Научная статья на тему 'Формирование профессиональной ответственности будущих специалистов как базисный регулятив успешности трудовой деятельности'

Формирование профессиональной ответственности будущих специалистов как базисный регулятив успешности трудовой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная ответственность / будущие специалисты / современный рынок труда / рискогенность социума / трудовая деятельность / трудовые функции и действия / традиционные российские духовно-нравственные ценности / нравственные императивы жизнедеятельности / прогнозирование образа профессионального будущего / professional responsibility / future specialists / modern labor market / riskenness of society / labor activity / labor functions and actions / traditional Russian spiritual and moral values / moral imperatives of life / forecasting the image of the professional future

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пак Любовь Геннадьевна

В статье актуализирована проблема поиска новых путей формирования профессиональной ответственности будущих специалистов в системе высшего образования. Определены проявления растущих тенденций ослабления чувства ответственности выпускников вуза «за» и «перед» кем-либо, порождающие негативные тенденции в нравственном становлении будущих профессионалов. Раскрыты основные пути минимизации данных рискогенных областей жизнедеятельности молодых людей путем целенаправленной организации процесса формирования профессиональной ответственности будущих специалистов, переориентированном на новые ценности экономической и социальной реальности, соотнесенные с традиционными российскими духовно-нравственными и культурно-историческими ценностями. Дана авторская трактовка понятия «профессиональная ответственность будущих специалистов» и отражены основные содержательные характеристики процесса ее формирования. Охарактеризованы основные положения, определяющие оптимальность формирования профессиональной ответственности будущих специалистов как базисного регулятива успешности трудовой деятельности с позиции: а) «взращивания» жизнеспособности современных выпускников вуза; б) выстраивания логики динамически развивающегося изучаемого процесса в субъектном, культурном и деятельностных контекстах; в) развития качеств студентов, отражающих социально-ответственное и ценностное от-ношение к трудовой сфере, окружающим людям, себе, черты характера; в) усиления механизма регуляции поведения в условиях управляемого автономного обучения в аспекте направленности на прогнозируемое профессиональное будущее; г) развития умений выстраивания конструктивных коммуникационных моделей с окружающими людьми; д) использования интерактивных форм и методов профессионально и нравственно ориентированной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of professional responsibility of future specialists as a basic regulation of job success

The article views the problem of finding new ways to form the professional responsibility of future specialists in the higher education system. The growing tendencies of weakening the sense of responsibility of university graduates "for" and "to" someone, generating negative tendencies in the moral formation of future professionals are determined. The main ways of minimizing these risky areas of young people’s life are disclosed by purposefully organizing the process of forming profes-sional responsibility of future specialists, reoriented to new values of economic and social reality, correlated with traditional Russian spiritual, moral and cultural and historical values. The author's interpretation of the concept of “professional responsi-bility of future specialists” is given and the main meaningful characteristics of the process of its formation are reflected. The main provisions defining the optimality of professional responsibility of future specialists’ formation as the basic regulation of the success of labor activity from the position of: a) “nurturing” the viability of modern graduates of the university; b) building the logic of the dynamically developing studied process in subject, cultural and activity contexts; c) the development of stu-dents’ qualities of reflecting the socially responsible and value attitude towards the labor sphere, surrounding people, them-selves, character traits; c) strengthening the mechanism for regulating behavior in the context of managed autonomous training in terms of focusing on the predicted professional future; d) development of skills of building constructive communication models with people around; e) the use of interactive forms and methods of a professionally and morally oriented orientation.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной ответственности будущих специалистов как базисный регулятив успешности трудовой деятельности»

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №1(61). - С. 143-148 --- ♦ ----

УДК 378.1 DOI: 10.52772/25420291_2024_1_143

Любовь Геннадьевна Пак г. Оренбург

Формирование профессиональной ответственности будущих специалистов как базисный регулятив успешности трудовой деятельности

В статье актуализирована проблема поиска новых путей формирования профессиональной ответственности будущих специалистов в системе высшего образования. Определены проявления растущих тенденций ослабления чувства ответственности выпускников вуза «за» и «перед» кем-либо, порождающие негативные тенденции в нравственном становлении будущих профессионалов. Раскрыты основные пути минимизации данных рискогенных областей жизнедеятельности молодых людей путем целенаправленной организации процесса формирования профессиональной ответственности будущих специалистов, переориентированном на новые ценности экономической и социальной реальности, соотнесенные с традиционными российскими духовно-нравственными и культурно-историческими ценностями. Дана авторская трактовка понятия «профессиональная ответственность будущих специалистов» и отражены основные содержательные характеристики процесса ее формирования. Охарактеризованы основные положения, определяющие оптимальность формирования профессиональной ответственности будущих специалистов как базисного регулятива успешности трудовой деятельности с позиции: а) «взращивания» жизнеспособности современных выпускников вуза; б) выстраивания логики динамически развивающегося изучаемого процесса в субъектном, культурном и деятельностных контекстах; в) развития качеств студентов, отражающих социально-ответственное и ценностное отношение к трудовой сфере, окружающим людям, себе, черты характера; в) усиления механизма регуляции поведения в условиях управляемого автономного обучения в аспекте направленности на прогнозируемое профессиональное будущее; г) развития умений выстраивания конструктивных коммуникационных моделей с окружающими людьми; д) использования интерактивных форм и методов профессионально и нравственно ориентированной направленности.

Ключевые слова: профессиональная ответственность, будущие специалисты, современный рынок труда, рискогенность социума, трудовая деятельность, трудовые функции и действия, традиционные российские духовно-нравственные ценности, нравственные императивы жизнедеятельности, прогнозирование образа профессионального будущего.

Lyubov Gennadievna Pak

Orenburg

Formation of professional responsibility of future specialists as a basic regulation of job

success

The article views the problem of finding new ways to form the professional responsibility of future specialists in the higher education system. The growing tendencies of weakening the sense of responsibility of university graduates "for" and "to" someone, generating negative tendencies in the moral formation of future professionals are determined. The main ways of minimizing these risky areas of young people's life are disclosed by purposefully organizing the process of forming professional responsibility of future specialists, reoriented to new values of economic and social reality, correlated with traditional Russian spiritual, moral and cultural and historical values. The author's interpretation of the concept of "professional responsibility of future specialists" is given and the main meaningful characteristics of the process of its formation are reflected. The main provisions defining the optimality of professional responsibility of future specialists' formation as the basic regulation of the success of labor activity from the position of: a) "nurturing" the viability of modern graduates of the university; b) building the logic of the dynamically developing studied process in subject, cultural and activity contexts; c) the development of students' qualities of reflecting the socially responsible and value attitude towards the labor sphere, surrounding people, themselves, character traits; c) strengthening the mechanism for regulating behavior in the context of managed autonomous training in terms of focusing on the predicted professional future; d) development of skills of building constructive communication models with people around; e) the use of interactive forms and methods of a professionally and morally oriented orientation.

Keywords: professional responsibility, future specialists, modern labor market, riskenness of society, labor activity, labor functions and actions, traditional Russian spiritual and moral values, moral imperatives of life, forecasting the image of the professional future.

Введение. Профессиональная

ответственность будущих специалистов становится все более значимым феноменом современной действительности в условиях быстро изменяющихся социально-политических и социально-экономических перемен, динамизма и изменчивости современной структуры

профессиональной занятости, обновления требований к содержанию функционала молодой рабочей силы. Востребованы будущие специалисты, обладающие высоким уровнем профессиональной ответственности в процессе

организации и осуществления трудовой деятельности, свободно владеющие знаниями, умениями в выбранной сфере труда и смежных областях деятельности, готовые к динамичному и адекватно-нравственному реагированию на инновационные технологические процессы и перемены в общественной жизни. Такие выпускники образовательных организаций высшего образования представляют молодой интеллектуальный и мобильный капитал страны, стратегический ресурс прогрессивного развития общества и обеспечения национальной

безопасности государства, его процветания и устойчивой стабильности.

АНО «Россия - страна возможностей» провело опрос среди работодателей (2020 г.) на определение характеристик и качеств, востребованных на рынке труда молодых специалистов. 75% работодателей указали, что наиболее важное конкурентное качество молодых работников - ответственность. В ходе трудоустройства выпускников вуза для работодателя значимыми выступают не столько сформированность их профессиональных компетенций, сколько умение будущих специалистов критически осмысливать технологические новшества и принимать рациональные решения по их внедрению, нести ответственность за профессиональные действия и их последствия, соотносить нормы социума с личностно принятыми, следовать культуре групповых ценностей, а не личных амбиций» [9].

Формирование профессиональной

ответственности будущих специалистов выступает, с одной стороны, как базисный регулятив обеспечения перспектив оптимального первичного вхождения выпускников вуза на рынок труда, детерминанта гарантии их стабильного активного функционирования в рамках внешнего соответствия занимаемой работниками должности и профессиональной самореализации на разных этапах трудовой жизнедеятельности; с другой стороны, как основа экономического роста государства и его технологического влияния на мировой арене.

Значимость формирования профессиональной ответственности будущих специалистов отражена в современных нормативно-правовых документах (Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года; Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года; Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года и т.д.), в которых определены приоритеты формирования данного вида ответственности молодых людей за результативность своей деятельности и значимость полученных результатов для повышения благосостояния страны, народа и своей семьи, развития национальной экономики и общества, увеличения степени конкурентоспособности выпускников вузов на инновационном рынке труда и оптимальности осуществления трудовой деятельности.

В этой связи в педагогической науке и практике актуализируется разработка научной проблемы формирования профессиональной ответственности будущих специалистов как

базисный регулятив успешности трудовой деятельности.

Цель статьи: обосновать основные положения формирования профессиональной ответственности будущих специалистов для обеспечения успешности первичного вхождения на рынок труда и продуктивного осуществления трудовой деятельности.

Теоретическая часть исследования. В настоящее время идеологическим основанием разработки научной проблемы формирования профессиональной ответственности будущих специалистов как регулятива трудовой успешности выступают нормативно-правовые документы (вышеобозначенные) и положения из выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина в послании Федеральному собранию РФ (29 февраля 2024 г.) о значимости формирования мировоззрения российской молодежи в высших учебных заведениях, повышения потенциала и качества всей высшей школы в аспекте подготовки востребованных кадров с позиции нашей ответственности за настоящее и за будущее России. Президент РФ отметил: «Завтрашний день страны определяет устремления нынешнего молодого поколения, его становление, его успехи, жизненные ориентиры, которые пройдут любую проверку на прочность, это важнейший залог и гарантия суверенитета России, продолжения нашей истории» [13].

Формирование профессиональной

ответственности будущих специалистов в современном социуме возможно в специально организованном пространстве образовательной организации высшего образования,

переориентированном на новые ценности экономической и социальной реальности, соотнесенные с традиционными российскими духовно-нравственными и культурно-

историческими ценностями («жизнь, достоинство, права и свободы человека, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, патриотизм, гражданственность, крепкая семья, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» (Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»

[14]).

В проекте Всеобщей декларации ответственности человека, разработанном В.Н. Третьяковым (с учетом структуры и лексики Всеобщей декларации прав человека) подчеркивается, что педагоги высшей школы обучая и воспитывая молодых людей, развивая их мышление и продуктивность действий должны

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №1(61). - С. 143-148

осознавать собственную ответственность в формировании социально и профессионально ответственных взрослеющих субъектов, которые в перспективе интегрируются в современные условия взрослой жизни [4].

Вместе с тем, в образовательной практике высшей школы формированию профессиональной ответственности будущих специалистов не уделяется должного внимания (М.Г. Ахметвалиева, М.А. Коняева [1]). Образовательный процесс вуза более нацелен на усвоение профессиональных знаний, умений и навыков (hard skills - жестких навыков) и менее на развитие надпрофессиональных навыков (soft skills - мягких навыков), дополняющих и создающих новые ресурсы повышения

конкурентоспособности будущих специалистов, в рамках которых и рассматривается данный вид ответственности выпускников вуза. В студенческой молодежной среде проявляются «растущие тенденции ослабления чувства ответственности «за» и «перед» кем-либо (связанные с неконтролируемым

экспоненциальным ростом объемов информации), падение престижа института труда как одной из разновидностей общественной обязанности, обесценивание моральных ценностей,

отстраненность молодого поколения от общественно-активной деятельности, социальный инфантилизм, переориентация на сферу досуга и развлечений, получение материальных благ и высокого социального статуса любой ценой, осмысление окружающего мира с позиции «выгодно - не выгодно» и подчинение рыночным операциям купли-продажи, отрицание устоев и общепринятых норм поведения в обществе, что порождают негативные тенденции в моральном становлении будущих профессионалов, деструктивно отражаются на освоении фундаментальных и универсальных знаний, умений обучающихся в ходе овладения профессией, восприятии норм социального общежития и служебной этичности, реализации определенных трудовых функций и проявлении активной социальной позиции» [12, С. 285].

В условиях новой социально-экономической ситуации, трансформации трудовой сферы, а также возникновения рискогенных ситуаций современного жизнебытия и мировосприятия молодых людей необходимо целенаправленное формирование профессиональной

ответственности будущих специалистов на основании идеи «взращивания» и становления жизнеспособности выпускников вуза как «способности выжить, не деградируя, в «жестких» и ухудшающихся условиях социальной и природной среды, развиться и духовно возвыситься, воспроизвести и воспитать потомство, жизнеспособное в биологическом и социальных планах» [2].

Обзор источников по изучаемой проблематике показывает круг интересов исследователей, изучающих профессиональную ответственность в разных аспектах: Е.К. Гарданова [5] (рассмотрение структурных критериев и показателей профессиональной ответственности будущих специалистов, личностных коррелят ответственности, определение направлений развития данного вида ответственности студентов); Ю.А. Евко [8] (характеристика содержания понятия

профессиональной ответственности будущих специалистов в междисциплинарной матрице науки с позиции интегративного, межпредметного анализа); А.Т. Мухаметшин [11] (описание личностного, социоориен-тированного и деятельностного подходов в формировании профессиональной ответственности будущих специалистов в образовательном процессе вуза, представление программы «Я-профи» и методических рекомендаций по ее использованию в рамках исследуемой проблемы); О.Н. Большакова [3] (анализ психологических механизмов, детерминирующих процесс формирования профессиональной

ответственности студентов, подбор

диагностического инструментария и его апробация по выявления уровневых показателей изучаемого вида ответственности); Л.И. Дементий [7] (исследования ответственности в рамках типологии и личностных оснований); Л.В. Лидак, Н.Ф. Желаевская [10] (представление взаимосвязи структурных компонентов профессиональной ответственности и построения карьерной траектории в выбранной сфере труда); N. Tscharaktschiew, U. Rudolph [16] (установление соотношения проявлений ответственности в рамках поддержки окружающих субъектов и восстановления их оптимального

функционирования в социуме); D.E. Rupp, D.B. Mallory [15] (изучение феномена корпоративной социальной ответственности как ценностного базиса достижения результатов в профессии и общего благосостояния).

На основе анализа вышеобозначенных литературных источников нами дана авторская трактовка понятия «профессиональная ответственность будущих специалистов» как профессионально-личностной характеристики, определяющей индивидуальный стиль профессионального функционирования молодых людей при добросовестной реализации на практике освоенных трудовых действий и должностных обязанностей с позиции высокого осознания общественного долга перед государством, обществом и гражданами, нацеленности на умножение общественного благосостояния. Структура профессиональной ответственности будущих специалистов представлена следующими структурными компонентами: знаниевым (знания и

представления), ценностным (мотивы и ценности) и поведенческим (опыт и умения).

Формирование профессиональной

ответственности будущих специалистов представляет собой процесс расширения знаний о себе как ответственных субъектах общественных отношений, транслирующих уважение к социальным нормам и этическим требованиям трудового сообщества, нацеленность на построение конструктивных отношений с окружающими людьми, опыт социальной полезности действий в аспекте индивидуальной регуляции деятельности, рефлексию

профессиональных перспектив и рисков и принятие всей меры ответственности за результаты реализации трудовых функций в выбранной сфере труда.

В ходе исследования выделены основные положения, определяющие оптимальность формирования профессиональной

ответственности будущих специалистов как базисного регулятива успешности трудовой деятельности:

- формирование профессиональной ответственности будущих специалистов необходимо рассматривать с учетом трех взаимосвязанных контекстов: «субъектного («Я» как субъект профессиональной ответственности), культурного («Мы» как представители профессиональной культуры ответственности), деятельного (внешнее проявление ответственности в профессиональной деятельности). При этом профессиональная ответственность студентов вуза выступает как системный динамически развивающийся многоуровневый феномен, который необходимо формировать в логике одновременности определенных аспектов: личностном (переход студентов от «объектов ответственности» к активной позиции «субъектов ответственности»), культурном (трансформация будущих субъектов труда от эгоцентризма к этноцентризму, далее к мироцентризму), деятельном (от ответственности студентов в коротком моменте времени к ответственности за прошлое, настоящее, будущее)» [6, С. 10];

- формирование профессиональной ответственности будущих специалистов с позиции механизма регуляции поведения определяет значимость развития у студентов умений выстраивания конструктивных коммуникационных моделей на основе популяризации в ходе профессиональной подготовки в вузе тенденций коллегиальности, сотрудничества, партнерства, солидарности, взаимоподдержки, уважительного и заботливого отношения друг к другу и к окружающим, терпимости с учетом морально-этических оснований российского менталитета и особенностей мировосприятия народа (соборность, духовность, традиционализм, доброта, эмпатия,

альтруизм и т.д.), нравственных устоев и моральных нормативов трудового сообщества;

- формирование профессиональной ответственности будущих специалистов отражает необходимость развития способности студентов к самонаблюдению, самодетерминации, саморазвитию, самосовершенствованию в профессиональной области, саморегуляции и самоконтролю, самостоятельному целеполаганию, планированию, прогнозированию в условиях управляемого автономного обучения в аспекте направленности на образ профессионального будущего, сохранению целостности собственной личности и выстраиванию гармоничного сосуществования с окружающим миром;

- интерактивными формами и методами, обеспечивающими оптимальность формирования профессиональной ответственности будущих специалистов выступают: социальные проекты и акции, волонтерство, студенческое самоуправление, ценностно-ориентированные дискуссии, «case study, или метод анализа конкретных ситуаций (ситуации морального выбора, решение нестандартных профессиональных ситуаций), тренинги профессионально-личностного роста, кинопросмотр и анализ видеосюжетов нравственно и профессионально ориентированной направленности, цифровая геймификация, дневники достижений и т.д.» [12, С. 292].

Выводы и рекомендации. В исследовании установлено, что профессиональная

ответственность будущих специалистов - это профессионально-личностная характеристика, детерминирующая в перспективе эффективность реализации трудовых функций и действий выпускников вуза в выбранной сфере трудовой деятельности. Формирование профессиональной ответственности определяется ценностным позитивным отношением будущих специалистов к своей профессиональной деятельности, выстраиванием конструктивных жизненных и профессиональных коммуникаций, адекватностью максимальной актуализации профессионально-личностного потенциала через изменения в себе самих и в окружающих субъектах, нацеленностью к самоуправлению и достижению социально значимых результатов профессионального труда. При этом формирование профессиональной ответственности будущих специалистов в современном изменчивом мире и постоянно трансформируемом рынке труда выступает открытым и незавершенным процессом, развивающимся во времени с беспрерывным преобразованием условий, обновлением знаниевых конструктов, обогащением содержания расширяющимися личностно значимыми смыслами в конкретной трудовой деятельности.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №1(61). - С. 143-148 -- ♦ ----

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ахметвалиева, М.Г. Педагогические методы поэтапного формирования ответственности у современной молодежи / М.Г. Ахметвалиева, М.А. Коняева. - Текст : непосредственный // Современные наукоемкие технологии. - 2023. - № 9. -С. 85-89.

2. Бабочкин, П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе / П.И. Бабочкин. -Москва : Социум, 2000. - 175 с. - Текст : непосредственный.

3. Большакова, О.Н. Проблема формирования профессиональной ответственности студентов вуза / О.Н. Большакова. - Текст : непосредственный // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2009. - № 102. - С. 24-31.

4. Всеобщая декларация ответственности человека. - URL: М1р8://рашгш1Ъ^оМрге88хот/2011/04/18/всеобщая-декларация-ответственности/ (дата обращения: 11.03.2024). - Текст : электронный.

5. Гарданова, Е.К. Развитие профессиональной ответственности будущего специалиста / Е.К. Гарданова. - Текст : непосредственный // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2013. - № 33-2. - С. 43-49.

6. Гофман, О.О. Ценностно-смысловые и ситуационные детерминанты профессиональной ответственности (на примере строительных профессий) : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.03 / Гофман Ольга Олеговна. - Санкт-Петербург, 2017. - 24 с. - Текст : непосредственный.

7. Дементий, Л.И. Ответственность: типология и личностные основания : монография / Л.И. Дементий. - Омск : ОмГУ, 2001. - 192 с. - Текст : непосредственный.

8. Евко, Ю.А. К вопросу о теоретических основах формирования профессиональной ответственности у будущих специалистов / Ю.А. Евко. - Текст : непосредственный // Вестник ТГПУ. - 2016. - № 9 (174). - С. 103-107.

9. Куницына, С.М. Опыт формирования ответственности у студентов педагогических вузов в учебно-воспитательном процессе / С.М. Куницына. - Текст : непосредственный // Вестник Московского государственного областного университета. Серия : Педагогика. - 2010. - № 1. - С. 47-53.

10. Лидак, Л.В. Влияние профессиональной ответственности личности на карьерное продвижение / Л.В. Лидак, Н.Ф. Желаевская. - Текст : электронный // Прикладная психология и психоанализ : электрон. науч. журн. - 2010. - № 2. -URL: http://ppip.su (дата обращения: 11.03.2024).

11. Мухаметшин, А.Т. Организационно-педагогические доминанты формирования профессиональной ответственности специалиста / А.Т. Мухаметшин. - Текст : непосредственный // Вестник УРАО. - 2010. - № 2. - С. 47-50.

12. Пак, Л.Г. Внеаудиторная деятельность как средство формирования социально-профессиональной ответственности студентов вуза / Л.Г. Пак. - Текст : непосредственный // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. - 2019. - № 4 (32). - С. 285-298.

13. Rossijskaja Federacija. Prezident (2018 - ; Putin V. V.). Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniju [Rossijskaja Federacija. Prezident (2018 - ; Putin V. V.). Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniju]. Moscow, 2024. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/73585 (Accessed 11.03.2024).

14. Rossijskaja Federacija. Prezident (2018 - ; Putin V. V.). Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniju i ukrepleniju tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej: ukaz ot 9 nojabrja 2022 g. № 809 [Rossijskaja Federacija. Prezident (2018 - ; Putin V. V.). Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniju i ukrepleniju tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (Accessed 11.03.2024).

15. Rupp D.E., Mallory D.B. Corporate social responsibility: psychological, person-centric and progressing. Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior, 2015, Vol. 2, pp. 211-236.

16. Tscharaktschiew N., Rudolph U. The who and whom of help giving: An attributional model integrating the help giver and the help recipient. European Journal of Social Psychology, 2016, Vol. 46, pp. 90-109.

REFERENCES

1. Ahmetvalieva M.G., Konyaeva M.A. Pedagogicheskie metody poetapnogo formirovaniya otvetstvennosti u sovremennoj molodezhi [Pedagogical methods of step-by-step responsibility formation among modern youth]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern science-intensive technologies], 2023, no. 9, рр. 85-89.

2. Babochkin P.I. Stanovlenie zhiznesposobnoj molodezhi v dinamichno izmenyayushchemsya obshchestve [The formation of viable youth in a dynamically changing society]. Moscow: Socium, 2000. 175 p.

3. Bol'shakova O.N. Problema formirovaniya professional'noj otvetstvennosti studentov vuza [The problem of the formation of professional responsibility of university students]. Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena [Izvestia of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen], 2009, no. 102, рр. 24-31.

4. Vseobshchaya deklaraciya otvetstvennosti cheloveka [Universal Declaration of Human Responsibility]. URL: https://panorusth.wordpress.com/2011/04/18/vseobshchaya-deklaraciya-otvetstvennosti/ (Accessed: 11.03.2024).

5. Gardanova E.K. Razvitie professional'noj otvetstvennosti budushchego specialista [Development of professional responsibility of the future specialist]. Psihologiya ipedagogika: metodika iproblemyprakticheskogoprimeneniya [Psychology and pedagogy: methodology and problems ofpractical application], 2013, no. 33-2, рр. 43-49.

6. Gofman O.O. Cennostno-smyslovye i situacionnye determinanty professional'noj otvetstvennosti (na primere stroitel'nyh professij). А^вге^ dis. kand. psihol. nauk [Value-meaning and situational determinants of professional responsibility (using the example of construction professions) Ph.D. Philosopher Sciences]. Sankt-Peterburg, 2017. 24 р.

7. Dementij L.I. Otvetstvennost': tipologiya i lichnostnye osnovaniya: monografiya [Responsibility: typology and personal grounds]. Omsk: OmGU, 2001. 192 p.

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY,

2024, no 1(61), pp. 143-148 ---- ♦ ---

8. Evko Y.A. K voprosu o teoreticheskih osnovah formirovaniya professional'noj otvetstvennosti u budushchih specialistov [On the theoretical basis for the formation of professional responsibility among future specialists]. Vestnik TGPU [Vestnik TSPU], 2016, no. 9 (174), pp. 103-107.

9. Kunicyna S.M. Opyt formirovaniya otvetstvennosti u studentov pedagogicheskih vuzov v uchebno-vospitatel'nom processe [Experience of responsibility formation among students of pedagogical universities in educational process]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Pedagogy], 2010, no. 1, pp. 47-53.

10. Lidak L.V., ZHelaevskaya N.F. Vliyanie professional'noj otvetstvennosti lichnosti na kar'ernoe prodvizhenie [The influence of professional responsibility of the individual on career advancement]. Prikladnaya psihologiya i psihoanaliz: electron. nauch. zhurn. [Applied psychology and psychoanalysis], 2010, no. 2. URL: http:// ppip.su (Accessed: 11.03.2024).

11. Muhametshin A.T. Organizacionno-pedagogicheskie dominanty formirovaniya professional'noj otvetstvennosti specialista [Organizational and pedagogical dominants of the professional responsibility formation of a specialist]. Vestnik URAO [URAO Bulletin], 2010, no. 2, pp. 47-50.

12. Pak L.G. Vneauditornaya deyatel'nost' kak sredstvo formirovaniya social'no-professional'noj otvetstvennosti studentov vuza [Non-audit activities as a means of forming the social and professional responsibility of university students]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Orenburg State Pedagogical University], 2019, no. 4 (32), pp. 285-298.

13. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu [President's Message to the Federal Assembly]. Mosсщд, 2024. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/73585 (Accessed: 11.03.2024).

14. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej» [Decree of the President of the Russian Federation «On the approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values»] (Utv. Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 9 noyabrya 2022 g. № 809). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (Accessed: 11.03.2024).

15. Rupp D.E., Mallory D.B. Corporate social responsibility: psychological, person-centric and progressing. Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior, 2015, no. 2, pp. 211-236.

16. Tscharaktschiew, N., Rudolph U. The who and whom of help giving: An attributional model integrating the help giver and the help recipient. European Journal of Social Psychology, 2016, no. 46, pp. 90-109.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Л.Г. Пак, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и социологии, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург, Россия, e-mail: lyubov-pak@mail.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

L.G. Pak, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Pedagogy and Sociology, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia, e-mail: lyubov-pak@mail.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.