URL: http://fgosvo.m/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak /410305_B_3_07072017.pdf (дата обращения: 03.05.2019).

9. Образовательный стандарт высшего образования МГИМО МИД России. Направление подготовки 38.03.01. «Экономика». Уровень «Бакалавриат». URL: https://mgimo.ru/sveden/eduStandarts/380301_sos-economy-bachelor.pdf (дата обращения: 03.05.2019).

10. Данько О.А., Мидова В.О., Минасян Е.Т. Знаково-контекстная модель обучения как концептуальная основа совершенствования языковой компетенций студентов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2018.№ 6-2. С. 98-101.

11. Адасова Я.Б. Тематика современного телеинтервью. Переход из масс-медиального дискурса в дискурс экзистенциальных ценностей // В сборнике: Актуальные проблемы общей теории языка, перевода, межкультурной коммуникации и методики преподавания иностранных языков сборник статей по материалам межрегиональной научно-практической конференции. Центр гуманитарной подготовки РЭУ им. Г. В. Плеханова. Саранск, 2019. С. 75-79.

12. Путиловская Т.С. Уровневость как один из принципов формирования иноязычной коммуникативной компетенции // Актуальные проблемы управления - 2015 Материалы 20-й Международной научно-практической конференции. 2015. С. 231-236.

13. Путиловская Т.С. Принципы разработки контрольных измерительных материалов для оценки речевых и языковых навыков // Вестник университета. 2012. № 8. С. 270-275.

Organizational and Pedagogic Background of Building Professional Identity of International Relations Students

о О и n m S m

О m n m й А

S £ m О

x О m

О Dl n А ы о m А X

s m

Karpov V.V.

Moscow State Institute of International Relations (University) The article aims at revealing the role of organizational and pedagogic background in building professional identity of International Relations (IR) students. On the basis of surveying first-year students at Moscow State Institute of International Relations (MGIMO-University), the author defines the degree of students' satisfaction with the opportunities provided by the university, identifies problem areas in organizing education process and pedagogic support. Analysis shows the relevance of using active education technologies and practically-oriented tasks as well as pedagogic support of extra-curriculum activities in building professional identity of IR students. Keywords: professional identity, International Relations (IR) students, surveying, role-plays, practically-oriented tasks, pedagogic support. References

1. Manuzina E.B. Pedagogical support of students in educational

institutions of higher professional education // Vestnik TSPU. -2011. - Issue No. 1 (103). - S. 109-112.

2. Molinero A. D. & Pereira R. C. Professional Identity Construction

in Higher Education: A Conceptual Framework of the Influencing Factors and Research Agenda // International Journal of Social, Behavioral, Educational, Economic, Business and Industrial Engineering. Vol: 7. No: 6, 2013. URL: http://waet.org/publications/1261/professional-identity-construction-in-higher-education-a-conceptual-framework-of-the-influencing-factors- and-research-agenda (circulation date: 05/03/2019).

3. Schneider LB Professional identity: theory, experiment, training /

LB Schneider - Moscow - Voronezh, 2003 .-- 600 p.

4. Rodichkina I.I. Conditions for the development of professional

identity at the university // Bulletin of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen. - 2008. - No. 88. - S. 226-229.

5. The educational standard of higher education MGIMO MFA of

Russia. Direction of preparation is 03.03.05. "International relationships". Undergraduate level. URL: https://mgimo.ru/sveden/eduStandarts/sos-MO-barchelor.pdf (accessed 03.05.2019).

6. Diplomatic service: Textbook / Ed. A.V. Torkunova, A.N. Panova.

- M .: Publishing house "Aspect Press", 2014. - 352 p.

7. Popov V. I. Modern diplomacy. Theory and practice. Lecture course. Part 1. Diplomacy - science and art / DA Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. - M .: Scientific book, 2000 .-- 576 p.

8. Federal state educational standard of higher education - under-

graduate in the direction of preparation 41.03.05 International relations. Approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated June 15, 2017 No. 555. URL:

http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/410305_ B_3_07072017.pdf (accessed: 03.05.2019).

9. The educational standard of higher education MGIMO-MFA of

Russia. Direction of training is 38.03.01. "Economy". Undergraduate level. URL: https://mgimo.ru/sveden/eduStandarts/380301_sos-economy-bachelor.pdf (accessed 03.05.2019).

10. Danko O.A., Midova V.O., Minasyan E.T. Sign-contextual model of teaching as a conceptual basis for improving students' linguistic competencies // Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Humanities. 2018.No 6-2. S. 98101.

11. Adasova Ya.B. Subjects of a modern television interview. The transition from mass-media discourse to the discourse of existential values // In the collection: Actual problems of the general theory of language, translation, intercultural communication and methods of teaching foreign languages, a collection of articles based on materials of an interregional scientific and practical conference. Center for Humanitarian Training G.V. Plekhanov. Saransk, 2019.S. 75-79.

12. Putilovskaya T.S. Leveling as one of the principles of the formation of foreign language communicative competence // Actual problems of management - 2015 Materials of the 20th International Scientific and Practical Conference. 2015.S. 231-236.

13. Putilovskaya T.S. Principles of developing control measuring materials for assessing speech and language skills // University Herald. 2012. No. 8. S. 270-275.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

e w

00 ei Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.