Научная статья на тему 'Концептуальные положения формирования профессионально-прикладной физической культуры бакалавров в высшем образовании'

Концептуальные положения формирования профессионально-прикладной физической культуры бакалавров в высшем образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОЦИАЛЬНО АКТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / БАКАЛАВР / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / APPLIED VOCATIONAL PHYSICAL EDUCATION / APPLIED VOCATIONAL PHYSICAL TRAINING / VOCATIONAL TRAINING / PERSONAL SOCIAL ACTIVITY / BACHELOR'S DEGREE STUDENT / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартиросова Татьяна Александровна

Проблемы высшего образования связаны с воспитанием личности специалиста в процессе обучения в вузе. Для этого требуются переход от актуально осуществляемой учебной деятельности к усвояемой профессиональной, трансформация познавательных мотивов бакалавра в профессиональные мотивы специалиста, организация целостного учебно-воспитательного пространства подготовки обучающихся как будущих специалистов. Для реализации педагогических замыслов необходимо разработать концептуальные положения образовательной системы, обеспечивающие эффективность и гибкость обучения, формирование социально активной личности в гармонии с физическим развитием. В настоящее время практически любой вид деятельности требует проявления основных физических качеств человека, вследствие чего одной из важнейших задач профессионально-прикладной физической культуры в вузах является их развитие и совершенствование в процессе профессионально-прикладной физической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартиросова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concepts of developing applied vocational physical education of Bachelor’s Degree students in universities

The challenges of higher education relate to personal education of future expert during university training. This requires a shift from the relevant ongoing training activities to professional ones, the transformation from cognitive motives of Bachelor’s Degree student to professional motives of specialist, the arrangement of holistic educational space of students as future professionals. To implement teaching plans, it is necessary to devise the concepts of the educational system providing the effective and flexible training and the harmonious personal social activity and physical development. Nowadays, any profession requires the basic physical qualities. That is why the improvement of these qualities is the major task of applied vocational physical education during applied vocational physical training.

Текст научной работы на тему «Концептуальные положения формирования профессионально-прикладной физической культуры бакалавров в высшем образовании»

УДК 37.037.1:378.22

Мартиросова Татьяна Александровна

доктор педагогических наук, профессор кафедры физической культуры и валеологии Сибирского государственного университета науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРОВ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Martirosova Tatyana Aleksandrovna

D.Phil. in Education Science, Professor, Physical Education and Healthcare Science Department, Siberian State University of Science and Technology

THE CONCEPTS OF DEVELOPING APPLIED VOCATIONAL PHYSICAL EDUCATION OF BACHELOR'S DEGREE STUDENTS IN UNIVERSITIES

Аннотация:

Проблемы высшего образования связаны с воспитанием личности специалиста в процессе обучения в вузе. Для этого требуются переход от актуально осуществляемой учебной деятельности к усвояемой профессиональной, трансформация познавательных мотивов бакалавров в профессиональные мотивы специалиста, организация целостного учебно-воспитательного пространства подготовки обучающихся как будущих специалистов. Для реализации педагогических замыслов необходимо разработать концептуальные положения образовательной системы, обеспечивающие эффективность и гибкость обучения, формирование социально активной личности в гармонии с физическим развитием. В настоящее время практически любой вид деятельности требует проявления основных физических качеств человека, вследствие чего одной из важнейших задач профессионально-прикладной физической культуры в вузах является их развитие и совершенствование в процессе профессионально-прикладной физической подготовки.

Summary:

The challenges of higher education relate to personal education of future expert during university training. This requires a shift from the relevant ongoing training activities to professional ones, the transformation from cognitive motives of Bachelor's Degree students to professional motives of specialists, the arrangement of holistic educational space of students as future professionals. To implement teaching plans, it is necessary to devise the concepts of the educational system providing the effective and flexible training and the harmonious personal social activity and physical development. Nowadays, any profession requires the basic physical qualities. That is why the improvement of these qualities is the major task of applied vocational physical education during applied vocational physical training.

Ключевые слова:

профессионально-прикладная физическая культура, профессионально-прикладная физическая подготовка, профессиональная подготовка, социально активная личность, бакалавр, высшее образование.

Keywords:

applied vocational physical education, applied vocational physical training, vocational training, personal social activity, Bachelor's Degree student, higher education.

В Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», государственных программах РФ «Развитие науки и технологий» и «Развитие образования» на 2013-2020 гг., Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. образованию отведена системообразующая, приоритетная роль. Образование выступает целенаправленным процессом воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, достижения обучающимися установленных государством образовательных уровней (Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10 июля 1992 г.). Освоение основных образовательных программ, в которых определены виды деятельности, компетенции, знания, умения и организационно-методическое обеспечение образовательного процесса, ориентирует педагогов-практиков на поиск эффективных методов профессиональной подготовки будущих специалистов ведущих отраслей промышленности России. Благодаря быстрому технологическому развитию профессия в современном мире уже не представляет собой устойчивую, замкнутую систему навыков. Для успешного выполнения профессиональных задач важно многостороннее образование, при котором профессиональная деятельность включена в систему профессиональной подготовки. Многие исследователи связывают профессиональную подготовку с формированием профессиональной готовности бакалавров к успешному решению профессиональных задач. Профессиональная подготовка - это процесс усвоения студентами фундаментальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих их готовность к успешному выполнению определенных производственных функций [1].

Анализ литературы по теме показал, что современная ситуация, характеризующаяся высоким уровнем развития промышленности, внедрением современных методов управления и организации производства и предполагающая быструю адаптацию работников к постоянно меняющимся условиям научно-технического прогресса, требует от специалиста наличия не только определенных профессиональных и личностных качеств, но и физических, обеспечивающих продуктивное выполнение трудовой деятельности, высокий уровень готовности к ней. Это значит, что решающим и особо актуальным педагогическим фактором конкурентоспособности на рынке труда на этапе профессиональной подготовки выступает профессионально-прикладная физическая культура бакалавров и, как результат, формирование конкурентоспособного, инициативного бакалавра, готового к активной трудовой деятельности [2].

Профессионально-прикладная физическая культура бакалавров как сложный многоэтапный процесс повышения качества образования предполагает создание комплекса условий и влияний на процесс профессиональной подготовки, выбор средств и видов деятельности: внешней (активность педагога по созданию, управлению и координации этого процесса) и внутренней (активность бакалавра по освоению необходимых знаний, прикладных умений и навыков) [3]. Профессионально-прикладная физическая культура - это составная часть физической культуры в вузе. Она связана с профессиональной подготовкой к трудовой деятельности. Идея профессионально-прикладной направленности физических упражнений была научно обоснована основоположниками отечественной теории физического воспитания П.Ф. Лесгафтом и В.В. Гориневским [4]. Последний указывал на связь физической культуры с разными сторонами бытия: «Физическая культура рабочего должна применяться к его профессии: башмачнику нужны одни упражнения, слесарю - другие, почтальону - третьи, кузнецу - четвертые. Поступать иначе - значит действовать по шаблону, не разбираться с профессиональными различиями в работе» [5, с. 354].

Активное вхождение России в мировое экономическое, культурное, образовательное пространство предъявляет новые требования к профессионально-личностной модели конкурентоспособного выпускника.

Современными учеными доказано, что профессионально-прикладная физическая культура - это специализированное направление процесса физического воспитания, которое включает биологические, социальные и дидактические составляющие с параллельным использованием прикладных средств и методов физической культуры, вооружающих профессиональное образование необходимыми специальными знаниями, мотивациями. Физическая и двигательная подготовленность формируют готовность к трудовой деятельности, обеспечивают высокую результативность при выполнении служебных обязанностей [6]. Исследования ученых указывают на методологические и содержательные детерминанты и компоненты профессионально-прикладной физической культуры будущих бакалавров, которые включают в себя объединение обучения, образования и воспитания как основных функций образовательной среды вуза, которая, в свою очередь, под действием взаимосвязанных условий обеспечивает образование обучающегося. При этом образовательная среда выступает средством достижения целей обучения в рамках инварианта, суть которого - трансляция социального и индивидуального опыта в освоении культуры, а в нашем исследовании - профессионально-прикладной физической культуры. Образовательная среда в процессе формирования профессионально-прикладной физической культуры будущих бакалавров в вузах должна оказывать последовательное и позитивное влияние на биологическую, психологическую и социальную сферы обучающихся, интегрируя их в единый комплекс характеристик, определяющих их личностное развитие в совокупности общечеловеческих и профессиональных составляющих [7].

Профессионально-прикладная физическая культура будущих бакалавров в вузах показывает не только определенный уровень развития профессионально важных качеств, значимых для освоения и реализации производственных умений, навыков, способностей, но и личностное развитие будущего специалиста. Трактовка учеными профессионально-прикладной физической культуры будущих бакалавров в вузах подчеркивает ее связь и взаимообусловленность с методологическим обоснованием концепции физкультурного воспитания, которая базируется на решении интеллектуальных, социально-психологических и собственно биологических задач [8]. Интеллектуальные задачи предполагают необходимость формирования у бакалавров комплекса теоретических знаний, включающих философские, медицинские, технологические аспекты, взаимосвязанные со знаниями, предусмотренными физическим воспитанием. Эти задачи решают в ходе теоретической подготовки будущих бакалавров в вузе на аудиторных и внеаудиторных занятиях. Это лекции, методические и семинарские занятия, тематические беседы в ходе практических занятий (аудиторные), а также самостоятельная работа обучающихся - изучение теоретического курса (ТК), исследование и анализ физической подготовленности и физиологических параметров организма обучающихся - расчетно-графические работы (РГР), написание рефератов, тезисов докладов, научных статей, научно-исследовательская и методическая деятельность обучающихся, подготовка презентаций.

Сущность социально-психологического воспитания сводится к процессу формирования жизненной философии, убежденности, потребностно-деятельностного отношения к освоению ценностей физического воспитания [9]. Эти задачи решаются в ходе формирования профессионально - прикладной физической культуры бакалавров в вузах.

Радикальным средством модернизации высшего образования и методологическим обоснованием решения перечисленных задач выступает компетентностный подход, который законодательно закреплен переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО). Когнитивный подход, базирующийся на взаимосвязи мотивации обучающихся к определенному виду деятельности и теоретической осведомленности о ее особенностях, выдвинут как основной методологический подход. Наличие профессиональных знаний и компетенций, развитых физических и личностных качеств, которые могут быть сформированы в процессе реализации профессионально-прикладной физической культуры в вузе, определяет успешность молодого специалиста в трудовой деятельности.

В ходе академических занятий, секционной работы, самостоятельной двигательной деятельности бакалавров, проведения соревнований, учебной и учебно-методической практики должны быть решены собственно биологические задачи, включающие использование средств физического воспитания с целью развития физического, двигательного, психологического, эмоционально-волевого потенциала обучающихся. Для этого учеными предложены следующие подходы.

1. Формирование бакалавра с развитыми психическими процессами, психологическими качествами и умениями в ходе аудиторной и самостоятельной деятельности осуществляется по стандартным учебно-тренировочным программам.

2. Формирование и применение системы обучения тем или иным профилирующим упражнениям, которые способствуют освоению двигательных действий.

3. Использование специализированных физических упражнений и условий, имитирующих производственную деятельность [10].

В современных теоретических представлениях о функциях физического воспитания, принципах, целях, задачах физкультурной деятельности отражен их прикладной характер. Как отмечают Л.П. Матвеев и С.А. Полянский, понятие «прикладность» в сфере физического воспитания используется как в широком, так и в узком смысле [11]. «В широком смысле под "прикладностью" физического воспитания подразумевают факт ее пригодности и полезности в деле подготовки человека к профессиональной деятельности. Узкое понимание "прикладности" физической культуры возникло как отражение практики избирательного использования ее определенных факторов, пригодных в процессе специальной подготовки к избранной профессиональной деятельности (что именуется профессионально-прикладной физической подготовкой), а также непосредственно в сфере производства для оптимизации работоспособности (что было названо производственной физической культурой, или производственной гимнастикой)» [12]. Понятие приклад-ности в области физического воспитания связано с терминами «прикладные знания», «прикладные двигательные умения и навыки», «прикладные специальные качества».

Прикладные знания - это те знания, которые могут быть необходимы будущему бакалавру для трудовой деятельности и которые можно приобрести в процессе регулярных занятий физической культурой и отдельными видами спорта, особенно профессионально-прикладными [13]. Прикладные двигательные умения и навыки необходимы во многих профессиях. Они обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных видов работ, способствуют быстрому и экономному передвижению при реализации производственных задач, развивают силу, ловкость, координацию движений, чувство равновесия и т. д. Этими умениями и навыками лучше владеет бакалавр, занимающийся определенными видами спорта, прошедший профессионально-прикладную физическую подготовку, освоивший важнейшие прикладные элементы из этих видов спорта и различные физические упражнения [14].

Под прикладными специальными качествами мы понимаем способности организма человека противостоять специфическим воздействиям внешней среды, таким как холод и повышенная температура (закаленность), укачивание при передвижении автомобильным, водным и воздушным видами транспорта (координация двигательного аппарата) и др. [15, с. 78]. Эти качества совершенствуются путем адаптации организма в условиях низких температур (закаливания) в процессе тренировки на открытом воздухе, дозированными тепловыми тренировками, физическими упражнениями, специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный аппарат, силовыми упражнениями и упражнениями для развития выносливости и т. д. Вместе с тем занятия определенными физическими упражнениями и прикладными видами спорта способствуют формированию личностных качеств (волевые, коммуникативные, организаторские, способность к саморегуляции психических состояний), регулированию действий на основе зрительных, осязательных, мышечно-двигательных и вестибулярных ощущений и восприятий, развитию двигательной памяти, мышления [16].

Профессионально-прикладная физическая культура будущих бакалавров в вузе представляет собой интегральное качество человека, определяющее его сознательное отношение к использованию средств и методов физической культуры для решения профессиональных задач. Ее цель - формирование ценностей физической культуры; разностороннее развитие личности, сохранение и укрепление ее здоровья; повышение уровня физической подготовленности; развитие профессионально важных качеств, психических процессов, психологических качеств и умений будущих специалистов, к которым предъявлены повышенные требования в конкретной трудовой деятельности; развитие и совершенствование навыков самостоятельной организации досуга с использованием средств физической культуры и спорта; всестороннее формирование личности будущего бакалавра.

Большинство ученых четко разделяют понятия «профессионально-прикладная физическая культура» и «профессионально-прикладная физическая подготовка». Исследователи сходятся во мнении, что реализация процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры - это профессионально-прикладная физическая подготовка в процессе физического воспитания в вузе. Принцип органической связи физического воспитания в вузе с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощен в профессионально-прикладной физической подготовке. Хотя этот принцип распространяется на всю социальную систему физического воспитания, но именно в профессионально-прикладной физической подготовке он находит свое специфическое выражение. Профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности. Иначе говоря, это процесс обучения, обогащающий индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от которых прямо или косвенно зависит профессиональная дееспособность [17]. Цель профессионально-прикладной физической подготовки - актуализация основополагающего направления системы физической культуры, формирующего прикладные знания, физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению готовности обучающегося к условиям и воздействиям профессиональной деятельности. Физическую культуру в вузе следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества, личности, для подготовки к профессиональной деятельности.

В соответствии с компетентностным подходом, во ФГОС ВО 3++ одной из основных задач физического воспитания в процессе профессиональной подготовки студентов выделена задача формирования двигательных компетенций, а также интегративных профессионально важных качеств, обеспечивающих готовность студентов к успешной реализации в будущей профессиональной деятельности. В связи с этим актуализируется профессионально-прикладная физическая подготовка, включающая в себя возможности давать теоретические знания по физической культуре, формировать двигательные умения и навыки, физические и специальные качества, профессионально-прикладные навыки будущей трудовой деятельности. Профессионально-прикладная физическая подготовка использует такие средства физической культуры, как прикладные физические упражнения, элементы отдельных видов спорта, прикладные виды спорта, спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на повышение работоспособности, физиологическое развитие организма, активизацию мыслительной деятельности, формирование специальных навыков и умений (двигательных компетенций), а также естественные силы природы и гигиенические факторы (режим повседневной деятельности и т. д.) [18, с. 81].

Исходя из вышеизложенного, нами определены сущностные характеристики профессионально - прикладной физической культуры в вузах.

1. Процесс профессионально-прикладной физической культуры в вузах строится на основе общечеловеческих и собственно профессиональных ценностей, что усиливает культурологический вектор физкультурного образования в вузах.

2. Профессионально-прикладная физическая культура в вузах - это длительный процесс с выраженной этапностью возникновения и развития культурологических признаков, обусловленных взаимосвязью системы производственного обучения с формированием компетентности будущих бакалавров.

3. Профессионально-прикладная физическая культура в вузах как личностная характеристика обучающихся - это результат их многолетней образовательной деятельности, отражающий сформированные общечеловеческие и профессиональные ценности будущих бакалавров.

4. Индивидуально сформированный уровень профессионально-прикладной физической культуры обучающихся в вузах - это результат высокой степени их социальной зрелости, определяющий комфортные условия дальнейшей повседневной и профессиональной жизнедеятельности.

5. Профессионально-прикладная физическая культура обучающихся в вузах позволяет создать условия для социализации будущих молодых специалистов трудового коллектива, способствует сплочению трудовых коллективов на основе производственных, спортивных и культурных мероприятий.

Выявленные сущностные характеристики определили, что профессионально-прикладная физическая культура в современном высшем образовании направлена на личностную реализацию обучающихся в будущей трудовой деятельности.

Рассмотрим понятия «формирование» и «воспитание». Энциклопедические источники трактуют воспитание как «формирование, воздействие на духовное и физическое развитие», «направление и упорядочивание развития». В узком смысле формирование есть планомерное воздействие на будущего бакалавра, т. е. на не готового к трудовой деятельности обучающегося. Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой трактует понятие «формирование» как процесс создания, составления, организации. В педагогике процесс формирования - это применение приемов, методов, средств воздействия на личность обучающегося с целью создания системы мотиваций, ценностей, знаний, умений и навыков. Личность под действием среды развивается и приобретает определенную форму. У нее начинают проявляться задуманные свойства. Процесс формирования выступает как результат развития личности, поэтому понятия «формирование» и «воспитание» употребляют как тождественные. Человек получает знания и умения через воспитание и обучение, достигая определенного уровня сформированности знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств. С точки зрения философии формирование - это процесс, противостоящий распаду, который ведет к преодолению хаоса и случайностей, к формированию человека как устойчивой и целостной новой сущности - личности. Личность овладевает собственным поведением, вливаясь в общество в соответствии с нормами и требованиями. Человек, в нашем исследовании - будущий бакалавр, постепенно переходит к культурной, цивилизованной жизни. По мнению ученых, именно формирование есть способ существования психических процессов, психологических качеств и умений, через формирование они движутся в своем развитии [19].

Изложенное ранее помогло нам дать определение процессу формирования профессионально-прикладной физической культуры бакалавров в вузе как педагогическому процессу, направленному на овладение комплексом специальных профессионально-прикладных знаний, двигательных умений и навыков, воспитание прикладных физических и личностных качеств. Формирование профессионально-прикладной физической культуры бакалавров в вузе обеспечивает приобщение их к здоровому образу жизни, закаливание организма, использование оздоровительных мер профессионально-прикладного и физкультурно-гигиенического характера, становление и сохранение динамического равновесия в системе «личность - профессиональная среда», функциональную устойчивость организма, работоспособность в условиях трудовой деятельности и внешней среды, предупреждение утомляемости на основе общего состояния физиологических систем, их резервов, которые обеспечивают возможность будущему бакалавру успешно выполнять трудовую деятельность [20, с. 52].

Основные факторы, составляющие педагогическое содержание формирования профессионально-прикладной физической культуры бакалавров в вузах, - это виды, формы, условия и характер труда; режим труда и отдыха; особенности динамики работоспособности специалистов в процессе трудовой деятельности; специфика профессиональных заболеваний. Нами выделены дополнительные факторы, которые связаны с индивидуальными, в том числе и возрастными, особенностями будущих специалистов, а также географическими и климатическими условиями региона, где будет работать будущий специалист. Как основные, так и дополнительные факторы объективны и взаимосвязанны.

Под функциями формирования профессионально-прикладной физической культуры бакалавров в вузе понимают присущие ей свойства воздействия на человека и человеческие отношения, удовлетворяющие и развивающие потребности личности и общества [21]. Функции формирования профессионально-прикладной физической культуры бакалавров в вузах реализуют через двигательную деятельность, направленную на использование соответствующих культурных ценностей в процессе подготовки к трудовой деятельности.

Исследования В.М. Выдрина обратили внимание ученых на специфические функции формирования профессионально-прикладной физической культуры бакалавров в вузах. Это социальное бытие профессионально-прикладной физической культуры как общественного явления, ее способность удовлетворять запросы общества. Ученым выделено четыре группы функций: общее развитие и укрепление организма; подготовка к трудовой деятельности и защите Родины; удовлетворение потребностей в активном отдыхе и рациональном использовании внерабочего времени; формирование и развитие профессионально важных качеств, психических процессов, психологических качеств и умений будущего бакалавра как высокоэффективного специалиста [22].

Специфические прикладные функции выражены в системе профессиональной подготовки бакалавра к конкретной трудовой деятельности. В.С. Кузнецов доказал, что формирование профессионально-прикладной физической культуры бакалавров в вузах включает не только знания, умения и навыки, способствующие освоению трудовой деятельности, но и развитие профессионально важных качеств, так как условия конкретной трудовой деятельности оказывают специфи-

ческое психофизическое воздействие на организм специалиста, обеспечивая профессиональную готовность бакалавров к трудовой деятельности. Понятие «профессиональная готовность» рассмотрено с различных позиций в работах [23]. Особого внимания заслуживает авторская позиция В.А. Адольфа и учеников его научной школы по проблеме формирования профессиональной готовности обучающихся. В исследованиях В.А. Адольфа профессиональная готовность представляется как «интегративное личностное образование, включающее профессиональную направленность, знания, умения, а также профессионально важные качества (ПВК), влияющие на эффективность осуществления труда по основным характеристикам (производительность, надежность...)» [24]. Она проявляется в виде личностных установок, означающих включение в профессиональное самопознание и самореализацию. Профессиональную готовность рассматривают как явление, обладающее собственной сущностью, структурой, системой оценки. Сущность готовности специалиста к профессиональной деятельности, по мнению автора, заключена в развитии личности обучающегося на основе системного подхода с использованием психолого-педагогического, организационно-управленческого и информационно-коммуникативного ресурсов вуза. В структуре профессиональной готовности выделяют мотивационный, ориентацион-ный, эмоционально-волевой, личностно-операциональный и оценочно-рефлективный компоненты. Способы оценки ее сформированности предполагают научно обоснованный мониторинг профессиональной подготовки будущих специалистов [25, с. 43].

Разработанные концептуальные положения как система взглядов, определенный способ рассмотрения и трактовки процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры бакалавров в вузах определили основную точку зрения: это педагогический процесс, строящийся на единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующий совместную деятельность субъектов образования, способствующий наиболее полному развитию и саморазвитию личности бакалавров в вузе. Это процесс, реализующий цели образования и воспитания в условиях педагогической системы высшего профессионального учреждения. Разработанные концептуальные положения направлены на объективно необходимое изменение существующих форм работы в гибкую, доступную многоуровневую систему, включающую скоординированные действия, способствующие достижению образовательных целей. Основные положения концепции могут быть использованы для дальнейшего определения направления педагогической деятельности в целях формирования профессионально-прикладной физической культуры бакалавров в вузах.

Ссылки:

1. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления : монография. Красноярск, 2007. 192 с.

2. Мартиросова Т.А., Малышева О.А. Формирование физического воспитания студентов в вузе [Электронный ресурс] // Science, Society, Progress: Proceedings of Articles the III International Scientific Conference / ed. by M.A. Suhomlinova, T.V. Zajachuk, M.A. Beljalova. Electron. txt. d (1 file 4,2 MB). KarlovyVary ; Kirov, 2018. P. 249-255. 1 electr. opt. drive (CD-ROM) ; Степанова И.Ю., Адольф В.А. Проектирование практико-ориентированной профессиональной подготовки педагога в вузе : монография. Красноярск, 2013. 368 с.

3. Ильинич В.И. О некоторых проблемных вопросах профессионально-прикладной физической подготовки // Теория и практика физической культуры. 1990. № 3. С. 13-15 ; Степанова И.Ю., Адольф В.А. Указ. соч.

4. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учебное пособие. 2-е изд., стер. М., 2012. 240 с.

5. Там же. С. 354.

6. Борисов А.Б. Формирование профессионально-прикладной физической культуры курсантов морских колледжей, обучающихся по направлению «Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования» : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2012. 24 с. ; Дудкина Ю.И. Формирование профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций в вузе культуры и искусств : дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 219 с. ; Ильинич В.И. Указ. соч. ; Магомадов Р.А. Формирование базовой профессионально-прикладной физической культуры курсантов морских вузов, осваивающих плавательные специальности : дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2013. 296 с.

7. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Указ. соч. ; Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь : учебник. М., 2005. 366 с.

8. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2010. 272 с.

9. Мартиросова Т.А. Формирование готовности к трудовой деятельности будущего бакалавра в образовательном процессе вуза : дис. ... д-ра пед. наук. Красноярск, 2016. 434 с.

10. Борисов А.Б. Указ. соч. ; Дудкина Ю.И. Указ. соч. ; Ильинич В.И. Указ. соч. ; Степанова И.Ю., Адольф В.А. Указ. соч.

11. Матвеев Л.П., Полянский В.П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях // Теория и практика физической культуры. 1996. № 7. С. 42-47.

12. Сурков Д.А., Капилевич Л.В. Специфика организации физического воспитания в вузах силовых ведомств // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 346. С. 144-148.

13. Бойко Е.С., Грачев Ю.С., Киреев Ю.В. Физическая культура: теоретический раздел : цикл лекций для студентов. Брянск, 2002. 232 с.

14. Мартиросова Т.А. Указ. соч. С. 78.

15. Там же.

16. Ильинич В.И. Указ. соч. ; Мартиросова Т.А. Указ. соч. ; Мартиросова Т.А., Малышева О.А. Указ. соч.

17. Суворов Ю.А., Платонова В.А. Профессионально-прикладная подготовка студентов : учебно-методическое пособие. СПб., 2006. 90 с.

18. Мартиросова Т.А. Указ. соч. С. 81.

19. Мартиросова Т.А. Указ. соч. ; Мартиросова Т.А., Малышева О.А. Указ. соч.

20. Мартиросова Т.А. Указ. соч. С. 52.

21. Борисов А.Б. Указ. соч. ; Дудкина Ю.И. Указ. соч. ; Ильинич В.И. Указ. соч. ; Степанова И.Ю., Адольф В.А. Указ. соч.

22. Выдрин В.М. История и методология науки о физической культуре. СПб., 2006. 151 с.

23. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Указ. соч. ; Степанова И.Ю., Адольф В.А. Указ. соч.

24. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Указ. соч.

25. Мартиросова Т.А. Указ. соч. С. 43.

References:

Adolf, VA & Ilina, NF 2007, Innovative Teacher Activity in the Process of His Professional Development: a monograph, Krasnoyarsk, 192 p., (in Russian).

Borisov, AB 2012, Formation of Professional-Applied Physical Culture of Marine College Cadets Enrolled in the Direction of "Operation of Water Transport and Transport Equipment", PhD thesis abstract, Krasnodar, 24 p., (in Russian).

Boyko, ES, Grachev, YuS & Kireev, YuV 2002, Physical Culture: Theoretical Section: a series of lectures for students, Bryansk, 232 p., (in Russian).

Dudkina, YuI 2006, Formation of Professional-Applied Physical Education of Musical Specializations Students in the University of Culture and Arts, PhD thesis, Moscow, 219 p., (in Russian).

Ilyinich, VI 1990, 'On Some Problematic Issues of Professional-Applied Physical Training', Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, no. 3, pp. 13-15, (in Russian).

Ilyinich, VI 2005, Student Physical Education and Life: a textbook, Moscow, 366 p., (in Russian).

Lubysheva, LI 2010, Sociology of Physical Culture and Sports: a manual for students of higher educational institutions, 3rd ed., Moscow, 272 p., (in Russian).

Magomadov, RA 2013, Formation of Basic Professional-Applied Physical Culture of Marine Universities Cadets Mastering Swimming Specialties, PhD thesis, Krasnodar, 296 p., (in Russian).

Martirosova, TA 2016, Formation of Readiness for Labor Activities of the Future Bachelor in the Educational Process of the University, D.Phil. thesis, Krasnoyarsk, 434 p., (in Russian).

Martirosova, TA & Malysheva, OA 2018, 'Physical Education Formation of the Students in the University', in MA Suhom-linova, TV Zajachuk & MA Beljalova (eds), Science, Society, Progress: Proceedings of Articles the III International Scientific Conference, Karlovy Vary, Kirov, pp. 249-255, (in Russian).

Matveev, LP & Polyansky, VP 1996, 'The Applicability of Physical Culture: the Conceptual Framework and Their Concreti-zation in Modern Conditions', Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, no. 7, pp. 42-47, (in Russian).

Stepanova, IYu & Adolf, VA 2013, Designing Practice-Oriented Teacher Training in High School: a monograph, Krasnoyarsk, 368 p., (in Russian).

Surkov, DA & Kapilevich, LV 2011, 'Specificity of the Physical Education Organization in the Universities of Law Enforcement Agencies', Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 346, pp. 144-148, (in Russian).

Suvorov, YuA & Platonov, VA 2006, Professional and Applied Training of Students: a teaching aid, St. Petersburg, 90 p., (in Russian).

Vilensky, MYa & Gorshkov, AG 2012, Physical Culture and Healthy Lifestyle of a Student: study guide, 2nd ed., Moscow, 240 p., (in Russian).

Vydrin, VM 2006, History and Methodology of the Science of Physical Culture, St. Petersburg, 151 p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.