Научная статья на тему 'К вопросу формирования профессиональной направленности личности у студентов технического профиля'

К вопросу формирования профессиональной направленности личности у студентов технического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / PROFESSIONAL ORIENTATION / MOTIVATION / COGNITIVE INTEREST / INTERSUBJECT COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омельченко Светлана Владимировна, Прохоров Александр Владимирович

В статье рассматриваются вопросы формирования профессиональной направленности личности студентов технических специальностей с психологических позиций. Проводится анализ отдельных компонентов, формирующих профессиональную направленность личности студента колледжа, с точки зрения мотивационных и познавательных категорий и их влияния на уровень профессионального и творческого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE FORMATION OF ENGINEERING STUDENTS’ PROFESSIONAL PERSONALITY ORIENTATION

The article deals with questions concerning the formation of engineering students’ professional personality orientation from the psychological point of view. Special components forming this personality orientation are analyzed according to conative-cognitive categories and their influence on the level of professional and creative development.

Текст научной работы на тему «К вопросу формирования профессиональной направленности личности у студентов технического профиля»

Am 7universum.com

UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Омельченко Светлана Владимировна

канд. пед. наук,

Южно-Уральский государственный университет,

РФ, г. Челябинск E-mail: svom@mail.ru

Прохоров Александр Владимирович

канд. техн. наук, доцент, Южно-Уральский государственный университет,

РФ, г. Челябинск

ON THE QUESTION OF THE FORMATION OF ENGINEERING STUDENTS’ PROFESSIONAL PERSONALITY ORIENTATION

Omelchenko Svetlana

Candidate of Pedagogic Sciences, National Research South Ural State University,

Russia, Chelyabinsk

Prokhorov Alexander

Candidate of Engineering Sciences, Associated Professor, National Research South Ural State University,

Russia, Chelyabinsk

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы формирования профессиональной направленности личности студентов технических специальностей с психологических позиций. Проводится анализ отдельных компонентов, формирующих профессиональную направленность личности студента

Омельченко С.В., Прохоров А.В. К вопросу формирования профессиональной направленности личности у студентов технического профиля //

Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2014. № 5-6(6) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/1375

колледжа, с точки зрения мотивационных и познавательных категорий и их влияния на уровень профессионального и творческого развития.

ABSTRACT

The article deals with questions concerning the formation of engineering students’ professional personality orientation from the psychological point of view. Special components forming this personality orientation are analyzed according to conative-cognitive categories and their influence on the level of professional and creative development.

Ключевые слова: профессиональная направленность, мотивация,

познавательный интерес, межпредметные связи.

Keywords: professional orientation, motivation, cognitive interest, intersubject communications.

Профессиональная направленность как педагогическое понятие относится к одной из центральных категорий педагогики профессионального образования. В педагогическом словаре «направленность личности» раскрывается как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от начальных ситуаций. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека [4, с. 348]. Понятие «профессиональный» раскрывается как «относящийся к какой-либо профессии, связанный с профессией, занимающийся чем-либо как профессией» [3, с. 343].

Опираясь на теоретическое осмысление проблемы исследования, мы пришли к выводу, что на формирование профессиональной направленности личности студента влияют его ценностные ориентации, которые проявляются через ряд признаков, свойственных прежде всего внутренней структуре личности. Ценностные ориентации связаны с такими компонентами личности как интересы, потребности, способности, мотивы т. д.

В современных науках о человеке большое внимание уделяется созданию систем мотивации любой деятельности, в том числе учебной. Понятие «мотив» раскрывается как «осознанные, являющиеся свойством личности побуждения и деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей» [2, с. 73]. В плане воздействия создание мотивов можно обозначить как мотивацию — систему факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека. Мотивация к профессиональной деятельности определяется соответствующей направленностью, наличием смысла в этой деятельности, профессиональными установками человека.

Под стимулированием мотивационно-ценностного отношения к профессии мы будем понимать целенаправленную деятельность по созданию устойчивой потребности у студентов к овладению и постоянному совершенствованию своей профессиональной культуры.

Мы придерживаемся общей точки зрения, что мотивация учащегося должна осуществляться на протяжении всей учебной деятельности и находить отражение в каждом из ее компонентов — смысловом, когнитивном и деятельностно-практическом [5, с. 103]. Так, в смысловом компоненте мотивационно-ценностное стимулирование осуществляется через развитие убеждения студента в его профессиональной пригодности, понимание необходимости воспитания в себе профессионально важных качеств. При этом в качестве мотивов выступают интерес к профессии и склонность заниматься ею; самораскрытие и самовыражение, обусловленное потребностями личности; самосознание личности в условиях взаимодействия с профессией.

В когнитивном компоненте мотивационно-ценностное стимулирование осуществляется через раскрытие студентам профессиональных ценностей и идеалов, гражданской позиции и нравственно-эстетического кругозора. Развитие мотивации личности в данном компоненте осуществляется преимущественно в таких методиках, в которых основным средством

воздействия оказывается слово. Исходя из этого, нами были выбраны такие формы работы со студентами, как беседа, семинар, обсуждение.

В деятельностно-практическом компоненте мотивационно-ценностное стимулирование осуществляется через понимание студентами необходимости формирования профессиональной культуры как способа актуализации и реализации собственной личности, как особого пути профессионального становления, а также через систему заданий, которые включают в себя наличие проблемы или противоречия, не содержат прямых указаний на средства и приемы решения, поэтому требуют со стороны студентов поисковой работы, вызывают интерес и затруднение у студентов, а также психологическую готовность к ее решению.

Для стимулирования мотивационно-ценностных отношений студентов к выбранной профессии мы выбрали следующие методы: проблемно-

поисковый и практического обучения, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Побудительными мотивами применения профессиональных знаний, умений и навыков выступают более высокая интенсивность работы, самостоятельность, предметная новизна, необычность занятия и пр.

Таким образом, стимулирование мотивационно-ценностных отношений к профессии побуждает студентов к интеллектуальной активности, самостоятельному решению профессиональных задач, а также устойчивой потребности к овладению и постоянному совершенствованию своей профессиональной культуры.

Положительное эмоциональное отношение к объекту или предмету познания находит выражение в интересе личности. Интерес рассматривается не как врожденное и неизменное свойство личности, а как сложное отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира. По мнению Г.В. Щукиной, познавательный интерес есть «избирательная направленность

личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [6, с. 13].

Познание в психологии и педагогике рассматривается как процесс накопления духовных ценностей, отражающих законы природы, общества, межличностных отношений людей, жизни самого человека.

Исходя из этого, мы считаем, что путь обобщения, отыскания закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы, путь овладения все более сложными и совершенными умениями непосредственно влияет на уровень профессионального и творческого развития студентов и их познавательный интерес. Достижение этого мы связываем с применением межпредметных связей в процессе обучения.

Межпредметные связи — это многоуровневая и многоаспектная проблема. Ее можно рассматривать на уровне знаний учащихся, их активной деятельности и формирования мировоззрений. Нас интересует дидактический аспект межпредметных связей на уровне формирования профессиональной направленности личности студентов.

При выработке у студентов умений систематизировать и обобщать знания мы опирались на требования, предъявляемые к формированию научных обобщений, сформулированные С.И. Архангельским:

• знания студентов тем содержательнее и глубже, чем больше свойств и отношений они фиксируют, чем больше рождают ассоциаций;

• для формирования обобщений существенное значение приобретает комплексная подготовка по всем предметам;

• отбор информации для усвоения и успешного ее обобщения можно ускорить за счет организации мыслительной деятельности;

• преподавание должно идти не по пути наращивания знаний, а в направлении раскрытия сущности наук, их итогов, в виде обобщений [1, с. 8].

Формирование личности студента как профессионала во многом зависит от того, в какой степени тематические и учебные планы обеспечивают

раскрытие взаимосвязи и преемственности между дисциплинами, а также от умения преподавателя вызывать и постоянно поддерживать интерес студентов к выявлению таких связей.

Таким образом, использование межпредметных связей в учебном процессе позволит повысить интерес студентов к своей профессиональной деятельности, стремление заниматься ею и самосовершенствоваться в ней.

Список литературы:

1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности и методы: учебно-методическое пособие. — М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.

2. Днепров С.А. Педагогика в терминах и понятиях: пособие-справочник для самообразования / С.А. Днепров, В.М. Кадневский. — Омск: Издательство ОмГУ, 2006. — 191 с.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1987. — 750 с.

4. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. — Мн.: Современное слово, 2005. — 720 с.

5. Педагогика профессионального образования / Под. ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.

6. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. — М.: Политиздат, 1971. — 351 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.