Шершнёва Т. В. Анализ профессиональной направленности личности современных студентов // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 3 (87). С. 145-150.
Shershniova T. V. Analysis of the professional orientation of the personality of modern students. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2020. No. 3 (87). Pp. 145-150. (In Russ.)
УДК 159.9
Т. В. Шершнёва
Белорусский национальный технический университет, Минск, Беларусь
АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ
Шершнёва Татьяна Викторовна — кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой «Психология».
E-mail: shershniova_t@mail. ru
В статье обоснована актуальность проблемы формирования профессиональной направленности личности студентов инженерных специальностей. Профессиональная направленность рассматривается как особый вид направленности личности, связанный с профессиональным самоопределением и развитием, влияющий на формирование ключевых компетенций, отношения к профессии, личностного смысла трудовой деятельности, карьерных ориентаций. В ходе эмпирического исследования выявлены доминирующая направленность личности, карьерные ориентации и уровень профессиональной направленности студентов инженерных специальностей. Проанализированы мотивы профессиональной деятельности, установлено, что более половины респондентов имеют оптимальный мотивационный комплекс, характеризующийся доминированием внутренней мотивации профессиональной деятельности. Подчеркивается необходимость психологического сопровождения формирования профессиональной направленности личности и карьерных планов в период обучения.
Ключевые слова: направленность личности, профессиональная направленность, мотивация, ценности, карьера, карьерные ориентации.
T. V. Shershniova
Belarusian National Technical University, Minsk, Belarus
ANALYSIS OF THE PROFESSIONAL ORIENTATION OF THE PERSONALITY OF MODERN STUDENTS
Shershniova Tatyana V. — Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Psychology.
E-mail: shershniova_t@mail. ru
The article substantiates the relevance of the problem of forming the professional orientation of the personality of students of engineering specialties. Professional orientation is considered as a special type of personality orientation related to professional self-determination and development, affecting the formation of key competencies, attitude to the profession, personal meaning of labor activity, career orientations. The empirical study revealed the dominant orientation of the personality, career orientations and the level of professional orientation of students in engineering specialties. The motives of professional activity were analyzed, it was established that more than half of the respondents have an optimal motivational complex characterized by the dominance of internal motivation of professional activity. The need for psychological support for the formation of a professional orientation of the individual and career plans during the training period is emphasized.
Keywords: orientation of the personality, professional orientation, motivation, values, career, career orientations.
Актуальность проблемы формирования профессиональной направленности личности современных студентов определяется рядом объективных условий. Во-первых, происходящие в мире экономические, политические, социокультурные и духовные преобразования приводят к тому, что необходимо пересматривать механизмы социального развития на всех уровнях, что неизбежно приводит к таким же тенденциям в сфере образования. Во-вторых, по мнению многих специалистов, для современной ситуации характерна смена образовательных парадигм. Профессиональная подготовка специалиста базируется на компе-тентностном подходе и концепции образования на протяжении всей жизни, а формирование компетентности и самообразование, дополнительное, а также послевузовское образование определяются профессиональной направленностью личности. В-третьих, изменилась система ценностей современной молодежи. Исследования советского периода указывали на то, что ведущими в структуре ценностей студентов являлись успешность профессиональной деятельности, полезность обществу. Современные исследования акцентируют внимание на произошедшей за последние десятилетия трансформации ценностных ориен-таций молодежи: ведущими становятся ценности личного благополучия (материальное благосостояние, независимость, саморазвитие, любовь, счастливая семейная жизнь, здоровье). Эти изменения неизбежно отражаются на формировании профессиональной направленности студентов
Проблема профессиональной направленности личности рассматривалась в трудах многих педагогов и психологов: Б. Г. Ананьева, С. И. Архангельского, Ю. К. Бабанского, Е. П. Белозерцева, В. П. Беспалько, А. А. Бодалева, П. Я. Гальперина, С. И. Зиновьева, З. Ф. Есаревой, Т. А. Ильиной, И. Ф. Исаева, В. А. Крутецкого, В. П. Кузовлева, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна, В. А. Сластенина, Н. Ф. Талызиной, Г. И. Щукиной, В. А. Ядова и др.
Понятие направленности личности по-разному трактуется в концепциях отечественных исследователей: как система отношений, система мотивационных комплексов, система регуляции поведения, основанная на социально-психологических установках личности. Направленность личности можно определить как совокупность устойчиво характеризующих человека побуждений [5]. Направленность личности всегда обусловлена социальными факторами и формируется в процессе воспитания. Мотивация деятельности формируется под влиянием структурных компонентов, определяющих направленность личности. Этими компонентами выступают: влечения, желания, стремления, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение и убеждения [6]. Все компоненты направленности личности теснейшим образом связаны между собой. Выделяют следующие виды направленности: личную, деловую, социальную, эмоциональную, а также направленность на взаимные действия [2].
Особым видом направленности личности является профессиональная, формирование которой связывается с профессиональным самоопределением и развитием. Профессиональная направленность является интегральной характеристикой мотивации профессиональной деятельности, которая определяется побуждениями в мотивационной сфере и выражается в интересах, отношениях и целенаправленных усилиях в труде [3]. Профессиональная направленность влияет на формирование ключевых компетенций, отношения к профессии, личностного смысла трудовой деятельности, проявляется в карьерных ориен-тациях студентов.
Карьерные ориентации рассматриваются как диспозиция в контексте профессионализации, обладающая для индивида устойчивым жизненным смыслом и реализующая функцию выбора первостепенного направления профессионального продвижения, а также как совокупность поведенческих паттернов в ходе профессиональной самореализации. Карьерные ориентации — это совокупность потребностей, ценностей и способностей, реализа-
ция которых значима для индивида при осуществлении профессионального выбора и развития [1]. Карьерные ориентации отражают направленность личности студента на конкретные нормы и ценности в сфере карьеры [8]. Иерархия карьерных предпочтений претерпевает изменения на протяжении всего периода обучения, за исключением преобладающего якоря карьеры [7].
Юношеский возраст, в котором находятся большинство студентов на первой ступени обучения, содержит необходимые предпосылки, позволяющие личности активно строить собственное будущее, планировать его и преобразовывать в соответствии со своими возможностями. В юношеском возрасте происходит активное становление нравственных ориентиров и мировоззренческих установок личности [4]. Период овладения профессией необходимо использовать для формирования профессиональной направленности личности. Однако ранее проведенное автором на базе инженерно-педагогического факультета Белорусского национального технического университета (далее — БНТУ) исследование направленности профессионального развития будущих педагогов-инженеров свидетельствует о том, что большая часть студентов ограничиваются достижением определенной стабильности (учебной и личностной), а формирование жизненных стратегий происходит недостаточно эффективно. Образ будущего в сознании юношей и девушек недостаточно структурирован, настоящее и прошлое оценивается негативно, карьерные ориентации, цели несколько размыты, и, как правило, функции по их реализации возлагаются на окружающих и некоторые ситуативные переменные, планы по самореализации отсутствуют [8].
Трудовая деятельность инженера многогранна. Он не только осуществляет разработку, внедрение технологических процессов в производство и контроль за ними, но и принимает управленческие решения, руководит персоналом, его адаптацией и развитием, контролирует обеспечение безопасных условий труда и др., в силу чего изучение профессиональной направленности личности студентов инженерных специальностей представляет особый интерес. В исследовании приняли участие 116 юношей и девушек в возрасте от 18 до 20 лет.
На начальном этапе исследования была определена ведущая направленность личности студентов. Для этого использовалась методика диагностики направленности личности Б. Басса (в адаптации чешских психологов В. Смекала и М. Кучера), которая позволяет выявить, к чему человек в действительности стремится, определить его ценности. Методика основана на словесных реакциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связанных с работой или участием в них других людей. Ответы в таком случае зависят от того, какие виды вознаграждения и удовлетворения предпочтительны для субъекта.
Для диагностики профессиональной направленности студентов использовались две методики: тест-опросник для определения уровня профессиональной направленности студентов Т. Д. Дубовицкой, позволяющий охарактеризовать степень выраженности стремления обучающегося к овладению профессией и желания в дальнейшем трудиться по избранной специальности, а также методика «Изучение мотивации профессиональной деятельности» К. Замфир (в модификации А. А. Реана), позволяющая определить мотиваци-онный комплекс личности, в который включена внутренняя мотивация (далее — ВМ), внешняя положительная мотивация (далее — ВПМ) и внешняя отрицательная мотивация (далее — ВОМ).
На следующем этапе выявлялись доминирующие карьерные ориентации студентов инженерных специальностей. В качестве психодиагностического инструментария использовалась методика «Якоря карьеры», разработанная Э. Шейном (адаптированная В. А. Чи-кер, В. Э. Винокуровой). Методика предназначена для выявления структуры карьерных
ориентаций личности и доминирующей ориентации в выборе карьеры, предпочтения личности в выборе профессионального пути. С помощью методики можно выявить следующие основные карьерные ориентации, или «якоря» (в терминологии авторов методики): 1) профессиональная компетентность; 2) менеджмент; 3) автономия; 4) стабильность (работы и места жительства); 5) служение; 6) вызов; 7) интеграция стилей жизни; 8) предпринимательство.
При анализе результатов диагностики направленности личности студентов инженерных специальностей с помощью методики Б. Басса (в адаптации В. Смекала и М. Кучера) было выявлено, что у 61,2 % респондентов доминирует направленность на задачу (деловая направленность), у 20,7 % — на взаимодействие и у 18,1 % — на себя (личностная направленность). Таким образом, большинство будущих инженеров стремится как можно лучше выполнять возложенные на них функции, способны в интересах дела отстаивать собственное мнение, ориентированы на деловое сотрудничество, что характеризует деловую направленность личности.
Анализ результатов диагностики уровня профессиональной направленности студентов, полученных с помощью методики Т. Д. Дубовицкой, показал, что у большинства испытуемых (62,9 %) высокий уровень профессиональной направленности, у 36,2 % студентов — средний уровень. Низкий уровень профессиональной направленности выявлен у одного студента (0,9 %). Полученные данные позволили сформулировать следующий вывод: у принявших участие в исследовании студентов в высокой степени выражено стремление к овладению избранной профессией; в дальнейшем они стремятся работать по избранной специальности и совершенствоваться в ней; их свободное от учебы время наполнено активностью, связанной с будущей профессиональной деятельностью.
Анализ данных диагностики мотивации профессиональной деятельности будущих инженеров, полученных с помощью методики К. Замфир, позволил установить, что 52,6 % студентов, принявших участие в исследовании, имеют оптимальный мотивационный комплекс: у 55,7 % из них преобладает внутренняя мотивация (мотивационный комплекс имеет следующее сочетание: ВМ > ВПМ > ВОМ), у 44,3 % из них выявлены равные показатели внутренней и внешней положительной мотивации (мотивационный комплекс ВМ = ВПМ > ВОМ). Студенты из данной группы мотивированы содержанием профессиональной деятельности, стремлением к профессиональной самореализации, к успешному достижению поставленных целей, к инновационной деятельности. У одного респондента (0,9 %) в исследуемой выборке был выявлен неоптимальный мотивационный комплекс — с преобладанием внешней отрицательной мотивации (мотивационный комплекс ВОМ > ВПМ > ВМ). Профессиональная деятельность в этом случае характеризуется доминированием мотивации избегания, что в дальнейшем может негативно сказываться как на эффективности профессиональной деятельности, так и на степени удовлетворенности ею, психическом состоянии субъекта. Остальные испытуемые (46,5 %) характеризуются промежуточными мотивационными комплексами, в которых чаще всего преобладает внешняя положительная мотивация профессиональной деятельности (55,6 % из них).
Наиболее выраженными карьерными ориентациями у будущих инженеров являются: профессиональная компетентность, предпринимательство, автономия, интеграция стилей жизни и вызов. Студенты с доминирующей ориентацией на профессиональную компетентность обладают способностями и талантами в предпринимательской деятельности, хотят быть мастерами своего дела, стремятся достигать успеха в профессиональной сфере. Они склонны быстро терять интерес к работе, которая не позволяет им развивать свои способности и реализовать свой потенциал. Эти студенты ищут признания своих достижений, что должно выражаться в статусе, соответствующем их мастерству. Будущие инженеры,
Т. В. ШЕРШНЕВА
149
ориентированные на предпринимательство, обладают стремлением создавать нечто новое, преодолевать препятствия, готовностью к риску. Они не желают работать на других, а хотят иметь свое дело, финансовую независимость. Они готовы продолжать свое дело, даже если сначала они будут терпеть неудачи и им придется серьезно рисковать. Респонденты с доминирующей ориентацией на автономию обладают ярко выраженной потребностью всё делать по-своему: самостоятельно решать, когда, над чем и сколько работать. Они не желают подчиняться правилам организации, а хотят их создавать. Они выбирают ту деятельность, которая обеспечивает достаточную степень свободы. Студенты с доминирующей ориентацией на интеграцию стилей жизни стремятся к тому, чтобы семья, карьера и саморазвитие были сбалансированы и гармоничны. Они больше ценят определенный образ жизни, который позволяет им самореализовываться в разных сферах, чем успешность карьеры. Жертвовать чем-то одним ради другого (семьей, карьерой, личными интересами и др.) они не склонны. Юноши и девушки с доминирующей ориентацией на вызов ориентированы на конкуренцию, победу над другими, преодоление препятствий, разрешение трудных задач. Они ориентированы на то, чтобы бросать вызов. Процесс борьбы и победа важнее для них, чем определенная область деятельности или квалификация. Большой ценностью для них является новизна и разнообразие задач. Менее выражены у будущих инженеров карьерные ориентации «менеджмент» и «служение». У студентов пока еще не проявляется стремление управлять людьми, проектами и др., власть для них не имеет первостепенного значения. Возможно, это связано с тем, что студенты младших курсов, принимавшие участие в исследовании, осознают свою неготовность принимать управленческие решения и нести ответственность за результаты профессиональной деятельности других людей, что обусловлено отсутствием профессионального опыта. Стремление приносить пользу людям, обществу (ориентация на служение) у современных студентов не относится к доминирующим ценностям. Ради материального благополучия, которое может обеспечить работа, они готовы изменить свои цели и забыть о системе ценностей. Наименее выраженными в исследуемой выборке оказались карьерные ориентации «стабильность места работы» и «стабильность места жительства». Они заняли последние места в структуре карьерных ориентаций личности современных студентов, что говорит об их готовности к переезду ради новой работы, к командировкам, об отсутствии потребности в длительном контракте с минимальной вероятностью увольнения и расширенными социальными гарантиями. Они способны гибко приспосабливаться к динамично изменяющимся требованиям рынка труда и нанимателя, хотят самостоятельно управлять своим профессиональным развитием и карьерой.
Таким образом, у большинства опрошенных студентов доминирующей направленностью личности является деловая, уровень их профессиональной направленности можно охарактеризовать как высокий. Большая часть будущих инженеров имеют оптимальный мотивационный комплекс, в котором преобладает внутренняя мотивация профессиональной деятельности. Для развития профессиональной направленности личности студентов инженерных специальностей на этапе первичной профессионализации в процессе подготовки к профессии необходимо развивать организаторские, коммуникативные и рефлексивные способности будущих выпускников, а также внутренние мотивы профессиональной деятельности, интерес к ее содержанию, и мотивацию достижения, необходимо стремиться к актуализации потребности в постоянном самосовершенствовании и саморазвитии, формировать готовность к инновационной деятельности. Психологической службе университета следует особое внимание уделять формированию готовности студентов к осознанному планированию карьеры. Основными формами психологического сопровождения при этом могут быть: психологическое консультирование по вопросам профессио-
нального роста и карьеры; индивидуальная помощь в построении плана карьеры, разработке и определении путей ее достижения; организация обучающих семинаров, деловых игр, проведение тренингов, направленных на осмысление будущими специалистами особенностей профессиональной деятельности. Психологическое сопровождение процесса формирования профессиональной направленности личности, построения карьерных планов будущими специалистами, осознания ими своих мотивов, потребностей, развития профессионально важных качеств, способностей, внутренней мотивации деятельности в сочетании с индивидуальной работой студентов по профессиональному саморазвитию в дальнейшем поможет им реализовать свой личностный потенциал и в значительной степени определит высокую продуктивность трудовой деятельности, успешность их карьеры, профессионального развития и самореализации.
Библиографический список
1. Егорова У. Г. Карьерные ориентации в студенческом возрасте // Известия Самарского научного центра РАН. 2017. № 6. С. 26-30.
2. Петричкив О. Основы психологии и педагогики [Электронный ресурс]: конспект лекций. URL: https://studfile.net/preview/6828597/page: 10/ (дата обращения: 14.11.2020).
3. Профессиональная направленность студентов [Электронный ресурс]. URL: https://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=5007 (дата обращения: 17.11.2020).
4. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 651 с.
5. Сивцова А. В., Колмогорова Н. С. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учеб. пособие. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2008. URL: http://txtb.ru/149/26.html (дата обращения: 14.11.2020).
6. Структура направленности личности [Электронный ресурс]. URL: https://studopedia.ru/20_18619_struktura-napravlennosti-lichnosti.html (дата обращения: 17.11.2020).
7. Харланова Т. Н. Развитие карьерных ориентаций студенческой молодежи в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2016. 26 с.
8. Шершнёва Т. В. Направленность профессионального развития личности будущих педагогов-инженеров // Актуальные проблемы психологии труда: теория и практика: материалы Между-нар. науч.-практ. конф. (24 ноября 2017 г., Красноярск) / СибГУ им. М. Ф. Решетнева. Красноярск, 2017. С.51-55.