Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченко Маргарита Борисовна, Хвалебо Галина Васильевна, Сыроваткина Ирина Анатольевна

Интенсивность развития и модернизации современной экономики требует конкурентоспособных специалистов, обладающих организаторскими способностями, выдержкой, умением объединить коллектив, что обуславливает изменения в подготовке будущих специалистов. Профессионально-прикладная направленность образовательного процесса через физическое воспитание будет способствовать приобретению студентами психической и социальной готовности к успешной профессиональной деятельности и формирование, необходимых для этого компетенций. Улучшение качества профессионально-прикладной педагогической подготовленности будущих учителей через совершенствование образовательного процесса по физическому воспитанию, позволяет решить поставленную проблему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савченко Маргарита Борисовна, Хвалебо Галина Васильевна, Сыроваткина Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL CULTURE BY MEANS OF PHYSICAL EDUCATION AMONG STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The intensity of development and modernization of the modern economy requires competitive specialists with organizational skills, endurance, the ability to unite the team, which causes changes in the training of future specialists. The professional and applied orientation of the educational process through physical education will contribute to the acquisition by students of the mental and social readiness for successful professional activity and formation of the necessary competencies for this. Improving the quality of the professional and applied pedagogical readiness of future teachers through the improvement of the educational process in physical education allows us to solve the problem.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

педагогов, молодых ученых. Сборник трудов XI Международной научной конференции. - Шуя, 2018. - С. 112-113.

3. Кедров Б.М. Проблемы логики и методологии науки / Б.М. Кедров. - Москва : Наука, 1990. - 345 с.

4. Прытков В.П. Генезис научных проблем / В.П. Прытков // European social science journal. - 2013. - № 8-1 (35). - С. 8-14.

5. Светлов В.М. История научного метода : учебное пособие / В.М. Светлов. - Москва : Академический Проект, 2008. - 699 с.

REFERENCES

1. Achkasov, E., Volodina, K. and Runenko, S. (2018), The basics of Nordic walking, Sechenov University, Moscow.

2. Isaeva, D. and Sokolova, V. (2018), "Physical rehabilitation of elderly stroke survivors by Nordic walking", Shuya session of students, graduate students, teachers, young scientists, proceedings of the 11th International Scientific Conference, Shuya, pp. 112-113.

3. Kedrov, B.M. (1990), Problems of logic and methodology of science, Science, Moscow.

4. Prytkov, V.P. (2013), "The genesis of scientific problems", European social science journal, No. 8-1 (35), pp. 8-14.

5. Svetlov, V.M. (2008), History of the scientific method, Academic Project, Moscow.

Контактная информация: r-ryndina@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.08.2021

УДК 796.011.3

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Маргарита Борисовна Савченко, кандидат педагогических наук, доцент, Галина Васильевна Хвалебо, доцент, Ирина Анатольевна Сыроваткина, доцент, Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета, Таганрог

Аннотация

Интенсивность развития и модернизации современной экономики требует конкурентоспособных специалистов, обладающих организаторскими способностями, выдержкой, умением объединить коллектив, что обуславливает изменения в подготовке будущих специалистов. Профессионально-прикладная направленность образовательного процесса через физическое воспитание будет способствовать приобретению студентами психической и социальной готовности к успешной профессиональной деятельности и формирование, необходимых для этого компетенций. Улучшение качества профессионально-прикладной педагогической подготовленности будущих учителей через совершенствование образовательного процесса по физическому воспитанию, позволяет решить поставленную проблему.

Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, образовательный процесс, профессионально-прикладная физическая подготовка, профессиональная педагогическая культура, педагогические технологии, культура здоровья, здоровый образ жизни.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p263-268

FORMATION OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL CULTURE BY MEANS OF

PHYSICAL EDUCATION AMONG STUDENTS OF THE PEDAGOGICAL

UNIVERSITY

Margarita Borisovna Savchenko, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Irina Anatolyevna Syrovatkina, the senior lecturer, Galina Vasilyevna Khvalebo, the senior lectur-

er, Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch) of Rostov state economic university,

Taganrog

Abstract

The intensity of development and modernization of the modern economy requires competitive specialists with organizational skills, endurance, the ability to unite the team, which causes changes in the training of future specialists. The professional and applied orientation of the educational process through physical education will contribute to the acquisition by students of the mental and social readiness for successful professional activity and formation of the necessary competencies for this. Improving the quality of the professional and applied pedagogical readiness of future teachers through the improvement of the educational process in physical education allows us to solve the problem.

Keywords: physical culture, physical education, educational process, professionally applied physical training, professional pedagogical culture, pedagogical technologies, health culture, healthy lifestyle.

В настоящее время Российское государство, развивая и модернизируя экономику, стремится вовлечь в этот процесс как можно большее количество специалистов, имеющих высшее образование. При этом меняются подходы к содержанию образования. Содержание высшего образования должно быть ориентировано на создание условий для самоопределения личности, формирование специальных, личностных, психологических и социальных компетентностных подходов с целью проведения эффективной профессиональной деятельности. Такую деятельность могут осуществлять только специалисты, имеющие универсальный кругозор, способные объемно мыслить, различать многоплановость проявления профессиональных и социальных спектров окружающей действительности и формируя целостную модель мира [2, 4].

Основной особенностью развития современного государства является наличие профессиональной мобильности и повышение уровня конкурентоспособности специалистов, что должно обеспечиваться совершенствованием содержания высшего специального образования. Необходима разработка и утверждение инновационной концепции профессиональной подготовки специалистов, что позволит сформулировать современные принципы модернизации профессионального образования. Для этого потребуется создание профессионально ориентированной модели образовательного процесса, с использованием инновационных педагогических технологий, способных объединить обучение, воспитание и развитие будущего специалиста.

Современные требования к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования опираются на компетент-ностные подходы. Применение их в образовательном процессе педагогического вуза должно быть направлено на формирование у будущих специалистов компетенций, которые в дальнейшем помогут выпускнику в его профессионально-педагогической деятельности.

Таким образом, современный образовательный процесс в вузе должен быть направлен на создание у студентов системы умственных, практических, культурных и нравственных маркеров, которые помогут ему самостоятельно ориентироваться в увеличивающемся объеме научной, методической и учебной информации, умело адаптироваться и критически оценивать результаты экономических, социальных и производственных ситуаций или их последствий [1, 3, 5]. Это, еще связано с тем, что проведение в России социально-экономических и политических реформ, требует привлечения высококвалифицированных специалистов-профессионалов в различных отраслях знаний. И прежде всего, необходимы школьные учителя, педагоги, работающие в системе высшей школы, совместная деятельность которых будет направлена на подготовку современных образованных молодых людей и специалистов, имеющих профессиональное высшее образование и способных выдержать конкуренцию на современном рынке труда.

Подготовкой таких специалистов призваны заниматься педагогические вузы, готовящие школьных учителей по различным предметам. Существует достаточно сложная и

противоречивая проблема воспитания и становления личности молодого человека. Это связано с отсутствием единых подходов в воспитании школьников и студенческой молодежи, а также взаимосвязи между образовательной деятельностью школы и вуза.

На нынешнем этапе развития образования в России актуальной является разработка культурологической платформы в педагогике высшей школы, которая изменит имеющиеся представления о подготовке будущих специалистов. Результатом должно стать формирование профессиональной культуры специалиста на основе системного подхода, объединяющего интеллектуальные, исследовательские, технологические, профессиональные, физические, культурологические факторы. Это позволит сформировать культурологическую образовательную среду, в которой будет осуществляться формирование целостной профессиональной культуры студента [1, 3].

Говоря об особенностях профессиональной подготовки педагогов, будущих учителей, следует иметь в виду формирование профессиональной педагогической культуры, составной частью которой является, в том числе и физическая культура. Поэтому реализация профессионально-прикладной направленности образования через процесс физического воспитания, может способствовать формированию физической культуры личности и культуры здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, применение физического воспитания в работе со студентами педагогических вузов является, на наш взгляд, необходимым и эффективным средством, использование которого позволит улучшить качество профессионально-прикладной подготовленности педагогических кадров.

Период обучения в вузе характеризуется высоким уровнем умственных нагрузок и закономерным снижением двигательной активности студенческой молодежи. При этом большая часть студенчества не считает физическую культуру реальным средством повышения показателей физической подготовленности, поддержания и укрепления состояния здоровья.

В процессе физического воспитания, предполагающем спортивно-массовую, физкультурно-оздоровительную работу и проведение организованной теоретической и методической деятельности, направленной на формирование у студентов культуры здоровья принимают участие всего около 25% студентов. Это только малая часть студенчества, поэтому необходимо внесение изменений в процесс физического воспитания.

Организация физического воспитания в педагогическом вузе должны быть направлены на развитие и совершенствование психофизических способностей; приобретение знаний, методов, двигательных умений и навыков, направленных на сохранение и укрепление здоровья; приобретение психической и социальной готовности к успешной профессиональной деятельности и формирование, необходимых для этого компетенций [5].

При организации процесса по физическому воспитанию в педагогическом вузе кафедрам физической культуры следует руководствоваться состоянием здоровья и уровнем физической подготовленности студентов. Современные студенты в большинстве своем, обладают ослабленным здоровьем или имеют различные хронические заболевания. Среди которых преобладают болезни опорно-двигательного аппарата (16%), сердечнососудистые (15,3%), пищеварительной системы (7,1%) и органов зрения (14,3%). Часть студентов имеет избыточный вес (13%). Неуклонно снижается количество студентов, отнесенных к основной и подготовительной медицинским группам (60,5%). Увеличивается число студентов специальной медицинской группы (39,5%) и полностью освобожденных от практических занятий физической культурой.

Это говорит о том, что студенты по показателям здоровья являются весьма разнородным контингентом. Поэтому организация процесса по физическому воспитанию должна носить индивидуально-дифференцированный характер.

Несомненно, что основной причиной неудовлетворительного состояния здоровья студентов является их низкая двигательная активность. При необходимом количестве

движений не менее 18000-20000 локомоций в сутки и 30% высокой двигательной активности от общей суммы движений, двигательная активность молодых людей явно не дотягивает до нормы [5].

Во многом, это связано с низкой эффективностью образовательного процесса по физической культуре. Недостаточность спортивной базы вынуждает проводить учебные занятия по физической культуре со студентами основной, подготовительной и специальной медицинской групп в одном спортивном зале, что существенно снижает эффективность учебных занятий и увеличивает вероятность травматизма.

Включение профессионально-прикладной физической подготовки в образовательный процесс по физическому воспитанию, при оптимальном его планировании и организации способно положительно повлиять на формирование у будущих педагогов системы взглядов на здоровый образ жизни, определить свое отношение к физической культуре и спорту. Овладение специальными знаниями, умениями и навыками по физическому воспитанию будет способствовать выработке познавательной и творческой активности, расширению профессионального кругозора. Результатом должно стать осмысление и понимание своей профессионально-педагогической готовности к педагогической деятельности и ответственности за воспитание подрастающего поколения.

Естественно, что средства профессионально-прикладной физической подготовки подбираются с учетом специфики будущей профессиональной деятельности студентов. Для педагогических специальностей рекомендуются определенные системы прикладных физических упражнений и видов спорта, таких как: различные виды беговых упражнений и бег, ходьба на лыжах, плавание, подвижные игры, атлетическая гимнастика, стретчинг, кроссфит, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика. «Физическая культура» как учебная дисциплина и процесс по физическому воспитанию, формируя и повышая уровень развития профессионально значимых качеств должны способствовать повышению общей работоспособности путем развития выносливости и силовых способностей, воспитывать коммуникативность, эмоциональную устойчивость, социальную и психологическую активность, организаторские способности студентов [6].

Организация и планирование образовательного процесса по физическому воспитанию в педагогическом вузе представляют собой структурированную, многовекторную образовательную профессиональную среду. В нее входит обязательное теоретическое и практическое изучение дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» с получением итогового зачета. А также участие студентов в спортивно-массовой, физкультурно-оздоровительной работе и общественной организационной деятельности по плану спортивного клуба и кафедры физической культуры педагогического вуза. При этом, участие в данного рода деятельности являются эффективным механизмом для осознанного саморазвития и самовоспитания студента, помогающего объединить в целое общественные интересы и индивидуальные потребности. Для достижения целей физического воспитания и совершенствования профессионально-прикладной физической подготовленности студентов необходимо решение ряда образовательных и оздоровительных задач, направленных на:

- повышение уровня физического развития и совершенствование двигательных способностей;

- укрепление и сохранение здоровья, профилактику его нарушений;

- гармоничное развитие функциональных систем и физиологических функций;

- на умение поддерживать в течение длительного времени высокий уровень общей работоспособности.

К тому же, образовательный процесс по физической культуре должен быть направлен на решение таких специальных задач как приобретение знаний научного, методического и практического характера по теории и методике физического воспитания, основам здорового образа жизни [3].

Помимо образовательных задач в процессе физического воспитания решаются общепедагогические и воспитательные задачи, направленные на формирование разносторонне развитой личности, обладающей профессионально-педагогической культурой, личностными качествами, позволяющими эффективно выполнять профессиональные и бытовые обязанности в повседневной жизни. Таким образом, физическая культура создает условия для эффективной учебно-профессиональной деятельности и является показателем профессиональной культуры будущего педагога-учителя [6].

Обобщение педагогических наблюдений и опыта практической работы по физическому воспитанию со студентами, обучающихся на факультетах, готовящих будущих учителей и педагогов дошкольного образования, подтвердило недостаточную профессионально-прикладную направленность процесса физического воспитания. В этой связи кафедрой физической культуры были разработаны методические и практические приемы, позволившие более эффективно реализовывать профессионально-прикладную физическую подготовку в учебном процессе по физическому воспитанию.

Для решения этих задач необходим высокий уровень профессионально-педагогической подготовки студентов, будущих учителей. Поэтому подготовка предусматривала приобретение студентами знаний по содержанию, целям, задачам и методам организации и обучения на физкультурных занятиях с детьми разного возраста; практических умений использовать средства физической культуры и спорта в учебной и физкультурно-оздоровительной работе, организовывать и проводить утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультминутки и физкультпаузы в режиме дня, оздоровительные мероприятия [2, 3].

Таким образом, процесс подготовки будущего учителя был направлен на всестороннее гармоническое развитие его личности и формирование профессиональной педагогической культуры, в том числе и средствами физического воспитания. Результатом профессионально-педагогической подготовки студента по итогам обучения в вузе может стало обретение современного, личностно ориентированного педагогического стиля общения, использующего в своей работе различные формы социальной активности, такие как педагогическая, организаторская, судейская, познавательная и т.д. А использование физического воспитания в педагогической работе учителя-предметника зачастую способствовало большему воздействию на обучающихся по сравнению с другими возможностями и свидетельствует о высоком уровне его физической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бунин В.Я. Методика специальной физической подготовки: метод. рекомендации к семинарам / В.Я. Бунин, В.П. Полянский, А.В. Животягина. - Москва : РГУФКСМиТ, 2015. - 20 с.

2. Быков Н.Д. Взгляд на современные технологические подходы и их компоненты в преподавании предмета «Физическая культура» / Н.Д. Быков, Г.В. Хвалебо, И.Г. Лебединская // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма. Научные труды XIV Международной научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону. 2011. - Том 2. - С. 316-331.

3. Липатов В.И. Профессионально-педагогическая направленность физического воспитания студентов педагогического вуза : дис. ... канд. пед. наук / Липатов Василий Иванович. -Москва, 2004. - 157 с.

4. Троянская С.Л. Развитие общекультурной компетентности студентов средствами музейной педагогики: на примере подготовки будущих педагогов : дис. ... канд. пед. наук / Троянская Светлана Леонидовна. - Ижевск, 2004. - 190 с.

5. Хвалебо Г.В. Современные требования к подготовке кадров в сфере физической культуры и спорта / Г.В. Хвалебо // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма. Научные труды XIII Международной научно-практической конференции - Ростов-на-Дону. 2010. - Том 2. - С. 331-333.

6. Черных З.Н. Физическая культура как фактор формирования готовности студентов к профессиональной педагогической деятельности / З.Н. Черных, Г.А. Степанова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2016. - № 3 (39). - URL:

http://scientific-notes.ru/#new-number?id=44 (дата обращения: 01.04.2021).

REFERENCES

1. Bunin, V.Ya., Polyansky V.P. and Zhitzhyagina A.V. (2015), Technique of special physical training: methodical recommendations for seminars, SCOLIPE, Moscow.

2. Bykov N.D., Khvalebo G.V. and Lebedinskaya I.G. (2011), "View of modern technological approaches and their components in teaching the subject "Physical culture", Innovative transformations in the field of physical culture, sports and tourism. Scientific works of the XIV International Scientific and Practical Conference, Rostov-on-Don, Vol. 2, рр. 316-331.

3. Lipatov, V.I. (2004), Vocational and pedagogical orientation ofphysical education of students of a pedagogical university, dissertation, Moscow.

4. Troyanskaya S.L. (2004), Development of general cultural competence of students by means of museum pedagogy: on the example of training future teachers, dissertation, Izhevsk..

5. Khvalebo G.V. (2010), "Modern requirements for training personnel in the field of physical culture and sports", Innovative transformations in physical culture, sports and tourism. Scientific works of the XIII International Scientific and Practical Conference, Rostov-on-Don, Vol. 2, pр. 33 -333.

6. Chernykh Z.N. and Stepanova G. A. (2016), "Physical culture as a factor in the formation of students' readiness for professional pedagogical activity", Scientific notes. Electronic scientific journal of Kursk State University, No. 3 (39), available at: http://scientific-notes.ru/#new-number?id=44.

Контактная информация: Gkhvalebo@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 22.08.2021

УДК 796.07

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПОЛНЕНИЯ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ

ДЕЛ

Виктор Анатольевич Серебрянников, кандидат педагогических наук, профессор, Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск

Аннотация

В статье акцентируется вопрос о необходимости определения концептуальных проблем, заложенных непосредственно в нормативных документах, регламентирующих процесс физической подготовки сотрудников органов внутренних дел в нашей стране. Одной из таких проблем, по мнению автора, является неправильно расставленные приоритеты методического обеспечения процесса формирования умений и навыков выполнения специальных двигательных действий. Эти умения и навыки должны быть базой для освоения более сложных приемов самозащиты, атаки и контратаки. Без устранения данной проблемы невозможны реальные и положительные изменения в динамике уровня физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: физическая подготовка, сотрудники органов внутренних дел, методика физической подготовки, формирование двигательных умений и навыков, борьба самбо, боевые приемы борьбы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p268-273

PROBLEMS OF METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS OF FORMATION OF MOTOR SKILLS AND ABILITIES OF PERFORMANCE OF FIGHTING TECHNIQUES OF WRESTLING BY EMPLOYEES OF THE INTERNAL

AFFAIRS BODIES

Victor Anatolyevich Serebryannikov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Khabarovsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.