Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕПРОФЕССИОНАЛЬНО МОТИВИРОВАННОГО ВЫБОРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕПРОФЕССИОНАЛЬНО МОТИВИРОВАННОГО ВЫБОРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / РИСК-ФАКТОР / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОНИТОРИНГ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ДИАГНОСТИКА / PROFESSIONAL MOTIVATION / RISK FACTOR / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / MONITORING / TRAINEE / DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зенгин Сергей Сергеевич, Зенгина Маргарита Сергеевна

Актуальность исследования в данном направлении вытекает из необходимости разрешения противоречия: в условиях непрофессионально мотивированного (случайного) выбора частью студентов образовательного учреждения и специальности реализовать требования, предъявляемые государством к уровню подготовки специалиста. Проблемой исследования стали факторы формирования профессиональной мотивации студентов Дивноморского филиала Негосударственного аккредитованного некоммерческого частного профессионального образовательного учреждения «Северо-Кавказский техникум «Знание»» и выявленные на основе результатов исследования непрофессиональные (случайные) мотивы поступления студентов в образовательное учреждение. Мы предположили, что при понимании и учете в работе условий, способствующих развитию профессиональной мотивации у студентов, можно осуществлять не только адресную целенаправленную деятельность по ее формированию, но и создать внутреннюю образовательную среду, способствующую развитию профессиональной мотивации ее членов. В то же время определение факторов, которые негативно влияют на формирование профессиональной мотивации (риск-факторов), дает понимание того, почему усилия, направленные на решение данной проблемы, не всегда дают ожидаемый результат. Методами исследования являлись: анализ нормативно-правовой базы системы образования России, анкетирование студентов и их родителей, психологический анализ, мониторинг эффективности учебного процесса. В результате исследования авторы пришли к выводам о том, какие составляющие целенаправленной психолого-педагогической деятельности становятся факторами профессиональной мотивации, являющейся важнейшим условием профессионального и личностного становления молодого человека, условием успешности функционирования системы СПО. Также были выявлены факторы непрофессионально мотивированного (случайного) выбора, что как для самих студентов, так и для профессионально-образовательной среды техникума превращается в риск-факторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зенгин Сергей Сергеевич, Зенгина Маргарита Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL MOTIVATION IN STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN CONDITIONS OF UNPROFESSIONALLY MOTIVATED CHOICE OF SPECIALTY

The relevance of the study arises from the need to resolve the contradiction: to implement the requirements imposed by the state for the level of training of a specialist in conditions of unprofessional (random) choice by some students of an educational institution and specialty. The purpose of the study is to disclose the factors of the formation of professional motivation in students of the Divnomorsk Branch of the Non-State Accredited Non-Profit Private Professional Educational Institution “North Caucasus Technical School “Knowledge” and the unprofessional (random) motives for admission of students to the educational institution. It is postulated that with understanding and taking into account the conditions that contribute to the development of professional motivation among students, it is possible to carry out not only targeted activities to form it, but also create an internal educational environment fostering the development of professional motivation of its members. At the same time, the determination of factors that negatively affect the formation of professional motivation (risk factors) provides an understanding of why efforts to solve this problem do not always give the expected result. The research methods include analysis of the regulatory framework of the Russian education system, questionnaire of students and their parents, psychological analysis, and monitoring of the effectiveness of the educational process. As a result of the study, the authors arrived at conclusions about which components of targeted psychological and pedagogical activity became factors of professional motivation. This is the most important condition for the professional and personal formation of a young person, a condition for the success of the secondary vocational education system. Factors of unprofessional (random) choice were also identified, which, both for the students themselves and for the vocational educational environment of the technical school, turned into risk factors.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕПРОФЕССИОНАЛЬНО МОТИВИРОВАННОГО ВЫБОРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ»

УДК 377.5.02 ББК 74.47 З 56

С.С. Зенгин

Аспирант кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»; E-mail: zengins@icloud.com

М.С. Зенгина

Заместитель руководителя по учебно-методической работе Дивноморского филиала НАНЧПОУ «Северо-Кавказский техникум «Знание»»; E-mail: margortek@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

МОТИВАЦИИ СТУДЕНТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕПРОФЕССИОНАЛЬНО МОТИВИРОВАННОГО ВЫБОРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

(Рецензирована)

Аннотация. Актуальность исследования в данном направлении вытекает из необходимости разрешения противоречия: в условиях непрофессионально мотивированного (случайного) выбора частью студентов образовательного учреждения и специальности реализовать требования, предъявляемые государством к уровню подготовки специалиста. Проблемой исследования стали факторы формирования профессиональной мотивации студентов Дивноморского филиала Негосударственного аккредитованного некоммерческого частного профессионального образовательного учреждения «Северо-Кавказский техникум «Знание»» и выявленные на основе результатов исследования непрофессиональные (случайные) мотивы поступления студентов в образовательное учреждение.

Мы предположили, что при понимании и учете в работе условий, способствующих развитию профессиональной мотивации у студентов, можно осуществлять не только адресную целенаправленную деятельность по ее формированию, но и создать внутреннюю образовательную среду, способствующую развитию профессиональной мотивации ее членов. В то же время определение факторов, которые негативно влияют на формирование профессиональной мотивации (риск-факторов), дает понимание того, почему усилия, направленные на решение данной проблемы, не всегда дают ожидаемый результат.

Методами исследования являлись: анализ нормативно-правовой базы системы образования России, анкетирование студентов и их родителей, психологический анализ, мониторинг эффективности учебного процесса. В результате исследования авторы пришли к выводам о том, какие составляющие целенаправленной психолого-педагогической деятельности становятся факторами профессиональной мотивации, являющейся важнейшим условием профессионального и личностного становления молодого человека, условием успешности функционирования системы СПО. Также были выявлены факторы непрофессионально мотивированного (случайного) выбора, что как для самих студентов, так и для профессионально-образовательной среды техникума превращается в риск-факторы.

Ключевые слова: профессиональная мотивация, риск-фактор, среднее профессиональное образование, мониторинг, обучающийся, диагностика.

S.S. Zengin

PhD student of the Department of the Theory and History of Pedagogy and Educational Practice, Armavir State Pedagogical University; E-mail: zengins@ icloud.com

M.S. Zengina

Deputy Head for Educational and Methodological Work of the Divnomorsk Branch of North Caucasus Technical School "Knowledge"; E-mail: margortek@ yandex.ru

FORMATION OF PROFESSIONAL MOTIVATION IN STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN CONDITIONS OF UNPROFESSIONALLY MOTIVATED CHOICE OF SPECIALTY

Abstract. The relevance of the study arises from the need to resolve the contradiction: to implement the requirements imposed by the state for the level of training of a specialist in conditions of unprofessional (random) choice by some students of an educational institution and specialty. The purpose of the study is to disclose the factors of the formation of professional motivation in students of the Divnomorsk Branch of the Non-State Accredited Non-Profit Private Professional Educational Institution "North Caucasus Technical School "Knowledge" and the unprofessional (random) motives for admission of students to the educational institution.

It is postulated that with understanding and taking into account the conditions that contribute to the development of professional motivation among students, it is possible to carry out not only targeted activities to form it, but also create an internal educational environment fostering the development of professional motivation of its members. At the same time, the determination of factors that negatively affect the formation of professional motivation (risk factors) provides an understanding of why efforts to solve this problem do not always give the expected result.

The research methods include analysis of the regulatory framework of the Russian education system, questionnaire of students and their parents, psychological analysis, and monitoring of the effectiveness of the educational process. As a result of the study, the authors arrived at conclusions about which components of targeted psychological and pedagogical activity became factors of professional motivation. This is the most important condition for the professional and personal formation of a young person, a condition for the success of the secondary vocational education system. Factors of unprofessional (random) choice were also identified, which, both for the students themselves and for the vocational educational environment of the technical school, turned into risk factors.

Keywords: professional motivation, risk factor, secondary vocational education, monitoring, trainee, diagnostics.

Важнейшей составляющей и условием результативности среднего профессионального образования является профессиональная мотивация студентов. В основе понятия профессиональной мотивации - представления о ней как психическом явлении, при этом трактуется мотивация по-разному:

- как совокупность мотивов (К.К. Платонов), как процесс формирования мотивов (Е.П. Ильин) [1];

- как внутреннее состояние организма, побуждающее его вести себя определенным образом [2:178];

- как совокупность процессов, которые направляют и поддерживают поведение личности, побуждают ее к достижению целей, определяют активность [3: 28].

Проблему профессиональной мотивации, в том числе в системе среднего профессионального

образования, изучали: В.Е. Бабст, А.В. Батаршев, О.В. Ведута, М.В. Воробьева, И.А Дельгас, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, С.С. Кото-ва, М.В. Максимова, Н.В. Мормуже-ва, Н.С. Пряжников, Н.В. Сорокина, И.И. Хасанова, Т.В Яровова и другие. Психологи трактуют профессиональную мотивацию как действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией [4, с. 386], как совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к трудовой деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

С нашей точки зрения, профессиональная мотивация - это совокупность мотивов, определяющих осознанное профессиональное самоопределение, которое выступает условием успешного профессионального обучения, постоянного профессионального развития и способствует личностному становлению человека. Проблема профессиональной мотивации студентов актуальна для Дивноморского филиала Негосударственного аккредитованного некоммерческого частного профессионального образовательного учреждения «Северо-Кавказский техникум «Знание»». Он расположен на территории муниципального образования «Город-курорт Геленджик» и предлагает специальности среднего профессионального образования: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям), 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 43.02.11 «Гостиничный сервис», 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах», 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения», 40.02.02 «Правоохранительная деятельность».

Понимание значимости подготовки профессионально ориентированного специалиста диктует

необходимость включения в учебно-воспитательный процесс работу, направленную на выявление и развитие уровня профессиональной мотивации, создание в учебном заведении условий, способствующих становлению и развитию профессиональной мотивации у студентов, а также определение факторов, которые негативно сказываются на процессе профессиональной мотивации. Мы полагаем, что при понимании и учете в работе условий, способствующих развитию профессиональной мотивации у студентов, можно осуществлять не только адресную целенаправленную деятельность по формированию профессиональной мотивации, но и таким образом формировать внутреннюю образовательную среду, которая, в свою очередь, будет способствовать развитию профессиональной мотивации ее членов. В то же время определение факторов, которые негативно влияют на формирование профессиональной мотивации (риск-факторов), может дать понимание того, почему усилия, направленные на решение данной проблемы, не всегда дают ожидаемый результат.

Изучая проблему профессиональной мотивации, исследователи-практики в качестве средств мотивации выделяют: профессионализм и личностные качества преподавателя, способность заинтересовать предметом, показать возможности практического использования знаний; мотивировать личным профессиональным опытом [5]; изменение системы взаимодействия и взаимоотношений студента и преподавателя, при которой формируется субъектная позиция студента [5, 6]; создание ситуации успеха для студентов [5, 6]; использование рейтинговой системы оценивания [5]; применение современных образовательных технологий и активных методов обучения [6]; целенаправленную адресную педагогическую работу по формированию профессиональной мотивации обучающихся

[6]; продуктивный уровень организации учебной и производственной практики [6]; формирование благополучного психологического климата в учебных группах [6].

При этом необходимо, на наш взгляд, учитывать базовые посылы основных теорий мотивации. Несмотря на то, что эти теории отражают ценности западной культуры, их цель - эффективная организация производства посредством научной организации системы управления, в них есть идеи, которые успешно заимствуются образованием, в частности, для развития учебной и профессиональной мотивации, которая возрастает, если осуществляется учет особенностей личности (А. Маслоу, К. Олдерфер, В. Врум, Мак Клеланд); есть достижение успеха, «преуспевание» в деятельности (А. Маслоу, Ф. Герцберг); есть признание и одобрение результатов работы (А. Маслоу, Мак Клеланд Э. Локки, Ф. Герцберг); ведется выявление и учет мотивирующих факторов (Ф. Герцберг, В. Врум); есть межличностный контакт (А. Мас-лоу, Мак Клеланд, К. Олдерфер, Мак Грегор); практикуется постановка четко определенных сложных, но выполнимых целей; соучастие в постановке цели (Э. Локки); формируется способность к оценке (мониторингу) собственной деятельности (Э. Локки); работа (учеба) будет интересной и представленной в более привлекательном виде, будет расширен круг функций (обязанностей), повышена степень ответственности (Ф. Герцберг).

Нами представлены те результаты исследования мотивации студентов техникума (1 курс - 106 человек) и информация, полученная в ходе анкетирования родителей (101 человек), которые характеризуют основные тенденции, дают представление о состоянии профессиональной мотивации в образовательном учреждении и помогают выявить негативные факторы, устранение которых может способствовать более раннему

и осознанному формированию профессиональной мотивации. Исходя из утверждения, что в основе профессионального самоопределения личности - осознанный выбор [7], диагностика направлена на выявление степени его осознанности.

Основным инструментом исследования стало анкетирование. С целью получения более правдивой информации вопросы были поставлены так, чтобы выявить, имела ли место реальная мотивация на получение среднего профессионального образования в целом и конкретной специальности в частности. При разработке анкеты в качестве вариантов выбора были предложены ответы студентов набора предыдущего года с учетом этических норм и других общепринятых рекомендаций по составлению вопросов.

Прежде всего, нас интересовал вопрос о том, почему обучающиеся не пошли в 10 класс. Ответы распределились следующим образом (с округлением до десятых). Не пошли в 10 класс потому, что хотели получить среднее профессиональное образование (только 32% студентов). В то же время, понимая, что средняя школа - это ЕГЭ, не идут в 10 класс 33,9% выпускников основной школы. Нежелание оставаться в школе, понимание, что «не потянут», советы учителей - это еще треть. Обучающиеся не пошли в 10 класс (а пришли в учреждение СПО) не столько потому, что желали получить среднее профессиональное образование, сколько потому, что в силу разных причин избегали школы.

Почему многие школьники пытаются избежать ЕГЭ, это проблема отдельного исследования. Предполагаем, что подготовка к ОГЭ в 9 классе дала им представление о подготовке к ЕГЭ в плане учебной, эмоционально-психологической и материальной нагрузки на семью. Обучающимся был задан вопрос по поводу занятий репетиторством в школе по подготовке к ОГЭ. Ответ на данный вопрос также дал нам понимание

того, какая часть студентов может испытывать затруднения в освоении образовательной программы. Анализ ответов на вопрос о занятиях репетиторством в школе при подготовке к ОГЭ дал следующую картину: 63,2% опрошенных занимались репетиторством для подготовки к ОГЭ, прибавим к ним 11,3% не занимавшихся по материальной причине и получим 74,5%: это те, кто столкнулся с проблемой подготовки; полученные данные - показатель того, что обучающиеся «уходят» от ЕГЭ не случайно, а осознавая то, что подготовка к ЕГЭ в средней школе потребует не только напряжения умственного и психологического, но и материального.

Допускаем, что это также следствие психологического прессинга, имеющего место в школе, которая существует в ситуации противоречия: результативность деятельности образовательного учреждения, с одной стороны, характеризуется сохранением контингента, с другой - результативностью ЕГЭ (как для образовательного учреждения в целом, так и для конкретного учителя). Ответ на данный вопрос также дал нам понимание того, какая часть студентов может испытывать трудности в обучении. Только четверть обучающихся признали, что учеба в школе давалась легко (25,5%), следовательно, остальные испытывали в школе затруднения.

Для нас важным было понимание того, насколько выбор специальности был осознанным (в ситуации, когда вопрос ухода из школы был решен). Осознанный выбор, который базируется на устойчивых представлениях о будущей профессии, о ее роли в системе разделения труда, о качествах, необходимых для успешной работы, сделали 64,2% первокурсников. Треть абитуриентов на этапе поступления в техникум не были настроены на конкретную специальность, что косвенно свидетельствует об отсутствии профессиональной мотивации.

Планирование жизни - важнейший признак профессионально ориентированной личности. Планируют работать по специальности после техникума 30,2%, поступить в вуз по этой же специальности - 36,8%, что свидетельствует о том, что мотивация к специальности (профессиональная мотивация) остается у 67%. Интересно, что под «другим» юноши (3 человека) указали службу в армии, девушки - создание семьи, рождение и воспитание детей. В то же время работать не по специальности планируют 8,5%, поступать в вуз на другую специальность -20,8% студентов-первокурсников, что в целом составляет 29,3%, что в определенной степени соотносится с той частью ребят, которые на момент поступления не имели профессиональной мотивации по выбранной специальности.

Ответы на данный вопрос свидетельствуют еще об одном характерном моменте: в общей сложности 45,3% участвовавших в анкетировании (36,8% + 8,5%) планируют поступать в вуз (по специальности и не по специальности), что может свидетельствовать о том, что:

а) высшее образование продолжает оставаться престижным;

б) среднее профессиональное образование многими воспринимается в качестве ступени к высшему образованию.

Студентам также был задан вопрос, который определял личную значимость выбора специальности. Для основной части студентов (67,9%) - это условие их материального благополучия; возможность помощи родителям отметили 14,2% анкетируемых. Специальность как условие иметь в будущем интересную работу рассматривают только 17,9% респондентов. Никто не рассматривает свою специальность как возможность приносить пользу обществу, что свидетельствует об отсутствии социально обусловленного выбора, когда профессия выбирается в соответствии с представлениями

о призвании, долге, ответственности за страну.

Общий вывод проведенного исследования: треть студентов изначально не имеют профессиональной мотивации. Оставшиеся имеют мотивацию не столько собственно к специальности, сколько к различным (социально-экономические) преимуществам, которые она даст в будущем.

Помимо анкетирования, диагностика мотивации обучения в техникуме проводилась по методике Т.И. Ильиной [8], нам было интересно, какой мотив был ведущим у студентов: приобретение знаний, овладение профессией или получение диплома. Данная форма диагностики дала информацию как по каждому студенту, так и в целом по техникуму. Но для нас было важным увидеть мотивацию в разрезе специальностей. Наиболее явно профессиональная мотивация выражена на специальностях: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 43.02.11 «Гостиничный сервис», что можно объяснить вовлеченностью студентов в семейный бизнес (мини-гостиницы, автомастерские);

40.02.02 «Правоохранительная деятельность» (которая объясняется определенными ожиданиями). Мотивация на приобретение знаний преобладает на специальностях:

09.02.03 «Программирование в компьютерных системах», 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям). Мотивация на получение диплома характерна для специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения».

Данная методика используется не только как инструмент диагностики в сочетании с анкетированием, но и как средство мониторинга: после учебной практики, после производственной практики, накануне итоговой аттестации. Данные, полученные в ходе мониторинга, косвенно характеризуют качество преподавания и работы по профориентации,

в том числе работы психолога, организации практики, психологического климата в группах конкретной специальности и определяют перспективы управленческих решений.

Поскольку основная часть абитуриентов поступила в техникум «от противного», не желая идти в 10 класс, нам было интересно узнать мотив родителей, так как они заключали договор на обучение (дети несовершеннолетние). Мы провели анкетирование родителей (101 чел.) на предмет выяснения их мотивации на продолжение обучения детей (после 9 класса) в техникуме по предлагаемым специальностям. Отвечая на вопрос, почему дети не пошли в 10 класс, родители указали следующие причины:

- желание, чтобы дети получили среднее образование, хорошую специальность и начали трудовую деятельность (34,6%);

- обеспечение детям более комфортных условий, чем в школе, в том числе ограждение их от ЕГЭ (32,7%);

- не справляются с детьми и возлагают на техникум большие надежды с точки зрения их воспитания (16,8%);

- боязнь родителей быть привлеченными к административной ответственности за невыполнение своих обязанностей (15,8%).

Определяющими факторами в выборе техникума для родителей стали: близость к дому, советы друзей, знакомых, актуальные для города специальности, семейные предпочтения. Вопрос о выборе специальности в техникуме показал понимание перспективности с точки зрения востребованности будущей профессии в городе и последующей материальной независимости детей, а также с точки зрения продолжения семейного дела. Только 65 (из 101) родителей указали, что их дети сами выбрали специальность (на этапе подачи заявления) и аргументировали свой выбор. Часть родителей указала, что, поздно подав заявление, их дети пошли на те специальности, где

оставались места. Таким образом, и общение с родителями подтвердило факт профессиональной неопределенности части студентов.

Данный вывод диктует необходимость планировать работу по формированию и развитию профессиональной мотивации, так как от нее зависит качество учебного процесса, психологическое состояние студентов, успешность их профессиональной и личной жизни, а также состояние экономики государства в целом, которая напрямую зависит от качества трудового ресурса. Социальная психология выделяет четыре стадии профессионального самоопределения: появление интереса к профессии, профессиональное обучение, профессиональная адаптация и самореализация в труде [9; 10: 313]. Учебное заведение должно обеспечить условия для второй стадии профессионального самоопределения - профессионального обучения и в определенной степени для третьей - профессиональной адаптации. Однако, поскольку изначально профессиональной мотивации у трети студентов не выявлено, учебное заведение вынуждено брать на себя организацию первой стадии - формировать интерес к уже выбранной специальности, параллельно осуществлять первоначальную ориентацию на различные сферы деятельности.

Среди форм профориентацион-ной деятельности, осуществляемой психологом совместно с преподавателями специальных дисциплин и ответственными от баз практик, наиболее результативными выступают: классификация профессий с психологической точки зрения, профессиональное воспитание и профессиональное консультирование [11].

Работа педагогического коллектива совместно с психологом и представителями работодателя по формированию профессиональной мотивации дает определенные результаты, что подтверждается

данными мониторинга. Однако диагностика системы, проводимая на протяжении трех лет (психологические методики выявления мотивации, собственная анкета, беседы со студентами и их родителями), показывает, что количество профессионально мотивированных первокурсников снижается.

Как показала диагностика, часть студентов, поступивших в техникум, не имела профессиональной мотивации, естественно, что их выбор был случайным. Тогда какими мотивами они руководствовались?

В результате работы, проводимой с обучающимися и их родителями, анализа аттестатов и изучения динамики успеваемости мы пришли к определенным выводам.

1. В законодательстве существует определенное противоречие: в соответствии с п. 4 ст. 43 Конституции РФ [12] обязательным является основное общее образование; в то же время Законом РФ «Об образовании в РФ» закреплено в качестве обязательного также среднее образование, но «применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет» [13]. Другими словами, дети, которые не могут или не хотят продолжать обучение в школе (а наше исследование показывает, что это достаточно большой процент поступающих в образовательное учреждение), до 18 лет должны где-то «пересидеть». И этим местом, как правило, становится учреждение среднего профессионального образования; это приводит в нашей ситуации к тому, что, отучившись 2 года (и оплатив обучение), учащиеся забирают документы.

2. «Пересидеть» - это зачастую и установка родителей, к которым в случае необеспечения получения детьми среднего образования до 18 лет применяется санкция в соответствии со статьей 5.35 Кодекса об административных правонарушениях РФ, что рассматривается как неисполнение или ненадлежащее

исполнение ими обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних [14];

3. Для некоторых родителей юношей учеба в техникуме - это возможность получить отсрочку от армии.

4. Исходя из того, что первичным агентом социализации и профессиональной ориентации является семья, мы считаем, что именно она должна формировать первую ступень профессионального становления личности - профессиональный интерес, при этом в идеале - на своем примере. Однако среди семей студентов есть такие, где не работают либо один, либо оба родителя; некоторые из них не работают официально, чтобы получать пособия; зачастую живя на пособия, оплачивая обучение материнским капиталом, семья не старается стать примером профессионального самоопределения. У таких семей сформировано потребительское отношение к социуму, к учебному заведению, к государству, что естественно передается детям.

5. Важнейшим мотивом поступления в учреждение СПО является не профессиональная мотивация, а «уход» от ЕГЭ; можем предположить, что если сделать ЕГЭ в школе по желанию, то этот фактор не будет столь значимым для ухода из школы; это будет мотивировать школьников на то, чтобы раньше определиться с будущей профессией; и можно надеяться, что в СПО придет меньше ребят, психологически задавленных, обиженных на учителей и школу.

6. Большое значение имеет социально-экономическая среда: в городе-курорте сложилась практика, когда учащиеся 8-9-х классов летом работают в семейном бизнесе, устраиваются на работы, не требующие специальной квалификации, но приносящие немалый доход. Это приводит к тому, что уже в таком возрасте дети, получая оплату за

свой труд, осознают свою, как им кажется, финансовую независимость и выходят из-под родительского контроля, у них формируется установка - зарабатывать можно, не имея специальной квалификации; ребята запускают учебу, школа в этих условиях дает понять, что с таким подходом ЕГЭ не сдать; выпускник основной школы выбирает учреждение СПО.

Таким образом, профессиональная мотивация является важнейшим условием профессионального и личностного становления молодого человека, условием успешности функционирования системы СПО. Фактором профессиональной мотивации выступает целенаправленная психолого-педагогическая деятельность, включающая диагностику, мониторинг, оказание психолого-педагогической помощи в адаптационный период, работу над повышением профессионального уровня преподавателя, осуществление практической направленности обучения, организацию практики и создание модели взаимодействия с предприятиями и учреждениями города, личностно-ориентирован-ный подход к становлению и развитию профессиональной мотивации, создание коллектива как учебно-профессиональной среды, психологическое сопровождение процесса становления и развития профессиональной мотивации.

Диагностика показывает, что профессиональная мотивация у определенной части студентов отсутствует. Поэтому образовательное учреждение, используя все возможные ресурсы, должно попытаться ее сформировать либо вовремя подсказать студенту, что неосознанный выбор профессии в будущем может повлечь определенные проблемы.

Факторами непрофессионально мотивированного выбора (неосознанного) зачастую становятся: вынужденная необходимость (или потребность) уйти из школы, необходимость получения среднего образования до

18 лет (чтобы к родителям не применялись меры административного воздействия), уход от ЕГЭ, отсрочка от армии, ощущение себя взрослыми и др., что как для самих студентов, так и для профессионально-образовательной среды техникума превращается в риск-фактор.

Опыт работы показал необходимость психологического

сопровождения развития профессиональной мотивации и профессионального самоопределения. Существуют объективные факторы, которые негативным образом влияют на процесс формирования профессиональной мотивации. Но, насколько государство готово пойти на кардинальные изменения, остается вопросом.

Примечания:

1. Авдиенко Г.Ю. Дифференциальная психология: учеб. пособие для бакалавриата и специалитета. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. 178 с.

2. Кордуэлл М. Психология. А-Я: словарь-справочник / М. Кордуэлл; пер. с англ. К.С. Ткаченко. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. 448 с.

3. Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Управленческая психология: учебник. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. 352 с.

4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб.: Питер, 2000. 560 с.

5. Мормужева Н.В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф., г. Челябинск, декабрь 2013 г. Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 160-163. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4633/ (дата обращения: 18.12.2019).

6. Ведута О.В. Особенности формирования профессиональной мотивации студентов учреждений среднего профессионального образования. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/17674407 (дата обращения: 18.12.2019).

7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. 304с.

8. Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной. URL: http:// testoteka.narod.ru/ms/1/05.html (дата обращения: 18.10. 2019).

9. Красноперова А.Г., Петьков В.А. Технология педагогической поддержки профессиональной социализации обучающихся колледжа // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2019. Вып. 1 (233). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-pedagogicheskoy-podderzhki-professionalnoy-sotsializatsii-obuchayuschihsya-kolledzha (дата обращения: 26.02.2020).

10. Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология: учебник. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М., 2005. 336 с.

11. Nkechi T.E. The role of Guidance and Counselling in effective teaching and learning in schools. 2016. URL: https://www.researchgate.net/publication/324209919_ The_role_of_Guidance_and_Counselling_in_effective_teaching_and_learning_in_ schools (дата обращения: 26.02.2020).

12. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года). URL: https://www.garant.ru/doc/constitution/.(дата обращения: 18.12.2019).

13.Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [с изм. 2019 г.]. URL: https://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f451 1a0f5d18289c6432/ (дата обращения: 05.11.2019).

14. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.02.2019). URL: http://koapkodeks-rf.ru/Ддата обращения: 15.01. 2020).

References:

1. Avdienko G.Yu. Differential Psychology: a manual for Bachelor course and specialty. 2nd ed., revised and enlarged. M.: Urait, 2019.178 pp.

2. Cordwell M. Psychology. AZ: a dictionary reference book / M. Cordwell; transl. from English by K.S. Tkachenko. M.: FAIR-PRESS, 2002. 448 pp.

3. Volkogonova O.D., Zub A.T. Management Psychology: a textbook. M.: FORUM: INFRA-M, 2009. 352 pp.

4. Practical works on general, experimental and applied psychology: a manual / general. ed. by A.A. Krylov, S.A. Manichev. SPb.: Piter, 2000. 560 pp.

5. Mormuzheva N.V. Motivation for teaching students of professional institutions // Pedagogy: traditions and innovations: proceedings of the IV Intern. scient. conf., Chelyabinsk, December 2013. Chelyabinsk: Two Komsomol members, 2013. P. 160163. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4633/ (access date: 18.12.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Veduta O.V. Features of the formation of professional motivation of students of secondary vocational education institutions. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/17674407 (access date: 18.12.2019).

7. Klimov E.A. Psychology of professional self-determination. M.: Academia, 2004. 304 pp.

8. The methodology of studying the learning motivation at higher school of T.I. Ilyina. URL: http://testoteka.narod.ru/ms/y05.html (access date: 18.10.2019).

9. Krasnoperova A.G., Petkov V.A. Technology of pedagogical support of students' professional socialization at college // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2019. Iss. 1 (233). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/tehnologiya-pedagogicheskoy-podderzhki-professionalnoy-sotsializatsii-obuchayuschihsya-kolledzha (access date: 26.02.2020).

10. Sosnin V.A., Krasnikova E.A. Social Psychology: a textbook. M.: FORUM: INFRA-M., 2005. 336 pp.

11. Nkechi T.E. The role of Guidance and Counselling in effective teaching and learninginschools.2016.URL:https://www.researchgate.net/publication/324209919_ The_role_of_Guidance_and_Counselling_in_effective_teaching_and_learning_in_ schools (access date: 26.02.2020).

12. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993). URL: https://www.garant.ru/doc/constitution/ (access date: 18.12.2019).

13. On education in the Russian Federation: Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ [as amended in 2019]. URL: https://base.garant.ru/70291362/4c3e-49295da6f4511a0f5d18289c6432/ (access date: 05.11.2019).

14. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses: Federal Law of December 30, 2001 No. 195-FZ (as amended on February 4, 2019). URL: http://koap-kodeksrf.ru/.( access date: 15.01.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.