Формирование профессиональной идентичности студентов-международников
Карпов Валерий Валерьевич,
аспирант, кафедра педагогики и психологии, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России. valerian7@yandex.ru
Формирование профессиональной идентичности является одной из задач подготовки студентов в вузах и на факультетах международного профиля. Автор рассматривает существующие определения понятия «профессиональная идентичность» и предлагает собственное определение применительно к обозначенному направлению подготовки. В результате анализа организационно-педагогических условий выявлены пять видов факторов, влияющих на формирование профессиональной идентичности студентов-международников: социально-психологические, организационно-педагогические, социолингвистические, информационно-средовые, мотивационные. Ключевые слова: профессиональная идентичность, специалист-международник, дипломат, факторы, прогнозирование, компетенции.
о
Е
£
СП
0
(Ч
!■«
01 г
Формирование профессиональной идентичности будущих специалистов является одной из задач вуза. Понятие «профессиональная идентичность» часто ассоциируется с профессиональной пригодностью, образом «Я» в самосознании в связи с профессиональным самоопределением. Многими исследователями профессиональная идентичность характеризуется в качестве основного показателя профессионального развития личности. «Формирование профессиональной идентичности является сложным процессом, который происходит через профессионализацию, через становление профессионала» [1] в процессе профессионального становления личности. У студентов вузов международного профиля отмечается высокая мотивация к обучению, что обусловлено ста-тусностью профессии международника, уверенностью в дальнейшем трудоустройстве и интересной, хорошо оплачиваемой работе. При получения высшего образования студентами университетов, в качестве основных влияющих факторов и условий формирования профессиональной идентичности выступают личностные качества обучающихся и образовательная среда вуза. Формированию профессиональной идентичности способствует активная деятельность самого студента в процессе обучения в вузе, где студенты могут оценивать полученные знания и навыки с требованиями выбранной профессии. Именно в этот период наиболее полно происходит интенсивное достижение личностью своей идентичности, своего образа «Я», в том числе профессионального.
Анализ психолого-педагогической литературы выявил различные позиции ученых по определению понятия «идентичности»: практически не существует единого подхода в определении профессиональной идентичности, т.к. исследователи вкладывают свой смысл в формулирование данного понятия. Л. Б. Шнейдер под профессиональной идентичностью понимает реализацию личностной и социальной идентичности в профессиональной сфере; по её определению профессиональная идентичность представляет собой профессиональное самоопределение личности через образ «Я», это психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной профессии и определенному профессиональному сообществу [2, а 48]. Некоторые исследователи рассматривают профессиональную идентичность как часть профессионального само-
определения и профессионального развития (К. А. Альбуханова-Славская, Л. М. Митина, Н. С. Пряж-ников и др.), а, по мнению Ю. П. Поварёнкова - это один из критериев профессионализма специалиста. Е. В. Воевода к основным факторам, влияющими на формирование профессиональной идентичности студентов-международников, относит языковую подготовку, коммуникабельность студентов, а также связывает вопросы идентичности с необходимостью поисков новых направлений подготовки студентов-международников преподавателями вузов [3, с. 298].
Исходя из вышесказанного, мы можем определить профессиональную идентичность студента-международника как психолого-педагогическую категорию, отражающую осознание индивидом принадлежности к профессиональному сообществу специалистов международного профиля и формирующуюся под влиянием социально-психологических, организационно-педагогических, социолингвистических, информационно-средовых и мотивационных факторов.
Формирование профессиональной идентичности будущего студента-международника неразрывно связано с освоением специальных дисциплин и формированием необходимого набора профессионально значимых компетенций, определенных в образовательных стандартах, основных и рабочих образовательных программах. Предполагается, что специалисты-
международники должны обладать широким спектром знаний в области экономики, международного права, кризисного управления, публичной дипломатии, экологических проблем и другими. Многие из этих требований учитываются в перечне дисциплин, формируемых кафедрами МГИМО, с акцентом на практическую составляющую. Современный этап подготовки дипломатических кадров и специалистов-международников предполагает тесное взаимодействие образовательных и специальных учреждений, сочетание в учебном процессе формирования теоретических и практических навыков студентов, активизацию обмена опытом работы с зарубежными образовательными центрами и отдельными специалистами.
Важную роль в функционировании дипломатической службы играет прогнозирование, которое является одной из основных составляющих дипломатической деятельности. В связи с этим, студентам, обучающимся по направлениям подготовки «Международные отношения», «Политология», «Государственное управление» предлагаются курсы по теории анализа и прогнозированию. Рассмотрим основные понятия такого направления как прогнозирование. Прежде всего, используемые для анализа данные подразделяются на первичные и вторичные: если к первым можно отнести официальные источники (документы, заявления и выступления официальных лиц, брифинги МИД и других организаций и др.), то другие - это статистические материалы, научные исследования, публикации в СМИ.
Категории прогнозов можно различать как глобальные, так и стратегические. Для дипломатиче-
ской службы более практичным является стратегическое прогнозирование, в процессе которого дипломаты в стране пребывания должны определять цели и задачи государственной политики местного правительства на ближайшую и долгосрочную перспективу, прогнозировать развитие различных сфер деятельности, в том числе финансовой, оборонной, социальной. В многочисленных документах и директивах МИД стратегическое прогнозирование определено как одно из главных частей служебных полномочий сотрудников департаментов и загранучреждений МИД России. Но при этом в повседневной работе дипломатов необходимо уделять должное внимание и оперативному прогнозированию, используя для этого достоверные материалы (внутренние и секретные материалы, при условии их получения легальными путями). Как свидетельствует практика и опыт работы, описанный в многочисленных мемуарах российских дипломатов (Дубинин, и др.) качество прогнозов, представляемых в МИД загранучреждениями МИД России, оценивается оперативностью их направления и объективностью прогноза. При этом обращается внимание и на оформление документов: излагается суть, исключается многословие и научность приводимых терминов, краткость приводимых цифровых данных и описание фактов и др.
В служебной деятельности практически каждый дипломатический работник участвует в подготовке, проведению переговоров на разных уровнях, в том числе самостоятельно. Основой для подготовки к таким переговорам являются полученные из Центра инструкции и директивы. Однако, учитывая разнообразие вопросов, рассматриваемых в ходе переговоров, дипломат должен быть универсалом, готовым к проведению диалогов на любом уровне. Руководствоваться при этом необходимо и таким постулатом: «Без дипломатии за письменным столом нет и дипломатии за столом переговоров» [4, с. 35].
К дисциплинам, формирующим профессиональную идентичность специалиста-международника можно относить такой учебный курс как «Переговорные комплексы XXI века: теория и практика», который сосредоточен на организации аналитических практикумов и проведении студентами имитации переговорного процесса по одной из актуальных проблем. Автором курса «Информационно-аналитическая работа в загра-нучреждениях» Н. С. Леоновым изложены основы организации государственной работы по сбору и анализу внешнеполитической информации и изложены проблемы организации информационно-разъяснительной работы за рубежом [5]. В последующем исследованием данной темы продолжено Б. М. Семёновым и В. П. Тереховым, основной упор которыми был акцентирован на подаче оперативной и адекватной информации в кризисных ситуациях, аналитической обработке собранной информации (в том числе, с использованием цифровых технологий), готовить соответствующие выводы и прогнозировать развитие событий с формулировкой предложений Центру.
о о ш и т
г
т
О т э т й А
X £ т
О
х О т
0
01 и А ы О ш А X X т
0
(Ч
!■«
01 г
По мнению ректора МГИМО академика А. В. Торкунова, на сегодня нет такого учебного пособия, которое содержало бы воедино слитые реги-оноведческие, филологические знания, дипломатические компетенции и коммуникативистику [6, с. 9]. Отчасти это компенсируют курсы по дисциплинам «Основы межкультурной коммуникации», читаемые на факультетах Международной журналистики и Международных экономических отношений, а также «Деловые культуры» - на факультете Международных отношений, однако последний представляет собой укороченный вариант первого и рассчитан всего на 18 лекционных академических часов. При этом ФГОС ВО 3++ по направлениям подготовки «Международные отношения» и «Зарубежное регионоведение» предусматривает формирование способности «осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном (ых) языке (ах)» [7] (УК-4), способность «воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах» [7] (УК-5), способность «осуществлять эффективную коммуникацию в мультикультурной профессиональной среде на государственном языке Российской Федерации и иностранном (ых) языке (ах) на основе понятийного аппарата по профилю деятельности» [7] (ОПК-1). Для более эффективного усвоения знаний по направлению подготовки «Международные отношения» необходимо развивать интегрированное обучение, с подачей материала в согласовании с другими направлениями и родственными учебными предметами.
С целью повышения качества подготовки и профессионального уровня кадров для дипломатической службы функционируют так называемый дипломатический модуль и магистерская программа «Дипломатия и дипломатическая служба». Согласно решению Коллегии МИД России, с 2007 года МГИМО проводит ежегодные «Дипломатические модули», участие в которых принимают студенты старших курсов. Основной целью мероприятий определено развитие у студентов, которые ориентируются на работу в качестве будущих дипломатов, профессиональных качеств, способствующих успешной работе в системе МИД России.
Кроме лекций, которые читают руководящие работники министерства, дипломатического корпуса в России, международные эксперты и видные ученые, слушателям предлагаются мастер-классы, круглые столы, ситуационные анализы, форсайт, дискуссии в различных форматах и т.д. Это позволяет формировать у слушателей основы профессионального понимания формирования новой многополярной системы международных отношений, места и роли в ней России и содействию развитию у студентов компетенций, которые будут успешно применены в практической работе в МИД РФ.
В МГИМО также читается учебный спецкурс «Фактор личности в дипломатической практике», к изложению которого привлекаются известные ди-
пломаты России. На конкретных примерах, с учетом истории дипломатии анализируются качества и профессиональные компетенции дипломатических кадров (например, при выполнении задания по подготовке политического портрета известного общественного или политического деятеля).
Немаловажное значение для подготовки будущих дипломатов и специалистов-международников имеет прохождение стажировок, прохождение ознакомительной и производственной практики на будущих рабочих местах. С этой целью в программах подготовки студентов необходимо предусматривать руководство опытных специалистов и защиту итогов прохождения практики на кафедрах. Важно при этом учесть возможность более полного ознакомления обучающихся с нормативно-правовыми документами как государственных органов, так и бизнес-структур, будущими должностными обязанностями, что будет способствовать компетентности студентов.
Высокая ответственность специалистов-международников, осуществляющих свою профессиональную деятельность в государственных структурах международного уровня, бизнес-структурах, работающих на международных рынках, предъявляют к ним повышенные требования по овладению иностранными языками. Имеется необходимость более глубокого изучения иностранных языков специальности, географии, истории, быта изучаемых языков стран пребывания. Особую важность приобретает возможность работы с документами международного характера, что требует такого уровня владения иностранными языками в сфере профессиональной деятельности, который помогает избежать смысловых ошибок, способных нанести ущерб государственным интересам.
К основным параметрам качественной подготовки специалистов-международников и будущих дипломатов можно отнести функционирование двухуровневого цикла обучения по международным отношениям, в программу которого необходимо включать, наряду с другими дисциплинами, углубленное изучение экономической теории, процессов формирования и принятия внутри- и внешнеэкономических решений, не менее двух иностранных языков, истории международных отношений, мировой финансовой и торговой систем, методологии прикладного политического анализа и глубокое изучение одного из регионов мира.
Кроме того, в программах подготовки таких специалистов необходимо учитывать наличие профилей специализации по политологии, экономике, финансам, зарубежному регионоведению, международной безопасности и торговле, содействию международному развитию.
Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональная идентичность студента-международника формируется под влиянием следующих факторов:
• социально-психологических, к которым относятся формирование личностных качеств, готовности к профессиональным ограничениям и тендерному дисбалансу, патриотическое воспитание;
• организационно-педагогических, к которым относятся преподавание профильных учебных дисциплин, проведение мастер-классов, применение современных педагогических технологий, в том числе, в рамках внеаудиторной деятельности, передача опыта от преподавателей, имеющих навык практической работы;
• социолингвистических, к которым относятся профессиональная языковая и лингвострановед-ческая подготовка, подготовка к межкультурной коммуникации;
• информационно-средовых, к которым относятся использование цифровых технологий, передача профессионального опыта, научно-проектная деятельность, прохождение ознакомительной и производственной практики в государственных, международных и бизнес-структурах;
• мотивационных, к которым относится перспектива получения статусной, хорошо оплачиваемой интересной работы.
Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что направления повышения качества подготовки специалистов-международников, особенно будущих российских дипломатов, должны постоянно совершенствоваться.
Литература
1. Звонковская Т.Ю. Формирование профессиональной идентичности студентов в вузе как психолого-педагогическая проблема // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2016. - № 2. - С. 67-76.
2. Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. - М.: МПСИ, 2007. - 128 с.
3. Воевода Е. В. Подготовка современных специалистов-международников: осмысление новой парадигмы / Е.В. Воевода // Вестник МГИМО-Университета. - 2014. - № 1 (34) - С. 296-301.
4. Ковалев А. Н. Азбука дипломатии. - М.: Международные отношения, 1993. - 237 с.
5. Леонов Н. С. Информационно-аналитическая работа в загранучреждениях. - М.: Международные отношения, 1996. - 224 с.
6. Торкунов А.В. Создание университетов мирового уровня // Вестник МГИМО-Университета. -2013. - № 2 (29). - С. 7-11.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 июня 2017 года № 555. URL: l^ttp://fgosvo.ш/uploadfПes/FGOS%20VO%203++/Bak /410305_B_3_07072017.pdf (Дата обращения: 01.06.2019.)
8. Путиловская Т.С. Овладение иностранным языком в современной парадигме нелингвистического образования // В сборнике: Лингвокультурное
образование в системе вузовской подготовки бакалавров и магистров. Москва, 2018. С. 39-52.
9. Shkurkin D.V., Shevchenko E.V., Egorova E.A., Kobersy I.S., Midova V.O. The evolution of characteristics of gender stereotypes in modern advertising as a reflection of consumer demand // Pertanika Journal of Social Sciences and Humanities. 2017. Т. 25. № July. С. 179-194.
10. Данько О.А., Мидова В.О., Минасян Е.Т. Знаково-контекстная модель обучения как концептуальная основа совершенствования языковой компетенций студентов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2018.№ 6-2. С. 98-101.
Building Professional Identity of International Relations
Students Karpov V.V.
Moscow State Institute of International Relations (University),
Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation Building professional identity is one of the objectives in educating university students at the faculties of international relations. The author studies the existing definitions of 'professional identity' and offers his own original definition of the concept under consideration. As a result of analyzing organizational and pedagogic background the following five factors influencing the building of professional identity of IR students are defined: socio-psychological, organizational and pedagogic, socio-linguistic, informational and environmental, motivational. Keywords: professional identity, international relations specialist,
diplomat, factors, forecasting. References
1. Zvonkovskaya T.Yu. Formation of professional identity of students in high school as a psychological and pedagogical problem // Moscow University Bulletin. Series 20. Pedagogical education. 2016. - № 2. - p. 67-76.
2. Schneider L. B. Personal, gender and professional identity: theory and methods of diagnosis. - M .: MPSI, 2007. - 128 p.
3. Voyevoda Ye.V. Training of modern specialists in international
affairs: understanding the new paradigm / Ye.V. Voevoda // Bulletin of MGIMO-University. - 2014. - № 1 (34) - p. 296-301.
4. Kovalev A. N. The alphabet of diplomacy. - M .: International
Relations, 1993. - 237 p.
5. Leonov N. S. Informational and analytical work in foreign institutions. - M .: International relations, 1996. - 224 p.
6. Torkunov A.V. Creating world-class universities // Bulletin of
MGIMO-University. - 2013. - № 2 (29). - p. 7-11.
7. Federal State Educational Standard of Higher Education -Bachelor's degree in training 41.03.05 International Relations. Approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated June 15, 2017 No. 555. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/410305_ B_3_07072017.pdf
8. Putilovskaya T.S. Mastering a foreign language in the modern
paradigm of non-linguistic education // In the collection: Linguistic and cultural education in the system of university training of bachelors and masters. Moscow, 2018.S. 39-52.
9. Shkurkin D.V., Shevchenko E.V., Egorova E.A., Kobersy I.S.,
Midova V.O. The evolution of characteristics of gender stereotypes in modern advertising as a reflection of consumer demand // Pertanika Journal of Social Sciences and Humanities. 2017.Vol. 25. No. July. S. 179-194.
10. Danko O.A., Midova V.O., Minasyan E.T. Sign-contextual model of teaching as a conceptual basis for improving students' linguistic competencies // Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Humanities. 2018.No 6-2. S. 98101.
o о и n m S m
О m э m й А
S £ m О
x О m
0
01 и А ы О и А X
s m