DOI 10.7442/2071-9620-2022-14-1-114-124
УДК 378.14 ББК 74.480.25
Т.С. Гордова
(Международный Институт Дизайна и Сервиса, г. Челябинск, Россия) Г.Я. Гревцева
(Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, Россия)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ МЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРА ПРОФЕССИЙ
В статье рассмотрена проблема профессиональной направленности современных студентов. Оптимальный уровень развития профессиональной направленности, успешность освоения деятельности будущего специалиста существенно зависят от мотивации учебной деятельности. Как показывают многочисленные исследования, профессиональная направленность личности является одним из главных признаков пригодности личности к работе. Учеными разработаны теоретические предпосылки для решения исследуемой проблемы. В то же время возникают противоречия, требующие разрешения. В соответствии с уточнено понятие «профессиональная направленность», выделены ее структурные элементы. Выявлены факторы, определяющие мотивацию личности к выбору профессии. Авторы указывают на необходимость разработки модели формирования профессиональной направленности личности, выделяют ее компоненты. Представлены результаты опроса респондентов, которые позволили определить уровень профессиональной направленности у студентов. Описан практический опыт про-фориентационной работы.
Ключевые слова: профессиональная направленность, мотив, мотивация, профессиональная деятельность, выбор профессии, профориентация, конкурентноспособная система образования.
о
T.S. Gordova
(International Institute of Design and Service, Chelyabinsk, Russia) G.Ya. Grevtseva
(Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia)
FORMING THE PROFESSIONAL DIRECTION * OF PERSONALITY IN THE CONDITIONS OF THE CHANGING PROFESSIONAL WORLD
The problem of professional direction of modern students is discussed. Optimal level of professional direction development, level of mastering the activities of the future
specialist significantly depend on the motivation to studies. Many researches show that personality professional direction is one of the main indicators of personal ability to work. The scientists developed theoretical preconditions to solve the problem under study. At the same time there are contradictions to be solved. Consequently, the concept of "profession direction" has been specified, and its structural components have been revealed. The factors influencing personal motivation to choosing a profession have been revealed. The authors emphasize the necessity to develop a model of personal professional direction and specify its components. The results of respondents' inquiry are presented that made it possible to define students' professional direction. Practical experiences of career guidance counseling are described.
Keywords: professional direction, motive, motivation, professional activities, selection of profession, career guidance, competitive education system.
Успешность человека в любой деятельности зависит от ее направленности. Именно она определяет поведение личности, отношение к себе и к своему будущему. Профессиональная направленность связана с профессиональным самоопределением. Смена образовательных парадигм, трансформация ценностных ориентаций молодежи, циф-ровизация образования актуализирует проблему профессиональной направленности современных студентов. Профессиональная направленность обусловливает развитие субъектной позиции по отношению к будущей профессиональной деятельности.
Значимость профессиональной ориентации отражена в ряде стратегических документов сферы образования и воспитания: федеральных государственных образовательных стандартах, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2020 года, Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020» годы, указе Президента об объявлении 2018-2027 гг. Десятилетием детства и др. Проблема профессиональной направленности связана с решением вопроса успешной социализации молодежи, вхождения в общество с определенным социальным набором качеств.
В условиях меняющегося мира профессий реализуется и постоянно обновляются федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования, утвержден «Список 50
наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» (ТОП-50). Последний документ создан с целью создания конкурентноспособной системы образования, а также увеличения количества выпускников, демонстрирующих высокий уровень подготовки по профессиям и специальностям по соответствующим стандартам WorldSkills, а также удовлетворяющих требования работодателей к качеству подготовки кадров для передовых производств [6; 16].
Проблеме профессиональной направленности посвящены исследования психологов и педагогов И.С. Беганцова [1], А.К. Белоусова [2], М.Е. Дуранова [7], А.Ф. Казаков [8], Ю.Е. Коньшина [11], АС. Мутырова [14], В.П. Потиха [17], Е.В. Предеина [18], Е.Ю. Пряжникова [19], О.П. Тарасова [22], Ф.Д. Товарищева [23] и др.
А.Ф. Казаков отмечает: «социально-культурная практика нуждается в разработке педагогических инноваций, которые по возможности должны компенсировать издержки традиционного школьного образования и охватывать данную проблематику с точки зрения организации досуга» [8, с.4]. Теоретическая значимость исследования Ю.Е. Коньшиной состоит в том, что определены особенности обоснованного в теории и реализованного на практике подхода к формированию профессиональной направленности на медицинскую профессию в системе
s
1—
о
о
I
т
s
с;
s
н
о
о
I
I
ф
с;
m JS
го s
Ü о
с о
го ф
I -&
JS о
о
I с
_0 го
го I о s s
s и;
о о
о о
ф i_
-& о Ф
2
с к
ф I
s Ф
I S
го m о X к s
Ü m
s о
S ц
ü о
о ^
© m
«школа-вуз» [11, с. 9]. Формированию профессиональной направленности сельских старшеклассников в условиях профильного обучения посвящена работа Ф.Д. Товарищевой [23]. Исследователь особое внимание уделяет опыту народного воспитания с целью формирования профессиональной направленности старшеклассников, при этом учитывает особенности социальной сельской среды. Е.В. Предеина [16] выделяет культурную составляющую в социально-профессиональном самоопределении старшеклассников. В.И. Блинов указывает на необходимость педагогического сопровождения профессионального выбора [3].
С направленной деятельностью личности связаны мотивы, которые всегда выражают побудительную силу, направленность личности. Методологической основой исследования в этом направлении являются: теория системного (Н.В. Кузьмина, Ю.А. Кустов и др.), лич-ностно ориентированного (Л.Г. Вяткин, Г.П. Корнев и др.), деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), принципы компетентностного подхода (Е.Я. Коган, А.В. Хуторской, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, М.А. Чошанов и др.), подходы к организации образовательного процесса, теория развития мотивации (Л.С. Выготский, А. Мас-лоу, К.К. Платонов, В.А. Ядов и др.), принцип детерминации (В.П. Зинченко,
A.А. Ухтомский, С.Л. Рубинштейн), принцип единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); принцип развития (А.Г. Асмолов,
B.П. Зинченко и др.).
П.М. Якобсон мотив связывает с це-леполагающей деятельностью [25, с. 9-11]. Л.М. Фридман относит мотивы
Ш
^ к форме проявления потребностей [24, ^ с.74]. Мотив всегда конкретен, отражает ^ направленную деятельность личности, ^ выполняет целеполагающую, стимули-§ рующую, оценочную, ориентировочную, Ц самоутверждающую функции. ^ По мнению М.Ш. Магодед-Эминова, и мотивация - родовое понятие и включа-
ет в себя различные виды побуждений: потребности, мотивы, цель, интерес [5, с. 108]. В формировании профессиональной направленности личности особое значение имеет мотивация, которая выполняет побудительные, целеполагающие, информационные, ориентировочные функции. Удовлетворение познавательной потребности побуждает личность к целенаправленной деятельности.
В зависимости от мотивов определяется тип направленности: продуктивный, малопродуктивный, непродуктивный. С мотивами выбора профессии связаны уровни профессиональной направленности: высокий уровень, низкий уровень и третий уровень (отсутствие направленности).
М.Е. Дуранов справедливо отмечает, что мотивация всегда целенаправлена, связана с интеллектуальной, эмоциональной, действенно-практической сферами личности, то есть мотивация имеет свою сферу активной направленной деятельности [7, с. 122]. Мотивы выбора профессии могут быть самые различные, зависят они от разных факторов (внешних и внутренних), связаны с условиями и методами воспитания и обучения. Ведущим фактором формирования профессиональной направленности являются познавательные потребности.
С.Б. Синецкий в своем исследовании справедливо указывает, что мотивация студента зависит от особенностей ситуации, тенденций, в которых существует вуз (образовательный процесс) и студент. Контекст, в который помещен вуз и студент, может быть благоприятным (мотивирующим) и неблагоприятным (демотивирующим). Ученый выделяет следующие особенности контекста: тенденция уменьшения влияния полученного образования на судьбу выпускника; разрушение парадигмальности образовательного процесса; дезориентирован-ность студента при выборе профессии и моральная неготовность к ее освоению в условно-стандартной ситуации и т.д. [21, с. 49-50].
Профессиональная направленность как качество личности специалиста формируется на основе общей направленности личности, рассматриваемой в современной психологии как «совокупность устойчивых мотивов и целей, которые ориентируют деятельность человека и являются относительно независимыми от той или иной ситуации» [20, с. 63].
По мнению М.С. Лукьяновой, профессиональная направленность - это «целая система движущих человеком устойчивых мотивов», зависящих от его эмоционально-ценностных отношений к конкретному виду профессиональной деятельности [12]. Также Г.В. Буянова в своей статье произвела анализ соотношения понятий «профессиональное самоопределение» и «профессиональная направленность» [4]. И.В. Крыжановская и Т.П. Коваленок утверждают, что именно направленность определяет успешность овладения человеком профессией и выступает «системообразующим» фактором личности профессионала [10].
Среди функций профессиональной направленности ученые (О.С. Овсянникова [15], А.А. Моисеев [13]) выделяют: «побуждающую (активность человека к профессиональной деятельности, потребность в ней), направляющую (обусловливает сущность цели в любом виде профессиональной деятельности), регулирующую (предопределяет систему ценностных ориентаций, основополагающие мотивы профессиональной деятельности) деятельность» [12, с. 4]. О.С. Овсянникова раскрывает суть профессиональной направленности через ее компоненты: «интересы к профессиональной среде, которые понимаются как избирательная активность в отношении профессии; позитивное отношение к профессиональной деятельности; целенаправленные усилия человека, ориентированные на реализацию профессиональной деятельности; образ профессии, который отражает характер и содержание профессиональных представлений о социально-экономической, производственно-технической и со-
циально-психологической сторонах выбранной профессии» [15, с. 97].
Исходя из анализа трактовок ученых, а также изучения понятия «направленность», определяем профессиональную направленность как практический целенаправленный сосредоточенный процесс, который интегрирует такие функции, как мотивация, усилия, процесс формирования стиля жизни и учет склонностей и предпочтений.
Структурными компонентами профессиональной направленности являются: когнитивный (знания особенностей профессии, технологий, навыки и умения, способные обеспечить психологически полноценное взаимодействие в последующем процессе профессионального общения), мотивационный (положительное отношение к выполняемой деятельности, мотивация, потребность в достижениях и т.д.), ценностный (ценности профессии, ценностные ориентации), рефлексивный (осознание будущим специалистом собственной деятельности, ее значимости для людей).
Методологической основой разработки модели формирования профессиональной направленности личности явился комплекс подходов: системный подход обеспечит выявление конструктивных особенностей модели, личностно ориентированный подход предполагает помощь обучающемуся в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его творческих возможностей, становлении самосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, деятель-ностный подход обосновывает вовлечение в разнообразные виды деятельности, компетентностный подход позволит выявить содержание формируемых компетенций, задать ориентиры образовательного процесса.
В структуру разработанной нами модели формирования профессиональной направленности личности включены мо-тивационно-целевой, ценностно-смысловой, креативно-деятельностный и оценочно-рефлексивный компоненты.
^
н
о
о
I
т
^
с;
^
н
о
о
I
I
ф
с;
ш
го ^
о
С о
го ф
I -&
о
о
I с
_0 го I о го ^
^ к
о о
о о
ф
-& о ф ^
2
с к
ф I
^ Ф
I ^
го ш о X к ^
ш
о
Ц
о
о ^
© ш
го m
<u
ш
<u
CR
го ш о ч ср о
О
Мотивационно-целевой компонент модели характеризует нормативные ориентации процесса формирования профессиональной направленности личности. В настоящее время нормативной ориентацией является государственный заказ - подготовка специалиста, способного осуществлять профессиональную деятельность.
Ценностно-смысловой компонент модели отражает место будущей профессии в иерархии смыслов и ценностей человека. Ядром данного компонента является Программа «Моя профессия».
Креативно-деятельностный компонент модели предполагает вовлечение студентов в разнообразные виды творческой деятельности (проектировочную, исследовательскую, познавательную, рефлексивную и т.д.) с учетом принципов профессионально-творческой направленности личности, технологичности, вариативности.
Оценочно-рефлексивный компоненты модели основан на компонентах профессиональной направленности, содержит в себе критерии оценки сформированности профессиональной направленности и результат, к которому предположительно должен прийти каждый из них.
Изучение проблемы предполагает рассмотрение критериев и показателей, с помощью которых можно получить объективную информацию о результативности учебно-воспитательного процесса.
Критериями профессиональной направленности являются: 1) когнитивный - позволяет определить степень понимания сущности направленности, содержание и системность знаний о профессии, потребность в самостоятельном приобретении знаний; 2) социально-практический - определяет уровень проявления интереса к профессии, профессиональной деятельности, сформированность ценностных ориентаций, ценностей профессии; 3) личностно-ценностный -определяет степень мотивации к профессиональной деятельности, способность личности действовать в соответ-
ствии с ее ценностными ориентациями и профессиональной компетентностью. К свойствам модели относим: структурность, функциональность, интегратив-ность, актуализация ценностей профессии, гуманность, непрерывность.
Педагогическими условиями реализации модели являются: педагогическое сопровождение процесса формирования профессиональной направленности, реализация специального курса «Моя профессия», использование инновационных, интерактивных технологий, включение в разнообразные виды деятельности.
Многолетний практический опыт работы позволяет утверждать, что у значительной части студентов, к сожалению, отсутствует положительная направленность на будущую профессиональную деятельность и связано это в большей степени с тем, что молодые люди не всегда осознанно подходят к выбору профессии.
В научной литературе представлено большое количество факторов, влияющих на выбор профессии. Е.А. Климов выделяет три основных фактора: учет желаний, учет своих способностей, учет потребностей общества [9].
Первый фактор - учет желаний («хочу») - определение того, что имеет первостепенное значение, чем хочет заниматься молодой человек и чего хочет достичь в процессе своей профессиональной жизни. Другими словами, это то, к чему лежит душа. Это действия, которые человек будет выполнять с интересом. Если выбранное дело нравится, то и профессиональная деятельность будет приносить только положительные эмоции. Очень часто на выбор влияют различные внешние факторы. Средства массовой информации могут формировать отношение к тому или иному виду деятельности (уважение, статус, оплата и т.д.).
Второй фактор - учет знаний и умений, индивидуальных возможностей («могу») - определение тех сфер, в которых будущий специалист может быть более успешным. Нужно учитывать не только умственные способности, но и
физические тоже, так как в некоторых делах человек может быстрее уставать, сталкиваться с трудностями. Незнание своих способностей, физических особенностей и неумение соотнести их с требованиями профессии могут привести к ошибочному решению. Этот фактор подразумевает не только анализ уровня имеющихся знаний и умений, но и готовности к обучению, принятию новой информации. В настоящее время в системе среднего профессионального образования выделяют три уровня способностей.
Третий фактор - это востребованность профессии на рынке труда, возможность трудоустройства («надо»). Необходимо отметить, что ситуация на рынке труда меняется достаточно быстро, и может получиться так, что за время обучения потребность в специалистах резко снижается или исчезает полностью. Для правильного выбора профессии необходимо понимать, какие направления будут развиваться более активно, какие технологии будут приходить на смену старым, какие методы управления будут наиболее эффективными. Следовательно, при выборе профессии важно ориентироваться не столько на спрос, существующий сейчас, но и учитывать прогноз на ближайшее будущее.
Трудность выбора заключается еще в том, что и желания, и возможности, и рынок труда находятся в постоянном изменении, поэтому долгосрочные планы надо строить с учетом возможных изменений «хочу», «могу», «надо».
В 2018 году ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж» набрал 2 группы на специальность «Архитектура» и 3 группы на специальность «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». На начальном этапе среди вновь поступивших студентов было проведено анкетирование, которое позволило определить уровень профессиональной направленности у студентов. Результаты анкетирования показали, что 43% поступивших студентов не имеют четкого представления о
своей будущей профессии, 52% затрудняются назвать основные виды своей будущей профессиональной деятельности, уровень мотивации у студентов коммерческих групп был ниже среднего.
Результаты анкетирования и работа со студентами младших курсов дают основание утверждать, что деятельность школ по профориентации имеет ряд проблем. Анализ научной литературы показывает, что в настоящее время отсутствуют подходы к профориентации, учитывающие ментальную и социокультурную специфику молодого поколения. Учащимся школ трудно ориентироваться в мире профессий. Кроме того, опыт их родителей не соответствует современным реалиям. Дополнительным негативным фактором можно считать отсутствие в школе специалистов, профессионально занимающихся профориентацией школьников.
В этих условиях профессиональные образовательные организации активно осваивают новые практики по профессиональной ориентации учащихся школ. Эта работа направлена на привлечение будущих абитуриентов в ССУЗы и ВУЗы. Но при этом нельзя не отметить тот факт, согласно которому в процессе этой работы учащиеся школ получают информацию о самых востребованных на рынке труда профессиях.
Государство отвечает за организацию эффективной профориентации в школе и организует взаимодействие между школами, техникумами, колледжами, вузами и работодателями. Оно также призвано создавать специальные структуры и организации, отвечающие за профориентацию, обеспечить разработку нормативных актов. В последние годы запущено несколько проектов, реализация которых проходила в формате профессиональных проб. Как показывает опыт, эта образовательная технология имеет высокий профори-ентационный потенциал. Одним из таких проектов является «Билет в будущее», который относится к проектам ранней профориентации. Он направлен на работу с учащимися 6-11-х классов. Федеральным
^
н
о
о
I
т
^
с;
^
н
о
о
I
I
ф
с;
ш
го ^
о
С о
го ф
I -&
о
о
I с
.0 го I о го ^
^ к
о о
о о
ф
-& о ф ^
2
с к
ф I
^ ф
I ^
го ш о X к ^
ш
о
Ц
о
о ^
© ш
го
со ф
^
ш
ф
К
ГО ш о ч
о
О
оператором проекта является Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. Проект предусматривает проведение диагностического тестирования, после которого учащиеся могут принять участие в профессиональных пробах.
ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж» также включился в реализацию этого инновационного проекта. В рамках профориен-тационной работы были проведены прак-тико-ориентированные мероприятия, которые помогли школьникам погрузиться в различные профессиональные сферы. Перед педагогами, осуществляющими эти мероприятия, стояла задача сформировать у школьников представление о различных сферах производства, о формируемых в колледже компетенциях. Поэтому деятельность в рамках мероприятий не включала развлекательного или игрового содержания, а соответствовала конкретно той практике, которая существует в той или иной сфере труда. В целом проект «Билет в будущее» реализует такие направления профориента-ционной работы, как:
- разработка и реализация вну-тришкольных программ профори-ентационной направленности;
- взаимодействие профессиональных образовательных организаций и общеобразовательных учреждений (проведение профессиональных проб, мастер-классов, презентации);
- информационное сопровождение родителей по вопросам профориентации обучающихся;
- организация и проведение соревнований возрастной группы юниоры (до 16 лет) в рамках чемпионата «Молодые профессионалы», проходящих на территории Челябинской области.
Для колледжа результатом реализации проекта было возросшее количество
абитуриентов. Причем конкурс возрос даже на тех специальностях, которые ранее не пользовались большой популярностью у поступающих. Это подтверждает версию о недостаточной информированности учащихся школ в прошлые годы.
В 2019 и 2020 годах среди студентов первых курсов также проводилось анкетирование, направленное на исследование их профессиональной направленности. Интересными стали результаты анкетирования в 2020 году. Эффективность проведенной профориентационной работы преподавателями колледжа была очевидна. Среди поступивших только 14% студентов не имеют четкого представления о своей будущей профессии (в 2018 году - 43%), 23% опрошенных затрудняются назвать основные виды своей будущей профессиональной деятельности (в 2018 году - 52 %). Полученные результаты позволяют сделать вывод, что первокурсники 2020 года осознанно подходили к выбору своей будущей профессиональной деятельности.
В профориентационной работе эффективным является сетевое взаимодействие школ, профессиональных образовательных организаций и предприятий области. У колледжа сложились давние традиции взаимодействия с работодателями. Это взаимодействие происходит на всех уровнях подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности (организация олимпиад, конференций, практик, защита выпускных квалификационных работ). Но в рассмотрении проблемы формирования профессиональной направленности хочется отметить сотрудничество образовательных организаций с предприятиями области на этапе работы со школьниками. К этому сотрудничеству привлекаются специалисты базовых предприятий. С их помощью проходят тематические классные часы, организуются экскурсии школьников на предприятия, встречи с ведущими специалистами предприятий и организаций г. Челябинска. В результате этого взаимодействия все участники получают
определенную выгоду. Школа в этот момент выполняет свою основную функцию - развитие личности, воспитание ответственных граждан и осуществление ранней профориентацией и получает в итоге выпускников со сформированными профессиональными желаниями и потребностями. Колледж получает абитуриентов, готовых продолжить свое обучение в его стенах. Предприятие может рассчитывать на пополнение своих рядов дипломированными специалистами.
Мы также повели опрос студентов 1 курса культурологического и хореографического факультетов вуза культуры, чтобы выявить особенности профессиональной направленности студентов -первокурсников вуза культуры. Результаты опроса респондентов показали, что сформированность когнитивного компонента профессиональной направленности студентов-первокурсников находится в основном на среднем уровне (от 65 до 78% опрошенных студентов) по всем критериям. Мотивационный компонент (от 70-90%); ценностный (от 8090%); рефлексивный (от 65-75%). Данные результаты опроса подводят к выводам, что большинство обучающихся удовлетворены своим выбором будущей специальности, определились с целями профессиональной деятельности. Однако понимают, чтобы обеспечить профессиональную успешность, необходимо быть целеустремленным, мобильным, активным, ответственным, коммуникабельным, конкурентоспособным; овладевать профессиональными знаниями, умениями и навыками (быть образованными, трудолюбивыми).
Таким образом, проведенный нами анализ проблемы формирования профессиональной направленности личности позволяет сделать вывод о том, что качество подготовки будущих специалистов в профессиональных образовательных организациях напрямую зависит от качества подготовки выпускников школ. В свою очередь, качество подготовки школьников - это не только предметные
знания, но и сформированность их профессиональной ориентации. Ориентация на конкретную область профессиональной деятельности формирует у учащихся осознанное отношение к получению сначала школьного, а затем и профессионального образования, а также формирует осмысленное построение образовательной и профессиональной траектории. Библиографический список:
1. Беганцова И.С., Никишев А.В., Сма-гина Н.В. Профессиональная направленность студентов СПО как фактор развития профессионального самосознания // Молодой ученый. - 2014. -№ 21-1(80). С. 77-79.
2. Белоусова А.К. Формирование готовности обучающихся к выбору профессии в образовательном пространстве региональной системы образования: дисс. ... канд. пед. наук. - Абакан, 2019. - 321 с.
3. Блинов В.И. Эффективные практики профессиональной ориентации в регионах России // Профессиональное образование в России и за рубежом. -2017. - №1 (25). С.6-8.
4. Буянова Г.В. Соотношение понятий «профессиональное самоопределение» и «профессиональная направленность» // Вестник современных исследований. - 2018. - № 10.1(25). С. 56-58.
5. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. -М., 1991.
6. Дегтеренко Л.Н. Анализ нормативно-правового обеспечения внедрения стандартов Worldskills в практическую деятельность образовательных организаций Челябинской области // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. - Т. 10. -№ 1(39). С. 19-36.
7. Дуранов М.Е. Мотивация и ее функции в формировании профессиональной направленности студентов // Вестник Челябинского государственного университета. - 1996. - №1. С. 121-125. - Режим доступа: https://
^
н
о
о
I
т
^
с;
^
н
о
о
I
I
ф
с;
ш
го ^
о
С о
го ф
I -&
о
о
I с
_0 го го
X о ^
^ к
о о
о о
ф
-& о ф ^
2
с к
ф I
^ Ф
I
го ш о X к ^
^ ш
о
Ц
о
о ^
© ш
го
со ф
^
ш
ф
К
ГО ш о ч
о
О
cyberieшnka.m/artide/n/motivatsiya-i-ee-funktsii-v-formirovanii-professionalnoy-napravlennosti-studentov
8. Казаков А.Ф. Формирование профессиональной ориентации молодежи в условиях свободного времени: дисс. ... канд. пед. наук. - Казань, 2011. - 230 с.
9. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации // Знание. Сер. «Педагогика и психология». - 1983. - №2.
10. Коваленок Т.П., Крыжановская И.В. Типы профессиональной направленности и познавательные интересы студентов // Педагогика и психология образования. - 2010. - №2. С. 41-50.
11. Коньшина Ю.Е. Формирование профессиональной направленности будущих медицинских работников в системе «школа-вуз»: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Уфа, 2004. - 28 с.
12. Лукьянова М.С. Взаимосвязь профессиональной направленности личности и уровня тревожности у студентов // Концепт. - 2016. - Т. 11. С. 1146-1150. -Режим доступа: http://e-koncept.ru/ 20W86248.htm
13. Моисеев А.А. Эволюция основных теорий профессиональной направленности: сущность и содержание // Социально-гуманитарные знания. -2017. - № 1. С. 307-315.
14. Мутырова А.С. Педагогическая система профориентационной работы вуза в условиях непрерывного образования: дисс. канд. пед. наук. -Астрахань, 2008. - 190 с.
15. Овсянникова О.С. Формирование профессиональной устойчивости как задача подготовки студентов в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5. -№ 3 (16). С. 96-98.
16. Попова Н.А., Дегтеренко Л.Н. Из опыта апробации технологии формирования профессиональной поликомпетентности в условиях выбора обучающимися индивидуальной образовательной траектории при вне-
дрении стандартов Ворлдскиллс // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2019. - Т. 11. -№ 4(46). С. 93-102.
17. Потиха В.П. Формирование профессиональной направленности личности студентов колледжа: дисс. . канд. пед. наук. - М., 2000. - 199 с.
18. Предеина Е.В. Формирование социально-профессионального самоопределения старшеклассников в условиях гуманитарного образования: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. -Новокузнецк, 2003. - 19 с.
19. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. за-ведений/Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряж-ников. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 496 с.
20. Пустовалова Н.Ф. Формирование профессиональной направленности студентов в процессе обучения иностранному языку: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Санкт-Петербург, 1991. - 16 с.
21. Синецкий С.Б. К вопросу о мотивации и стимулировании студента // Инновации в системе образования: материалы V Всерос. научн.-практ. конф. - Челябинск, 2014. - С. 49-57.
22. Тарасова О.П., Голованова Т.Н. Особенности влияния профессиональной направленности и карьерной ориентации личности на удовлетворенность профессиональной деятельностью молодых специалистов // Психологическое сопровождение образования: теория и практика : сборник статей по материалам VII Международной научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 28-30 декабря 2016 года. - Йошкар-Ола: ООО ИПФ «СТРИНГ», 2017. - С. 353-356.
23. Товарищева Ф.Д. Формирование профессиональной направленности сельских старшеклассников в условиях профильного обучения: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Якутск, 2000. - 146 с.
24. Фридман Л.М., Волков И.Н. Психологическая наука учителю. - М., 1985.
25. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения чело-
века. - М.: Просвещение, 1969. - 317 с.
Поступила 09.03.2022
Об авторе:
Гордова Татьяна Сергеевна, аспирант кафедры педагогики и психологии ЧОУВО «Международный Институт Дизайна и Сервиса» (Челябинск, Россия), [email protected]
Гревцева Гульсина Якуповна, профессор кафедры педагогики и этнокультурного образования Челябинского государственного института культуры (Челябинск, Россия), профессор, доктор педагогических наук, [email protected]
Для цитирования: Гордова Т.С., Гревцева Г.Я. Формирование профессиональной направленности личности в условиях меняющегося мира профессий // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2022. - Т. 14. - № 1. С. 114-124. DOI: 10.7442/2071-9620-2022-14-1-114-124
References:
1. Begantsova I.S., Nikishev N.V., Smagina N.V. Professional direction of students // Molodoy uchenyi. - 2014. - № 21-1(80). P. 77-79. [in Russian]
2. Belousova A.K. Forming students' readiness for profession selection in the educational environment of the regional education system Dis ... kand.ped.nauk. - Abakan, 2019. -321 p. [in Russian]
3. Blinov V.I. Effective career guidance practices in the Russian regions // Professionalnoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. - 2017. -№1 (25). P.6-8. [in Russian]
4. Buyanova G.V. Correlation of concepts "professional identity" and "professional direction" // Vestnik sovremennykh isslerdovanii. - 2018. - № 10.1(25). P. 56-58. [in Russian]
5. Vasiliev I.A., Magomed-Eminov M.Sh. Motivation an control of the action. - М., 1991. [in Russian]
6. Degterenko L.N. Analysis of legal support in introducing WorldSkills standards into the practices of educational organizations in Chelyabinsk Region // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2018. - Vol. 10. - № 1(39). P. 19-36. [in Russian]
7. Duranov M.E. Motivation and its functions in the formation of students' professional direction // Vestnik Chelyabinskogo Universiteta. - 1996. - №1. P. 121-125. - Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-i-ee-funktsii-v-formirovanii-professionalnoy-napravlennosti-studentov [in Russian]
8. Kazakov A.F. Forming professional orientation of young people in free time conditions. Dis ... kand.ped.nauk. - Kazan, 2011. - 230 с. [in Russian]
9. Klimov E.A. Psychological and pedagogical problems of professional consulting // Znanie. Series Peadogika i psikhologiya. - 1983. - №2.
10. Kovalenok T.P., Kryzhanovskaya I.V. Types of professional direction and cognitive interests of students // Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya. - 2010. - №2. P. 41-50. [in Russian]
11. Konshna Yu.E. Forming professional direction of future medics in "school-higher sc hool" system. Author's transcript. Dis ... kand.ped.nauk. - Ufa, 2004. - 28 p. [in Russian]
12. Lukianova M.S. Link between personal professional direction and students' anxiety level. Kontsept scientific and methodological journal. - 2016. - Vol. 11. P. 1146-1150. -Available at: http://e-koncept.ru/2016/86248.htm [in Russian]
13. Moiseev A.A. Evolution of the main theories of professional direction: essence and content // Sotsialno-gumanitarnye znaniya. - 2017. - № 1. P. 307-315. [in Russian]
s
H
о
о
X
т
s
с;
s
н
о
о
X
X
ф
с;
m >s
го s
Ci о
с о
го ф
х -&
JS о
о Ci
х с
_0 го го Ci s
X о S
s к
о о
о о
ф i_
-& о Ф ï
Ci 2
с к
ф X
s ф
х S
го m о X к s
Ci m
s о
S ц
Ci о
о ^
© m
14. Mutyrova A.S. Pedagogical system of career guidance work at higher school in continuing education conditions. Dis ... kand.ped.nauk. - Astrakhan, 2008. - 190 p. [in Russian]
15. Ovsyannikova o.s. Forming professional stability as a task of students' training at higher school // Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya. - 2016. -Vol. 5. - № 3 (16). P. 96-98. [in Russian]
16. Popova N.A., Degterenko L.N. From the experience of testing a technology of forming the policompetence in the conditions when students choose learning path as WorldsSkills standards are introduced // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2019. - Vol. 11. - No. 4. P. 93-102. [in Russian]
17. Potikha V.P. Forming personal professional direction of college students. Dis ... kand.ped.nauk. - Moscow, 2000. - 199 p. [in Russian]
18. Predeina E.F. Forming social-professional identity of senior school students in humanitarian education conditions. Author's transcript. Dis ... kand.ped.nauk. -Novokuznetsk, 2003. - 19 p. [in Russian]
19. Pryazhnikova E.Yu., Pryazhnikov N.S. Career guidance. - M.: Akademiya, 2005. -496 p. [in Russian]
20. Pustovalova N.F. Forming professional students' direction in the process of teaching foregn languages. Author's transcript. Dis ... kand ped.nauk. - Sanct Petersburg, 1991. -16 p. [in Russian]
21. Sinetsky S.B. On the issue of motivation and student stimulation // Innovatsii v sisteme obrazovaniya. Conference proceedings. - Chelyabinsk, 2014. - P. 49-57. [in Russian]
22. Tarasova O.P., Golovanova T.N. Specifics of persona professional direction influence and career orientation on satisfaction with professional activities of young specialist // Psikhologicheskoe soprovozhdenie obrazovanie: teoriya i praktika. Conference proceedings. - Ioshkar-Ola, STRING, 2017. - P. 353-356. [in Russian]
23. Tovarishcheva F.D. Forming professional direction of rural senior students in vocational education. Author's transcript. Dis ... kand.ped.nauk. - Yakutsk, 2000. - 146 p. [in Russian]
24. Fridman L.M., Volkov I.N. Psychological science tto the teacher. - Moscow: Prosveshchenie, 1985. - 224 p. [in Russian]
25. Yakobson P.M. Psychological problems of human behavior motivation. - Moscow: Prosveshchenie, 1969. - 317 p.
About the authors:
Gordova Tatyana Sergeevna, postgraduate student, Department of Pedagogy and Psychology, International Institute of Design and Service, Chelyabinsk, Russia, email: [email protected]
Grevtseva Gulsina Yakupovna, Professor, Department of Pedagogy and Ethno-cultural Education, Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia, Doctor of Pedagogy, Academic title of Professor, email: [email protected]
For citation: Gordova T.S., Grevtseva G.Ya. Forming the professional direction of personality in the conditions of the changing professional world // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2022. - Vol. 14. - No. 1. P. 114-124. DOI: 10.7442/20719620-2022-14-1-114-124