Научная статья на тему 'Формирование профессионально-прикладной физической культуры обучающихся технического вуза на основе акмеологического подхода'

Формирование профессионально-прикладной физической культуры обучающихся технического вуза на основе акмеологического подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ГОТОВНОСТЬ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ / ACMEOLOGICAL APPROACH / PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL CULTURE / EDUCATIONAL PROCESS / PROFESSIONAL TRAINING / READINESS FOR WORK / STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартиросова Татьяна Александровна, Поборончук Татьяна Николаевна, Трифоненкова Татьяна Анатольевна, Мансурова Наталья Ивановна

Стратегия инновационного развития экономики России основана на реализации человеческого потенциала, эффективном применении знаний и умений, полученных в профессиональном образовании в вузе, и готовности обучающихся к самопознанию, самосознанию, самореализации и саморазвитию. Экономике страны нужны специалисты с высоким уровнем профессионального развития, предполагающим гибкость, мобильность и высокую степень адаптации в современных условиях трудовой деятельности. Новые условия делают необходимыми повышение качества профессионального образования, обновление педагогического содержания дисциплин в вузе, направленных на успешную реализацию обучающихся в сфере труда, поэтому представленное исследование актуально. В статье отражены результаты анализа литературных источников, исследований ученых, связанных с образовательным процессом в техническом вузе, формированием профессионально-прикладной физической культуры обучающихся на основе акмеологического подхода. По итогам исследования выявлен ряд критериев, определяющих результаты и эффективность исследуемого процесса, обоснованы и разработаны педагогическая модель формирования на основе акмеологии профессионально-прикладной физической культуры обучающихся в техническом вузе и система рейтингового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартиросова Татьяна Александровна, Поборончук Татьяна Николаевна, Трифоненкова Татьяна Анатольевна, Мансурова Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Professionally- Applied Physical Culture of Students of a Technical University Based on the Acmeological Approach

The strategy of innovative development of the Russian economy is based on the realization of human potential, the effective application of knowledge and skills acquired in professional education at a University, and the readiness of students for self-knowledge, self-awareness, self-realization and self-development. The country's economy needs specialists with a high level of professional development, involving flexibility, mobility and a high degree of adaptation in modern working conditions. New conditions make it necessary to improve the quality of professional education, update the pedagogical content of disciplines at the University, aimed at the successful implementation of students in the field of labor, therefore the presented study is relevant. The paper presents the results of the analysis of literary sources, research by scientists related to the educational process in a technical University, the formation of professionally-applied physical culture of students based on the acmeological approach. Based on the results of the study, a number of criteria were identified that determine the results and effectiveness of the researched process, justified and developed a pedagogical model of formation of professionally-applied physical culture of students in a technical University based on acmeology and a rating control system.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионально-прикладной физической культуры обучающихся технического вуза на основе акмеологического подхода»

УДК 37.037.1-057.87

Мартиросова Татьяна Александровна

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой физической культуры и валеологии Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, профессор Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева

Поборончук Татьяна Николаевна

кандидат технических наук, доцент кафедры физической культуры и валеологии Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева

Трифоненкова Татьяна Анатольевна

доцент кафедры физической культуры и валеологии Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева

Мансурова Наталья Ивановна

доцент кафедры физической культуры и валеологии Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева

ФОРМИРОВАНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Аннотация:

Стратегия инновационного развития экономики России основана на реализации человеческого потенциала, эффективном применении знаний и умений, полученных в профессиональном образовании в вузе, и готовности обучающихся к самопознанию, самосознанию, самореализации и саморазвитию. Экономике страны нужны специалисты с высоким уровнем профессионального развития, предполагающим гибкость, мобильность и высокую степень адаптации в современных условиях трудовой деятельности. Новые условия делают необходимыми повышение качества профессионального образования, обновление педагогического содержания дисциплин в вузе, направленных на успешную реализацию обучающихся в сфере труда, поэтому представленное исследование актуально. В статье отражены результаты анализа литературных источников, исследований ученых, связанных с образовательным процессом в техническом вузе, формированием профессионально-прикладной физической культуры обучающихся на основе акмеологического подхода. По итогам исследования выявлен ряд критериев, определяющих результаты и эффективность исследуемого процесса, обоснованы и разработаны педагогическая модель формирования профессионально-прикладной физической культуры обучающихся в техническом вузе на основе акмеологии и система рейтингового контроля.

Ключевые слова:

акмеологический подход, профессионально-прикладная физическая культура, образовательный процесс, профессиональная подготовка, готовность к трудовой деятельности, обучающиеся технических вузов.

Martirosova Tatiana Aleksandrovna

PhD in Education Science, Full Professor, Head of the Department of Physical Culture and Valeology, Siberian State University of Science and Technology, Krasnoyarsk State Pedagogical University

Poboronchuk Tatiana Nikolaevna

PhD in Technical Science, Associate Professor, Department of Physical Culture and Valeology, Siberian State University of Science and Technology

Тrifonenkova Tatiana Anatolyevna

Associate Professor, Department of Physical Culture and Valeology, Siberian State University of Science and Technology

Mansurova Natalia Ivanovna

Associate Professor, Department of Physical Culture and Valeology, Siberian State University of Science and Technology

FORMATION OF PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS OF A TECHNICAL UNIVERSITY BASED ON THE ACMEOLOGICAL APPROACH

Summary:

The strategy of innovative development of the Russian economy is based on the realization of human potential, the effective application of knowledge and skills acquired in professional education at a University, and the readiness of students for self-knowledge, self-awareness, self-realization and self-development. The country's economy needs specialists with a high level of professional development, involving flexibility, mobility and a high degree of adaptation in modern working conditions. New conditions make it necessary to improve the quality of professional education, update the pedagogical content of disciplines at the University, aimed at the successful implementation of students in the field of labor, therefore the presented study is relevant. The paper presents the results of the analysis of literary sources, research by scientists related to the educational process in a technical University, the formation of professionally-applied physical culture of students based on the acmeological approach. Based on the results of the study, a number of criteria were identified that determine the results and effective-ness of the researched process, justified and developed a pedagogical model of formation of professionally-applied physical culture of students in a technical University based on acmeology and a rating control system.

Keywords:

acmeological approach, professionally applied physical culture, educational process, professional training, readiness for work, students of technical universities.

Активное вхождение России в мировое экономическое, культурное, образовательное пространство предъявляет новые требования к профессиональной подготовке конкурентоспособного специалиста. На современном этапе развития общества главная задача предприятий (в том

числе государственных) как потребителей продукции вуза - получить специалиста, который с минимальными для предприятия издержками смог бы включиться в производственный процесс. Требования к профессиональной подготовке такого специалиста значительно возросли. Для успешной профессиональной реализации он должен иметь высокую профессиональную подготовку, обладать глубокими фундаментальными знаниями, уметь использовать их для решения производственно-практических задач, быть готовым к повышению своей квалификации в течение всего периода осуществления профессиональной деятельности.

Готовность такого специалиста должно обеспечивать высшее профессиональное образование. В настоящее время образование в вузе рассматривают как образовательную, социально-культурную услугу, качество которой подлежит стандартизации [1]. Обеспечение качества подготовки специалистов, качества образования - главный аспект деятельности высшего учебного заведения. Категория качества является фундаментальным, системным определителем развития социальной и экономической инфраструктуры образования, который предполагает направленность образовательной услуги на конкретного потребителя, учет его интересов и потребностей. Потребителями - заказчиками высшего образования выступают: личность, получающая образование; предприятия, для которых готовят квалифицированные кадры; государство, одновременно выполняющее функцию гаранта образовательного процесса, основу которого в современных условиях составляет Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования третьего поколения (ФГОС ВО 3++).

Анализируя ФГОС ВО 3++, можно отметить, что в квалификации «бакалавр» по всем направлениям подготовки образовательный процесс обеспечивает формирование профессиональных (ПК) и универсальных (УК) компетенций. ПК предусматривают овладение умениями выполнять различные виды профессиональной деятельности: производственно-технологическую, организационно-управленческую, научно-исследовательскую и проектную. Цель УК - формирование способности обучающихся поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Обучающийся должен знать роль и значение физической культуры в жизни человека и общества, виды физических упражнений, научно-практические основы физической культуры, формирования здорового образа и стиля жизни, профилактики вредных привычек; уметь применять на практике разнообразные средства физической культуры, спорта и туризма для сохранения, укрепления здоровья и психофизической подготовки, обеспечивающей готовность к трудовой деятельности, использовать средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования; владеть средствами и методами укрепления индивидуального здоровья для обеспечения полноценной социальной и профессиональной жизни.

Структура ФГОС ВО 3++ для бакалавриата включает описание области, объекта, видов профессиональной деятельности, профессиональных задач, определяющих требования к результатам освоения основных образовательных программ, которые содержат учебные циклы и разделы. В числе базовых дисциплин «Физическая культура» (ФК) занимает одно из центральных мест. Одной из основных задач физической культуры в процессе профессиональной подготовки обучающихся выделена задача формирования двигательных компетенций, а также интегратив-ных профессионально важных и личностных качеств, обеспечивающих готовность обучающихся к успешной реализации в профессиональной деятельности. Несмотря на то что в элективной части ФГОС ВО 3++ для профессионально-прикладной физической культуры предусмотрено 328 часов, педагогическое содержание этой дисциплины в условиях современного образовательного процесса разработано недостаточно.

Термин «профессионально-прикладная физическая культура» введен в начале XXI в. В настоящее время нами выявлено еще одно противоречие между развитием экономики и содержанием современной педагогической науки, в том числе в области физической культуры. Учитывая реалии развития экономики России, когда происходит смена сырьевой модели развития на альтернативную, стратегия которой - инновационное развитие, опирающееся на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений обучающихся для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества, их способности саморазвиваться, самосовершенствоваться на протяжении всей трудовой деятельности, существует настоятельная необходимость повышения требований к педагогическому содержанию профессионально-прикладной физической подготовки, его обогащению, разработке педагогических моделей, позволяющих формировать и совершенствовать профессионально-прикладную физическую культуру в технических вузах [2].

Исторически рассматривая развитие физической культуры, отметим, что профессионально-прикладная физическая подготовка была внедрена в вузы в 1920-30-х гг. С внедрением

профессионально-прикладной физической подготовки решались задачи готовности обучающихся к трудовой деятельности. Она представляла собой один из решающих факторов образовательного процесса, обеспечивала конкурентоспособность специалистов на рынке труда, была фундаментом для их успешного всестороннего развития. В профессионально-прикладной физической подготовке был наиболее конкретно воплощен принцип органической связи физического воспитания в вузе с практикой трудовой деятельности. Для полноценного гармоничного развития обучающихся в техническом вузе профессиональная подготовка важна как педагогический процесс усвоения фундаментальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность к успешному выполнению определенных производственных функций.

Развитие современного производства требует внедрения современных методов управления и организации производства. Способность работников адаптироваться к постоянно меняющимся требованиям научно-технического прогресса требует развитых профессиональных, личностных и физических качеств, которые послужат продуктивной реализации трудовой деятельности, обеспечат высокий уровень готовности к ней [3]. В настоящее время большинство ученых не разделяют понятия «профессионально-прикладная физическая подготовка» и «профессионально-прикладная физическая культура». Они указывают на то, что профессионально-прикладная физическая культура - это специализированное направление процесса физического воспитания в вузе, включающее биологические, социальные и дидактические составляющие с параллельным использованием прикладных средств и методов физической культуры, вооружающих профессиональное образование необходимыми специальными знаниями, мотивациями, физической, двигательной подготовленностью обучающихся, обеспечивающих высокую результативность при выполнении служебных обязанностей, а значит, готовность к трудовой деятельности [4].

Успешность в трудовой деятельности определяют наличие профессиональных знаний, развитых физических и профессионально важных, личностных качеств, которые могут быть сформированы в процессе формирования профессионально-прикладной физической культуры обучающихся в вузе. Установлено, что профессионально-прикладная физическая подготовка в процессе физического воспитания в техническом вузе - это один из механизмов реализации процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры обучающихся. Профессионально-прикладная физическая культура в современном высшем профессиональном образовании направлена на личностную реализацию обучающихся в будущей трудовой деятельности. Выявлено, что профессионально-прикладная физическая культура направлена на формирование не только специализированных физических, но и психологических качеств (волевых, организаторских и коммуникативных способностей - умений строить взаимоотношения с коллегами, способствовать благоприятному психологическому климату в коллективе), психологических умений (эмоциональной устойчивости, выдержанности, самообладанию, умению снимать эмоциональное напряжение, сохранять высокую работоспособность в стрессовых ситуациях), развитых психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения). Следовательно, цель педагогического процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры обучающихся в техническом вузе - это развитие специализированных двигательных действий и навыков, необходимых в конкретной профессии, воспитание психологических качеств, умений, психических процессов, выработка профессиональных этических норм, совершенствование мор-фофункциональных характеристик организма, повышение уровня физического развития и подготовленности с целью освоения универсальных компетенций, повышения работоспособности, уровня здоровья и творческого долголетия [5]. Это переход ценностей содержания образования в ценностные отношения личности обучающихся.

Помимо нормативных ценностей образования, таких как теоретическое, методико-техно-логическое и материально-техническое обеспечение, важную роль играют общекультурные и специальные ценности. К общекультурным относят знания и опыт, направленные на общее развитие и жизнеспособность личности, обеспечивающие формирование мировоззрения, субъект-ности и адаптацию к меняющимся условиям. Специальные ценности создаются в процессе формирования профессионально-прикладной физической культуры обучающихся - это знания и опыт их использования для ведения здорового образа жизни, физического развития, подготовленности, совершенствования [6].

Формирование профессионально-прикладной физической культуры обучающихся осуществляют с помощью средств физической культуры. Это прикладные физические упражнения, элементы отдельных видов спорта, прикладные виды спорта, гигиенический фактор как параметры воздействия производственной, окружающей среды на организм обучающихся, а впоследствии и трудящихся, а также оздоровительные силы природы, направленные на физиологическое развитие, активизацию мыслительной деятельности, формирование специальных навыков и умений, повышение работоспособности и адаптацию к изменяющимся условиям трудовой деятельности [7].

Логика нашего исследования определяет, что формирование профессионально-прикладной физической культуры обучающихся в техническом вузе в современном высшем профессиональном образовании направлено не только на личностную реализацию обучающихся в будущей трудовой деятельности, но и на сохранение здоровья как основного, базового условия в осуществлении профессиональной деятельности трудящихся.

Здоровье с точки зрения общепланетарного философского подхода в контексте парадигмы жизни и смерти всего живого - универсум, абсолют, свойственный всем живущим на Земле, независимо от возраста, пола, расовой принадлежности и осуществления профессиональных функций, поэтому здоровье можно назвать акмеологической ценностью. Чтобы наиболее эффективно совершить переход от ценностей содержания образовательной среды в личностные ценности, необходимо сформировать методологический подход, определяющий содержательную и общую направленность тактики формирования профессионально-прикладной физической культуры обучающихся в техническом вузе [8]. Таких подходов может быть множество, методологической основой нашего исследования выбран акмеологический подход. Проблему здоровья в современном социуме отражают психолого-акмеологические исследования А.А. Деркача, А.С. Гусевой, В.Г. За-зыкина, О.И. Жданова, М.Ф. Секача и др. Соотношение здоровья и личности опосредованно исследовали ученые в контексте проблемы «профессиональная деятельность - личность - состояние (в том числе физическое)». В акмеологическом контексте большое значение имеют исследования ученых, раскрывающих различные аспекты психологии здоровья - Л.И. Августова, В.А. Ананьева, Н.Е. Водопьянова, И.Н. Гурвича, Е.П. Ильина, Г.С. Никифорова, А.В. Никольского, С.А. Романовой, А.Л. Гройсмана, О.И. Жданова, Ю.М. Орлова, М.Ф. Секача, А.Л. Журавлева и др. В профессиональной адаптации (А.А. Крылов, Б.Ф. Ломов), психофизиологической адаптации (В.П. Казначеев, Ц.П. Короленко), в профессиональном здоровье (В.А. Пономаренко, Г.С. Никифоров), в адаптации к экстремальным условиям (В.Н. Абрамова, О.И. Жданов, М.Ф. Секач и др.) исследования проводили в рамках парадигмы сущности здоровья и психологической готовности к профессиональной деятельности, а также в изучении профилактики негативных воздействий и их последствий для здоровья человека. Актуальность поиска способов сохранения здоровья для человечества выдвигает эту проблематику на центральное место не только в медицинской, но и в педагогической науке. Педагогическая наука разрабатывает способы приобщения обучающихся к ценности «здоровье» как форме культуры. Ориентация обучающейся молодежи на культуру здоровья осуществляется в образовательном процессе вуза, поскольку оно располагает возможностями устранять негативные тенденции с позиции человека, общества. Особенностью образовательного процесса по физическому воспитанию в технических вузах является многопрофильность обучения при постоянно меняющихся условиях и требованиях к профессиональной подготовке будущих специалистов. Социальный заказ государства определяет содержание образовательного процесса вуза, набор дисциплин учебного плана, учебных программ, профессиональную подготовку, обеспечивающую готовность обучающихся к трудовой деятельности.

Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что исследований физического воспитания в вузе с позиции акмеологического подхода недостаточно. Акмеологический подход в физическом воспитании в современных условиях подчеркивает роль личности как значимого субъекта современного общества, разрешает сложные проблемы, возникшие перед личностью и профессией, для которых нет готовых решений, выявляет способность высококвалифицированного профессионала действовать в условиях высокой неопределенности, трудностей, риска, маневрировать, сохраняя лицо, позицию, уверенность, свое здоровье. Эти проблемы доступны для исследования акмеологии - науке о ценностях личности, о ее совершенствовании и способности конструктивно осуществлять профессиональную деятельность, сохраняя здоровье, достигая профессионализма на индивидуальном уровне.

Основоположники акмеологического подхода - Б.Г. Ананьев, О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.А. Климов, Л.Г. Лаптев, В.А. Пономаренко, Н.А. Рыбников, В.Д. Шад-риков и др.

По мнению О.Ю. Масаловой, акмеологический подход представляет собой создание в образовательном процессе оптимальных условий, обеспечивающих самовыражение, самоутверждение обучающегося, проявление его способностей [9]. Такой подход подразумевает развитие физической культуры в самом широком смысле, как совершенствование тела, нравственности и волевых качеств человека, включающий совокупность принципов, приемов и методов, обеспечивающих активное саморазвитие и самореализацию обучающегося. Самоутверждение личности в физическом воспитании, согласно акмеологическому подходу, проявляется в стремлении к физическому совершенству, в высоких достижениях в спорте, наиболее полно демонстрирующих возможности обучающихся, их способности к достижению целей. Одна из первостепенных задач в образовательном процессе в вузе - поиск наиболее эффективных путей раскрытия потенциальных возможностей и

развития необходимых качеств с помощью различных видов деятельности в сфере профессионально-прикладной физической культуры обучающихся. Это предполагает создание педагогических условий для возможности выражения себя как личности, формирование и корректировки мотивов и ценностных ориентаций, определения себя в профессиональной сфере [10].

С каждым годом конкуренция на современном рынке труда возрастает, поэтому основной гарант занятости специалиста - это его постоянное профессиональное совершенствование, самосовершенствование, самореализация, которые максимально эффективны, когда универсальная компетентность достигает творческого уровня, становится неотъемлемым качеством специалиста, его способностью решать сложные профессиональные задачи в постоянно меняющихся условиях, сохранять свое здоровье.

Акмеологические приемы и технологии направлены на развитие в образовательном процессе познавательных путей, чтобы обучение, творческое переосмысление действительности становилось для обучающегося неотъемлемой частью получения знаний. Цель акмеологиче-ского подхода - достижение обучающимся максимально комфортного творческого уровня в формировании профессионально-прикладной физической культуры, обеспечивающего эффективность и устойчивость управления своим здоровьем и личностным развитием на протяжении всей жизни для достижения успеха как в профессиональной деятельности, так и в жизни в целом. Такая методологическая основа направляет педагогический процесс на формирование у обучающихся ответственной и мотивированной склонности к самообразованию и личностному развитию, творческого мышления, потребностей в постоянном самосовершенствовании, здорового образа жизни, саморазвития личностных качеств, необходимых для самореализации в профессиональной и других сферах жизнедеятельности [11]. Исследуемый подход направляет профессионально-прикладную физическую культуру обучающихся на формирование у них ответственной и мотивированной склонности к самообразованию и личностному развитию; творческому мышлению; потребности в постоянном самосовершенствовании, ведении здорового образа жизни, выявлении и саморазвитии личностных качеств, необходимых для удачной самореализации в профессиональной и других сферах жизнедеятельности; умений рефлексировать (рефлексия - обращение человеком своего сознания на свое (или чужое) мышление и поведение, на приобретенные знания, понимание и анализ своих мыслей, чувств и мотивов). Как пишет в диссертационном исследовании Т.Е. Баева, «акмеологическое сопровождение самостоятельной учебной деятельности студентов позволит не только повысить компетентность студентов, но и избежать необоснованных перегрузок, повысить интерес к будущей профессиональной деятельности, способствовать творческому развитию личности и ее профессиональной самореализации» [12].

В нашем понимании акмеологический подход в процессе формирования профессионально-прикладной физической культуры обучающихся подразумевает в широком смысле совершенствование тела, души и духа, включает в себя совокупность принципов, приемов и методов, обеспечивающих активное здоровье, саморазвитие и самореализацию студента. Под совершенствованием тела подразумеваем: физическое развитие обучающихся, морфологические показатели - пропорциональность телосложения, росто-весовые показатели, функциональные показатели - динамометрия, показатели становой силы, жизненную емкость легких (ЖЕЛ), частоту сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), физическую подготовленность -развитие физических качеств, освоение и совершенствование двигательных действий и навыков.

Под совершенствованием души предполагаем воспитание этических (нравственных, моральных) норм, в том числе профессиональных. Совершенствование духа - это развитие и совершенствование психологических качеств, умений и психических процессов посредством системы принципов (общепедагогических, акмеологических, принципа объекта деятельности, субъекта жизнедеятельности, оптимальности, моделирования, обратной связи), а также методов, средств и приемов физического воспитания, в совокупности обеспечивающих самореализацию, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся.

В структуре модели готовности специалиста современные ученые выделяют три категории задач и видов деятельности. Первая категория отражает особенности мира, вторая - общественно-политического строя страны, третья диктуется требованиями профессии, специальности. Обозначенные категории принципиально меняют подходы к содержанию профессиональной подготовки как интегрированного итога взаимодействия преподавателей и обучающихся. Преподаватель должен иметь максимальную информацию об особенностях будущей профессии, требованиях, которые предъявляют к организму будущих специалистов. Преподаватель должен быть готовым к работе над развитием конкретных профессионально важных качеств. Обучающийся должен быть готов по своим конституционно-морфологическим, физическим, психическим качествам к требованиям избранной профессии. Он должен иметь исчерпывающие модельные

характеристики молодого специалиста, быть готовым к усвоению знаний о выбранной профессии. Такая система физического воспитания представляет собой многоуровневое, единое, целостное пространство, совокупность соединений, находящихся во взаимодействии друг с другом.

Эта система знаний, средств, методов воспитания и образования образует алгоритм профессионально-прикладной физической подготовки. Существуют различные формы составления алгоритмов. Для разработки педагогической модели нами использовалась блок-схема, обеспечивающая готовность обучающихся к достижению искомой цели - успешной подготовки к трудовой деятельности. Педагогическая модель формирования профессионально-прикладной физической культуры обучающихся в техническом вузе на основе акмеологии охватывает структурированные знания о роде профессиональной деятельности, применение этих знаний, достижения личного познавательного опыта, ценностное отношение к самостоятельному обучению. Разработанная педагогическая модель состоит из следующих блоков: мотивационно-поведенческого, целенаправляющего, теоретико-методологического и критериально-результативного, которые обеспечивают ее эффективность.

Мотивационно-поведенческий блок педагогической модели содержит основы акмеологиче-ски ориентированного поведения и деятельности обучающихся в техническом вузе, направленных на формирование и развитие устойчивой мотивации: установки, идеалы, привычки, интересы, цели; склонности к занятиям физической культурой в вузе, профессиональное саморазвитие, потребности в творческой самореализации, в достижении профессионального успеха. Основная цель этого блока - формирование акме-качеств и акме-способностей - проявление знаний теоретических дисциплин; логическое и последовательное представление усвоенных знаний; достоверная обработка новой информации; понимание результатов экспериментальных способов проверки научных теорий, освоение предметной области на необходимом квалификационном уровне) как индивидуально-психологических свойств личности обучающихся, которые обеспечивают поддержку постоянного роста психического и профессионального развития, включают навыки выбора и реализации приемов и технологий перехода с одного уровня профессионализма на более высокий уровень, способность преодолевать препятствия на пути достижения собственных целей. В результате применения следующих методов и приемов обеспечены: сравнение и социально-психологическая идентификация, социальная поддержка и положительная оценка деятельности, создание проблемных ситуаций и ситуаций выбора, соревновательный и игровой методы, прием творческого моделирования идеальных объектов.

Целенаправляющий блок предлагаемой педагогической модели обеспечивает целенаправленную организацию выявленных педагогических условий. Первое состоит в применении адекватных методов и приемов физического воспитания в целях формирования профессионально-прикладной физической культуры личности обучающегося в вузе. Второе связано с соблюдением следующей последовательности изменений преимущественной направленности педагогических воздействий в целях формирования ключевых компетенций обучающихся: когнитивной (когнитивной деятельностью считают деятельность, опирающуюся на познавательные (когнитивные) способности обучающегося), двигательной и др.

Основа реализации педагогической модели - теоретико-акмеологический блок, состоящий из когнитивно-акмеологического и акме-деятельностного компонентов. Когнитивно-акмеологиче-ский компонент - это результат познания процесса самореализации, отражение этого процесса в сознании обучающегося. Акмеологическо-деятельностный компонент - это умение учиться, которое охватывает структурированные знания о роде деятельности, опыт их применения, достижения личного познавательного опыта, ценностное отношение к самостоятельному обучению в процессе формирования профессионально-прикладной физической культуры личности обучающегося.

Критериально-результативный блок педагогической модели делает акцент на соотношении реальных характеристик развития обучающихся с оптимальной моделью саморазвития. Обучающийся не просто реализует себя, а изменяет себя качественно, снимает психологические барьеры, определяет личную траекторию саморазвития, ценностей, целей и установок.

Содержательно-процессуальный блок педагогической модели на основе акмеологии подразумевает раскрытие содержания, форм и методов, используемых в профессионально-прикладной физической подготовке обучающихся в вузе; состоит из трех взаимодействующих направлений: естественно-научного, социогуманитарного, технологического; реализован в следующих формах: учебные занятия (лекционные, семинарские, практические, индивидуальные занятия и консультации), самостоятельная и научно-исследовательская работа обучающихся, практическая подготовка и контрольно-диагностические мероприятия.

Реализация педагогической модели позволила установить ряд критериев, определяющих результаты и эффективность процесса формирования профессионально-прикладной физиче-

ской культуры обучающихся в техническом вузе на основе акмеологии. К ним относят: мотиваци-онный критерий - выявление уровня мотивации к саморазвитию, к достижению успеха, отношение к своему «я», имеющейся жизненной позиции; когнитивный критерий - выявление уровня знаний, умений, понимания и осознания основных положений акмеологии; деятельностный критерий - умение оценивать свой потенциал, уровень полученных результатов, их значимость, сложность задач в процессе самостоятельной и научно-исследовательской работы обучающихся; личностный критерий - выявление индивидуально-психологических способностей личности, которые обеспечивают достижение вершин профессиональной компетентности: организаторские и коммуникативные способности, управление эмоциями, творческий потенциал, креативность, воображение, социальная зрелость.

Кроме выделенных критериев, нами разработана система рейтингового контроля за уровнем развития основных физических качеств, физкультурной активности и спортивных достижений обучающихся. Разработанная система рейтингового контроля представляет собой одну из современных организационно-методических форм контроля, которая успешно применяется в вузах. Система рейтингового контроля позволила распределить обучающихся на курсе на учебные группы. Это побуждало их стремиться подняться по рейтингу как можно выше. В дальнейшем этот интерес стимулировал обучающихся к самореализации, саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию.

В результате обобщения исследований профессионально-прикладной физической культуры обучающихся в образовательном процессе технического вуза на основе акмеологического подхода как педагогического процесса, направленного на формирование готовности к трудовой деятельности, обоснована, разработана, реализована педагогическая модель, состоящая из следующих блоков: мотивационно-поведенческого, целенаправляющего, теоретико-акмеологи-ческого, содержательно-процессуального, критериально-результативного, позволяющих выявить ряд критериев, определяющих результаты и эффективность исследуемого процесса: мо-тивационный, когнитивный, деятельностный и личностный, определяющие ее эффективность. Система рейтингового контроля имела непрерывный характер, выраженный в проверке учебной и внеучебной деятельности на протяжении всего периода обучения дисциплин по физическому воспитанию, с применением четких правил, согласованных с обучающимися, с ранжированием их путем присвоения персонального рейтинга, с использованием методов математической статистики, с отображением состояния успеваемости в текущих и итоговых листах. Предложенная педагогическая модель, система рейтингового контроля обеспечили возможность раскрыть весь потенциал обучающегося для самореализации, саморазвития, самосовершенствования, самообразования на протяжении дальнейшей трудовой деятельности. Акмеология как методологическая основа педагогического процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры выступает связующим звеном между необходимыми универсальными компетенциями и личностными качествами обучающихся, проникает во все сферы их деятельности.

Ссылки:

1. Московченко О.Н. Здоровый образ жизни: взгляд студентов красноярских вузов // Здоровый образ жизни - выбор молодых! : материалы открытой Сибирской студенческой научно-практической конференции / отв. ред. Е.В. Панов. Красноярск, 2011. С. 14-20 ; Трифоненкова Т.А., Поборончук Т.Н. Педагогические аспекты профессионально-прикладной физической подготовки специалистов лесного комплекса // Современный учебно-воспитательный процесс: теория и практика : материалы IX Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. Красноярск, 2017.

2. Миронов А.Г. Педагогические условия совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки будущих юристов на основе применения айкидо // Образование и саморазвитие. 2011. Т. 5, № 27. С. 64-69 ; Трифоненкова Т.А., Поборончук Т.Н. Указ. соч.

3. Баева Т.Е. Акмеологические аспекты самостоятельной учебной деятельности студентов физкультурных вузов : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1999. 179 с. ; Жегалова М.Н. Технология профессионально-прикладной физической подготовки студентов, обучающихся по направлению «Пожарная безопасность» : дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2012. 165 с. ; Мартиросова Т.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка бакалавров-инженеров // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 6. С. 32-34 ; Мартиросова Т.А., Быкова А.И. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузах // Актуальные проблемы физической культуры и спорта. Развитие и перспективы : материалы I Международной научно-практической конференции. Секция 1: Актуальные проблемы и пути развития физического воспитания, спорта и туризма в системе образования. Донецк, 2019. С. 215-219 ; Миронов А.Г. Указ. соч. ; Трифоненкова Т.А., Поборончук Т.Н. Указ. соч.

4. Жегалова М.Н. Указ. соч. ; Мартиросова Т.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка бакалавров-инженеров ; Ее же. Теоретические аспекты формирования профессионально-прикладной физической культуры бакалавров в высших профессиональных учреждениях // Актуальные проблемы физической культуры и спорта. Развитие и перспективы. С. 207-215 ; Масалова О.Ю. Методологические подходы к формированию физической культуры студента в высшей школе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 3 (103). С. 166-175.

5. Мартиросова Т.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка бакалавров-инженеров ; Ее же. Технология профессионально-прикладной физической подготовки современных бакалавров. Красноярск, 2018. 78 с. ; Ее же.

Теоретические аспекты формирования профессионально-прикладной физической культуры бакалавров в высших профессиональных учреждениях ; Мартиросова Т.А., Быкова А.И. Указ. соч.

6. Мартиросова Т.А., Быкова А.И. Указ. соч. ; Миронов А.Г. Указ. соч.

7. Мартиросова Т.А., Быкова А.И. Указ. соч. ; Московченко О.Н. Указ. соч. ; Трифоненкова Т.А., Поборончук Т.Н. Указ. соч. ; Поборончук Т.Н., Трифоненкова Т.А. Оценка физического состояния современной молодежи // Физическая культура и спорт в образовательном пространстве вуза : материалы II Международной научно-практической конференции. Тула, 2018.

8. Московченко О.Н. Указ. соч. ; Трифоненкова Т.А., Поборончук Т.Н. Указ. соч.

9. Баева Т.Е. Указ. соч. ; Бодалев А.А., Васина Н.В. Акмеология. Настоящий человек. Каков он и как им становятся? СПб., 2010. 224 с. ; Деркач А.А., Селезнева Е. В. Акмеология в вопросах и ответах: учебное пособие. М. ; Воронеж, 2007. 247 с. ; Мартиросова Т.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка бакалавров-инженеров ; Масалова О.Ю. Указ. соч. ; Огневьюк В.О. Розвиток в уыверситетсьш освт акме-компетентнюного потенцалу майбутнього фажвця // Ак-меолопя - наука ХХ1 столбя : матерiали Ill Мiжнародноí науково-практичноТ конференций КиТв, 2011. С. 6-9.

10. Мартиросова Т.А. Технология профессионально-прикладной физической подготовки современных бакалавров ; Мартиросова Т.А., Быкова А.И. Указ. соч. ; Масалова О.Ю. Указ. соч. ; Огневьюк В.О. Указ. соч.

11. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Указ. соч. ; Жегалова М.Н. Указ. соч. ; Мартиросова Т.А. Технология профессионально-прикладной физической подготовки современных бакалавров ; Мартиросова Т.А., Быкова А.И. Указ. соч. ; Миронов А.Г. Указ. соч.

12. Баева Т.Е. Указ. соч.

References:

Baeva, TE 1999, Acmeological Aspects of the Independent Educational Activities of Students of Physical Culture Universities, St. Petersburg, p. 179, (in Russian).

Bodalev, AA & Vasina, NV 2010, Acmeology. Real Man. What is he and How to Become One?, St. Petersburg, p.224, (in Russian). Derkach, AA & Selezneva, EV 2007, Acmeology in Questions and Answers: Study Guide, Moscow; Voronezh, p. 247, (in Russian). Martirosova, TA & Bykova, AI 2019, 'Motivation of Students to Physical Education in universities', Aktual'nye problemy fizicheskoj kul'tury i sporta. Razvitie i perspektivy, Donetsk, pp. 215-219, (in Russian).

Martirosova, TA 2015, 'Professionally-Applied Physical Training of Undergraduate Engineers at the University', Professional'noe obrazovanie. Stolica, no. 6, pp. 32-34, (in Russia).

Martirosova, TA 2018, Technology of Professional-Applied Physical Training of Modern Bachelors, Krasnoyarsk, p. 78, (in Russian). Martirosova, TA 2019, 'Theoretical Aspects of Formation of Professionally-applied Physical Culture of Bachelors in Higher Professional Institutions', Aktual'nye problemy fizicheskoj kul'tury i sporta. Razvitie i perspektivy, Donetsk, pp. 207-215, (in Russian).

Masalova, OY 2012, 'Methodological Approaches to the Formation of Physical Culture of Students in Higher Education', Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta, no 3 (103), pp. 166-175, (in Russian).

Mironov, AG 2011, 'Pedagogical Conditions of Improvement of Professionally-Applied Physical Training of Future Lawyers on the Basis of Application of Aikido', Obrazovanie i samorazvitie, vol. 5, no. 27. pp. 64-69, (in Russian).

Moskovchenko, ON 2011, 'Healthy Lifestyle: a View of Students of Krasnoyarsk Universities', Zdorovyj obraz zhizni - vybor molodyh!: materialy otkrytoj Sibirskoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Krasnoyarsk, pp. 14-20, (in Russian).

Ognevyuk, VO 2011, 'Development of the Acme-competence Potential of a Future Specialist in University', Akmeologija -nauka XXI veka: materialy III mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Kyiv, pp. 6-9, (in Ukrainian).

Poboronchuk, TN & Trifonenkova, TA 2016, 'Evaluation of Physical Condition of Students of the Siberian State Technological University', Lesohimicheskie kompleksy - problemy ireshenija. Vserossijskaja nauchno-prakticheskaja konferencija, Krasnoyarsk, vol. 2, pp. 139-142, (in Russian).

Poboronchuk, Tn & Trifonenkova, TA 2018, 'Assessment of the Physical Condition of Modern Youth', Fizicheskaja kul'tura i sport v obrazovatel'nom prostranstve vuza: materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Tula, (in Russian).

Trifonenkova, TA & Poboronchuk, TN 2017, 'Pedagogical Aspects of Professionally-Applied Physical Training of Forestry Specialists', Sovremennyj uchebno-vospitatel'nyj process: teorija i praktika: materialy IX Vserossijskoj zaochnoj nauchno-praktich-eskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Krasnoyarsk, (in Russian).

Zhegalova, MN 2012, Technology of Professionally-Applied Physical Training of Students Mastering the "Fire safety" Course, Volgograd, p. 165, (in Russian).

Редактор: Тальчук Калерия Сергеевна Перевод: Ездина София Александровна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.